Поняга своими руками рюкзак для охоты
Глядя на современные туристические рюкзаки понимаешь, что это высокотехнологичное изделие сегодняшнего дня. В них применяются синтетические прочные материалы, крепкие нити, продвинутая фурнитура. Понимая весь технологический прогресс, который привел эти изделия к такому уровню, невольно задаешься вопросом: а как же переносили грузы наши предки? Ведь прочная ткань или нить в те времена могли быть только весьма толстыми и тяжелыми.
Перефразируя под тему выживания, как же быть, если нет рюкзака, а груз нести надо? Прообразы рюкзаков и различных разгрузочных систем имеются в истории многих народностей. На Руси такие приспособления получили имя «поняга». О том, что это и как работает, я расскажу в этом обзоре. Также коснусь вопроса, как сделать понягу своими руками из подручных материалов.
Сегодня знания о поняге весьма искажены. За неё выдают различные примитивные разгрузочные системы. Причисляют это изобретения эвенкам и прочим народам севера. Зачастую неверно ею пользуются.
Подобные разгрузки известны по всему миру. Они имели свои конструктивные особенности, при общей идее. А идея эта – переложить вес груза, прежде всего на поясничный отдел. Не на плечи, как это делают многие современные охотники, а именно на пояс. Есть у поняги и ряд других важных особенностей, которые постепенно здесь разберу.
Простейшая грузовая платформа
Итак, задачи, которые решает грузовая платформа:
- разместить груз на спине
- нагрузку переложить на пояс
- освободить руки
- обеспечить возможность быстрого снятия, сброса
Примитивный вариант такой разгрузки делается из двух веток. Жерди выбирают толщиной с два пальца. Палки желательно прямые, с минимумом сучков. Длина заготовок берется чуть более метра. В зависимости от ваших антропометрических данных потом подгоним и обрежем.
Отступив от края сантиметров 10 – 15, делают кольцевые зарубки для лучшего удержания веревки. И в этом месте связываем отрезки веток. Для связывания применяют какую-то веревку, паракорд, возможно полоску ткани от одежды. Если веревок нет, то используют лыко. Если есть время и навык, лучше сплести из древесных волокон примитивную веревку.
Отмеряют расстояние от макушки до пояса. Делают зарубки. Отступают еще 10 – 15 см и лишние концы веток обрезают. Зарубки соединяют веревкой. Получается треугольник. Это и есть каркас для крепления груза.
Имеющийся груз заворачивают в какую-то ткань, тент, куртку, лист бересты, шкуру дичи. Укладывают на эту раму и закрепляют веревкой или резинкой. Веревку внизу треугольника не лишне обмотать чем-то мягким, какой-то тряпкой, одеждой. Этот участок будет упираться в поясницу и не надо, чтобы там натирало. Нижние концы веток некоторые привязывают к поясу. Таким образом, пытаются больше нагрузки передать через ремень на поясничный отдел. Это верно по логике, но не совсем грамотно, поскольку желательно, чтобы конструкцию можно было быстро сбрасывать.
К верху каркаса, в месте связки веток крепится отрезок веревки. Она будет выполнять роль лямки. Её перекидывают через плечо и фиксируют на поясе простым узлом, который можно высвободить одним движением.
Лямок, как у классического рюкзака не делают. Функция веревки – не давать грузу опрокидываться назад, но никак не работать упорами на плечи.
Можно делать одну лямку полноценной и фиксированной, а вторую свободной. Сначала закидывать груженую конструкцию на плечо, а вторую лямку перекидывать на другое плечо и крепить на поясе.
Если нет достаточно подходящей для лямок веревки, альтернативой послужит шест. Его конец просовывают под верхний угол треугольника. Шест укладывается на плечо. Получается рычаг, идущий вперед. Своим весом он уравновешивает груз. Управлять, придерживать можно одной рукой.
Классическая поняга своими руками
Слово поняга произошло от древних: паняжа, поножь, поноша. Иными словами, груз, который несут на себе.
Правильная поняга делается из большой развилки, рогатины, рогульки. Размер также берется от макушки до пояса, плюс примерно 20 – 30 см сверху.
