- Ремонт электропроводки катера
- Прокладка проводки
- Подключаем аккумуляторы
- Проходим переборки
- Укладываем кабели
- Соединение и распределение проводов
- Предохранители
- Защищаем группы
- Оборудование
- И никаких «жуков»
- Как создать электрическую систему на катере
- Планирование
- Создание схемы
- Аккумуляторы
- Главный выключатель
- Главный предохранитель
- Размещение оборудования
- Блоки предохранителей
- Размещение на чертеже
- Провода
- Клеммы и наконечники
- Предохранители
- Установка оборудования
- Прокладка проводов
- Проверка
- Задайте вопрос,
Ремонт электропроводки катера
Ремонт электропроводки катера заключается в том, чтобы обеспечить надёжный контакт там, где он должен присутствовать, и не допустить замыкания, где его быть не должно. Прокладываем проводку в новом корпусе или ремонтируем электрику б/у – в любом случае нужно быть аккуратным и внимательным.
Прокладка проводки
Приобретая плавсредство, бывшее в употреблении, стоит сразу понимать, что в электропроводке уже побывали чьи-то руки. Чтобы избежать неприятных сюрпризов посреди водоёма, проведём пристальный осмотр проводки и выявим слабые места.
Если же мы оборудуем новый корпус, то всё гораздо проще – мы сразу закладываем в проект проводку к необходимым потребителям нужного сечения, а также предохранители и распределительные устройства. Не забываем вносить коррективы в схему электропроводки вашего катера. После завершения работ её нужно распечатать в двух экземплярах: один вклеить в инструкцию, другой заламинировать и прикрепить недалеко от основного блока коммутации или на крышку моторного отсека – это будет полезно не только вам, но и следующему владельцу.
Сегодня мы не рассматриваем подключение электроники – сети NMEA2000, SmartCraft, автопилоты и аналогичные приборы оставим за рамками статьи. Равно как и не будем рисовать схему подключения электропроводки в катере. Потому что требования у всех разные. Одному и эхолот не нужен, другому требуется иметь на борту все электронные новинки. Тем не менее, чтобы не остаться без электричества во время отдыха, следует соблюдать основные правила.
Подключаем аккумуляторы
Год за годом растёт количество потребителей электроэнергии в лодках, вслед за ним повышаются требования к системе электроснабжения. В случае, если аккумулятор разрядится, запускать двигатель придётся с большим трудом. Ведь катер – это не автомобиль, и «прикурить» проводами вряд ли получится, а снимать аккумулятор с другой лодки достаточно сложно, к тому же этой другой лодки может не оказаться поблизости.
В этом плане владельцам подвесных моторов повезло больше – на всякий случай им оставлена возможность аварийного пуска двигателя. Под пластиковой крышкой на маховике имеется шкив с прорезями для запуска с помощью троса.
В плане обеспечения надёжности с лучшей стороны себя зарекомендовала система с двумя или более аккумуляторами. Стартерная батарея не участвует в работе бортовых систем, от неё питаются только стартеры двигателей и аварийные помпы. Все остальные системы (палубный душ, гальюн, мультимедиа, рыболовные принадлежности, подсветка) подключены к дополнительному тяговому аккумулятору (предпочтительно AGM – без жидкого электролита).
Коммутация батарей осуществляется либо с помощью специального механического переключателя, либо через устройство развязки аккумуляторов.
Проходим переборки
Одна из основных проблем электрооборудования маломерных судов – повреждение изоляции кабелей в местах прохода через панели корпуса: переборки, шпангоуты. И если в рецессе устанавливают гофру-«чулок», то с внутренними коммуникациями бывает по всякому.
Через переборки кабели должны проходить только через манжеты (уплотнительные резиновые втулки для кабеля). В противном случае от вибрации и тряски рано или поздно изоляция протрется и произойдёт авария. Особенно это актуально на металлических корпусах.
Подобрать уплотнения соответствующего диаметра можно из электротехнических товаров, либо из автомобильных запчастей. В магазине продаются уплотнительные втулки моторного щита для проводки. Если жгут большого диаметра, подойдёт уплотнение рулевого вала. В случае, если не нашлось нужной манжеты, используем резиновую заглушку подходящего диаметра.
Отверстия засверливаем чуть большего диаметра, чем самый большой несъёмный штекер, который предстоит тянуть через переборку. Перед установкой манжеты обрабатываем края отверстия надфилем или шкуркой, это снизит вероятность повреждения коммуникаций при возможном выпадении втулки. Сначала запускаем большие разъёмы, затем переходим к меньшим.
