- Полозья на сани волокуши своими руками
- Виды и конструкция саней для снегохода и как их сделать своими руками
- Виды саней и их конструкционные особенности
- Волокуши
- Пассажирские
- Грузовые
- Как сделать своими руками
- Необходимые материалы
- Чертеж
- Порядок работы
- Самодельные сани-волокуши для мотобуксировщика
- Сани-волокуши для мотособаки: отличительные особенности
- Сани-волокуши своими руками
- Усиление пластиковых саней-волокуш для мотобуксировщика
- Цена вопроса
- Обвязка пластиковых волокуш
- Вывод
- Самодельные сани для снегохода из пластиковых труб: 10 шагов к мечте
- Разновидности саней-прицепов
- Грузовые
- Волокуши
- Пассажирские
- Конструктивные особенности саней
- Изготовление саней
- Инструменты и материалы
- Порядок работы
- Вывод
Полозья на сани волокуши своими руками
Виды и конструкция саней для снегохода и как их сделать своими руками
Сани для снегохода делают из материалов, обладающих повышенной морозоустойчивостью. Устройство должно быть легким и прочным, обладать хорошим скольжением по снегу.
Виды саней и их конструкционные особенности
Сани обладают широкой опорной поверхностью и низким центром тяжести, что обеспечивает их устойчивость и препятствует переворачиванию на косогорах. В некоторых конструкциях крепление дышла к вездеходу происходит посредством надежного сцепления, смягчающего рывки при неравномерном передвижении вездехода. Показатель грузоподъемности различных конструкций зависит от их предназначения.
Волокуши снабжают полозьями, бортами, отбойником, капотом. Приспособления используют для перевозки грузов. Применение снегохода позволяет охотнику или рыбаку проходить большие расстояния, добираться до места охоты, перевозить снаряжение. Изделия выполняются из пластика и обладают хорошим скольжением. Сани для снегохода из пластиковых труб обладают хорошей устойчивостью, они имеют широкую, плоскую опорную поверхность, благодаря чему не переворачиваются при движении.
Волокуши
Сани-волокуши производят из полиэтилена низкого давления. Запас прочности такого материала выдерживает большие колебания температуры от -55 до +55°C. Пластиковые сани могут ехать по снежным сугробам и по ледяной поверхности. Агрегаты имеют большую ширину, бортики средней высоты и дают возможность транспортировать рыболовное или охотничье снаряжение.
Сани-волокуши для снегохода Классика 160 имеют габариты 160х92х39 см. Изготовлены из морозостойкого пластика. Толщина стенок — 6 мм. Нарты для снегохода имеют тележку с амортизаторами. Эти приспособления не используются для перевозки людей, а предназначены только для грузов.
Пассажирские
Корпус выполнен из стали или прочного полиэтилена. Приспособление ставится на полозья, чтобы можно было преодолевать снежные заносы и ледяную поверхность. Пассажирские сани выпускают для перевозки людей. Число мест бывает различным. Некоторые имеют освещение, могут накрываться крышей. Немного производителей выпускают данные конструкции.
Часто рыболовы сами изготавливают такое устройство для зимней охоты или рыбной ловли.
Пассажирские сани в комплекте с вездеходом в некоторых местностях используют как транспортное средство. Недостатком агрегата является большой вес и размеры. Такие изделия ставят на снегоход, который обладает большой мощностью.
Грузовые
Грузовые сани предназначены для перевозки леса и вещей. Они могут возить легкие грузы. Их конструкция проще, чем у пассажирских, но изготовить их труднее, чем санки-волокуши. Конструкция имеет хорошую грузоподъемность. Устойчивость грузовых устройств выше, чем других конструкций.
Как сделать своими руками
Можно изготовить самодельные сани для снегоходов. Для этого нужно из 4 труб изготовить прямоугольный металлический каркас. Чтобы конструкция была прочной и могла перевозить тяжелые предметы, нужно оснастить ее поперечинами. Потом варят стойки, их число зависит от размеров конструкции, а от наличия стоек зависит прочность.
Необходимые материалы
Чтобы изготовить сани для снегохода своими руками, нужно заранее подготовить материалы:
- Широкий стальной лист.
