- СТРОИТЕЛЬСТВО МОСТА СВОИМИ РУКАМИ
- Материал для строительства моста
- Балочный мост
- Рис. 1. Балочный мостик
- Рис. 2. Балочный мостик (разрез)
- Рис. 5. Разбивка и определение продольной оси моста
- Рис. 6. Разрез опорной части моста
- Мост на опорах из свай
- Рис. 3. Легкий автомобильный мост. Продольный разрез
- Рис. 4. Легкий автомобильный мост. Поперечный разрез
- Пошаговая инструкция создания своими руками декоративного мостика на даче
- Назначение
- Как выбрать место для установки
- Около цветников
- Над сухим ручейком
- Над тропинками или дорожками
- У водопада
- Над прудом, ручьем или водопадом
- Общие принципы постройки
- Прямой
- Со ступеньками
- Мостик-арка
- Зигзагообразный
- Подвесной
- Стилевые особенности
- Японский
- Деревенский
- Авангард
- Как подобрать материал для садового моста
- Настил
- Для обработки
- Применение бетона
- Использование металла
- Для каменного сооружения
- Порядок действий
- Распространенные ошибки
- Советы и рекомендации для начинающих
- Примеры готовых решений
СТРОИТЕЛЬСТВО МОСТА СВОИМИ РУКАМИ
Еще с древности человек для перехода через ручьи, речки, овраги пользовался мостами примитивных типов. Ствол дерева, перекинутый с берега на берег, являлся простейшим видом балочного моста. Сплетенный из ветвей деревьев висячий переход через более широкое препятствие – это примитивный тип висячего моста.
С развитием цивилизации конструкции мостов становились все более совершенными, все более различаясь по своему функциональному назначению. Однако древесина, как и прежде, остается самым распространенным материалом для изготовления мостов несложной конструкции. Для самостоятельного же изготовления небольших мостиков древесина тем более незаменимый материал, т. к. она довольно легко поддается ручной и механической обработке, и соединение между собой частей деревянных конструкций не представляет особого труда.
Материал для строительства моста
При строительстве деревянных мостов преимущественное применение находит древесина хвойных пород, в первую очередь сосна, т. к. она обладает наиболее прямым и ровным по толщине стволом, менее сучковата, обладает хорошими физико-механическими свойствами и высокой устойчивостью к загниванию.
Для строительства деревянных мостов требуется как круглый, так и пиленый лес различных сечений. Применяемый для этого сортамент древесины имеет следующие названия:
- Бревно – круглый лес, очищенный от сучьев и коры, имеющий естественную толщину ствола дерева в тонкой части не менее 12 см, длиной от 4,0 до 9,0 м;
- Подтоварник – круглый лес диаметром от 8,0 до 12,0 см в верхнем конце;
- Жерди – толщина от 4,0 до 7,0 см;
- Пластины (распил) – это бревна, распиленные по оси на две половины;
- Четвертины – бревно, распиленное двумя продольными пропилами на 4 части;
- Лежень – бревно, отесанное на два канта;
- Брус – бревно, отесанное на 4 канта;
- Доски – пиломатериал, ширина которого превышает толщину более чем в 2 раза;
- Брусок – пиломатериал, ширина которого не более двойной его толщины;
- Горбыль (обапол) – неполная пластина, получаемая как отход при распиловке бревна на доски и брусья.
Балочный мост
Простейшим типом деревянных мостов являются балочные мосты. Они устраиваются для перекрытия незначительных пролетов, не превышающих 8–10 метров. Основными элементами балочного моста являются опоры и пролетные строения в виде балок (прогонов), перекрывающие расстояние между опорами. Поверх прогонов укладывают проезжую часть моста, которая служит для принятия подвижной нагрузки.
Таким образом, главным несущим элементом таких мостов являются прогоны, поддерживающие проезжую часть моста и работающие под действием постоянной или временной нагрузки на изгиб, как балки. Поэтому такие мосты и называются «балочными». Конструкция балочных мостов может быть различной и зависит от размера перекрываемых пролетов, нагрузки, интенсивности движения по мосту.
Рассмотрим устройство простейших балочных мостов. Мосты, изображенные на рисунках 1, 2, предназначены для пешеходного движения и проезда легкового транспорта через небольшие препятствия.
Рис. 1.
Балочный мостик
Рис. 2.
