Пособия своими руками для детей аутистов

Специальные дидактические пособия для детей с ранним детским аутизмом
методическая разработка по коррекционной педагогике

Большую часть дидактических пособий, необходимых для занятий можно сделать, используя подручные средства. Так для развития мелкой моторики пальцев рук подойдут пластиковые баночки для крема, ниточные катушки, ключи, пуговицы.

Скачать:

Вложение Размер
spets.did_._posobiya_pri_rabote_s_detmi_s_ras.doc 38 КБ

Предварительный просмотр:

Cпециальные дидактические пособия для детей с ранним детским аутизмом

За последнее десятилетие значительно увеличилось рождение детей ранним детским аутизмом. По частоте РДА находится на 4-м месте среди различных видов патологий. Отечественная коррекционная педагогика и специальная психология предлагает классификацию детей с аутизмом О.В. Никольской, которая предполагает четыре группы по степени тяжести. 1-я и 2-я группы – самые тяжёлые. Прогноз развития этих детей не самый благоприятный (1). Именно такие дошкольники в возрасте с 3-х до 7-ми лет зачисляются в группу: «Особый ребёнок. Они составляют две трети от количества, посещающих группу детей инвалидов. Диагноз большинства этих детей отягощён эпилепсией. Это не говорящие дети, с низким уровнем интеллекта. Коррекционная работа с ними направлена на развитие эмоционального контакта и взаимодействия с взрослыми и со средой. Организация учебного процесса отличается своей спецификой и предполагает наличие особых дидактических пособий.

Ребёнку необходимо рассмотреть, потрогать, постучать, а иногда и погрызть тот материал, из которого изготовлено пособие. Поэтому во время занятий следует использовать яркие предметы, выполненные из дерева или пластика. Но не следует пренебрегать игрушками с различной фактурой, бытовыми предметами. Так обучая сортировке можно использовать деревянные шарики и кубики, а можно фруктовые косточки, шишки, семена фасоли и др.

Для обработки одних и тех же навыков следует пользоваться различными материалами. Использование картинок возможно в том случае, если они нанесены на деревянную поверхность, в противном случае она не привлечёт внимание ребёнка с РДА (3).

Большую часть дидактических пособий, необходимых для занятий можно сделать, используя подручные средства. Так для развития мелкой моторики пальцев рук подойдут пластиковые баночки для крема, ниточные катушки, ключи, пуговицы.

Все дидактические пособия можно объединить в пять разделов (2).

1-ый раздел: Внимание. Память. С помощью пособий данного раздела детям даётся представление о постоянстве объекта, для этого предлагается находить 1-2 предмета, спрятанных на глазах у ребёнка. В зависимости от запланированной тематики занятия («Овощи», «Фрукты», «Домашние Животные» и др.) воспитаннику предъявляются небольшие игрушки, которые прячутся в баночках. На крышках банок имеется соответствующие картинки. Прежде чем приступить к более сложным заданиям из данного раздела следует убедиться в том, что у ребёнка сформировано представление о постоянстве объекта. После этого можно спрятать две или три игрушки и спросить: «Где яблоко?» и т.д.

2-ой раздел: Размер. Форма. Цвет. Эти дидактические пособия позволяют учить детей сортировать предметы с опорой на образец, формировать понятие «одинаковый». Используются в работе «доски с вкладышами». Парные картинки располагаются внутри пазла доски и на вкладыше, снабжённого удобной ручкой.

Для решения задач данного раздела возможно использование навесной на стену дидактической доски, имеющей два ряда крючков: на верхний ряд педагог навешивает карточки, наклеенные на деревянную основу (в соответствии с темой занятия). Для нижнего ряда ребёнку предлагается выбрать соответствующий предмет, помещённый в прозрачный пластиковый шар и повесить на крючок под картинкой. Задания могут варьироваться.

Сортируются предметы по виду. Для обучения используются пуговицы, катушки, пробки и другие материалы. Детям предлагается раскладывать предметы в коробки. При сортировке по размеру используются наборы кругов, квадратов, треугольников двух размеров (большие и маленькие).

