Примочками гитару своими руками

Простейшая самодельная гитарная примочка

В интернете сейчас присутствует огромное количество схем различных гитарных примочек — дисторшенов, овердрайвов, хорусов, дилеев и т.д. Чаще всего они являются копиями различных фирменных примочек, которые когда-либо выпускались, либо выпускаются и поныне серийно. Именно их чаще всего собирают все желающие заиметь себе самодельную примочку — ведь это же клоны популярных фирменных устройств, а значит они и звучать будут здорово, красиво, и это действительно так.

Однако не следует забывать, что обычный гитарный дисторшен, это, по сути своей, каскад с большим коэффициентом усиления, который сперва усиливает, затем обрезает по амплитуде сигнал на определённом уровне. Для того, чтобы это осуществить, вовсе не обязательно использование навороченных малошумящих операционных усилителей, которые зачастую можно встретить на схемах фирменных девайсов, ведь даже обычный отечественный К140УД7 без проблем справится с задачей «перегрузить» гитарный сигнал. Этот операционный усилитель можно найти во многих экземплярах старой отечественной аудиотехники, также и в магазинах радиодеталей — он стоит сущие копейки. О создании дисторшена на операционном усилителе К140УД7 пойдёт речь в этой статье. Схема представлена ниже.

Как видно их схемы, в ней присутствует всего лишь один каскад. Входной сигнал поступает на схему через разделительный конденсатор С1 — его ёмкость будет влиять на читаемость гитарного звука и уровень низкой частот. Номинал можно варьировать в пределах от 10 нФ до 47 нФ. Смещение входного сигнала задаётся резисторами R1-R2, они могут иметь сопротивление от 10 кОм до 47 кОм. Диоды VD1 и VD2 стоят в обратной связи операционного усилителя, именно они задают амплитуду, по которой будет ограничиваться (т.е. перегружаться) усиленный гитарный сигнал. Здесь можно использоваться практически любые диоды — начиная от германиевых Д2, Д9, заканчивая диодами Шоттки, стабилитронами и светодиодами. Кстати, если поставить в качестве VD1, VD2 светодиоды, то они будут моргать в такт музыке — поэтому при желании их можно вывести и на корпус.

Переменный резистор R4 управляет уровнем перегруза, делая звук гитары либо близким к чистому, либо наоборот более «злым». Переменный резистор R5, в свою очередь, управляет уровнем громкости выходного сигнала, поэтому здесь желательна логарифмическая характеристика, подойдут с сопротивлением 47 кОм — 200 кОм. В этой схеме не обязательно использовать именно К140УД7, подойдёт любой операционный усилитель общего назначения, например, TL071, TL081. На схеме указаны номера выводов, они соответствуют одинарным операционным усилителям. Использовать также можно и сдвоенные, в этом случае второй операционный усилитель в корпусе микросхемы останется незадействованным. Из сдвоенных можно использовать, например, TL072, TL072.

Схему из-за её миниатюрности без проблем можно спаять даже навесным монтажом, либо на макетной плате. Но также можно и вытравить полноценную печатную плату, как сделал автор статьи. Для гнёзд входа и выхода сигнала используются штекеры Jack-6.3, они впаиваются прямо на плату, но могут быть и выведены на проводах. Для питания используется гнездо 5.5 х 2.1 мм с минусом на центральном контакте, стандартное для всех гитарных примочек. Схема питается от напряжения 9-12В и потребляет небольшой ток, поэтому питать её можно как от батарейки Кроны, так и от сетевого блока питания. Блок питания должен быть стабилизированным — т.е. на его выходе после выпрямителя должен стоять стабилизатор напряжения, например, 78L09 или 78L12.

Собранную примочку обязательно следует поместить в металлический корпус, который послужит экраном и защитит высокочувствительный вход от влияния внешних наводок. Учитывая, что все детали для схемы дисторшена стоят буквально копейки — идти в магазин и покупать там готовый корпус не слишком рационально. Автор использует корпус от старого советского фейзера, который уже имеет кнопку для включения и выключения эффекта, а также потенциометры с ручками. Схема должна быть полностью изолированна от корпуса, а с корпусом должна соединяться только земля схемы, притом строго в одной точке. Такая схема распайки является верной, и позволяет полностью защитить схему от наводок, не создавая при этом лишних земляных петель на корпусе.

