Поняга своими руками размеры чертежи

Поняга своими руками рюкзак для охоты

Глядя на современные туристические рюкзаки понимаешь, что это высокотехнологичное изделие сегодняшнего дня. В них применяются синтетические прочные материалы, крепкие нити, продвинутая фурнитура. Понимая весь технологический прогресс, который привел эти изделия к такому уровню, невольно задаешься вопросом: а как же переносили грузы наши предки? Ведь прочная ткань или нить в те времена могли быть только весьма толстыми и тяжелыми.

Перефразируя под тему выживания, как же быть, если нет рюкзака, а груз нести надо? Прообразы рюкзаков и различных разгрузочных систем имеются в истории многих народностей. На Руси такие приспособления получили имя «поняга». О том, что это и как работает, я расскажу в этом обзоре. Также коснусь вопроса, как сделать понягу своими руками из подручных материалов.

Сегодня знания о поняге весьма искажены. За неё выдают различные примитивные разгрузочные системы. Причисляют это изобретения эвенкам и прочим народам севера. Зачастую неверно ею пользуются.

Подобные разгрузки известны по всему миру. Они имели свои конструктивные особенности, при общей идее. А идея эта – переложить вес груза, прежде всего на поясничный отдел. Не на плечи, как это делают многие современные охотники, а именно на пояс. Есть у поняги и ряд других важных особенностей, которые постепенно здесь разберу.

Простейшая грузовая платформа

Итак, задачи, которые решает грузовая платформа:

  • разместить груз на спине
  • нагрузку переложить на пояс
  • освободить руки
  • обеспечить возможность быстрого снятия, сброса

Примитивный вариант такой разгрузки делается из двух веток. Жерди выбирают толщиной с два пальца. Палки желательно прямые, с минимумом сучков. Длина заготовок берется чуть более метра. В зависимости от ваших антропометрических данных потом подгоним и обрежем.

Отступив от края сантиметров 10 – 15, делают кольцевые зарубки для лучшего удержания веревки. И в этом месте связываем отрезки веток. Для связывания применяют какую-то веревку, паракорд, возможно полоску ткани от одежды. Если веревок нет, то используют лыко. Если есть время и навык, лучше сплести из древесных волокон примитивную веревку.

Отмеряют расстояние от макушки до пояса. Делают зарубки. Отступают еще 10 – 15 см и лишние концы веток обрезают. Зарубки соединяют веревкой. Получается треугольник. Это и есть каркас для крепления груза.

Имеющийся груз заворачивают в какую-то ткань, тент, куртку, лист бересты, шкуру дичи. Укладывают на эту раму и закрепляют веревкой или резинкой. Веревку внизу треугольника не лишне обмотать чем-то мягким, какой-то тряпкой, одеждой. Этот участок будет упираться в поясницу и не надо, чтобы там натирало. Нижние концы веток некоторые привязывают к поясу. Таким образом, пытаются больше нагрузки передать через ремень на поясничный отдел. Это верно по логике, но не совсем грамотно, поскольку желательно, чтобы конструкцию можно было быстро сбрасывать.

К верху каркаса, в месте связки веток крепится отрезок веревки. Она будет выполнять роль лямки. Её перекидывают через плечо и фиксируют на поясе простым узлом, который можно высвободить одним движением.

Лямок, как у классического рюкзака не делают. Функция веревки – не давать грузу опрокидываться назад, но никак не работать упорами на плечи.

Можно делать одну лямку полноценной и фиксированной, а вторую свободной. Сначала закидывать груженую конструкцию на плечо, а вторую лямку перекидывать на другое плечо и крепить на поясе.

Если нет достаточно подходящей для лямок веревки, альтернативой послужит шест. Его конец просовывают под верхний угол треугольника. Шест укладывается на плечо. Получается рычаг, идущий вперед. Своим весом он уравновешивает груз. Управлять, придерживать можно одной рукой.

Читайте также:  Каркас под дровяник своими руками

Классическая поняга своими руками

Слово поняга произошло от древних: паняжа, поножь, поноша. Иными словами, груз, который несут на себе.

