Ламповый усилитель для электрогитары своими руками схемы

Делаем ламповый гитарный усилитель своими руками

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Многие музыканты пользуются для записи своей игры и выступлений на концертных площадках звукоусиливающей аппаратурой, особенно те из них, кто играет на музыкальных инструментах, имеющих относительно слабый и непродолжительный звук. К таким относятся все за редким исключением струнники, особенно электрогитаристы, инструменты которых без усилителя вообще, можно сказать, не воспроизводят никакого звука. В том же положении находятся и музыканты других профилей, играющие на электронных или электрических музыкальных инструментах.

Недостаточно сильный звук наблюдается у мелких духовых инструментов (флейта, губная гармошка, свирель и другие дудки). В больших концертных залах даже баян и аккордеон будут слышны довольно слабо. Имеется, конечно, и электропианино, созданное не только лишь для получения дополнительных эффектов, но и для того, чтобы конкурировать с другими инструментами даже на таких концертных площадках, как стадионы и лётные поля.

Рассмотрим в этой статье особенности ламповых гитарных усилителей для дома и их монтаж собственными силами.

Особенности

Для гитаристов, особенно тех, кто выступает на концертах или играет на электрогитаре, очень важно подобрать хороший усилитель, выдающий качественные звуки гитары. Однако далеко не все начинающие музыканты имеют возможность приобрести дорогостоящее оборудование известных фирм, занимающихся выпуском такой аудиотехники.

Давно известно, что наиболее натуральный звук могут произвести ламповые гитарные усилители (комбики). Этот звук не идёт ни в какое сравнение с современными усилителями на микросхемах и транзисторах — только лампа может выдать звуки с абсолютно чистыми, равномерными и очаровывающими слушателя басами или мелодичными высокими частотами. Но стоимость даже непрофессиональных ламповых усилителей, произведённых мировыми брендами, на порядок выше любого аналогичного по мощности комбика на полупроводниках.

Правда, у ламповых усилителей имеются некоторые недостатки, которые отсутствуют в аналоговых устройствах. К ним относятся:

  • громоздкость и большая масса готового изделия;
  • недостаточная надёжность ламп по сравнению с транзисторами;
  • сильный нагрев деталей, что может привести к повреждениям электрической цепи и выходу из строя некоторых составляющих;
  • закономерный дефицит необходимых ламп из-за широкого распространения электронных устройств и постепенного сворачивания производства деталей для устаревшего аудиооборудования и техники.

Однако эти затруднения не останавливают музыкантов на пути к получению качественного звука своих гитар. Поэтому нередко гитаристы стараются подобрать подходящий для дома самодельный вариант усилителя на лампах, а потом собирают его своими руками, что, несомненно, обходится намного дешевле заводского устройства.

Подобрав для себя лучший вариант, следует хорошо проанализировать его схему, советуясь по возможности со специалистами, выписать перечень необходимых деталей как для электрической схемы усилителя, так и для его основы (шасси), на которой размещается весь комплект деталей и производится монтажной цепи между ними.

Инструменты и материалы

Для домашних занятий по игре на гитаре либо записи отдельных произведений вполне подойдет простой гитарный усилитель на лампах и других деталях, обеспечивающих выходную мощность звука в пределах 1,5-3,0 Вт. Этого будет достаточно, чтобы успешно потренировать технику игры, сделать качественную запись только что разученной пьесы или песни под собственный аккомпанемент на акустической гитаре и, конечно, слегка подействовать на нервы ближайшим соседям. Поэтому можно выбрать вариант самодельного усилителя с такими деталями для электрической схемы:

  • лампа-триод 6Н1П (или её аналоги: 6Н3П, 6Н2П, 6Н23П), необходимая для предварительного (входного) каскада всей схемы;
  • лампа 6П14П (пентод), участвующая на оконечном (выходном) каскаде схемы;
  • выходной звуковой трансформатор ТВЗ-1-1, рассчитанный на токовую нагрузку в пределах 8 Ом и мощность 3 Вт (можно заменить на аналог ТВЗ-1-9, который рассчитан лишь на нагрузку не более 4 Ом, или неспециализированные трансформаторы типа ТВК, но они не смогут качественно подавлять искажения звуков);
  • резистор входа на 560 кОм;
  • резистор на катоде лампы-триода на 0,5 Вт, на аноде – 0,5-1,0 Вт;
  • конденсатор в шунте с катодным резистором лампы-триода с максимальной ёмкостью и напряжением около 10 В;
  • конденсатор на линии связи между каскадами должен быть напряжением от 300 В, а переменный резистор на этой же линии может быть с параметрами от 100 кОм до 1000 кОм;
  • резистор на катоде пентодной лампы должен быть более мощный, нежели на входной лампе (порядка 2 Вт), при сопротивлении в 120 Ом, а шунтирующий конденсатор иметь меньшую ёмкость по сравнению с шунтом в схеме триода;
  • динамик на 8 Ом.
Читайте также:  Поилки индоуткам своими руками

Для платформы можно применить в качестве материала толстый дюралевый лист, согнув его в компактную форму, напоминающую коробку без нижней стороны, или же купить готовое изделие. Некоторые пользователи используют для платформы под усилок старый компьютерный корпус, отпиливая от него часть крышки по нужным размерам.

