Поролон пирамидка своими руками

Звукоизоляция и акустическая обработка домашней студии

Содержание

Содержание

Звукоизоляция — решает проблемы проникновения звука из комнаты с аудиосистемой в другие помещения и наоборот.

Акустическая обработка — решает проблему с недостаточным рассеиванием звуковых волн, которое приводит к искажению звука, производимого акустической системой.

Звукоизоляция

Если домашняя студия занимает одну из комнат в многоквартирном доме, то работа на больших громкостях будет мешать соседям. В свою очередь, шаги соседей, скрипы, крики детей, уличный шум и другие неприятные звуки будут мешать работе на малых громкостях.

У каждого материала есть показатель поглощения звука (это вполне реальная физическая величина, называемая SRI — Sound Reduction Index), который зависит от толщины и самого материала. SRI кирпичной стены — примерно 45 дБ, а обычная дверь задерживает около 10 дБ.

Очевидное решение — увеличить толщину всего, что можно: стен, полов, потолков, дверей и окон. Большинство дорогих студий и вовсе строят еще одно помещение внутри уже имеющегося — «комнату в комнате». Так полностью убираются каналы передачи звука и вибраций от внутреннего помещения к наружному: используется плавающий пол на резиновой подстилке, стены отделяются друг от друга воздушной прослойкой и минеральной ватой, окна нередко отсутствуют.

В случае с домашней студией можно обить стены слоем минеральной ваты толщиной примерно 10 см, а вату прикрыть гипсокартоном или ковролином. Разумеется, не каждый решится на такой глобальный ремонт.

Тогда нужно выявить, какая стена хуже всего изолирует от посторонних звуков и приставить к ней длинный шкаф с одеждой или стеллаж. На пол можно постелить ковер с толстым ворсом. Потолок сделать навесным, пространство между ним и бетонной плитой заполнить минеральной ватой. Окна завесить толстыми занавесками в два слоя, установить хороший стеклопакет вместо старых рам. Наконец, устранить щели между дверью и дверной коробкой, а на саму дверь также прикрепить звукоизоляционный материал.

Все это поможет избавиться от внешних звуков и раздраженных соседей, но не избавит саму комнату от стоячих волн и резонансов. Эта задача решается акустической обработкой помещения.

Акустическая обработка

Смысл акустической обработки комнаты в том, чтобы избавиться от искажений неподготовленной комнаты, которые на слух определяются как неприятный гул или скрежет на определенных частотах, отсутствие детализации и общая мутность звучания.

В комнате с параллельными стенами неизбежно образуется акустический резонанс. Звуковая волна сотни раз в секунду отражается от одной стены к другой и появляется «стоячая волна».

Как же быть? Есть два основных подхода к акустической обработке помещения: поглощение и рассеивание. Для первого используются звукопоглощающие материалы — акустический поролон, минеральная вата, басовые ловушки и т.п. Для рассеивания — различного вида диффузоры, которые делают поверхность стен комнаты неоднородной. А профессиональные студии намеренно проектируют «неправильно»: с непараллельными стенами и угловатыми потолками.

Высокие и средние частоты

Проблемы с высокими частотами можно легко определить, встав в центр аппаратной комнаты и хлопнув в ладоши — в неподготовленном помещении будет четко различимо короткое эхо с неприятным металлическим окрасом. Очень часто эту проблему решают акустическим поролоном. Но обклеивать поролоном все вокруг не стоит — переглушенное «по верхам» помещение будет звучать неестественно, спад высоких приведет к выпячиванию средних и низких частот. В итоге комната перестанет звенеть, но начнет гудеть и бубнить.

Читайте также:  Персонажи сказок сделанные своими руками

Для борьбы как с высокими, так и со средними частотами нередко используют акустические панели. Такая панель представляет собой кусок звукопоглощающего материала определенной толщины, обернутый в рамку и затянутый декоративной тканью.

Толщина материала для поглощения определенной частоты вычисляется делением скорости звука (331 м/с) на частоту в Герцах. Например, длина звуковой волны на частоте 10 Кгц — 3,31 см. Значит, такую волну может полностью поглотить материал толщиной всего 3,5 см. Чем толще панель, тем ниже частота звука, которую панель может поглотить.

Акустическую панель можно приобрести в готовом виде или собрать самостоятельно — в сети достаточно инструкций. Несколько панелей в критических точках комнаты — позади, спереди и по бокам от мониторов — сделают работу со средними частотами намного комфортнее.

Низкие частоты

Труднее всего справится с низкими частотами. Если посчитать, длина волны частотой 100 Гц — 3,35 метра, акустическая панель такой толщины займет всю комнату. В то же время, именно басовая составляющая заставляет комнату гудеть, окна дрожать, а соседей — стучать по трубам.

Выявить проблемы с басом в комнате довольно просто: нужно запустить в DAW какой-нибудь синтезатор и сыграть гамму от самой нижней октавы. Ноты с проблемными частотами будут ощущаться громче или тише остальных.

