Как Пикассо Сталина рисовал. Рассказываем о политическом искусстве главного художника ХХ века
Начать эту историю, наверное, стоит с того, что в ноябре 1950 года Пикассо была вручена Ленинская премия мира — друзья и современники художника отмечали, что он был крайне польщён вниманием руководства СССР.
Зимой того же года он посетил третий Всемирный конгресс за мир в английском Шеффилде. «Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны», — сказал Пикассо во время своего выступления.
Соратники по Коммунистической партии Франции (членом которой он был с 1944 года) ждали от него в то время чего-то такого же по мощи, как «Герника» : США вторглись в Корею, что было первым серьезным «нарушением мира» после Второй мировой. Общественность негодовала, во многих европейских городах протестовали студенты.
В январе 1951 года Пикассо написал картину «Резня в Корее». Искусствоведы пишут, что она была вдохновлена картиной Гойи «Расстрел 3 мая 1808 года» и должна была стать художественным протестом против действий американцев. Но эффекта полотно не возымело. Английский историк искусства Джеймс Лорд писал о «Резне в Корее», что это был «слабый писк среди грохота политической пропаганды».
Одновременно с «Резней в Корее» Пикассо начал работу над еще одним своим произведением, призванным напомнить человечеству о том, что война лишь разрушает и ничего хорошего с ее помощью достичь невозможно. Он расписывает часовню в замке Валлориса, мечтая сделать из нее «храм мира».
Два свода часовни — это фрески «Война» и «Мир», которые расположены друг против друга. «Война у меня в первую очередь ассоциируется с неуклюжим и тряским провинциальным катафалком — такие встречаются на улицах маленьких городков, жалкие и скрипучие колымаги. Я начал рисовать с правой стороны холста, и вокруг этого фрагмента выросла оставшаяся картина», — говорил о «Войне» Пикассо. В центре этой фрески — тройка лошадей, запряженная повозкой с демонами. В центре фрески «Мир» находится Пегас — символ разума, творческого вдохновения и связи всего живого.
В 1954 году часовня получила официальный статус музея и теперь называется Национальный музей Пикассо «Война и мир». Внутри музея в 1958 году появилась еще одна фреска Пикассо — «Дружба народов». Центральный ее образ — легендарный «Голубь мира».
Довелось Пикассо написать и портрет Сталина. Правда, это был рисунок с фотографии «вождя народов», который был приурочен к его смерти. В марте 1953 года Луи Арагон прислал Пикассо телеграмму, что изображение Сталина нужно как можно скорее. (стоит заметить, что в ноябре 1949 года Пикассо уже рисовал картину, посвященную Сталину: «Сталин, за твое здоровье!»)
Портрет был готов на следующей день и опубликован в газете под заголовком «Чем мы обязаны Сталину». Соратники Пикассо и Арагона были страшно возмущены манерой исполнения портрета, посчитав его недостойным «великого государственного деятеля». С тех пор Пикассо больше политических деятелей не рисовал.
Увидеть вживую некоторые работы Пабло Пикассо вы сможете на выставке «От Дюрера до Матисса», которая проходит в эти дни в ГМИИ имени А.С. Пушкина (будет открыта до 1 ноября 2020 года). Генеральным спонсором выставки выступил банк ВТБ.
Больше историй о жизни великого художника читайте на страницах нашего специального проекта — Пикассо: жизнь и творчество . Проект был подготовлен осенью 2018 года к старту выставки Пикассо в ГМИИ имени А.С. Пушкина, давним другом и партнером которого является банк ВТБ.
Источник
bigra
✯Большая игра✯
Идеалы миролюбивы, история жестока
Многолетние поиски портрета Сталина, выполненного Пикассо.
Набросок портрета вождя, выполненный Пабло Пикассо в угольном карандаше, был утрачен и забыт в связи со своей неполиткорректностью, но стремительно вырос в цене за последние годы.
Поиски портрета Сталина руки Пикассо, затянувшиеся на несколько десятков лет, не прекращаются и теперь. Французские искусствоведы, оценивающие работу не менее чем в миллион евро, надеются её найти.
Угольный набросок был выполнен Пабло Пикассо по просьбе его товарища Луи Арагона, возглавлявшего еженедельник компартии Lettres franaises. Редакция должна была включить его в номер, который был посвящен смерти советского вождя. И включила: портрет разместили на первой странице издания. Однако узнаваемый стиль художника не нашел однозначных оценок и на этот раз. Дело в том, что от Пикассо ждали каноничного портрета Сталина, выражающего непоколебимость и величие. Пабло же остался верен своей манере. Работа была названа «профанацией» и с осуждением встречена даже Арагоном.