Таким образом, получилась рабочая гитарная примочка, которая хоть и не является копией какого-нибудь знаменитого фирменного дисторшена, но обладает приличным звуком, а потому имеет право на жизнь. К основным преимуществом данной схемы также можно отнести возможность варьировать номиналы резисторов и конденсаторов в больших пределах, без потери работоспособности схемы. Если взять и разобрать любой советский магнитофон — то там 100% окажутся все компоненты, необходимые для сборки данной схемы. Удачной сборки 🙂

Источник

Примочка-шумодав для электрогитары

Многие гитаристы так или иначе сталкиваются с ситуацией — гитара, подключенная к усилителю с большим перегрузом начинает довольно сильно фонить. Это может быть вызвано разными причинами, самая основная из которых — плохая экранировка гитары, заметно влиять также могут некачественные кабели, земляные петли в цепях коммутации, а порой к появлению неприятного фона приводит даже наличие поблизости электроприборов вроде мощных коллекторных электродвигателей, кинескопных телевизоров, так как они являются источниками помех. Довольно значительно на уровень фонового шума влияет тип звукоснимателя гитары. В хамбакере имеется две обмотки, расположенные рядом и включенные последовательно, таким образом, сигнал со струн действует на них в одной фазе, а сигнал внешних наводок — в противофазе, в результате происходит его взаимовычитание на двух катушках. Несколько меньше повезло в этом плане владельцам гитар со звукоснимателями-синглами, синглы, как понятно из названия, содержат в себе всего одну катушку, которая работает как неплохая антенна, позволяя наводкам проникать в звуковой тракт вне зависимости от качества экранировки гитары. Как правило, фон слышен только в те моменты, когда струны заглушены и гитарист не играет, во время игры фон становится незаметен и никак не мешает. Поэтому некоторые используют разные ухищрения, например, выкручивают на минимум ручку громкости на гитаре во время пауз в игре, либо вовсе ставят тумблеры «Killswitch», позволяющие быстро включить и отключить звук. Однако наиболее технологичным и просто удобным будет использование специальной педали-шумоподавителя, которую достаточно один раз включить и настроить и забыть про фон. Такой тип примочек называется «Noise Gate», что буквально переводится как «шумовой затвор». Ниже будет рассмотрена схема и принцип работы примочки.

Читайте также:  Наука своими руками для детей

Схема содержит всего две ручки регулировки: «Threshold», что переводится как «порог», и «Decay», то есть время срабатывания шумодава. Принцип работы заключается в следующем: схема непрерывно следит за уровнем сигнала на входе, и как только он опустится ниже установленного ручкой Threshold порога, схема буквально перестанет пропускать сигнал со входа на выход, обрезая фон. Таким образом, когда гитарист играет — уровень сигнала на входе высокий и схема свободно пропускает весь сигнал, фон при этом не заметен на фоне игры. Как только струны «замолчали» — уровень сигнала опустился и схема закрыла прохождение звука, не давая места фону во время пауз. Такой своего рода автоматический «Killswitch».

Однако если перерубать сигнал сразу же после того, как его уровень опустился ниже порога — можно лишится драгоценного сустейна, то есть длительного звучания одной ноты. Для решения этой проблемы в схеме присутствует ручка Decay, с помощью которой задаётся задержка с момента перехода порога до полного отключения звука. Таким образом, получается запас по времени звучания и звук плавно затухающей ноты не будет резко обрываться при приближении к порогу.

Условно схему можно разбить на два блока — сигнальный, через который сигнал проходит со входа на выход, и детекторную, которая в режиме реального времени «следит» за амплитудой сигнала. Сигнальная часть построена на двух транзисторах КТ3102, вместо них можно использовать, например, BC547 или 2N3904. Сигнал проходит через эмиттерные повторители, таким образом, схема является буфером сигнала — это её побочное свойство. Между двумя каскадами транзисторов можно увидеть полевой транзистор КП303А — именно он управляет сигналом, «сливая» его на точку +5 вольт, а сигнал транзистору на открытие или закрытие подаёт детекторная часть, построенная на операционных усилителях.