Знакомя детей с геометрическими формами, предлагаются те же наборы. Используются в работе «Почтовые ящики» (прозрачные коробки с прорезью на крышке). Наибольший интерес у детей вызывают сенсорные доски, их применение возможно не только при сортировке по форме, но и сортировке по цвету. Навешиваемые на них предметы имеют шумовое наполнение, это позволяет удерживать внимание детей с ранним детским аутизмом. Обучение предполагает использование четырёх основных цветов: красного, жёлтого, зелёного, и синего. По мере обучения можно предлагать для сортировки два, а затем и три цвета.

3-ий раздел: Конструктивная деятельность. С помощью пособий развивается зрительно-моторная координация. Детям предлагаются доски Сегена, поощряется использование метода проб. Другим заданием является «копилка». Копилка изготавливается из металлической банки для чая, для этого прорезается щель в крышке. Постепенно поворачивая копилку в процессе игры, меняя положение прорези, ребёнок, поворачивая соответствующим образом монетки, развивает зрительно-моторную координацию и тренирует поворот руки в запястье. Конструируя по образцу, используются кирпичики с наполнителями из песка, крупы, мелких камушков и бусин. Строятся из «шумового» конструктора башни, заборы, дорожки. При складывании целого из частей дети с РДА пользуются наборами разрезных картинок, прорисованных на деревянных брусках. Картинка образец на которую накладываются бруски должна иметь по краю ограничители.

4-ый раздел: Обучение счёту . Этот раздел включает в себя игры, формирующие понятия «один», «много». Наборы счётного материала по темам: «Овощи-фрукты»; «Домашние и дикие животные»; «Посуда»; «Мебель» и др. Дети учатся брать по просьбе взрослого один предмет из нескольких предложенных, использовать соответствующий жест «один» (показывать один палец).

5-ый раздел: Игровая деятельность. Игры пятого раздела позволяют детям самостоятельно выполнять функциональные действия с игрушками, для этого воспитанникам предлагаются игрушки «с эффектом», «Развивающий центр». Они в ответ на простое действие ребёнка вызывают достаточно яркий эффект. Происходит осознание существования причинно-следственных связей между действием и результатом и значимости собственных действий. Очень полезна игра с «развивающим центром», выполненным в виде панели, где нажатие кнопок, поворот ручек вызывают открывание дверок, движение фигурок или звуковой эффекты.

Обучая детей с ранним детским аутизмом в детском саду, в группе «Особый ребёнок», перед педагогами и специалистами ставится цель максимального развития их познавательных возможностей, подготовки, к посещению школы и к относительной самостоятельности в дальнейшей жизни. Разнообразие дидактических пособий, правильное их использование, способствует достижению поставленной цели.

1.Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.-СПб.-2011.

2.Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В. Комплексная программа развития и социализации ребёнка инвалида в семье.-Москва, 2009.

3. Худенко Е.Д., Дедюхина Г.В. Развивающие игры и упражнения для развития и коррекции эмоциональной регуляции поведения у «особого ребёнка».- Москва,2009.

Источник

РАЗВИВАЮЩИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ «СВОИМИ РУКАМИ» — презентация

Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемwww.logoped.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » РАЗВИВАЮЩИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ «СВОИМИ РУКАМИ»» — Транскрипт:

1 РАЗВИВАЮЩИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ «СВОИМИ РУКАМИ»

2 «ПИРАМИДКА» Описание: Пирамидка сделана своими руками, каждый сегмент наполнен мягкой основой. Играя с пирамидкой, ребёнок получает большое удовольствие! Развивается не только зрительное восприятие, но и мелкая моторики, мышление.

3 «МЯЧИКИ» Описание: Мячики формируют ощущения и восприятия, так как имеют различную текстуру, размер и цвет. Играть с ними на занятии – для детей одно удовольствие! Активно применяем при отстукивании ритма стихов и потешек. Развивается тактильная чувствительность, зрительное и слуховое восприятие, мелкая моторика.