Укладываем кабели
При укладке проводки располагаем жгуты таким образом, чтобы исключить сдавливание, перегибы и натяжение. Для безопасности и эстетики используем пластиковую гофру. Не забываем крепить жгут через каждые 20-30 сантиметров.
Если у нас есть небольшой зазор между бортом и шпангоутом, то велик соблазн проложить там провод. Этого не стоит делать, так как на волне любой корпус имеет некоторую подвижность, в результате чего изоляция может быть повреждена. Поэтому жгут прокладываем либо в имеющиеся отверстия, либо сверлим новые, не нарушая силовой структуры элементов. Разумеется, не забываем про резиновые втулки.
Соединение и распределение проводов
Для коммутации кабелей желательно использовать герметичные разъёмы с обжимными клеммами. Аналогичные применяются в автомобилях там, где контакты находятся под воздействием влаги и грязи (разъёмы бензонасосов, противотуманных фар). Открытые клеммы, скрутки и пайку применять не рекомендуется ввиду склонности к окислению, особенно в морской среде солёного и влажного воздуха.
Если всё-таки нужно соединить провод, то провода зачищаем, обезжириваем, делаем скрутку, которую пропаиваем и покрываем лаком, после чего фиксируем термоусадочной трубкой. Такое соединение вполне надёжно и прослужит не меньше самой лодки.
Провода большого диаметра (силовые и стартерные) ставим целиковые. Если по какой-то причине это невозможно, делаем скрутку, обжимаем её медной трубкой и закрываем термоусадкой.
Для распределения к потребителям используем специальные колодки. Для силовых соединений можно подобрать дистрибьюторы питания, используемые в автозвуке.
Предохранители
Даже самые нерадивые сборщики знают о необходимости установки предохранителей в цепи питания судового электрооборудования. Отсутствие предохранителей может привести к пожару. Поэтому необходимость защиты не обсуждается.
Рядом с аккумулятором устанавливаем силовой предохранитель. Что выбрать – обычную «колбу» со вставкой AGU или «автомат» — каждый решает сам. Советовать защитить цепь стартера не буду (хотя себе так делал на всех лодках), а вот остальных потребителей будет полезно пустить через общий предохранитель.
Особенно если аккумулятор находится в корме, а коммутация у поста управления. Корпус предохранителя выбираем с компрессионными зажимами, они надёжнее винтовых.
Остаётся вопрос: сколько ставить предохранителей в лодке? Посмотрим на вещи здраво. С одной стороны, досадно, если при замыкании в лампе правого ходового огня отключится и помпа, и навигационное оборудование. С другой стороны, нет времени заниматься поиском сгоревшего предохранителя среди трех десятков одинаковых вставок, когда лодку разворачивает лагом к волне, и надо срочно заставить работать помпы и огни.
Защищаем группы
Чтобы впоследствии упростить поиск неисправности электрооборудования, достаточно его сгруппировать.
- Огни, освещение, отмашка.
- Навигация, радиосвязь, приборы контроля.
- Обогрев, обдув, стеклоочистители.
- Водоснабжение и канализация.
- Рыболовные принадлежности.
- Палубное оборудование, преобразователи, розетки.
В этом случае количество предохранителей минимально (всего 6 штук), однако практика показывает, что следует отдельно вынести как минимум 3 элемента:
- аварийную трюмную помпу;
- круговой огонь;
- радиостанцию.
Девять предохранителей – это оптимальное количество, в котором легко ориентироваться. Лучше использовать термобиметаллические устройства. Несмотря на высокую цену, они удобны своей «многоразовостью».
Если вы решили использовать обычные «ножевые» предохранители или плавкие вставки, то рядом с каждым предохранителем закрепите на клейкую ленту по одному запасному. Проверьте купленные предохранители на соответствие номиналу. Внешне похожие китайские аналоги способны привести к пожару. Качественные предохранители выпускает псковский завод с маркировкой «AvaR», чешская «Tesla». Подойдут и оригинальные предохранители от автомобиля.
Цилиндрические плавкие вставки – не самый удобный вариант, однако именно он используется во многих панелях, сочетающих в себе предохранители и выключатели.
