- Простой фонокорректор для винила своими руками
- Простой винил-корректор для проигрывателя «Арктур-006-стерео» по схеме А. Бокарёва
- Содержание / Contents
- ↑ Схема винил-корректора
- ↑ Корпус
- ↑ Выводы
- ↑ Файлы
- Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
- 🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
- ПРЕДУСИЛИТЕЛИ-КОРРЕКТОРЫ ДЛЯ «ВИНИЛА»
- Схемы предусилителей-корректоров
- Основные трудности
- Примеры готовых конструкций
Простой фонокорректор для винила своими руками
Многие согласятся с тем, что в прослушивании музыки на виниловых пластинках есть свой шарм — для кого-то он заключается в самом величии аналогового звука, а кого-то винил погружает в ностальгическую атмосферу второй половины прошлого века, когда это был единственный актуальный способ записи и воспроизведения музыки. Практически каждый владелец винилового проигрывателя знаком с таким устройством, как фонокорректор, или просто предусилитель-корректор, часто они устанавливались внутри самих виниловых проигрывателей, либо могли быть в виде отдельных устройств. Задачей фонокорректоров была корректировка АЧХ сигнала до состояния максимально ровной горизонтальной прямой — в этом случае звук с винила будет именно таким, каким все привыкли его слышать. Довольно часто улучшить звук старого винилового проигрывателя можно, заменив штатный фонокорректор на свой, купленный отдельно в виде блока, или сделанный своими руками, поэтому в интернете пользуются популярностью схемы фонокорректоров. Одна из таких, очень простая, представлена ниже.
Схема не содержит никаких «наворотов» — всего лишь два каскада на транзисторах и пассивная корректировка АЧХ с помощью RC цепей, тем не менее, она справляется со своей задачей. Особенностью схемы можно назвать выбор транзисторов — здесь используются малощумящие JFET транзисторы 2SK170. Они стоят чуть дороже и встречаются чуть реже обычных биполярных, однако отлично зарекомендовали себя во многих аудиосхемах, так как позволяют создавать усилители с очень высоким входным сопротивлением. Так как схема очень проста, она не предполагает каких-либо регулировок: сигнал со звукоснимателя попадает на вход in, а с контакта out снимается готовый — его можно отправлять сразу в любой бытовой усилитель. Если проигрыватель винила стереофонический и имеет два отдельных выхода под правый и левый каналы, то схему нужно также собрать в двух экземплярах.
Для сборки можно вытравить свою печатную плату — это самый аккуратный и эстетически приятный вариант, но так как в дальнейшем плата будет помещена в корпус, подойдёт и монтаж на макетной плате, учитывая, что компонентов на схеме не так много.
Напряжение питания схемы составляет 24-30В, при этом оно обязательно должно быть стабилизированным. Для стабилизации можно использовать стабилитроны, либо микросхему 78L24 — учитывая мизерный ток потребления схемы, нагрева можно не бояться. Также не лишним в питании будет установка CLC фильтра — он позволит максимально отфильтровать питание от пульсаций, которые легко могли бы попасть в звуковой тракт.
При сборке схемы важно придерживаться указанных на схеме номиналов — ведь корректировка АЧХ формируется соотношением ёмкостей и сопротивлений в RC цепях, их изменение может повлечь за собой неправильную корректировку АЧХ. Конденсаторы желательно использовать плёночные, либо любые другие, которые рекомендуются для использования в аудиотехнике.
Плата устанавливается в просторный, красивый, и довольно аскетичный по внешнему виду металлический корпус. Металл корпуса соединяется с землёй схемы — это позволит корпусу работать в качестве экрана, защищая схему от влияния внешних наводок. На передней панели корпуса располагается кнопка для включения и выключения фонокорректора, сзади разъёмы для подключения аудиосигнала — два для входа (правый и левый), два для выхода. В качестве разъёмов используются RCA (тюльпаны) — удобные и надёжные. Таким образом, получилось качественное и визуально приятное устройство, которое позволит слушать виниловые пластинки с ещё большим наслаждением. Удачной сборки!
