Пояс со славянским орнаментом своими руками

Содержание
  1. Как сплести пояс для русского народного костюма своими руками пошагово
  2. Тканый женский славянский пояс – гордость и украшение мастерицы
  3. Главный оберег в национальном костюме славян
  4. Ткать славянский пояс – великие труд и искусство
  5. Распоясанный — что голый
  6. Славянский пояс – обязательный предмет одежды и оберег
  7. Плетение на дощечках. Часть 1
  8. Ткачество на бердышке: создаем пояс с помощью заправки «1 к 1»
  9. Славянский пояс
  10. Тканый женский славянский пояс – гордость и украшение мастерицы
  11. Главный оберег в национальном костюме славян
  12. Распоясанный — что голый
  13. Нить на запястье, что выплелась из древней нательной опояски
  14. Пояс закрывает и открывает
  15. И каждый раз на славянском поясе были волшебные узоры
  16. «Поясъ — развяжись, земле — расступись!»
  17. Сговор с потусторонней силой
  18. Роды, беременность
  19. Плетём тонкий поясок — нательный, на русский сарафан или косоворотку — на пальцах
  20. Ткачество поясов на дощечках I мастер-класс с фото
  21. Этот славянский пояс сделан в технике древнейшего браного ткачества. Знаете такое?
  22. Тканые пояса в русском костюме
  23. Технология плетения русских поясов
  24. Мастер-класс по тканию пояса
  25. Подготовка к тканию пояса

Как сплести пояс для русского народного костюма своими руками пошагово

Как никогда в древности не ходили славянки простоволосыми, так почти невозможно увидеть их без пояса, украшенного сообразно возрасту и семейному положению.

Свободно обвивающаяся вокруг тела рубашка возможна только в бане или при отходе ко сну. Также славянки распускали волосы и снимали пояса во время совершения магических обрядов.

Не меньшее значение играл славянский пояс и в мужском облачении.

Тканый женский славянский пояс – гордость и украшение мастерицы

Как с любовью всякая мать заплетала с ранних лет косы своей дочке, так приучала она свою кровиночку не выходить из дома, не подпоясавшись.

По мере того как девочка росла, изменялись ее пояски. В почти младенчестве это была тонкая веревочка, свитая мамой для защиты от дурных сил. Вместе с расцветающей девичьей красой славянский пояс становился все затейливей и ярче, напоминая о юности и здоровье.

Самые богатые пояса, дарующие и хранящие детородную силу, полагалось носить женщинам в расцвете лет, недавно вышедшим замуж. Когда детей становилось больше, а глаза наполнялись мудростью, в узоры, украшавшие пояса, приходила сдержанность. Пожилые славянки и вдовы поясов носить не переставали, но их вид соответствовал новому положению.


Пояс да очелье для девочки традиционно дарила мать, чтобы девочка умницей да красавицей росла, характер имела добрый, да нрав веселый.

Эти обереги созданы руками мастерицы в традиционной технике браного ткачества.

Главный оберег в национальном костюме славян

«Лети листокъ на восток на грудь белу ему кто дорог приятенъ сердцу моему на память дарю» — нитки красная, белая, синяя свиваются, сплетаются, перекручиваются, на узком ярком полотне проступают эти нехитрые, однако безмерной надежды слова…

Плетёт девушка пояс. Заплетает для милого-дорогого, приговаривает: «Как плетешок этот плетётся, так милый мой пусть за мной ведётся – не отстаёт, не потеряется: из следу в след, из шагу в шаг, из избы во двор, со двора в поле, с поля домой, и в порожний и в будний дён…».

Знает она: нет заговора крепче, чем сплетённый «на любовь» поясок: повяжет его разлюбезный — станет любить её крепче жизни.

Ткать славянский пояс – великие труд и искусство

Женские пояса у славян были ткаными. Искусство их создания передавалось от матери к дочери вместе с другими видами рукоделия.

Узоры на них были сродни тем, что применялись для вышивки, и выбирались по случаю, по возрасту будущей владелицы.

Самые простые пояса, те, которыми подвязывали нижние рубахи, были просто сплетены из разноцветных ниток.

Для украшения верхнего платья использовались пояса, изготовленные при помощи дощечек – бральниц или бердечек (бердо). С их помощью создавались сложные и простые узоры, предназначенные оберегать своего владельца и помогать ему.

На поясах изображали знаки поля (достаток, благоденствия, прочности семьи), прибогов (спутники богини Мать Сыра Земля), лосихи (покровитель женского начала). Пояса зачастую были настолько ценны, что передавались по наследству.


Для вас собрали мы пояса да очелья, что мастерицами изготовлены были.

Как для женщин, так и для мужчин подобрать пояс тут можно.

Распоясанный — что голый

Славянский народный костюм начинается поясом — им и завершается. Рождался ребёнок — надевали на него поясок — тонкий, нательный, который полагалось носить всю жизнь, как позже, по принятии христианства, — крестик. Так и носили их вместе, обращаясь за помощью к языческим богам и Иисусу Христу.

Тельную опояску — тельник — надевали под русский сарафан, под косоворотку, не расставались с ним даже в бане, где человек особенно беззащитен перед чарами.

Но большинство людей тельник берегли: второго такого не будет. Потому использовали его в особые моменты: при болезни, важном, опасном деле, уходя на войну. Знали: охранит он владельца от пули, сглаза, смертельного недуга.

Плетёный шнурок повязывали на шею, пришивали к нему ладанку с образком, переписанной молитвой.

От сакральных знаний о родильном/крестильном тельнике почти ничего не досталось — одна ниточка.

Источник

Славянский пояс – обязательный предмет одежды и оберег

Как никогда в древности не ходили славянки простоволосыми, так почти невозможно увидеть их без пояса, украшенного сообразно возрасту и семейному положению.

