Полугусеничный ход своими руками

Содержание
  1. Монтаж полугусеничного хода на трактор МТЗ-100 и МТЗ-102
  2. Гусеничная техника «Агромаш» — «умные» технологии в помощь аграрию
  3. Общее описание гусеничных тракторов Беларус
  4. Гусеницы на трактор мтз 80 своими руками
  5. Валентин Кожедуб | Автор топика: Валентин
  6. МТЗ-132 переделка.
  7. По какому призноку тракторы делятся на классы?? | Автор топика: Вячеслав
  8. Полугусеничная ходовая часть трактора МТЗ и ЮМЗ
  9. Гусеницы на трактор мтз 80 — ЕПК
  10. Позиция на рынке и цены
  11. Гусеничный ход для тракторов и комбайнов
  12. Тюнинг тракторов МТЗ: вспомогательное оборудование и переделки
  13. Трактор на метане
  14. Полугусеничный ход и 8-колесный трактор
  15. Совершенствуем кабину водителя
  16. Установка моста ГАЗ-66 на МТЗ
  17. Способы увеличения мощности тракторов МТЗ
  18. Универсально-пропашной трактор МТЗ-50
  19. История создания МТЗ-50
  20. Успех на международных выставках
  21. Преимущества новой модели
  22. Запуск в производство
  23. Семейство МТЗ-50
  24. Гусеничные варианты

Монтаж полугусеничного хода на трактор МТЗ-100 и МТЗ-102

Порядок монтажа полугусеничного хода на трактор МТЗ-100 (МТЗ-102):

1) – сборка балансира с натяжным колесом, для чего необходимо отвернуть пять гаек (1) [рис. 1], надеть на болты (4) натяжное колесо и закрепить его;

Рис. 1. Натяжное устройство полугусеничного хода трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.

1) – Гайка крепления диска колеса;

2) – Корончатая гайка;

3) – Крышка ступицы;

4) – Болт ступицы;

6) – Обод натяжного колеса;

7) – Диск натяжного колеса;

9) – Ось натяжного колеса;

11) – Грязевой щиток;

12) – Крышка механизма регулирования колеи;

13) – Винт для регулировки колеи;

14) – Ось винта регулировки колеи;

15) – Резиновая прокладка;

17) – Кронштейн оси;

19) – Продольная труба балансира;

20) – Нижняя опора амортизатора;

22) – Палец крепления амортизатора;

23) – Кронштейн крепления верхней опоры амортизатора;

24) – Болт крепления балансира на рукаве полуоси;

25) – Кронштейн крепления балансира на рукаве полуоси;

27) – Трубчатая ось;

28) – Поперечная труба балансира;

2) – установка ведущих и направляющих колёс трактора на колею;

3) – демонтаж подножки трактора;

4) – размещение натяжных устройств таким образом, чтобы его колёса находились между задними и передними колёсами трактора так, чтобы балансир с обозначением «Лев» располагался с левой стороны трактора, а с обозначением «Прав» — с правой;

5) – монтаж натяжных устройств с кронштейнами (25) и закрепление их посредством гаек и болтов (24). Данные болты также служат для крепления кронштейна (23) к рукаву полуоси (их пропускают сверху вниз, тогда как остальные – снизу вверх);

6) – установка пружинных амортизаторов (21) и закрепление их на кронштейнах (23) посредством пальцев (22), а на опорах (20) – крышками (1) [рис. 2] посредством четырёх болтов. Пальцы (22) [рис. 1] необходимо шплинтовать с двух сторон;

Рис. 2. Пружинный амортизатор полугусеничного хода трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.

1) – Крышка крепления амортизатора на нижней опоре;

2) – Регулировочный винт;

5) – Нижняя опора пружины;

6) – Внутренняя труба;

7) – Наружная труба;

8) – Пружина амортизатора;

9) – Верхняя опора пружины;

10) – Шарнир верхней опоры пружины.