Балочный мостик (разрез)
Строительство мостика через овраг шириной 5 м, показанного на рис. 1, начинается с разбивки и определения продольной оси моста и расположения лежней (см. рис. 5). Разбивка производится примитивным способом с помощью специального шаблона. Шаблон делается из остроганных и связанных в виде прямоугольного треугольника досок и необходим для разбивки прямых углов. Размер треугольника 1,5х2,0х2,5 м.
Рис. 5.
Разбивка и определение продольной оси моста
Намечается продольная ось моста путем вешения (установка вешек) и забивки колышков. Отмечается ширина моста, равная 3,0 метрам (по 1,5 м от продольной оси). По этим линиям будут проложены прогоны моста. Лежни располагаются на расстоянии 2,7 м от поперечной оси моста.
Перед укладкой лежней по обеим сторонам перекрываемого пролета выбирается грунт, который укрепляется утрамбованным щебнем. Затем для предохранения от проседания и загнивания лежня производится подсыпка щебнем или гравием толщиной 40–50 см. Поверхность грунта срезается с уклоном не менее 1:20 для стока просачивающейся сквозь щебень воды (см. рис. 6).
Рис. 6.
Разрез опорной части моста
На подсыпку укладываются лежни, выполненные из бревен диаметром 30–32 мм, отесанных на два канта, длиной 4 м. Для предотвращения сдвига лежень укрепляют кольями, которые забивают по обе его стороны.
Прогоны моста из отесанных на два канта бревен диаметром 30 см, длиной 6 м укладываются на лежни по ранее размеченным линиям. Концы прогонов защищаются от загнивания просмоленной доской. Поверх прогонов укладывается сплошной настил из пластин, изготовленных из бревен диаметром 28–30 см. Пластины неподвижно укрепляются на прогонах прижимными бревнами диаметром 24 см, пришитыми заершенными гвоздями. Прижимные бревна служат для предохранения от падения с моста автомобилей и называются колесоотбойными брусьями.
Мост на опорах из свай
В случае необходимости пропуска по мосту более тяжелых грузов или проезда через небольшую реку или ручей приходится выполнять мосты на опорах из свай.
Строительство моста шириной 5,5 м с расчетным пролетом 4,25 м, показанного на рис. 3 и 4, также начинается с разбивки (см. рис. 5). При помощи шаблона намечается продольная ось моста, на ней отмечают середину и размечают колышками положение опор, состоящих из свай, соединенных насадкой.
Рис. 3.
Легкий автомобильный мост. Продольный разрез
Рис. 4.
Легкий автомобильный мост. Поперечный разрез
Первым этапом постройки моста является возведение свайных опор. Забивка свай для простейшего типа мостика, каким является сооружаемый нами мост, может выполняться ручной бабой с простых подмостей на козлах, бочках, ящиках, если свая забивается на сухом месте. Если же сваи нужно забить в воду, работа производится с лодок или плотов.
Сваи выполняются из бревен диаметром 30–32 см. Центральные забиваются по намеченной продольной оси моста (пролетное расстояние 4,25 м). По обе стороны от них забивается еще по свае на расстоянии 1,8 м. Глубина забивки сваи в грунт не должна быть меньше 3–3,5 м. Нижнюю часть свай следует обработать любым антисептическим составом для предохранения от загнивания. По окончании забивки свай производится обрезка и обделка их концов.
Концы свай должны быть обрезаны на одном уровне с запасом на осадку в 2–3 см. Сверху свай необходимо вырубить шипы, которые потом войдут в гнезда, выбранные в насадке, соединяющей сваи. Размеры сторон шипа равняются 1/3 диаметра свай, высота шипа равна его стороне, заплечики свай скашиваются, для того чтобы в них не застаивалась вода. Насадка выполняется из бревен диаметром 30–32 см, длиной 5,5 м. В насадках вырубаются гнезда, глубина которых должна быть на 0,5–1 см больше высоты шипов свай, чтобы давление от насадки передавалось не через шип, а через всю площадь соприкосновения насадки со сваей (подробнее см. здесь).
Гнезда в насадках должны быть пригнаны к шипам соответствующих свай. Для этого разметку каждой насадки следует делать отдельно, применительно к шипам того ряда свай, на которые насадка будет надета. Иногда насадку скрепляют со сваями еще и хомутами из полосового железа. Хомуты обхватывают насадку и крепятся к свае болтами.
На насадки накладываются прогоны диаметром 30 см, длиной 5,5 м, расположенные над осями свай. Прогоны выполняются диаметром 26 см. В местах опирания в насадках и прогонах делаются вырубки. Вырубки в прогонах следует выполнить еще на берегу, стараясь произвести их разметку максимально точно.
