Пособия для запуска речи своими руками

Мастер-класс «Изготовление многофункционального пособия по развитию речи детей раннего возраста»

Ирина Сорокина
Мастер-класс «Изготовление многофункционального пособия по развитию речи детей раннего возраста»

Подготовила воспитатель Сорокина И. Е.

— распространение педагогического опыта по применению дидактических игр, как средства развития речи, в образовательном процессе.

— показать значимость дидактических игр в процессе развития речи;

— распространить педагогический опыт по применению дидактических игр в образовательном процессе;

— познакомить педагогов с разновидностями дидактических игр с целью повышения их профессиональной компетентности.

Речь детей формируется в процессе разнообразной деятельности. Играя, общаясь со сверстниками, они активно пользуются речью. С малышами нужно говорить обо всем, что попало в поле их внимание и вызвало интерес, а так же о том что воспитатель выбрал для совместных наблюдений.

Преимущество дидактических игр перед другими видами деятельности заключается в том, что эти игры способствуют развитию детей. Ведь в игре познавать мир интереснее и получается это легко. В дидактической игре ребенок получает много знаний для жизни.

Использование дидактических игр даёт больше возможности для развития речи у детей раннего возраста.

В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Игры, с такими пособиями, направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения

Данное пособие представляет собой интерактивную книгу, играя с которой дети могут развертывать самостоятельные сюжетно ролевые игры.

Книга состоит из нескольких разделов:

Цель данного пособия:

1. Формирование словаря. Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием. Знакомя детей с новым объектом, по этой книжке, можно внимательно рассмотреть и обследовать его. С каждым предметом, можно производить какие то действия (открывать шкафчики, рассматривать и называть предметы, находящиеся в них).

Побуждая ребенка отвечать на вопросы, по ходу действия с картинкой, мы активизируем его словарь. Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью,когда пытаются задуматься над вопросами причинно-следственного характера: «Почему?», «Зачем?», «Когда?», «Как?». Необходимость ответить на эти вопросы активизирует в речи детей большое число синтаксических конструкций, среди которых встречаются простые распространенные предложения, а у некоторых малышей старше двух с половиной лет – и сложные.

2. Развитие мышления, фантазии. Можно задавать вопросы не только о том, что происходит сейчас, но и о действиях совершенных ранее, или которые будут совершены («Что будет делать кукла, когда умоется», «Что кукла делает сейчас»). Это помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом.

3. Развитие сенсорных ощущений. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие самой мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас детей более старшего возраста; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Задачи использования пособия:

1. Развивать интерес и побуждение к речи.

2. Формировать и активизировать словарь ребенка

3. Создавать эмоционально положительное настроение.

4. Формировать представление о предметах

5. Развивать мелкую моторику.

6. Развивать наглядно образное мышление, внимание память, воображение.

Варианты дидактических игр:

1. Что и кто изображен на картинке?

2. Какая комната изображена на картинке?

3. Какое время суток изображено на картинке?

4. Придумай имя для куклы.

5. Что делает кукла «имя» на картинке?

6. Какие предметы изображены сверху, снизу, слева, справа, над, под, около, сзади, спереди от куклы?

7. Собери урожай с грядки, дерева.

8. Придумай предложение к картинке.

9. Составь сказку или рассказ по картинке.

Пособие может использоваться в непосредственно-образовательной деятельности по математическому развитию (изучение цвета, понятий много- мало)

Сенсорному развитию (поверхности гладкие, бархатистые, скользкие)

Изучение социального мира (поведение в быту)

Изучение природного мира (животные, что растет в саду, огороде, фрукты, овощи)

Для адаптации детей к детскому саду

Предлагаю воспитателям разных групп подумать, как использовать такое пособие для детей их возраста. И составить небольшой рассказ, по выбранной теме. Поскольку такую игрушку можно бесконечно развивать, придумайте с какими еще сюжетами можно сделать листы в книгу.

Изготовление многофункционального макета «Времена года». Макет- это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства, в котором затем происходит развитие.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи детей дошкольного возраста. Слайд 1 Тема Использование технологии «СИНКВЕЙН» в работе по развитию речи дошкольников. Слайд 2 Цель: Повышение профессионального мастерства.

