- ТРИЗ задачи с решением. Примеры для дошкольников
- Задача ТРИЗ в познавательном развитии дошкольников «ЛУНОХОД»
- ТРИЗ задание для дошкольников «Куда течет вода»
- Задача на развитие креативности у детей дошкольного возраста «Безопасный бассейн»
- Задача на развитие фантазии у детей дошкольного возраста «Покормите кошку»
- ТРИЗ — игры своими руками
- Что дает ТРИЗ-технология педагогу в ДОУ
- Варианты игры:
- Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ»
- Мастер-класс на тему:«Развитие речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ».
- Ход мастер-класса:
ТРИЗ задачи с решением. Примеры для дошкольников
Обучение дошкольников ТРИЗ – тема очень благодатная. И довольно быстро приносящая свои результаты. По отзывам педагогов и родителей, дети активно включаются в работу, уверенно рассуждают и выдвигают массу идей уже через месяц, после начала занятий.
Подвижный детский ум быстро подстраивается под новые условия и принимает их за норму. А методы ТРИЗ в работе с дошкольниками направленны именно на преобразование привычки мыслить шаблонами.
Сегодня разберем некоторые упражнения по развитию творческого воображения дошкольника.
Задача ТРИЗ в познавательном развитии дошкольников «ЛУНОХОД»
На спутник Земли был высажен Луноход на больших надувных колесах, призванный подробно изучить поверхность и грунты. Но задача осложнилась тем, что сила притяжения Луны гораздо меньше, чем на Земле, и любая неровность на поверхности переворачивала Луноход на бок. Исследователи утяжелили машину грузом, подвесив его под кузов, но возникло новое препятствие. При появлении возвышенностей на пути, груз цеплялся за них и не позволял двигаться дальше. Задача: необходимо увеличить проходимость Лунохода, не внося кардинальных изменений в конструкцию.
Решение: Первое, что приходит в голову – переместить утяжелитель на крышу, или во внутрь кабины. Но подобные действия приведут к смещению центра тяжести, что еще больше повлияет на неустойчивость Лунохода. В итоге астронавты придумали распределить груз равномерно на все колеса и поместить его в шины. Такое решение уже применялось в практике. Японский ученый П. Шохо предложил данный вариант в применении к крупногабаритным грузовикам, кранам и погрузчикам.
ТРИЗ задание для дошкольников «Куда течет вода»
В водопроводной системе возникла неисправность. Рабочие раскопали участок с металлической трубой, но, чтобы приступить к ремонту, необходимо определить направление течения воды. Вполне естественно, что нарушать герметичность трубы нельзя.
Решение: все довольно просто, так как труба металлическая, ее можно нагреть, не нанеся повреждений. А далее определить направление воды путем проверки, в какую сторону труба станет нагреваться от поступления теплой воды.
Задача на развитие креативности у детей дошкольного возраста «Безопасный бассейн»
Цель – создание такого бассейна, в котором не сможет утонуть ни один, не умеющий плавать, человек.
Вариантов решения у данной задачи масса. Начиная с разработки такой чаши, в которой минимальный уровень воды. Или же натяжение предохранительных сеток. Возможно добавление в дно конструкции мощных фонтанов, которые будут выталкивать человека на поверхность, опустившегося на определенную глубину. Наиболее простое – превратить воду бассейна в перенасыщенный раствор поваренной соли. Плотность раствора не позволит утонуть даже очень тяжелому человеку.
А теперь, зная этот способ ответьте на детскую загадку «В каком море нельзя утонуть?»
Задача на развитие фантазии у детей дошкольного возраста «Покормите кошку»
У вас живет кошка. Она не выходит на улицу и не может добыть себе пищу самостоятельно. Вам необходимо уехать на пару недель, а кошку пристроить некуда. Да и желающих ежедневно приходить и кормить ее не нашлось. Насыпать большое количество корма за раз – не выход, так как кошка все быстро съест и сначала будет страдать от переедания, а потом от голода. Какой выход?
В идеале создается кормушка, которая наполняет чашку кошки по мере ее опустошения. По тому же принципу создается и поильник.