7) – монтаж натяжных колёс полугусеничного хода на размер колеи, который равен колее колёс трактора. Колея 1500 мм по натяжным колёсам регулируется только путём закрепления натяжного колеса на ступице таким образом, чтобы диск колеса своей выпуклой стороной был обращён наружу, а ось (9) натяжного колеса была задвинута до упора в кронштейн (17). Чтобы получить колею 1600 мм следует перевернуть натяжное колесо и закрепить его на ступице таким образом, чтобы выпуклая сторона диска была обращена в сторону трактора, с сохранением прежнего положения оси натяжного колеса. Получение колеи данного размера возможно и посредством винтового механизма, путём выдвигания оси из кронштейна, не прибегая при этом к перестановке натяжного колеса. Установка всех последующих размеров колеи в диапазоне 1600-1800 мм осуществляется посредством винтового механизма, который размещён на кронштейне оси. На [рис. 3] представлена рекомендуемая схема взаимного расположения кронштейна оси, ступицы, а также диска натяжного колеса при установке выбранного размера колеи. В процессе установки колеи посредством винтового механизма необходимо ослабить болты, передвинуть и демонтировать крышку (12) [рис. 1] механизма, освободить клин (10), ослабить затяжку гайки, и переместить ось (9) с натяжным колесом в кронштейне (17). Натяжные колёса при установленном на тракторе МТЗ-100 (МТЗ-102) полугусеничном ходе регулируются при ослабленной либо снятой гусенице;

Рис. 3. Рекомендуемая схема взаимного расположения кронштейна, ступицы, оси, а также диска натяжного колеса полугусеничного хода трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.

8) – ввёртывание регулировочных винтов (2) [рис. 2] во внутренние трубы (6) амортизатора, предварительно ослабив контргайки (3), и максимальное приближение натяжных колёс к ведущим колёсам трактора;

9) – растягивание гусеницы грунтозацепами на грунт таким образом, чтобы расположение бобышек в гусенице совпадало с направлением рисунка протектора шины ведущего колеса. Путём перемещения трактора задним ходом следует наехать на гусеницы натяжными и ведущими колёсами. Колеса обтягиваются гусеницами таким образом, чтобы их стык располагался по центру верхней ветви между ведущим и натяжным колёсами;

10) – установка приспособления для монтажа гусеницы [рис. 4] путём снятия крайнего грунтозацепа со стороны коротких концов лент. В оставшихся крайних грунтозацепах нужно отвинтить контргайки, а также гайки болтов крепления грунтозацепов, после чего надеть на болты втулки (1) и (3) приспособления и закрепить их. Посредством вращения винта (2) следует стянуть ленту до совмещения отверстий, расположенных на её концах. Далее необходимо установить в месте стыка лент внахлёстку грунтозацеп с подкладками и накладками и закрепить их. Стягивание второй ленты гусеницы выполняется аналогично. Рекомендуется начинать стягивание гусеницы внутренней ленты, для чего нужно установить с внутренней стороны ленты планки (1) и (3). В процессе стягивания наружной ленты планки необходимо расположить с её наружной стороны. При возникающих во время соединения концов гусеницы затруднениях рекомендуется приподнять на 100-150 мм натяжное колесо путём вворачивания регулировочного винта амортизатора во внутреннюю трубу. С целью облегчения соединения концов гусеницы целесообразно осуществить снижение давления в натяжном колесе полугусеничного хода;

Рис. 4. Приспособление для монтажа гусениц полугусеничного хода трактора МТЗ-100 и МТЗ-102.

1) – Резьбовая втулка с планкой;

3) – Резьбовая втулка с планкой.

11) – отвёртывание гаек, которые зажимают планки приспособления и вращение винта в обратную сторону, что позволяет снять приспособление с болтом. Затем нужно установить накладки и надёжно затянуть гайки крепления грунтозацепов;

12) – проверка давления в шинах задних колёс трактора, а также натяжных колёс полугусеничного хода. Давление должно составлять 1,4 и 2,2 кгс/см 2 (0,137 и 0, 216 МПа) соответственно;

Источник

Гусеничная техника «Агромаш» — «умные» технологии в помощь аграрию


Хотя основная продукция минского тракторного завода это колесные машины, в номенклатуре выпускаемой продукции присутствуют и трактора на гусеничном ходу. Ведь при всех их преимуществах на слабых или влажных грунтах колеса (даже спаренные широкопрофильные) значительно уступают гусеницам. Удельное давление на почву у гусеничного движителя на порядок меньше чем у колесного, а значит, во многих случая такие трактора незаменимы.