Для облегчения поиска сгоревшего предохранителя используем светодиоды или микролампочки. Подсоединенные параллельно предохранителю, в случае срабатывания защиты они покажут, какую вставку нужно заменить. В продаже появились готовые предохранители со светодиодной индикацией, однако что-либо сказать о них пока трудно – автор этих строк ещё не добрался до них с амперметром.
Вдали от берега навигационное оборудование должно быть продублировано. Идеальный вариант – это портативный прибор Garmin или его аналог. В крайнем случае – влагозащищенный смартфон или планшет.
Оборудование
В открытых помещениях используем только специальное оборудование. Часто можно встретить жалобы, что перестала работать панель выключателей. Однако если на эту панель посмотреть, то мы увидим, что предназначена она для установки в рубке, а её смонтировали на открытый пост управления. Естественно, после нескольких дождей или одной порции солёных брызг контакты окислятся, и панель выйдет из строя.
Понятно, что герметичные выключатели стоят дороже, но это тот случай, когда лучше поставить меньше, да лучше. Например, объединить всё освещение на одну герметичную кнопку, чем поставить 5 выключателей, предназначенных для установки внутри помещений.
Говоря о выключателях, хочется упомянуть о такой полезной вещи, как «дистанционный выключатель массы». Выпускается в нескольких вариантах для спецтехники и автомобилей с напряжением 12 и 24 В. Помимо дистанционного привода, на корпусе присутствует традиционная кнопка отключения. При цене, сопоставимой с механическим выключателем массы, обладает большим функционалом. На корпусе обозначен допустимый ток – 50 А. Однако внутри контактная пластина и сами контакты выполнены более монументально, чем на лодочных «пластмассках» с надписью 500 А.
И никаких «жуков»
Если на воде перегорел предохранитель, а замена привела к повторному срабатыванию защиты, не следует изобретать способы обмануть физику. Ведь предохранитель специально делается слабым звеном в цепи, чтобы защитить провода от перегрева и оплавления изоляции, а ваш катер – от пожара.
Заменяя плавкую вставку скрепкой, вы собственными руками усугубляете ситуацию. Потому что найти одно замыкание в цепи гораздо проще, чем расплетать спекшийся жгут проводки или плавать в воде вокруг обгоревшего днища катера.
В случае, когда у вас перегорает один и тот же предохранитель, измерьте ток потребления на защищаемом участке цепи. Если позволяет сечение провода, возможно, следует увеличить номинал предохранителя. Если новый потребитель сильно увеличил нагрузку в цепи, увеличьте сечение проводов или проложите отдельную линию.
Сделанная собственными руками электропроводка позволит быть уверенным в своей лодке в дальних походах. А в случае перегорания предохранителя вы не будете в темноте искать инструкцию и запасной предохранитель, на ощупь проверяя его исправность.
Пусть техника вас никогда не подводит, а отдых на воде оставляет приятные воспоминания о лете!
Источник
Как создать электрическую систему на катере
Нет двух похожих между собой катеров, а значит не бывает универсальной схемы подключения электрооборудования, подходящей для всех случаев жизни. Однако общие правила существуют и их можно использовать при создании электросистемы на небольшом катере.
Планирование
Решите, какое оборудование вы планируете использовать и где оно будет установлено. От мощности оборудования зависит количество и тип аккумуляторов, которые вам придется установить на катер.
Создание схемы
Нарисуйте простую электрическую схему и изобразите на ней все электрические устройства, предохранители, переключатели и соединения между ними. Не переживайте, если вы не знаете электрических символов. Просто рисуйте кружок или квадрат и подписывайте рядом его обозначение.
зарядка ps-схема
До тех пор, пока вы понимаете, что куда идет и как между собой соединяется элементы цепи все нормально. Помните, что к 12 вольтовым устройствам постоянного тока должен быть подсоединён один положительный и один отрицательный проводник. Рисуйте плюс рядом с положительным и минус рядом с отрицательным проводом или обозначайте их красным(положительный) и черным(отрицательный) цветом. На металлических лодках не используйте корпус в качестве участка цепи. Ни один из проводов не должен быть электрически подсоединен к корпусу.
Аккумуляторы
Аккумуляторы – это источник энергии для освещения и установленного на катере оборудования. Стартовые аккумуляторы используются для запуска двигателя, а для остального оборудования требуются отдельные тяговые аккумуляторы
Лоток для установки аккумулятора на катер. Красная крышка закрывает положительную клемму от попадания посторонних предметов и замыкания
Тип и емкость аккумуляторов можно выбрать позднее, на данном этапе важно знать, где они будут стоять. Из-за того, что пусковой ток при запуске двигателя очень высок и провод, идущий к стартеру как правило не защищают предохранителем, стартовый аккумулятор устанавливают максимально близко к мотору.
