- Укладка бордюра своими руками
- Виды бортового камня
- Что нужно подготовить до начала выполнения работ?
- Порядок выполнения работ
- Основание под установку камня
- Установка камней на подготовленное основание
- В заключение
- Захват для бордюра. Точность и лёгкость установки
- Классификация конструкций
- Гидравлические бордюрные захваты
- Захват для бордюра своими руками
Укладка бордюра своими руками
Участок или территория, прилегающая к загородному дому, будет иметь очень ухоженный и красивый вид, если для более четкого обозначения границ пешеходных дорожек, клумб и мест посадки деревьев будет осуществлена установка поребрика. Так же, чтобы исключить возможность заезда автомобиля на тротуар или прилегающий к дороге газон, не лишним будет такое ограждение и в случае с проезжей частью.
Однако, наблюдая за работой дорожных рабочих, многие люди, незнакомые с этой технологией, считают, что установка бордюрного камня — дело тяжелое и хлопотное. Это мнение весьма ошибочно, поскольку выполнить такую работу самостоятельно не так уж и сложно.
Важно! Понятие самостоятельной установки бордюра подразумевает выполнение работы с одним или двумя помощниками, что связано с приличным весом рабочего материала.
Виды бортового камня
Разнообразие этого типа дорожно-строительного материала, предлагаемого сегодня на рынке, очень велико. При желании, вы сможете найти бортовые или бордюрные камни самой различной формы, поперечного сечения, размера и цвета, изготовленные из бетона, натурального или искусственного камня, из керамических материалов или из композитных смесей с добавлением пластических масс.
Промышленные производители бордюров разделяют их на два вида: тротуарный поребрик и дорожный бордюрный камень.
Они различаются, прежде всего, своими размерами.
Дорожный камень, как правило, большей длины, массы и площади поперечного сечения, чем тротуарный бордюр. Кроме этого, при изготовлении таких материалов используют стальную арматуру, которая придает им повышенную прочность и долговечность.
Преимущество же тротуарных изделий заключается в большом разнообразии применяемых материалов, цветовых оттенков, форм, размеров. Кроме того, они более подходят для тех случаев, когда выполняется установка бордюров своими руками, а не путем привлечения строительной бригады. Их наиболее часто используют при обрамлении тротуарных дорожек, площадок во дворах частных домов, оформлении клумб и других садовых насаждений.
Обратите внимание: специалисты признают возможность самостоятельного изготовления бордюрных камней, но качество таких изделий значительно уступает заводскому, а объем работ увеличивается в 2-3 раза, а то и больше.
Что нужно подготовить до начала выполнения работ?
Для того, чтобы укладка бордюра своими руками была выполнена качественно, вам необходимо иметь следующий инструмент:
- совковая и штыковая лопата — для земляных работ, укладки щебеночного основания и замешивания цементной смеси;
- мастерок каменщика — для разравнивания цементной смеси и заделки швов;
- бадья для замешивания раствора или бетономешалка;
- шнур для разметки, длина которого зависит от длины обрамляемой дорожки;
- строительный уровень длиной 1,5-2,0 м;
- резиновый молоток — для того, чтобы уложить бордюрный камень;
- металлический молоток 500 г и кувалда 3,0-5,0 кг;
- угловая шлифмашина (болгарка) с алмазным кругом по камню.
Необходимые инструменты, которые нужно подготовить перед началом установки.
Из материалов вам нужно будет приобрести:
- бордюрный камень;
- песок (лучше всего речной);
- щебень средней или мелкой фракции;
- цемент марки 400 или 500.
Порядок выполнения работ
При установке бордюрного камня применяют один из трех вариантов технологии его укладки: устройство на щебеночное основание, песчано-цементную основу или на бетонную подушку. Способ, который вы решите выбрать, зависит только от вашего желания и требований к долговечности конструкции.
Каждая из этих методик включает в себя следующие этапы работ:
- подготовительные, состоящие из разметки будущей линии прокладки бордюра и определения глубины его заложения;
- земляные, в которые входят работы по выравниванию верхнего слоя грунта на площади дорожки и устройству траншей для установки бордюрного камня;
- устройство основания — в зависимости от выбранного способа установки бордюра;
- укладка бордюрного камня;
- закрепление бордюров в траншеях и заделка щелей между ними.
Разметка бордюрной линии осуществляется при помощи шнура, натянутого между забитыми в землю колышками. По результатам разметки вопрос выравнивания поверхности практически снимается.