На схеме можно увидеть несколько внесённых модификаций — резистор 10 кОм в сигнальной части заменён на 22 кОм, сделано это для того, чтобы сигнал сильнее глушился при закрытом состоянии шумодава. Также имеется добавленный к оригинальной схеме тумблер (возле ручки Decay), подключающий параллельно конденсатору 1 мкФ дополнительный на 4,7 мкФ. Этот конденсатор определяет время срабатывания шумодава, таким образом, тумблер просто расширяет диапазон регулировки ручки Decay. В режиме «fast», когда тумблер разомкнут, работает конденсатор всего на 1 мкФ, делая время срабатывая практически мгновенным, это пригодится в том случае, если стиль игры резкий и обрывистый, без использования сустейна.

Операционный усилитель подойдёт любой 4-х канальный, например, LM324 или TL074. Полевой транзистор КП303А можно заменить импортными 2SK170 или 2N5457, однако их следует подбирать по напряжению отсечки — слишком большое или слишком маленькое значение вызовет некорректную работу схемы. Также стоит обратить внимание на фильтрацию питания в данной схеме, питание должно быть без малейших пульсаций, иначе сама примочка-шумодав будет добавлять своего фона в звуковой тракт. Напряжение питания составляет 9В, потребление небольшое — подойдёт любой блок питания от гитарных примочек.

Собирается схема на печатной плате, скачать которую можно в архиве в конце статьи. Обратите внимание, что первым делом на плату запаиваются перемычки, так как одна из них лежит под микросхемой. Потом запаиваются резисторы, диоды, и в последнюю очередь все самые крупные компоненты. Плата также удобна тем, что гнёзда входа и выхода, а также 3PDT кнопку не нужно выводить на куче мелких проводов — всё устанавливается прямо на плату, получается единая конструкция. Ниже можно увидеть фото готовой платы. Потенциометры также устанавливаются прямо на плату — для этого используются отрезки жёсткой проволоки заранее подогнанной длины.

Читайте также:  Лоток для щенка своими руками






На проводах с платы выводится только тумблер и провода питания. Конденсаторы при сборке желательно взять плёночные — в звуковом тракте они предпочтительнее керамических. В остальном конструкция без каких-либо особенностей, достаточно лишь правильно собрать и смыть остатки флюса после сборки.


Получившаяся плата устанавливается в металлический корпус, в данном случае это силуминовый Gainta G0124 — классический по размерам для гитарных примочек. Сверху на потенциометры устанавливаются ручки, светодиод крепится через специальный держатель. Если все отверстия просверлить ровно, а переднюю панель корпуса красиво оформить — получится примочка ничуть не хуже фирменных аналогов. Удачной сборки!

Источник

Примочки

Усилитель

Самая важная вещь после гитары. От выбора усилителя зависит, насколько чистым будет звук, и насколько он будет соответствовать вашим запросам.
По идее, усилитель должен быть из той же ценовой категории, что и гитара. Нет смысла покупать крутой усилитель к плохой гитаре, он не улучшит звук инструмента. И наоборот — если у вас дорогая гитара, желательно приобрести соответствующий усилитель. Но, как правило, все деньги уходят на покупку гитары, так что если ваш папа — не Б. Березовский, то купите для начала что-нибудь недорогое, можно даже отечественное или подержанное. Если да, то рекомендую Marshall Lead 12 + 4 Crown 800W power sources.

Существует 2 основных вида усилителей:

Какой же усилитель лучше купить?
До недавнего времени ламповые усилители стоили значительно дороже и большинство начинающих гитаристов, в виду ограниченности денежных средств, предпочитало покупать транзисторные усилители. В настоящее время цены на усилители обоих видов вполне сопоставимы. Поэтому, как и при выборе гитары, следует положиться на свой слух. Просто поиграйте на усилителях обоих видов и определитесь, что вам больше нравится.

