- Конспект занятия на тему: «Красота своими руками»
- Прекрасное своими руками
- Педагоги
- Содержание программы
- Цели программы
- Результат программы
- Материально-техническая база
- Образовательная программа Кружка декоративно-прикладного творчества «Прекрасное своими руками » рабочая программа на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему: «Красота своими руками»
ГКОУ АО для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Цель : познакомить с технологией изготовления роз из бумажных салфеток, развитие творческой деятельности детей, формировать и способствовать усилению и совершенствованию коллективных начал, осуществлять творческий подход в работе, привитие аккуратности, эстетического вкуса при сборке цветка, закрепление правил безопасности работы с ножницами.
Материалы и оборудование : бумажные салфетки, ножницы, карандаш, нитки, клей, заготовка для композиции, проектор, музыкальное сопровождение, слайды «Технология изготовления роз», выставка творческих работ, оформление классной комнаты (буквы, шары, цветы…).
Здравствуйте дорогие ребята и наши уважаемые гости! Я очень рада приветствовать вас на нашем открытом занятии, которое называется
«В мире нашего творчества».
Итак, ребята, наше занятие будет состоять из двух частей: теоретической и практической.
Сегодня мы поговорим о творчестве, а также я познакомлю вас с техникой изготовления цветка из бумаги.
Что же такое творчество? (ответы детей).
Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Нельзя не отметить, что творчество может выступать в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, и т. д. там, где создаётся, открывается, изобретается нечто новое.
Хочу обратить ваше внимание на экран (высказывания о творчестве)
Как вы понимаете смысл этих высказываний? (дети читают и высказываются)
— Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и ее результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним. автор: Сухомлинский Василий Александрович
— Способность творчества есть великий дар природы.
автор: Белинский Виссарион Григорьевич
— Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.
автор: Островский Николай Александрович
Творчество — это движущая сила, которая поддерживает в нас жизнь.
автор: Вэнс Майк
Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный,
Веками будет согревать сердца.
4. Организация рабочего места.
Чтоб нам не было уныло,
Мы плечом к плечу не зря:
В творчестве вся наша сила.
Правда? » Верные мои друзья»!
Мы, как радуги цвета, неразлучны никогда.
И еще раз скажем…. Да!
Итак, прежде чем перейдем к практической части, изготовление цветка — розы, обратим внимание на организацию рабочего места.
Что нам понадобится для работы: бумажные салфетки двух цветов, ножницы, нитки, карандаш, заготовка для композиции
(закрепление правил техники безопасности работы с ножницами)
А что главное в творческой работе? (старание, желание сделать своими руками красоту!
А девиз у нас таков — больше дела, меньше слов!
В творчестве мы ассы, сделаем всё классно.
5.Ознакомление с технологией изготовления цветка по шагам (показ слайдов)
1 Разрезаем салфетку на 4 квадрата.
2 Берём одну часть и накручиваем её на карандаш.
3 Не доходя до самого края 3см.
4. Сдвигаем с 2-х сторон к середине и снимаем с карандаша.
5. Получились лепестки, сделать надо 5 штук.
6. Собираем из 5лепестков розу, укладывая их по кругу. Закрепляем розу несколькими витками нитки и туго завязываем.
7. Изготовление листьев.
Два квадратика салфетки накладываем друг на друга, это листья. В середине прорезаем и вставляем нашу розу в лепестки, сжимаем и фиксируем ниткой повыше к розе.
Во время работы : Пока ребята занимаются творчеством, я хочу обратить внимание наших уважаемых гостей на выставку: «Наше творчество».
Мне хочется похвалить всех ребят, за активную, творческую работу на наших занятиях, вместе мы создаем композиции, поделки, оформляем наши комнаты, стараемся сделать их красивей и уютнее.
Своим творчеством, стараемся порадовать, не только себя, но наших взрослых и ребят.
Молодцы! Осталось прикрепить нашу розу к заготовке с помощью клея.