Источник
Простой винил-корректор для проигрывателя «Арктур-006-стерео» по схеме А. Бокарёва
Случайно в мои руки попал проигрыватель пластинок «Арктур-006-стерео». Поэтому появилась острая нужда в фонокорректоре. На просторах Интернета наткнулся на схему А. Бокарёва, по которой и решил сделать столь необходимый девайс.
Сзади у проигрывателя есть два выходных разъёма (СГ-5/DIN): один со встроенного фонокорректора (500мВ), второй в обход, для подключения к внешнему (5мВ). При использовании встроенного фонокорректора во второй выход устанавливается перемычка.
Характеристики встроенного корректора мне не понравились, а при включении выяснилось, что он неисправен — я услышал в динамиках только гул 50 Гц. Желания его восстанавливать не возникло, отключил плату встроенного корректора совсем.
Буду слушать свой вариант.
Содержание / Contents
↑ Схема винил-корректора
Важное примечание от автора схемы А. Бокарёва
В оригинале C5 = 4 µF и R6 = 2 кОм, постоянная Т4 = 8 миллисекунд, срез ниже 30 Герц. При указанных номиналах срез задран на уровне 100 Гц, басов нет.
Питание схемы выполнено по предельно простой схеме: двуполярный однополупериодный выпрямитель с параметрической стабилизацией на стабилитронах 2C175А, их по два последовательно на плечо ставим. Шикарные стабы, разброс мизерный, неполярные.
В выпрямителе работают диоды Шоттки 1N5819 или 1N5822, неважно. задача получить Вольт 25-27 на входе стабилизатора.
Пробовал запитать схему в наглую, без стабилизаторов вовсе, подал 12 Вольт переменки, получил два по 16 Вольт , схема не заметила такого хамства и играла как и прежде.
Сразу совет: первичку сетевого трансформатора обязательно шунтируйте ёмкостью 1 мкф 600в, иначе при выключении иногда возникают жуткие щелчки.
Печатная плата корректора изготовлена на основе чертежа М. Васильева. Я добавил отверстия для конденсаторов разных размеров и скорректировал ПП под свои детали.
Плату блока питания разрабатывал я сам.
Главной задачей для меня стало изготовление блока питания. Схеме необходимо двуполярное напряжение ±15 Вольт. В заначке нашёл только трансформатор с одной вторичкой на 15 Вольт в виде внешнего БП.
На моё удивление всё заработало с первого включения! Без «спецэффектов» и фона. Прослушивание музыки тоже порадовало: звук чистый, прозрачный и воздушный.
↑ Корпус
Боковины сделал из фанеры и покрыл их морилкой. Основание к боковинам прикрутил при помощи деревянного штапика.
↑ Выводы
Устройство до публикации статьи я отслушал ок. 2 месяцев, заметных недостатков я не выявил. Как уже писал выше: звук чистый, прозрачный и воздушный.
На мой вкус немного маловато низких частот. Но это из-за того, что я поставил конденсатор C5 на 1 мкФ вместо 2.2 мкФ. К сожалению, пока не нашёл хороших конденсаторов подходящей ёмкости.
В общем, если вам нужен неплохой бюджетный фонокорректор, который собирается за один вечер из доступных деталей, то этот проект вам отлично подходит!
↑ Файлы
Архив с печатными платами (номиналы деталей высвечиваются при наведении курсором).
▼ korrektorblok-pitaniya.zip 40,91 Kb ⇣ 308
Принципиальная схема и руководство пользователя на «Арктур-006-стерео»
▼ arktur-006.7z 1,93 Mb ⇣ 188
Спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.
