Пособие для артикуляционной гимнастики своими руками

Пособия для артикуляционной гимнастики своими руками
тренажёр по логопедии

Простые пособия, которые под силу изготовить любому учителю-логопеду, разнообразят коррекционные занятия.

Скачать:

Вложение Размер
na_konkurs.docx 16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые пособия для проведения артикуляционной гимнастики

на логопедических занятиях в ДОУ

Без чего не может обойтись ни одно логопедическое занятие по устранению неправильного звукопроизношения в детском саду? Правильно, без артикуляционной гимнастики. Я работаю учителем-логопедом в детском саду, и хорошо знаю, как быстро некоторым детям надоедает делать упражнения для языка. Малыши чаще всего просто отказываются от выполнения гимнастики, а ребята постарше начинают лениться, выполнять упражнения не так, как нужно.

На предложение сделать гимнастику для язычка мне иногда приходилось слышать: «Опять?!», «Мы уже с мамой дома делали» или вообще была ситуация проявления негативизма. Здесь не помогут ни просьбы, ни уговоры.

И вот когда простые картинки, стихи, сказки и даже презентации уже не вызывают интереса, на выручку приходит та самая старая добрая игра, необходимая всем дошкольникам без исключения. Простой игровой сюжет, понятный каждому ребёнку, поможет легко, без нажима на малыша, представить артикуляционную гимнастику не как нудную, однообразную работу, а как весёлое, интересное задание, в котором можно не только смотреть и слушать, а манипулировать предметами, брать их в руки. Дети с удовольствием выполняют упражнения, стараются. На первых порах это всё ещё совместная работа учителя-логопеда и ребёнка, далее взрослый лишь помогает воспитаннику, следит за точностью и скоростью выполнения, даёт советы.

Чтобы ребята не ленились и не упрямились при проведении артикуляционной гимнастики, использую много приёмов, в том числе игровые пособия. Вот некоторые из них:

1. «Домик с окошками»

Из картона сделан домик с прозрачными окошками. Каждое окошко закрыто, ребёнок сам должен его открыть, увидеть артикуляционное упражнение и выполнить его.

К пособию изготовлены сменные картинки – упражнения, которые можно вытаскивать из окошек и снова ставить. Логопед заранее вставляет нужные упражнения в окошки перед занятием, исходя из речевого нарушения ребёнка. Игра простая, но манипуляции с окошками создают небольшой сюрпризный момент, ребята всякий раз с интересом открывают их. Картинки на каждое занятие можно менять местами. Это неплохо тренирует память детей, и всегда заставляет их улыбнуться от небольшой неожиданности («Ведь в прошлый раз здесь было упражнение «накажем язычок», а теперь «лягушка»)

2. «Собери урожай»

Из бумаги и картона выполнена корзинка с кармашком, в которую нужно собрать фрукты. Из цветной бумаги сделаны шаблоны фруктов, на которые наклеены картинки с упражнениями. Здесь можно немного разнообразить задание, например, предложить сначала найти и «собрать» яблоки (то есть выполнить сначала упражнения, нарисованные на яблочках), после них «собрать» груши, потом — апельсины, затем- лимоны, последними — сливы. Либо собрать сначала все зелёные фрукты, потом красные и т.д. После правильного выполнения упражнения ребёнок с удовольствием отправляет «фрукт» в корзинку.

Учителю-логопеду лишь необходимо заранее подобрать фрукты с нужными упражнениями.

На просьбу собрать «гусеничку» дети всегда охотно откликаются. Каждый кружок выполнен из плотного картона. На лицевой стороне — картинка с артикуляционным упражнением, на обратной стороне – кусочек липучки. Все кружки нужно прицепить к липучке, не забывая при этом выполнять упражнение правильно (иначе гусеница обидится и не придёт больше в гости). Здесь большую роль играет стимул – прицепить кружок на липучку.

Эта игра также развивает мелкую моторику, глазомер («войдут ли все кружки на ленту?»), предоставляет воспитаннику свободу выбора упражнения, тренирует цветовое восприятие. После гимнастики остаётся лишь полюбоваться на весёлую и довольную гусеничку.

4. «Прикрути крышку»

Из горлышек от бутылок сделана площадка для прикручивания крышек. На крышках приклеены картинки с изображением артикуляционных упражнений. Ребятам очень нравится прикручивать крышечки и выполнять гимнастику для языка. Пособие отлично тренирует мелкую моторику рук. Причём ребёнка можно попросить менять руки при прикручивании крышек.

Учитель – логопед заранее подбирает только те крышки, на которых нужные упражнения.

