Поющие бокалы своими руками

Поющие бокалы своими руками

Бесплатная техническая библиотека:
▪ Все статьи А-Я
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники
▪ Новости науки и техники
▪ Архив статей и поиск
▪ Ваши истории из жизни
▪ На досуге
▪ Случайные статьи
▪ Отзывы о сайте

Справочник:
▪ Большая энциклопедия для детей и взрослых
▪ Биографии великих ученых
▪ Важнейшие научные открытия
▪ Детская научная лаборатория
▪ Должностные инструкции
▪ Домашняя мастерская
▪ Жизнь замечательных физиков
▪ Заводские технологии на дому
▪ Загадки, ребусы, вопросы с подвохом
▪ Инструменты и механизмы для сельского хозяйства
▪ Искусство аудио
▪ Искусство видео
▪ История техники, технологии, предметов вокруг нас
▪ И тут появился изобретатель (ТРИЗ)
▪ Конспекты лекций, шпаргалки
▪ Крылатые слова, фразеологизмы
▪ Личный транспорт: наземный, водный, воздушный
▪ Любителям путешествовать — советы туристу
▪ Моделирование
▪ Нормативная документация по охране труда
▪ Опыты по физике
▪ Опыты по химии
▪ Основы безопасной жизнедеятельности (ОБЖД)
▪ Основы первой медицинской помощи (ОПМП)
▪ Охрана труда
▪ Радиоэлектроника и электротехника
▪ Строителю, домашнему мастеру
▪ Типовые инструкции по охране труда (ТОИ)
▪ Чудеса природы
▪ Шпионские штучки
▪ Электрик в доме
▪ Эффектные фокусы и их разгадки

Техническая документация:
▪ Схемы и сервис-мануалы
▪ Книги, журналы, сборники
▪ Справочники
▪ Параметры радиодеталей
▪ Прошивки
▪ Инструкции по эксплуатации
▪ Энциклопедия радиоэлектроники и электротехники

Бесплатный архив статей
(500000 статей в Архиве)

Алфавитный указатель статей в книгах и журналах

Бонусы:
▪ Ваши истории
▪ Викторина онлайн
▪ Загадки для взрослых и детей
▪ Знаете ли Вы, что.
▪ Зрительные иллюзии
▪ Веселые задачки
▪ Каталог Вивасан
▪ Палиндромы
▪ Сборка кубика Рубика
▪ Форумы
▪ Голосования
▪ Карта сайта

Дизайн и поддержка:
Александр Кузнецов

Техническое обеспечение:
Михаил Булах

Программирование:
Данил Мончукин

Маркетинг:
Татьяна Анастасьева

При использовании материалов сайта обязательна ссылка на https://www.diagram.com.ua


сделано в Украине

Конечно, звук бокала не сравнишь со звучанием расчесок. Нужно только подобрать для этого опыта хороший «инструмент». «Инструментом» же у нас будет стеклянный (не хрустальный) тонкостенный бокал на ножке, вместимостью от половины до стакана жидкости. Стекло бокала должно быть чистое, гладкое, ничем не разрисованное. Подобрав «инструмент», приступим к проверке его музыкальных качеств.

Прежде чем приступить к опыту, хорошо вымойте руки с мылом. Затем, слегка намочив чистой водой пальцы правой руки, поставьте бокал на стол, а левой рукой крепко держите его за ножку. Средним или указательным пальцем правой руки начните вкруговую водить по краю бокала. Через несколько секунд вы услышите мелодичный звук. Звук не будет прекращаться, пока вы водите пальцем по краю бокала. Если это у вас успешно получилось, налейте в бокал чистую воду, немного не доходя до края, и продолжайте водить пальцем. Вы услышите звук значительно ниже того, который был без воды.

Продолжая круговые движения пальцем, посмотрите на поверхность воды. На ней образовались маленькие волны. Они произошли от колеблющихся, звучащих стенок бокала. Теперь начните постепенно удалять воду небольшими порциями. Звук постепенно повышается, и самый высокий будет у пустого бокала.

Возьмите теперь второй такой же бокал и повторите с ним опыт, как и с первым, но не наливая воды. Если вы поочередно будете заставлять звучать каждый из них, то заметите, что высота звука у них немного разная. Даже очень небольшая разница в толщине стенок бокалов влияет на частоту их колебаний, изменяется высота звука.

