Инкрустация по дереву
Разумеется, вся описанная ниже технология пригодна не только для рукояток ножей, но и для любых деревянных предметов — от очечников и шкатулок до мебели.
Создание художественного произведения в виде инкрустированной рукоятки ножа (да, собственно, и любого другого) начинается с эскиза. Константин рисует их сам, так как благодаря художественному образованию хорошо владеет орнаментами в разных стилях, от древнерусского и готического до современных.
Инкрустация дереву мастер класс
Нарисованный орнамент (1) переносят с шаблона на кальку, затем прикладывают к рукоятке и прокалывают по контуру иглой. От такой работы руки быстро устают (особенно если дерево твердых пород), поэтому лучше пользоваться специальным электроинструментом — маленьким моторчиком с муфтой на валу, в котором крепится короткая игла. Вращающаяся игла оставляет след на дереве при меньшем осевом усилии, чем неподвижная.
Заготовку рукоятки крепят в приспособлении, состоящем из струбцины, деревянной подкладки и станочных тисков. Такое решение удобно тем, что при обработке любой части изделия оно будет иметь хорошую опору, к тому же его легко поворачивать на столе.
Инкрустация по дереву проволокой
Первая операция — всечка металлической проволоки. Для этого используют белый металл, вытягивая его через ювелирные фильеры до нужного диаметра (2), в данном случае 0,65 мм. Объяснение простое: разумнее покупать проволоку наибольшего из нужных диаметров и при надобности тянуть более тонкие, чем хранить мотки проволочек разного диаметра. Дальше прокаткой через вальцы проволочку сплющивают в ленточку примерно 1,3×0,25 мм (3).
Затем надо по цепочкам следов от иглы прорезать в дереве тонюсенькие канавки, куда и будет вбита проволока. Константин обнаружил, что тонкие молоточные (по ним бьют молоточком) резцы удобнее в работе. Такие рукотворные инструменты (5) имеют разную ширину, а режущая часть у них преимущественно плоская, хотя есть и несколько округлых. Это предельно точная и кропотливая работа — резец ставят на будущую линию (4), ударом маленького молоточка вбивают в дерево, переставляют дальше — и так до тех пор пока не будет просечена линия или несколько логически связанных (продолжающих друг друга) отрезков ее.
По форме канавки проволочку выгибают круглогубцами. Перед самым вколачиванием капают в канавку цианоакрилатный клей и немедленно начинают вбивать туда проволочку (6). Избыток клея удаляют миниатюрной циклей, и окончательно осаживают металл маленьким молотком.
Вбив одну линию, прорезают канавку для следующей. Тут дело в том, что дерево неоднородное и мягкое (по сравнению с металлом), и если прорезать вторую линию параллельно первой, предварительно не заполнив ее, то дерево просто сместится, и работа будет испорчена. А когда канавка заполнена вклеенным в нее металлом, то дереву некуда деваться. Линия за линией — так создают рисунок металла в дереве (7).
Когда одна сторона рукоятки готова, выступающую из дерева часть металла спиливают напильником, а рукоятку протирают растворителем. Рисунок на обеих сторонах симметричен.
Инкрустация перламутром по дереву
Следующая операция — выпиливание перламутровых деталей сложной формы и выборка в дереве гнезд для них.
Шаблоны отдельных вставок наклеивают на раковины (8), основное требование к которым — толщина побольше (хорошо если 3-4 мм, так как кривизна ракушки не совпадает с кривизной рукоятки и потребуется подгонка). Большой припуск вокруг шаблона отрезают алмазным диском в бормашин-ке, чтобы часть ракушки могла ровно лежать на столе.
При помощи маленького лобзика и ювелирных пилок по металлу вырезают перламутровые вставки (9, 10). Пилки при такой работе часто ломаются, поэтому закупать их приходится дюжинами.
Выпиленный фрагмент нужно положить на место, куда он будет вставлен, и обвести по контуру, чтобы потом сделать под него гнездо (11). И тут есть хитрость — фрагмент приклеивают парой капелек цианоакрилата, обводят граненой иглой, а потом сбивают при помощи цикли и молоточка (12) — все равно поврежденная часть дерева будет удалена.