Свободно обвивающаяся вокруг тела рубашка возможна только в бане или при отходе ко сну. Также славянки распускали волосы и снимали пояса во время совершения магических обрядов.

Не меньшее значение играл славянский пояс и в мужском облачении.

Плетение на дощечках. Часть 1

В данном мастер-классе я буду обучать плести пояса, очелья, ремни, наручи на дощечках. Метод плетения, как показала практика, достаточно прост. Но процесс именно моего узучения этого метода занял много времени, потому как я никак не могла понять принцип действия. Но, разобравшись (от слова разбирать), я пришла к выводу, что это очень просто. Погуляв по просторам интернета в поисках обучения, я убедилась в том, что подробной информации на эту тему нет. Поэтому, в помощь желающим, решила подробно, в деталях, описать весь процесс от начала и до конца.
Урок 1

Сами дощечки можно изготовить из чего угодно. Мои первые дощечки были из плотного картона (коробки из под конфет). Но они изнашиваются и цепляются за нитки. Я долго думала, из чего бы их вырезать. В интернете увидела дощечки из цифр (для школьников). Приобрела себе, но не с цифрами, а с английскими буквами, но в работе они не мешают. Итак, неважно из чего у вас дощечки, главное, чтобы они были:

1. 6 на 7 см. Разность по высоте объясню при работе. У меня дощечки чуть меньше (неудобно). При случае приобрету побольше.

2. По краям каждой дощечки вырезаем дырочки, отступая от края 1 см.

3. На ребре (7 см) та, которая длиннее, делаем прорезь по всей ширине и закрашиваем её в любой цвет маркером или лаком (у меня красный).

Вот в принципе и с дощечками мы разобрались. Приобрели (сделали), вырезали, пробили дырочки. Дощечки получились продолговатые. Мне помогал в изготовлении дощечек муж. Поэтому привлекайте своих милых мужей (друзей) к творчеству.

Урок 2

Ну, с дощечкими мы разобрались, теперь перейдём к станку! В интернете я видела, что ткач один конец плетения привязывает к себе на пояс, а другой к чему-либо. Мне такой способ неудобен, так как после снятия натяжение полотна меняется, и дощечки приходится потом выравнивать.

Мой метод достаточно прост в изготовлении и употреблении.

За ненадобностью его очень легко убрать с глаз. И само ткачество всегда в нятяжении, ничего не путается, и не приходится долго его приводить в порядок. Короче, каждый выбирает удобный для себя метод. Здесь я расскажу о собственной методике основанную на собственном опыте. Итак, приступим. Как мы говорили раннее, наши верные товарищи (мужья и друзья) принимают участие и оказывают нам помощь. Поэтому присим ихпринести в жилище кусок доски, забора, что угодно, лишь бы это был прямой и ровный стан. С одной стороны они прибивают нам 2 гвоздика, на них мы будем крепить и натягивать нити нашего полотна.

С другой стороны можно также прибить 2 гвоздика, но я прикрепила расчёску, и у меня вышел такой вот незамысловатый станочек.

Вы можете варьировать, как хотите, как позволит вам ваша фантазия, но не забывайте, что при креплении ниток и ткачества полотно должно быть натянуто, то есть должна быть создана основа для этого. На первый взгляд все эти приготовления могут показаться долгими и утомительными, это не так. Вы сами создаёте, созидаете, и, ко всему прочему, вам помогают ваши детки и милые мужья. Вперёд!

Ткачество на бердышке: создаем пояс с помощью заправки «1 к 1»

Этот мастер-класс родился, когда мой знакомый попросил научить ткать его дочку. Весь вопрос заключался в том, что живут они в другом городе.

Начнем немного издалека. Еще на лекциях по философии культуры мне запомнилось, что не во всех культурах и не во все времена мир был трехмерным, а время текло линейно, как у нас. Например, в средние века, время текло не только из прошлого в будущее, но и из будущего в настоящее. Именно так, на мой взгляд, оно течет у каждого мастера.

Когда рождается образ изделия, это изделие уже есть в будущем. И вот, вы находите материалы, подбираете инструменты, садитесь его воплощать, — через какое-то время изделие оказывается в ваших руках, в настоящем. То есть из будущего пояс проступает в настоящем.

Вот с этого мы и начнем. С того, какой поясок у нас с вами задуман.

Немного о самой технике ткачества на бердышке.

Тут существуют два варианта. Один перекликается с нитовыми поясами (на ниту, на сволочке), когда для основы берется нечетное количество узорных нитей и две тонкие нити, которые вместе с утком создают фон пояска. Раньше узор обычно ткался шерстяной ниткой и получалось, что на одну узорную шерстяную нить приходилось две льняных. Я, чаще всего, беру в качестве узорных толстые хлопковые нити, и чередую с нитками «ирис». То есть 1 хлопковая, 2 «ирис» (заправка 1к2). К сожалению, современная шерстяная пряжа очень красива, но не всегда прочна, — не каждая выдерживает натяжку, а я люблю, когда нити пояса «звенят».

Вот так это выглядит на практике, во время снования.

Тем, кто только начинает, нужно учесть, что чем толще нити основы, тем шире пояс и тем легче ткать. В свое время, когда я училась, узорной нитью у меня был «ирис», а две фоновые — нитки №10. Тот, кто ткет, тот поймет каким героем я была, соткав метровый поясок и не забросив ткачество. С другой стороны, ткачество — процесс трудоемкий и мастер, которая меня обучала, была права, задав мне такую задачку в самом начале пути. Ручная работа… она вообще редко бывает легкой в современном понимании, это всегда время, и всегда труд.

Читайте также:  Приемник средних волн своими руками

Я сама так бердышко не использую, и с перебором 1к2 тку на сволочке.

Другой вариант, когда основу пояса составляют нити (обычно) двух цветов, взятые поровну четное число раз. В готовом поясе уточная нить не видна совсем.

