Пособие по краеведению своими руками

Методическое пособие «Знай и люби свой город»

Шабалина Марина Юрьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

Давляшова Гульнара Ришадовна,

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ д/с №172 г.Тюмени

Цикл дидактических игр по ознакомлению с родным городом

Знакомясь сродным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.

Предлагаемые дидактические игры по краеведению для детей старшего дошкольного возраста помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми.

Задачи:

1.Расширять представления детей о зданиях и их назначении.

2. Закреплять правила безопасного поведения на улице.

3.Закреплять и расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т. д.)

4.Развивать связную монологическую речь.

5.Воспитывать любовь и уважение к родному городу.

«Путешествие по городу»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

— упражнять детей в группировке карточек с определенной тематикой;

— расширять знания о родном городе;

— развивать мышление и память.

Большие карточки педагог раздает детям, маленькие оставляет у себя. Ведущий берет по одной маленькой карточке, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на большие карточки. Тот, к кому относится карточка, называет, что изображено на ней и рассказывает все, что знает. Остальные игроки могут дополнять его рассказ.

Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор карточек.

Игровое действие: Поиск нужных карточек.

«Найди пару»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

— закреплять умение устанавливать отношения между объектами и людьми, работающими на этих объектах;

— развивать зрительную память, восприятие;

— развивать умение анализировать свой ответ.

Карточки с изображением учреждений города педагог раздает детям, другие – оставляет у себя. Ведущий берет по одной карточке с изображением людей, работающими на этих объектах, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на карточки, которые находятся у них. Тот, к кому относится эта карточка, называет, что изображено на ней.

Игровое правило: Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор карточек.

Игровое действие: Поиск нужных карточек.

«Сложи картинку»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

— закреплять знания детей о внешнем виде зданий города Тюмени;

— учить складывать из частей целое.

1. Ребенок собирает из частей картинку с видом музея (других достопримечательностей города).

2. Участвуют 2-3 ребенка. Используется несколько комплектов разрезных картинок, части картинок перемешиваются. Дети выбирают нужные части картинок и соединяют в общее изображение.

Игровое правило: Выигрывает тот, кто соберет картинки первым

Игровое действие: Подбор нужных частей картинок.

«Найди герб нашего города»

Задачи : закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материал : Карточки с изображениями гербов разных городов Тюменской области.

Содержание : Дети рассматривают гербы разных городов и находят среди них герб города Тюмени по отличительным особенностям изображения.

«Собери герб нашего города»

Задача: Закрепить представления о символическом значении изображения герба города Тюмени.

Материал: Разрезные картинки герба города Тюмени.

Содержание: Дети отыскивают среди разрезных картинок с изображением гербов городов Тюменской области части герба города Тюмени и собирают его в единое изображение герба города Тюмени как пазлы.

«Узнай герб»

Задача : учить детей узнавать гербы городов Тюменской области.

Материал: картинки гербов городов Тюменской области, карта Тюменской области с нанесёнными точками расположения городов на карте.

«Достопримечательности Тюмени»

Цель: Научить детей узнавать достопримечательности родного города и классифицировать их по назначению.

Материал : Картинки различных достопримечательностей города по несколько видов: мосты, театры, музеи, фонтаны, памятники, скверы и др.

Источник

Дидактические игры на развитие представлений дошкольников о родном крае
материал (старшая группа) по теме

Дидактические игры по краеведению позволяют не только расширить и закрепить представления детей о родном крае, но и воспитать чувство гордости за свой край, развивать речь, внимание, мышление дошкольников. Теоретическое и практическое исследование данной проблемы, отсутствие данных игр в продаже натолкнуло меня на мысль разработать и изготовить их самостоятельно. Дидактические игры по краеведению, разработанные мною, можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, самостоятельной детской деятельности, а также в семейном воспитании. К играм подобран иллюстративный материал. На основе представленных игр педагогам можно по аналогии разработать игры на развитие представлений детей о любом регионе России.

Скачать:

Авторы:
Вложение Размер
didakticheskie_igry_po_kraevedeniyu.docx 23.74 КБ
dostoprimechatelnosti_krasnoyarska._material_k_igre.pdf 1.05 МБ
pochemuchka._material_k_igre.pdf 866.93 КБ
gerb_goroda._material_k_igre.pdf 406.09 КБ
zhivotnye_nashego_kraya._material_k_igre.pdf 986.86 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по краеведению.

Общеизвестно, что наиболее эффективно решать задачи развития детей дошкольного возраста в контексте специфических дошкольных видов деятельности, преимущественно в игровой форме. Теоретическое и практическое исследование этой проблемы, а также отсутствие в магазинах нашего города игр по краеведению, натолкнуло меня на мысль о самостоятельном изготовлении таких игр. Игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса. При использовании представленных игр следует придерживаться определенных принципов:

  1. Опираться на уже имеющиеся у детей знания;
  2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;
  3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
  4. Постепенно усложнять задачу и игровые действия;
  5. Конкретно и четко объяснять правила игры.

Здесь представлены игры, разработанные мною, а также модифицированные игры других авторов. Игры будут интересны педагогам дошкольных учреждений, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Словесная игра «Почемучка»

Цель: Развитие вопросительно – исследовательской активности детей (на материале символов города Красноярска).

Материалы: Четыре набора картинок с изображением символов Красноярска, по три картинки в каждом наборе:

1 набор: Изображение исторических лиц города: Василий Суриков, Иван Ярыгин, Дмитрий Хворостовский;

2 набор: Символика города и края : флаг, герб города и герб края.