Глубина траншеи зависит от того способа, которым вы решили устанавливать камни, их размеров и требуемой высоты над уровнем дорожки. Для тротуарных бордюров она, чаще всего, равняется высоте материала плюс 15-20 см.
В случае с дорожным обрамлением — это просто высота камня. На въездах и входах во дворы бордюр нужно класть на большую глубину, которая увеличивается в первом случае на 5-10 см, а во втором — на 10-20 см. Ширина траншеи для установки стандартного тротуарного бордюра равна его ширине с добавлением 5-7 см. Дорожный материал требует ширины в 30-40 см.
Основание под установку камня
Для устройства щебеночного основания, на дно траншеи насыпают 3-5 см песка, который проливают водой и трамбуют. Далее, на этот слой песка ровным слоем насыпается щебень мелкой фракции.
Его также трамбуют, а затем уже на эту основу устанавливают бордюрные камни. Такая технология подготовки основания является самой простой и недорогой. Однако применять ее рекомендуется только для тротуарных дорожек и ограждения садовых насаждений.
Устройство цементно-песчаной основы предусматривает замешивание раствора из песка, цемента и воды, который нужно укладывать на дно траншеи единым слоем, который затем выравнивается и утрамбовывается.
Самой дорогой, но и самой прочной, трехслойной технологией подготовки основания для установки бордюра, считается устройство бетонной подушки.
В процессе её обустройства, перед тем, как уложить бетон, на дно траншеи насыпается выравнивающий слой песка, который проливают водой и трамбуют. После этого песок засыпают слоем щебня мелкой фракции. Этот щебень поливается водой и на него стелят слой готовой бетонной смеси. Каждый бордюр в этом случае устанавливается прямо на незастывший бетон.
Установка камней на подготовленное основание
Во всех трех способах бордюрный камень нужно ставить по шнуру, который натягивают на колышки в верхних и нижних точках в зависимости от уклона продольного профиля дорожки непосредственно перед тем, как установить бордюр. При этом первый камень ставят на край траншеи, вдоль нее.
Необходимо обязательно проверять правильность установки не только по натянутому шнуру, но и строительным уровнем во всех направлениях возможного уклона.
Шнур — это инструмент для простой предварительной установки камня, позволяющий сразу увидеть, как правильно и ровно установить бордюры. Посадка и выравнивание ограждающего материала осуществляется резиновой или деревянной киянкой.
Внимание! При использовании металлических молотков, в месте удара необходимо подкладывать деревянную прокладку, так как установленный бордюрный камень — долговечный, но хрупкий материал и от сильного удара он может расколоться.
Необходимую подрезку камня выполняют при помощи угловой шлифмашины (болгарки) с алмазным кругом по дереву. Не используйте для монтажа тротуарных бордюров вибрационный и пневматический инструмент.
После того, как вы закончили ставить все бордюрные камни, они фиксируются заливаемой с обеих сторон цементным раствором или бетонной смесью с использованием щебня мелкой фракции.
В заключение
Как видно из содержания статьи, установка тротуарных и дорожных бордюров своими руками технически не сложный, но физически достаточно затруднительный процесс, который, тем не менее, позволит вам значительно украсить свой двор или сад.
Выполнить его своими силами можно, но только с одним или двумя помощниками. Если с физически крепкими подсобниками у вас проблемы, то обязательно подумайте, стоит ли установка бортового камня самостоятельно таких мучений.
Источник
Захват для бордюра. Точность и лёгкость установки
Захват для бордюра широко используется при работах по обустройству дорог и садовых дорожек. Он позволяет снизить травматизм, повысить производительность и точность установки бордюрных камней на бетонную смесь. В статье мы узнаем какие виды бордюрных захватов существуют и какой выбрать, именно, вам.
Классификация конструкций
Захваты для дорожных бордюров подразделяются на две группы: ручные и механизированные. К первым относят разнообразные клещевые захваты, различающиеся преимущественно длиной плеча рычага и оформлением захватных губок. Клещи при этом могут быть одинарными или двойными.
Механизированные захваты подходят для перемещения и позиционирования крупных бордюрных камней. Они используют гидропривод.
Типовая конструкция захвата, предназначенного для переноски и установки бордюрного камня при помощи средств малой механизации, представляет собой механизм шарнирного типа. Он включает в себя:
- Два двуплечих кронштейна.
