Полуторка автомобиль своими руками

ГАЗ-АА – ГАЗ-ММ

ГАЗ-АА: ОТ САМОСВАЛА ДО АВТОБУСА. Семейство автомобилей ГАЗ-АА – ГАЗ-ММ. Необходимость в массовом полуторатонном автомобиле возникла в Советском Союзе в конце 1920-х годов – в стране строили новые заводы, каналы, автодороги и электростанции, и осуществлять это без простых, надёжных и ремонтопригодных машин было попросту немыслимо. Местом сооружения автозавода-гиганта был выбран Нижний Новгород, располагавший квалифицированными кадрами, развитой транспортной сетью, а также мощной металлообрабатывающей промышленностью.

Эскизный проект предприятия был заказан американской фирме Ford Motor Company, куда 31 мая 1929 года отправилась советская правительственная комиссия. Вскоре с американцами было заключено соглашение, в соответствии с которым администрация Ford Motor Company обязывалась оказывать Советскому Союзу техническую помощь в строительстве автозавода, организации производства грузовых и легковых автомобилей, а также в обучении советских специалистов и практикантов на американских автозаводах в количестве до 50 человек ежегодно.

Прототипами автомобилей для выпуска их на новом автозаводе стали американские машины – грузовая Ford-AA и легковая Ford-A.

Серийное производство полуторатонных грузовиков НАЗ-АА началось на Нижегородском автозаводе 29 января 1932 года. Правда, в конце этого же года и город, и автозавод, и выпускаемые на нём автомобили переименовали – город получил название Горький, предприятие – Горьковский автозавод, а легковая и грузовая машины – ГАЗ-А и ГАЗ-АА. Первые полуторки делались по фордовским чертежам, однако с учётом российских реалий заокеанскую машину пришлось оснастить усиленным картером механизма сцепления, новым рулевым устройством, воздушным фильтром, а также сконструированным на ГАЗе деревянным бортовым кузовом.

Поначалу грузовики собирали с использованием фордовских комплектующих, а с 1933 года все ГАЗ-АА стали выходить из заводских ворот, полностью укомплектованные отечественными деталями, механизмами и агрегатами.

Полуторатонный грузовой автомобиль ГАЗ-АА с металлической кабиной

Грузовик-самосвал ГАЗ-410 на базе ГАЗ-АА (ГАЗ-ММ)

Автомобиль-самосвал ГАЗ-410

ГАЗ-ММ военною времени с деревянной кабиной

ГАЗ-АА: рабочее место водителя

ГАЗ-АА: приборная доска:

1 замок зажигания; 2 — указатель уровня топлива; 3 амперметр; 4 – кнопка регулировки состава топливной смеси; 5 – спидометр; 6 — кронштейн рулевой колонки

Следует отметить, что для начала 1930-х годов грузовичок имел достаточно совершенную конструкцию. Основой грузовика была мощная лонжеронная рама, на которой были закреплены кабина и кузов. Силовой агрегат представлял собой 42-сильный бензиновый двигатель рабочим объёмом 3,285 литра. Основным достоинством этого мотора была его «всеядность» – он неплохо работал не только на дешёвом низкооктановом бензине, о котором мы с вами вряд ли слышали – А-52, но и на лигроине или керосине.

Кстати, 40-литровый топливный бак на ГАЗ-АА располагался выше карбюратора, так что бензин поступал в него без насоса, самотёком.

Трансмиссия автомобиля включала однодисковое сухое сцепление и четырёхступенчатую коробку передач.

Подвеска у полуторки – зависимая, причём передняя ось покоилась на поперечной полуэллиптической рессоре с толкающими штангами, а задняя – на паре продольных кантилеверных рессор без амортизаторов. Задняя подвеска машины имела оригинальную конструкцию с так называемой толкающей трубой, внутри которой располагался карданный вал. Труба упиралась в бронзовую втулку, которая из-за повышенного износа требовала частых ремонтов.

Главный тормоз имел механический привод, однако из-за его малой эффективности водители предпочитали торможение двигателем.

До 1934 года кабина грузовика изготавливалась из древесины и прессованного картона, а в дальнейшем на машину устанавливали металлическую кабину с дерматиновой крышей. В 1938 году ГАЗ-АА модернизировали – его оснастили 50-сильным двигателем, усиленной подвеской, улучшенным рулевым механизмом, более надёжным карданным валом и, соответственно, дали новое название – ГАЗ-ММ. Правда, внешне старая и новая полуторки практически не отличались одна от другой.