Рогатку желательно очистить от коры. Отступив сантиметров 20 от развилки вниз, делают поперечину. У нее скашиваются края. На рогатине делают небольшие выборки. Установив туда поперечину, её фиксируют шнуром, лыком или полосками кожи. Внизу конструкция перетягивается веревкой, уложенной вдвое. К верху рогатки также вяжется веревка, которая будет выполнять роль лямки.
Завернутый в нечто груз фиксируют при помощи палки. Её заводят и прокручивают в веревке снизу. А когда поклажа уложена, то палку прижимают сверху и вводят ее конец под развилку рогатины. Так груз получается зажатым и никуда не денется.
Более правильным и надежным способом крепления поклажи будет применение встречной рогульки. Она берется из более тонкой и гибкой ветки. Толстый одиночный конец также закручивается в веревке, а верхние концы, обогнув груз, фиксируются каркасом поняги. Так площадь фиксации выходит больше, а крепление надежнее.
Дальше важная фишка. Из коротких отрезков веревки или шнурка, делаются две петельки на ремне. Подняв груз за веревку через плечо, концы развилки вводят в эти петельки. Получается, что основная масса придется именно на ремень. Верхние лямки будут служить лишь фиксатором. Это и есть правильная постановка поняги.
Веревку перебрасывают через плечо и фиксируют на поясе. Делают это так, чтобы можно было выдернуть конец одним движением. В таком случае груз опрокидывается назад и концы поняги свободно вылетают из петелек на поясе.
Так действовали наши предки. Груз размещался на спине, с упором на поясницу, а руки были заняты исключительно оружием. В случае опасности веревка высвобождалась, поняга отстегивалась и сбрасывалась моментально. Человек налегке мог убегать или вступать в бой.
Ещё одна прелесть поняги в том, что в неё можно нагрузить очень много всего. Например, целую тушу дичи или охапку хвороста. Такое в рюкзак не поместишь, а здесь нет ограничений по размеру.
Даже прослеживается преимущество перед теми же современными рюкзаками. Чтобы сбросить туристический рюкзак, нужно расстегнуть фиксаторы на поясе и на груди. Потом пытаться сбросить лямки, что бывает непросто. Крайне опасно так провалиться под лед, упасть со склона. Рюкзак становится обузой, которую трудно быстро снять. Поняга этот недостаток устраняет. Так что, отправляясь в опасные места, некоторые охотники, таежники даже монтируют свои рюкзаки на каркасах, работающих по принципу поняги.
Основательная поняга для туриста и охотника
Если вы охотник, рыболов, турист, нуждаетесь в подобной системе на регулярной основе, то можно сделать стационарный вариант. Или качественно обрабатывают деревянную рогульку, или применяют для изготовления каркаса легкие и прочные дюралевые трубки. Основу под спину можно сделать из переплетенного кожаного шнурка, стропы, брезентового полотна. Изготавливают широкий удобный обхват для спинной части талии из полоски кожи ли прочной ткани.
Приходится видеть много ошибок в построении подобных разгрузок. Запомните, что не нужно делать упора на плечи. Делать упор следует только на пояс, ремень. Также важно обеспечить быстрый сброс конструкции. Запомните эти ключевые принципы и сможете решить задачу переноски груза при помощи подручных средств в экстремальной ситуации.
Источник
Поняга своими руками эвенкийская
Так она выглядит
Рама имеет т.н. анатомическую форму. Очень легкая. Вес менее 1 кг
Плечевые ремни крепятся к раме через отверстия овальной формы с помощью пряжек-двухщелевок. Ширина строп 50мм. Есть стропы в области пояса. Ширина 38мм.