Читайте также:  Как установить спутниковую антенну мтс своими руками

Общее описание гусеничных тракторов Беларус


Машины собранны по традиционной схеме с передним расположением двигателя и задним ведущих колес (звездочек). Управление с помощью фрикционов и тормозов. Двигатели используются дизельные с турбонаддувом и интеркулером (охлаждение наддуваемого воздуха). Гусеничный движитель собран тоже по ставшей уже классической схеме с обрезиненными катками и поддерживающими роликами и передним расположением натяжного колеса. Машины оборудованы гидросистемой с возможностью раздельно управлять навесными и полунавесными агрегатами, а также валом отбора мощности.
Для комфортной работы операторов предусматривается просторная кабина с кондиционером.

Подробный обзор трактор мтз-82 технические характеристики.

Перейдя по ссылке вы можете просмотреть фото самых больших автокранов в мире.

Узнайте, как сделать гусеничные вездеходы своими руками.

Гусеницы на трактор мтз 80 своими руками

Валентин Кожедуб | Автор топика: Валентин

Коллеги подскажите- на трактора т-40 и МТЗ в настоящее время выпускают резинометаллические гусеницы полугусеничного хода?

Александр (Jephthah) Смотрел в объявлениях в инете.

есть. но на т- 40 их по моему не было https://agro.ag/catalog/samohodnje_shassi/smennjj_polugusenichnjj_hod_k_traktoru__mtz80.html

Николай (Charmain) Спасибо.

Аслан (Demitri) насчет выпускают или нет, я не в курсе, но люди делали сами. почитай на форуме фермер.ру https://fermer.ru/forum/mtz-50mtz-80mtz-82-kluby-lyubiteley-i-vladelcev-traktorov-selskohozyaystvennaya-tehnika/129444#comment-form

Николай (Charmain) Спасибо за подсказку.

Tags: Гусеницы на трактор мтз 80 своими руками

МТЗ-132 переделка.

По какому призноку тракторы делятся на классы?? | Автор топика: Вячеслав

Евгений болотоходный ДТ-75Б снабжен широкими гусеницами для работы на болотистых почвах, крутосклонный МТЗ-80К Пётр предназначен для работы на склонах крутизной до 16°.

Олеся Удостоверение тракториста-машиниста Леонид категории «А» — мототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования Игорь ; Удостоверение тракториста-машиниста Леонид категории «В» — гусеничные и колесные машины с двигателем мощностью до 25,7 кВт; Удостоверение тракториста-машиниста Леонид категории «С» — колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт; Удостоверение тракториста-машиниста Леонид категории «D» — колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт; Удостоверение тракториста-машиниста Леонид категории «Е» — гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт; Удостоверение тракториста-машиниста Леонид категории «F» — самоходные сельскохозяйственные машины.

Полугусеничная ходовая часть трактора МТЗ и ЮМЗ

Nov 28, 2012 — … МТЗ и ЮМЗ. Он состоит из двух резинометаллических гусениц 1 (рис. … Ступица натяжного колеса заимствована с трактора МТЗ-80.

Гусеницы на трактор мтз 80 — ЕПК

Dec 10, 2020 — … мтз 80. Лунохода.Нет — Продам ГП газ-71 и гусеницы Т 80 … мтз 80. МТЗ 1502 Трактор гусеничный Беларус — Купить по низкой цене …

Позиция на рынке и цены

Если вас интересует на посевной комплекс агромастер цена, то заходите на наш сайт.

На сайте вы можете посмотреть где можно купить ручную сеялку для моркови.

Перейдя по ссылке вы можете подробно посмотреть цену на минитрактор зубр.