Тут суть в том, что в первом варианте узор состоит из нечетного количества нитей, а во втором – из четного. Обучаться мы будем второму варианту (заправка 1к1).

И так, предисловие наконец-то завершено.

Чтобы наш поясок попал к нам в руки нам потребуются:

1. Нити трех/четырех цветов (два цвета на узор и один/два на кромку, которая будет оберегать наш узор).

2. Собственно бердышко.

3. Пояс от махрового халата.

4. Крючок (нашла среди хозяйственных товаров).

И мой 5. Деревянный нож, которым я перебираю узор и прибиваю нити. Кто-то не использует косарик (бральницу) и прибивает все руками, кто-то использует для этих целей линейки… Я же своим косариком, надышаться не могу и, полагаю, что раз нашлись время и деньги на покупку бердышка, то и косарик не помешает. В свое время, когда я только начинала ткать, найти мастеров, которые делают инструменты для ткачества, было сложно, — сейчас найти «своего» мастера не составляет труда. И, несмотря на то, что мастер-класс рассчитан на начинающих и соответственно, многое можно сделать из подручных материалов, без инструментов и уважения к собственной работе, мастером не стать.

Вот наш узор, который мы перенесли на бумагу.

Берем 10 нитей одного цвета, и 10 нитей другого цвета + 8 ниток кромки. Длину нитей определяете вы сами, если решились ткать пояс, то не меньше двух метров (длина готового изделия + 50-70 см.). Длина вашего пояска будет зависеть от качества нитей и того, насколько плотно вы будете ткать.

N.B. В начале вашего пути как ткачеи, нити берите одной толщины и качества. Например, не стоит сочетать обычные хлопковые нити и мерсеризованный хлопок. Это поможет вам, чтобы и узор лег ровно, и натяжку все нити держали одинаково, и чтобы часть нитей не закончилась намного раньше других, так как в процессе ткачества ложатся они по-разному. Экспериментировать конечно можно и нужно, но чуть позже. Задача вашего первого пояска — вас радовать, а не прятаться стыдливо в закрома.

Продеваем нити в бердышко: все нити зеленого цвета у нас в отверстиях, все нити желтого цвета у нас между планками. Кромка на ваше усмотрение.

Славянский пояс

Подпоясанного человека «бес боится»

Еще в начале 20 столетия пояс был неотъемлемой частью славянской одежды: повседневной, праздничной, ритуальной. Самые разнообразные узорные пояса еще в 1920гг насилии в будни и праздничные дни, взрослые и дети, мужчины и женщины. Женщины носили пояс на талии поверх фартука, либо под грудью. Мужчины – высоко под грудью, на животе или ниже живота, обкручивая его вокруг стана не менее двух раз.

Завязывался пояс узлом спереди или с боку чтобы концы свешивались на 20-40см и более. Способ навязывания поясов, обозначал их длину которая варьируется от1,5 до 4м., отдельные пояса достигают 5-6м. Ширина поясов тоже различна, обычно повседневную рубаху подпоясывают тонким полувершковым поясом (22мм) или вервью (специально сплетенная из льна веревка). Праздничную рубаху подпоясывали разноцветным, с родовой обереговой символикой вершковым поясом (44,45мм), а ритуальную рубаху широким поясом в 1,5-2 вершка(6,5-88,9мм).

Пояс в традиционной одежде объясняется не только функциональной необходимостью, но и наделяется глубоким символическим смыслом. Повязывание пояса означает готовность к деяниям и способность эти деяния осуществить.

Ношение пояса также связывалось с моральным обликом человека. Отсутствие пояса усматривалось как нарушение обще принятых норм поведения. По сей день негативное значение имеют слова «распоясаться, поясничать и т.д.».

Пояс как часть одежды человека принимающая форму круга повсеместно употреблялся в качестве оберега. Считалось, что подпоясанного человека «бес боится», снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе и т.д. Поэтому пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь празднования дня Бога Купала при поисках клада.

С помощью пояса устанавливается связь между своим и чужим пространством, старым и новым домом. Так у Белорусов при переходе в новый дом хозяин перетягивает все членов семьи за пояс. Когда девица была готова выйти замуж за молодца которого ей сватали, она дарила ему поясок.

Магические свойства пояса, скрепляющего союз молодых использовался в свадебном обряде: поясом обвязывали жениха и невесту, тем самым соединяя их в одно целое. Пояса дарились музыкантам на свадьбе, родичам жениха и гостям. Входя после свадьбы в хату жениха невеста кидала поясок на печь(показывая домовому, что она новая хозяйка). До стола молодых вели на поясе. В первые дни после веселья молодая идя поводу, ложила поясок на сруб колодца. Подметая хату завязывая поясок на веник. Есть сведения что иной раз невеста раздавала на свадьбе более ста поясков.

Тканый женский славянский пояс – гордость и украшение мастерицы

Как с любовью всякая мать заплетала с ранних лет косы своей дочке, так приучала она свою кровиночку не выходить из дома, не подпоясавшись.

По мере того как девочка росла, изменялись ее пояски. В почти младенчестве это была тонкая веревочка, свитая мамой для защиты от дурных сил. Вместе с расцветающей девичьей красой славянский пояс становился все затейливей и ярче, напоминая о юности и здоровье.

Самые богатые пояса, дарующие и хранящие детородную силу, полагалось носить женщинам в расцвете лет, недавно вышедшим замуж. Когда детей становилось больше, а глаза наполнялись мудростью, в узоры, украшавшие пояса, приходила сдержанность. Пожилые славянки и вдовы поясов носить не переставали, но их вид соответствовал новому положению.


Пояс да очелье для девочки традиционно дарила мать, чтобы девочка умницей да красавицей росла, характер имела добрый, да нрав веселый.