Два лотка для установки аккумуляторов на катере и погружной автоматический трюмный насос, который включается встроенным поплавковым выключателем. К черному разъему, который вставляется в насос, подходит две пары черных и красных проводов. Одна пара подключение питания, вторая — ручное включение насоса на консоли.
Для тяговых аккумуляторов вариантов установки больше. Однако аккумуляторы много весят, поэтому необходимо учесть, как они повлияют на распределение нагрузки в катере, особенно если вы устанавливаете их на той же стороне, что и консоль. Возможно потребуется переместить их на другой борт, чтобы уравновесить лодку. Если транец катера слишком низкий, задумайтесь как установка аккумуляторов повлияет на его положение относительно воды.
При установке рекомендуется оставлять по 30 сантиметров свободного пространства с каждой стороны аккумулятора и не ставить их близко от предметов, которые могут вызвать короткое замыкание. Не устанавливайте аккумуляторы под топливопроводами, инверторами или зарядными устройствами. Если места не хватает и другой возможности нет, установите разделяющую перегородку. Помните, что аккумуляторы должны оставаться неподвижными при любых условиях.
Развязывающее реле помогает зарядить два аккумулятора от генератора лодочного двигателя:
Под каждой батареей должен быть поддон для разлитого электролита (для жидко-кислотных АКБ) или аккумулятор необходимо установить в надежно закрепленный к корпусу ящик. Клеммы аккумулятора в ящике защищены от случайного короткого замыкания, а если аккумуляторы стоят на поддонах, то клеммы надо прикрыть защитными крышками.Зарядные устройства как правило устанавливают рядом с аккумуляторными батареями. Если на катере установлен носовой электромотор, то потребуется не две, а три группы аккумуляторов. При этом они могут быть разного типа и напряжения. Схема зарядки аккумуляторов на катере с носовым электромотором представлена здесь
Зарядные устройства для открытого катера:
Главный выключатель
Главный выключатель отсоединяет нагрузку от аккумуляторов во время стоянки и позволяет обесточить электрическую систему в аварийной ситуации. Главный выключатель устанавливают в легко доступном месте, рядом с аккумуляторной батареей
Не устанавливайте переключатели АКБ, не сертифицированные для морского использования, они могут греться и плавится под нагрузкой. Выключатель, как и электрические автоматы, должен иметь защиту от возгорания. Защита от возгорания означает, что находящие в воздухе газы или пары бензина не воспламенятся от соприкосновения с устройством. Это важно, если бак с топливом установлен в непосредственной близости от выключателя. Аккумуляторы не считаются источником возгорания, так как не имеют движущихся частей, которые могут вызвать искру. Однако при попадании на клеммы металлического предмета такая искра иногда возникает, именно поэтому клеммы аккумуляторов должны быть надежно защищены.
Выключатели аккумуляторов:
Главный предохранитель
На этом этапе рядом с переключателем устанавливают главный предохранитель или автомат. Предохранитель защищает кабель, идущий от аккумуляторной батареи от повышенной нагрузки, вызванной коротким замыканием или неисправным оборудованием. Предохранитель располагают на расстоянии не более 20 сантиметров от выключателя, а если это невозможно, расстояние увеличивают до метра, а провод укладывают в гибкую изоляционную трубку. Держатель может быть рассчитан на один или на два предохранителя. Иногда удобно установить блок на три силовых предохранителя, через которые в одном месте к сервисному аккумулятору можно подключить зарядное устройство, солнечный контроллер и бортовое оборудование
Размещение оборудования
Определите место установки каждого устройства. Эхолоты устанавливают там, где их легко использовать, при этом они не должны мешать обзору и управлению лодкой. Радио должно быть на расстоянии вытянутой руки, а если используете морскую VFH радиостанцию, то ее микрофон также должен быть под рукой. Место расположения лодочного электромотора, лебедки, дополнительных датчиков эхолота, требующих подключения к источнику питания, как правило предопределены назначением устройства.
Блоки предохранителей
Используйте размещенное на предыдущем шаге оборудование для расположения блоков предохранителей, клемных колодок и блоков выключателей. Все электроустановочные изделия должны быть расположены рядом с оборудованием для которого они предназначены, быть легко доступны и защищены от брызг и дождя.