Ремни вместе с пряжками могут извлекаться из отверстий для перестановки
Можно переставить ремни ближе к позвоночнику
Я попробовал сделать из такой рамы своего рода понягу. Первое, что я сделал, это удалил кронштейн для крепления баллона в нижней части рамы
Т.к. ‘полку’ на которую ставится груз приделать к низу рамы пока мне не удается я решил изготовить небольшой клапан, который будет работать вместо полки, не в полной мере конечно, но удержание груза вполне нормальное. Клапан изготовлен из толстой кожи, сверху пришита стропа, которая крепится в отверстии рамы. Сбоку установлены два D-кольца для утяжки переносимого груза
Между ребрами жесткости был вшит небольшой карман из кожи для переноски складной пилы или топора. Для того, чтобы пришить его к углепластику пришлось сверлить отверстия д=1,5 мм. Думаю, что на прочность рамы это не повлияет
Со стороны спины рама обшита двумя слоями юртового войлока. Отверстий сверлить не надо, хватает штатных
Вид с грузом. Вместо жгутов вполне подойдет веревка
Вот как все это сидит на тушке
Что можно еще переделать:
— убрать с ремней пряжки двухщелевки и пришить их к раме намертво. В этом есть и плюсы и минусы
— установить на поясной ремень фастекс — будет полноценное опирание рамы на поясницу. Я пробовал ставить фаст, только бОльшего размера. Некрасиво получилось, но удобство ношения стало лучше.
— вместо юртового войлока закрепить ппэ коврик, не впитывает влагу, моль не трахает и пр. плюсы
— убрать стропы и установить полноценные рюкзачные анатомические лямки, только где их взять:
В отношении удобства ношения — был с этой понягой в тайге всего один световой день (примерно 5 часов). Особо тяжелого в ней не таскал, термос, пожрать, патроны и по мелочи. Всего около 5 кг. Мне понравилось, получше чем рюк. Жесткая анатомическая спина выигрывает однозначно. Интересно будет ее потаскать по теплу, с минимумом одежки:
Прошу всех желающих высказаться по поводу данного агрегата, покидать тапки и пр. и т.п. Заранее всем спасибо!
цитата: полноценные рюкзачные анатомические лямки,
цитата: Изначально написано alexkevin:
Самому сшить.Самый простой вариант-куски пожарного шланга со вставками подложки под ламинат(стенофон).
http://petrovichstd.ru/catalog/1549/127206/
Шить прорезиненный пожарный рукав когда-то пробовал. Удовольствие ниже среднего. Есть у меня ранец десантный от Сплава, все руки чешутся спороть лямки, пока жалко. Подожду мальца, может у кого из друзей рюк порвется.
Ждём следующей темы об использовании микроскопа в качестве ударного инструмента.
цитата: Изначально написано Stag-beetle:
Бестолковая тема, ибо найти исходник простому гражданину нереально. Даже не у всякого пожарного имеется в свободном доступе рама от дыхательного аппарата. Да и списать их, насколько я знаю, не так уж просто. Гораздо проще и дешевле купить нормальный жёсткий (каркасный) рюкзак.
Ждём следующей темы об использовании микроскопа в качестве ударного инструмента.
Поверьте на слово, не так уж и сложно найти бэушную раму. Было-бы желание сделать что-либо своими руками. А на счет того, что рамный рюк выйдет дешевле — спорный вопрос.
цитата: прорезиненный пожарный рукав когда-то пробовал.
Поверьте на слово, не так уж и сложно найти бэушную раму. Было-бы желание сделать что-либо своими руками. А на счет того, что рамный рюк выйдет дешевле — спорный вопрос.
Около полутора тысяч рублей — тут же на форуме продаются шведские рюкзаки на раме. рама очень прочная, мешок снимается.
цитата: Изначально написано ovod1:
Интересное решение,ещё можно мешок брезентовый на синтетику заменить, более лёгкую и прочную.Грудная стяжка лямок не «просится»?
Уже пробовал сшить мешок из синтетики (оксфорд). То-ли ткань попалась такая, то-ли я что то не так делал. В общем при больших нагрузках шов разлазится. Каким только швом не пробовал.
На счет грудной стяжки — нужно будет попробовать.
цитата: Изначально написано Dersu_Uzala:
Около полутора тысяч рублей — тут же на форуме продаются шведские рюкзаки на раме. рама очень прочная, мешок снимается.
Не сочтите за труд, киньте ссылкой.
На ганзе проскакивают, около полутора, не часто, но бывают. я свой очень давно брал. лет 5 точно прошло.
Вот видеообзор, правда на англ.
