Антенна для авиадиапазона
Не знаю почему, но меня всегда интересовали переговоры наземных служб с экипажем самолета.
Есть в этом что-то таинственное. Это как прикоснуться к чему-то высокому, к чему не имеют доступа обычные люди.
Именно для этих целей я приобрел радиостанцию Yaesu VX-7r. Нагуглил нужные частоты, но оказалось, что на штатную резинку практически ничего не слышно. Следовательно нужна нормальная антенна.
И было бы неплохо, если эта антенна будет рассчитана специально для приема авиадиапазона.
Купить готовую антенну под силу только олигархам (цены от 6.5 тыс. руб до бесконечности), а значит придется делать ее своими руками.
Для начала нужно было определиться с типом антенны. От этого зависит простота изготовления, сложность монтажа и стоимость составляющих.
Выбор типа антенны
Из всех вариантов самой интересной и привлекательной мне показалась J-антенна:
Она и собирается легко и, судя по отзывам, имеет хорошие характеристики.
Но для начала я решил соорудить привычную и проверенную временем антенну GP (она же Ground Plane или «джипи»).
У GP почти круговая диаграмма направленности, что позволит одинаково хорошо ловить самолеты со всех направлений.
Расчет антенны
В качестве центральной частоты я взял самую середину авиадиапазона:
118 + (136-118)/2 = 127 МГц, что соответствует длине волны:
λ = c/f = 300/127 = 2.36 м
У меня будет обычная «четвертушка» с вертикальным штырем и тремя противовесами, следовательно мне нужна четверть длины волны: 2.36/4 = 0.59 м
Осталось применить коэффициент укорочения (k), который зависит от соотношения длины волны к диаметру трубки вертикального штыря (λ/d). То есть, чем толще вибраторы, тем больше коэф. укорочения (и шире полоса пропускания антенны).
В моем случае вертикальный штырь имеет диаметр 15мм:
λ/d = 2.36/0.015 = 157
Конкретное значение берем из всем известного графика:
таким образом, коэфф. укорочения k = 0.92, а значит для моей антенны понадобятся алюминиевые трубки длиной 54 см:
0.59 * 0.92 = 0.54 м
Конструкция
Все максимально просто из самых доступных деталей. Нарезал алюминиевые трубки отрезками по 54 см. Для вертикального штыря взял трубку диаметром 15мм, а для противовесов — по 10мм.
В концы 10-миллиметровых трубок вставил шпильки от сантехнических хомутов (идеально подошли):
и обжал их:
Обжимал с помощью кримпера, который в дальнейшем пригодится для обжимки разъемов:
А в толстую трубку я вкрутил шпильку M10, которая как раз подошла по диаметру. Обжать такую мощную трубку не было возможности, поэтому просверлил ее в двух местах и туго стянул винтами. Гайки взял с полиэтиленовыми вставками.
Для пущей надежности и защиты от проникновения влаги вовнутрь, все шпильки перед обжатием основательно промазал бокситкой.
Для того, чтобы закрепить штырь и противовесы выпилил из толстой (2мм) стальной пластины треугольник со сторонами
100мм:
Концы этой железки выгнул под углом
45 градусов. Осталось только вставить трубки в отверстия и затянуть все гайками.
Центральный штырь изолировал от остальной антенны с помощью двух втулок, которые были выточены из стеклотекстолита (дрель, напильник, наждачка).
Фото втулок, к сожалению, не сделал, но их форма должна быть приблизительно как на картинке справа.
Получилось как-то так:
Кстати, оказалось, что удобнее всего гнуть основание, взявшись прямо за противовесы, используя их как рычаги.
Верхний конец вертикального штыря надо залить бокситкой, чтобы внутрь не набиралась вода. Или надеть подходящий колпачок. Я выбрал оба варианта — сначала заливку, а потом сверху еще и колпачек для надежности:
Мачта
Для мачты ничего умнее не придумал, кроме как взять два направляющих профиля для гипсокартона. Они удобно вкладываются друг в друга и получается достаточно прочная и легкая конструкция.
Для увеличения прочности, эти два профиля нужно стянуть между собой саморезами. Так просто ввернуть саморезы не выйдет (тонкое железо просто мнется при попытке надавить на него), поэтому нужно вложить внутрь отрезки бруса. И потом вкручивать саморезы прямо сквозь профиль в эти самые брусочки.
Лично я перестраховался и предварительно пропитал брусочки олифой. Ну чтобы они не сгнили в первый же год.
Антенну решено было крепить к старой (уже не используемой) мачте от электропроводки
Для этого понадобятся U-образные хомуты, которые изготавливаются путем сгибания 6-миллиметровых шпилек на оправке.
Шпильки предварительно нужно разогреть до красна и дать медленно остыть. Иначе она сломается при попытке ее согнуть. В качестве оправки идеально подошел баллончик из-под дезодоранта:
К мачте прикрепил два стальных уголка с отверстиями. Именно сквозь них будут продеты наши U-образные хомуты:
Пару слов про кабель
Понятно, что здесь нужно было взять 50-омный кабель, но меня в конечном итоге задушила жаба. В наших краях хороший 50-омный кабель стоит почти в 4 раза дороже, чем неплохой телевизионный кабель 75 Ом.
Прикинув затухание на частотах 118-136 МГц, я решил остановиться на более бюджетном варианте. Вряд стоит сильно переплачивать за десятые доли децибел. Да я за счет общей несогласованности антенно-фидерного тракта больше потеряю!
Поэтому выбор пал на кабель SAT-703 по 25 руб за погонный метр. На 25-метровом куске кабеля затухание на авиадиапазоне будет меньше 2 дБ, что меня полностью устраивает.
