Меню

Постройка каноэ своими руками

Делаем кедровый каноэ

Таким же любителям сплавов по рекам как и я посвящается. Изначально я хотел сделать кевларовый каноэ, но кедровый смотрится в разы лучше, элитнее, богаче 🙂 А по затратам выходит примерно столько же, сколько ушло бы на покупку б/у или из нижнего ценового сегмента, а именно чуть менее 150.000 руб.

Инструкция носит скорее ознакомительный характер, если вы действительно хотите смастерить каноэ своими руками, то обязательно купите и прочтите по этой теме пару книжек.

Шаг 1: Выбор дизайна

Для начала нужно определиться с внешним видом каноэ, и для чего она будет использоваться, по каким водоемам планируются заезды, или же оно просто будет радовать глаз стоя в гараже.

Дизайн должен быть практичным, но в тоже время и радовать глаз. Что нужно учитывать на этом этапе, так это длину, предположительный вес, управляемость (некоторые каноэ требуют опытного ведущего), сколько веса она будет перевозить, симметрию, скорость, и последний но не маловажный фактор — простоту сборки.

Шаг 2: План будушего судна

Планы и схемы по сборке каноэ можно купить, например, на http://www.clcboats.com/ или любом другом подобном ресурсе. Я делал свою по схемам из книги Тэда Муреса Canoecraft. Покупная схема облегчит жизнь, однако не заменит книги с ее более детальным описанием важных моментов.

Шаг 3: Подготовка рабочего места

Для работы понадобится крепкий, длинный и узкий стол на котором можно делать сборку. Подойдет любой брус.

Шаг 4: Вырезаем формы

Контуры можно вырезать из фанеры или дсп

Шаг 5: Крепим формы на основание

Крепим формы к крепкому основанию на саморезы для гипсокартона. На этом этапе нужно внимательно следить чтобы формы шли четко по центру, по центральной линии основания для сохранения симметрии.

Шаг 6: Соединяем формы по краю

Соединяем края всех форм деревянной планкой на клей и гвозди. Чтобы капли клея не попали на формы я обернул их полиэтиленом, но сгодится и любой другой материал.

Шаг 7: Вырезаем боковые полосы

Распил я сделал на настольной циркулярке — необходимо было добиться равномерной ширины всех заготовок. Они не должны быть во всю длину лодки, позже при сборке их можно будет соединить друг с другом шарнирами. Крепость же корпусу придаст стекловолокно.

Шаг 8: Загибаем детали корпуса

Чтобы дерево хорошо гнулось, нужно обдать его очень, очень горячим паром.

Шаг 9: Прокладка корпуса

Теперь можно приступать к самой веселой части. Начинаем соединять боковые полосы с формами корпуса, начинать нужно с той части форм, что ближе к основанию и постепенно двигаться к центру корпуса.

Шаг 10: Избавимся от всего не нужного

Как только корпус каноэ надежно скреплен, можно приступать к его огранке, обрезать все не нужное. После того как клей схватится, можно убирать скобы, но так, чтобы не повредить мягкий кедр.

Шаг 11: Выравнивание и шлифовка

Время придать каноэ божеский вид. Шлифовка может затянуться на долго, монотонное занятие которое кажется не имеет конца. Однако законченный вид стоит того. Перед окончательной шлифовкой корпус нужно увлажнить, и дать ему просохнуть — это заставит подняться «ворс», все древесные волокна.

Читайте также:  Лодка вельбот своими руками

Шаг 12: Нанесем стекловолокно на внешний корпус

Накладываем стекловолокно, и покрываем его эпоксидной смолой и отвердителем, небольшими партиями. Я наложил три слоя смолы/отвердителя, первый впитывается в древесину, второй в ткань, третий финальный защищает ткань.

Шаг 13: Нанесем стекловолокно на внутреннюю часть

Прежде чем нанести волокно на внутреннюю часть, его также стоит отшлифовать. Далее все по аналогии как и с нанесением стекловолокна на внешний корпус.

Шаг 14: Добавим ребра

Ребра жесткости крепятся снаружи и внутри каноэ. К ним же будем крепить и деку.

Шаг 15: Крепим сиденья

Сиденья обычно делают из древесины твердых пород, например ясеня, но и другие породы подойдут. Следует обратить внимание на правильное размещение сидений так, чтобы при посадке каноэ не погружалось в воду одним концом больше чем другим.

Шаг 16: Еще немного шлифовки и лака

Теперь каноэ выглядит так как надо и практически готово. Еще немного отшлифуем чтобы придать ему матовый вид. После этого обработаем эпоксидной смолой и нанесем лак. Нужно использовать морской лак с защитой от ультрафиолетовых лучей, которые пагубно влияют на эпоксидную смолу.

