- Регулировка клапанов ВАЗ 2107
- Предназначение клапанов в двигателе
- Видео: принцип работы двигателя и предназначение клапанов
- Смысл регулировки клапанов
- Признаки неправильной регулировки клапанов
- Видео: принцип работы газораспределительного механизма
- Регулировка клапанов на ВАЗ 2107
- Необходимые инструменты и материалы
- Инструкция по регулировке клапанов
- Таблица: порядок регулировки клапанов на двигателях ВАЗ
- Маслосъёмные колпачки
- Предназначение маслосъёмных колпачков
- Неисправности двигателя, связанные с износом колпачков
- Какие комплектующие лучше использовать
- Как менять маслосъёмные колпачки
- Видео: замена маслосъёмных колпачков на «классике»
- Клапанная крышка
- Замена прокладки клапанной крышки
- Порядок затяжки клапанной крышки
- Видео: установка прокладки клапанной крышки ВАЗ 2101–07
- Порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2107 своими руками
- А что будет, если ничего не делать?
- Симптомы
- Регулировка клапанов своими руками
- Карбюраторные авто
- Инжектор
Регулировка клапанов ВАЗ 2107
Клапан — это элемент двигателя, входящий в систему газораспределительного механизма (ГРМ) и управляющий подачей рабочей смеси в цилиндр, а также удалением отработанных газов. От правильности работы системы ГРМ зависит очень многое: мощность двигателя, экономичность, экологичность и другие параметры. В этой статье речь пойдёт о регулировке клапанов двигателя ВАЗ 2107.
Предназначение клапанов в двигателе
При своей работе двигатель потребляет воздух и топливо, а выделяет выхлопные газы. Клапаны служат для того, чтобы в цилиндр поступала топливовоздушная смесь (через впускной клапан) и удалялись выхлопные газы (через выпускной клапан). Чередование циклов впуска и выпуска называется рабочим циклом двигателя. Он состоит из четырёх тактов.
- Впуск. Открыт впускной клапан. Поршень движется вниз и за счёт разряжения, создаваемого в цилиндре, увлекает за собой топливовоздушную смесь, которая поступает через открытый впускной клапан.
- Сжатие. Оба клапана закрыты. Поршень движется вверх (к свече зажигания) и сжимает топливовоздушную смесь.
- Рабочий ход. Оба клапана закрыты. Свеча зажигания даёт искру, которая поджигает топливовоздушную смесь. Во время сгорания топливовоздушной смеси образуется много газа, который толкает поршень вниз.
- Выпуск. Открыт выпускной клапан. Поршень движется вверх и выталкивает из цилиндра отработавшие газы через открытый выпускной клапан.
Видео: принцип работы двигателя и предназначение клапанов
Смысл регулировки клапанов
Открытием клапана управляет кулачок распределительного вала. При работе двигателя клапан нагревается и удлиняется, что может привести к его неполному закрытию. Для компенсации этого удлинения существует зазор между клапаном и кулачком распределительного вала. Смысл регулировки клапанов сводится к выставлению необходимой величины этого зазора.
Признаки неправильной регулировки клапанов
Признаками неправильно отрегулированных клапанов являются:
- Посторонний металлический стук из-под клапанной крышки.
- Снижение мощности двигателя.
- Запах чистого бензина в выхлопных газах.
Регулировка клапанов на автомобилях ВАЗ 2107 обязательна после ремонта газораспределительного механизма, а также после пробега в 10–15 тысяч километров.
Видео: принцип работы газораспределительного механизма
Регулировка клапанов на ВАЗ 2107
Регулировка клапанов на ВАЗ 2107 не отличается сложностью. Тем не менее вам будут необходимы некоторые запчасти и материалы, а также подробная инструкция.
Необходимые инструменты и материалы
Прежде чем приступить к регулировке клапанов, необходимо обзавестись следующими инструментами и материалами:
- Набор щупов для регулировки зазоров (либо микрометр и рейка). Это основной инструмент в работе. Он должен быть хорошего качества, не стоит покупать щупы сомнительного производителя.
- Набор рожковых ключей среднего размера (10–19 мм).
- Прокладка клапанной крышки. Прокладку лучше выбирать хорошего производителя: Corteco или Elring.
- Чистая ветошь или бумажные полотенца.
Инструкция по регулировке клапанов
Регулировка клапанов производится на двигателе температурой не более 20 o C. На горячем двигателе невозможно произвести качественную регулировку клапанов — это связано с расширением металла при нагреве. Для определения температуры двигателя положите ладонь на клапанную крышку — она не должна чувствовать тепло, от металла клапанной крышки должна исходить прохлада. Работа выполняется в следующем порядке.
- Снять воздушный фильтр вместе с корпусом, затем открутить 8 гаек, крепящих клапанную крышку к блоку двигателя.
