Пособие для выработки воздушной струи своими руками

Пособия по формированию воздушной струи для детского сада своими руками

Автор: Савосина Татьяна Александровна, учитель-логопед
Место работы: МДОУ «Детский сад № 14 «Ёжик», г. Саратов

Описание материала: методическая разработка с 3 пособиями на тему «Работа над воздушной струёй – залог быстрой постановки звука». Пособия пригодятся в работе учителям-логопедам при формировании воздушной струи. В методической разработке рассказывается о роли воздушной струи в постановке и усвоении звуков, основных направлениях воздушной струи и даются методические рекомендации для коррекционной работы над воздушной струёй; далее идет описание 3-х пособий по формированию и развитию воздушной струи с фотографиями пособий.
Пособия можно использовать в работе с любой возрастной группой, но больше они применимы в работе с детьми дошкольного возраста старшей и подготовительной групп.

Цель: построение работы над воздушной струёй, влияющей на эффективное и быстрое усвоение чистого звукопроизношения, достижение результатов в сфере коррекции речи.
Задачи:
1. Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме речевых нарушений у детей.
2. Развивать силу, направленность, плавность воздушной струи для быстрой и эффективной постановки звуков.
3. Вызывать положительный и радостный эмоциональный настрой на занятии с помощью пособий, стимулировать стремление и интерес к дальнейшей коррекционной работе.

Своевременное овладение грамотной речью и чистым звукопроизношением имеет немаловажное значение для формирования полноценного и гармоничного развития ребёнка. Хорошая речь – один из основных показателей готовности малыша к успешному усвоению материала в школе. Недостатки звукопроизношения и другие нарушения речи могут способствовать проблематичному обучению, привести к неуверенности маленького школьника в своих силах, что в свою очередь будет сигнализировать о далеко идущих негативных последствиях. Поэтому стоит позаботиться о развитии речи ребёнка заранее, чем раньше – тем лучше. В настоящее время, к сожалению, количество таких детей с дефектами речи, а особенно с нарушениями звукопроизношения не только не уменьшается, а наоборот увеличивается. Речь не является нашей врождённой способностью, она формируется поэтапно, и процесс ее развития зависит от многих причин.

Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука. Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно самыми разными способами: надувать воздушные шарики и мыльные пузырики, дуть в свисток, губную гармошку, дудочку, задувать свечки. Такие игрушки развивают и силу, и длительность воздушной струи. Направление выдоха труднее скорректировать. Тут применяются такие упражнения, как дутье на высунутый язычок, где нужно следить, чтобы воздушная струя шла по середине языка.

Читайте также:  Лендинг своими руками html

Выделяют основные направления для воздушной струи:
1) воздушная струя проходит по центру языка прямо. Это направление соответствует произнесению большинства звуков: губно-губных (В, В’, Ф, Ф’, заднеязычных (К, К’. Г, Г’. Х, Х’), переднеязычных (Т, Т’, Д, Д’), свистящих (С, С’, З, З’, Ц).
2) струя проходит по центру языка вверх. Это направление характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков и вибрантов (Р, Р’).
3) струя проходит по боковым краям языка. Это направление характерно для произнесения смычно-проходных (Л, Л’) звуков.

Формирование воздушной струи для разных групп звуков:
• Широкая струя (для произнесения шипящих звуков); узкая струя (для произнесения свистящих звуков)
• Тёплая струя (для произнесения шипящих звуков); холодная струя (для произнесения свистящих звуков)
• Рассеянная или направленная воздушная струя
• Слабая или сильная воздушная струя

В процессе работы по формированию правильной воздушной струи следует придерживаться данных методических рекомендаций:
• Упражнения проводить в проветренном помещении.
• Лучшие результаты достигаются, если упражнения выполнять в свободном положении тела, не сидя, а стоя: осанка прямая, грудная клетка расправлена.
• Вдох делается глубокий и спокойный, через нос. Выдох делается через рот: лёгкий, плавный, длительный.
• Следить за направлением воздушной струи.
• Упражнения не длятся дольше 3 минут.
• Следует правильно дозировать количество и темп упражнений: интенсивно дуть не более 5 раз.
• Следить, чтобы во время упражнений не надувались щёки.
• Выдыхаемый воздух нельзя задерживать.
• Упражнения легче выполняться под счет.
• Для зрительного контроля на начальных этапах допускается использование зеркала.
• Выдыхаемую струю воздуха контролируют с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: при правильном выполнении ватка будет отклоняться.

Работа над развитием воздушной струи начинается еще на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

Предлагаю, разработанные мной методические пособия, которые будут способствовать выработке сильной и плавной воздушной струи. Пособия красочные, привлекают внимание и вызывают у детей интерес к занятию. С такими пособиями можно провести занятие в игровой форме.

1. Чашка горячего чая.

Пособие на выработку длительности и плавности воздушной струи, на выработку направленной воздушной струи.
Инструкция: Нужно остудить горячий чай. Для этого нужно подуть на пар.

2. Бабочка

Пособие на выработку сильной длительной плавной воздушной струи.
Инструкция: Подуй сильно на бабочку, и она сможет улететь с цветочка.

3. Ёжик собирает грибы

Пособие на выработку сильной длительной плавной воздушной струи.
Инструкция: Давай поможем ёжику собрать грибы. Но сначала их нужно найти под листочками. Подуй на листики и помоги ёжику найти все грибы.

