Справочник яхтсмена.
На пути к мастерству.
Настройка яхты.
Источник: «Справочник яхтсмена».
Автор: Боб Бонд.
Для максимального использования возможностей яхты надо хорошо знать способы увеличения движущей силы парусов и уменьшения сопротивления, оказываемого корпусом и стоячим такелажем. Для каждой яхты существует оптимальная скорость ветра, при которой кренящая сила парусов уравновешивается максимальной откренивающей силой экипажа. Поскольку плавание острыми курсами определяет эффективность парусного вооружения, настраивают яхту на высокую скорость именно на этих курсах. Перед началом плавания нужно решить, на какой ветер настраивать яхту. Возможно придется увеличить движущую силу парусов, если ветер будет слабее оптимального, или уменьшить кренящую силу при слишком сильном ветре.
Полные паруса обеспечивают большую движущую силу, чем плоские, но создают и больший кренящий момент, поэтому надо решить, достаточен ли вес экипажа яхты для ее уравновешивания. Когда-то на одной яхте находилось несколько комплектов парусов для различных условий, но современная яхта имеет один комплект парусов, и ее вооружение обеспечивает необходимые варианты настройки на меняющиеся условия. Не все яхты оснащены теми средствами настройки, которые упоминаются в этом разделе (иногда это не позволяют ограничения класса). Для каждой яхты надо производить собственную настройку. Прежде чем приступить к этому, полезно вспомнить основные принципы аэродинамики.
Если яхта новая или же вам не приходилось раньше ходить на ней, первое, что необходимо сделать, — это испытать ее. Рекомендуется сначала опробовать аналогичную яхту, о которой известно, что она быстро ходит, а затем вооружать свою точно так же. Как бы «оттолкнувшись» от этого, можно начинать любые необходимые переделки. Практика показывает, что точно настроить яхту можно только на плаву, однако различные средства настройки следует предварительно отрегулировать на берегу.
Обычно швертбот ставят на тележку при умеренном ветре скоростью около 4-6 м/с (3-4 балла) и разворачивают его так, чтобы он оказался на курсе крутой бейдевинд. Потом ставят паруса, не слишком сильно натягивая грота-шкот, — так, чтобы исчезли малейшие вертикальные складки на парусе вдоль гика. Не следует «втугую» набивать оттяжку Канингхема при отсутствии горизонтальных складок вдоль передней шкаторины. Гика-шкот выбирают, пока нижняя лата не займет положение, параллельное ДП яхты. Затем, посмотрев вверх на парус, определяют точку максимальной глубины его профиля («пуза»). У большинства швертботов она должна быть на расстоянии от одной трети до половины ширины паруса от передней шкаторины. Чем больше стаксель заходит за грот, тем ближе к корме должна быть точка максимальной глубины грота. Далее смотрят на заднюю шкаторину стакселя с подветренной стороны и регулируют натяжение стаксель-шкота и положение его кипы таким образом, чтобы задняя шкаторина стакселя была параллельна поверхности грота по всей высоте. В зависимости от формы щели между парусами и силы натяжения их задних шкаторин улучшаются или ухудшаются ходовые качества яхты. Отрегулировав угол стаксель-шкота и силу его натяжения, следует настроить парус так, чтобы все индикаторы у передней шкаторины стакселя были расположены горизонтально и направлены в корму.
Остальную настройку яхты производят обычно на плаву. В очень слабый ветер и при отсутствии волн надо добиться наилучшего обтекания (без завихрений) парусов потоком воздуха. Проще всего это получить на более плоском парусе. На некоторых яхтах сделать парус более плоским можно, изогнув мачту путем регулировки натяжения вант и выбрав грота-шкот.
В слабый ветер и на волнении паруса должны быть более полными для создания большей тяги. При усилении ветра следует держать паруса полными, а мачту — как можно более прямой, пока экипаж в состоянии откренить яхту.
В сильный ветер увеличивают изгиб мачты в продольной плоскости, чтобы сделать парус более плоским. Для этого изменяют натяжение гика-шкота, положения ползуна гика-шкота на погоне и кипы стаксель-шкота. Верхние части грота и стакселя могут закручиваться под ветер, выпуская поток воздуха. Большой изгиб мачты при увеличении ветра не только делает грот более плоским и ослабляет натяжение задней шкаторины, но и увеличивает щель между стакселем и гротом и ослабляет заднюю шкаторину стакселя (следовательно уменьшается аэродинамическая сила, действующая на парус). Различные средства настройки яхты должны быть соответственно промаркированы, чтобы их можно было быстро устанавливать в определенное положение. Сделав любую настройку, надо обязательно опробовать ее в сравнении с другой яхтой. Настройку яхты можно считать эффективной только в случае, если скорость яхты увеличится.
Мачты обычно изготовляют из алюминиевого сплава, свойства которого, в отличие от дерева, не зависят от влажности. Мачта — одно из основных средств настройки парусов, влияющих на форму грота. Однако саму мачту нельзя настраивать, за исключением выбора более жесткой или более гибкой. Другие средства настройки, в частности краспицы и регулировочный винт в пяртнерсе, предназначены для контроля степени изгиба мачты и таким образом влияют на форму паруса. При нормальных условиях плавания, когда важно чтобы грот был более полным, мачта должна быть прямой. Чтобы сделать грот более плоским, мачте дают возможность изогнуться в продольной плоскости или создают такой изгиб заранее. Мачта может изгибаться и в поперечной плоскости, что также влияет на форму паруса. При изгибе верхней части мачты в подветренную сторону верхняя часть грота будет провисать в ту же сторону. Это приведет к «отдуванию» паруса, что уменьшит давление ветра на парус и соответственно кренящий момент.
Угол краспицы.
Краспицы, направленные в корму (см. слева), смещают среднюю часть мачты в нос. Краспицы, концы которых направлены в нос, смещают среднюю часть мачты в корму.
Длина краспицы.
Краспицы под сжатием, в нейтральном положении и под растяжением.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРОВОДКА ГИКА-ШКОТА.
Различают два типа центральной проводки гика-шкота — с поперечным погоном и ползуном и с центральной консолью. При плавании острыми курсами перемещение ползуна по погону позволяет регулировать натяжение задней шкаторины и «крутку» паруса. Изменяя положение блоков гика-шкота на гике, можно управлять изгибом мачты. При вертикальном направлении тяги гика-шкота натяжение задней шкаторины вызывает отклонение топа мачты в корму. При перемещении блоков гика-шкота к ноку гика последний, упираясь в мачту, будет изгибать ее в нижней части.
Если проводка гика-шкота имеет центральную консоль, то гика-шкот используют только для установки гика под необходимым углом к ДП яхты. В этом случае нужна более сильная оттяжка гика, чтобы управлять натяжением задней шкаторины грота и его «круткой». Следовательно, вызвать изгиб мачты можно только оттяжкой гика, а не натяжением гика-шкота.
| ||