Эти обереги созданы руками мастерицы в традиционной технике браного ткачества.

Главный оберег в национальном костюме славян

«Лети листокъ на восток на грудь белу ему кто дорог приятенъ сердцу моему на память дарю» — нитки красная, белая, синяя свиваются, сплетаются, перекручиваются, на узком ярком полотне проступают эти нехитрые, однако безмерной надежды слова…

Плетёт девушка пояс. Заплетает для милого-дорогого, приговаривает: «Как плетешок этот плетётся, так милый мой пусть за мной ведётся – не отстаёт, не потеряется: из следу в след, из шагу в шаг, из избы во двор, со двора в поле, с поля домой, и в порожний и в будний дён…».

Знает она: нет заговора крепче, чем сплетённый «на любовь» поясок: повяжет его разлюбезный — станет любить её крепче жизни.

Распоясанный — что голый

Славянский народный костюм начинается поясом — им и завершается. Рождался ребёнок — надевали на него поясок — тонкий, нательный, который полагалось носить всю жизнь, как позже, по принятии христианства, — крестик. Так и носили их вместе, обращаясь за помощью к языческим богам и Иисусу Христу.

Тельную опояску — тельник — надевали под русский сарафан, под косоворотку, не расставались с ним даже в бане, где человек особенно беззащитен перед чарами.

Но большинство людей тельник берегли: второго такого не будет. Потому использовали его в особые моменты: при болезни, важном, опасном деле, уходя на войну. Знали: охранит он владельца от пули, сглаза, смертельного недуга.

Плетёный шнурок повязывали на шею, пришивали к нему ладанку с образком, переписанной молитвой.

От сакральных знаний о родильном/крестильном тельнике почти ничего не досталось — одна ниточка.

Нить на запястье, что выплелась из древней нательной опояски

Возможно, кто-то пользовался необычным способом лечения «развязавшейся» руки, когда — боль в запястье, невозможно сжать какой-либо предмет.

Берут красную шерстяную нить, чем толще — тем лучше, обвивают запястье, связывают концы узлом. Через некоторое время боль, слабость уйдут.

Почти то же самое можно делать при больных суставах, спине. Берут хлопчатую, лучше — шерстяную багряную ткань, делают широкую ленту, обвязывают больное место кругом.

Эффект разной выраженности проявляется у всех — кто верит и не верит. Объяснить его современными знаниями невозможно, но когда-то такое знание было, ведь огненного цвета нить, полоса ткани — упрощённый вариант древнего шнурка нательного. Немного силы осталось в простом обвивании, однако она — впечатляет.

Пояс закрывает и открывает

Представить русский костюм — мужской, женский — распоясанным невозможно. До ХХ века в областях, где соблюдали традиции, показаться кому-то без пояса было равносильно тому, как замужней женщине предстать простоволосой. Даже муж и жена видели друг друга только опоясанными.

Зачастую поясов на человеке одновременно было несколько. Постепенно возник целый комплекс — под разные нужды:

Это основные виды, а были ещё столбунец — широкая поперечнополосатая тканая опояска; чересел — кошелёк-«кишка» для тайного хранения денег — им опоясывались по голому телу; гулунец, плетешок, суконник, словесный (с надписями — «словесами»), множество прочих.

Для усиления обережной силы кушаки украшали специальными изображениями — вытканными, вышитыми коловратами, громовыми знаками, огнивцами, трикселями, крестами разных видов. О смысле, символах орнаментов я расскажу вам в другой статье — «Символика славянской вышивки».

Поздние традиции, которые скорее — русский стиль, чем славянский, допускали ношение сарафана распоясанным. Такой стилизованный русский сарафан, отвечающий главным канонам национального платья, можно купить на нашем сайте.

Однако славянские традиции живы — благодаря увлечённым людям, влюблённым в красоту, родную историю. Купить славянское платье, русскую рубаху (косоворотку) классического кроя с обережным поясом можно в славянском магазине одежды «Иванка»

И каждый раз на славянском поясе были волшебные узоры

О северных старинных узорах можно говорить бесконечно. Разглядим тканые пояса внимательно. Вот знаменитый «русский крест», соединение мужского и женского начала. Вот знак «поле», символ достатка, благоденствия, прочности семьи, соединенный с образом «мировой горы» и «прибогами», а вот и традиционная для Севера «свастика», символом вечного движения жизни.

А вот и чисто мужской пояс со знаками ящера-дракона, владыки пекельного мира, стража бездны. Расположенный на этом поясе он охраняет физическую сферу владельца от «перехода в иной мир», от безвременной смерти и соседствует с образом «Мировым деревом», виде «треугольника с веточками», что приносит в узор мощь и силу, соединяющую в образе Мирового Дерева три мира: Навь, Явь и Правь.

Любой может получить такой тканый пояс, сделанный мастерами Северной Сказки

Но не каждый является тонким ценителем прекрасного, и не каждый увидит в славянском
поясе
мудрость прошедших веков. Что ж, только настоящие русские наследники традиций оценят теплоту, заложенную руками северного мастера в эти чудесные пояса, оценят прочность и стойкость цвета шерстяных ниток, используемых при изготовлении. И, кто знает, возможно, именно такой пояс поправлял на себе герой северной сказки, парень Погляд, волнуясь, при встрече с Велесом, Богом Мудрости и Магии? Не эти ли обережные пояса со славянскими узорами помогали людям в давние, сказочные уже времена, выстраивать свою жизнь в гармонии с этим миром?

«Поясъ — развяжись, земле — расступись!»

Моментов, когда народная одежда оказывалась распоясанной, немного, и все они — чрезвычайные.

Читайте также:  Обход дымоходной трубы своими руками

Сговор с потусторонней силой

Замыкаясь вокруг живота (жизни) человека, тельник охранял от всякого зла — исходящего от людей, стихий, потусторонних сил. Но были такие случаи, когда человек по своей воле снимал оберег, открывался.

