2.3. Кружок по работе с проволокой «Прекрасное — своими руками!»
Ничков Николай Викторович,
руководитель кружка «Прекрасное — своими руками»
Дополнительная образовательная программа
«Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»
ТЬЮТОР: Ничков Николай Викторович
ЦЕЛЬ СТАЖИРОВКИ: организация методического сопровождения реализации стандартов «второго поколения» в рамках внеурочной деятельности по направлению «Общекультурное».
ЗАДАЧИ СТАЖИРОВКИ:
1. Сформировать представление стажёров об организации и мониторинге внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС;
2. Создать условия для приобретения стажёрами навыков работы с проволокой как необходимого условия реализации программы «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки» через:
· разработку тьютором индивидуальной программы стажировки по дополнительной образовательной программе «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»;
· пополнение разработчиками программы стажировки мини-сайта «Стажировочная площадка» методическими материалами в рамках темы;
· создание условий для самореализации стажёра в форме зачётного задания:
- освоение теории и формирование навыка работы с проволокой в техниках: работа по контуру, объёмное плетение на основе базовых фигур, плетение в технике «Скубиду»;
- освоение теории и формирование навыка организации работы детей по созданию мультипликационного фильма с участием проволочных персонажей;
- создание образовательного продукта по теме «Мой Ямал: подарок юбиляру»: проволочные модели в техниках: работа по контуру, объёмное плетение на основе базовых фигур, плетение в технике «Скубиду»;
- защита образовательного продукта в форме участия в выставке работ стажёров «Мой Ямал: подарок юбиляру» (размещение работ на виртуальной выставке на образовательной площадке, голосование за наиболее понравившуюся работу);
- заполнение «Дневника прохождения стажировки»;
3. Подготовить кадры для реализации программы, построенной на применении системно-деятельностного подхода «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки» в образовательных организациях Ямальского района;
4. Тиражировать передовой педагогический опыт;
СОДЕРЖАНИЕ СТАЖИРОВКИ
Тема 1. Вводный инструктаж для прохождения дистанционной части стажировки. Выбор одной из программ направления «Общекультурное», программы (самостоятельное изучение материала, размещенного на сайте Панаевской школы-интерната, раздел «Стажировочная площадка» http://89096ps.ucoz.ru).
Тема 2. Дополнительная образовательная программа «Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки» (самостоятельное изучение материала). Добавочные адреса пед. опыта:
Тема 3. Плетение проволокой по контуру: азы мастерства:
· Создание проволочных моделей на основе шаблона-контура;
· Создание проволочных моделей на основе самостоятельно изготовленного шаблона-контура;
Тема 4. Плетение на основе базовых фигур. Объемное плетение: азы мастерства:
· Создание проволочных моделей в технике объёмного плетения;
Тема 5. Плетение в технике «Скубиду»: азы мастерства:
· Узлы: «Винт (витой)», «Колодец (прямой)», «Макраме»;
Тема 6. Мастерская мультипликатора:
· Основная идея и сюжет;
· Готовим декорации и героев;
· Начинаем съемку мультфильма;
· Приступаем к монтажу фильма
Тема 7. Практикум «В мастерской педагога-стажёра (изготовление проволочной модели «Мой Ямал: подарок юбиляру» с применением всех изученных техник);
Тема 8. Рефлексивный анализ деятельности по результатам стажировки (очно-заочно).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1. формирование представления стажёров об организации и мониторинге внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС на примере кружка «Прекрасное – своими руками!»;
2. освоение теоретических и практических основ работы с проволокой в техниках: работа по контуру, объёмное плетение на основе базовых фигур, плетение в технике «Скубиду»;
3. освоение теории и формирование навыка организации работы детей по созданию мультипликационного фильма с участием проволочных персонажей.
Следует основательно изучить материалы «Консультационного ресурса» (сайт Панаевской школы-интерната, раздел «Стажировочная площадка» http://89096ps.ucoz.ru), дидактические принципы и методические особенности обучения на основе системно-деятельностного подходас тем, чтобы рефлексивно подойти к собственному опыту работы с этих позиций.