——————
Пусть, кто вышел охотиться, с полпути не воротится (хакас)
Уже пробовал сшить мешок из синтетики (оксфорд). То-ли ткань попалась такая, то-ли я что то не так делал. В общем при больших нагрузках шов разлазится. Каким только швом не пробовал.
На счет грудной стяжки — нужно будет попробовать.
Нет, оксфорд не подойдет, он «сыплется» по краям, нужно что-то другое, лёгкое,прочное и желательно непромокаемое.
А на счёт замены войлока чем-то более современным не думали?
На ганзе проскакивают, около полутора, не часто, но бывают. я свой очень давно брал. лет 5 точно прошло.
Вот видеообзор, правда на англ.
Спасибо, посмотрел. Полторы тысячи за такой рюк — это нормально. Бюджет моей конструкции скромнее. Сугубо мое мнение — трубчатая рама проиграет по удобству ношения.
А на счёт замены войлока чем-то более современным не думали?
Думал покромсать свой коврик, пока жалко Спине сейчас с войлоком очень даже ничего. Может к весне созрею, когда тепло будет
Спасибо, посмотрел. Полторы тысячи за такой рюк — это нормально. Бюджет моей конструкции скромнее. Сугубо мое мнение — трубчатая рама проиграет по удобству ношения.
Бюджет скромнее, но ни лямок, ни мешка нет, с них и доьерете остаток. Проиграет тоже Врядли — с учетом того, что она поудобней (спины касается крайне малой площадью, спина не потеет вообще) и на ней снизу уже есть упор. ну спорить не буду, у каждого своя религия.
quote: Изначально написано Разведчик1:
ответил в личку.
уже скоро будет год изделию. может поделитесь опытом эксплуатации?
С удовольствием. Начал таскать ее зимой на копытных. Основное применение — вынос мяса к машине или на зимовье. Сшили брезентовый мешок примерно в два раза больше армейского вещмешка. С размерами главное не переборщить. Всегда неохота две ходки делать, вот и нагружаешь по полной. Потом материшься всю дорогу. Внутрь вставляешь большой мусорный пакет и вперед. На весенней охоте на водоплавающую нас перевозили по льду через Лену «Ирбисом» на воздушной подушке. Шмурдяк пришлось укладывать по гермобаулам очень плотно, т.к. количество мест влияет на стоимость переезда. От места высадки до табора около километра. На раму «герма» закрепилась мертво, но вот тащить на себе курпногабарит оказалось тем еще мучением! Штормит во все стороны, да еще по пересеченке.
Летом и осенью девайс не таскал. Уезжал в отпуск.
Вывод — мешок на раму нужно шить «с умом». Ни много ни мало. Крупногабаритный груз неудобен для переноски, использовать только если критично для конкретной ситуации.
Что хочу сейчас сделать: вместо резиновых жгутов и веревок закрепить в виде несъемного мешка сеть с крупной ячеей (пока не нашел). Через ее ячейки шнуровку из веревки 8мм для быстрой утяжки или освобождения содержимого. Плюсы вижу в том, что в такую котомку можно бросить несколько вещей раздельно, а не копаться вслепую в мешке.Но, время покажет. Как то так.
quote: Изначально написано Survival61:
прошу сообшить если рама в наличии
Ответил в личку
quote: Изначально написано Шниперсон:
Юрий, спасибо Вам! Посылку забрал; всё сделано по высшему разряду!
И Вам спасибо. Удачи в творчестве!
С уважением
quote: Изначально написано Андреев:
Доброго!
в наличии есть рама?
Приветствую! Ответил Вам в личку.
С уважением
С удовольствием. Начал таскать ее зимой на копытных. Основное применение — вынос мяса к машине или на зимовье. Сшили брезентовый мешок примерно в два раза больше армейского вещмешка. С размерами главное не переборщить. Всегда неохота две ходки делать, вот и нагружаешь по полной. Потом материшься всю дорогу. Внутрь вставляешь большой мусорный пакет и вперед. На весенней охоте на водоплавающую нас перевозили по льду через Лену «Ирбисом» на воздушной подушке. Шмурдяк пришлось укладывать по гермобаулам очень плотно, т.к. количество мест влияет на стоимость переезда. От места высадки до табора около километра. На раму «герма» закрепилась мертво, но вот тащить на себе курпногабарит оказалось тем еще мучением! Штормит во все стороны, да еще по пересеченке.