Источник
ПРЕДУСИЛИТЕЛИ-КОРРЕКТОРЫ ДЛЯ «ВИНИЛА»
Наличие некоторого количества знакомых-меломанов и музыкантов вынуждают постоянно заниматься ремонтом, восстановлением и доработкой разного рода чудо-техники как из «прошлых, ламповых» времён, так и настоящих, цифровых. Дело это не сильно прибыльное, а порой даже убыточное. зато вполне себе творческое и всегда грозит неожиданностями и даже новыми открытиями для себя)) Поскольку проигрывателями для винила я вынужден заниматься просто ВСЕГДА, то, соответственно, уже накопился некоторый опыт вмешательства во внутренности различных Арктуров, Грюндиков, Дуалов и т. д. И вполне себе можно поделиться некоторыми, не слишком секретными (!) моментами))
Схемы предусилителей-корректоров
Схем таких существует великое множество но все они одинаковые по принципу и схемотехнике и различаются лишь номиналами частотозадающих цепей и применяемой элементной базой. Далее приведу кусочек текста из справочной литературы «прошлых» времён:
«Качество воспроизведения механической записи сильно зависит от параметров магнитной головки звукоснимателя и характеристик предусилителя-корректора. Корректор, предназначенный для работы в составе высококачественной аппаратуры, должен иметь хорошие технические характеристики: низкий уровень собственных шумов и коэффициент гармоник, большой динамический диапазон и амплитудно-частотную характеристику (АЧХ), обратную АЧХ канала записи при «изготовлении» винилового диска. Входное и выходное сопротивления также должны обеспечивать нормальное согласование магнитной головки и основного усилителем 3Ч. По крайней мерее ранее, для большинства выпускаемых отечественной и зарубежной промышленностью магнитных головок звукоснимателей был унифицирован средний уровень выходного сигнала на частоте l000 Гц при амплитуде колебательной скорости иглы 10 см/с в пределах 2,5 мВ. Оптимальное сопротивление нагрузки — 47 кОм.
При таком сопротивлении для большинства головок гарантируется отсутствие заметных электрических резонансов в рабочем диапазоне частот и максимальное отношение сигнал-шум. Искажения и шумы, вносимые головкой звукоснимателя в общий тракт звуковоспроизведения, невелики, поэтому степень искажений и шумов в тракте в основном определяется характеристиками корректора. Поэтому «стандартными» считаются схемы предусилителей-корректоров, согласованных по входу с выходом магнитных звукоснимателей, работающих на нагрузку сопротивлением 47 кОм. Для всех корректоров номинальный уровень входных сигналов 2,5 мВ, выходное сопротивление 1 кОм.»
Самый простой корректор можно собрать всего на двух транзисторах, однако это не значит, что он «плохой» — такой усилитель при хорошо подобранных малошумящих транзисторах с высоким коэффициентом усиления обеспечивает вполне пристойное звучание. По субъективным оценкам «транзисторный» звук гораздо приятнее и «мягче» микросхемного. Технические характеристики такого усилителя:
- Максимальное входное напряжение. 40 мВ
- Максимальное выходное напряжение. 4 В
- Перегрузочная способность, не менее . 24 дБ
- Коэффициент усиления на частоте 1 кГц. 100
- Отклонение АЧХ от стандартной. ± 1 дБ
- Отношение сигнал-шум (не взвешенное). 65 дБ
- Коэффициент гармоник, не более. 0,1%
- Напряжение питания. 15 В
- Ток потребления. 1,5 мА
Схема ниже приведена для примера и взята из справочной литературы по схемотехнике усилителей:
Однако схемы корректоров на современных микросхемах-ОУ также имеют высокие технические параметры и при этом меньшее количество пассивных элементов, не нуждаются в тщательной настройке отдельных каскадов, то есть – проще в изготовлении. К тому же транзисторные схемы имеют тенденцию к росту нелинейных искажений с понижением частоты воспроизводимого сигнала и хоть это и устраняется введения глубокой обратной связи, но значительно снижает уровень выходного сигнала и требует применения дополнительных промежуточных каскадов усиления. Поэтому за основу изготовляемых мной предусилителей-корректоров была взята стандартная классическая схема на ОУ:
Микросхема включена по схеме неинвертирующего усилителя с корректирующей цепочкой R3C3R4C4 в цепи ООС. Входное сопротивление самого ОУ велико, а сопротивление входного каскада определяется практически резистором R1. Входной конденсатор С1 обеспечивает развязку по постоянному току и. Кроме того, вместе с резистором R1 образует фильтр нижних частот, ослабляющий нежелательные сигналы сверхнизкой частоты, создаваемые механическими движущимися частями электрофона. Резистор R2 определяет коэффициент усиления каскада и позволяет при необходимости его регулировать. При использовании деталей с номиналами, указанными на схеме, усиление корректора на частоте 1000 Гц составляет 80 (38 дБ).