Шаг 17: Право руля!

После долгих трудов настало время спустить каноэ в озеро и насладиться плаванием. Успехов!

Источник

Постройка каноэ

Настоящее наслаждение испытываешь, двигаясь по воде в легкой, послушной малейшему движению весла, лодке.

Построить такую лодку может каждый, имеющий время и некоторые навыки обработки древесины. Живой интерес читателей к каноэ, чертежи и описание которого можно посмотреть здесь, заставил нас продолжить эту тему.

Интерес оправдан. Ведь по грузоподъемности каноэ в сравнении с другими гребными лодками — вне конкуренции, а по весу — сравнимо только с байдаркой. Симметричные в нос и корму от миделя обводы, седловатость бортов и их завал в верхней части внутрь, плоское днище и большое удлинение придают корпусу каноэ хорошие ходовые качества, остойчивость и управляемость. Сидящие на кормовой и носовой банках гребцы шутя разворачивают лодку на месте вокруг вертикальной оси.

Каноэ, которое мы предлагаем вам построить в этот раз, имеет усовершенствованные обводы и иную технологию изготовления корпуса.

Обводы отличаются, прежде всего, смещением наибольшей ширины корпуса в корму от миделя, что при одиночном плавании уменьшает дифферент на корму и облегчает гребцу управление лодкой.


Теоретический чертеж каноэ
увеличить, 2168х1323, 195 КБ

Таблица плазовых ординат
по наружным размерам формообразующего каркаса корпуса каноэ
Линия теоретического чертежа Номера конструктивных шпангоутов
1 2 3 4 5 6 7
Полушироты от ДП
Линия борта — ЛБ 230 360 400 420 380 290 150
Линия наибольшей ширины корпуса — ЛНШ 270 380 440 450 430 370 230
Высоты от ОП
Линия борта — ЛБ 430 390 380 370 380 410 470
Линия киля — ЛК 30 20 10 10 20 30

Что же касается технологии, то корпус выклеивают на продольном наборе — матрице. Легко изгибаемые полосы тонкой водостойкой фанеры диагонально укладывают на эпоксидном клее в два слоя и более. Так можно строить узкие корпуса со сложными округлыми обводами (даже с указанным ранее завалом бортов внутрь) и получать прочную монолитную обшивку. Прочность обшивки в наиболее нагруженных местах может быть повышена за счет увеличения количества слоев материала. Например, среднюю часть длинного корпуса каноэ можно оклеить дополнительным слоем шпона.

Читайте также:  Катушка возбуждения своими руками

Опыт показывает, что на строительство этой лодки потребуется не менее 120-140 часов (в зависимости от навыков и сноровки мастера). Все это время корпус должен находиться на стапеле. Поэтому помещение для работы должно быть не только просторным, но и отапливаемым в холодное время года.

Для возведения стапеля подойдут нестроганые сосновые доски толщиной 30-40 мм. Остальные части стапельного набора (поперечные шпангоуты-лекала, точно соответствующие теоретическому чертежу обводов корпуса, и продольные стрингеры) делают из обычной строительной фанеры и строганых сосновых реек разного сечения. Раскрой деталей стапеля по длине производят с учетом выбранных размерений лодки. При сборке их соединяют длинными шурупами. От точности сборки зависит качество будущего корпуса.

С помощью уровня тщательно выверяют горизонтальность стапеля. Его опоры (козлы) надежно крепят к полу, чтобы они случайно не сдвинулись с места при обшивке набора и позволили строгать и шлифовать снаружи оболочку корпуса.

Очень важно точно перенести с чертежа на фанеру форму шпангоутов и вырезать их по контурам. Внутренний технологический вырез в шпангоутах делают так, чтобы последние можно было надеть на балки стапеля. После расстановки их выверяют по высоте и продольной оси, ориентируясь по струне (стальной проволоке), туго натянутой вдоль стапеля над линией пересечения основной и диаметральной плоскостей теоретического чертежа. Нужно еще убедиться, что плоскости лекал-шпангоутов строго параллельны. Затем их прикрепляют шурупами к балкам стапеля.


Масштабный чертеж выкраиваемых деталей каркаса каноэ:
А — штевни; Б — сечения по шпангоутам.
увеличить, 2116х868, 202 КБ

Также точно вычерчивают и вырезают (но уже из водостойкой фанеры толщиной 15-20 мм) передний и задний штевни. Их устанавливают по месту и соединяют со средней балкой стапеля с помощью двух деревянных накладок. Соединение лучше всего сделать с помощью шкантов, которые впоследствии, при извлечении из корпуса набора-матрицы, можно будет спилить.