Серьезное отношение к изучению материалов даст новый импульс к самообразованию. Мыслительные умения нужны, прежде всего, самому педагогу-стажёру. Для того, чтобы развивать детей, необходимо уметь сопоставлять, синтезировать, видеть причинно-следственные связи, делать выводы.
Дополнительная образовательная программа
«Первые шаги к прекрасному: мастерим из проволоки»
Пояснительная записка
Авторы программы: Ничков Н.В., Ничкова Т.А.
Статус программы: прошла апробацию на базе Панаевской школы-интерната в 2011-2012, 2012-2013, 2013-2014 учебных годах (1, 2, 3 годы обучения), идёт разработка УМК. Программа прошла лицензирование департаментом образования ЯНАО.
Кружковые объединения типа «Прекрасное – своими руками!», предлагающие различные виды творческой и технической деятельности, помогают ребятам включиться в социальную практику, способствуют формированию преобразующего мышления.
Работа по данной программе обогащает опыт коллективного взаимодействия обучающихся начальных классов в данном аспекте, что даёт большой воспитательный эффект, ведь человек, сколько он помнит себя, всегда старался сделать свое жилище уютным и красивым
Цели:
1. Формирование у обучающихся навыков работы с проволокой по контуру, на основе использования базовых фигур и техники объёмного плетения «Скубиду»;
2. Формирование представления о мультипликации как форме представления своих творческих результатов и находок;
3. Формирование творческой личности и создание условий для наиболее полного раскрытия творческих и технических способностей детей;
4. Приобщение детей к общественным ценностям, овладению культурным наследием через техническое творчество;
5. Активизация познавательной и творческой деятельности, подготовка детей к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению.
Задачи:
1. Обучающимся овладеть знаниями элементарных приемов работы с проволокой: работа по контуру, скручивание, обматывание на основе работы с базовыми фигурами, плетение в технике «Скубиду»;
2. Формировать навыки работы с проволокой, создания собственных проволочных конструкций на основе базовых фигур и с применением техники объёмного плетения;
3. Обучающимся овладеть элементарными приемами объёмного плетения работы с проволокой: «Винт», «Колодец», «Макраме».
1. Развивать эмоциональную сферу ребенка, моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, пространственного воображения, творческих способностей;
2. Формировать эстетический и художественный вкус.
1. Формировать коммуникативную и общекультурную компетенции;
2. Воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре родной земли;
3. Формировать культуру общения в группе.
Актуальность и практическая значимость программы: полученные на занятиях кружка знания становятся для ребят необходимой теоретической и практической основой их дальнейшего участия в техническом творчестве, выборе будущей профессии, в определении жизненного пути. Овладев же навыками творчества сегодня, школьники, когда вырастут, сумеют применить их с нужным эффектом в своих трудовых делах. Дополнительная образовательная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире искусства, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.
Внеурочная деятельность в рамках данной программы направлена на развитие воспитательных результатов:
· приобретение обучающимися социального опыта;
· формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
· приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Новизна программы в интеграции тем, направленных на развитие технического мастерства, с литературно-художественными темами. Интеграция основана на привлечении лингвистического материала (этимология слова, его закрепление в речи в форме фразеологизмов), на использовании тематических подборок литературного материала (малые жанры фольклора).
Срок реализации: 3 года
Целевые индикаторы реализации программы:
· Уровень усвоения обучающимися теоретической части программы (того, что ученики должны знать по окончании курса занятий)
· Уровень исполнительной части (того, что ученики должны уметь по окончании курса занятий).