5. «Морковки для зайца»

Угостить зайца морковкой никто не прочь. Но заяц не так прост! Он примет морковь только от старательных ребятишек. Дети с удовольствием выполняют упражнения и отправляют морковки в ведёрко к зайчику. Чем больше — тем лучше.

Учитель – логопед заранее подбирает только те морковки, на которых нужные упражнения

Таким образом, чередуя эти игры и некоторые другие приёмы проведения артикуляционной гимнастики, я привношу необходимое разнообразие в логопедические занятия. Правильно организованная логопедическая гимнастика помогает настроиться малышу на следующие задания учителя-логопеда. Эти игры легко можно встроить в общий сюжет логопедического занятия. Кроме того, с помощью этих простых игр у детей развивается мелкая моторика рук, глазомер, цветовое восприятие, умение слушать логопеда и действовать по инструкции.

Источник

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для артикуляционной гимнастики «Клоун Клепа»

Айнура Акматова
Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для артикуляционной гимнастики «Клоун Клепа»

Первый звук, который произносит ребенок, – это его первый крик при рождении. Он еще не имеет отношения к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. В первые дни жизни младенца мы прислушивается к тому, как малыш причмокивает губами, вздыхает, кряхтит, кричит, – то радостно, то требовательно, то жалобно.

сотрудничество с родителями

Каждый родитель мечтает о том, чтобы речь его ребёнка была чёткая, чистая, грамотная. Правильное произношение звуков возможно лишь при хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Развитие артикуляционного аппарата – серьезный труд, требующий от ребенка усидчивости, сосредоточенности, фиксации внимания. Дети по-разному относятся к выполнению упражнений. У одних детей артикуляционные упражнения вызывают интерес, они с удовольствием «играют» с язычком, радуются новым видам деятельности. У других упражнения не получаются сразу, поэтому интерес к занятиям снижен. Задача педагога логопедической или комбинированной группы – поддержать интерес одних и привлечь внимание других. Поиск приемов, пособий и игр, поддерживающих детский интерес при выполнении артикуляционных упражнений, становится актуальной проблемой в коррекции звукопроизношения.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических, а процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания — гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы. Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Для проведения подобных гимнастик необходимо иметь под рукой большой спектр необходимого материала, как традиционного и нетрадиционного.

Уважаемые коллеги, сегодня вашему вниманию представляю авторское дидактическое пособие для артикуляционных гимнастик «Клоун Клепа», изготовленной мамой моего воспитанника, Артема, Ксенией Валерьевной.

Перед тем, как приступить к изготовлению пособия, Ксения Валерьевна, изучила нужную литературу и только потом принялась к творческому процессу!

Необходимый материал и пошаговый процесс создания пособия, представлен фотоматериалом:

Результат потрясающий! Во-первых, необходимо просто управлять языком и комментировать действия словами. Во-вторых, дети однозначно будут в восторге от Клепы с движущимся язычком. И в третьих, теперь каждая зарядка для язычка превратится в интересную игру!

А как мы с ним упражняемся и проводим коррекционные мероприятия, покажу и расскажу в следующих публикациях!

Спасибо за внимание!

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дерево 4 сезона» Не так уж и просто объяснить малышу характерные особенности времен года. Взрослым такие понятия кажутся простыми и естественными, а вот.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для игры «Чья тень?» Уважаемые, коллеги!Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для игры «Чья тень?»Ранее я вам демонстрировала.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Часы» Сегодня хочу показать вам мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Часы» Для изготовления данного пособия нам понадобиться:.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Дикие животные» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию мастер класс по изготовлению дидактической игры «Дикие животные». Для изготовления данного.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для дыхательной гимнастики «Воздушный футбол» Дыхательная гимнастика- неотъемлемая часть физкультурно — оздоровительной работы в ДОУ. Она очень полезна для здоровья, способствует выработке.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Грибы» Для изготовления дидактического пособия «Грибы» нам понадобится: пенопласт, простой карандаш, кисточка, гуашь, стакан с водой, резак, паркетный.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Кубанский огород» Впереди уже не за горами сентябрь, а это значит пора готовить РППС к осеннему сезону. Замечательное время для полета фантазии, так много.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия «Разноцветная Гусеничка». Эта милая «гусеница» связана из акриловой пряжи. Каждый кружок соответствует определенному цвету радуги. Для изготовления пособия понадобится:.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия со шнуровкой Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия со шнуровкой. Ранее в своей предыдущей публикации я предлагала Вам познакомиться с.