Летом и осенью девайс не таскал. Уезжал в отпуск.
Вывод — мешок на раму нужно шить «с умом». Ни много ни мало. Крупногабаритный груз неудобен для переноски, использовать только если критично для конкретной ситуации.
Что хочу сейчас сделать: вместо резиновых жгутов и веревок закрепить в виде несъемного мешка сеть с крупной ячеей (пока не нашел). Через ее ячейки шнуровку из веревки 8мм для быстрой утяжки или освобождения содержимого. Плюсы вижу в том, что в такую котомку можно бросить несколько вещей раздельно, а не копаться вслепую в мешке.Но, время покажет. Как то так.
Не смотрели в сторону РПС? Это касаемо лямок и ремней. Кстати где то
В разделе Снаряжение своими руками была тема о шитье плечевых лямок.
А касаемо переноски больших весов,необходима другая конструкция.
Гляньте на фото, там где отец и сын рогульщики(кули).
http://dkphoto.livejournal.com/180025.html
На аналогичной конструкции,2 км переносился лодочный мотор,по онченно пересеченной местности.
Достаточно удобно.Правда ноги потом отчего то дрожат.
Не смотрели в сторону РПС? Это касаемо лямок и ремней. Кстати где то
В разделе Снаряжение своими руками была тема о шитье плечевых лямок.
А касаемо переноски больших весов,необходима другая конструкция.
Гляньте на фото, там где отец и сын рогульщики(кули).
http://dkphoto.livejournal.com/180025.html
На аналогичной конструкции,2 км переносился лодочный мотор,по онченно пересеченной местности.
Достаточно удобно.Правда ноги потом отчего то дрожат.
Посмотрел и почитал. Сама по себе статья очень интересная. Про рогульщиков улыбнуло Дейсвительно у такой поняги самое слабое место — это ноги.
РПС с кучей навесного хлама от Сплава у меня был. Все продал. Сейчас таскаю в городе однодневник от 5.11 В нем лямки очень нравятся. В перспективе хочется что то подобное с быстрым и надежным сбросом. Тему про лямки обязательно почитаю.
С уважением
Посмотрел и почитал. Сама по себе статья очень интересная. Про рогульщиков улыбнуло Дейсвительно у такой поняги самое слабое место — это ноги.
РПС с кучей навесного хлама от Сплава у меня был. Все продал. Сейчас таскаю в городе однодневник от 5.11 В нем лямки очень нравятся. В перспективе хочется что то подобное с быстрым и надежным сбросом. Тему про лямки обязательно почитаю.
С уважением
quote: Изначально написано dim99:
Интересна рама. )
Приветствую! Написал в личку.
quote: Изначально написано pppvlasov:
Кстати вспомнил:
готовые плечевые лямки видел в ЭШП9,там они идут к транспортным сумкам.
Было у меня нечто подобное от ССО. Тоже безжалостно продал Тут один форумчанин предложил мне пошить лямки. Пока в раздумьях.
quote: Изначально написано rrb70:
Цену поняги можно?[/B]
quote: Originally posted by Stag-beetle:
Бестолковая тема, ибо найти исходник простому гражданину нереально. Даже не у всякого пожарного имеется в свободном доступе рама от дыхательного аппарата. Да и списать их, насколько я знаю, не так уж просто. Гораздо проще и дешевле купить нормальный жёсткий (каркасный) рюкзак.
Ждём следующей темы об использовании микроскопа в качестве ударного инструмента.
Я бы тоже усомнился в целесообразности, но несколько иначе.
На фото готового рюкзака на этой раме на спине автора — крошечный мешочек, литров на 10-15. Однако сама рама весит килограмм, еще всякой кожи-войлока-веревок на ней килограмма два, как мне кажется. Короче, 3 кг только чтобы удобнее таскать сей крошечный детский рюкзачок. В моем же понимании рама/поняга/станок нужны именно для перетаскивания могучих рюкзаков, большого объема и веса.