Читайте также:  Кухонный шкаф пенал своими руками

Электрика ГАЗ-АА отличалась малой надёжностью – особенно низкий ресурс был у аккумулятора и стартёра, так что водителям зачастую приходилось заводить автомобиль лишь с помощью пусковой рукоятки. Не отличались надёжностью и шины – при нормативной ходимости в 20 тыс. км они изнашивались уже через 8-9 тыс. км. Дефицит шин приводил к тому, что во время войны с заводского конвейера иной раз сходили полуторки с односкатными задними колёсами.

В 1934 году было развёрнуто серийное производство ГАЗ-ААА – трёхосного варианта полуторки. Машина эта создавалась под руководством ведущего конструктора завода В.А. Грачёва. Всего же на ГАЗе было выпущено 37 373 трёхосных автомобиля.

Полуторка послужила неплохой базой для создания самых различных модификаций. Так, на филиале ГАЗа, Горьковском заводе автобусов в период с 1933 по 1950 год собирались 17-местные автобусы ГАЗ-03-30, в довоенное время наиболее распространённые в СССР. Кузов этого автобуса имел деревянный каркас и металлическую обшивку. Помимо «штатского», на базе ГАЗ-АА выпускали штабной автобус для нужд Красной Армии, а на базе трёхосной полуторки ГАЗ-ААА – армейский санитарный автобус.

Пожарный автомобиль на базе ГАЗ-АА

Автостартер АС-2 на базе ГАЗ-АА

Моторный отсек автомобиля ГАЗ-АА

Трёхосный автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-ААА

Конструкции и основные размеры автобуса ГАЗ-03-30

Автобус ГАЗ-03-30, выпускавшийся на базе грузовых автомобилей ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ

Автомобиль ГАЗ-АА с прожекторной установкой

В 1936 году на Горьковском автозаводе было организовано производство автомобиля-самосвала ГАЗ-410 грузоподъёмностью 1,2 тонны. Механизм опрокидывания кузова имел оригинальный, своего рода «гравитационный» привод, в котором работала сила тяжести груза. Кузов оснащался запорным устройством, рукоятка которого располагалась у левого борта самосвала. Чтобы разгрузить машину, водитель смещал рукоятку, кузов наклонялся и груз ссыпался назад. Пустой же кузов под воздействием гравитации возвращался в исходное положение и вновь фиксировался запорным устройством.

В конце 1930-х годов на ГАЗе были созданы газогенераторный автомобиль ГАЗ-42, газобалонный ГАЗ-44, а также полугусеничный автомобиль ГАЗ-60. На базе ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ выпускались автомобили-бензозаправщики, автофургоны, а также автостартёры АС-2, предназначенные для запуска двигателей самолётов.

Немало автомобилей Горьковского автозавода были призваны на службу в Красной Армии – полуторки составляли свыше половины армейского автопарка. Большая их часть предназначалась для транспортировки войск, для чего использовались машины с бортовым кузовом, оборудованным съёмными скамейками, на которых размещалось 16 бойцов.

В годы войны на шасси ГАЗ-ММ выпускались армейские санитарные автомобили ГАЗ-55, штабные автобусы ГАЗ-05-193, радиолокационные станции, прожекторные установки, звукоуловители и походные мастерские, а 3850 грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ были оборудованы зенитными орудиями и счетверёнными зенитными пулемётами.

С началом Великой Отечественной войны автомобили Горьковского автозавода пришлось существенно упростить, что объяснялось нехваткой металла и стремлением сократить производственный цикл выпуска машин. Так, полуторки оснащались лишь задними тормозами, они лишились переднего бампера и правой фары, а вместо округлых штампованных передних крыльев на ГАЗ-АА появились крылья Г-образной формы, согнутые из кровельного железа. Ко всему, у кузова открывался только задний борт, а в 1942 году вместо стальной кабины стали изготавливать упрощённую, с брезентовыми верхом и пологами вместо дверей. В 1943 году машины оснащались закрытыми деревянными кабинами с брезентовыми крышами.