Правильная поняга делается из большой развилки, рогатины, рогульки. Размер также берется от макушки до пояса, плюс примерно 20 – 30 см сверху.

Рогатку желательно очистить от коры. Отступив сантиметров 20 от развилки вниз, делают поперечину. У нее скашиваются края. На рогатине делают небольшие выборки. Установив туда поперечину, её фиксируют шнуром, лыком или полосками кожи. Внизу конструкция перетягивается веревкой, уложенной вдвое. К верху рогатки также вяжется веревка, которая будет выполнять роль лямки.

Завернутый в нечто груз фиксируют при помощи палки. Её заводят и прокручивают в веревке снизу. А когда поклажа уложена, то палку прижимают сверху и вводят ее конец под развилку рогатины. Так груз получается зажатым и никуда не денется.

Более правильным и надежным способом крепления поклажи будет применение встречной рогульки. Она берется из более тонкой и гибкой ветки. Толстый одиночный конец также закручивается в веревке, а верхние концы, обогнув груз, фиксируются каркасом поняги. Так площадь фиксации выходит больше, а крепление надежнее.

Дальше важная фишка. Из коротких отрезков веревки или шнурка, делаются две петельки на ремне. Подняв груз за веревку через плечо, концы развилки вводят в эти петельки. Получается, что основная масса придется именно на ремень. Верхние лямки будут служить лишь фиксатором. Это и есть правильная постановка поняги.

Веревку перебрасывают через плечо и фиксируют на поясе. Делают это так, чтобы можно было выдернуть конец одним движением. В таком случае груз опрокидывается назад и концы поняги свободно вылетают из петелек на поясе.

Так действовали наши предки. Груз размещался на спине, с упором на поясницу, а руки были заняты исключительно оружием. В случае опасности веревка высвобождалась, поняга отстегивалась и сбрасывалась моментально. Человек налегке мог убегать или вступать в бой.

Ещё одна прелесть поняги в том, что в неё можно нагрузить очень много всего. Например, целую тушу дичи или охапку хвороста. Такое в рюкзак не поместишь, а здесь нет ограничений по размеру.

Даже прослеживается преимущество перед теми же современными рюкзаками. Чтобы сбросить туристический рюкзак, нужно расстегнуть фиксаторы на поясе и на груди. Потом пытаться сбросить лямки, что бывает непросто. Крайне опасно так провалиться под лед, упасть со склона. Рюкзак становится обузой, которую трудно быстро снять. Поняга этот недостаток устраняет. Так что, отправляясь в опасные места, некоторые охотники, таежники даже монтируют свои рюкзаки на каркасах, работающих по принципу поняги.

Основательная поняга для туриста и охотника

Если вы охотник, рыболов, турист, нуждаетесь в подобной системе на регулярной основе, то можно сделать стационарный вариант. Или качественно обрабатывают деревянную рогульку, или применяют для изготовления каркаса легкие и прочные дюралевые трубки. Основу под спину можно сделать из переплетенного кожаного шнурка, стропы, брезентового полотна. Изготавливают широкий удобный обхват для спинной части талии из полоски кожи ли прочной ткани.

Приходится видеть много ошибок в построении подобных разгрузок. Запомните, что не нужно делать упора на плечи. Делать упор следует только на пояс, ремень. Также важно обеспечить быстрый сброс конструкции. Запомните эти ключевые принципы и сможете решить задачу переноски груза при помощи подручных средств в экстремальной ситуации.

Источник

ПОНЯГА, РЮКЗАК И КОЛЕСО

Рюкзак бывалого туриста весит обычно около 40 кг. Согласитесь, не просто пробираться с таким грузом по нехоженым тропам. Тем более, что почти у всех заплечных мешков есть один общий недостаток — тяжело нагруженные, они плотно прилегают к спине, а из-за отсутствия вентиляции в этом месте одежда отсыревает. Помимо дискомфорта это грозит простудой как летом, так и зимой. Приспособить за спину «неподъемный» рюкзак с пола или земли — целая проблема: надо либо прибегать к помощи попутчиков, либо изловчаться самому. Непросто и правильно уложить в рюкзак вещи, распределив их так, чтобы центр тяжести был как можно ближе к спине и по высоте приходился на уровень лопаток и чтобы не было твердых углов.