Чего ради все затевалось?
quote: Originally posted by RTDS:
Короче, 3 кг только чтобы удобнее таскать сей крошечный детский рюкзачок. В моем же понимании рама/поняга/станок нужны именно для перетаскивания могучих рюкзаков, большого объема и веса.
Чего ради все затевалось?
Конечно, если я направляюсь по грибы, за рябчиками на полдня, на ток или на коллективный загон на тракторной телеге, то беру невесомый сидор.
quote: Изначально написано RTDS:
Чего ради все затевалось?
Затевалось это ради «попробовать сделать своими руками». А вдруг чего хорошего получится? И армейский вещмешок — приблуда для эксперемента. Позже был пошит брезентовый мешок. Разобранный по запчастям козлик хорошо там умещается. И вес такой тащить оказалось намного комфортнеее, чем в рюке. Это сугубо мое ощущение. Фоток нет, на месте не до них.
quote: Изначально написано Le:Xa:
предлагаю у тех же людей, которые вам достают рамы, спросить лямки от АСВ-2, очень удобные. Сейчас баллоны полегче, поэтому и лямки и крепёж попроще,ещё можно от уралов посмотреть или от кипа 8. Сейчас эти противогазы и дыхательные аппараты почти не используют, поэтому найти можно будет.
Сегодня притащили мне раму из простого дерьмового пластика с какими-то загугулинами, но лямки нам класс! Широкие, толстенные. Завтра узнаю, что за зверь, сфотаю и выложу.
quote: Originally posted by Festen65:
Сегодня притащили мне раму из простого дерьмового пластика с какими-то загугулинами
quote: Изначально написано Шниперсон:
Это точно «простой дерьмовый пластик»? Может это ударопрочный полистирол или типа того?
Рама от АП 98-7К. Намного тоньше, при попытке согнуть раму руками, она не имеет ничего против. Однако утверждают, что она не боится отрицательных температур и сломать ее даже при небрежной эксплуатации практически невозможно. С ремнями я обманулся. Такие же, просто новые. Ну или почти новые. Сама рама немного длиннее, чем АП Север
Фото с телефона
В данном случае смущает неуниверсальность пластикового пояса для лета/зимы.
А в принципе интересно было бы попробовать.
quote: Изначально написано Шниперсон:
В принципе, не всегда хорошо, если рама стоит колом. Имеет право на существование.
В данном случае смущает неуниверсальность пластикового пояса для лета/зимы.
А в принципе интересно было бы попробовать.
Мало того, что поясные «крылышки» выглядят крайне нелепо, лямки к ним крепятся в нижней точке Я думаю, шарнир — Очень слабое место при переноске тяжелых грузов.
quote: Originally posted by карнотавр:
Рама нравится где , сколько и почем можно поинтересоваться?
Рама, которую автор прислал мне, имеет трещины, и одна из них — в критическом месте (в ухе, к которому крепится верхний конец лямки).
У меня весенний сезон из-за этого под угрозой!
Я оставляю раму себе для опытов.
quote: Изначально написано Шниперсон:
Так, появились грустные новости.
Рама, которую автор прислал мне, имеет трещины, и одна из них — в критическом месте (в ухе, к которому крепится верхний конец лямки).
У меня весенний сезон из-за этого под угрозой!
Я так понимаю, что [b]КРИТИЧЕСКИЕ ДЕФЕКТЫ ИМЕЮТ ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ РАМЫ, продаваемые ТС, ИНАЧЕ ИХ НЕ СПИСАЛИ БЫ!
Я оставляю раму себе для опытов.[/B]
Да, новости действительно грустные. У меня это первый случай. Написал Вам в личку.Старались отбирать рамы без «критических» дефектов. Насколько я знаю, списывают рамы по «сроку службы», если нет явной поломки конструктива.
С уважением
Цитирую: «Списание рам происходит не по принципу износа, а по времени нахождения в эксплуатации. Отбираются целые рамы, но недосмотрели.»
Юрий, прошу прощения за горячность!
quote: Изначально написано Шниперсон:
Так, автор со мною связался. Решение найдено.
Цитирую: «Списание рам происходит не по принципу износа, а по времени нахождения в эксплуатации. Отбираются целые рамы, но недосмотрели.»
Юрий, прошу прощения за горячность!
Источник