- Что ты плетешь? Как я создаю скульптуры из медной проволоки
- Как я училась работать с проволокой
- Как я работаю над скульптурами
- Сколько времени уходит на изготовление
- Кого я плету из проволоки
- Сколько стоят скульптуры?
- Как я начала зарабатывать своим хобби
- Садовые скульптуры из проволоки: советы по изготовлению
Что ты плетешь? Как я создаю скульптуры из медной проволоки
Как я училась работать с проволокой
Мастерить из медной проволоки я пробовала еще в десятом классе. Но первую скульптуру создала, когда мне было уже за тридцать и я работала врачом-пульмонологом. В 2015 году наткнулась в интернете на изделия английского мастера Робина Уайта*, и загорелась сделать что-то подобное.
Я самостоятельно училась плести по фотографиям и рисункам работ Уайта. Сначала копировала его сказочных фей, потом стала создавать оригинальные фигуры.
И, конечно, первыми украсила свой садовый участок. Моя любимая скульптура — антилопа, которая стоит прямо у крыльца. Выхожу из дома, вижу ее — и каждый раз радуюсь. В наше непростое время должен быть повод для положительных эмоций!
Одной из первых скульптур стала антилопа. Теперь каждое утро она встречает меня у крыльца
Как я работаю над скульптурами
Когда в голове рождается образ, сначала делаю его набросок на бумаге. Затем подбираю материал. Чаще всего это термообработанная оцинкованная проволока диаметром от 1 до 3 мм. По мягкости она похожа на алюминиевую, но более упругая.
Когда в голову приходит образ будущей скульптуры, я сначала делаю набросок карандашом: помогает школьное увлечение рисованием
У разных авторов техники производства скульптур из проволоки в принципе схожи, отличаются лишь деталями. Робин Уайт, например, сначала создает жесткий каркас из нержавейки. А уже потом оплетает его проволокой, соблюдая баланс пропорций, чтобы создать мускулы, конечности, имитировать кожу.
Я, в отличие от англичанина, жесткого каркаса из нержавеющего металла не создаю, а использую для основы все ту же проволоку. А дальше уже начинаю добавлять «плоть», делая виток за витком на легком каркасе.
Техники плетения из проволоки схожи: на каркас скульптур наматывает металлическую нить виток за витком
Бывает, что экспериментирую. Как-то для скульптуры феи опробовала технику британского художника Ричарда Стейнтропа. Он использует в своих работах толстую проволоку и закручивает ее в жгутики, имитируя человеческие мышцы. Благодаря этому конечности кажутся более длинными, а поверхность — гладкой.
Работаю я в перчатках, а инструменты использую обычные – тонкогубцы, кусачки и молоток. Физически работа не очень тяжелая, хотя усилия приходится прикладывать.
Сколько времени уходит на изготовление
Это зависит от настроения и задора. Когда есть желание и душевный подъем, большую скульптуру — 2-3 метра — можно сделать недели за две. Возвращаюсь из своей клиники и погружаюсь в творческий процесс.
Такую ящерку из тонкой проволоки я сделала буквально за несколько часов
Если работа сложная, то даже на небольшие фигурки уходит много времени. Например, одну из фей я плела около месяца. А бывает, работа занимает полгода и больше, конечно, с перерывами. Берешься за идею, начинаешь ее осуществлять, откладываешь. Проходит время — и снова возвращаешься к задумке.
Некоторые небольшие произведения словно спешат “выпрыгнуть” из моих рук. Например, 50-сантиметровую ящерку из тонкой миллиметровой проволоки я сделала буквально за пару часов.
Кого я плету из проволоки
Больше всего люблю создавать фигурки животных – у них особенная пластика, которую с помощью проволоки можно передать предельно точно, но с авторской фантазией. Например, отлично получилась летящая лошадка, закрепленная на срезе дерева. По размерам она совсем небольшая: длина — 40 см, высота вместе с подставкой — 50 см. Самое сложное было закрепить фигурку на пне так, чтобы возникало ощущение полета.
Самое сложное в этой скульптуре летящей лошади — передать грацию полета
В каждую работу я вкладываю что-то личное, это ведь не механический, а творческий процесс. Поэтому любимых работ много. Например, две феи – одна с крыльями, как у летучей мыши, вторая – с фонариком.
Или антропоморфный заяц из проволоки по мотивам творчества известного американского скульптора-керамиста Бэт Кавенер – она создает из глины удивительно пластичные фигурки животных. Я сплела его перед одной из выставок и даже не успела с ним сфотографироваться: моего лопоухого купили в первый же день.