Мастер-класс «Изготовление игрового пособия» План-конспект мастер-класса Педагог: Старший воспитатель Ванина Юлия Александровна. Тема: «Сенсорная клавиатура» Место проведения: МБДОУ-детский.

Мастер-класс «Изготовление пособия для средней группы по социально-коммуникативному развитию. Игровой коврик-трансформер» Игровой коврик-трансформер «Улица нашего города». Цель: научить родителей изготавливать игровой материал своими руками для повышения игровой.

Мастер-класс. Изготовление пособия «Орешки». Мастер — класс. Изготовление пособия «Орешки». Белочка бросает в детей орешки. Так задумано по сценарию. Взять натуральные шишки? А вдруг.

Читайте также:  Колпаки для вентиляции своими руками

Мастер-класс «Изготовление пособия по обучению ПДД. Кубики «Дорожные знаки». Дидактическая игра для детей 4–5 лет» Юркевич Марина Владимировна воспитатель МДОУ Актуальность: воспитывать активную позицию грамотного, ответственного и сознательного пешехода.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дары осени» для детей дошкольного возраста Данное пособие изготовлено с целью познавательного развития у детей представлений о дарах осени (овощи, фрукты, грибы, классификация овощи-фрукты,.

Мастер-класс по изготовлению многофункционального методического пособия «Бизиборд» МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПОСОБИЕ «БИЗИБОРД» Землянская Елена Цель: Создать пособие которое поможет вовлечь ребенка в процесс познания (Отмыкать.

Мастер-класс по изготовлению многофункционального модуля в группу Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня представляю вашему вниманию уникальный многофункциональный игровой модуль,который зарекомендовал.

Мастер-класс по изготовлению многофункционального развивающего панно из обруча для детей среднего дошкольного возраста Цель: Обучение технологии создания многофункционального развивающего панно из обруча для детей среднего дошкольного возраста.

Источник

Дидактические пособия из подручного материала и способы работы с ними для развития речи дошкольников подготовительной группы

Мария Парфинчук
Дидактические пособия из подручного материала и способы работы с ними для развития речи дошкольников подготовительной группы

В наше время существует проблема всестороннего развития дошкольника, вызванная тем, что родители заняты на работе, а бабушки и дедушки стали более современные, и им уже некогда «нянчиться» с внуками – у них достаточно своих дел.

Но если, к примеру, проблемы с физическим (выносливость, ловкость и др.) или математическим (счет, решение примеров на сложение и вычитание) развитием школа постепенно может решить, то проблема развития речи, если упустить время в дошкольном возрасте, существенно скажется не только на отметках, но также и на социальном познании мира ребенком. Ему элементарно будет тяжело общаться с одноклассниками и учителем, что может создать ненужные комплексы и психологическую замкнутость.

Речь является самым универсальным средством общения, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Более того, посредством речи участники общения особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т. е. стремятся достичь определенного изменения в поведении.

Вербальное общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя. Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка. Усваивая родной язык, дети овладевают практическими речевыми навыками, коммуникативными формами и функциями языковой действительности, а также навыками вербального взаимодействия с другими людьми. 1

Основная цель работы по развитию речи – формирование устной речи и навыков общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего языка.

Задачи развития речи:

— Правильное произношение звуков и слов.

— Правильное по смыслу употребление слов.

— Умение правильно изменять слова согласно грамматике родного языка.

1. Ботвиньева, Т. А. Мастер-класс для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР

— Точность и выразительность. 1

В данном докладе подобрана часть различных заданий, используемых нами в работе и направленных на развитие речевых способностей ребенка 6 – 7 лет. Однако, они неразрывно связаны с развитием грамотности, так как одно невозможно без другого. Мы считаем, что важно уже с детского сада формировать слуховую и зрительную память детей.

Особенностью выбранных задания является то, что для проведения их в группе или на индивидуальных занятиях не требуется больших финансовых вложений. Необходимые пособия можно сделать самостоятельно из подручного материала: различных типов картона и клея.

Подобранные задания могут выступать и как игры, и как части специальных занятий.

1. Алексеева, М., Яшина, В. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.

Дидактическое пособие «Рельефные буквы»

Адаптация методики Монтессори – буквы берутся не прописные, а печатные, так как в основные задачи детского сада входит знакомство с алфавитом, а не овладение навыками письма.