3набор: Предметные символы: Красноярский краеведческий музей, Исторические ворота города, Часовня на Караульной горе;

4 набор: Природные комплексы города: Заповедник «Столбы», парк флоры и фауны «Роев ручей», фан – парк «Бобровый лог».

Ребенку показывают 1 набор картинок. Уточняется, знает ли он, что изображено на них. Педагог предлагает поиграть в игру «Вопрошай-ка» и задать как можно больше вопросов о том, что он хотел бы узнать про данный объект. Вводится соревновательный мотив: параллельно «на ушко воспитателю» задает вопрос игровой персонаж «Почемучка» или другой ребенок. Выигрывает тот, кто придумает больше вопросов. Сначала игра проводится с использованием пробной картинки, для того, чтобы дети поняли условие игры. После того как ребенок задал интересующие вопросы, его просят рассказать все, что он знает про объект, изображенный на картинке.

Дидактическая игра «Пьедестал почета».

Цель: Закрепление представлений об архитектурных и скульптурных особенностях достопримечательностей Красноярска, развитие связной речи.

Материал: изображения архитектурных и скульптурных достопримечательностей Красноярска, знакомых детям, изображение «пьедестала почета» — лесенки из трех ступеней.

Из набора иллюстраций архитектурных и скульптурных достопримечательностей ребенку предлагается выбрать три, которые ему больше всего нравятся, разместить их на «пьедестале почета», рассказать о данной достопримечательности и объяснить, почему они привлекли его внимание.

Дидактическая игра « Герб города»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города и городов края; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “мозаика” из 7-10 частей герба города в разобранном варианте, изображения гербов городов края.

1 вариант : Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб города.

2 вариант: Ведущий называет город края, дети из представленных гербов выбирают правильный вариант, обосновывая особенности изображения герба.

Дидактическая игра «Достопримечательности города».

Цель: закрепить знания детей об архитектуре города.

Материалы: фотографии исторических мест и зданий города; “мозаика” этих же фотографий; иллюстрации достопримечательностей других городов.

1 вариант: Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с достопримечательностями города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики выбранную достопримечательность города.

2 вариант: Ребенок выбирает иллюстрацию с достопримечательностью города и, не показывая ее другим игрокам, начинает описывать ее. По описанию игроки должны отгадать примечательное место города.

Дидактическая игра «Думаем о родном городе».

Цель: закрепление правил поведения в городе и в природе, развитие экологических представлений.

Д ети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, человек любит свой город. Если ребенок считает, что человек любит город, он ловит мяч, а если нет – не ловит и объясняет почему.

• Человек вернулся заповедника «Столбы» с букетом ландышей.

• Человек сажает в парке возле своего дома деревья.

• Человек моет в Енисее свою машину.

• Человек выбросил мусор в канаву возле дома.

• После отдыха на острове Татышев человек собрал весь мусор.

• Человек выгуливал свою собаку в парке возле ДК им. 1 мая и т.д.

Затем выбирается ведущий из числа детей. Выбранный ведущий сам придумывает ситуации.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: закрепление представлений о природе родного края. Развитие логического мышления.

Оборудование: макет телевизора, экран которого разделен на 4 части, карточки с птицами, животными и растениями, обитающими на территории Красноярского края. Карточки с птицами, животными и растениями России и других стран.

Ведущий вставляет в экран карточки с изображениями животных, птиц или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в Красноярском крае, объясняют почему. Эта игра постоянно пополняется по мере накопления материала.

Дидактическая игра «Животные нашего края».

Цель: Закрепление знаний детей о животных нашего края. Развитие связной речи детей.

Оборудование: схема – цветок с условными обозначениями на лепестках: место обитания, питание, звук, внешний вид, детеныши.

На столе раскладываются карточки изображениями вниз. У каждого игрока схема-цветок с уловными обозначениями. Ребенок выбирает карточку с изображением животного, выкладывает в центр схемы – цветка в соответствии с условными обозначениями рассказывает о животном:

  • Как называется животное;
  • Где обитает;
  • Чем питается;
  • Какие звуки издает;
  • Как выглядит;
  • Как называются детеныши животного.

Дидактическая игра «Красный огонек».

Цель: закрепление знаний детей о растениях и животных Красноярского края, занесенных в Красную книгу.

Оборудование: Красные книги растений и животных, карточки с изображением растений и животных.

Дети выбирают из карточек всего растительного и животного мира Красноярского края те растения и животных, которые в опасности, помещают их в Красную книгу и рассказывают о них.

Эту игру мы придумали совместно с детьми после участия в проекте заповедника «Столбы» «Красная книга: от сердца к сердцу», в котором воспитанница моей группы Ишунина Юлиана стала победителем и соавтором книги.

1. Емельянов Б. В. Экскурсоведение. В 3-х частях — М: ЦРИБ «Турист», 1992.

2. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности/Под ред. А.А.Остапца. — М.:АРКТИ, 2004.-176 с.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели образования ребенка дошкольного возраста .

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Важно, чтобы предметно – развивающая среда способствовала социально-культурному становлению дошкольника. Необходимость развития интереса дошкольников к родной стране связано с социальным запросом обще.

С помощью дидактических игр дети знакомятся с природой родного края.

Значение игр в воспитании детей.

Дидактические игры по поликультурному образованию детей старшего дошкольного возраста по теме: «Мой любимый край-Красноярский».Автор-составитель: Мандеш Л. И, воспитатель ЧДОУ «Детск.

математические представления у младших дошкольников.

Источник

Читайте также:  Котлеты свиные своими руками
Оцените статью
Своими руками