Некоторые устройства подключают к аккумуляторам минуя главный переключатель. Например трюмный насос должен автоматически включится, после того как вода достигнет заранее заданного уровня. Однако подключать его напрямую к аккумулятору не правильно. Вместо этого соедините его с входной клеммой главного переключателя и дополнительно установите тумблер на консоли, которым будете включать помпу вручную.
Размещение на чертеже
Нарисуйте вид катера сверху и расположите на нем блоки предохранителей, выключатели и все оборудование, ранее размещенное на электрической схеме. Сравнивайте рисунок с реальной лодкой, чтобы не забыть чего-нибудь.
Помните, кабель не может проходить сквозь оборудование, патрубки и прочие сплошные объекты. Проводку прокладывают через стенки, переборки и панели. Закрепляйте кабель как минимум через каждые 45 сантиметров, чтобы он не болтался и не бился о борт при движении. В местах прохода через переборки или панели устанавливайте прокладки, защищающие изоляцию от повреждения.
Провода
На лодках используют только многожильные медные проводники. Изоляция должна быть устойчивой к воздействию масла, а ее материал не должен поддерживать горение в отсутствие пламени. Допустимая температура нагрева изоляции для проводников, проходящих внутри двигательного отсека должна быть выше 70°
Какого сечения должен быть провод идущий от аккумулятора к стартеру? Ток, потребляемый стартером во время запуска двигателя может составлять 300 – 900 А, поэтому и положительный и отрицательный проводники должны иметь сечении не менее 25 мм2. Если провод к стартеру уже имеется, провод от аккумулятора к главному переключателю можно выбрать такого же или немного меньшего сечения. Положительный провод (красный) подсоединяется к входному контакту главного переключателя, а отрицательный (черный) — к соединительной шине.
Соединительная шина – это блок с 4-6 контактами на нем. Один из них служит для подключения отрицательного провода от аккумулятора к двигателю, остальные для подключения отрицательных контактов от устройств.
Таблица выбора сечения провода в зависимости от нагрузки и падения напряжения. Длина провода в данном случае — это суммарная длина положительного и отрицательного проводников
Положительный провод должен быть красным, отрицательный черным или желтым. Все отрицательные повода на лодке должны быть одного и того же цвета. Для положительных проводов, идущих от блока предохранителей до устройств, иногда используют цветовую кодировка, которая помогает понять назначение проводов. Дополнительно на оба конца каждого проводника крепят кусочки ленты или кембрик, на которых также указывают название цепи.
Не экономьте на проводах. Одним из отличий надежной электрической системы от той, которую приходится постоянно ремонтировать являются дешевые провода. На катерах используют только многопроволочные медные провода и кабели. Луженые меньше окисляются и служат дольше, но стоят дороже.
Какой диаметр использовать? Чем больше сечение, тем меньше сопротивление. Чем проводник длиннее, тем сопротивление больше и больше падение напряжения между его концами. Задача — уменьшить сопротивление и падение напряжения, поэтому в первую очередь определите сечение провода исходя из нагрузки которую он несет, а затем сделайте поправку на длину. Для определения диаметра проводников используйте специальные таблицы.
Пример. Предположим, вы подключаете три электронных устройства к блоку предохранителей. Каждое имеет свой собственный предохранитель и подключается отдельным проводом. Один провод идет от главного предохранителя к блоку на консоли, второй проходит назад от отрицательной шины к аккумулятору. Сумма длин этих проводов дает общую длину провода, принимаемого для расчета. Каждое электронное устройство во время работы потребляет ток 1 ампер при напряжении 12 вольт. Общая сила тока — 3 Ампера. Поэтому провод от аккумулятора к блоку предохранителей и обратно должен выдерживать ток три ампера без нагрева и заметного падения напряжения. Таким образом мы можем определить сечение провода для этого участка цепи.
Клеммы и наконечники
Для подключения всегда используйте клеммы. Не оборачивайте оголенные концы проводов вокруг винтов и не прижимайте их в таком виде к клемной пластине. Винт может ослабнуть от вибрации и сопротивление соединения возрастет. Рост сопротивления приведет к нагреву контакта и возможно к пожару. Используйте кольцевые или вилочные кабельные наконечники. У вилочных наконечников должны быть загнутые края, препятствующие выпадению провода при ослаблении контакта.