33 буквы из гофрированного (либо бархатного) картона, наклеенные на однотонный картон. Все гласные буквы красным цветом, а согласные трех цветов: зеленого, синего и оранжевого цвета последовательно.

Согласно моим наблюдениям, буквы пользуются популярностью у детей подготовительных групп, создавая здоровую конкуренцию и ситуацию успеха. Кроме того, для детей, в большинстве случаев, нова такая форма работы, что

приводит к тому, что занятие воспринимается как игра.

1. «Что за буква?». Задание – ознакомление, в ходе которого воспитатель знакомит детей с карточками. Дети называют букву и звук, тщательно прощупывая буквы.

2. «Алфавит». Задачей данного задания будет выложить все буквы в правильной последовательности. Подсказкой для выкладывания согласных служит цветовая гамма: синие не могут быть раньше зеленых, а оранжевые раньше синих.

Целью является знакомство детей с алфавитом и закрепление представлений о нем.

3. «Найди пару». Задание на поиск пар «глухие — звонкие». Более сложный уровень, на котором используются только парные карточки, заранее отобранные воспитателем.

4. «Отгадай букву». Сложное задание, направленного на развитие осязательной памяти и пространственного мышления ребенка. Под присмотром воспитателя ребенок на ощупь (глаза закрыты) должен угадать, что за буква ему попалась. Угаданная буква до конца игры остается у него, что способствует развитию самоуважения.

В дальнейшем воспитанники самостоятельно играют с буквами, соревнуясь между собой и учась самоконтролю (то есть, не подглядывать).

5. «Например». Смысл задания сводится к тому, чтобы найти вокруг предмет или явление на выбранную букву.

Универсальное занятие – игра «Карандашики», требующее минимум ресурсов для проведения.

• расширять словарный запас ребенка;

Читайте также:  Как украсить подъезд своими руками трафареты

• воспитывать культурное и уважительное отношение к ответам других;

• продолжать формирование самодисциплины и ответственности ребенка (выполнение домашнего задания по поиску новых слов);

• закреплять знакомство с разными частями речи:

в игре участвует только имя существительное, но дети ошибаются, называя также глаголы, и междометия. Поэтому постоянно проговаривается разница между ними. Например, глагол отвечает на вопрос «что делать?» и обозначает действие, междометие не имеет вопроса, а нам нужны слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» и обозначающие предмет.

Материал: карточки с буквами (если имеются, для жребия, цветные карандаши в неограниченном количестве.

Желающий ребенок (либо поощряемый воспитателем, так как для них важен этот процесс) вытягивает любую букву либо просто называет вслух.

Задача детей – набрать максимальное количество карандашей за названные слова на вытянутую букву, опередив остальных.

В начале знакомства с такого рода игрой берется несколько простых букв: А, М, Т. Дети по очереди называют слово на выбранную букву. Например, наиболее распространенные слова на букву А: арбуз, апельсин, алфавит, производные с авто – автомойка, автомобиль, автомат, автостоянка, имена девочек группы. На букву М слов меньше: мама, машина, мороженое и т. п.

Если слово правильное, то за ответ они получают карандаш. Если ребенок не вспомнил слово – он пропускает ход. Первый круг идет по очереди, потом – по желанию (поднятая рука).

Важно помнить о правилах:

— не выкрикивать (штраф – 1 карандаш);

— называть за раз только одно слово.

В начале знакомства с игрой воспитатель подсказывает, задает наводящие загадки. Также разрешено использование имен собственных: кличек зверей, названий городов, имен одногруппников и мультипликационных персонажей.

В среднем на таком уровне набирается 5 карандашей. Обязательно важно в конце игры подвести итог: записать результаты всех и огласить имена победителей, занявших 3, 2 и 1 места соответственно.

На более высоком уровне с детьми заключается договор: чтобы выиграть, необходимо набрать минимум 10 карандашей. Теперь два круга по очереди, затем по желанию. Важно начинать каждую новую букву с разных сторон (то первый слева, то первый справа от воспитателя).

Здесь уже появляются более интересные слова, связанные с личными интересами детей или темой недели и не применимые ими в обычном общении: Аристотель, апокалипсис, амбар, транспорт, элеватор, гидроэлектростанция.