Смотрите другие статьи раздела Занимательные опыты дома.

Интересный опыт по физике: Воздух толкается

Читайте и пишите полезные комментарии к этой статье.

Источник

Научно — исследовательская работа «Чудо инструмент»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15»

НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

выполнил: Кирьянов Рустам

обучающийся 9 а класса,

г. Усолье – Сибирское

учитель музыки, МБОУ «СОШ №15»,

г. Усолье – Сибирское

Введение__________________________________________________ 2 История возникновения_____________________________________ 3 Стеклянная гармоника Франклина____________________________ 4 Поющие бокалы в наше время________________________________ 6 Звук поющего бокала_______________________________________ 7 Как настроить бокалы______________________________________ 8 Экспериментальная часть___________________________________ 8 Заключение_______________________________________________ 9 Источники информации____________________________________ 10

Мы живем в мире, где вокруг нас окружают различные звуки. Мы настолько к ним привыкли, что даже не задумываемся, а как же возникает звук. А ведь звуки – неизменные спутники человека. Они могут по-разному воздействовать на нас: радовать или раздражать, успокаивать или пугать.

Звенят, поют, проходят мимо,
Их не постичь, их не догнать,
Во мглу скользят неуловимо —
И возвращаются опять.

Игра и дымность в их привете,
Отсветы мыслей, тени слов.
Они — таинственные дети,

Еще непознанных миров.

Меня заинтересовал необычный способ извлечения звуков из стеклянных бокалов, который я увидел на уроке музыки, при слушании произведения в исполнении на бокалах.

Читайте также:  Переключатель поворотников ваз 2114 ремонт своими руками

То, что из стеклянных бокалов можно извлекать звуки, не ново. Однако оказывается, что музыкальные звуки из них можно извлекать весьма
своеобразным способом. Способность стеклянных бокалов петь, известна много сотен лет, чуть ли не столько же, сколько их мелодичный звон.

Заключается в том, что не все слышали, да и не все знают, что можно играть на стеклянных бокалах. Что существует такой музыкальный инструмент, как кристаллофон, хотя он совершенно не нов. Его существование уходит в 18 век, когда Бенжамин Франклин создал в 1761 году свой собственный стеклянный инструмент, «стеклянную гармонику» — старинный музыкальный инструмент.

Извлекая различные звуки с поверхности стеклянных сосудов, постигаем, исследуем сложность движений и тайну красоты мелодии. Я решил выяснить, а как повлияют соль, сахар, речной песок, холодная и горячая вода на изменение извлекаемого звука с поверхности стеклянного бокала, а так же сконструировать свой музыкальный инструмент.

Цель работы: Научиться извлекать звуки из стеклянных бокалов и выяснить причины изменения высоты тона извлекаемого звука, а так же сконструировать свой музыкальный инструмент.

Изучить литературу об истории возникновения «стеклянной гармоники». Исследовать и объяснить появление звука в бокале. Выяснить причины изменения высоты тона извлекаемого звука в бокале. Сконструировать музыкальный инструмент, на основе проведенных экспериментов.

Предмет исследования: стеклянный бокал.

Объект исследования: звук, извлекаемый с поверхности стеклянного бокала.
Гипотеза: если, я научусь извлекать звук с поверхности стеклянного бокала, то смогу ли я сыграть определённую мелодию.

Методы исследования: эксперимент, наблюдение, сравнение.

Первые упоминания об игре на винных бокалах датируются XII веком в Китае, XIV – в Персии и XV веком в Европе, но только 1740 году появились профессиональные выступления с использованием поющих бокалов. Это уникальный инструмент, звучание которого иногда сравнивают с арфой, поэтому его предшественника называли «Хрустальной арфой». Впервые музыку на стекле публично упомянули в 1746 году, когда композитор Кристофер Глюк играл на 26 бокалах на своем концерте в Лондоне. играл на подобном инструменте, «ангельском органе», путешествуя по городам Англии. Как и четыреста лет назад, сегодня оркестр поющих бокалов – хроматический инструмент с диапазоном звучания 2-3 октавы. Он состоит из 24-36 винных и коньячных бокалов, подобранных или специально изготовленных. Бокалы могут настраиваться стеклодувом, механической обработкой или путем добавления воды.