Ниша гусеничных тракторов средней мощности на рынке, как России, так и таможенного союза, как правило, заполнена техникой зарубежного производства. Это обусловлено тем что в 90-е годы основные производители подобной техники — Челябинский, Волгоградский и Харьковский тракторный заводы находились в глубоком кризисе и практически не модернизировали как выпускаемые трактора, так и свое производство, поэтому многим было выгоднее применять зарубежную технику, отличающуюся высокой производительностью. Минский тракторный завод практически не прекращал совершенствование своей техники. Поэтому гусеничные трактора Беларус уверенно отвоевываю свою долю, это способствуют:

  1. умеренные ценны (на Беларус 1502 от 4200000 руб., на Беларус 2103 от 4100000 руб.), в том числе и за счет отсутствия таможенных сборов;
  2. широко известное по колесным тракторам имя марки;
  3. унификация многих узлов гусеничных машин с колесными тракторами Беларус;
  4. развитая сеть обслуживания и дилерских центров, легкодоступные запасные части;
  5. большая надежность машин.

Можно сказать в заключение — если нужна недорогая и простая в обслуживании и надежная машина на гусеничном ходу выбор в пользу белорусских тракторостроителей более чем правильный.

Гусеничный ход для тракторов и комбайнов

Гусеничная система (гусеничный ход) – незаменимое дополнение к вашему комбайну или трактору, позволяющее поднять качественные показатели работы техники. Использование гусеничного хода значительно упрощает проведение сезонных работ на полях. При переоборудовании комбайна такой опцией Ваш урожай всегда будет собран вовремя, особенно это касается уборки подсолнечника, кукурузы. А при уборке риса универсальные гусеницы просто необходимы. Не секрет, что в России поздняя уборка этих культур сопряжена с серьезными климатическими рисками. Установка системы гусеничного хода Poluzzi (Полюцци) позволяет проводить работы в поле при любых погодных условиях, будь то дождь, грязь или снег.

Давление на почву при оснащении трактора или комбайна универсальной резиновой гусеничной системой снижается более чем на треть. Главное и неоспоримое преимущество использования данного оборудования заключается в том, что при работе техники не происходит травмирование плодородного почвенного слоя. Проходимые резиновые гусеницы трактора и комбайна Полюцци имеют уникальную конструкцию, которая позволяет максимально копировать рельеф поля, не нарушая его.

Трактора на резиновых гусеницах, несомненно, помогут Вам провести полный комплекс полевых работ без дополнительной нагрузки на почву. В конечном итоге использование гусеничного хода экономит не только время, но и значительные денежные средства. Гусеничный ход Poluzzi — абсолютно универсальная система и подходит к сельскохозяйственной технике как зарубежных брендов, таких как New Holland, Case, John Deere, Fendt, Claas, так и российских — Ростсельмаш, Агромаш, МТЗ.

Решив переоборудовать трактора или комбайны и купить гусеничный ход Полюцци, обратитесь к нашим специалистам. Они помогут Вам подобрать лучшее решение для Вашей техники. А значит, Вы сэкономите время и деньги и сохраните урожай, несмотря ни на какие природные катаклизмы.

Трактор на гусеничном ходу обладает значительно более высокими тяговыми характеристиками в сравнении со своим колесным аналогом. Лучшее сцепление с почвой достигается за счет существенного увеличения площади пятна контакта гусеницы в сравнении с колесом. Благодаря этому трактор может тянуть более широкозахватную навеску или большее количество сельскохозяйственных орудий в единой сцепке. Это в итоге позволяет владельцу гусеничных систем экономить топливо за счет уменьшения количества проходов по полю во время проведения работ по обработке почвы.

Гусеничный ход цена которого напрямую зависит от мощности тракторов и комбайнов, на которые он устанавливается, делится на различные категории по типу подходящей самоходной техники. Лучше всего, если вы скомплектуете свой комбайн на гусеничном ходу, используя трак системы серии ULTRON или CT00. Для тракторов подойдут гусеничные системы серии CTR, CTF, RX, Rhino и другие. При этом не упускайте из виду, что трак системы моделей CTR и RHINO являются универсальными и могут быть использованы не только на тракторах, но и на передней оси кормоуборочных комбайнов. В этом случае Вы имеете возможность существенно сэкономить на капитальных вложениях в основные средства, каковыми являются трак системы. Модели для комбайнов существенно отличаются от моделей для тракторов по конструкции цепного колеса и адаптации крепления к приводной ступице техники, а также по количеству опорных роликов, что в итоге формирует площадь соприкосновения гусеничной ленты с поверхностью земли. При выборе гусениц обязательно учитывайте этот фактор и выбирайте гусеницу с бОльшим пятном контакта, если техника будет эксплуатироваться в особо тяжелых погодных условиях.