На следующем этапе минимум карандашей поднимается до 15 штук (естественно, когда сильные ребята уходят играть, с более слабыми идет иная работа с меньшим количеством карандашей). Теперь в игре участвуют только имена нарицательные (детям объясняется, что это такое и чем отличается от прежнего). Кроме этого, за новые слова, еще ни разу не участвующие в игре, дается два карандаша, что способствует самостоятельной работе ребенка по поиску новых слов (второй карандаш за объяснение значения нового слова). Здесь количество кругов по очереди зависит от сложности буквы. Например, для буквы А три круга, а для буквы Ц – два.

Дидактическое пособие «Звуко-буквенный пенал»

Пенал включает в себя бумажный конверт, в котором лежат по 10 квадратов красного, синего и зеленого цветов, а также схемы – расчерченные клетки по три, четыре, пять и шесть (по количеству звуков в слове).

1. Ребенку дается слово и схема, на которой он выкладывает соответствующие звуку квадратики.

2. «Найди ошибку». Здесь воспитатель заранее выкладывает слово, сознательно изменяя правильный квадратик.

Во время работы данным пособием обнаружилась проблема: дети пропускают гласные в середине слова. Например, в слове жук у них только два звука – ж и к, в слове мел – м и л. Решить эту проблему нам помогла наш логопед Еленой Юрьевна Соболь, которая объяснила, как правильно проговаривать слово, чтобы слышать все звуки.

IV. Дидактическое пособие «33».

Пособие состоит из 33 букв алфавита, вырезанных из одноцветного картона. Каждая буква представлена в количестве 4 штук. То есть, в общей сложности, в пособии 132 буквы. Но несмотря на количество букв, занятия лучше проводить с небольшой группой детей (максимум 12 человек, делящихся по парам).

1. «Знакомство». Как и в работе с рельефными буквами, первое занятие стоит посвятить знакомству с пособием. Здесь дети собирают свое имя.

2. «Собери слово». Под присмотром воспитателя дети парами или по одиночке собирают тематические слова недели. Если тема недели «Семья», значит слова: мама, папа, дядя, сын и др.

Важно следить за работой детей и проговаривать с ними сложные моменты, так как некоторые не слышат звуки между двумя согласными или после согласной в конце. Например, слово «дядя» выкладывают как ДЕАД, а слово «дочка» как ДОЧК.

Естественно, при выборе воспитателем слова учитывается уровень подготовки ребенка.

3. «Пропуск». В данном задании ребенок должен вставить пропущенную букву или упущенную в конце.

V. Дидактическое пособие «Имена».

Данное пособие не используется ребенком во время занятия, а служит для развития зрительной и сопоставительной памяти и стремления научиться читать: почти всё в группе подписывается. Карточки с печатными буквами, обозначающими стол, стул, окно и прочее приклеиваются соответственно на стол, стул, окно и прочее.

Как показывает практика, дети с огромным удовольствием стараются прочесть написанное, гордясь результатами. Также эта игра позволяет вовлечь родителей, которым становится важно, чтоб их ребенок прочитал надписи.

VI. Дидактическая игра «Слова».

Эта игра не требует никаких пособий, но внесена в этот список по причине минимальных финансовых затрат, свойственный для предыдущий пособий.

Читайте также:  Мини печь с плитой своими руками

Смысл игры в том, чтобы просто называть слово на последнюю букву конечного слова. Например, мама – абрикос – собака – автомобиль.

Данную игру мы рекомендуем родителям как домашнее задание по пути в сад иди при возвращении домой, так как проведение ее в группе затруднено большим количеством участников, ведущим к потере внимания и интереса.

VII. Командное занятие — соревнование «Девочки и мальчики».

• продолжать развитие аудиального восприятия и памяти;

• закреплять представление о составе слова;

• закреплять порядковый счет в пределах 10;

• продолжать воспитание культуры командной игры;

• закреплять соотношение гласных и слогов;

• попытаться решить проблему того, что дети не воспринимают предлоги и союзы в предложении как отдельные слова.

Материал: в данном занятии тоже практически не требуется специальных пособий: можно воспользоваться двумя наборами счетных палочек разных цветов, блоками Дьенеша или обычными цветными карандашами.

Группа делится на две команды соответственно названию. Каждая получает набор счетных палочек. За правильный ответ участника команда получает один балл. В конце занятия все баллы суммируются и называется команда – победитель.