Тот факт, что на сегодняшний день большинство крутых гитаристов предпочитает ламповые усилители, не должен влиять на ваш выбор. Не забывайте, о том, что ламповые усилители весят больше транзисторных, требует периодической настройки и замены ламп, а также дают перегруженный (overdrive) звук только на большой громкости. Последнее обстоятельство должно учитываться, если у вас нет репетиционной базы в виде помещения без соседей. Если вы живете в панельном доме, да еще и с родителями, которые в молодости слушали Кобзона, а не Black Sabbath, то ламповый усилитель для вас — непозволительная роскошь. В том смысле, что играть через него на большой громкости вам не позволят.

На что следует обращать внимание при выборе усилителя:

  • качество звучания. Безусловно основной параметр. Плохой усилитель может испортить даже звук очень хорошей гитары. Качество усилителя, как и гитары, можно оценить только на слух. Могу лишь заметить, что усилитель не должен слишком уж сильно фонить и на большой громкости весь спектр звука (верхи, низы, средние частоты) должен передаваться также хорошо, как на малой.
  • мощность.Абсолютно несущественный параметр.
    Купите себе самый тихий усилитель, не стадионы же будут слушать ваши виртуозные запилы, а в лучшем случае, ваша семья, а ей и небольшой громкости хватит, чтобы съехать с катушек. От кайфа.
    У меня стоит небольшой самодельный (35-45-10см) ящик на 50Ватт, 10 band graphic equalizer, 6 входов, и когда все дома(да и вообще), я не включаю его больше, чем на 10Ватт. Конечно, можно врубить и по-настоящему, но тогда со всех сторон начнут стучать соседи.
    И не стоит думать, что между количеством Ватт и громкостью существует прямая зависимость. Вернее, она существует, но встречаются экземпляры, которые звучат громче, чем гораздо более мощные.
  • количество кнопок и переключателей на усилителе. Вот это важно. Чем больше всяких ручек, кнопок и прочего вы сможете покрутить, тем лучше вы сможете настроить звук. Пробуйте различные их комбинации друг с другом, регуляторами на эффекте (см. ниже) и на самой гитаре до тех пор, пока звук не начнет вам нравиться. На усилителе, по крайней мере, должны присутствовать эквалайзеры, то есть регуляторы тембра. Также очень полезна для настройки звука ручка Presense, она управляет «конкретностью» звука в зависимости от сольной игры или аккомпанимента.
  • вход для второй гитары или магнитофона. Если у вас есть кореш с гитарой или бас-гитарой, вы сможете оттягиваться на полную, подключая его гитару в этот самый вход. Если такого кореша нет, то туда же можно подключить магнитофон с записанной ритмом (аккордами), а самому играть соло.
  • выход на наушники. Настоящий подарок для семьи гитариста. Также этот выход можно использовать для подключения к магнитофону или микшерному пульту.
  • встроенная кассетная дека. Иметь такую штуку — это круто. Поставил на запись — поиграл — прослушал. Можно таким образом следить за своими ошибками, а можно, например, записать пару-тройку забойных вещей, а потом заставить друзей и подруг это слушать.
  • встроенный эффект. С одной стороны, иметь все в одном флаконе — штука хорошая, шнуров надо меньше, не надо батарейки для педали покупать. Но включить или выключить встроенный в усилитель эффект можно только рукой, а руки-то заняты гитарой. Так что в этом смысле довольно неудобно. На дорогих комбиках есть специальные встроенные педали для включения / выключения эффектов.

Гитарный эффект

Гитарный эффект (FX-pedal, fuzzbox) — это небольшая (14-8-6см) коробочка — педаль, на которую надо нажать ногой, чтобы изменить чистый звук гитары на что-нибудь покруче. В виде педалей гитарные эффекты выполняются чаще всего, хотя и не всегда. Как уже было ранее сказано, эффект может быть встроен в усилитель.
Существует довольно много гитарных эффектов и каждый из них по-своему преобразует звук. Ниже перечислены те из них, воздействие которых на звук, я знаю. Я привел названия видов эффектов, названия конкретных моделей могут совпадать с ними, содержать их в своем названии или быть совершенно другими.