Читайте также:  Костюмы динозаврика своими руками

С 2020 года в разных регионах России и Беларуси тестируются несколько тракторов Кировец на гусеничном ходу. Модель, предложенная заводом для трактора Кировец, разрабатывалась специально для мощных тяжелых шарнирно-сочлененных тракторов. Она имеет более массивную раму, 25-спицевое усиленное цепное колесо, и специализированную гусеничную ленту с сельскохозяйственным протектором, изготовленную по CZ-технологии с добавлением 4 слоев стальной сетки. Аграрии юга и северо-запада России, а также западных регионов Беларуси имели возможность воочию убедиться в том, что трактор, укомплектованный гусеничным ходом получает дополнительные функциональные возможности, которые, в свою очередь, получают только лестные отзывы эксплуатантов.

Специализированная система гусеничного хода для МТЗ на гусеничном ходу предложена клиентам от завода Poluzzi Track System Engineering с 2020 года. Дело в том, что стандартные системы, удовлетворяющие всем требованиями западноевропейских и американских производителей, не подходят тракторам белорусского производства. Поэтому гусеничные системы для БЕЛОРУСОВ имеют ряд существенных отличий, позволяющих сохранить предусмотренное белорусским заводом передаточное отношение. К этим отличиям относятся диаметр цепного колеса, диаметр опорных роликов, расстояние от центра оси до поверхности почвы. Благодаря всем произведенным модификациям тракторы МТЗ могут теперь предложить своим владельцам все преимущества использования технологии съемного гусеничного хода. Новинки были впервые представлены на выставке в Минске в июне 2018 года и получили заслуженное внимание аграриев всех стран, посетивших это мероприятие. Да и как может быть по-другому? Гусеничные системы придают тракторам БЕЛАРУС более брутальный вид.

Тюнинг тракторов МТЗ: вспомогательное оборудование и переделки

Какой бы хорошей не считалась техника, сошедшая с конвейера Минского тракторного завода, она имеет свои определенные недостатки и, конечно же, всегда найдутся «Кулибины», которые захотят путем некоторых доделок улучшить ее характеристики. Посему, если вы не можете смириться с недоработками в вашем любимом тракторе МТЗ, если обладаете большой фантазией, а руки растут из необходимого места, то внутренний тюнинг техники – это отличное решение, позволяющее улучшить ее проходимость, тяговые характеристики, уменьшить расход топлива и т.п. Те же, кто с ключом и отверткой управляется не слишком хорошо, могут заняться внешним тюнингом.

Как несложно догадаться по названию, внутренний тюнинг – это серьезная работа, предусматривающая изменения в конструкции механизмов трактора. В свою очередь внешний тюнинг заключается обычно в изменении цвета кузова, прикреплении различных стильных обвесов, приклеивании наклеек и пр.

Рассмотрим некоторые варианты, как внутренних, так и внешних доработок. И начнем, пожалуй, с улучшения показателя экономичности трактора. Ведь в наше время мало кто откажется сэкономить лишнюю копейку, например, на том же топливе.

Трактор на метане

Идея совмещения дизеля и газа далеко не нова. Уже несколько лет на территории нашей страны работают компании, которые за определенную плату дополняют дизельные моторы газобаллонными установками.

Однако работают эти компании в большинстве своем с двигателями автомобильными (самосвалы, тягачи и разнообразный грузовой транспорт). Тем не менее, переоборудовать можно и трактор, заменяя в итоге до 80% дизтоплива на природный газ.Алгоритм внедрения газобаллонного оборудования (ГБО) выглядит следующим образом:

  1. Сначала устанавливаем систему подачи газа на двигатель, монтируем все необходимые датчики, устанавливаем впрысковый редуктор и электромагнитные газовые форсунки.
  2. Затем монтируем подходящую систему ограничения подачи дизтоплива. Здесь все зависит от типа мотора. Так, например, на двигатели с механическим топливным насосом устанавливается электронный актуатор, а на движки с топливными системами, управляемые электроникой – ставим специальный блок управления, ограничивающий подачу дизтоплива.