Читайте также:  Оберег для отца своими руками

На базе двухосных и трёхосных полуторок конструкторами завода было разработано немало бронеавтомобилей. Так, с 1936 по 1938 год на ГАЗе выпустили 394 бронеавтомобиля БА-6, в период с 1938 по 1941 год – 3331 бронеавтомобиль типа БА-10А и БА-10М, а в конце 1930-х годов на укороченные шасси ГАЗ-ААА устанавливались бронекорпуса ранее выпущенных и отработавших свой срок бронемашин. Помимо этого, конструкторами были созданы опытные образцы броневика БА-9, а также плавающих бронеавтомобилей ПБ-4 и ПБ-7.

За годы войны ГАЗ выпустил 102 300 автомобилей различных типов и модификаций. А в декабре 1945 года завод развернул серийное производство новых грузовиков – ГАЗ-51 и ГАЗ-6З. Сборка же последних полуторок ГАЗ-ММ была завершена на ГАЗе в октябре 1949 года, и годом позже – на Ульяновском автозаводе.

Источник

Макет машины ГАЗ АА

Муниципальное казенное учреждение «Управление образования

муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования станция юных техников

г. Янаул муниципального района Янаульский район

Макет машины «ГАЗ АА»

Руководитель: Ахметова Г.Р

«ГАЗ-АА» ( полу́торка ) — грузовой автомобиль Нижегородского (в 1932 году), позже Горьковского автозавода . Автомобиль ГАЗ-АА, «полуторка», легендарная машина довоенного и военного времени, производилась на Горьковском автозаводе с 1932 года. Изначально образцом послужил американский грузовик «Форд АА» 1930 года, который был закуплен Советским Союзом. Так появилась «полуторка» ГАЗ-АА, которая впоследствии многократно модернизировалась. Конструкция автомобиля была простой и надежной. Обеспечивающие грузоподъёмность в полторы тонны. Отсюда и происходит его прозвище «полуторка» или «полуторатонка».

Горьковские полуторки составляли более половины автопарка Красной Армии. Главной их задачей была перевозка войск. Специальных кузовов, как у современных армейских грузовиков, тогда еще не было. Для перевозки бойцов обычные грузовые платформы оборудовались съемными скамейками. При транспортировке грузов они укладывались на дно кузова. На ГАЗ-АА ставили четыре таких скамейки, на которых размещались 16 человек. В непогоду кузова покрывались тентом. Если на автомобиле перевозили станковый пулемет, то число посадочных мест уменьшалось на два, а при перевозке его в боевом положении — на четыре. При необходимости грузовик мог перевозить и орудие: в кузове ГАЗ-АА размещалась полковая пушка с передком и расчетом.

Тема: Макет машины «ГАЗ АА».

Цель: Создать макет машины «ГАЗ АА».

Изучить историю автомобиля ГАЗ АА;

Значение автомобиля в жизни человека в период Великой Отечественной войны;

Осуществить сбор информации об автомобиле, изучение литературы.

Актуальность выбранной темы заключается в повышении интереса к истории страны, к изучению развития военной технике. Тема войны меня очень волнует, потому что каждый гражданин России должен знать историю страны, и в частности, события Великой Отечественной войны.

Во время Великой Отечественной войны «полуторка» была одним из основных военных автомобилей. «ГАЗ-АА» выполнял различные функции: перевозка военного состава, боеприпасов, продовольствия, снаряжения и т. д.

С началом войны внешний вид автомобиля изменился. Металл экономился, поэтому крылья изготовлялись из простого кровельного железа, а двери и крыша — из брезента. Одна фара и дворник устанавливались только со стороны водителя, отсутствовали бампер, глушитель и передние тормоза. В 1943 году брезентовые двери были заменены на широкие деревянные.

Читайте также:  Модный свитер своими руками 2021

Большую роль автомобиль сыграл во время ленинградской блокады, доставляя жителям Ленинграда все необходимое для существования. Немецко-фашистские войска блокировали город, отрезав все сухопутные пути к нему. В Ленинград можно было проникнуть только по Ладожскому озеру. 22 ноября 1941 года на замерзший водоем вышли первые «полуторки». Дорога, по которой они шли, официально называлась Военно-автомобильной дорогой № 101, неофициально — Дорогой жизни. Этот путь был открыт 21 апреля 1942 года. Всего же за 1941—1942 годы на ГАЗ-АА было перевезено 361 109 тонн груза, в том числе 262 419 тонн продовольствия. На обратном пути из Ленинграда происходила эвакуация жителей.