Таблица: порядок регулировки клапанов на двигателях ВАЗ
Угол поворота коленчатого вала | Цилиндр, находящийся в ВМТ | Номера регулируемых клапанов (кулачков) |
0 о | 4 | 8 и 6 |
180 о | 2 | 4 и 7 |
360 о | 1 | 1 и 3 |
540 о | 3 | 5 и 2 |
Маслосъёмные колпачки
Регулируя клапаны, вполне возможно, вы и не догадывались, что находились рядом с ещё одним очень важным элементом газораспределительного механизма — маслосъёмными колпачками.
Предназначение маслосъёмных колпачков
Во время работы двигателя распределительный вал, коромысла, пружины клапанов и верхняя часть клапана работает в масляном тумане. Масло осаждается на всех деталях и механизмах, расположенных под клапанной крышкой. Естественно, оно попадает и на верхнюю часть клапанов, называемых стеблями.
Под действием силы гравитации масло будет стремиться стечь в камеру сгорания. Как известно, его там быть не должно. Маслосъёмные колпачки предназначены для предотвращения стекания масла по стеблю клапана в камеру сгорания двигателя.
Неисправности двигателя, связанные с износом колпачков
Единственное предназначение маслосъёмного колпачка — предотвращение стекания масла в камеру сгорания двигателя. С течением времени резина этого элемента теряет свои функции и разрушается под действием агрессивной среды. Это приводит к проникновению масла в топливовоздушную смесь, где оно успешно сгорает.
У исправного двигателя расход масла должен быть около 0,2 — 0,3 литра на 10 тысяч километров пробега. При изношенных маслосъёмных колпачках он может достигать одного литра на тысячу километров.
Масло, сгорая в цилиндрах:
- засоряет и разрушает каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры (устройства, снижающие содержание вредных веществ в выхлопных газах), которые сами по себе очень недёшевы;
- вызывает перегрев и преждевременный выход из строя выпускных клапанов двигателя;
- сильно повышает дымность выхлопа;
- повышает риск масляного голодания двигателя от недостатка масла.
Ресурс маслосъёмных колпачков на отечественных автомобилях колеблется около отметки в 80 тысяч километров пробега. Этот параметр очень сильно зависит от качества самих колпачков и используемого масла.
Какие комплектующие лучше использовать
На сегодняшний момент наибольшее доверие у автолюбителей и механиков вызывает продукция таких известных марок, как Corteco и Elring — эти бренды зарекомендовали себя с наилучшей стороны в сфере производства прокладок, сальников, уплотнений, маслосъёмных колпачков.
На рынке присутствуют изделия и отечественных производителей. Их качество очень сильно разнится, но тем не менее не дотягивает до качества продукции компаний-лидеров.
Как менять маслосъёмные колпачки
Тема замены маслосъёмных колпачков обширна и достойна отдельной статьи. Вкратце это делается так.
- Снять клапанную крышку.
- Снять звезду распределительного вала.
Видео: замена маслосъёмных колпачков на «классике»
Клапанная крышка
Клапанная крышка защищает газораспределительный механизм от внешних воздействий, а также предотвращает протечки масла. Прокладка клапанной крышки предназначена для уплотнения стыка крышки с головкой блока цилиндров. Она представляет собой полоску резины, по форме точно повторяющую контуры клапанной крышки.
Замена прокладки клапанной крышки
При наличии протечек масла из-под клапанной крышки прокладку следует заменить. Для этого необходимо снять клапанную крышку (как это сделать, вы уже знаете из раздела про регулировку клапанов) и прокладку. Новая прокладка укладывается без каких-либо специальных инструментов и приспособлений.
Место установки необходимо тщательно отчистить от остатков старой прокладки и следов герметика. Новую прокладку укладываем на место и устанавливаем клапанную крышку на двигатель.
Порядок затяжки клапанной крышки
После установки клапанной крышки на двигатель её необходимо закрепить гайками к головке блока цилиндров. Для предотвращения перекоса, смещения и повреждения прокладки существует специальный порядок затяжки гаек. Суть этого процесса — затягиваем крепления от центра к краям.
- Затягиваем центральную гайку.
- Затягиваем вторую центральную гайку.
- Затягиваем крайние гайки с одной стороны крышки.
- Затягиваем крайние гайки с противоположной стороны крышки.
- Затягиваем гайку на выступе клапанной крышки.
Соблюдая порядок затяжки гаек, вы гарантированно избегаете последующих проблем с утечкой масла из-под клапанной крышки.
Видео: установка прокладки клапанной крышки ВАЗ 2101–07
Регулировка клапанов на ВАЗ 2107 не представляет особой сложности, не требует специальных знаний (кроме этой статьи) либо специального инструмента. Её по силам осуществить автомеханику-любителю в собственном гараже. Не бойтесь делать свою машину сами, у вас обязательно получится.