Предлагаю расслабиться и посмотреть странички из альбома нашей творческой жизни « В мире нашего творчества»!
7. Итак, вернемся к нашей замечательной композиции.
В итоге у нас получилась новая коллективная работа — «Розы».
Процесс не сложный, но посмотрите, какая красота и ею мы вновь сможем украсить наши комнаты!
А сейчас подведём итог нашего занятия.
— Чем мы с вами занимались?
— Трудно ли вам было изготавливать такой цветок?
— Понравилось вам наше занятие?
— Какое из изречений вам понравилось?
— Какими мыслями великих людей вы бы руководствовались в своем творчестве?
Молодцы ребята! Я благодарю вас за участие и творческий подход к работе! Спасибо!
И по традиции я говорю вам:
— Творите добро, приносите окружающим радость своими хорошими делами, поступками, создавайте прекрасное своими руками.
Источник
Прекрасное своими руками
Декоративно-прикладного искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Педагоги
Шулаева Юлия Андреевна
Содержание программы
создать условия воспитания:
1. художественно-эстетического воспитания средствами традиционной народной и мировой культуры;
2. духовно- нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.);
3. проявление творческой активности и самостоятельности;
4. эмоционального благополучия ребенка через увлечение его прикладными видами искусства;
5. передать молодому поколению культурные ценности прошлого, чтобы они вошли в плоть и кровь, стали личностно значимыми.
1. творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
2. эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;
3.образного и пространственного мышления, креативности, памяти, внимания;
4. навыков по выполнению работы в команде;
5. положительных эмоций и волевых качеств, умения доводить начатое дело до конца;
1.знаниями истории и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
2. техниками (работа с природным материалом, с тканью, вышивка, изготовление оберегов, выполнение творческих проектов, работа с бумагой, бисером, лепка, вязание) изготовления предметов декоративно- прикладного искусства, навыками работы с инструментами и приспособлениями;
3. технологией обработки различных материалов;
4.системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для творческого самовыражения школьников.
Цели программы
Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через обучение специальным навыкам работы с инструментами и приспособлениями; овладение техниками изготовления предметов декоративно — прикладного искусства, технологией обработки различных материалов.
Результат программы
Ожидаемые результаты реализации программы
Дети, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны:
— получить общие сведения о декоративно-прикладном искусстве;
— овладеть трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов;
— проявлять творческую активность;
— активно проявлять свои индивидуальные способности в работе над общим делом;
— проявлять инициативу, умственную активность;
— проявлять самостоятельность в процессе создания декоративно- прикладных изделий;
— овладеть технологиями декоративно- прикладного творчества;
— участвовать в конкурсах, побеждать в конкурсах;
— развить адаптивные качества личности;
— овладеть трудовыми навыками, развить готовность к труду и профессиональной деятельности.
Материально-техническая база
Материалы, инструменты, приспособления: материал под основу, материал для стендов (светлая бортовка); поролон; рамки разных размеров; ножницы; клей ПВА; «Момент»; канва; лен; цветная и бархатная бумага; цветной картон; пинцеты; кисточки; иголки бисерные; вышивальные; булавки; крючки; спицы; нитки катушечные и капроновые; нитки – мулине; ирис; шерстяные и полушерстяные ярких цветов; шнуры; веревки; тесьма; лак; проволока медная; бисер; молоток; гвозди и т.д.
Источник
Образовательная программа Кружка декоративно-прикладного творчества «Прекрасное своими руками »
рабочая программа на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_skovoronskoy_g.n.docx | 77.02 КБ |
Предварительный просмотр:
КГОУ РО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом №3 г. Таганрога
Кружка декоративно-прикладного творчества
«Прекрасное своими руками »
возраст обучающихся 8-15 лет,
Сковоронская Галина Николаевна
инструктор по труду
1.Актуальность данной программы
В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарной мыслящей личности, в развитии самобытности каждого воспитуемого, его творческой самореализации и саморазвитии. Проблемы совершенствования гуманитарно — эстетического образования в общеобразовательных учреждениях обуславливает необходимость нового методолого – теоретического подхода к формированию и развитию творческой индивидуальности воспитанника.