Преимущества газодизельной модификации очевидны:

  • Экономия дизельного топлива.
  • Увеличение времени использования трактора без дозаправки практически в два раза.
  • Безопасность в использовании.
  • Увеличение межремонтного периода двигателя.

Полугусеничный ход и 8-колесный трактор

Эффективным средством повышения проходимости тракторов семейства МТЗ является установка на них так называемого «полугусеничного хода», который представляет собой две резинометаллические гусеницы и два комплекта натяжных устройств. Гусеница в свою очередь охватывает ведущие колеса, а также устанавливаемые дополнительные натяжные колеса.

Монтаж полугусеничного хода выглядит следующим образом:

  1. Собирается балансир с натяжным колесом.
  2. Ведущие и направляющие колеса трактора устанавливаются на колею.
  3. Снимается подножка трактора.
  4. Устанавливаются натяжные устройства.
  5. Располагаются пружинные амортизаторы.
  6. Устанавливаются натяжные колеса полугусеничного хода на размер колеи, который должен быть равным колее колес трактора.
  7. Гусеницы растягиваются почвозацепами на грунт таким образом, чтобы расположение бобышек на них совпало с направлением рисунка протекторов шин ведущих колес трактора.
  8. Колеса обтягивают гусеницами.
  9. Проверяется давление в шинах колес трактора (оно должно быть 0,137 МПа для задних и 0,216 МПа для натяжных колес) и регулируется натяжение гусениц.

8-колесный трактор МТЗ-3522

Еще одним вариантом повышения проходимости трактора и уменьшения его давления на грунт является переоборудование техники на восьмиколесную основу. Данную доработку лучше всего проводить в специализированном центре.

Совершенствуем кабину водителя

Нельзя оставить без внимания и любимую тему трактористов – комфорт в кабине. Такие необходимые вещи, как удобное сиденье, дополнительная подсветка, магнитола, навигатор и пр. отсутствуют у старых моделей МТЗ, однако их легко можно найти в свободное продаже. Можем посоветовать только в подсветке использовать сверхъяркие светодиоды, свечения которых будет достаточно для нормального освещения кабины. Также откажитесь от такого пылесборника, как «шторы». Вместо них лучше затонировать окна пленкой – и стильно, и удобно.

Установка моста ГАЗ-66 на МТЗ

Еще одним вариантом тюнинга, направленным на улучшение проходимости МТЗ, а также его тяговых характеристик является установка моста ГАЗ-66. Данный тип переделки является крайне сложным, поэтому настоятельно вам советуем внимательно изучить данный вопрос в интернете, а при непосредственной работе обратить внимание на следующие моменты:

  • Для передачи оборотов необходимо будет изготовить промежуточный редуктор.
  • К мосту следует приварить втулку для крепления его к трактору.
  • Привод можно поставить от какого-то 150-сильного МТЗ (если вы, к примеру, ставите газовский мост на 82-го «Беларуса»).
  • Если редуктор главной пары ГАЗ-66 выходит больше ширины трактора, то его лучше укоротить. Так он встанет по центру, как у моста МТЗ.

Способы увеличения мощности тракторов МТЗ

Как это ни очевидно, но одним из главных путей, если не увеличения, то, как минимум сохранения мощности любого трактора является своевременное проведение его техобслуживания и ремонта – не забывайте об этом.В свою очередь к способам увеличения мощности тракторов, доступных каждому, можно назвать установку турбины на мотор или полную замену родного двигателя на более мощный. Вообще, как показала практика, установка на МТЗ некоторых лучших узлов и агрегатов с других тракторов, является отличным решением в случае, когда вы хотите улучшить те или иные показатели своей техники. Но не стоит забывать, что иногда цена переделки вместе с разрешением и регистрацией в соответствующих органах (а также в случае «устаканивания» ситуации, если поймают) будет такой, что за эти деньги проще будет приобрести новый более лучший трактор.