Я люблю создавать фигурки животных — у них особая пластика. И клиентам они нравятся: такого зайца, например, купили в первый же день выставки
Сколько стоят скульптуры?
Цена не всегда зависит от размера фигурок, куда важнее, сколько фантазии и душевных сил я вложила в ту или иную работу.
Например, зайца у меня купили за 7 тысяч рублей. Одуванчики высотой 3 метра с “шапкой” размахом в метр стоили 50 тысяч, эльфийка с садовой лейкой (ее высота — 120 см, а по крыльям -110 см) — 70 тысяч, а фея с фонарем примерно таких же размеров — 60 тысяч рублей.
Фею с фонарем у меня приобрели за 60 тысяч рублей
Как я начала зарабатывать своим хобби
Человек я стеснительный, в отношении своего творчества самокритичный, поэтому долго боялась выходить “в люди”. Но когда к 2018 году накопилось много скульптур, решила принять участие в областном дне предпринимателя. Там меня заметили и позвали на биеннале современного искусства. А дальше выставки последовали одна за другой, и мои скульптуры стали популярны.
Чаще всего заказчики находят меня на биеннале и выставках, в соцсетях или по рекомендациям знакомых. Иногда просят сделать кого-то под заказ, но чаще приобретают уже готовые изделия, некоторые сразу несколько за раз. Куда только ни уезжали мои проволочные фигуры! Больше всего их в частных коттеджах в Москве и Подмосковье, есть скульптура в выставочном комплексе «Крокус-Экспо».
Этот олень украшает ландшафтный центр в моем родном Новосибирске. С ним очень любят фотографироваться посетители
Много их в родном Новосибирске. Для ландшафтного центра «СибЛанд» изготовила оленя — с ним можно сфотографироваться, потрогать и даже посидеть на нем. В зоопарке «живет» моя плащеносная ящерка.
Для меня стало открытием, что хобби может не только приносить внутреннее удовлетворение, но и вполне реально кормить! В последние годы семейный бюджет пополняется из двух источников: моей основной работы пульмонологом и заказов на скульптуры. Так и живу: между медициной и металлом.
Мои металлические феи разлетелись по всей России: их часто заказывают для украшения участка
Текст: Сергей Пономарев
Фото и видео: из личного архива Евгении Лесовских
Источник
Садовые скульптуры из проволоки: советы по изготовлению
Красиво жить не запретишь. Эта крылатая фраза как никогда актуальна в тяжелые кризисные годы, когда катастрофически не хватает средств на то, чтобы сделать личное пространство уникальным. Однако любителей загородной жизни всегда отличала крестьянская смекалка, и пример тому — применение в дизайне участка копеечной рабицы. На ее основе получаются удивительные садовые скульптуры из проволоки.
Еще вчера, казалось бы, ее место на даче исключительно в качестве ограды территории или светопропускающих стенок курятников и вольеров. Прозрачность и легкость, устойчивость к механическим воздействиям и природным факторам делали сетчатые заграждения надёжными, долговечными и при этом лишенными такого недостатка сплошных заборов как парусность. Сегодня актуальность получили другие особенности рабицы, что позволило найти ей применение в творческих направления.
Пластичность, способность держать форму и отражать свет привлекли к металлической сетке внимание скульпторов. Так, Derek Kinzett из Англии и Иван Ловатт из Австралии создают из неё поистине объемные скульптуры птиц, животных и людей, в том числе знаменитостей. Трудно поверить, но с помощью обычной проволочной конструкции художникам удаётся не просто передать мельчайшие детали внешности, но и вдохнуть жизнь в каждый образ.
Derek Kinzett для этого использует эффект игры света и тени внутри объёмных пустотелых изображений. Именно естественный свет помогает ему подчеркнуть особенности лиц, характер мышечного тонуса, красоту волос. Его герои одновременно выглядят и земными людьми, и возвышенными небесными созданиями.
Иван Ловатт работает с сеткой как с глиной, накладывая её слой за слоем, скручивая и обжимая, чтобы придать материалу новую форму. Размер его скульптур соответствует реальной величине, хотя есть и 4-метровые гиганты. Для создания одного образа художнику требуется около месяца работы и несколько рулонов сетки. В начале творческого пути она превращалась в его руках преимущественно в представителей фауны. И только достигнув совершенства в столь необычном искусстве, мастер позволил себе изображение знаменитостей, среди которых есть и Ньютон, и Майкл Джексон.
Кстати, для создания столь изысканных и выразительных работ обычная стальная рабица не подходит, так как делают садовые скульптуры из проволоки на основе дюральалюминия. Это мягкий материал, который становится ещё более податливым при нагреве, а после остывания приобретает дополнительную прочность.