Сразу после выхода номера в свет Пикассо забрал рисунок из редакции. С тех пор портрет не видели даже члены семьи.
Пабло Пикассо признан самым дорогим художников в мире. Общая стоимость его произведений оценивается в 10 млрд евро.
Источник
Задолго до фотошопа: искусство удаления людей с фотографий в СССР
Название графического редактора Adobe Photoshop давно стало нарицательным. Под словом «фотошопить» каждый подразумевает изменение фотографии, зачастую с намерением ввести в заблуждение или обмануть. Но «фотошопить» начали задолго до появления программы для редактирования изображений и даже задолго до того, как появился персональный компьютер. В CCCP лучшие мастера фоторетуши работали не только в киноиндустрии, но и на пропагандистскую машину.
Фоторетушеры в Советском Союзе обрабатывали официальные фотографии, вносили изменения в ранее сделанные снимки, чтобы привести их в соответствие с требованиями политического режима, и стереть изображения людей, ставших жертвами репрессий.
Британский писатель, дизайнер и коллекционер Дэвид Кинг (David King) заинтересовался снимками советской эпохи в 1970 году, когда впервые побывал в Союзе. Сначала его любопытство было связано с судьбой Троцкого. Но, начав собирать фотографии революционного деятеля, сравнивать оригиналы, которые можно было найти на западе с отретушированными снимками, Кинга заинтересовали и судьбы других советских лидеров, которые исчезали с фотографий.
Фотография Л. Леонидова «Руководители русской революции Ленин и Троцкий на праздновании второй годовщины Великого Октября, на Красной площади в Москве». Та же фотография появилась в 1967 году в книге «В. И. Ленин в фотоискусстве». Но со снимка пропали Троцкий (справа от Ленина) и Каменев (в кожаной кепке и очках слева от Ленина).
Снимки, собранные на протяжении многих лет, Кинг опубликовал в книге «Комиссар исчезает. Фальсификация фотографий и искусства в сталинскую эпоху». В предисловии он написал:
«Как и их коллеги в Голливуде, фоторетушеры в советской России проводили долгие часы, сглаживая несовершенства кожи, помогая камере фальсифицировать реальность».
«Чтобы сгладить на фотографиях лицо Сталина в оспинах, требовались исключительные навыки в работе с аэрографом. Но во времена «великой чистки», бушевавшей в конце 1930-х годов, появилась новая форма фальсификации. За физическим уничтожением политических оппонентов Сталина руками тайной полицией следовало стирание их изображений из всех форм иллюстраций».
Используя инструменты, которые сейчас кажутся донельзя примитивными, советские фоторетушеры делали всё, чтобы из фотографий «исчезли некогда известные личности». А товарищ Сталин, выглядел бы «единственным верным другом, товарищем и преемником Ленина, лидера большевистской революции и основателя СССР».
Эта работа проводилась художественными отделами издательств и требовала ловкости в орудовании скальпелем, клеем, красками и аэрографом. На некоторые примеры из книги «Комиссар исчезает» предлагаем взглянуть ниже.
Члены петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». На фотографии слева направо: стоят – А. Л. Малченко, П. К. Запорожец, А. А. Ванеев; сидят – В. В. Старков, Г. М. Кржижановский, В. И. Ульянов, Ю. О. Мартов. Фотограф: фотоателье Везенберг и К°, 1897 год. Вторая версия снимка 30-х годов: Малченко отсутствует. В 1929 году его арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности, а 1930 году расстреляли, после чего он «исчез» и с исторического снимка на 30 лет. В 1958 году Малченко реабилитировали и снова стали появляться фото с его изображением.
Участники 11-ого съезда РКП(б), Москва, 1922 год. Слева направо: Е. Ярославский, М. Калинин, И. Сталин, Г. Петровский и С. Орджоникидзе. На этом съезде Сталина выбрали генеральным секретарём ЦК. Отретушированная версия фотографии была опубликована в 1939 году к 60-летию вождя. Петровского больше нет. В 1928 году его обвинили в связи с «врагами народа» и сняли со всех постов. Расстрела он избежал чудом, чего нельзя сказать о его зяте и сыне.
В оригинале: Антипов, Сталин, Киров, Шверник и Комаров после разгрома «ленинградской оппозиции», 1926 год. Затем из кадра «исчезает» Комарова (расстрелян). В 1940 году снимок публикуют в издании «История СССР» с вырезанным Антиповым (тоже расстрелян). В 1949 году выходит «Иосиф Сталин. Краткая биография», где фотографию аккуратно ретушируют, убрав и Шверника. На основе этой же фотографии Исаак Бродский написал портрет, в котором изобразил одного лишь Сталина.