Читайте также:  Поделка снеговик своими руками для детского сада

В Сибири охотники и проводники еще в давние времена пользовались понятой. Такие же приспособления применяются и сейчас, например, в Якутии, Забайкалье. По словарю Даля, это «носилки из лучков на спине», а по описанию очевидцев — станок из широких реек (или тонких досок), к которому привязывают мешок с каким-либо грузом.

Для изготовления поняги берут крепкую доску длиной 500— 700, шириной 230—300 и толщиной около 20 мм. При обработке ее верхнего и нижнего краев по бокам оставляют выступы по 50 мм длиной. Затем просверливают, прожигают или пробивают несколько отверстий, в том числе два в средней части: здесь на ремешке всегда подвешивают столь необходимый в тайге топор. Мешок подвязывают, а ружье подвешивают сверху, цепляя ремнем за выступы доски.

На поняге можно нести вещи любой формы, не рискуя намять спину. А если сделать по этому же принципу рюкзак, то ноша, как утверждают бывалые туристы, станет легче. Перекраивать ничего не потребуется: переделка сведется к постановке между спиной и грузом твердой прокладки, например, из фанеры.

Обрежьте фанерный лист по размерам рюкзака, просверлите по периметру отверстия и надежно прикрепите нитками к задней стенке. Можно поступить и по-другому: пришить внутри рюкзака дополнительный карман и в него вставлять фанеру — прокладка станет съемной. И еще небольшое усовершенствованне: попробуйте разрезать в самом низу правую лямку и вшить в это место замок из кольца и крючка (карабин). Теперь и надеть рюкзак — не проблема. Так же легко и быстро можно в любой момент скинуть его, разъединив карабин.

Забайкальская поняга

Станок:

1 — боковая стойка (дюралюминиевая труба Ø26,1.75(1, 2 шт.); 2— поперечина (дюралюминиевая труба Ø20, L450, 3 шт.); 3 — вертикальная опора (дюралюминиевая труба Ø10, L650, 2 шт.); 4 — «рог» усиления (дюралюминиевая труба Ø20,L520); 5 — бандажный пояс; 6 — ремень обвязки; 7 — шнуровка; 8 — полка (дюралюминиевая труба Ø26,L700)

Станковый рюкзак, вошедший в моду, та же поняга, только модернизированная. Прокладка (в данном случае станок) изготавливается из дюралюминиевых трубок, по возможности из титановых. Они соединяются между собой сваркой, винтами или заклепками. Боковые стойки выгибаются по профилю фигуры того туриста, который будет носить станок; поперечины также выгнуты, но наружу: вместе с двумя тонкими опорными трубками они не дают возможности рюкзаку прикасаться к спине. К лопаткам и пояснице упруго прилегают широкие, хорошо натянутые бандажные пояса. Шьют их обычно из толстого брезента шириной 100 мм, а стягивают шнуровкой с одного края к правой стойке. Лямки также брезентовые. Часто их делают с прокладкой из поролона внутри. Причем если верх зашивают вокруг стоек в месте соединения с поперечиной, то снизу они имеют кожаные петли или надежно пришитые металлические кольца, которыми и надеваются на боковые стойки снизу.

Крепится мешок с поклажей к станку так же, как и к поняге. Его просто привязывают четырьмя ремнями: два верхних затягивают его петлей, а два нижних, поддерживая, пропускают снизу и притягивают к станку.