В обычной жизни только колдуны, оборотни, ведьмы не опоясывались, чтобы не поймать самим себя в ловушку и не потерять силу.

Роды, беременность

Народные платья не предполагали частой перемены: рожала баба в чём была и где была — в поле, на покосе, скотном дворе, в избе. Нередко роды были тяжёлыми, тогда развязывали на роженице кушак и нательник, расплетали косы. Так же поступали и женщины, находившиеся при родах и помогавшие повитухе.

Случается, что и сейчас, отправляя дочь или внучку на роды, наказывают ей распустить волосы, расстегнуть пуговицы, развязать завязки, если окажутся на одежде.

А в далёких сибирских деревнях до сих пор некоторые бабки-лекарки лечат от бесплодия тем, что заставляют мальчика завязать на женщине кушачок. Носить его нужно постоянно: говорят — помогает.

Однако делать такие поясочки — на беременность, к рождению ребёнка, лучше самой женщине. Потому далее мы расскажем, как сплести шнурок самым простым способом — дёрганьем.

Плетём тонкий поясок — нательный, на русский сарафан или косоворотку — на пальцах

Техника дёрганья — самая простая и самая древняя из всего множества, что сейчас известны.

Далее движения повторяют столько раз, сколько длины требуется, не забывая осаживать полотно после каждой протяжки.

…Рассказывать о поясах можно много: как их завязывали, ткали-плели, украшали, сколько полагалось сделать девушке до замужества, какой — к свадебному костюму, как с их помощью уберечь скот и дом. Если эти истории покажутся вам интересны, мы к ним обязательно вернёмся.

Хочется добавить одно: изучая архитектуру и эстетику народного костюма, самых мелких его деталей, убеждаешься в необыкновенной мудрости наших предков, в явном обладании удивительными знаниями, которые нам только предстоит возродить и усвоить.

Ткачество поясов на дощечках I мастер-класс с фото

Одним из самых древних видов ткачества является ткачество на дощечках. Появилось он гораздо раньше ткацкого станка, ещё в начале нашей эры. Возможно, корни его происходят из древнего Египта.

Расцвет этой техники приходится на эпоху средневековья в регионах Скандинавии и Англии. Англосаксы и викинги ткали на дощечках красивейшие шнуры и тесьму, которыми затем украшали свою одежду.

Раскопки археологов свидетельствуют о том, что данным способом рукоделья владели мастера разных стран. Так в своё время дощечки обнаружили в Китае, Норвегии, Германии, Швеции. У народов, издавна населявших территорию современной Ленинградской области, существовали различные виды ручного ткачества – ткачество на дощечках, на берде, на нитах.

Ткачество на дощечках – термин этнографический. В древности дощечки могли быть сделаны из дерева, кожи, рога и даже металла. Например, в Новгороде подобные приспособления изготавливались из кости. Деревянные дощечки применялись для плетения поясов в различных областях России вплоть до начала 20 века.

Это очень древний вид ткачества, это технология перехода от плетения, от витья верёвок к ткачеству.

Этот славянский пояс сделан в технике древнейшего браного ткачества. Знаете такое?

Браное – не потому — что такое сложное плетение, что остается только браниться. Название происходит от слова «брать» — при создании узора нити основы «пробираются» при помощи дощечки — бральницы. Остающиеся над дощечкой нити остаются видны, а те, что внизу закрываются цветными.

Браное ткачество одна из древнейших техник орнаментации тканей, декоративного оформления бытовых и обрядовых изделий из ткани. Название произошло от способа создания узора (слова «брать»), когда нити основы «пробираются» при помощи специальной дощечки — бральницы. Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого цвета. Так, при сочетании нитей различного цвета получаются северные браные узоры. Теперь представьте, что на станке по ширине одного пояса 40 основных нитей и поразитесь тому, что каждый ряд поперечных цветных ниток продергивается в определенном порядке через множество ниток основы. В одном сантиметре пояса не меньше двенадцати продольных рядов.

А теперь несложно представить весь этот невообразимый труд – один продольный ряд, когда браницей продергивается узор через 40 нитей, лежащих поразительно близко друг к другу, каждый ряд подбивается челноком, и делается это опытным мастером всего за 30 секунд. Так что три дня непрерывной работы – это только у опытного мастера.

И все же это так красиво, так орнаментально, сочно и поразительно, что и раньше трудов не жалели. Браными узорами украшали не только одежду, но и полотенца со скатертями. Издавна по берегам Пинеги мастерицы ткали красные узоры по белой «земле

» (фону). Хранит наша память имена Анны Ивановны Черемной, Марии Алексеевны Щеголихиной, Анастасии Ивановны Беляевой, что смогли передать нынешнему поколению потомственные приемы северного волшебного узорного ткачества.

Достойными восхищениями является двухуточная браная техника, когда мастер работает не одним утком, а двумя. Просто голова кружится, когда смотришь на фантастическую ловкость и безошибочность движений мастера. Внимание, терпение и усидчивость позволяет, тем не менее, выполнять самые сложные по замыслу узоры.

И вот, это чудо можно подержать в трепетных руках — плотный, крепкий, и гибкий одновременно, сверкающий переливами цветов, подобно северному сиянию, теплый от энергии добрых человеческих рук, славянский пояс

. Он практически не тянется, сохраняя форму, и таким приятным контрастом оказываются на ощупь мягкие шерстяные ниточки бахромы на кончиках этого произведения мастера.

Тканые пояса в русском костюме

Обязательным элементом и женского и мужского крестьянского костюма всегда был пояс. Ходить без пояса, «распоясаться» считалось большим грехом и неприличием. Пояс в древнерусском костюме играл сакральное значение, выполнял функцию оберега. В разном возрасте люди носили разные пояски.