В электрических соединениях на катере разрешается использовать пайку, но она не должна быть единственным средством соединения провода с клеммой, клемма должна быть дополнительно обжата. Припой создает уплотнение, провод в этом месте перестает быть гибким и устойчивым к изгибу и вибрации.
Никогда не используйте болты и гайки для соединения проводов на лодке! Этот вид соединения слишком неустойчив к вибрации и коррозии.
Герметизируйте контакты хорошим водонепроницаемый герметиком. Это не обязательное требование, но герметик предотвращает попадание воды в соединение и проникновение влаги внутри изоляции.
Предохранители
Задача предохранителей исключить перегрев проводников и предотвратить пожар на лодке. Предохранители должны иметь тоже или меньшее ограничение по току, что и провод. Если провода предназначены для работы с нагрузкой 15 А, используйте 15А предохранитель. Именно поэтому на больших катерах используются отдельные электрические цепи для различных судовых систем. Каждая цепь рассчитана на определенную силу тока — 15 или 20 А. Новое оборудование не добавляется в цепь, если это ведет к увеличению потребляемого тока, выше того, на который рассчитан предохранитель.
Создавать отдельные цепи придется и на небольшом катере, если там установлено много оборудования или стоит устройство, потребляющее большой ток. Для него придется создать свою цепь и использовать собственный предохранитель.
Сколько предохранителей должно быть в блоке? Это зависит от того, сколько устройств вы используете. Стоит иметь предохранитель на освещение, один для приборов, один для всех электронных устройств, плюс запасные. Итого четыре. С учетом оборудования, которое будет установлено в будущем используйте, используйте блок для шести или восьми предохранителей. В этом случае вам не придется его менять. Подробнее о защите электрических цепей на катере
Установка оборудования
Начинайте с аккумуляторов, главного выключателя и главного блока предохранителей.
Установите бокс для аккумулятора или поддон для его крепления, затем аккумулятор. Емкость батареи аккумуляторов должна быть как минимум в два раза больше предполагаемой нагрузки.
Затем установите освещение и электронное оборудование. Все должно быть установлено на месте до того, как вы начнете разводить провода
Размер главного предохранителя зависит от количества подключенного оборудования. Постоянная нагрузка в нашем примере составляет 10,5 А. Номинал предохранителя в цепи постоянного тока может составлять 150% от нагрузки, поэтому подойдет предохранитель на 15А.
Для каждого устройства ставим предохранитель на 3А, для радио — 6 А. Перед установкой проверьте рекомендации производителя оборудования по выбору предохранителей. Помните эти предохранители предназначены для защиты провода, ведущего к устройству, а не самого оборудования. Некоторые устройства имеют встроенные или расположенные на силовых кабелях предохранители для этих целей.
Постоянная нагрузка | Переменная нагрузка | Всего | ||||||
Устройство | Ток, А | Время работы, ч | Ач | Устройство | Ток, А | Время работы, ч | Ач | |
Освещение | 1 | 8 | 8 | Сигнал | 1 | 0,25 | 0,25 | |
Помпа | 2 | 8 | 16 | Радио | 6 | 0,5 | 3 | |
Радио | 1 | 8 | 8 | |||||
Эхолот | 0,5 | 8 | 4 | |||||
Мотор | 2 | 16 | 32 | |||||
Приборы | 1 | 8 | 8 | |||||
GPS | 1 | 8 | 8 | |||||
Аэратор | 2 | 8 | 16 | |||||
Итого | 10,5 | 100 | 7 | 3,25 | 100,3 |
Прокладка проводов
Прокладывайте провода, начиная от аккумулятора. Двигайтесь к каждому блоку предохранителей и к соединительным шинам, затем подключайте оборудование. Соблюдайте цветовые коды и маркировки проводов на обоих концах. Если вы отклоняетесь от схемы, созданной на этапе проектирования, вносите в нее изменения чтобы схема оставалась актуальной в будущем.
Проверка
Подключите питание и проверьте каждое установленное устройство. Устраните неисправности по мере их возникновения.
ГОСТ Р ИСО 13297-2018 Суда малые. Системы электрические. Оборудование переменного тока Скачать
ГОСТ Р ИСО 10133-2018 Суда малые. Системы электрические. Установки постоянного тока безопасного напряжения Скачать
Задайте вопрос,
и получите консультацию по лодочным электромоторам, аккумуляторам или зарядным устройствам для катера или яхты
Источник