4 «ГОРОШЕК» Описание: Горошек на замочке. Растегнув его ребёнка ожидает сюрпризный момент – замечательные цветные горошинки. Сопровождая игру весёлым стихотворением играть становиться интереснее.

5 «БУТЫЛОЧКИ – ШУМЕЛОЧКИ» Описание: Бутылочки заполнены различными сыпучими материалами (крупами, фасолью, песком), монетками, макаронами. Различные звуки по громкости, издаваемые бутылочками, шуршание – приводит детей в восторг! Активно применяем на занятиях с логопедом по формированию неречевого слуха.

6 «ЛИСТОЧКИ» Описание: Каждый листочек внутри заполнен различными материалами, которые позволяют им шуршать, хрустеть или быть просто мягкими. Мы используем их в игре «Найди пару», где ребёнок должен ориентироваться не только на звук и цвет, но и тактильные ощущения.

7 «РИСУНКИ НА ПЕСКЕ» Описание: Стол изготовлен для рисования на песке. Под столом – подсветка, фонарики на батарейках. Рисование пальчиками, кисточками, ладошками делает занятие ещё более занимательным и интересным, хорошо привлекает внимание ребёнка, помогает закреплять и изучать материал, а также вовлекает его в атмосферу сотрудничества.

8 «МЫШКИ» Описание: Игра «Мышки» — хорошее пособие для изучения цвета. Каждой мышке, нужно найти свой домик, и спрятаться от злого кота!

9 «РАДУГА В СТАКАНЕ» Описание: В баночках соль, окрашенная разноцветными мелками, её можно сделать самых разных цветов. Пересыпая соль разных цветов, не перемешивая, по очереди, в прозрачную ёмкость, можно наблюдать появление различных рисунков и узоров. Данный вид деятельности доставляет ребёнку удовольствие зрительного созерцания, что безусловно станет полезным, если при этом комментировать происходящее, придавая особый смысл игре.

10 «РАЗВИВАЮЩИЕ ДОЩЕЧКИ» Описание: Тактильные дощечки изготавливаются из различных материалов, для ознакомления детей с новыми тактильными ощущениями. Дощечки со словами, геометрическими фигурами помогают при овладении навыков чтения м формировании математических представлений.

11 «КРЫШЕЧКИ» Описание: Данная игра хорошо развивает мелкую моторику. Открутив крышечку, ребёнка ждёт сюрприз, что делает игру увлекательнее. Крышечки могут быть различного размера.

12 «НОСОЧКИ» Описание: Игра «Носочки» помогает развивать не только зрительное восприятие ( найти пару носочку), но и мышление (найти лишний носочек). Одев на пальчики пару носочков можно потопать пальчиками по столу под весёлый и ритмичный стишок!

13 «ЛЯГУШКА» Описание: «Лягушка» — наглядное пособие для детей при проведении артикуляционной гимнастики. Применение пособия облегчает задачу выполнения упражнений для ребёнка, делая его интересным и забавным!

Источник

Пособия своими руками для детей аутистов

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ:
1. ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Скажите малышу: «Шарики непослушные! Так и норовят убежать. А ты их не отпускай!». Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

2. ИГРА С ИЗЮМОМ. Всегда очень радостная и для мамы, и для ребенка и полезная для всей семьи. Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку («пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным). Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей! Радость гарантирована!

3. СОРТИРОВКА МЕЛКИХ ПРЕДМЕТОВ. Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата» (захватывал двумя пальчиками – большим и указательным). При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Перемешайте в одной коробке два вида бусин (или горох и фасоль; или ракушки и камушки, или пуговицы разной формы и размера) и попросите Вам помочь. Сортировать можно по цвету (если Вы перемешали бусины двух цветов), по форме, по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).

Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду.

Или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.

Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.

4. РАЗМИНАНИЕ ПЛАСТИЛИНА. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

5. НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ НА СТЕРЖЕНЬ ПИРАМИДКИ (развитие соотносящих движений рук).
Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!

6. ПЕРЕСЫПАНИЕ.
Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Используйте разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.

7. ИГРЫ – ШНУРОВКИ (пришнуровать яблоко к спине ежика, детали одежды и другие сюжетные шнуровки).
Эти игры быстро надоедают малышу. Поэтому лучше, если у Вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.