- Трубы из металла, имеющие сечение 20х20 мм.
- Полиэтиленовые трубы.
- Фанера толщиной 10-15 мм.
Сани со стальным каркасом будут прочнее пластмассовых. Недостатком металлических устройств считается большой вес, но зато они обладают высокой прочностью и долговечностью. В таких конструкция нужно будет заменять пластиковые лыжи, которые со временем изнашиваются.
Чертеж
Чтобы сделать сани для снегоходов, сначала нужно выполнить чертежи. Для работы понадобится подробная схема конструкции с указанием всех размеров и мест соединения сваркой. Затем начинают выполнять изделие.
Порядок работы
Можно сделать сани к снегоходу своими руками. Сначала из труб делают лыжи. Надо, чтобы они были плоскими, тогда устройство будет хорошо скользить по снегу. Для выпрямления пластиковых труб используют нагреватель. Если его нет, то трубы нагревают феном и выравнивают. После подогрева конструкции нужно поместить ее под фанеру, положить сверху тяжесть и не трогать до тех пор, пока не остынет. После этого впереди труб выполняют загиб в верхнюю сторону.
Ставят полозья на каркас. Верхние части лыж должны доставать до основания и устанавливаться спереди. Впереди монтируют дышло. Надо усилить место установки стальным листом и поставить в него втулку. Потом на каркасе закрепляют фанерный настил. Все детали соединяют сваркой. Получаются готовые санки. После этого необходимо проверить все сварные соединения на прочность.
Затем перед началом использования нужно проверить приспособление на устойчивость и проходимость по местности, покрытой снегом или льдом. После этого можно смело приступать к эксплуатации конструкции, которая по прочности не уступает заводским моделям, но обойдется намного дешевле.
Самодельные сани-волокуши для мотобуксировщика
Трудно представить мотобуксировщик без саней-волокуш. Они перевозят водителя и другие грузы. Некоторые мотобуксировщики даже комплектуются такими санями. Чем сани-волокуши для буксировщика отличаются от тех же волокуш для снегохода? Кроме того, многих не устраивают покупные модели. Как же сделать сани для мотособаки своими руками? Какие для этого необходимы материалы, инструменты и навыки?
Сани-волокуши для мотособаки: отличительные особенности
Сани-волокуши для мотобуксировщика отличаются от саней для снегохода. Вообще снегоходы и буксировщики используют для разных целей. Первые, в основном, предназначены для отдыха или гонок в горах, тогда как вторые упрощают жизнь и работу северян. Поэтому волокуши для мотобуксировщика в первую очередь предназначены для перевозки небольших хозяйственных грузов. Эти сани обычно меньше размером и лучше преодолевают препятствия.
Волокуши для снегохода обычно имеют дополнительный отсек для грузов, тогда как сани для мотособаки больше похожи на пластиковое корыто. Кроме того, санки к мотобуксировщику обладают большей проходимостью ? им не страшен глубокий снег, а отбойник почти полностью защищает ездока и поклажу от снега. Снегоход, напротив, не так сильно утаптывает снег, поэтому проходимость у таких саней меньше. Ну и наконец, скорость у обоих транспортных средств разная: буксировщик с трудом набирает 40 км/ч, а снегоход движется гораздо быстрее. Поэтому, волокуши различаются плотностью сплава и защищенностью от ударов.
Некоторые волокуши для мотобуксировщиков ? это не просто прямоугольное корыто. Есть модели, которые напоминают настоящие сани. Такие волокуши могут быть поставлены на пластиковые лыжи (прикрепляются к основному корпусу) во избежание износа дна и увеличения их маневренности. Считается, что такая конструкция увеличивает срок их эксплуатации.
Сани-волокуши своими руками
Самодельные волокуши при правильном подходе могут быть гораздо прочнее фабричных. Несмотря на то, что сани изготавливаются из прочного морозостойкого пластикового сплава, он все же не так износоустойчив, как металл. Можно протереть или сломать пластиковые волокуши об камень, асфальт и другие твердые препятствия и поверхности. Кроме того, крепления металлической сцепки покупных моделей обычно низкого качества ? нередко раскручиваются болты и ослабляются соединения, что может привести к утере саней.