Одним из факторов, оказывающим влияние на становление творчески деятельной личности, является занятие декоративно – прикладным творчеством, так как оно дает возможность самовыражения и самореализации личности в конкретных образах.
Воспитанники детских домов, которые, как известно, имеют специфические особенности развития по так называемому депривированному типу (скудное представление об окружающем мире, неразвитое воображение, очень низкий уровень креативности, недостаточная способность к рефлексии и др.), занимаясь декоративно – прикладным творчеством, соприкасаются с искусством, которое создает особые условия для их личностного становления. Искусство выступает в качестве своеобразного ценностного ориентира эстетического воспитания и развития художественной творческой активности воспитанников. Эстетическое освоение мира приводит к гармонии чувственно-эмоциональной, рационально-интеллектуальной, волевой сфер ребенка.
Становление гармонии всех трех начал имеет особое значение для воспитанников детских домов. Народное декоративно — прикладное творчество по своей природе богато и разнообразно. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию творческой гармонично развитой личности, а в случае с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, выполняет корректирующую компенсаторную и терапевтическую функции. Отсюда очевидна актуальная необходимость создания системы художественной подготовки воспитанников, разработки обучающих технологий, использование разнообразных видов декоративно- прикладной деятельности, которые обеспечивают развитие будущей творческой личности.
Декоративно-прикладное творчеств по своему происхождению – искусство народное. Народ создает вещи, народ находит им нужную форму и выражение, народ сохраняет найденную в них красоту и все свои достижения передает нам в наследство. В произведениях декоративно – прикладного искусства мы видим мудрость народа, его характер, уклад жизни. В них вложена душа народа, его чувства и его представления о лучшей жизни. Поэтому они имеют такое огромное значение.
Народное творчество уникальный мир духовных ценностей — это корневая система, питающая древо современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному декоративному творчеству как к целостной системе, ибо только целостный подход в единстве познания и разнообразных форм художественной деятельности обеспечивает осознанное и активное участие школьника (воспитанника) в творческом преобразовательном процессе в любых сферах общественной жизни. Развитие творческих способностей должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Социально – экономическая ситуация в нашей стране требует от ребят творческой инициативы и коммуникабельных способностей. Человек, обладающий умением творчески подходить к решению различных проблем, будет чувствовать себя уверенно в самых неожиданных ситуациях бытового и социального общения. Чем раньше начать формирование у ребенка перечисленных умений и навыков, тем проще ему будет адаптироваться в сложных современных условиях.
Исходя из выше перечисленного, была разработана программа, которая направлена на получение воспитанниками представлений о различных видах декоративно-прикладного творчества и практических навыков работы с различными видами инструментов и материалов, воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование творческой гармонично развитой личности, способной к саморазвитию.
Основу разработанной программы обучения воспитанников декоративно- прикладному творчеству составляют следующие положения:
— способностью к творчеству обладает каждый ребенок;
— различия в их деятельности, эффективность, темпы, закрепления, динамика их изменений, особенно связи с другими личностными компонентами предполагают необходимость индивидуального подхода к педагогическому процессу;
— творческие качества поддаются воспитанию, существует механизм, обеспечивающий преемственность развития этих способностей в различных видах деятельности;
-сформированные в детстве творческие качества сохраняют свою значимость в дальнейшем, выступая основанием их развития во всем многообразии социальных сфер деятельности.
2. Новизна авторской образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: накопление знаний о декоративно – прикладном творчестве, воспитание культуры восприятия, развитие навыков деятельности, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников детского дома.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профессионально-ориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
3. Педагогическая целесообразность программы
Одно из основных направлений современной школы и системы дополнительного образования – усиление воспитывающей функции всего учебно-воспитательного процесса, дальнейшее обновление содержания, форм, методов обучения и воспитания в соответствии с поставленными целями и задачами.