В ландшафтном дизайне упомянутая выше пластичность рабицы также нашла отражение. Причём рабицы самой обычной – оцинкованной, что позволяет её многолетнюю эксплуатацию на открытом воздухе, и с ячейками, предполагающими использование в качестве забора.
Учитывая необходимость гармоничного сочетания на одной территории дома, забора и малых архитектурных форм, можно очень удачно добавить к имеющимся ограждениям из сетки подобные скульптуры из проволоки. Для их изготовления требуются болгарка или болторез, а также сварочный аппарат. Устойчивость придают каркасы, прочно зафиксированные в земле.
Однако в наибольшей степени ландшафтные дизайнеры ценят рабицу за жёсткость и наличие равнозначных ячеек. Эти достоинства и послужили причиной её применения в вертикальном озеленении.
КАРТИНЫ. Данное направление востребовано как в дизайне интерьеров, так и при оформлении придомовых территорий. Оно заключается в создании из живых растений картин разной величины, которые с одинаковым успехом украшают как офисы и гостиные, так и стены зданий, и сплошные заборы.
Вариант 1. Проще всего использовать в вертикальном озеленении стабилизированные растения, прошедшие обработку, в результате которой уход за ними заключается разве что в периодическом опрыскивании из пульверизатора. Чаще всего используют мох, «рисуя» им однотонные полотна. А когда есть возможность комбинировать разные виды мха, отличающиеся оттенками зелёного, то и картины с орнаментом.
- Мох осторожно помещают в каждую ячейку рабицы до половины длины приготовленного полотна.
- Складывают сетку пополам так, чтобы свободная часть закрывала корни растений сзади.
- Вставляют получившийся коврик в плоскую коробку и оформляют рамкой.
- Вешают на самое видное место.
Вариант 2. Если растения не стабилизированы, а взяты с альпийской горки и нуждаются в земле, план действий немного меняется.
- Узкий короб заполняют влажным питательным грунтом, в который добавлена порубленная солома.
- Вырезают из рабицы полотно нужного размера и фиксируют его к стенкам.
- Оформляют рамкой.
- Высаживают в каждую ячейку растения, стараясь не повредить корни.
Да, самой сетки в этих флористических композициях не видно, но именно она со своей способностью держать форму позволяет создавать эту неописуемую красоту.
ТОПИАРИ. Так называют древнее искусство «ваяния» зелёных скульптур из кустарников и живых изгородей методом фигурной стрижки. Чтобы получить хоть что-то мало-мальски похожее на настоящий топиари, требуется немало лет, а главное – навыков.
Сделать процесс доступным всем желающим помогает выращивание растений в каркасах. создают скульптуры из проволоки диаметром 8 мм, стараясь обозначить только основной контур и усилить наиболее объёмные места. Закрепляют сваркой или более тонкой вязальной проволокой. Затем обтягивают каркас сеткой-рабицей, соединяя её аналогичными способами. Сверху оставляют отверстие.
Вариант 1. Эта работа напоминает вертикальное озеленение садовыми растениями, поскольку требует заполнения грунтом.
- Почвенную смесь готовят на основе земли и удобрений, смешивают с соломой, увлажняют и плотно укладывают внутрь конструкции. Отверстие заваривают.
- В ячейки рабицы помещают семена газонной травы, заглубляя их на 2-3 см. Или высаживают декоративные культуры. Растения должны быть низкорослыми, иначе их придётся регулярно постригать ножницами.
- Поливают засаженные растениями скульптуры из проволоки со всех сторон, а в случае гибели посадок, заменяют свежими.
Живёт такая черепашка один сезон. На будущий год декоративные культуры придётся высаживать заново.
Вариант 2. Такие скульптуры из проволоки ближе к традиционному топиари, поскольку основан на выращивании и стрижке быстрорастущих кустарников. Обычно внутрь каркаса помещают самшит, мирт, боярышник, кохию, бирючину и так далее.
- Выбирают для скульптуры солнечное, закрытое от ветров место. Вскапывают землю и заправляют её удобрениями.
- Устанавливают каркас таким образом, чтобы определить зоны посадки кустарников: ноги изображаемых животных, дно посуды и так далее.
- Каркас убирают, а в обозначенные места высаживают растения, поливают и уплотняют окружающую их площадь.
- При окончательной установке каркаса ветки кустарников размещают внутри так, чтобы крона постепенно заполняла всё отведённое ей пространство.
- Побеги, пробивающиеся наружу сквозь ячейки рабицы, регулярно подрезают на расстоянии 2-3 см от каркаса. Со временем под слоем зелени металлическая конструкция станет невидимой.
Источник