Как бороться с басом? Больше всего он любит накапливаться в углах помещения. Поэтому по углам стоит разместить басовые ловушки — чаще всего это акустическая панель треугольной формы или конструкции типа диффузора Шредера.

Также басовые частоты отлично распространяются по твердым материалам. Если студийные мониторы размещены на стойках — бас легко перейдет по ним в пол и далее заставит гудеть всю комнату. Помогут специальные изоляционные подкладки под мониторы или — более радикальный вариант — подиум с резиновыми изоляционными ножками, на которые нужно поставить стойки или рабочий стол целиком, развязав тем самым источник звука с комнатой.

Практические советы для типичных ситуаций

Запись вокала

Диапазон мужского тенора — примерно 130–13000 Гц, женского — чуть выше. Даже самый глубокий бас редко содержит полезные частоты ниже 90 Гц. Поэтому для записи вокала понадобится самая минимальная акустическая обработка помещения, хотя можно обойтись и вовсе без нее.

Как правило, достаточно развесить пресловутый поролон «с пирамидками», чтобы избавиться от нежелательной реверберации. Можно также построить небольшую кабинку для записи вокала и обклеить ее поролоном. Самый примитивный вариант — установить микрофон в большом шкафу с одеждой. Нередко в продаже можно встретить акустические экраны для микрофонов, которые глушат вокал еще до того, как он распространится по всей комнате.

Запись акустических инструментов

Для этих целей понадобится минимальная обработка помещения, если только не планируется запись контрабасов, туб, валторн и других оркестровых инструментов с насыщенным басом. Нескольких акустических панелей, размещенных в критических местах комнаты, будет достаточно, чтобы избавиться от ненужной реверберации и среднечастотных резонансов. Внимание также стоит уделить звукоизоляции — особенно, если планируется запись медных духовых инструментов.

Прослушивание музыки

Одна из самых частых проблем с бытовыми аудиосистемами — это «раздутый бас». Нередко производители намеренно выпячивают низкие частоты в своих изделиях, чтобы больше «качало». Для того, чтобы соседи не стучали по трубе отопления во время работы такой аудиосистемы, нужно максимально изолировать помещение. Также необходимо развязать акустическую систему с комнатой — сделать специальную подставку или стойку на резиновых ножках.

Читайте также:  Организация комнаты для подростка девочки своими руками

Справится с избытком низких частот поможет мягкая мебель, а также полки и стеллажи, играющие роль диффузоров Шредера. Если этого недостаточно — можно поставить несколько басовых ловушек по углам. Пара акустических панелей на стенах улучшат детализацию средних и высоких частот. Для прослушивания музыки не нужно добиваться от помещения идеально ровной АЧХ — здесь лучше ориентироваться на собственный вкус.

Сведение музыки

Именно для сведения музыки требуется наиболее тщательная акустическая подготовка помещения. Нужно выровнять АЧХ комнаты и избавиться от резонансов. Пригодятся все советы, изложенные выше. Чтобы измерить получившийся результат, понадобится специальный микрофон с линейной АЧХ (например, Behringer ECM 8000) и бесплатная программа Room EQ Wizard.

Микрофон необходимо установить в том месте, где находится точка прослушивания при работе со звуком. По результатам измерений программа построит графики АЧХ и реверберации.

Источник

Акустика домашней студии: так ли эффективны «пирамидки»?

👉Сегодня мы спросили у Сергея Проскурякова (Акустик Бюро) , что он думает об эффективности акустического материала «пирамидки», о котором ведется так много споров. Вот, что он нам рассказал:

Эффективны ли «пирамидки»?

«Ответ кроется в свойствах материала. Поролон «пирамидки» относится к пористым поглощающим материалам, которые работают с высокочастотной и среднечастотной частью спектра, и не работают с низкими частотами. «Пирамидки» рекомендуют как простое и дешевое решение для маленьких комнат, однако с «гудением» и «бубнением» они не справляются.

Поролон поможет победить так называемое «порхающее эхо» (флаттер). Если хлопнуть в ладоши в пустой комнате, то отчетливо слышны многократные отражения от стен. С этим явлением пирамидки в общем позволяют справиться. Но с гулкостью и неоднородностью в нижней части спектра — нет. Потому что разная «природа» явлений.

Басовые ловушки

«Басовые ловушки» – ещё одно распространённое заблуждение. Обычно это тот же поролон или минвата, помещенные в углы комнаты. Эффективность такого решения крайне мала (пористые материалы не работают с низкими) и измеряется считанными процентами.

На частотах ниже частоты Шрёдера комната ведет себя как резонатор. С низкочастотными резонансами борются уже не с помощью материалов, а с помощью конструкций.