«Родная» исходная схема собиралась в своё время ещё на «древних» ОУ К153УД2, К.140УД7, К140УД8, К140УД6, К153УД1, К153УДЗ, сейчас же можно с успехом применить любые современные микросхемы При подключении корректора к источнику питания (двуполярный, стабилизированный, напряжением ±12. 18 В) он, как правило, начинает нормально работать при условии исправности всех элементов и отсутствии ошибок монтажа. Никакой настройки не требуется, но можно, подбирая сопротивление резистора R2 регулировать коэффициент передачи усилителя. А подбором конденсаторов С3, С4 регулировать подъем либо подавление высоких и низких составляющих АЧХ. Коэффициент гармоник корректора на частоте 1 кГц не превышает 0,03%.
Подобная схема собиралась и в варианте с однополярным питанием (+15. 18 вольт):
Но всё же вариант с двуполярным питанием предпочтительнее для нормальной работы микросхемы.
Для желающих поэкспериментировать предлагаю ещё одну схему из справочной литературы — корректор на одном ОУ с малошумящим транзисторным каскадом на входе. В этом корректоре для уменьшения шума на входе установлен дифференциальный каскад на малошумящих транзисторах, чем позволяет сочетать простоту корректора на микросхеме с возможностью получения малого шума за счет использования такого входного каскада. Корректор имеет следующие основные технические характеристики:
- Максимальное входное напряжение . 120 мВ
- Максимальное выходное напряжение . . . . . 9,5 В
- Перегрузочная способность, не менее . 33 дБ
- Коэффициент усиления на частоте 1 кГц. 80
- Отклонение АЧХ от стандартной. ± 1 дБ
- Отношение сигнал-шум (не взвешенное). 66 дБ
- Коэффициент гармоник, не более . . . . 0,08%
- Напряжение питания. ±15 В
- Ток потребления. . 10 мА
Для получения минимального шума вход¬ного каскада коллекторный ток транзисторов VT1 и VT2 установлен также минимальным — около 50 мкА. Конденсатор С2 обеспечивает стабильность работы корректора по ВЧ. Других особенностей корректор не имеет и может быть собран на современной элементной базе без каких-либо изменений:
Основные трудности
Проигрыватели «солидных» и известных фирм, как правило, не содержат никаких предварительных усилителей, во всяком случае мне попадаются именно такие. Они имеют просто прямой выход со звукоснимателя. Некоторые объясняют это тем, что все предварительные каскады усиления следует располагать как можно дальше от источников сильных помех и наводок, таких, как например — электродвигатели и трансформаторы. В хороших проигрывателях часто используются малогабаритные низковольтные электродвигатели постоянного тока с блоком питания в виде выносного «адаптера».
В этом, видимо, есть смысл. Во всяком случае предварительный усилитель-корректор следует обязательно помещать в экранирующий металлический корпус, соединённый с «Общим» проводом схемы (!) и блок питания для него также желательно выносить наружу (делать в виде «адаптера»), либо также тщательно экранировать.
Примеры готовых конструкций
Все металлические детали следует соединять с «Общим» проводом (GND) в одной точке, как правило — на входе платы предварительного усилителя.
Специально для сайта Электрические Схемы — Барышев Андрей Владимирович
Источник