Пояса различаются по технологиям, по орнаментации, по цветовой гамме.

На поясах ткались знаки отличия рода, предпочтения в выборе будущего или какие-то высказывания. Пояс – обязательная деталь костюма на Руси. Он являлся своего рода оберегом для его владельца.

Пояс надевали на ребёнка прямо при рождении, тем самым как бы привязывая его к этой жизни. Конечно, это была просто ниточка, спряденная с наговором. По мере роста ребёнка, по мере взросления менялся вид пояса.

Технология плетения русских поясов

(разработалаМ.А. Бойко, педагог детской художественной школы, Москва)

Пояса делали, как правило, из разноцветных шерстяных ниток, иногда с добавлением льняных (реже — шелковых). Узоры их были очень разнообразны — от простых продольных или поперечных полосок до скошенных геометрических мотивов, выполнявшихся браным способом (на дощечках-бральницах). Народные пояса делали длинными, концы их украшали пышными кистями, отделывали бисером, стеклярусом, шариками-пушками.

Нарядный красочный пояс служил дополнением к народному костюму, как женскому, так и мужскому. Изготовлялись пояса разными способами.

Пояса
Детские работы

Плетение «дерганье»

Наиболее простой способ изготовления поясов и тесьмы так называемое «дерганье» — род плетения, применявшийся особенно часто в Рязанской губернии. Способ этот прост и не требует специального оборудования, с этой работой легко справляются дети 7–8 лет.

Прежде чем начать дерганье, нитки нужно подготовить — сделать из них пять петель одинаковой длины с учетом того, что плетение получится раза в полтора короче, чем петли. С одной стороны петли крепко связываем вместе и прикрепляем к какому-нибудь неподвижному предмету: гвоздю, стене, ручке двери и др. Свободные концы петель надеваем на пальцы: три петли на указательный, средний и безымянный одной руки, а две петли — на указательный и средний пальцы другой руки (кисти рук должны быть повернуты ладонями к себе, пальцы слегка согнуты), безымянный палец правой (или левой) руки остается свободным для работы.

Мастер-класс по тканию пояса

Для того, чтобы соткать пояс, нужно приготовить нитки и инструменты. Нитки могут быть разные, но для одного пояса их нужно брать одинаковой толщины. И дощечки должны подходить к данной толщине ниток.

Подготовка к тканию пояса

В наши дни это давно забытое русское ремесло начало понемногу возрождаться. Применяют его обычно для изготовления поясов, лент или тесьмы с различными узорами. Такие ленты используются для декора одежды, для галантереи, а также для интерьера дома.

Чтобы овладеть этим ремеслом, не требуется сложных и дорогостоящих инструментов. Главное – это желание и нехитрые инструменты.

Длина нитки берётся в зависимости от того, какое изделие вы хотите сплести. Это должна быть длина изделия плюс одна треть длины.

Существует несколько видов рисунков. Бывают пояски заправочные, т. е. в каждую дощечку заправляется определённым образом цветные ниточки и при постоянном повороте этих дощечек всё время в одну сторону или в определённой периодичности. Например, шесть поворотов в одну сторону, затем шесть поворотов в другую. Таким образом получается определённый рисуночек.

Пояса на Руси изготовляли в разных технологиях, например, в бранной технике. Или просто плели шнурки, Существовало много разных видов ручного плетения поясов.

Есть две техники ткачества на дощечках. Закладная, где узор получается из расположения цветных ниток при заправке. И техника переброса, когда рисунок получается при перемене дощечек местами.

Итак, переходим непосредственно к ткачеству. Для этого нужно изготовить специальные дощечки. Это квадратики со стороной 6 см из тонкой фанеры, из плотного картона или из пластика. По углам на квадратиках проделываются дырочки. Лучше всего пронумеровать все дощечки и каждую дырочку. Дырочки нумеруются по часовой стрелке.

Арт-02-001

Пояс «Берегини и Макоша»

Материал: хлопок. Цвет: бирюзовый. Ширина: 2,5 см.

Макошь — символ Женского Материнского начала. Богини, имеющей власть над людской долей.

Макошь — богиня всей Судьбы (слог «ма» может сокращенно обозначает слово «мать», кош, кошт — судьба), старшая из богинь, которые плели судьбы, а также покровительница женских рукоделий — на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. В силу того, что Богини (пряхи судьбы) в верованиях предстают всегда втроем, ткать Пряжу Судеб Богини Макоши помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов — добрыми или злыми.


Связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды).

Также Богиня Макошь – Богиня плодородия, мать урожаев, имеет 12 годовых праздников, иногда изображена с рогами. Характерный женский рогатый головной убор носили еще в 19-ом веке на народных праздниках.

День Макоши — Пятница, в православии образ слился с Параскевой Пятницей, т.е. она покровительница хозяек и жен. Ее металл — серебро, камень — горный хрусталь и так называемый «лунный камень». Зверь Макоши — кошка. Символом этой богини является пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища. Кумиры Макоши могли быть изготовлены из «женских пород дерева», в первую очередь — из осины. Кумир Макоши зачастую мог быть рогат или иметь в руках рог. Берегиня — Великая Богиня, породившая все сущее.

Читайте также:  Кухонный угловой напольный шкаф своими руками

Арт-02-002

Пояс «Алатырь»


Материал: шерсть, хлопок, цвет: ванильный (хлопок) с красным (шерсть).

Пояс. Длина: 200 см, ширина: 3 см.

Алатырь — Око Бога. Означает Единство и Многообразие Силы Всевышнего, пребывание ее здесь и сейчас. Соединение небесной и земной энергий. Центр всех Вселенных, Всеобщий Родник Энергий, Центр всех Центров, начало и конец всех дорог. Общение с символом Алатырь можно осуществить через медитацию. Символ высших духовных стремлений и видения.