Занятие детей декоративно- прикладным творчеством тесно связано с образованием и передачей культурных традиций в самом широком смысле этого слова. Знакомясь с декоративно – прикладным творчеством, работами народных мастеров, дети приобщаются к основным культурным ценностям своей общины, к ее традициям, верованиям и мировоззрению в целом.
В основе программы « Прекрасное своими руками» лежит идея использования потенциала декоративно – прикладного творчества, народной мудрости, позволяющей развивать личность ребенка.
Отличительной особенностью программы «Прекрасное — своими руками»» является синтез программ основного общего образования и современных образовательных технологий, она дает возможность каждому воспитаннику детского дома попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.
- по типу: модульная, адаптированная;
- по уровню усвоения: общеразвивающая;
- по цели обучения: развивающая художественную одаренность детей, познавательная, социально – адаптированная;
- по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности: интегрированная.
Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через обучение специальным навыкам работы с инструментами и приспособлениями; овладение техниками изготовления предметов декоративно — прикладного искусства, технологией обработки различных материалов.
создать условия воспитания:
1. художественно-эстетического воспитания средствами традиционной народной и мировой культуры;
2. духовно- нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.);
3. проявление творческой активности и самостоятельности;
4. эмоционального благополучия ребенка через увлечение его прикладными видами искусства;
5. передать молодому поколению культурные ценности прошлого, чтобы они вошли в плоть и кровь, стали личностно значимыми.
1. творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
2. эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;
3. образного и пространственного мышления, креативности, памяти, внимания;
4. навыков по выполнению работы в команде;
5. положительных эмоций и волевых качеств, умения доводить начатое дело до конца;
1.знаниями истории и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
2. техниками (работа с природным материалом, с тканью, вышивка, изготовление оберегов, выполнение творческих проектов, работа с бумагой, бисером, лепка, вязание) изготовления предметов декоративно- прикладного искусства, навыками работы с инструментами и приспособлениями;
3. технологией обработки различных материалов;
4.системой специальных знаний, умений, навыков, необходимых для творческого самовыражения воспитанников.
Принципы реализации программы
Программа « Прекрасное своими руками » строится на следующих концептуальных принципах :
— принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я — концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
— принцип динамики . Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
— принцип демократии . Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
— принцип доступности . Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
— принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, мастер — классы, презентации, интернет ресурсы.
— принцип систематичности и последовательности . Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Принципы жизнедеятельности детей на занятиях кружка:
— личностно-ориентировочный подход в воспитании;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
— атмосфера доброжелательности и взаимопомощи;
— общественно-полезная направленность в деятельности;
— эмоциональная насыщенность занятий;
— сотрудничество педагога и воспитанников;
— добровольное участие в совместных делах.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Программа составлена с учетом специфики воспитательной работы в детском доме. Предлагаемый вариант курса рассчитан на проведение его как в группе воспитанников от 8 до 15 лет, так и индивидуально. Количество часов на каждый год обучения может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от способности воспитанников детского дома усваивать и закреплять учебный материал, цели и задачи обучения, других особенностей группы. Общее количества занятий, отводимых на курс — составляет 72занятия (144 часа).
Настоящая программа предлагает проводить занятия в небольших группах (5-6 человек), т.к. небольшая группа позволяет более активно участвовать в занятиях тем детям, которых большая группа подавляет, но которые способны открыться в небольшой группе. Поэтому группы формируются с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка. Программа « Прекрасное своими руками » строится на следующих концептуальных принципах :
— принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я — концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
— принцип динамики . Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
— принцип демократии . Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
— принцип доступности . Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
— принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, мастер — классы, презентации, интернет ресурсы.