Процарапанный контур прорубают теми же микрорезцами, которыми делают канавки под узор (13), а дерево в середине выбирают обратноконусной фрезой. Обратный конус нужен для того, чтобы полость расширялась вниз, так как кривизна фрагмента и изделия разная, и иначе они не соберутся.
Потом начинается самая тонкая и кропотливая часть работы — взаимная подгонка перламутра и дерева. Тут идут в ход разные фрезы и диски к бормашинке. После боров задействуют стамеску типа «сапожок», которая имеет два изгиба под 90 градусов и плоскую режущую часть, расположенную ниже черенка и параллельно ему (14). Понятно, что если перламутр не совпадает с краем гнезда, в котором есть металлическая вставка, то подпиливают именно его. Подогнанную вставку вклеивают на цианоакрилат и осаживают текстолитовым молотком до дна гнезда (15). Выступающую часть перламутра спиливают узкой ленточной шлиф-машиной Ргоххоп с шириной ленты около сантиметра (16) и окончательно доводят напильником (17).
Круглые перламутровые детали
Круглые вставки («кнопки», «пробки») делаются чуть иначе — сверлением перламутра алмазным трубчатым сверлом. Его зажимают в патрон миниатюрного станка с рукотворной системой водяного охлаждения, а ракушку кладут на деревянную подставку и с небольшой подачей сверлят (18). Причем, пройдя перламутр насквозь, нажимают на рычаг подачи, отчего полученная «кнопка» продавливается дальше в трубку сверла откуда потом выталкивается (просто проволочкой).
Отверстия в рукоятке делают сверлом при помощи бормашинки, частота вращения — примерно первые тысячи оборотов (19). В отверстия капают цианоакрилат, и изогнутым (чтобы видеть, что делаешь) пинцетом перламутровый кружочек кладут на место (20) и забивают заподлицо маленьким молоточком.
Металлические гвоздики в инкрустации
Маленькие, меньше трех миллиметров, металлические «гвоздики» делают так: отверстия опять же сверлят бормашинкой, на край тисков капают клей, в который обмакивают кончик проволоки, а затем проволоку вставляют в отверстие, вжимая в него давлением руки по оси. Излишек откусывают кусачками с двойным шарниром (21). Вставив несколько отрезков проволоки, забивают их до упора молоточком и срезают лишнее бокорезами.
Чтобы получить цепочку из соприкасающихся кружочков, проволочки сначала вставляют через одну, а после того как они вклеены и зашлифованы, сверлят отверстия в промежутках и вставляют остальные.
Более тонкие проволочки лучше брать из другого сплава — после окончательной отделки это обеспечит разницу в оттенках. Константин считает, что в одной работе следует применять минимум три оттенка металла, то есть три сплава, чтобы рисунок смотрелся гармонично.
Всеченный металл шлифуют (22).
Штрихи и узоры
В последнюю очередь на перламутр наносят штрихи и узоры, завершающие образ.
Сначала их рисуют просто карандашом, а затем прорезают шпицштихелем с заточкой в виде треугольника вершиной вниз (23). Угол заточки штихеля примерно 45 градусов, что обусловлено большой твердостью перламутра.
Приемы работы этим инструментом отличаются от гравировки бормашиной, которая проводит линии в любом направлении. Штихелем режут примерно по оси руки, а заготовку вместе с тисками поворачивают на столе так, чтобы рез шел в самом удобном для мастера направлении. При этом большой палец рабочей руки (к слову, мастер — левша) упирается в палец правой, что позволяет контролировать инструмент: он не может сорваться вперед и нанести неустранимую царапину.
Затачивают штихель на алмазном диске, вставленном в бормашинку, и затем правят на агате вручную.
Первыми прорезают более крупныелинии, образующие основной узор. Затем карандашом размечают тонкие линии и прорезают их более тонким штихелем. В последнюю очередь ставят точки электроинструментом под названием матовка (он больше всего похож на крошечный отбойный молоток и наносит удары острием). Когда все линии и точки нанесены, закрашивают перламутр черным красителем на спиртовой основе, который проникает в поверхности срезов и впитывается в них. С плоскостей перламутра лишний краситель стирают твердой чертежной резинкой.