Кроме того, из материалов нужны будут провода для монтажа электрической цепи усилителя, а также шнуры и вилка подключения устройства к сети 220 В. Сразу нужно позаботиться о гнёздах и шнуре для подключения инструмента к усилителю.

Из монтажных инструментов следует подготовить паяльное оборудование и припой, ножовку по металлу, электродрель с набором сверл по металлу, надфили и наждачную бумагу, метчики, винты и отвертки, драпировочный материал для последующей отделки готового изделия, клей, измерительные линейки и маркеры для разметок.

Схема изготовления

Предлагаемая схема изготовления гитарного усилителя небольшой мощности представляет собой двухкаскадную систему, в которую может входить каскад фазоинвертор. Его функция заключается в разделении сигнала на входе в усилитель на две полуволны, которые противоположны по фазам. Схема фазоинвертора довольно проста и даёт хорошие результаты по улучшению работы усилителя, но не всегда применима, особенно для качественного оборудования, так как сильно искажает звук. Но для маломощных усилителей это приспособление будет, безусловно, полезным.

При монтаже электрической схемы усилителя специалисты советуют порядок работы начинать не с первого каскада (входа), а со второго – выходного.

Сначала собрать пентодную часть схемы с трансформатором, динамиком, лампой и шунтом, а потом подключить трансформатор и катодную часть схемы к электрической сети. Если всё нормально, то в динамике можно услышать треск или фон при касании руками лампы. После такого теста можно продолжить работу. В противном случае нужно будет искать неисправность и устранять её. После сбора первого каскада тоже следует проверить работу схемы. Такое разделение монтажа на этапы позволит определить, в какой части схемы таится неисправность, если появляется нежелательный фон в динамике.

Читайте также:  Как сшить драповое пальто своими руками

Иногда приходится путём экспериментов производить окончательную наладку усилителя, чтобы получить более качественный выходной звук музыкального инструмента. Для этого, возможно, придётся менять некоторые детали на аналоги с другими параметрами (величиной емкости конденсаторов, другой мощностью резисторов и так далее). Бывает, что и лампы приходится менять на этапе наладки звука.

Как сделать ламповый гитарный усилитель своими руками, смотрите в видео ниже.

Источник

Ламповый гитарный: 100% рабочая схема!

Всем гостям портала Техмагия хотим представить известный ламповый гитарный УНЧ на 5 Ватт. До сих пор многие играют в основном на транзисторах и не придают особого значения оборудованию. Но после проигрывания на ламповых усилителях обнаруживают, что даже простая конструкция, собранная вручную дома, бьет любых бюджетных транзисторных УНЧ.

Схема гитарного лампового усилителя

Когда дело доходит до затрат, то будет около 7000 рублей, возможно кто-то скажет что это много, и что можно купить готовый, но за 100 долларов вы такой точно не купите, разве что наипростейший.

Плата УНЧ на лампах к электрогитаре

Особенности схемы УНЧ

  • Трансформатор питания TS40VA — 215 В 0,12 А / 6,3 В 2 А.
  • Трансформатор громкоговорителя TG 5-53
  • Динамик Tesla ARZ 6604 — 4 Ом
  • Напряжение накала силовой лампы около 6,2 В
  • На лампе 6П14П напряжение на аноде 255 В, ток анода 47 мА.
  • На предусилителе 3,8 мА, лампа ECC83S взаимозаменяема с 12AT7.

Трансформатор звуковой даёт 5 Вт неискаженной мощности, но с ним вы можете качать и 20 Вт.

Блок питания УНЧ на лампах

Конденсатор Cx шунтирует анодный резистор R5, ограничивая усиление более высоких частот. Эту деталь следует выбирать экспериментально. Диапазон полезных значений составляет 100 пФ — 1 нФ / 250 В. Просто усреднили это значение.

Включение одноступенчатое. Правда некоторые ставят отдельный переключатель POWER и STANDBY, вот только действительно ли это необходимо?