Нося такой пояс или очелье, мы получаем через этот символ энергию, мы просим Божественного благословления и пребывания Духа Святости и Жизни в данном объекте. Предмет этот может помогать, являясь проводником Энергии Богини Живы, амулетом, талисманом, оберегом.

Еще такая трактовка Алатыря есть как пожелание: «управляй своей судьбой, двигайся, развивайся, Земля для познания тебе дана, твёрдостью духа вперед иди — всю Землю, как дом видя. Не бойся, сам Род тебя оберегает, черпай Знания от Богов и Предков, ты — Храм Бога, сосуд его, в том Высший Путь.» В других цветах этот же узор можно посмотреть в нашем альбоме ВКонтакте.

Арт-02-003

Пояс «Боярский»

Материал: шерсть, хлопок. Длина: 200 см, ширина: 4 см. Пояс очень красивый. Подходит как для мужчин, так и для женщин, имеющих отменное чувство вкуса и радости. Если так, то этот узор — для вас!

Арт-02-004

Мистический Пояс «Велес»

Материал:

вариант-1: натуральный лён (цвет бежевый), хлопок (цвет винный). Ширина: 3 см, длина: 200 см.

вариант-2: отбеленный лён, шерсть. Возможны и другие сочетания цветов и ниток по согласованию с вами.

Пояс очень мистический. Тому, кто его будет носить или просто иметь рядом, Велес покровительствует открытию мистических способностей.

Велес — Бог мудрости, искусства, торговли, БОГатства, гадания, проводник и охранник умерших Душ. Бог-Покровитель скотоводов и животноводов, а также Родовой Покровитель западных славян — Скоттов (шотландцев), поэтому и говорили они всем из покон веков, что «Велесъ скотий Богъ».

Переселившись на британские острова, древние Роды Славян — Скоттов назвали все обжитые провинции — Землей Скоттов — Scotland (Шотландией), а в честь своего Родового Бога — Покровителя Велеса они назвали земли с лучшими пастбищами его име­нем — Wales (Уэльс, т.е. Велес).

Так как Велес является Богом-Покровителем и Управителем Небесного Чертога Волка во Сварожьем Круге, который расположен рядом с Небесным Рубежом, разделяющим Миры Света и Тьмы, Вышние Боги доверили Велесу быть верховным Хранителем Небесных Врат Междумирья. Эти Небесные Врата находятся на Золотом Пути Духовного Развития, который ведет в Небесный Асгард, а также в Небесный Вырий и в Светлые Чертоги Волхаллы.

С Велесом связано созвездие Рыб.

Арт-02-005

Пояс «Славянский»

Материал: хлопок, шерсть. Цвет узора красный, зеленый. Длина: 200 см, ширина: 4 см. На поясе узоры: Алатырь и Засеянное поле.

Смысл вибраций, которые излучает пояс: Вся земля — планета наша — пространство для познания данное, стремись, человек, иди за знаниями, Всевышний покровительствует тебе.


Арт-02-006

Мужской пояс-оберег «Мирные Небеса»

Длина: 200 см, ширина: 3,5-4 см. Материал: лён, хлопок. Узор взят из Мурманского краеведческого музея: символы плодородия (Солнце над засеянным полем и узор Хлеба) и защиты (символ Живы и руны), посылаемые Предками. Возможно изготовить пояс этот из того материала и цвета, который желается именно вам. При заказе этого узора пишите свои пожелания.

Символизм узора: «Я сильный, Я крепкий, Я волевой, Я твердый, Я смелый, Я мужественный, Я хочу, Я могу, Я люблю, Я первый, Я есть, Я всегда».

Арт-02-007 «Гармония»

Материал: хлопок, ширина: 3 см.

Вариант 1. Красный с белым.

Символизм узора: Любовь мужчины — лучший рецепт молодости и красоты женщины… А любовь женщины — лучший рецепт силы и успешности мужчины… Гармония женского и мужского.

А Высшая Небесная Истина становится доступной и понятной только тем из людей, кто стремится к вершинам созидания, продвигаясь по Златому Пути Духовного и Душевного совершенства…

— Милая! Твои волосы пахнут дождём… — А как пахнет дождь? — Дождь пахнет радостью, нежностью, полётом, состоянием без мыслей…

Вот такие состояния транслирует этот узор. Соответственно, подойдёт как женщинам, так и мужчинам.

Вариант 2. Зелёный с белым.

Способствует уравновешиванию Солнца и Луны в энергетике человека. Состав: лён, хлопок. Ширина: 2 см.

Арт-02-008

«Оберег Младенца»

Пояс для младенцев. Обережный. Подойдет детишкам как только что родившимся, так и любому возрасту до 7 лет. Этот цвет для девочки, для мальчика узор тот же подойдет, только цвета нужно взять другие.

Состав: лён, шерсть. Ширина: 3,5 см. Длина: 120 см.

Узор раньше наносился на свивальники, бранницы на рождение. В состав узора входят символы: Гора Меру, Рождение, Бараньи рожки, Мироздание. Узор взят из книжки «Узорочье».

Дополнительный каталог поясов и очелий, а также более детально рассмотреть фотографии изделий, можно в альбомах в нашей группе ВКонтакте: ПОЯСА и ОЧЕЛЬЯ. Понравившийся узор просто сохраняете и прикрепляете к письму с заказом.

Стоимость поясов

Узоры — образцы можете выбрать как из предлагаемого ассортимента, так и предложить желаемый вами узор, где длина, цвет и материал (хлопок, лён, шерсть, полушерсть, акрил) оговариваются также индивидуально и варианты тут возможны различные. Выбирайте узор (или предлагате ваш), указывайте длину, желаемый цвет и материал, из которого желаете, чтобы вам соткали пояс или очелье. Также укажите дополнительно, нужно ли вам зарядить пояс-оберег (зарядка безплатна). Цены указаны на приводимую длину. Чем длиннее изделие, тем выше будет цена. Труд выполнен на бердо в технике браного ткачества (техника происходит от слов «брать», «выбирать»), а это долгая кропотливая работа.