Источник
Порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2107 своими руками
8-клапанные двигатели, устанавливавшиеся на «Жигули-классику» с незапамятных времен до схода с конвейера в 2012 году, не оснащались гидрокомпенсаторами. Поэтому регулировка клапанов ВАЗ 2107 – часть будней технического обслуживания этих автомобилей. Сделать ее можно своими руками. От системы впрыска (карбюратор или инжектор) соблюдение этого требования не зависит.
Нормальная работа ГРМ невозможна без соблюдения газораспределительных фаз. Нарушение заводских зазоров даже на одной паре клапанов ведет к неэффективному сгоранию, плохому отводу картерного выхлопа. Двигатель начинает пыхтеть, троить и издавать посторонние звуки (металлический стук) при работе. Если эти симптомы имеют место, пора отрегулировать клапана.
А что будет, если ничего не делать?
Неправильное сгорание вызывает повышенный износ практически всех деталей двигателя.
Если зазор клапанов больше нужного, кулачок распредвала бьет приводному рычагу и стержню клапана. И все они в результате быстро изнашиваются.
При маленьком зазоре клапан не садится на седло целиком. В образовавшуюся щель проникают горячие газы из камеры сгорания. В результате выпускной клапан прогорает, изнашиваются сальники, начинается «жор» масла и прочие радости. Поэтому при появлении симптомов не теряйте времени. Регулировка клапанов ВАЗ 2107 – работа обязательная.
Симптомы
О любых своих неисправностях двигатель заблаговременно сообщает неровной работой. Среди основных признаков нарушения зазоров клапанов:
- металлический стук при работе двигателя;
- ухудшение разгонной динамики;
- троение на холостых;
- увеличение расхода топлива и масла;
- эффект «сапунения» на карбюраторных авто.
Прежде всего, обращайте внимание на стук. Другие признаки чаще говорят о более простых неисправностях: неправильном зажигании, требующем настройки карбюраторе, выходе из строя одного из датчиков (на инжекторе) и т.д.
На 7-й модели рекомендуется выставлять зазоры раз в 17-20 тысяч километров пробега. Но во всем, что касается двигателя, главенствует принцип «не навреди». Если мотор работает ровно, «на всякий случай» лезть под клапанную крышку не стоит. Известно много случаев, когда «семерка» ходила без регулировки по 30-40 тысяч км. Это зависит от условий эксплуатации (машины, которые не ездят зимой, в процедуре нуждаются реже) и стиле езды («пенсионерское» вождение также продлевает межрегулировочный период).
Регулировка клапанов своими руками
Таблица последовательности регулировки
Регулировка клапанов – несложная процедура, ее можно легко провести своими руками в домашних условиях.Порядок выставления зазоров зависит от системы впрыска: карбюратор установлен или инжектор.
Обратите внимание, на горячем двигателе клапана можно регулировать попарно: 1 цилиндр с 4-м, а 3-й — со 2-м. В этот момент клапана находятся в перекрытии, нос кулачка смотрит вбок, а не вверх, впуск и выпуск можно регулировать одновременно
Карбюраторные авто
- снять корпус воздушного фильтра, отсоединить шланги подсоса и газа, карбюратор не снимаем;
- снять крышку ГБЦ (понадобится ключ «десятка»);
- калибровочным щупом 0,15 мм проверить текущие зазоры: по заводским характеристикам щуп должен входить между кулачком и рычагом с небольшим усилием;
- если зазор на некоторых клапанах различается (щуп не входит или, наоборот, болтается), делать регулировку.
Использование щупа для регулировки зазоров
Порядок регулировки клапанов: 8-6 (выставляем ВМТ для 4 цилиндра по риске на шкиве коленвала), 4-7 (поворот на 180 градусов), 1-3 (поворот еще на 180 градусов), 5-2 (и еще на 180 градусов).
Для облегчения процедуры в будущем, при разборе двигателя рекомендуется нанести на шкив распредвала риски положения ВМТ для каждого цилиндра.
Инжектор
Процесс регулировки клапанов на «семерке» с инжектором аналогичен. Его также несложно выполнить своими руками. Разница только в том, что потребуется разобрать или отсоединить для доступа к крышке ГБЦ:
- шланги, идущие на топливную рампу;
- трубки от воздушного фильтра;
- трос акселератора.
Дальнейшие действия аналогичны.
Регулировку зазоров клапанов на ВАЗ-2107 с карбюратором или инжектором можно осуществить не щупом, а при помощи специальной регулировочной рейки и микрометрического индикатора. Этим способом можно без «танцев с бубном» выставить зазоры с заводской точностью. После проведения этих мероприятий двигатель должен работать как часы. Не забудьте после окончания работ проверить компрессию в цилиндрах. Это поможет оценить состояние двигателя.
Регулировку клапанов стоит совместить с заменой прокладки крышки ГБЦ. Это слабое место автомобилей ВАЗ. Ее редко надолго хватает после снятия.
Источник