В целях экономии решено было отказаться от разъемов, а кабель просто припаять к антенне.
Для герметизации я надел на кончик кабеля трубку и просто залил все эпоксидной смолой.
Итоговая стоимость антенны
В конечном итоге я потратил чуть более 700 рублей на саму антенну и еще 625 руб за 25 метров кабеля. Все, кроме кабеля, было закуплено в строительном магазине:
- Труба алюм. круглая 15х1, 1шт — 78 руб
- Труба алюм. круглая 10х1, 3шт — 165 руб
- Профиль 28/27, 3м, 2шт — 64 руб
- Пластина крепежн. перф., 100х200х2.0 — 70 руб
- Уголок крепежн. перф., 105х105х90х2.0 — 41 руб
- Шпилька М6х1000, 2шт — 58 руб
- Хомут сантехнический для 3/4″, 3шт — 73.50 руб
- Клей эпоксидный — 62 руб
- Брус, 25х40, 3м — 48 руб
- Олифа ПЭТ, 0.5л — 57 руб
Итого: 716.5 руб
Монтаж на крыше
Самое сложное — поднять антенну с бухтой кабеля на крышу через узкий чердачный проем. Поэтому противовесы пришлось прикручивать уже на месте.
Благодаря точному расчету крепежных узлов, все встало на место как родное:
Кабель завел в квартиру через отверстие в стене. Лучше, если выходное отверстие будет чуть-чуть ниже, чем внутреннее в квартире. Это чтоб в дом вода не затекала.
Затем на этот конец кабеля планировалось обжать SMA-разъем, но, к сожалению, посылка с ебея так и не пришла. Поэтому пока просто воткнул центральную жилу кабеля в гнездо радиостанции.
На видео 10 минут типичных переговоров между пилотами и диспетчерами — слушайте и наслаждайтесь:
Источник
Приемник авиационного диапазона
Приемник авиационного диапазона должен работать на частоте чуть выше обычного радиочастотного диапазона 88-108 МГц и находится в пределах 118-136 МГц. Через него во время прослушивания можно поймать сигналы ATIS. Связь между самолетом и диспетчерской башней. ATIS это Автоматическая Терминальная Информационная Служба.
Каждый аэропорт имеет свою собственную ATIS, которая обычно регистрируется диспетчерским центром и непрерывно передается с определенной частотой, указанной в схемах захода на посадку.
Сообщение ATIS включает в себя:
- Название аэродрома, идентификационный код сообщения и процедуру захода на посадку по времени.
- Другую соответствующую информацию (движения птиц, вышедшие из строя радиомаяки и другое).
- Метеорологическую информацию, включая информацию о ветре, специальные инструкции касающиеся видимости, облачности, температуры, точки росы и давления, важные метеорологические явления (дождь, снег).
ATIS обычно заканчивается словами «Сообщите контролеру, что у вас есть информация Х при первом контакте». Это позволяет диспетчеру определить, есть ли у пилота текущая информация об аэропорте.
Схема радиоприёмника авиа частоты
Хорошо, с теорией разобрались, возьмёмся за паяльник. Конструкция радиоприемника проста — это сверхрегенеративный приемник с одним каскадом. Фактически он настроен на ту же частоту, что и передатчик (118-136 МГц). Смешение сигнала который попадает на антенну с сигналом от генератора, создает намного более сильный ВЧ сигнал с огибающей модуляцией. ВЧ сигнал отфильтровывается дросселем и остается только ЗЧ, который дополнительно усиливается.
Он настраивается на волну переменной емкостью, а наушники с сопротивлением 500–2000 Ом подключены к выходу для прослушивания или можно даже подключить усилитель с большим входным сопротивлением.
Антенна для авиа приёмника
Для антенны достаточно отрезка провода длиной около 1 м, но гораздо лучшие результаты можно получить с диполем от коаксиала, питаемым на конце.
Источник
Приемник для авиадиапазона своими руками
Доброго времени суток.
решил, наконец, самостоятельно сделать «устройство», которое бы позволяло слушать частоты авиа диапазона. В будущем надеюсь собрать полноценный приемник, а пока буду доволен конвертером.
Удалось найти небольшую схему, которая мне кажется простой. Хотелось бы услышать мнение людей более сведующих в этих вопросах. Но буду излагать по пунктам, иначе и вас запутаю и сам ясности не увижу.
Судя по описанию, все просто и дело сводится к выбору кварца. В наличии у меня нет на указанную частоту 53МГц, и я хочу попробовать использовать кварц на 16МГц на 7 гармонике.
Получаем: 16*7=112 Мгц в результате станет можножным слушать требуемый диапазон на частотах: от 6 МГц до 24 МГц (118-112=6 МГц , 136-112=24 МГц), которые я планирую принимать на TECSUN PL-600
1. Правильны ли мои рассуждения или при выборе кварца руководствуются еще и другими моментами, которые я не учел?
2. Почему при возбуждении кварца на одной из его гармоник всегда упоминаются нечетные гармоники?
3. Необходимо ли при поанируемой мною замене кварца также изменять номиналы других элементов?
4. На что из западных аналогов можно заменить КД522 и КТ368А?
5. Какова методика настройки данного устройства?
Большим опытом не обладаю, но паяльник держать могу и делаю это уверенно
А также имеется упорство и стремление. Ну и мультиметр, а при необходимости можно рахдоюыть и осцилограф
Вложения: |
Downconverter.doc [104 KiB] Скачиваний: 1500 |
Реклама | ||
| ||
int4880053 | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Карма: 13 |
|