Обратите внимание, что нетренированный взрослый мозг далеко не стразу приходит к решению подобных задач. Но дети, которые еще не знакомы с нашими правилами жизни, способны выдавать массу удивительных идей. И хочется верить, что именно эти дети смогут изменить мир к лучшему.
Вступайте в международный клуб ТРИЗ, получайте самую актуальную информацию раньше других и решайте нерешаемые задачи!
Источник
ТРИЗ — игры своими руками
Занина Вера
ТРИЗ — игры своими руками
Советский ученый Генрих Альтшуллер создал теорию ТРИЗ, которая в свое время не нашла достаточного отклика в педагогике. Применялась она только лишь на технических предприятиях, собственно для чего и была разработана. Но вскоре было замечено, что применение методов и законов в образовании дает положительные результаты.
Сегодня же технология ТРИЗ это современная педагогическая технология, которая в корне способна изменить подход к воспитанию и обучению детей.
Существует одна давняя методика – дидактические круги, которая периодически используется на занятиях в детском саду. Круги Луллия очень схожи с ней по принципу действия, но способны охватить больший пласт.
Применяется эта методика ТРИЗ как во 2 младшей группе, так и в подготовительной. Нет возрастных ограничений, уровень сложности зависит только от фантазии педагога.
Игру можно сделать своими руками. Основа – два круга разных диаметров. На них наклеиваются картинки таким образом, чтобы рисунок с большего круга можно было совместить с рисунком меньшего по заданному признаку.
Например – чьи следы, с какого дерева упал листочек, что имеет такую же форму и прочее.
Что дает ТРИЗ-технология педагогу в ДОУ
— формируется понятие «признак», различаются всевозможные признаки.
— выявляются причинно-следственные связи между предметами.
— дети знакомятся с окружающим миром в системе.
— появляется интерес к исследовательской и поисковой деятельности.
— воспитывается экологическая культура.
— происходит развитие творческого воображения.
— активно развивается связная и грамотная речь.
Главный принцип решения задач ТРИЗ, и круги Луллия не являются исключением – не ограничивать фантазию детей. Важно принимать все, что предлагают дети, а если воспитателю показалось, что ответ неверный, попросить ребенка объяснить, почему он считает именно так.
Уже через месяц заметно развитие речи. Вместо односложных ответов дети выстраивают предложения, уверенно парируют в споре и доказывают свою точку зрения.
Варианты игры:
1. Нахождение реального сочетания предмета и признака. Необходимо выявить взаимосвязь и составить предложение, в котором будут употребляться заявленные предметы.
2. Найти взаимосвязи в нестандартном сочетании. То есть сочетание предмета и признака выбирается случайным образом, а ребенку необходимо представить логичное объяснение этому выбору.
3. Нужно не просто придумать логическую связь, а рассказать историю, в которой уживаются предметы с совпавшими признаками.
4. Сочетание несочетаемого – это сказочная ситуация. А какая сказка без сложностей. Детям предлагается сначала сочинить сказку, в которой возникает сложность, а затем придумать, как эту проблему разрешить.
Показателем огромного прорыва в развитии мышления детей станет момент, когда они самостоятельно возьмутся за круги и организуют игру.
Дидактические игры своими руками Здравствуйте, уважаемые коллеги и друзья! Предлагаю вашему вниманию дидактические игры, сделанные своими руками (эти игры были сделаны.
Дидактические игры своими руками Игра с крупами— Мышкины припасыИгры с крупами — отличный способ развития мелкой моторики у детей. Малыши с удовольствием будут пересыпать.
Дидактические игры своими руками Игра в детском саду — неотъемлемая часть жизни ребят. Игра и обучает, и развлекает, и мирит, и успокаивает. Каждый воспитатель стремится.
Дидактические игры своими руками .
Дидактические игры своими руками Начиная с самого раннего возраста ребенок активно познает мир,исследуя все происходящее вокруг. Поэтому дидактические игры занимают важнейшее.
Дидактические игры своими руками Дидактические игры своими руками1. Волшебные кубики. Большие кубики оклеиваются с каждой стороны картинками: животные или транспорт или.