Изготовленный заранее киль подгоняют к штевням и временно закрепляют шкантами в средних вырезах шпангоутов-шаблонов. Также раскладывают по шпангоутам внутренние привальные брусья левого и правого бортов.

Убедившись, что киль и оба привальных бруса имеют плавную погибь, симметричны относительно диаметральной плоскости и хорошо прилегают к шаблонам шпангоутов, их окончательно крепят латунными шурупами к штевням, предварительно промазав эпоксидным клеем места соединения.

Рейки (они являются стрингерами каркаса, на котором можно будет выклеить «скорлупу» корпуса) шкантами крепят в вырезах шпангоутов. Со штевнями их соединяют проволочной скруткой. При снятии выклеенного корпуса с каркаса проволоку перекусывают кусачками.

После монтажа всех элементов каркас каноэ обрабатывают ленточно-шлифовальной машинкой, снимая выступающие кромки стрингеров и скашивая по бокам киль. Обработку периодически контролируют, накладывая на каркас под углом 45° от киля до привального бруса полосу фанеры или шпона (толщиной 2,5 мм) будущей обшивки.

Если полоса хорошо прилегает к каркасу и образует плавную форму обводов корпуса, то можно приступать к основной части работы — выклейке корпуса.

Читайте также:  Лазер для чпу своим руками

Фото каноэ – процесс постройки:


Для изготовления каноэ собственными силами нужно иметь сухое отапливаемое помещение площадью, достаточной для сборки каркаса выбранных вами размерений, чертеж лодки и материалы для стапеля, набора и обшивки корпуса.
Пользуясь таблицей плазовых ординат необходимо вычертить в натуральную величину шпангоуты-лекала и штевни. С помощью копирки, подкладываемой под чертеж, их контуры переносят на фанеру толщиной 15 мм. Чертеж и копирку прикрепляют к фанере мелкими гвоздиками.


Шпангоуты выпиливают электролобзиком по контуру. Одинаковые по форме шпангоуты вычерчивают, используя как шаблон первый из них.

Внутри шпангоутов-лекал выпиливают фанеру так, чтобы шпангоуты можно было плотно надеть на несущие балки стапеля, где их точно выставляют по месту и фиксируют деревянными накладками на гвоздях или шурупах.


Чтобы доработать наружные контуры одинаковых по форме шпангоутов, их шкантами скрепляют вместе и в таком положении прижимают к верстаку. Следы от пилки лобзика удаляют ленточно-шлифовальной машинкой.

Штевни устанавливают в нужное положение, сверяясь с чертежом, и прикрепляют к стапелю прочными фанерными накладками на шурупах. Киль и оба привальных бруса раскладывают в вырезы шпангоутов и отрезают до нужной длины, не соединяя их со штевнями и поперечным набором.


Киль (представляющий собой планку) рубанком прострагивают с концов так, чтобы он по ширине точно сопрягался со штевнями. Эту работу выполняют, временно скрепив детали на шкантах. Окончательно их соединяют на стапеле.

Привальные брусья при укладке в вырезы шпангоутов надежно скрепляют мебельными уголками на шурупах. При разборке каркаса их придется удалять, поэтому в брус заворачивают только по одному шурупу на каждый шпангоут.


С помощью вспомогательной скобы, вырезанной из куска фанеры и обрезка деревянного бруска, концы привальных брусьев сводят к штевням и размечают по линиям соединения «на ус».

Обрезку по плоскости соединения производят мелкозубой пилой.


Определяющий форму наружной оболочки лодки каркас образуют сосновые рейки-стрингеры. Их раскладывают по вырезам шпангоутов и временно крепят шкантами. Со штевнями их соединяют, как показано на фото 12.

Стрингеры притягивают на место, скручивая пропущенную через высверленные в штевнях отверстия тонкую проволоку. Воротком может служить большой гвоздь. От перемещения по штевню стрингеры фиксируются деревянным шкантом.


Клей на основе эпоксидной смолы делают по рецепту, указанному на упаковке, и обязательно с пластификатором. Главное, чтобы было обеспечено прочное склеивание штевней с килем и привальными брусьями. Это соединение усиливают латунными шурупами. Головки шурупов утапливают.

После приклейки привальных брусьев, киля и фиксации стрингеров весь набор обрабатывают шлифовальной машинкой с лентой зернистостью 60 так, чтобы его наружная поверхность соответствовала поверхности будущего корпуса.


В подготовленном к обклейке фанерой и (или) шпоном наборе все элементы, не подлежащие соединению с корпусом каноэ, укрывают полиэтиленовой пленкой или клейкой лентой. Это делают для того, чтобы к ним не приклеилась наружная оболочка. (© www.vodnyimir.ru)

Об основной части работы — выклейке корпуса каноэ читайте на следующей странице.

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

Adblock
detector