К низким частотам термин «ловушка» слабо применим. Их вообще мало что может «поймать». Можно говорить лишь о «лёгкой коррекции». Для эффективного взаимодействия с низкими, конструкция должна обладать большой массой и размерами. Изготовление таких конструкций обычно сопряжено с необходимостью проведения специализированных строительных работ.

Откуда берётся вера в «поролоновые чудеса»?

К низким частотам наше ухо чувствительно гораздо меньше, чем к средним и высоким. Когда ты вешаешь пирамидки, они поглощают высокие и средние частоты, и мозг такой: «О, произошли изменения!». А поскольку ты потратил деньги на поролон, тщательно искал «площадки ранних отражений» и вообще «заморочился», будучи уверенным в правильности своих действий, то любые изменения склонен считать безусловным улучшением акустики. Хотя далеко не всегда это так.

А что делать?

Можно самостоятельно изучить тему и понять, какие типы конструкций необходимы для ваших задач (если хотите свою спальню превратить в контрольную комнату или сделать комнату записи — это немного разные подходы), научиться рассчитывать и изготавливать эти конструкции. Или можно обратиться к специалистам в этой области, что позволит вам сэкономить время и с большей вероятностью даст положительный результат».

❗Если вы хотите узнать больше про акустику домашней студии, то читайте цикл статей от Сергея, которые посвящены проблемам домашних студий и способам их решения.

Источник

Поролон не нужен. Почему акустический поролон бесполезен в качестве звукопоглотителя.

Попалось потрясающее по своей содержательности исследование, ангажированное продавцами упаковочного поролона по тройной цене.

Читайте также:  Направляющая циркулярной пилы своими рукам

Читать это надо с изрядной долей критики, потому что там в конце даже есть целый эпос на 4 абзаца на тему «как же работает поролон». Сейчас я открою вам страшную тайну производителей поролона, и в подтверждение своих слов приведу график из оплаченного ими исследования. Так вот, поролон — это. устаревший материал для набивки мебели. Он абсолютно бесполезен в акустике для каких-либо иных целей, кроме зарабатывания денег на наивных покупателях. Поролон бесполезен в виде пирамидок, диффузоров, басовых ловушек, плоский, согнутый, подвешенный и засунутый в гипсокартонные перегородки.

Дело в том, что поролон не поглощает звук. То есть как-то поглощает, но, в сравнении с современными звукопоглощающими композициями, эта его способность исчезающе мала. Даже обычная бархатная штора лучше поролона. Поролон — это лотки от яиц 2.0.

И даже если бы поролон поглощал звук, его форма в виде пирамидок и «басовых ловушек» была бы бесполезна, потому что звуку вообще без разницы, какой формы звукопоглотитель (это уже второй секрет). Если говорить о безэховых камерах, то там конусы из звукопоглотителя используются просто для экономии. То есть, если взять сплошной материал такой же высоты, как клин, у вас получится точно такая же безэховая камера, потому что нельзя поглотить больше энергии, чем есть в заданном объеме. Форма важна для отражения сигнала, а для поглощения она не имеет никакого значения. То есть всевозможные формы «акустического поролона» нужны только для экономии материала. Если вам кажется, что поролон работает, или ваш гуру студийного инжиниринга так считает, то покупайте обычный упаковочный поролон такой же толщины, как выбранные вами пирамидки, и вы получите вдвое больше материала за минимум вдвое меньшие деньги.

Как получилось, что поролон начали позиционировать как решение для студий? Вероятно, дело в том, что он устарел, а заводы по его производству еще работают. Из мебельной промышленности он вытеснен более долговечными, а главное, менее пожароопасными материалами. В упаковке тем более сейчас множество инноваций, и поролон просто слишком дорог для этой отрасли. Вот и осталось производителям поролона работать на рынке любительских студий. Любительских, потому что профессионалы вообще не используют поролон. Есть узкий рынок профессиональных акустических решений — все они, кстати, плоские — и там не используются горючие материалы, потому что они не проходят по нормам оборудования общественных мест. При горении поролон выделяет смертельно ядовитый чёрный дым, который к тому же снижает видимость до нуля. То есть спастись из помещения с горящим поролоном практически невозможно.

А теперь посмотрим на график из статьи трудолюбивых дяденек.

Дяденьки утверждают, что мы должны увидеть на нём степень превосходства одних губок для мыть посуды над другими. На самом деле мы видим тут 3 материала, которые вообще не годятся для звукопоглощения из-за своей малой толщины — видимо, эти ребята заплатили меньше всех. Далее, на само значение коэффициента поглощения можно не обращать внимание, так как он явно пририсован — звукопоглотители редко имеют коэффициент выше единицы в СЧ-диапазоне, но как относительные измерения эти графики годны. Так вот, если внимательно посмотреть в конце статьи на изображения этих чудо-панелей, легко заметить, что наибольший коэффициент поглощения имеют те, у которых выше плотность и объем. Вот и всё, что нужно знать о звукопоглощении в быту: больше купил — больше поглотил.

Источник

Оцените статью
Своими руками