Дидактические игры своими руками Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. В процессе использования дидактических игр дети учатся.
Дидактические игры своими руками Игра — веселье, время провожденье — Так склонны взрослые порой, увы, считать. Но для детей весь смысл игры — ученье, Через игру мир новый.
Источник
Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ»
Светлана Олейник
Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ»
Мастер-класс на тему:«Развитие речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ».
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов города, направленное на реализацию задач по развитию речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ.
— представить технологию развития речи дошкольников через игротеку игр с использованием технологии ТРИЗ;
— создать условия для раскрытия творческого потенциала участников мастер-класса.
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал (игротека игр по технологии ТРИЗ, презентация.
Продолжительность: 30 мин.
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Светлана Юрьевна.
Свое выступление я хотела бы начать с притчи.
Жил мудрец, который знал все. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку,он спросил: скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках, мертвая или живая? А сам думает, если скажет живая, я ее умертвлю, а мертвая — выпущу. Мудрец, подумав,ответил: «Все в твоих руках»
Вот так и будущее наших воспитанников – в наших руках.
Именно от нас зависит, сможем ли мы подарить нашим детям жизнь, наполненную маленькими открытиями.
Антуан де Сент-Экзюпери говорил:
Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать и будьте им в этом партнерами.
И как раз в этом нам помогают технологии ТРИЗ, которые развивают мышление, воображение и речь детей. Технологии, которые помогают рассматривать предмет, не как отдельный объект, а во взаимосвязи с окружающей действительностью.
И сегодня я хотела бы вам представить, адаптированные мной развивающие игры и игровые упражнения, относящиеся к современному образованию, конкретно – технологии ТРИЗ.
Для внедрения данных технологий необходимо разнообразное оборудование. В нашей группе с помощью родителей создана игротека ТРИЗовских игр, которые мы используем как в процессе НОД, так и в совместной деятельности с детьми. (кубики-признаки, гусеница, карусель, юлька-рифмулька, домик.) А выбрать ту или иную игру нам помогает вот такой волшебный пенечек. Мы используем разноцветные бочонки для выбора той или иной игры. Игру выбираем и цвет закрепляем.
Итак, первая наша игра называется «Карусель» А для этого давайте вернемся к нашей бабочке,и попробуем ответить на вопрос: «Какая она?» и подобрать как можно больше определений.
А теперь попробуем дать характеристику нашей бабочки с помощью технологий ТРИЗ. Но сначала мы познакомимся с нашими признаками и символами, с помощью которых мы с вами будем характеризовать данный объект.
Всего 17 признаков. В группе мы постепенно знакомимся с каждым признаком в течение 7 дней, заполняя нашу «Карусель» карточками – символами по мере их изучения. Мы находим данный признак в разных предметах, используя различное оборудование. Например, для ознакомления с признаком рельеф мы используем тактильные дошечки, обогащая тем самым речь детей и закрепляя данный признак.
А теперь я приглашаю сюда 14 участников для другого варианта игры «Карусель» Встаем напротив каждого символа. Идем по кругу под музыку. Останавливаемся возле определенного признака. Характеризуем нашу бабочку по очереди. Спасибо за участие.
Для следующей игры «Поезд» я приглашаю сюда 10 участников. Достаем наши карточки из «Волшебной копилочки». Каждый получает свой объект. В процессе игры мы будем классифицировать объекты по определенному признаку. Встаем друг за другом. Наш поезд отправляется в путешествие. Остановка, на этой станции выходят объекты зеленого цвета. Почему вы вышли на данной станции? Давайте проверим, все ли вышли? Остановка окончена, едем дальше, все садятся снова в вагончики. На этой станции — объекты, горячие по температуре, на этой — объекты, колючие по рельефу. Молодцы! Спасибо за участие.
Следующая игра называется «Четвертый лишний», которая многим знакома, но в данном варианте, необходимо найти лишний объект по определенному признаку.
По цвету: цыпленок, лимон, василек.
По форме: телевизор, книга, колесо.
По величине: бегемот, муравей, слон.
По материалу: банка, кастрюля, рюмка.