Придание рукоятке ножа рельефа
Последняя операция — так называемая подрезка, или придание рельефа подпальцевой части рукоятки, чтобы она не скользила в ладони. Эту работу выполняют шарообразной фрезой диаметром 2,7-3 мм, после чего рельеф сглаживают шлифовкой (24) при помощи полоски наждачной бумаги, вставленной в вилкообразный держатель.
Последовательно применяя наждачные бумаги зернистостью 120, 150, 180, 220, 250 и 320 единиц, в итоге получают гладкую поверхность без малейших царапин.
Источник
Создание серебряной проволоки своими руками
Мастер-класс посвящен производству серебряной проволоки. Процесс достаточно прост при наличии необходимого инструмента. Серебряная проволока — очень необходимый и востребованный материал в процессе создания украшений.
Неоходимые инструменты для изготовления серебряной проволоки:
- газовая горелка,
- вальцы,
- доска фильерная,
- тигель,
- щипцы,
- титановая палочка,
- изложница.
Материалы и химические вещества, необходимые для изготовления проволоки: сплав серебря 925 пробы в виде гранул, бура, флюс, отбел.
Для изготовления проволоки я использую готовый сплав серебра 925 пробы в виде гранул.
Сначала я в тигель насыпаю серебро и нагреваю его до красна, затем добавляю щипотку буры для защиты сплава от окисление (создает пленку, защищающую от окружающего воздуха).
Расплавляем серебро, помешивая титановой палочкой до тех пор, пока серебро не будет в состоянии течь.
Заливаем металл в изложницу, которая периодически подогревается, т.е. она не должня быть холодной перед тем, как начнете наливать в нее жидкое серебро. Если изложница будет холодной, то металл будет затвердевать мгновенно при контакте с холодной изложницей, и вы не получите брусок нужной формы. На изложнице имеется несколько размеров форм, нужно выбрать тот размер, при котором полученный брусок не будет превышать размера зазора вальцов.
Следующим шагом прокатываем серебряный брусок через вальцы, постепенно уменьшая зазор. На вальцах имеются ручейки различного размера сечения, через которые происходит прокатка бруска от большего размера сечения ручейков к меньшему, в зависимости от желаемого диаметра проволоки. В данном мастер-классе я изготовил проволоку диаметром 0,8 мм. При переходе к меньшему размеру ручейка желательно отжигать брусок газовой гарелкой (перед отжигом необходимо смачивать брусок флюсом для избежания окисления), т.к. в процессе прокатки под действием давления меняются механические свойства сплава (твердость, пластичность. ), как следвие изменения кристалической структуры сплава. В ходе отжига восстанавливается кристалическая структура сплава и меняются механические свойства в сторону увеличения пластичности и уменьшения твердости сплава. После каждого отжига необходимо прокатаный брусок отмачивать в отбеле для устранения остатков флюса, а также удалять всевозможные твердые частицы.
Перед волочением необходимо убедиться, что на прокатаной проволоке отсутствуют загряжнения и остатки флюса, для удаления флюса необходимо опустить проволоку в отбел. Заостряем напильником конец проволоки.
Слегка нагретую проволоку смазываем натуральным пчелиным воском для уменьшения трения. На фильерной доске имеются подписанные отверстия различного диаметра. Закрепляем фильерную доску в тиски, вставляем заостренный конец проволоки в отверствие соответствующего диаметра и вытягиваем с помощью плоскогубцев.
Вытягиваем проволоку до нужного диаметра, переходя от большего к меньшему отверстию, и не забываем периодически отжигать проволоку и смазывать пчелиным воском. Готовую проволоку можно использовать для создания украшений.
Отдельно хочу описать процесс отжига проволоки. Поскольку проволока тонкая отдельные витки проволоки могут оплавиться во время отжига. Перед отжигом тонкую проволоку необходимо смотать так, чтобы витки прилегали друг к другу, как можно плотнее. Это необходимо, чтобы избежать оплавления.
Проволоку целесообразно изготавливать самостоятельно только в тех случаях, когда вы ее используете достаточно много и постоянно либо имеете возможность реализовывать ее, т.к. инструменты для производства проволоки не дешевые.
Спасибо, что уделили внимание и ознакомились с моим мастер-классом, надеюсь, вам он пригодится.
Источник