· Наличие личностных качеств
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
· Наличие интереса к трудовой деятельности, стремление к творческому самовыражению через работу с проволокой;
· Владение основными приемами работы с проволокой: скручивание, обматывание, изготовление спиралей и т.п.;
· Проявление навыков плетения из проволоки на основе применения базовых фигур;
· Умение работать по алгоритму.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомятся с правилами работы с проволокой на основе использования базовых фигур и техники объёмного плетения, с технологией выполнения шаблона и контура для изготовления будущего изделия, научатся выполнять шаблон с применением простых геометрических фигур, изготавливать контур из уже созданного шаблона. Получат возможность научиться выполнять творческие проекты. Самовыражение через участие в создании мультипликационного фильма, героями которого являются созданные детьми проволочные модели.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, мотивацию к творческому труду, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
· познавательные: добывают новые знания: находят и выделяют необходимую информацию из различных источников (презентации, личного опыта, рассказа учителя), сравнивают, анализируют, делают выводы; овладеют способностью принимать и сохранять задачи учебной деятельности;
· регулятивные: с помощью учителя определяют и формулируют тему занятия, планируют собственную деятельность, корректируют и контролируют свои действия;
· коммуникативные: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им, понимать партнера по речевому общению, правильно выражать свои мысли, уметь и быть готовыми вести диалог.
Готовность для реализации: программа полностью готова для использования потребителями и реализована на базе Панаевской школы-интерната, ведётся работа по созданию УМК.
Источник
кружок «Прекрасное своими руками»
Данному рукоделию могут обучаться школьники с 1 класса. В этом возрасте дети легко осваивают технику вязания, с интересом вяжут небольшие изделия, быстро видя результаты своего труда. При подборе изделий были учтены доступность и посильность работы, возможность формирования у детей специальных знаний, умений, навыков.
На каждом этапе обучения учащиеся изучают новые приемы и способы вязания крючком, знакомятся с их условными обозначениями. Знание и понимание условных обозначений помогает школьникам зарисовывать схемы узоров вязки и свободно пользоваться схемами, которые печатаются в журналах по вязанию. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Это способствует оптимизации процесса обучения вязанию крючком.
В процессе реализации программы у учащихся формируются ЗУН в области декоративно-прикладного искусства, происходит обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, развиваются творческие способности, внимание, память, мышление, воображение. Школьники учатся работать не только самостоятельно, но и коллективно.
По окончании обучения дети могут самостоятельно изготовить любое понравившееся изделие. Могут сами оформить изделие, проявляя свой эстетический вкус, творческое воображение, фантазию. Тематическая цельность программы приобщает учащихся к декоративно-прикладному творчеству посредством освоения техники вязания крючком.
Педагоги
Мыльникова Татьяна Сергеевна, педагог дополнительного образования
Содержание программы
Из истории вязания. Виды пряжи. Организация рабочего места. Техника безопасности при вязании крючком, ножницами.
Основные элементы вязания крючком.
Положение рук и крючка, образование первой петли. Полустолбик. Столбик без накида. Столбик с накидом в один приём. Столбик с накидом в два приёма. Закрепление петли последнего ряда.
Вывязывание полотен различной формы.
Технология выполнения круглого полотна. Изделие «Круглая прихватка». Технология выполнения квадратного полотна от центра. Изделие «Квадратная прихватка».
Условные обозначения при вязании крючком. Знакомство с условными обозначениями, позволяющих коротко и ясно записывать различные узоры вязания в виде схем.
Вязание изделий по схемам.
Выбор изделия (наиболее простые варианты) и её вязание. Цветы, которые никогда не завянут. Вязаные цветы: розы, ромашки, подсолнухи и т.д.
Подведение итогов. Оформление выставки работ.
Цели программы
Цель программы — развитие художественно-эстетических, творческих способностей младших школьников посредством техники вязания крючком.
Результат программы
У обучающихся будут сформированы:
· осознание роли декоративно-прикладного искусства в жизни людей;
· выражать свои эмоции;
· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
· эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
· чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
· уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
· широкая мотивационная основа, включающая социальные, учебно-творческие и внешние мотивы;
· устойчивый познавательный интерес к новым видам декоративно-прикладного искусства, новым способам самовыражения;
· адекватное понимание причин успешности / неуспешности творческой деятельности.
Источник