Читайте также:  Нормальный элемент своими руками

Работаем над формированием воздушной струи с самых первых занятий, и коррекция звукопроизношения будет быстрой и своевременной.

Источник

Пособия на развитие воздушной струи

Юлия Расчесова
Пособия на развитие воздушной струи

Дыхание – одна из самых важных функций организма. Но чтобы ребёнок начал говорить, он должен освоить особый вид дыхания – речевое дыхание. Под этим термином понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи.

В процессе работы по формированию правильной воздушной струиследует придерживаться данных методических рекомендаций:

• Упражнения проводить в проветренном помещении.

• Лучшие результаты достигаются, если упражнения выполнять в свободном положении тела, не сидя,а стоя: осанка прямая, грудная клетка расправлена.

• Вдох делается глубокий и спокойный, через нос.Выдох делается через рот: лёгкий, плавный, длительный.

• Следить за направлением воздушной струи.

• Упражнения не длятся дольше 3 минут.

Следует правильно дозировать количество и темп упражнений: интенсивно дуть не более 5 раз.

• Следить, чтобы во время упражнений не надувались щёки.

• Выдыхаемый воздух нельзя задерживать.

• Упражнения легче выполняться под счет.

• Для зрительного контроля на начальных этапах допускается использование зеркала.

• Выдыхаемую струю воздуха контролируют с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: при правильном выполнении ватка будет отклоняться.

Предлагаю, разработанные мной методические пособия, которые будут способствовать выработке сильной и плавной воздушной струи.

Просим подуть ребенка на чашечку горячего чая

Просим подуть ребенка на снежинки, падающие с облака.

Учим бабочку летать. Просим ребенка подуть на бабочку.

Предложить ребенку подуть на листочки. Когда у ребенка получится, обязательно похвалить, сказав «какой красивый листопад у нас получился».

«Лексические зонтики» — дидактической пособие для развития воздушной струи детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги. Хотим представить вашему вниманию дидактическое пособие для развития воздушной струи «Лексические зонтики». Актуальность.

Дидактические пособия «Волшебный кубик» Это пособие можно использовать как на занятиях с детьми, так и в индивидуальной работе с детьми. С помощью данного пособия.

Логопедические дидактические пособия Учитель-логопед первой квалификационной категории Лукошкова Светлана Владимировна Моя основная задача как логопеда, работающего на логопедическом.

Логопедические пособия Логопедическое пособие для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Солнышко» Ребенок снимает прищепки по одной, затем добавляет.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Бабочки на волшебном цветке» (тренировка силы воздушной струи) Хочется вам, дорогие мои МААМовцы представить авторскую разработку своей игры (заранее прошу прощения за сумбурность в выборе фотографий).Я.

Читайте также:  Крем с чистотелом своими руками для чего

Методические пособия на познавательное развитие Я работаю воспитателем совсем недавно (более одного года, в 2015 году мне посчастливилось стать воспитателем группы раннего возраста.

Пособия на формирование воздушной струи Постановка звуков, как правило начинается с выработки правильной воздушной струи. Чтобы сделать этот процесс интересным для ребенка, я сделала.

Работа над дыханием. Развитие направленной воздушной струи. Одно из важнейших условий красивой речи — это правильное дыхание. Также известно, что для успешной постановки и автоматизации некоторых.

Развитие песенного творчества и снятие эмоциональной напряженности у детей с помощью пособия «Тантомареска» Все дети очень любят сказки и превращения в сказочных героев. В нашем детском саду есть пособие-игра тантомареска, помогающая осуществить.

Развитие тактильных ощущений у детей с нарушением зрения посредством дидактического пособия «Волшебный песочек» Развитие тактильных ощущений у детей с нарушением зрения с использованием «ВОЛШЕБНОГО ПЕСОЧКА» Цикл коррекционных занятий, направлен на.

Источник

«Послушный ветерок». Пособие для формирования направленной воздушной струи

Александра Изотова
«Послушный ветерок». Пособие для формирования направленной воздушной струи

]Уважаемые коллеги!Представленное пособие изготовлено мной по аналогии с учебным пособием М. А. Леоновой, Л. М. Крапивиной «Послушный ветерок». Игра способствует формированию направленной воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения. Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.

Игровой материал представлен в виде карточек с закрепленными на них бумажными фигурками (бабочки, листочки, снежинки и пр.)

Варианты игры.

1. Цель.

Выработать длительную, направленную воздушную струю.

Описание.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на бумажную фигурку.

Методические рекомендации.

1. Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно придерживать пальцами. 2. Дуть на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. 3. Обращать внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос.

2. Цель.

Выработать плавную, длительную, непрерывную, направленную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание.

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть бумажную фигурку.

Методические рекомендации.

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

В процессе игры я использую следующие стихотворные материалы.

Осенние листочки

Ветер и листья.

Ветер.

Бабочка, лети!

Снежинки

Воздушный шарик

Самолет

Мастер-класс Дыхательный тренажёр «Дует, дует ветерок» Мастер-класс Дыхательный тренажёр «Дует, дует ветерок»Автор: учитель-логопед МАДОУ д/с № 87 «Кораблик» г. Белгород Дубенцова В. В. Уважаемые.

«Парк аттракционов». Макет-пособие для выработки воздушной струи Здравствуйте дорогие коллеги. Предлагаю вашему вниманию игровое пособие на выработку воздушной струи. Пособие-игра раздельно на 4 части.

Источник

Оцените статью
Своими руками