Насыпь, примыкающая к мосту, поддерживается заборными стенками из наката диаметром 24 см, который пришивается к предварительно забитым коротким сваям (глубина забивки 1,5 м). Поверх прогонов укладывается настил из пластин размером 26 см. При желании можно поверх пластин, в пределах ширины проезда, пришить гвоздями верхний настил из досок любого размера, расположенных вдоль моста. Это делается для того, чтобы доски распределяли давление от перемещающейся по мосту нагрузки на несколько пластин.
По краям проезжей части на расстоянии 3,5 м укладываются отбойные брусья из пластин, обращенных плоской стороной к проезжей части, которые пришиваются заершенными гвоздями.
Данная конструкция моста предусматривает создание пешеходной зоны (тротуаров), огражденной по краю моста перилами. Тротуаром в данном случае будет являться расстояние между обращенной к проезжей части стороной отбойного бруса и перилами. Его размеры не должны быть меньше 0,5 м. Перила моста, высотой 1 м, состоят из поручня, укрепленного на перильных стойках с помощью шипов. Размеры шипов и пазов равны 5х5 см, глубиной также 5 см.
Стойки и перила выполняются из бруска размером 14х14 см. Нижними концами они опираются на выпущенные концы поперечин с помощью врубки в полдерева (подробнее см. здесь ) и фиксируются болтами. Расстояние между перильными стойками 2–2,5 м. К перильным стойкам (по высоте) заподлицо пришивается одна или две рейки (размером 5х8 см), образующие перильное заполнение, необходимое для безопасности пешеходов. На концах моста перила примыкают к наклонно вкопанным в землю столбам-надолбам диаметром 26 см, служащим для предохранения перил от ударов въезжающих на мост автомобилей.
Автор: Васильева Марина Карпова Валентина
Источник: Строительный Магазин
Источник
Пошаговая инструкция создания своими руками декоративного мостика на даче
Дача – не только место для выращивания овощей и фруктов, но и зона для снятия стресса. Ландшафтный дизайн в саду, за городом набирает популярность. Дать волю своей фантазии, приложить умение – лучший способ переключения от городской суеты, нервозности. Построить своими руками на даче мостик – желание многих мужчин. Благодаря ему участок в саду становится непохожим на других.
Назначение
В саду при создании ландшафта строят декоративные мостики. Пешеходные сооружения имеют облегченную конструкцию, которую несложно сделать собственноручно. Это будет самый заметный элемент дизайна, акцентирующий внимание на прилегающей к мостику зоне. Для наибольшего визуального эффекта надо располагать его в местах, предназначенных для отдыха, прогулок.
Как выбрать место для установки
Чтобы мостик на даче органично вписался в ландшафт, должен быть выделен участок, где будет воссоздан природный колорит.
Около цветников
Уголок сада, где высажены цветущие растения, – это место для отдыха, получения позитивных эмоций. Декоративный элемент, ведущий к цветнику, завершит рукотворный пейзаж.
Над сухим ручейком
Сухие ручьи – украшение дачного участка. Мостик, перекинутый через сухое русло, дополнит иллюзию пересохшего ручейка, добавив естественности ландшафту.
Над тропинками или дорожками
Пересечение садовых дорожек маленькими фигурными мостиками придаст эксклюзивность садовому участку.
У водопада
Переход у искусственного водопада необходим, как завершающий элемент картины уголка природы на даче.
Над прудом, ручьем или водопадом
При наличии на территории участка ручья, пруда мостик будет использоваться не только в декоративных целях, но и по прямому назначению.
Общие принципы постройки
Сооружения различают по форме наведения над водной преградой. По этим же признакам строят декоративные конструкции на даче.
Прямой
Простейший тип деревянных мостов. Устанавливают для перекрытия пролетов до 8 метров. Сооружение возводится между параллельными берегами водоема. Такой вид настила не подходит для сухих ручьев, тропинок. Фундамент укрепляют на берегах и соединяют двумя опорными досками или бревнами (лежнями). Доски укладывают в ряд на лежни.
Со ступеньками
Вариант прямого моста, приподнятого над берегами. Высота определяется количеством ступенек до настила. Ступеньки устанавливают на прямой мостик, если один берег выше другого, для выравнивания перехода по настилу.
Мостик-арка
Форма, используемая через русла сухих ручьев, как декорирующий элемент ландшафта без воды, как красивая функциональная конструкция у искусственных водоемов.