Разрабатывая собственные самодельные волокуши, вы можете учесть все эти нюансы. В последнее время очень популярной моделью самодельных саней-волокуш стали сани из металлической облегченной профилированной трубы и фанеры. Их устройство, как и подобает волокушам, очень простое: металлический каркас, установленный на полозья.
Для того чтобы сделать самодельные сани-волокуши, займитесь изготовлением каркаса. Для этого вам понадобится сварочный аппарат, болгарка, сверла и необходимые материалы: профилированная труба для каркаса и дышла, а также фанера.
Возьмите облеченную квадратную профилированную трубу, скажем, размером 20 на 20 мм и толщиной 2 мм (не меньше). Можно своими руками изготовить каркас размером 1900 х 300 х 900 мм. Спереди нужно сделать закругление для лучшей проходимости саней. Там же нужно приварить стальной лист, чтобы придать всей конструкции больше устойчивости. После того, как будут готовы лыжи и дышло, корпус обшивается плотной фанерой. Важно, чтобы расстояние между перекладинами корпуса не превышало 400 мм и фанера, прогнувшись, не сломалась.
Для изготовления своими руками дышла ? стальной сцепки между буксировщиком и волокушами ? используют две стальных облегченных трубы диаметром 20 мм и общей длиной 1700 мм. Для прочности соединения нужно изготовить две перекладины с сечением 20 мм. Для изготовления дышла своими руками используют прямоугольную трубу, мы же брали трубу круглого сечения. Чтобы сцепка могла выдерживать дополнительные нагрузки и была защищена от изгибов, нужно наварить металлический лист, в который врезается втулка диаметром 25?30 мм. Лыжи для самодельных саней можно сделать из листового металла или использовать длинные пластиковые трубы.
В металлическом каркасе своими руками можно наварить металлические крепления для сиденья, чего нет в покупных моделях саней. Можно сделать так, чтобы в случае необходимости, к примеру, буксировать сломанную мотособаку, сидение легко снималось. В зависимости от ваших нужд вы можете ниже или выше сделать борта, доработать сцепку с буксировщиком и предусмотреть крепления для рыболовных снастей и т. п. Ну и, плюс ко всему, самодельные сани ? это возможность немного сэкономить.
Итак, как мы увидели, нет ничего трудного в том, чтобы сделать самому сани-волокуши. Нужно только иметь под рукой необходимые материалы, инструменты и желание. Таким образом, можно избежать недоработок и слабых мест покупных моделей. Кроме того, самодельные волокуши гораздо прочнее покупных пластиковых.
Усиление пластиковых саней-волокуш для мотобуксировщика
Как показали первые испытания самодельного мотобуксировщика на деревянных склизах, сани-волокуши во многом влияют на проходимость. Самодельные волокуши из стального профиля и оцинковки показали себя не лучшим образом в плане проходимости. Их стоит использовать по накатанной поверхности для хозяйственных целей: привезти воды, дров и подобных. А для передвижения по глубокому рыхлому снегу лучше купить пластиковые волокуши. Это стало ясно сразу после первой поездки в пластиковых санях-волокушах, взятых у знакомого напрокат.
Цена вопроса
Для моего мотобуксировщика с мотором 6,5 л.с. и 380-й гусеницей покупать большие волокуши не видел надобности. Их назначение заключалось в перевозке водителя и может небольшого груза, не более. Для более массивных грузов будут использоваться самодельные металлические сани-волокуши.
Итак, на местном рынке я нашел подходящий вариант стоимостью всего 1000 рублей. Размеры волокуш — примерно метр на полметра. Никакого усиления, только пластиковое корыто. Цена точно такого же корыта, но с обвязкой, составляла уже около 3 тысяч рублей. Сварить обвязку из стального профиля — дело пары часов, поэтому купил эти пластиковые волокуши без усиления за, как мне кажется, адекватную цену в 1000 руб. Во всяком случае дешевле я нигде не нашел.
Обвязка пластиковых волокуш
Сани-волокуши будут испытывать относительно небольшую нагрузку, поэтому основательно их усиливать не вижу смысла. Это приведет лишь к утяжелению конструкции, что нежелательно. Поэтому было решено лишь провести под днищем полозья из профиля 20×20мм и соединить их между собой спереди и сзади.