«Стеклянная гармоника» Франклина

…Экипаж напоминал открытую раковину из сверкающего хрусталя, и оба высоких колеса сделаны были из того же материала. Когда они вертелись, слышались дивные звуки органа…

Бенжамин Франклин создал в 1761 году свой собственный стеклянный инструмент, «стеклянную гармонику» — старинный музыкальный инструмент, представлял собой вал, помещённый в продолговатый футляр, до определённого уровня наполненный водой. На этом валу было укреплено до сорока полушарий, постепенно увеличивающихся в размере и вдвинутых друг в друга (рис. 1–3). Вал с прикреплёнными к нему полушариями приводился во вращательное движение с помощью ножной педали. Перед началом игры стеклянные полушария смачивали и, прикасаясь пальцами к тому или иному полушарию, извлекали желаемые звуки. Звуковой объём этого инструмента имел до трёх-четырёх октав, в зависимости от числа стеклянных чаш от 37 до 46.


Рис. 1. Б. Франклин за инструментом


Рис. 2. «Стеклянная гармоника». Старинная гравюра из коллекции Эрмитажа

Рис. 3. Фотография «стеклянной гармоники»

В XVIII в. «стеклянная гармоника» стала особенно популярна в Англии, где ее появлению предшествовало увлечение игрой на стеклянных бокалах. Поначалу «стеклянная гармоника» завоевала огромный успех, и приводила слушателей в восторг. Ее все чаще использовали в оркестрах и сольных выступлениях. Для неё было написано несколько десятков пьес, причем среди авторов были и классики — Бетховен и Моцарт, Глинка, Берлиоз, Рубинштейн, Рихард Штраус. Музыка «стеклянной гармоники» была столь чистой и чарующей, что ей даже стали приписывать сверхъестественные свойства: считалось, что она может вызывать судороги, невменяемость, одержимость, а кто-то даже слышал в ней голоса умерших.

Кстати, в нескольких городах Германии гармоника была запрещена законом, поскольку считалось, что она пугает животных и приводит к умственным расстройствам, действует на сознание людей.

Известный австрийский психиатр Месмер, использовал «стеклянную гармонику», когда пациентам нужно было успокоиться перед исследованием. Именно в его доме в первый раз эти волшебные звуки услышал Моцарт и написал для необычного инструмента музыку.

В 1791 году в Вену приезжает слепая музыкантша Марианна Кирхгеснер, Моцарт поражен ее игрой на этом инструменте, и он пишет сочинение для «стеклянной гармоники», альта, флейты, виолончели и гобоя.

В XVIII веке «стеклянная гармоника» становится, востребована в концертах, когда было необходимо камерное звучание. Появились известные исполнители, играющие на этом неординарном инструменте. В России инструмент часто использовали для маленьких партий в классических операх.

Где-то с 1830 года «стеклянную гармонику» начали забывать. Изредка для нее сочинялась музыка, инструмент перестали изготавливать, потому что его заменили другие, более простые в использовании.

Читайте также:  Киборг костюм своими руками

Поющие бокалы в наше время.

В наше время появились люди, возродившие «стеклянную гармонику», а также другие инструменты из стекла, например, «Поющие бокалы». За рубежом, часто на улицах, можно увидеть музыкантов, исполняющих классическую музыку на бокалах или на стеклянной арфе. Это всегда радует слух и взор, люди приходят в восторг, как маленькие дети, и не могут оторвать взгляд от виртуоза, играющего музыку таким образом.

Александр Лемешев – широко известный музыкант, демонстрирующий виртуозную игру на необычном инструменте «стеклянных бокалах».

Александр получил высшее музыкальное образование по классу гитары, и долгое время работал бас-гитаристом в рок группе и в джазовом оркестре. «Поющие бокалы» привлекли его своей необычностью, и поначалу занятия игрой на бокалах не выходили за рамки простого хобби. Однако по мере овладения новым инструментом, музыка на стеклянных бокалах всё сильнее привлекала его.

С 2002 года Александр Лемешев профессионально занимается игрой на стеклянной арфе. За этот период он побывал с гастролями во многих городах России, а также неоднократно представлял своё мастерство игры на бокалах в разных странах мира: Германии, Финляндии, Италии, Франции, Украине, Индии, Мексике, США.

На сегодня Александр — один из наиболее известных артистов, играющих музыку на стеклянных бокалах, не только в России, но и во всем мире. Александр Лемешев является действительным членом международной ассоциации стеклянной музыки Glass Music International.