Читайте также:  Ниссан альмера g15 диагностика своими руками

В любом случае, решать вам. Мы же постарались осветить только некоторые из возможных вариантов улучшения тракторов МТЗ.

Универсально-пропашной трактор МТЗ-50

Детище Минского тракторного завода, МТЗ-50, — одна из самых удачных и самых распространенных конструкций трактора в СССР. Эту модель и ее модификации выпускали с 1962 по 1985 год — более 20 лет!

Колесный трактор общего назначения потому и носил такое имя, и был так востребован, что его можно было применять для пахоты легких и средних почв, предпосевной обработки, посева и уборки зерновых культур, обработки пропашных культур и транспортных работ. Компоновка машины была традиционной для всего семейства МТЗ: переднее расположение двигателя, полурамная конструкция с несущими картерами узлов трансмиссии, передние колеса — направляющие, уменьшенного диаметра, задние — ведущие, увеличенного диаметра.

История создания МТЗ-50

С самого начала выпуска своего фирменного универсально-пропашного трактора — МТЗ — конструкторы Минского тракторного завода постоянно занимались его улучшением. В 1950-е годы один за другим выходили в свет модернизированные варианты: МТЗ-5 и МТЗ-7. Однако параллельно шла работа над новой базовой моделью «Беларуса».

Отдел главного конструктора Минского тракторного завода совместно с Научным автотракторным институтом разработали техническое задание на проектирование нового пропашного трактора — МТЗ-50. 6 апреля 1956 года техническое задание рассмотрели и апробировали техническое управление Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР и Главное управление тракторной промышленности (Главтракторопром).

Технический проект трактора был завершен в 1957 году и одобрен в головном Научном автотракторном институте. Через год экспериментальный цех Отдела главного конструктора выпустил несколько опытных образцов трактора под маркой МТЗ-50. Испытания проходили на государственных машиностроительных станциях, в колхозе имени Кирова Воронежской области и в колхозе имени XX съезда КПСС (УССР). По результатам испытаний научно-технический совет ВО «Сельхозтехника» рекомендовал колесный универсально-пропашной трактор класса 1,4 «Беларус» МТЗ-50 к серийному производству.

На базе трактора МТЗ-50 коллективом конструкторов завода была разработана модификация высокой проходимости с четырьмя ведущими колесами — МТЗ-52. Эта машина дополнила базовую модель, расширила область ее применения на сельскохозяйственных и транспортных работах, особенно в условиях повышенной влажности почвы.

Успех на международных выставках

Новая машина приобрела высокую конкурентоспособность на мировом рынке. На международных выставках и ярмарках в 1965-1969 годах трактору МТЗ-50 и его модификациям присудили пять золотых и несколько медалей другого достоинства, а также дипломы. Пакистан и Мексика организовали у себя производство трактора МЗ-50. Тракторы «Беларус» МТЗ-50 и МТЗ-52 экспортировались более чем в 70 стран мира: Вьетнам, Германию, Венгрию, Югославию, Пакистан, Францию, Финляндию, Италию, Бельгию, Судан, Грецию, Алжир, Англию, США, Канаду, Данию, Австралию, Норвегию, Швецию и др.

Преимущества новой модели

Трактор МТЗ-50 оснастили дизельным двигателем мощностью 55 л. с., вес машины снизился по сравнению с МТЗ-5МЛ более чем на 400 кг. В трансмиссии трактора была использована 9-скоростная коробка передач, 4-ходовая, с прямой передачей и редуктором. Диапазон скоростей от 1,65 до 25 км/ч дал возможность более эффективно использовать мощность двигателя. Трактор оборудовали раздельно-агрегатной гидравлической навесной системой, гидравлическим догружателем ведущих колес, с помощью которого часть массы навесных машин может передаваться на задние колеса, чем снижается буксование при выполнении энергоемких работ; гидроусилителем руля; гидрофи-цированным крюком.

Для агрегатирования трактора с широким комплексом сельскохозяйственных машин и транспортными прицепами с активной осью он оснащен задним, передним и боковым валами отбора мощности. Задний и передний валы имеют независимый привод. Кроме этого, задний вал снабжен синхронным приводом, что дает возможность работать с полуприцепами, имеющими активный ведущий мост. Трактор оборудован съемной кабиной.