Важно также давать слова разной сложности, так как дети отличаются по уровню подготовки. Если дать простое слово сильному ребенку – он заскучает и потеряет интерес к игре, а сложное слово слабому ребенку вызовет затруднение и лишние переживания.

Соревнование делится на три этапа:

1. На данном этапе задачей ребенка будет определить количество букв в слове (слова даются в рамках темы недели) и положить по одной палочке на букву.

Задание сложное, но, если систематически его выполнять, прогресс не заставит себя ждать.

2. Следующим заданием будет выкладка палочек по количеству слогов в слове. Изначально слоги выхлопывались детьми в ладоши, но по совету логопеда Соболь Е. Ю. мы стали использовать и другой способ – ладонь под подбородок. Сколько раз подбородок задевает ладошку, столько и гласных.

3. Завершающим этапом является определение количества слов в предложении. Особую трудность тут вызывает то, что дети не слышат предлога. Например, в предложении «на улице ярко светит солнце» они отмечают 4, а не 5 слов.

VIII. Дидактическая игра «Пять прилагательных».

• закреплять понимание того, что такое прилагательное и на какие вопросы оно отвечает;

• продолжать формирование подбора прилагательный, соответствующих выбранному слову.

Дети садятся в полукруг. Воспитатель кидает мяч ребенку, называя любое существительное в рамках темы недели. Задачей ребенка будет подобрать пять определений, характеризующих данное слово.

Например, тема «Космос». Ракета (какая) быстрая, железная, большая, оранжевая, космическая. Тема «Книги». Сказка (какая) детская, интересная, долгая, грустная, волшебная.

IX. Дидактическая игра «Предложение».

• закреплять понимании того, что предложение – это отдельная лексическая единица, имеющая свои особенности (смысловую нагрузку и завершенность);

• продолжать формирование связной монологической речи для выражения своих мыслей.

В данной игре задачей ребенка будет придумать и сказать предложение, в котором будет 4 или 5, или 5 слов, как попросит воспитатель.

Важно проводить это занятие после предыдущего, чтобы ребенок учился распространять свою речь красивыми и информативными определениями.

Например, не «на небе светит солнце», а «на голубом небе светит яркое, желтое солнце».

1. Ботвиньева, Т. А. Мастер-класс для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР.

URL// http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/12/22/formirovanie-verbalnykh-kommunikativnykh-navykov-doshkolnikov/ 17.04.2016г.

2. Алексеева, М., Яшина, В. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. 1997. URL// http://metodistka.blogspot.ru/2012/03/blog-post_9771.html . 16.04.2016г.

Дидактические игры для развития просодики у дошкольников с нарушениями речи Дидактические игры для развития просодики у дошкольников с нарушениями речи. Автор: Сытник Анна Петровна Организация: ГБДОУ «Д/С № 61» Приморского.

Дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики рук Одно из ведущих направлений моей методической работы — развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Для обогащения.

Дидактические игры и упражнения для развития речи детей подготовительной группы детского сада на лето Дидактические игры и упражнения для развития речи детей подготовительной группы дс на ЛЕТО ИГРА ДЛЯ ЯЗЫЧКА Вместе с малышом нужно произносить.

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Дидактические упражнения для развития речи дошкольников Дидактические упражнения для развития речи дошкольников. Тема «Лето» 1. Игра «Назови ласково» Образец. Облако-облачко. Слова: комар, луч,.

Картины из подручного материала для группы Мои малыши очень любят зиму. А с каким огромным удовольствием они наблюдают за снегопадом. Радуются белоснежному, пушистому снегу, который.

Мастер-класс по изготовлению игры для развития музыкального слуха у дошкольников из подручного материала. То, что называют в быту музыкальным слухом, — это целый ансамбль разнообразных способностей и задатков: чувство ритма, ладовое чувство,.

Мастер-класс «Дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников представлений об опасных ситуациях» «Построение работы с детьми по формированию представлений об опасных ситуациях в быту и способах поведения в них» Мастер класс Тема «Дидактические.

Методическая разработка: игровые дидактические пособия как средство развития ручной моторики у дошкольников ИГРОВЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим.

Самодельные игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики Мелкая моторика — одна из важнейших способностей человека. Это умение выполнять мелкие точные движения пальцами и кистями рук. Что же в.

Источник

Оцените статью
Своими руками