— принцип систематичности и последовательности . Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Принципы жизнедеятельности детей на занятиях кружка:
— личностно-ориентировочный подход в воспитании;
— учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
— атмосфера доброжелательности и взаимопомощи;
— общественно-полезная направленность в деятельности;
— эмоциональная насыщенность занятий;
— сотрудничество педагога и воспитанников;
— добровольное участие в совместных делах.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Программа составлена с учетом специфики воспитательной работы в детском доме. Предлагаемый вариант курса рассчитан на проведение его как в группе воспитанников от 8 до 15 лет, так и индивидуально. Количество часов на каждый год обучения может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от способности воспитанников детского дома усваивать и закреплять учебный материал, цели и задачи обучения, других особенностей группы. Общее количества занятий, отводимых на курс — составляет 72занятия (144 часа).
Настоящая программа предлагает проводить занятия в небольших группах (5-6 человек), т.к. небольшая группа позволяет более активно участвовать в занятиях тем детям, которых большая группа подавляет, но которые способны открыться в небольшой группе. Поэтому группы формируются с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка.
Работа в кружке основана на практических занятиях , теории , правилах работы и технике безопасности и направлена на познавательно-волевое развитие личности каждого воспитанника.
Занятия в кружке по освоению декоративно- прикладного творчества строятся с учетом природы народного творчества, его специфики, а также с учетом индивидуальных особенностей и навыков воспитанников детского дома . В кружок записываются все желающие.
Наиболее приемлемая форма – «Творческая комната». Методика и организация этой комнаты позволяет привлечь многих воспитанников всех возрастов к самым различным видам самостоятельной творческой деятельности, поддерживать и развивать интерес к ней в течение длительного времени. В «творческую комнату» может прийти воспитанник любого возраста, независимо от успеваемости и уровня развития, во всякое время учебного года и включиться в работу, установить свой ритм выполнения работы. Ребенок может включиться в работу, когда ему удобно и заниматься столько, сколько захочет и по любой из предложенных тем; каждый воспитанник получает начальную подготовку по нескольким видам труда. В течение года у воспитанников поддерживается интерес к самостоятельной работе. Если у ребят интерес к теме угасает, то она заменяется на другую.
Таким образом, преимущества формы работы «Творческая комната» в условиях детского дома в следующем:
- все воспитанники имеют абсолютно равные возможности в отношении занятий;
- приобщаются к многоплановой самостоятельной творческой деятельности, что способствует эффективному выявлению и развитию их склонностей и способностей;
- свобода посещения занятий;
- массовый охват детей;
- стимулирование развития самопознания и самооценки;
- выбор будущей профессии.
В программе выделены следующие направления:
- Работа с природным материалом
- Работа с тканью
- Вышивка
- Изготовление оберегов
- Творческие проекты
- Работа с бумагой
- Работа с бисером
- Лепка
- Вязание
При реализации программы «Прекрасное своими руками » используются как традиционные методы обучения , так и инновационные технологии :
— репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал);
-объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, мастер — классы, презентации);
-проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
-поисковый (воспитанники сами решают проблему, а педагог делает вывод);
— эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых);
— методы развивающего обучения;
— метод игрового содержания.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес воспитанников к учебному процессу.
В зависимости от поставленной цели (обучающей, воспитывающей, развивающей), уровня подготовки воспитанников и др. используются различные формы работы на занятиях:
1. Познавательное занятие
Беседа, рассказ, доклад, прослушивание
2. Практическое занятие по отработке определенного умения.
3.Самостоятельная деятельность детей
Упражнения, практические пробы
4. Творческие упражнения
Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах частично поисковый или эвристический; исследовательский.
5. Игровая форма
Короткая игра, игра-оболочка, энергизаторы, динамические упражнения
8. Занятие – соревнования
9. Занятие – деловая (ролевая) игра
Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация и т.д.
10. Занятие — лекция
Объяснительно-иллюстративный, проблемный методы
11. Занятие — зачет
Индивидуальное или групповое занятие, собеседование.