Стеклянная арфа в руках виртуоза Александра Лемешева становится неотъемлемой частью многих знаковых культурных событий, концертов и проектов, таких как: Петровский бал в Венеции, международный фестиваль стеклянной музыки в США, открытие кинофестиваля Амурская осень в Благовещенске, фестиваль Белые ночи в Перми, участие в концерте в честь Елены Васильевны Образцовой, закрытие пара олимпиады в Сочи и других.

Артист постоянно находится в состоянии творческого поиска, экспериментирует со звучанием, сочетая стеклянную арфу с различными инструментами, со струнными квартетами и даже с симфоническими оркестрами.

Он делает совместные выступления с другими музыкантами: дуэт с гитаристом из Берлина Виталием Шалем, проект с камерным оркестром «Кремлин» (Москва), концерты с Михайловским квартетом (Санкт — Петербург). И это далеко не полный список проектов, в которых принимал участие виртуоз стеклянной музыки. В настоящее время Александр Лемешев постоянно участвует во многих музыкальных проектах, частных мероприятиях, в крупных публичных концертах и постоянно совершенствует своё мастерство виртуозной игры на бокалах.

Звук поющего бокала.

В результате самых разнообразных многочисленных экспериментов удалось установить, что звук возникает вследствие колебания тел. Источниками звука являются тела, которые колеблются. Эти колебания передаются молекулами воздуха и наше ухо, воспринимая эти колебания, интерпретирует их в понятные нам ощущения звука.

Извлекают звук из бокала, водя пальцем по ободку, но руки должны быть чистыми, без малейших следов жира. Лучше поют бокалы из простого тонкого стекла. Скользя вдоль кромки бокала, палец дотрагивается до микроскопических неровностей на его поверхности. Он надавливает на бугорок, соскальзывает и движется к следующему. В результате возникает цепочка силовых импульсов, которая заставляет молекулы стакана вибрировать сразу в двух направлениях: продольном (по краю) и поперечном (вниз по стенке бокала). Колебания передаются в воздух, и там тоже образуют волны. Тогда мы и слышим звук. Пустые и полные бокалы «поют» по-разному, потому что на высоту звука влияет жидкость. Если провести мокрым пальцем по краю бокала, он наполняется гулом, который постепенно нарастает, наполняет все помещение, — бокал ровно и долго поет.

Проверить это не сложно. Нужно взять стеклянный или хрустальный бокал и поставить его на стол. Легонько стукнуть по нему металлической ложечкой. Услышим длинный тонкий звук. Теперь дотронемся рукой до бокала и стукнем еще раз. Звук изменится и станет намного короче. А теперь нужно обхватить руками бокал максимально полностью, вместе с ножкой, стараясь не оставить ни одного свободного участка, кроме совсем маленького места для удара ложечкой. Вновь ударить по бокалу. Почти не услышим никакого звука, а тот, что будет — получится слабым и очень коротким. О чем это говорит?

В первом случае после удара бокал свободно колебался, его колебания передавались по воздуху и достигли наших ушей. Во втором случае большая часть колебаний поглощалась нашей рукой, и звук стал гораздо короче, так как уменьшились колебания тела. В третьем случае практически все колебания тела моментально поглотились руками, и тело почти не колебалось, а следовало звука, почти не издавало.

Как настроить бокалы.

Д0-ре-ми-фа-соль-ля-си-до — это музыкальная гамма и она основана на строгих математических соотношениях. Эти соотношения позволяют определить, как должна звучать одна нота, если известно, как звучит соседняя. Возьмем несколько одинаковых стеклянных стаканов и металлическую ложку. Поставим один из стаканов на ровную поверхность. Тихонько, стукнем по нему ложечкой. Какой звук получился? Теперь поставим рядом еще один стакан, и наполни его водой наполовину.
Это не так трудно — мы всего лишь должны наполнить несколько одинаковых стаканов до определенного уровня водой. Ниже список, в котором написано, до какой высоты надо наполнить стакан, чтобы получить ту или иную ноту. Сначала «настроим» один из стаканов на ноту «до». Это можно сделать добавляя и отливая воду до тех пор, пока не получишь нужного звука. Но даже потом необходимо сверить получившиеся ноты с любым музыкальным инструментом.