По вкусу: конфета, картошка, варенье.
По весу: вата, гиря, штанга
Следующая игра «Теремок», приглашаю выйти, для участия в этой игре 4 участников. Встаньте, пожалуйста, друг за другом. Каждый получает свой объект из волшебной копилочки.Правила игры таковы: каждый объект, попадая в теремок должен найти, чем он похож с предыдущим жителем. Я — теремок, пушу к себе жить, если скажешь, чем ты на меня похож? (машина, солнышко, чайник, рыбка) Спасибо за участие. Например, солнышко похоже с машиной по цвету, солнышко — желтое и кабина игрушечной машины – желтая по цвету.
А это уже другой вариант этой игры, которая называется «Домик», в которой необходимо связать между собой слова, по определенному признаку.
А вот с помощью дидактического пособия «Гусеничка», мы с вами попробуем объяснить данную цепочку слов и, найти связь между объектами. (Замок связан с принцессой, потому что принцесса живет в замке и т. д.)
Данное пособие мы так же используем в игре «Что сначала, что потом?» Для этого у нас есть набор карточек, который подходит для данной игры (лягушка, одуванчик, человек)
А чтобы заинтересовать детей, активизировать мышление и речь, я использую эвристическую беседу в игре – сказке «Футбольный мяч». И сегодня я предлагаю вам стать ее участниками.
Жили – были медвежата, которые однажды захотели поиграть в футбол. Так как мяча у них не оказалось, они решили вместо него взять кубик. Но кубик не покатился по земле, а лишь перевернулся на другой бок и остановился. Почему так получилось? Потом медвежата попробовали поиграть в футбол стеклянным шариком. Что из этого получилось? А как вы думаете, получилась ли у них игра металлическим шариком? Почему? А воздушным шариком? В конце концов, медвежата получили резиновый мяч и смогли поиграть в футбол. Почему же резиновый мячик оказался самым подходящим для игры в футбол? Молодцы, вы оказались очень сообразительными участниками.
А теперь я покажу Вам, как мы сочиняем загадки, используя признаки объекта. Внимание на экран. Вспомним нашу бабочку и придумаем о ней загадку, используя модель «но, не…» Вот что у нас получилось. По цвету она разноцветная, но не радуга. По весу легкая, но не перышко. Умеет летать, но не птица.
И в заключение своего выступления я хочу еще раз напомнить вам «Все в наших руках»
Так давайте же подарим нашим воспитанникам жизнь, такую же яркую, неординарную, насыщенную и интересную, как эти прекрасные бабочки.
Список использованной литературы:
Сидорчук Т. А., «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению
детьми способов познания. – Ульяновск, ООО «Вектор – С», 2014
Конспект занятия по развитию речи «Сказочный дом» с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: Виртуальная игра «Сказочный домик» Образовательные.
Долгосрочный проект «Развитие речи старших дошкольников посредством ТРИЗ технологии» Паспорт проекта: По продолжительности: долгосрочный; Направленность: познавательно-речевое развитие детей. Вид проекта: обучающий, творческий,.
Конспект занятия по развитию речи с использованием ТРИЗ технологии «Путешествие в страну сказок» Цель: Закрепить знание детьми сказок и их названий. Упражнять в умении подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей.
Мастер-класс для родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактическую игру» Мастер-класс для родителей второй младшей группы: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактическую игру». Цель: способствовать.
Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии» Мастер-класс «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии» Для детей подготовительной группы.
Мастер-класс «Развитие речи дошкольников через дидактическую игру» Тема: Развитие речи дошкольников через дидактическую игру. Цель: распространение педагогического опыта по применению дидактических игр,.
Развитие речи дошкольников «Профессии» с использованием инновационной технологии «синквейн» Цель: Развитие связной речи дошкольников. Задачи: 1. Формировать умения строить предложения, описательный рассказ, высказывать собственное.
Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего социальной значимостью.
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения у дошкольников с использованием ТРИЗ-технологии» Семинар-практикум для воспитателей «Развитие творческого воображения у дошкольников с использованием ТРИЗ технологии» Подготовила воспитатель.
Источник