12. Интегрированное занятие
Собеседование, ролевая игра, обобщение материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет
13. Модульное занятие
Ожидаемые результаты реализации программы
Дети, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны:
— получить общие сведения о декоративно-прикладном искусстве;
— овладеть трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов;
— проявлять творческую активность;
— активно проявлять свои индивидуальные способности в работе над общим делом;
— проявлять инициативу, умственную активность;
— проявлять самостоятельность в процессе создания декоративно- прикладных изделий;
— овладеть технологиями декоративно- прикладного творчества;
— участвовать в конкурсах, побеждать в конкурсах;
— развить адаптивные качества личности;
— овладеть трудовыми навыками, развить готовность к труду и профессиональной деятельности.
— получение положительных отзывов других людей;
— оценки компетентных судей;
-участие в разноуровневых конкурсах (городских, областных, всероссийских).
Критерии оценки выполненных работ:
— использование нескольких техник при изготовлении изделия.
Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.
В процессе занятий у детей формируются три основные группы практических умений и навыков :
1 . политехнические : измерительные, вычислительные, графические, технологические;
2. общетрудовые : организаторские, конструкторские, диагностические, операторские;
3. специальные : обработка ткани, плетение, вышивка крестом и пр. Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов.
Схема овладения навыками прикладного творчества
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- индивидуально-групповая;
- групповая (или в парах);
- фронтальная;
- экскурсия;
- конкурс;
- выставка.
Основной вид занятий – практический.
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
- Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.
Организация и проведение учебного занятия.
Включает следующие структурные элементы:
1. Организационный этап. Мотивация к деятельности и положительный настрой.
2. Этап постановки целей и задач занятия.
3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
4. Этап деятельностный, в котором можно выделить три основных подэтапа:
Первый — обучения разделов в процессе тренировочных упражнений воспитанники отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия имеющимися представлениями о действии.
Второй — обучения вырабатывается система трудовых движений на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда. Основная цель тренировочных упражнений заключается в том, чтобы воспитанник ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов переходил к трудовым операциям.
Третий — знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль.
5. Этап рефлексии.
6. Заключительный этап.
Дидактическое и техническое оснащение занятий
Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:
— иллюстративный и демонстрационный материал по изучаемым темам (презентации к теме «Изготовление оберегов», «Работа с тканью», «Работа с бисером»;
— электронный сборник иллюстративного материала по изучаемым темам;
— раздаточный материал (карточки с формулами-схемами к теме « Работа с бисером »;
— схемы для вышивки к теме «Вышивка»;
— схемы для вязания спицами и крючком;
— шаблоны к теме « Работа с тканью» (мягкая игрушка, прихватки). Кабинет для занятий оборудован необходимыми приспособлениями ( столами, шкафами для хранения материалов, настольными лампами, гладильной доской, швейными машинами и пр.)
Материалы, инструменты, приспособления : материал под основу, материал для стендов (светлая бортовка); поролон; рамки разных размеров; ножницы; клей ПВА; «Момент»; канва; лен; цветная и бархатная бумага; цветной картон; пинцеты; кисточки; иголки бисерные; вышивальные; булавки; крючки; спицы; нитки катушечные и капроновые; нитки – мулине; ирис; шерстяные и полушерстяные ярких цветов; шнуры; веревки; тесьма; лак; проволока медная; бисер; молоток; гвозди и т.д.
Кроме того, к оборудованию занятий по декоративно- прикладному творчеству относятся и специальные пособия, активизирующие восприятие произведений изобразительного искусства: репродукции картин, таблицы, журналы по рукоделию, модели и образцы декоративно- прикладного искусства, книжные иллюстрации.
Выбор пути составления календарно- тематического плана зависит от возрастной категории детей, с которыми работает педагог. Для поддержания постоянного интереса воспитанников к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.
Источник