Читайте также:  Поэтапная кровля крыши своими руками

Полный стакан воды — до
Полный на 8/9 стакан — ре
Полный на 4/5 стакан — ми
Полный на одну четверть стакан — фа
Полный на 2/3 стакан — соль
Полный на 3/5 стакан — ля
Полный на 8/15 стакан — си
Полный на l/2 стакан — до

Первым делом, я взял бокал и проверил его, действительно ли он звучит. Это подтвердилось. Затем начал проверять особенности бокала, чтобы убедиться, что действительно высота тона зависит от объёма воды в бокале. Когда я постепенно наливал воду в бокал то, чем больше было воды, тем тон звучания был ниже и наоборот, чем меньше воды, тем выше тон.

Далее меня заинтересовал вопрос: «Влияет ли температура воды на высоту тона звука?» После того, как я извлекал звук из бокала с горячей и холодной водой, то пришел к выводу, что температура воды в бокале на высоту тона не влияет.

Эксперимент 2 (приложение)

Для эксперимента №2 мне понадобились: бокалы, вода, соль, сахар, речной песок. Чтобы узнать, как соль, сахар и песок влияют на звучание бокалов.

Извлечение звука из бокала наполненным чистой водой.

Данный звук возьмём за эталон.

Извлечение звука из бокала, наполненным водой, с добавлением столовой ложки соли.

Вывод: Высота тона звука не изменилась.

Извлечение звука из бокала, наполненным водой, с добавлением столовой ложки сахара.

Вывод: Высота тона звука не изменилась.

Извлечение звука из бокала, наполненным водой, с добавлением столовой ложки речного песка.

Вывод: Высота тона звука не изменилась.

Эксперимент 3 (приложение)

Взял бокал, наполнил его до края водой и вытер хорошенько края. Положил на него крест, вырезанный из бумаги; концы его загнул под прямым углом. Потом смоченным пальцем потер стенку бокала, он «запел». Стекло зазвучало. Крест начал медленно вращаться. Если водить пальцем вокруг бокала, крест будет вращаться в направлении движения пальца.

Проводя исследовательскую работу, я выяснил, что извлекают звук из бокала, водя пальцем по ободку, но руки должны быть чистыми, без малейших следов жира. Лучше поют бокалы из простого тонкого стекла, из них можно научиться извлекать мелодичные звуки.

1. После того, как я извлек звук из бокала с горячей и холодной водой, то пришел к выводу, что температура воды в бокале на высоту тона не влияет.

2. Тон звука зависит от количества воды в бокалах, чем больше воды, тем ниже тон звука и наоборот, чем меньше воды в бокале, тем выше тон звука. Значит, имея небольшое количество бокалов, можно их настроить как музыкальную гамму и играть как на музыкальном инструменте.

3. Тон звука при добавлении соли, сахара, речного песка в воду во всех случаях не изменяется.

4. Крест, вырезанный из бумаги, под влиянием вибраций начинает вращаться.

Старший брат мне помог сделать «стеклянную гармонику». Моя мама, работает учителем музыки, я учусь в музыкальной школе, вместе мы хотели настроить наш инструмент, но у нас не совсем получилось. Меня ждало разочарование. И для себя я сделал новые выводы:

Наши бокалы не годятся для «стеклянной гармоники», так как изначально звучат по — разному. Значит, бокалы нужно подбирать с одинаковым звучанием. Из одного бокала можно извлекать разное звучание. Значит нужно учиться технике извлечения звуков из бокала.

Мне понравилось работать над научно — исследовательской темой «Поющие бокалы». Необычное и красивое звучание бокалов завораживает и впечатляет, тем более, что у меня получилось сыграть на бокалах мелодию из песни «В траве сидел кузнечик», хоть и не до конца. Но как я уже отметил выше, бокалы нужно подбирать с одинаковым звучанием. Для себя я доказал, что в жизни все возможно. Для этого нужно иметь большое желание и терпение в овладении техникой игры на бокалах, сделать качественный инструмент и знать музыкальную грамоту. В дальнейшем, мне бы хотелось усовершенствовать свою «стеклянную гармонику», научиться на ней играть и удивлять своей игрой близких и друзей. Моя гипотеза подтвердилась. Я научился извлекать звук с поверхности стеклянного бокала, и смог сыграть определённую мелодию.

1. «Занимательная физика», М.: АСТ, 2005.

2. «Энциклопедический словарь юного физика», М. Педагогика, 1989.

Источник

Оцените статью
Своими руками