Все пояса, которые представлены здесь, с учетом кистей, 200 см — 6500 р. Меньше пояса не делаем. Каждые дополнительные 10 см длины (по вашему желанию от искомой длины) — будут стоить 300 р. Все изделия наши Мастера ткут из очень хороших дорогих ниток.

Бывает так, что человек хочет обереговый пояс или очелье, но не знает, что ему подойдет, какой узор. Пишите, мы поможем вам подобрать оберег согласно вашей энергетике. Потому что бывает так: человек заказал себе пояс, а он просто не плетется для него и никак не получается даже выполнить его в срок. Это означает, что такой узор этому человеку не подходит, и он не сможет носить этот пояс. Поэтому, если сомневаетесь, лучше посоветуйтесь с нами.

Итак, вы решили заказать пояс или очелье. Что для этого нужно:

вы выбираете узор и пишете письмо на e-mail Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , где:

1. Указываете артикул выбранного узора (или узор и нитки, и цвета можем подобрать мы, Вы только сообщаете цель, для чего нужен пояс), уточняете — пояс это будет или очелье, желаемый цвет, длину и материал (хлопок/лён/шерсть). 2. Указываете подробный свой адрес (индекс, адрес и полные ФИО).

3. Оплачиваете заказ на реквизиты сайта. У нас тканые изделия по предоплате.

4. Изделия обмену и возврату не подлежат, пожалуйста, обдумывайте ваш заказ и покупайте только нужные вам покупки!

После этого получите подтверждение Вашего заказа. Вам в письме пришлют реквизиты для оплаты. Заказ выполняется по предоплате. Предоплата 100%. Далее в течение 14-30 дней (в зависимости от загруженности мастера) занимаемся изготовлением изделия и высылаем Вам ценной бандеролью 1-м классом на указанный адрес. Об отправке изделия Вам сообщат дополнительно, указав номер посылки для отслеживания её на сайте почты России.

Пояса и очелья выполняют Мастера нашего сайта, ведающие женщины. Работы Мастера неповторимы, потому что это уникальный ручной труд — узор может быть один и тот же, но каждое изделие отлично в деталях и несет разную энергетику, соответствующую тому, для кого изделие ткётся. Возможно, изделия вам покажутся дорогими по цене. Это нормально, потому что речь идет не о ширпотребе современности, а об истинно действующих вещах. Наши пояса и очелья — обережные. А это не на конвейер делается, а с применением Знаний, Сил, Способностей. Вручную. И это всегда ценно. Ручной труд дешевым быть не может.

О том, как применять пояса, можно прочесть на страничке «Пояса в Древней Руси. Применение поясов».

Пояса и очелья: 2 Пояса-шедевры

Так как формат (движок) нашего сайта не предусмотрен для детальной демонстрации изделий, мы упорядочили каталог и разместили в нашей группе Вконтакте. Более детально можно рассмотреть и выбрать тканые изделия там. Вот ссылки:

Пояса-шедевры

Женские Пояса

Мужские пояса

Свадебные пояса

Детские пояса

Очелья

Ваши некоторые письма нам о наших тканых изделиях

Дорогая Веданочка! Как же мне подобрать слова, чтобы выразить Вам свою благодарность за Вашу посылку. Она поистине беЗценна! Когда получила вчера посылку в руки, открыла пакет, достала очелье. Оно как будто живое. От него идет такое тепло и свет! И появляется чувство «дома». Что я дома. И еще, когда я прикасаюсь к этим замечательным творениям, руки начинают гудеть, наливаются тяжестью. Приятной. Просто ощущение энергии в кистях. Очень интересно. Благодарю Вас от всей души!

Здравствуйте! Сегодня получили на почте наш заказ — очелья и пояса. Красота! Даже просто держать в руках их приятно. От всей души благодарим Мастериц! И ещё благодарим Ведану за травы. Такой неожиданный и очень…тёплый подарок. На душе так хорошо стало. Такое ощущение, что теперь у нас всё наладится, и все перемены будут только к лучшему. Вы принесли Свет в нашу жизнь — хочется сказать именно так…

Здравия! Я хочу сказать, что ваши очелья и пояса действительно особенные. До этого мы покупали очелья и пояса в магазине славянских товаров в нашем городе, они тоже красивые, но… Ваши изделия так гармонично сливаются с нами, что мы забываем о них. И в то же время от них идёт такое ощутимое действие — на душе становится легко и светло. И верится, что всё, о чём мы мечтаем, возможно, что всё получится, нужно только идти к этому, шаг за шагом, стремиться всем существом, цельно, освободившись от всего, что нас разделяет… Мы заказывали одинаковую цветовую гамму — красно-белую, но по характеру мы разные, и вы как будто почувствовали это и сделали в одном поясе и очелье больше красного цвета, а в другом больше белого, и это очень хорошо подошло нам. Мы обе сразу узнали своё очелье и своё пояс. Вот такое чудо!

Здравия, Ведана и всем светлым сотрудникам сайта. Вчера получила посылку. Благодарю за пояс, он чудотворный! Потрясающий эффект и ощущения. Еще я попробовала носить его на голове и сразу все лишние мысли рассеялись и остались только мысли о Боге. Поэтому закажу у вас еще очелье чуть позже. И очень порадовалась подарку, так приятно и здоровско. Пусть Благополучие, Счастье, Любовь и Процветание приумножатся. И все самое Светлое приходит к вам в жизнь. С уважением, Виктория.

Источник

Оцените статью
Своими руками