Возле Большого театра в мае 1920 года. Ленин выступает с речью, а на ступенях справа стоит Троцкий, за которым частично виден Каменев. Фальсификация этой фотографии – один из первых и, безусловно, самый известный пример фоторетуши сталинской эпохи. Ещё при жизни Ленина снимок стал культовым, но исключённый из большевистской партии Троцкий и открыто критиковавший Сталина Каменев исчезли с этого кадра и не появлялись даже при Горбачёве.
Этот групповой снимок, сделанный на 14-ой всесоюзной конференции в апреле 1925 года, – классический пример фотоманипуляций сталинских времён. Лишь один из товарищей, позировавших с вождём в этом кадре, умер своей смертью. Этот же снимок публиковался в биографии Сталина, которая выходила в 1939 и 1949 годах. В отретушированной версии группа сократилась до четырёх человек, остальных стёрли из истории.
Делегаты 8-го съезда РКП(б) в марте 1919 года. Из 20 делегатов одиннадцать были убиты по распоряжению Сталина, ещё трое покончили жизнь самоубийством, протестуя против его политики. В самой известной отретушированной версии этого снимка присутствуют лишь Ленин, Сталин и Калинин. Иногда Калинина «убирали». Наконец, в 1938 году опубликовали альбом «Первая кавалерия», где лишним оказался даже Ленин.
Фотография 1934 года из альбома «Десять лет Узбекистана». Сидят слева направо: А. Бабаев, В. Молотов, А. Енукидзе. Стоят: О. Блан-Бирликда, З. Авезов и Ф. Ходжаев. На второй версии снимка ретушер неуклюже дорисовал пиджак Ходжаеву на месте Авеля Енукидзе (крёстного отца жены Сталина Надежды Аллилуевой), которого расстреляли, обвинив в измене Родине. В 1937 году автор фотоальбома Александр Родченко замазал лица Блан-Бирклиды, Ходжаева и Енукидзе, что также часто практиковалось на снимках с «врагами народа».
С середины 1930-х годов над возвеличиванием личности Сталина трудилась огромная пропагандистская машина. Фотография в левом верхнем углу «Ленин и Сталин в Горках» (1922 год) – подделка. Её создали, чтобы показать трудящимся близкую дружбу Сталина с Лениным, когда здоровье Ульянова ухудшилось, и пришла пора выбирать преемника. Трудящиеся поверили. По мотивам этой фотографии в 1938 году появилась скульптура (вверху справа) с сияющими вождями. В 1936 году по тому же мотиву художник П. Староносов создал гравюру, где Сталин выглядит исполином на фоне Ленина (внизу справа). А в 1949 году для выставки «Иосиф Виссарионович Сталин в изобразительном искусстве» В. Пинчук создал скульптуру «В. И. Ленин и И. В. Сталин в Горках».
«За шахматной доской», апрель 1908 года, остров Капри, Италия. Стоят: М. Горький, З. Пешков и Н. Богданова. Сидят: И. Ладыжников, В. Ленин, А. Богданов. На фото 1939 года заретуширован Пешков и женское колено в правом нижнем углу.
Татарские делегаты 2-го всесоюзного съезда передовиков-колхозников со Сталиным, Калининым и Молотовым в феврале 1935 года. Фигура, ближайшая к Сталину, просто вырезана из снимка. Иногда нежелательных людей удаляли из фотографий ножницами, за хранение снимка с врагом народа можно было дорого поплатиться.
Вверху: Ежов со Сталиным, Молотовым и Ворошиловым на канале Москва-Волга, 1937 год. Внизу: нарком внутренних дел и народный комиссар водного транспорта Ежов исчезает. В 1939 году его арестовали по обвинению в «подготовке государственного переворота», дело вёл лично Берия. В 1940 году Ежова расстреляли.
Практика ретуширования фотографий распространилась и на материалы из советской космической программы, пишет в издании Wired Джеймс Оберг (James Oberg). Среди космонавтов, которых стирали из истории, был Валентин Бондаренко, погибший в пожаре во время учений за 19 дней до первого полёта в космос. Также удаляли из снимков Григория Нелюбова (на фото выше), одного из перспективнейших членов первого отряда советских космонавтов. Его исключили из программы «за конфликт с военным патрулём в нетрезвом состоянии», а позже он покончил с собой.
Юрия Гагарина, конечно, никто не стирал из снимков. Им гордилась вся страна. Но даже над фотографиями с первым космонавтом планеты иногда производились манипуляции. На снимке выше, где Юрий Алексеевич обменивается рукопожатием с Сергеем Павловичем Королёвым, убрать из кадра решили работника в фоновом режиме. Вряд он был крупной исторической фигурой, но всё же существовал.
Источник