  • Distortion — несомненно самый распрастраненный гитарный эффект. Он используется практически во всех стилях гитарной музыки и его звук, конечно же, вам знаком. Distortion(Звук гитары у Kiss.) — искажение. Звук, пропущенный через этот эффект, становится более длинным и певучим, если играть соло и более резким, если брать аккорды. На такой педале есть неколько регуляторов, позволяющих настроить тембр, громкость и глубину искажений.
  • Heavy Metal — название говорит само за себя. Звук для гитаристов, работающих в стилях Heavy Metal, Thrash и схожих с ними. По сравнению с Distortion обладает более агрессивным звуком.
  • Overdrive — эффект перегруженного лампового усилителя, создающего мягкие искажения с удлинением звука. Эффект наиболее применим для музыки стилей Pop-Rock, Blues, Jazz-Rock, Fusion. Слышали Deep Purple? Это и есть Overdrive.
  • Equalizer — увеличивает / уменьшает определенные частоты, чтобы улучшить или полностью изменить звук инструмента. На некоторых моделях есть переключатель, позволяющий увеличить общую громкость, что может быть очень полезно для тех отрезков песни, которые должны звучать громче остальных, например, для соло.
  • Wah-wah — описать звук этого эффекта довольно сложно. В принципе, его название может дать вам некоторое представление о его звуке, а читается оно как «уа-уа», а не «вах-вах». Используется иногда для игры соло. Показательно также название одной из моделей — ‘Crybaby’.
  • Envelope Filter — это тот же Wah-wah, только величина искажений не постоянна, а зависит от силы, с которой гитарист ударяет по струне.
  • Octave — добавляет одну или несколько октав ниже и/или выше сигнала на входе. Используется, чтобы добавить энергии к звуку или создать эффект синтезатора.
  • Compression Sustainer — удлиняет звучание гитары без искажений, сохраняя его натуральность.
  • Chorus — унисонный эффект, делающий звук более сочным и объемным. Может дополнять все вышеперечисленные эффекты.
  • Delay — цифровой ревербератор, позволяющий получить различные эффекты от «холла» до повторения целых музыкальных фраз. Наилучший пример работы этого эффекта — вступление к Welcome To The Jungle Guns N’ Roses.
  • Reverb — ограниченный вариант Delay. Умеет только добавлять эхо, создавая эффект присутствия в большом помещении и делая звук более объемным.
  • Sampler — нажимаете на педаль, наигрываете короткую серию нот (от 2 до 8 секунд), отпускаете педаль, и ваш пассаж зацикливается.
  • Tremolo — быстро изменяет (увеличивает — уменьшает) общую громкость сигнала. Лучший пример использования, который я знаю — один из припевов Glycerin Bush.
  • A/B Box — позволяет быстро переключаться между двумя разными усилителями или двумя цепочками эффектов.
  • Volume — регулирует общую громкость. Можно переключаться с тихих мест на громкие или можно, например, выключать звук полностью между песнями или во время настройки.
  • Flanger — появился в 60-е, когда музыканты начали активно использовать его для создания психоделических композиций. Хотите получить эффект взлетающего самолета? Используйте Flanger.

С чего же начать? Какие эффекты жизненно необходимы гитаристу, а какие являются дополнительными? Я думаю, что какую бы музыку вы ни играли, Distortion вам нужен в обязательном порядке. Дальше все зависит от музыкальных предпочтений. Понятно, что если я играю блюз, то без Heavy Metal Distortion я уж как-нибудь сумею обойтись, а вот без Overdrive — врядли. В принципе, Reverb и Chorus не помешают никому. Особенно Reverb, так как реверберация, чаще всего небольшая, присутствует почти всегда в любой музыке. Wah тоже нередко применяется в музыке и, возможно, купив Distortion или Overdrive и имея встроенный в усилитель Reverb, вы захотите приобрести именно этот эффект. Далее в списке моих личных предпочтений стоит Flanger.

Эффекты могут работать по отдельности, а могут накладываться друг на друга. Подключать эффекты рекомендуется в следующем порядке:
УСИЛИТЕЛЬ 0 1

Источник

Читайте также:  Материал для поплавков своими руками
Оцените статью
Своими руками
Ламповые (tube) Транзисторные (solid state)