Аналогами грузовика ГАЗ-АА являются:

ГАЗ-410 — самосвал (1936-46 гг.)
ГАЗ-42 — газогенераторный вариант грузовика (1939-46 гг.)
ГАЗ-44 — газобалонный ГАЗ-АА (1939 г.)
ГАЗ-55 — военный санитарный автомобиль (1938-45 гг.)
ГАЗ-03-30 — автобус (1933-41 гг, 1945-50 гг.)
ГАЗ-ААА — трёхосный грузовик (1934-43 гг.)

Источник

ГАЗ-АА

На обширное семейство автомобилей типа Полуторка чертежи имеются лишь на базовый вариант 1938-1940 гг. и на модель ГАЗ-ММ образца 1947 года. Также имеются чертежи для постройки армейской модификации ГАЗ-99 с универсальным кузовом и с армейской версией с крыльями под запаску. Документацией на упрощенные модели НАЗ-АА (серия 1932 г.) и ГАЗ-ММ военного времени (1942-1943 гг.) архив не располагает.

Имеются чертежи автомобилей, базирующихся на шасси автомобиля ГАЗ-АА : самосвал ГАЗ-410 (полный комплект), газогенераторный автомобиль ГАЗ-42 (полный комплект), газобалонный автомобиль ГАЗ-44 (полный комплект), полугусеничный вездеход ГАЗ-60 (полный комплект).

  • НАЗ-АА ‒ грузовик первого выпуска с временной, полностью деревянной кабиной, 1932 г.
  • ГАЗ-АА (82b-120) ‒ базовый автомобиль с металлической кабиной с двигателем ГАЗ-АА или ГАЗ-ММ, 1932-1942 гг.
  • ГАЗ-ММ(86-120А) ‒ базовый автомобиль с деревянной закрытой кабиной и деревянной платформой с глухими бортами, 1943-1945 гг.
  • ГАЗ-ММ(86А-120) ‒ базовый автомобиль с комбинированной кабиной (дерматиновой крышей, позже — брезентовой) и платформой довоенного образца, 1945-1951 гг.
  • ГАЗ-С1 ‒ Самосвал на шасси ГАЗ-АА, 3216 шт. (1935-1940 гг.)
  • ГАЗ-ММ-410 ‒ Самосвал на шасси ГАЗ-ММ, 13149 шт. (1941-1950 гг.)
  • ГАЗ-АА с запасками в передних крыльях и разделенным лобовым стеклом, 1939-1941 гг.
  • ГАЗ-АА (99) ‒ специальные армейская модификации с универсальным кузовом и дополнительными приспособлениями для перевозки личного состава, лошадей и раненых 1939-1941 гг.
  • ГАЗ-ММ (91-120А) ‒ упрощенный автомобиль, выпускавшийся в 1942 году, с брезентовой открытой кабиной и без дверей, платформа деревянная с глухими бортами.

Автомобили на газу:

  • ГАЗ-14 ‒ Газогенераторный автомобиль с дровяной установкой В-5, 45 шт. (1935-1936 гг.)
  • ГАЗ-41 ‒ Газогенераторный автомобиль с дровяной установкой НАТИ Г-14, 1664 шт. (1937-1938 гг.)
  • ГАЗ-42 ‒ Газогенераторный автомобиль с дровяной установкой ГАЗ-42, 31956 шт. (1939-1946 гг.)
  • ГАЗ-43 ‒ Газогенераторный автомобиль с древесно-угольной установкой НАТИ Г-21, 592 шт. (1939 г.)
  • ГАЗ-44 ‒ Газобаллонный автомобиль, работающий на сжатом газе, с 6-ю баллонами, 85 шт. (1939-1941 гг.)
  • ГАЗ-45 ‒ Газобаллонный автомобиль, работающий на сжиженном газе, с двумя баллонами, 45 шт. (1941 г.)
  • ГАЗ-60 — Автомобиль полугусеничный
  • ГАЗ-65 ‒ Стандартный автомобиль с гусеничным приспособлением, 1754 шт. (1940 г.)

Источник

Оцените статью
Своими руками