Зигзагообразный
Мостик зигзагообразной формы можно сделать в вертикальной и горизонтальной плоскости. Вертикальный зигзаг – это ломаная или волнистая конфигурация прямого или арочного моста. Зигзаг может быть в виде треугольника, трапеции, двух-трех соединенных дуг.
Плоский зигзагообразный настил – это соединение нескольких досок со смещением или под углом друг к другу. Такие настилы перекидывают через неглубокие водоемы.
Подвесной
Самый простой вариант подвесного моста можно позаимствовать у азиатских народов. Через ручей натягивается два каната или троса, на которых закрепляются доски. В качестве поручней можно натянуть с одной или двух сторон веревки.
Стилевые особенности
Мостики для ландшафтного дизайна должны иметь необычную форму. Наиболее популярны конструкции в японском стиле, традиционно русском или авангардном.
Японский
Мост в японском стиле будет выглядеть чуждым в пейзаже садового участка, если не воссоздать сопутствующие элементы. В японском садовом ландшафте соблюдается композиция: мостик и водоем (пруд, водопад, ручей).
Зигзагообразный, вытянутый в длину над прудом, яцухаси является символом жизненного пути.
Его можно сделать выгнутым в виде двух полудуг над ручьем или сухим руслом. Материал для изготовления мостиков – дерево или камень. Особенность японского дизайна – отсутствие вычурных деталей, простота и строгость линий, преобладание одной цветовой гаммы.
Деревенский
Мостик в деревенском стиле означает прямой деревянный настил со ступеньками или без ступенек черновой обработки. Перилами могут служить засохшие стволы деревьев.
Авангард
Наиболее декоративные формы мостов.
В их изготовлении используют несколько видов материалов:
- кованый металл и дерево;
- кованый металл и камень;
- бетон, дерево, кованый металл.
Преобладают живописные арочные конструкции.
Как подобрать материал для садового моста
Декоративный мостик должен служить не один сезон. Подбору материала для его изготовления необходимо уделить особое внимание.
Сваи необходимы для придания устойчивости конструкции. Для этой цели их углубляют в землю на 30-80 сантиметров, в зависимости от длины и ширины мостового пролета. Наиболее подходящее дерево для свай – сосна. У нее ровный ствол, хорошая устойчивость к воздействию влаги, податливая для обработки древесина. Строительный материал нуждается в антисептической обработке от гниения, короедов, создания защитной пленки. Битумная пропитка решает эти проблемы, делая сваи долговечными.
Не боится гниения и воды лиственница. Плотная древесина с большим содержанием смолы трудно поддается резанию и обработке, имеет высокую стоимость.
Если мостик будет устанавливаться в местах, подверженных заболачиванию во время длительных дождей, то сваи делают наливными из цементно-песчаной смеси с арматурой.
Настил
Доски для настила должны быть не меньше 30 миллиметров. Для этих целей используют водостойкую древесину без сучков: осину, сосну. Доски можно укладывать с зазором для стока воды или впритык, сплошным массивом. В качестве настила используют продольный распил бревен диаметром 10-15 сантиметров, уложенных в ряд. Шлифованный камень размером от 7 до 12 сантиметров также применяют для укладки на пролет.
Для обработки
Перила изготавливают из мягкого дерева, например, липы. Хорошо поддается обтачиванию сосна, береза. Древесина этих пород не дает сколов, выдерживает изгиб.
Применение бетона
Бетонные сооружения отличаются долговечностью, их поверхность можно декорировать камнем, металлом. Из бетона можно изготавливать основание мостика и настил.
Использование металла
Металлические мостики – это сварные кованые конструкции. Используют стальной прут и полосу толщиной от 3 миллиметров, в зависимости от назначения.
Варианты применения металла в мостиках:
- основание, настил, перила;
- настил, перила;
- перила.
Металл обладает самыми лучшими декоративными свойствами. Арка мостика может быть любого радиуса. Узоры кованых перил недостижимы для дерева и камня. Металлические изделия долговечны, требуют минимального ухода, если обработаны от ржавчины и покрашены. Перед изготовлением мостика создается эскиз, затем чертеж с размерами, по которым режется и сваривается металл.
Для каменного сооружения
Камень для мостиков применяют крупного размера, имеющего гладкую сторону. Укладывают его на подстилку из дерева или бетона. Для монолитности покрытия зазоры между камнями заливают жидкой цементной смесью. Мостик из камня может быть прямым, арочным.
Порядок действий
После выбора места наведения мостика делают разметку. Определяют его размеры, расположение оснований. Продольная ось должна быть перпендикулярна месту пересечения. Для всех видов мостиков, кроме цельнометаллических, в землю вбивают колышки. Они обозначают конец и начало пролета.