Что касается платы — будьте осторожны при пайке, чтобы не допускать лужения соседних дорожек. Плюс для экранированных кабелей и витой пары. Резистор рядом с конденсатором 220 мкФ / 400 В должен быть больше — минимум 5 Вт, расстояние от конденсатора увеличить и на 2 см выше платы. Он становится действительно горячим. Лучше заменить на 470R 5W.

На данный момент 6П14П стоит в оконечном каскаде, но в итоге поставим EL84. 6П14П отправился на запас, чтобы проверить работу и минимизировать ущерб в случае некоторых сбоев. Лучше немного EL84, хотя слышимая разница минимальна.

Усилитель работает и запускается с первого раза. Лампа 5 Вт вопреки ожиданиям довольно громкое устройство, но не стоит ожидать лучшего эффекта, чем транзисторный или микросхемный комбик ватт на 40.

Источник

Ламповый гитарный усилитель March

Первым делом решим такой вопрос: лезть в споры о «тёплом ламповом звуке» я не собираюсь, сейчас речь идёт о ГИТАРНОМ усилителе.
Давайте начнем немного с истории.

Использовать ламповую технику музыканты начали не потому, что это круто, а потому, что никакой другой не было, транзистор тогда ещё не придумали. Естественно для воспроизведения брали обычные бытовые/концертные усилители, предназначенные именно для воспроизведения музыки. Выкручивая на таких усилителях громкость на максимум быстро заметили эффект — усилитель искажал звук гитары, но дело в том, что эти искажения не портили звук, а наоборот, «украшали» его. Смекнув что к чему гитаристы пошли на хитрость — они подключали гитару в два усилителя последовательно, добиваясь ещё большего искажения звука. Производители электроники тоже долго не думали и начали производить усилители, для которых работа в режиме перегрузки являлась стандартной, так и родился первый гитарный эффект — овердрайв. Так вот все современные эффекты искажения гитарного сигнала, будь то транзисторная или цифровая схема, нацелены на имитацию именно того искажения, которое вносит в звук лампа, то есть сигнал многократно усиливается, а синусоида обрезается диодами. Конечно такие схемы получаются значительно меньше, дешевле и питать их можно от батарейки, но есть у них один существенный недостаток — отсутствие динамики. То есть, играя тихо или лупя по струнам что есть мощи уровень искажений остаётся почти одним и тем же, при ламповой схеме чем громче играешь — тем сильнее искажения. Таким образом от усилителя появляется как бы отдача, звук становиться куда вариативнее, партия звучит красивее и более «живо». В общем, объяснить это на словах трудно, попробуйте хоть раз поиграть в ламповый комбик и сразу поймёте, о чем я. Играть на транзисторе после этого желания уже не будет. Хотя справедливости ради стоит сказать, что во многом это зависит от стиля, для классической игры или какого нибудь фолка, в общем, там где нужен именно чистый звук гитары, не «клин» (англ. clean), а именно чистый, эта подгруженность будет как раз лишней. Как вариант можно использовать ламповый предусилитель и транзисторный оконечник, ничего плохого в этом не вижу, главное достигнуть эффекта «отдачи». В общем попрошу всех «аудиофилов» воздержаться от своих комментариев, так как к гитарным усилителям Ваши стандарты неприменимы.

Читайте также:  Капсула для сигарет своими руками

Усилитель оснащён двумя входами разной чувствительности и имеющие разный характер звучания:

Norm — слабое усиление с чистым звуком
Fat — сильное усиление с перегруженным звуком.

В качестве альтернативы могу предложить следующие варианты. В магазине радиодеталей или на алиэкспресс покупаете пачку лепестковых контактов под гайку, и крепите их теми же заклёпками.

Вариант второй — покупаете 3 мм латунные люверсы в магазине обувной фурнитуры и устанавливаете их шариком от подшипника и молотком.

Перед монтажом желательно хорошо изучить схему. Провода для монтажа лучше использовать разноцветные, что бы ничего не перепутать. Проще всего купить несколько метров кабеля 5х0,75 и снять изоляцию, он доступен в любом строймагазине, но если есть возможность можно взять и по отдельности.

Так же не забывайте «заземлить» шасси, при чем этот контакт должен быть надежным. Подробные фотографии сборки Вы можете наблюдать ниже.

Общий вид платы.

Гнёзда входа, распайка первого каскада.

Распайка второго каскада усиления.

Распайка блока питания.

Панель выходной лампы.



Распайка галетного переключателя.

Заднюю крышку усилителя, в прочем, как и переднюю, желательно сделать сетчатой.

Демонстрацию работы усилителя можно посмотреть на видео ниже.


Источник

Оцените статью
Своими руками