Теперь о главном — о размерах станка, которые позволяют рюкзаку быть удобным. Опытные туристы считают, что для тяжелой поклажи и дальних походов станки должны быть строго индивидуальны, то есть каждый делается по фигуре. Так, ширина его равна ширине плеч, боковые стойки выступают над плечами на 20—50 мм, а оканчиваются на уровне тазобедренного сустава. Профиль изгиба стоек выбирается опытным путем с помощью толстой проволоки. Расположение поперечин также подчинено определенным законам: верхняя должна находиться на середине лопаток, средняя — на двух третях расстояния между ней и нижними концами стоек (L); а отступя 50 мм от нижних концов стоек, ставится еще одна. Кроме того, изгиб поперечин необходим такой, чтобы они не выступали за прямую линию, соединяющую их (показано пунктиром). Что же касается бандажных поясов, то они могут быть передвинуты вверх-вниз так, как это будет удобно.

Читайте также:  Прививочные ножи своими руками

Конструкция станка позволяет не так тщательно, по сравнению с обычным рюкзаком, размещать и подгонять укладываемые вещи — его центр тяжести груза автоматически располагается в оптимальном положении. Мало того, станок позволяет пользоваться мешками различной вместимости и габаритов, при этом под ними можно подвязывать спальники, скатанные палатки и другие громоздкие вещи. Если еще к нижней поперечине добавить более изогнутую — полукруглую полку, то станет возможным запросто переносить и такие тяжести, как, например, лодочные моторы и многоместные надувные лодки.

Остается добавить, что в случае изготовления станка из дюралюминиевых трубок следует придерживаться таких их диаметров: стойки — 26, поперечины — 20, вертикальные опоры — 10 мм. Ориентировочные размеры станка для человека среднего роста и телосложения: общая высота — 750, ширина — 450, расстояние между верхней и нижней поперечиной — 450 мм. Масса всей конструкции 2—2,5 кг.

Ранец-тачка, или рюкзак с колесом (а — в положении ранца, б— в положении тачки):

1 — каркас-рама; 2 — поперечина; 3 — проушина (2 шт.); 4 — ручка (2 шт.); 5 — обвязка ручки; 6 — наконечник ручки (2 шт.); 7 — гнезда ручек; 8 — опора (2 шт.); 9 — поясной ремень; 10 — плечевая лямка (2 шт.); 11 — гайка-барашек (2 шт.); 12 — колесо-дутик

В результате использования таких рюкзаков труд туриста во многом облегчается. Однако было бы еще лучше, если бы груз не находился за спиной, а… ехал. Что ж, можно сделать и так. Только весь каркас — остов рюкзака — будет металлическим, из трубок диаметром 10—15 мм. По сути дела, это уже ранец, обтянутый плотной тканью, скажем, брезентом. Когда к нему добавляют колесо и ручки, заплечный мешок превращается в тачку. Для этого внизу каркаса-рамы с внешней стороны приваривают два отрезка труб, имеющих внутреннюю резьбу М12, — гнезда ручек. В обычном ранцевом варианте будущие ручки длиной около 700 мм ввинчивают в эти гнезда сверху и дополняют в таком положении раму.

С другой, внутренней стороны имеются ножки-опоры: в колесном варианте тачка опирается ими на землю. А в ранце — на карабинах за кольца пристегиваются к ним снизу лямки и поясной ремень, кроме того, на ходу за них удобно придерживать рюкзак руками.

В верхней части каркаса поставлена пара проушин, в них на гайках-барашках закрепляется ось колеса, вполне подходят сюда «дутики» от детских велосипедов.

Сверху также карабинами к поперечине прикрепляются лямки, а чтобы она не гнулась под тяжестью, лямки делают в этом месте двойными и цепляют дополнительно за трубки проушин.

Перевод ранца с плеч на колеса совершается буквально за пару минут: отстегиваются лямки, вынимается из специально сшитого наружного кармана и ставится на место колесо, ввинчиваются снизу в гнезда ручки, на концы их натягиваются резиновые или пластмассовые наконечники. Освободившиеся лямки туристы часто используют для поддержки тачки, пристегивая их к каркасу и надевая за шею, чтобы освободить руки. Преимущества тачки перед заплечным рюкзаком очевидны, а при хорошей дороге вполне оправдывают те дополнительные 3 кг, которые включают массу каркаса, колеса и прочих деталей тачки.

Источник

Оцените статью
Своими руками