8. УПРАЖНЕНИЯ С БУМАГОЙ:
1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая наши полоски из коробки.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ:
1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 — 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. Опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке.
3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант — ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

5. Исходное положение — сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

6. «Резиночка». Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

8. Игра «Разноцветные снежинки» (возраст — 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.
Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

9. «Повтори движение» (вариант игры Б. П. Никитина «Обезьянки»)
Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки — повторить «фигуру». Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

10. Игры с рисованием.
Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму — то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель — для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

Пальчиковых игр быть много не может. Играть в них лучше каждый день. Но чтобы сохранить интерес ребенка – их нужно обновлять. А потом можно возвращаться к уже позабытым.
Их удобно использовать не только в стоящей машине. В любой момент – когда надо развлечь ребенка при вынужденном ожидании. А кроме этого – они отлично подходят в момент сидения за столом. В них можно играть до еды или после (прямо, как прием таблетки:), как полезное развлечение до, во время, после рисования, лепки и т.д. Это может стать полезной и веселой традицией – поели и сразу после этого поиграли.

ФОНАРИКИ
Фонарики зажглись!
( сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются)
Фонарики погасли!
(пальцы сжимаются в кулак)
Усложненый вариант – поочередно сжимать и разжимать пальцы рук (например – левая рука в кулаке, в этот момент правая – с разжатыми пальцами) под следующий стишок:
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!

КОШЕЧКА
Две руки одновременно сжать в кулаки и поставить на стол (коленки), затем одновременно пальчики выпрямить и прижать к столу ладони. Повторить 3-5 раз.
Кулачок -ладошка.
Я иду, как кошка.
Усложненный вариант – левая в кулачке, правая — ладошкой. И меняем.

МЕСИМ ТЕСТО
Тесто мнем, мнем, мнем!
Тесто жмем, жмем, жмем!
(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)
Пироги мы испечем
(делаем движения, как будто лепим снежки)

ПЕЧЕМ БЛИНЫ
Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола – подойдут и коленки. Можно делать двумя руками одновременно, а можно поочередно – например, если левая касается тыльной стороной, то правая – ладошкой.
Мама нам печет блины,
Очень вкусные они.
Встали мы сегодня рано
(потягиваемся)
И едим их со сметаной.
(подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду)

ЗАГОТАВЛИВАЕМ КАПУСТУ
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми напряженными ладонями имитируем движение топора – вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы капусту солим, солим!
(пальцы собрали «щепотью» и «солим»)
Мы капусту жмем, жмем!
(энергично сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках или поочередно)
Мы морковку трем, трем!
(рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки)

МОЕМ РУКИ
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
(энергично потираем ладошку о ладошку)
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
(сжали в кулак пальцы, а затем с силой выпрямляем пальчики, как бы стряхивая воду)
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
(энергичными движениями «вытираем» поочередно руки)

ЕЖИК
Переплести пальцы двух рук и шевелить прямыми пальцами под стишок:
Маленький колючий еж.
До чего же он хорош!

ШАРИК
Пальцы двух рук собраны щепотью и соприкасаются кончиками. «Надуваем шарик» – придаем рукам такое положение, как будто держим шар или мяч. «Шарик лопнул» – вернулись в первоначальное положение.
Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надую я.

ЛОДОЧКА и ПАРОХОД.
Маленькая лодочка по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей везет.
(руки соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. Если есть стол – ребра ладоней ставим на его поверхность)
Пароход плывет по речке,
И труба дымит, как печка.
(большие пальцы соединяем и поднимаем вверх – это «труба»)

ЦВЕТОК
Руками делаем «бутон» – основания кистей прижаты друг к другу, пальцы сомкнуты и подняты вверх
Солнце поднимается – цветочек распускается!
(основания кистей остаются прижатыми, пальцы разводим одновременно в стороны – «цветок распукается»)
Солнышко садится – цветочек спать ложитс

Источник

Читайте также:  Крыша своими руками для маленького домика
Оцените статью
Своими руками