Затем устанавливают сваи. Следующий этап зависит от формы моста. Для прямого настила к ним прикрепляют продольные бревна, на которые укладывают доски. Дугу арочного моста получают соединением выпиленных из дерева полудуг или отливают из бетона.
Распространенные ошибки
Одна из ошибок – это нелепый вид мостика в садовом ландшафте. Каждый тип конструкции нуждается в соответствующем антураже. Участок должен быть зонирован, с плавным переходом от одной зоны к другой. Сооружение в японском стиле не будет оценено по достоинству, если не создать ауру покоя и равновесия. Аналогичные требования к другим вариантам мостов. Размеры и форму мостика надо соотносить с размером участка. Чем он меньше, тем проще конструктивно и меньше по размерам должен быть мост.
Несмотря на преимущественную роль декоративного элемента, мостик должен быть надежен, не травмоопасен. Ступеньки надо делать удобными по ширине и высоте. Поверхность настила не должна быть скользкой. Перила надо сделать удобными для поддержки, крепкими, совпадающими с началом настила.
Советы и рекомендации для начинающих
Планировать установку мостика надо в одной увязке с ландшафтным дизайном. Кроме этого, важно, из какого материала выложены дорожки, ведущие к мосту и от него. Металл органично смотрится с тропинками из камня, плитки. Дерево – с галькой, деревянным тротуаром. Чтобы деревянные и металлические сооружения служили дольше, за ними следует ухаживать: подкрашивать настил и перила, обрабатывать антисептиками.
Чем выше дуга арочного моста, тем прочнее и удобнее для захвата должны быть перила. На прямом и коротком пролете через ручеек можно обойтись короткими перильцами или без них.
Упоры для мостов должны обеспечивать неподвижность конструкции, невозможность опрокидывания, проседания в грунт. Прежде, чем их устанавливать, надо сделать анализ грунта, чтобы узнать его подвижность. От содержания песка, глины, близости грунтовых вод зависит выбор опор. Если дача приобретена недавно, следует установить в течение года, имеются ли участки заболачивания. Мостик, построенный в сухую погоду, во время дождей может разрушиться, если основание будет выбрано неверно.
Небольшие конструкции из дерева можно устанавливать на ровно лежащие камни, бетонную основу без закрепления в грунт. Надежность сооружения обеспечивается отсутствием перекоса в пролете. Самый простой вариант такого моста имеет размеры не более 2 метров в длину и 1,4 метра в ширину. На широких мостиках с каменным покрытием (до 1,5 метра) можно обойтись без перил. Но это в том случае, если арка имеет небольшой изгиб, и обзор сооружения не закрывают близь растущие деревья и кусты.
Природный камень имеет большой вес. Для облегчения конструкции можно использовать металлический каркас, заполненный искусственным камнем. Для придания прямому мостику декоративности перила делают низкими (40 сантиметров) или устанавливают их с одной стороны. Подвесные конструкции располагают над ручьями, небольшими прудами. Все мостики через водную преграду надо размещать в самом узком месте. Высокие арочные сооружения могут служить для обзора ландшафта. При расположении рядом с цветником мостик может стать его продолжением, если на нем разместить горшки с растениями.
Примеры готовых решений
Мостик, соединяющий два травяных газона. Длина пролета – 4 метра. Материал – дерево. Вид настила – прямой с легким искривлением. Доски положены впритык. С каждой стороны двойных перил – по 3 опоры. Крайние заглублены в землю, средние смонтированы с продольными брусками.
Металлический мостик с деревянным настилом через ручей. Длина пролета – 3 метра, ширина – 90 сантиметров. Форма моста – невысокая арка. К настилу из стальных полос прикреплены доски шириной по 3 сантиметра и таким же зазором. Кованые перила имеют 4 опоры, углубленные в грунт попарно. Узорные вставки-подпорки держат перила.
Деревянный арочный мостик установлен без заглубления в землю. На грунт опираются 4 опорные ножки перил и поперечный брус настила. Выпуклые перила ограничены решеткой. Арочный мостик из бетона с высокими коваными перилами перекинут через сухой речей. К мостику и от мостика идет тропинка, выложенная каменными плитками.
Деревянный мостик через ручей с прямым настилом, крестообразными перилами. На сухом русле каменный мостик-арка с 4 массивными бетонными опорами, увенчанными шарами. Перила отлиты из бетона.
Источник