Источник

Опыт работы «Нетрадиционные методы и приемы проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

ОЛЬГА ДЫМИХА
Опыт работы «Нетрадиционные методы и приемы проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях»

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Произношение звуков речи — это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель – познакомить родителей с нетрадиционными методами и приемами проведения артикуляционной гимнастики.

1. Активизировать знания родителей о значимости артикуляционной гимнастики.

2. Помочь родителям овладеть нетрадиционными методами проведения артикуляционной гимнастикой.

3. Сформировать представление о разнообразии артикуляционных упражнений с нетрадиционными приспособлениями и правильной их организации в домашних условиях.

4. Сформировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам

постепенно овладевает правильным произношением, — глубоко ошибочно. И одних только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с воспитателем и родителями.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

Чтобы ребёнок правильно произносил звуки, его губы и язык должны быть сильными, а движения точными. Для этого проводится комплекс артикуляционных упражнений, направленных на развитие мышц речевого аппарата.

Мы предложили родителям провести артикуляционную гимнастику нетрадиционным способом, в интересной «вкусной» форме.

Комплекс нетрадиционных упражнений артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика с соломкой

Положить палочку на середину языка ребенка и попросите поднять его боковые края.

Предлагаем ребенку удержать соломинку между губами и носом, губы вытянуты в хоботок.

«Лопатка», «Ложка на тарелке»

Кладем палочку на широкий распластанный язык ребенку и предлагаем удерживаем ее.

Предлагаем ребенку удержать соломинку, зажатую между языком и верхней губой, языком и нижней губой. Язык не касается зубов.

Артикуляционная гимнастика с сушкой

Предлагаем ребенку сжать сушку губами (губы в улыбке) и удерживай её 5-10 секунд.

Предлагаем ребенку сжать сушку зубами и удерживай её 5-10 секунд.

Подвешиваем сушку на высунутый язык ребенка и просим удержать под счет (до 5 – 10).

Артикуляционная гимнастика с воздушным рисом

Посыпаем липкую тарелку воздушным рисом. Предлагаем ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а рис – это рыбки. Нужно широко открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.

Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку». Положить в чашечку воздушный рис, удерживать по 5 – 8 сек.

Артикуляционная гимнастика с чупа-чупсом

Чупа-чупс помещаем над верхней губой ребенка, просим выполнить движения языком по конфете вперед-назад (7-10 движений).

Просим ребенка сжать чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.

Попросите ребенка приоткрыть рот, губы развести в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.

Попросите ребенка поднять широкий язык к небу, прижмите чупа-чупсом язык «грибок» к небу.

Просим ребенка кончиком языка достать чупа-чупс, возле одной щеки, затем возле другой.

Ребенок выполняет упражнение «Дятел», родитель в этот момент создает вибрацию кончики языка, при помощи чупа-чупса.

Попросите ребенка высунуть язык, водите шариком вперед-назад по средней линии, слегка постукивая делать легкие вибрационные движения.

Предложите ребенку перекатить во рту от одной щеки к другой чупа- чупс.

Артикуляционная гимнастика с вареньем

Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт, который не противопоказан ребёнку) с губ (с верхней губы, по кругу).

Наносим ребенку варенье, мед и др. на верхнее небо, просим слизать его кончиком языка, движениями к горлышку и обратно.

Смазываем поверхность тарелки вареньем, просим ребёнка слизать варенье кончиком языка.

В конце мастер-класса родители получили буклеты с рекомендациями по выполнению нетрадиционной артикуляционной гимнастики и комплексом упражнений.

В процессе выполнения нетрадиционной артикуляционной гимнастики мы увидели, как у детей напряжение мышц артикуляционного аппарата значительно уменьшилось, движения стали непринужденными и вместе с тем координированными.

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников Из опыта работы. Методы и приемы экологического воспитания дошкольников «Человек всегда был и остаётся сыном природы, и то, что роднит.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Методические приёмы проведения артикуляционной гимнастики с использованием совместных творческих работ детей и родителей Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения. Цель артикуляционной.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования в младшей группе» Нетрадиционные техники рисования в младшей группе. Не всем детям младшего дошкольного возраста дано владеть кистью или карандашом, кому-то.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Опыт работы «Самообразование педагога в условиях ФГОС» Уважаемые коллеги! На сегодняшний день самообразование педагога является немаловажной темой для обсуждения. Сегодня мне хотелось поделиться.

Опыт работы с родителями в условиях самоизоляции и карантина по коронавирусу «#СидимДома. Так надо!» Коронавирус внес изменения в жизнь людей во всем мире. На карантине оказались очень много людей, а также и детки.

Источник

Читайте также:  Как украсить тумбочку своими руками
Оцените статью
Своими руками