Запуск в производство

Минскому тракторному заводу удалось перейти к выпуску тракторов «Беларус» МТЗ-50 без остановки производства. Это верный показатель слаженной работы. Перестройка производства, переход на новую продукцию в условиях предприятия, где ежегодно выпускаются десятки тысяч машин, — дело необычайной сложности. Впервые в отрасли был разработан и внедрен гидроусилитель рулевого управления.

Конструкторское бюро (КБ) гидравлических систем возглавлял П. Я. Прицкер, кандидат технических наук, первый заместитель главного конструктора Минского тракторного завода, лауреат Государственной премии. КБ агрегатирования, которое возглавлял инженер-конструктор Б. Б. Хина, проводило технико-экономический анализ и расчеты по эффективности каждого агрегата. Совместно со Всесоюзным институтом сельскохозяйственного машиностроения (ВИСХМ) и Научным автотракторным институтом (НАТИ) разрабатывались специальные методики расчетов, которые можно было в перспективе применить для ЭВМ.

КБ электрооборудования и приборов возглавлял прибывший с авиационного завода опытный инженер Л. Я. Трембовольский. Специализированные инженерные расчеты выполняли инженеры Н. 3. Семенов, И. Н. Ружанская, И. Л. Пескина, Б. Довгаль, В.Я. Рубенчики др. Огромная подготовительная работа, проведенная на заводе, смелые организационные и технические решения, невзирая на некоторые недоработки, дали возможность быстро увеличивать темп производства тракторов сразу после перехода на новую модель и восполнить неизбежные потери.

Как это происходило, свидетельствует среднесуточный выпуск машин по месяцам 1962 года: январь — 40 штук, февраль — 103, март -137, апрель и май — по 151, декабрь — 191. Для сравнения: когда американская автомобильная при переходе на изготовление новой модели автомобиля остановила производство на полтора месяца, она потеряла 420% месячного выпуска машин.

Семейство МТЗ-50

На основе МТЗ-50 создано семейство унифицированных модификаций различного назначения: хлопководческая (МТЗ-50Х), крутосклонная, полугусеничная, гусеничные — виноградниковая (Т-54В), лесохозяйственная (Т-54Л) и свекловодческая (Т-54С).

В 1960 году на заводе прорабатывали конструкцию МТЗ-50 на полугусеничном ходу. Трактор был дополнен резинометаллическими гусеницами. Эффективность полугусеничного хода была подтверждена испытаниями, проведенными в различных регионах страны. Полугусеничный ход поручили изготавливать филиалу МТЗ — Бобруйскому заводу тракторных двигателей и агрегатов.

Трактор МТЗ-50Х предназначался для возделывания и уборки хлопчатника в четырехрядной системе машин с междурядьями 90 см. Он принципиально отличался от МТЗ-50 конструкцией передней оси (имел одно ведущее колесо). Был также изменен узел конечных передач с дополнительными редукторами. Начатое в 1969 году серийное производство трактора МТЗ-50Х продолжалось до 1977 года, а затем было передано Ташкентскому тракторному заводу.

Гусеничные варианты

На базе трактора МТЗ-50 были созданы три гусеничные модификации, причем узловая унификация с трактором МТЗ-50 составляла более 62 %. В 1967 году был запущен в производство базовый вариант трактора Т-54В в двух модификациях: Т-54В-С1, с шириной колеи 950 мм, для возделывания виноградников с междурядьями 1,8 м и более, и Т-54В-С2, с шириной колеи 850 мм, для возделывания виноградников с междурядьями 1,5 м.

В 1968 году началось производство трактора Т-54Л для лесохозяйственных работ. Он был оборудован защитными устройствами, ограждающими кабину, радиатор, картер двигателя и трансмиссию от повреждений при работе в лесу. Трактор Т-54С (свекловодческая модель) увидел свет в 1971-1972 годах. Все три гусеничные модели выпускал Кишиневский тракторный завод.

Источник

Оцените статью
Своими руками