Спереди были вварены 2 проушины из этого же профиля, в которые пропущено прицепное устройство. А сзади было приварено кольцо для сцепки с еще одними волокушами.
На дно волокуш была уложена фанера, которая саморезами была прикручена к полозьям. Т.е. днище пластиковых волокуш оказалось зажатым между фанерой и полозьями. Чтобы пластик не треснул, под саморезы были предварительно просверлены отверстия.
Передняя часть полозьев была загнута уже проверенным способом: болгаркой делаются пропилы в половину толщины квадратной трубы, профиль гнется нужным образом, после чего пропилы завариваются.
Конструкция получилась достаточно жесткой, первые испытания прошла успешно. Волокуши в глубоком снегу показали себя гораздо лучше предыдущих металлических.
Вывод
В принципе, делать обвязку и вообще как-то усиливать пластиковые волокуши необязательно. Я спокойно ездил на волокушах без какого-либо усиления. Но, во-первых — это не очень удобно, т.к. днище прогибается под ногами и нет никакой жесткости. Во-вторых — скользко. В-третьих — сложно сзади прицепить еще одни сани-волокуши и, наконец, в-четвертых — срок их службы без усиления заметно меньше.
Самодельные сани для снегохода из пластиковых труб: 10 шагов к мечте
Полимерные трубы – универсальный материал, который прекрасно подходит для обустройства систем водопровода, канализации и отопления в доме или квартире. Однако в руках домашнего мастера, который обладает недюжинной фантазией и неуемным желанием что-то мастерить самостоятельно, ПВХ-детали могут превратиться в довольно замысловатые, но от этого не менее полезные изделия. Например, в сани для снегохода из пластиковых труб, о процессе изготовления которых пойдет речь ниже.
Разновидности саней-прицепов
Следует отметить, что универсальной модели вы не найдете.
На то, какие сани необходимо использовать, влияет множество факторов:
- специфика трассы, которую предстоит преодолеть;
- высота и плотность снежного покрова;
- особенности рельефа местности и так далее.
Рассмотрим несколько наиболее распространенных видов.
Грузовые
Конструкция этих саней достаточно сложна. Для скольжения используются лыжи, которые могут соединяться с каркасом при помощи амортизаторов. Существуют разновидности, предназначенные для транспортировки тяжелых и негабаритных грузов.
Иногда на грузовые сани ставится специальный бокс, с которым можно отправляться в длительные туристические путешествия.
Основное преимущество грузовых саней – большая грузоподъемность и отличная маневренность. Эти параметры зависят от размеров каркаса (чем шире, тем устойчивее будут сани) и площади скользящей поверхности (типа применяемых полозьев).
Также желательно, чтобы платформа находилась высоко от снежного наста. Так груз был защищен от намокания. Но не следует делать сани слишком высокими, иначе они будут часто опрокидываться на поворотах.
Волокуши
Очень распространенный вид саней. Их конструкция чрезвычайно проста. Они продаются во всех специализированных туристических магазинах и стоят сравнительно недорого.
Волокуши имеют один большой недостаток – из-за своих особенностей у них очень часто повреждается передняя кромка и сцепное устройство.
Но и преимущества налицо:
- маленький вес;
- низкий центр тяжести;
- быстрая погрузка и выгрузка поклажи;
- отсутствие обмерзания корпуса;
- возможность транспортировать небольшой груз по воде.
Волокуши абсолютно не предназначены для транспортировки людей. Вся поверхность корпуса контактирует со снегом, в связи с чем установить амортизаторы не представляется возможным. Кроме того, в отличие от моделей с лыжами, эти сани воспринимают удары камней, сугробов и неровностей всем корпусом, что, несомненно, сказывается на комфорте.
Пассажирские
Мало распространены в нашей стране из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры (оборудованных снежных трасс и мест стоянки). Часто такие сани изготавливают самостоятельно любители зимних рыбалок.
Они представляют собой пластиковый или фанерный корпус, установленный на полозья. Кабина может быть оборудована обогревателем и осветительными приборами.