- Фиксирующие пальцы.
- Центральную ось.
- Два Г-образных рычага.
- Захватные губки с упругими вставками.
Работает такой захват для бордюрного камня следующим образом. К центральной оси шарнира присоединяется крюк, звено или иной крепёжный элемент. При его подъёме оси шарнира поворачиваются в пальцах, вызывая перемещение рычагов вверх. Захватные губки сводятся, в результате чего вставки плотно прижимаются к торцевой поверхности бордюрного камня. Угол захвата, а, следовательно, и его эксплуатационные возможности, определяются размерами плеч шарнирного механизма.
В более простых конструкциях ручных захватов, приспособленных для установки бордюров, а не для их транспортировки, кронштейны отсутствуют, а прижим производится мускульным усилием работающего, который сводит рычаги поворотом клещевых ручек навстречу друг другу.
При длине дуги захвата в 400…450 мм приспособление должно обладать массой не более 5…6 кг, и грузоподъёмностью до 180…200 кг.
Гидравлические бордюрные захваты
Такие конструкции более функциональны, и используются не только для бордюрного камня, но также при переноске и монтаже бетонных столбов, желобов водостоков, плит перекрытия и других элементов длиной не более 1000 мм и массой до 120…150 кг.
Гидравлический захват для бордюра состоит из:
- Сварной рамы с раздвижными направляющими из профильных труб.
- Двух призматических прижимов, фиксирующих груз от колебания и поворота при переноске.
- Торцевых прижимных губок с различным набором сменных щёк.
- Гидравлического ротатора с комплектом шлангов и арматуры.
- Подвесного приспособления.
- Регуляторов давления, управляющих работой захвата.
Механизм агрегатируется в качестве навесного оборудования с любым погрузчиком, мини-экскаватором или колёсным трактором, и питается от его гидросистемы. Устройство накладывается на деталь, после чего направляющие раздвигаются по её длине, а призматические прижимы размещаются равномерно, по обе стороны от оси симметрии груза. Ротатор подключается к гидросистеме машины.
При нагнетании рабочей жидкости поршни производят смыкание прижимных губок (давление может регулироваться, в зависимости от массы детали и её материала). После этого подачу рабочей жидкости перекрывают, присоединяют гидравлический захват к крюку погрузчика, и производят необходимые действия.
Унификация сменных зажимов, применение быстросъёмных соединений гидравлической арматуры и возможность поворота ротатора на 360º обеспечивают возможность фиксации груза по обеим координатным осям, что повышает надёжность фиксирования бордюрного камня.
Захват для бордюра своими руками
Цена гидрозахватов – от 400000 руб., в зависимости от типоразмера – часто делает их покупку проблематичной, особенно для малых предприятий или для частного использования. В таких случаях достаточно надёжный ручной клещевой захват можно сделать и самостоятельно.
Потребуются следующие детали:
- Две круглых трубы длиной 900…1000 мм и диаметром 20 мм;
- Две ручки для удобной переноски (можно взять от любого взрослого велосипеда);
- Два пальца ГОСТ 9650-80 со шплинтами;
- Два куска гнутого швеллера 25 по ГОСТ 8278-83 длиной 200…250 мм;
- Две полиуретановых вставки;
- Две смыкающих пластины из полосовой стали толщиной 3…4 мм.
Изготовление захвата для бордюра происходит в следующей последовательности. По наибольшей ширине камня размечают размеры зажима, который изготавливается из швеллера. Внутрь помещают полиуретановые вставки и закрепляют их в полках при помощи болтов. Трубы изгибают на ручном трубогибе, засыпав внутрь песок, и заглушив торцы. В средней части труб сверлят отверстия под смыкающий палец и соединяют им обе трубы. В нижней трети труб получают отверстия под ломающиеся рычаги.
При помощи сварки прикрепляют губки к нижним частям труб, и, после проверки геометрии движения клещей захвата, устанавливают рычаги, прикрепляя их к трубе. После насадки резиновых ручек захват готов. Возможный люфт зажимов при работе захвата компенсируется путём установки под полиуретановые вставки стальных пластин необходимой толщины.
Готовое изделие после отладки стоит покрасить атмосферостойкой порошковой краской, либо использовать для изготовления захвата для бордюра только оцинкованные детали.
По такому же принципу можно изготовить и тандемный захват с двумя клещами, когда для переноски, либо установки бордюрных камней значительной длины потребуется двое работающих.
Источник