Недостаток – большой вес, потому для транспортировки нужно использовать мощные снегоходы, оборудованные четырехтактным силовым агрегатом.
Конструктивные особенности саней
До того как начинать работу по конструированию, необходимо разобраться, из каких основных элементов состоят сани. Дело в том, что процесс изготовления включает в себя несколько этапов, на каждом из которых делается какая-то узловая часть.
Необходимо, чтобы вы хорошо понимали назначение каждой из них:
- Основная деталь любых саней – каркас, который является базовым опорным элементом для всей конструкции.
Он должен быть максимально прочным, так как от него зависит:
- безопасность эксплуатации самодельных саней;
- длительность безаварийной работы;
- надежность устройства в целом.
Учитывая, что сани для снегохода будут использоваться в сложных условиях, каркас должен хорошо переносить отрицательные температуры окружающего воздуха, а также удары, которым постоянно подвергаются сани при езде по лесу или кустарнику.
В противном случае вы будете неприятно удивлены, когда груженые сани разваляться на части во время езды и вывалят весь ваш скарб на снег посреди лесной поляны.
- Второй важный элемент – полозья. Здесь также очень важна прочность, однако, еще одна немаловажная деталь – легкость управления. От этого зависит, будут ли опрокидываться сани при прохождении поворотов или нет.
Последний момент – размеры конструкции. Этот параметр подбирается индивидуально исходя из задач, которые предполагается решать с ее помощью.
Сани могут быть небольшими, но маневренными и легкими. Либо это будет прочная надежная конструкция, предназначенная для перемещения значительных грузов. Решать вам.
Изготовление саней
Инструменты и материалы
Как только вы определились с размерами, можно приступать к работе.
Для того чтобы изготовить сани для снегохода из труб ПВХ, понадобятся следующие инструменты и материалы:
- полимерные трубы для саней (их приобретают в магазине, но можно использовать и старые, оставшиеся после ремонта или демонтажа отслужившей водопроводной системы);
- ножовка по металлу или специальные ножницы для порезки пластиковых труб;
- аппарат для сваривания труб и фитингов;
- промышленный фен, с помощью которого будут разогреваться, и гнуться пластиковые трубы;
- острый слесарный нож;
- шлифовальная бумага, напильник;
- маркер для разметки деталей;
- болты и гайки для закрепления деталей;
- металлические уголки, которые укрепят узловые места сборки.
Порядок работы
Смастерить сани из пластиковых труб своими руками несложно. Цена материала невысока, что позволит сэкономить значительную сумму денежных средств, которую вы бы затратили, приобретая готовые модели, продающиеся в специализированных магазинах.
Инструкция по изготовлению состоит из нескольких последовательных этапов:
- Первым делом следует нанести на трубы линии, по которым будет производиться их порезка. Необходимо обратить особое внимание на тщательное соблюдение размеров, иначе сани выйдут несимметричными, а работу необходимо будет переделывать заново.
Концы труб следует сплавить или соединить при помощи фитингов. Если вы не собираетесь делать этого, можно распилить концы деталей под углом в 45 градусов и скрепить каркас при помощи металлических уголков.
- Учитывая, что сани, как правило, имеют прямоугольную форму, для каркаса понадобится две длинные и две короткие детали. После разметки и распила торцы необходимо тщательно зачистить наждачной бумагой или напильником.
- После этого каркас кладется на верстак или пол и еще раз проверяется на соответствие проектным размерам. Затем осуществляется его сваривание. Если у вас нет специального паяльника-утюжка, соединение можно выполнить с помощью болтов и гаек. Для придания прочности в этом случае используются металлические уголки.
Совет!
Использование сварочного аппарата предпочтительнее.
С его помощью получаются более прочные соединения, а времени на работу уйдет меньше.
Если вы не хотите покупать специализированный инструмент, его можно взять в аренду в специализированном строительном магазине.
- Для придания прочности каркасу (особенно когда вы изготавливаете грузовые сани), его нужно укрепить дополнительными поперечинами.
С этой целью нужно отрезать несколько кусков труб подходящей длины и обработать их торцы с помощью напильника, придав овальную форму, соответствующую диаметру трубы.
Далее, их вставляют в каркас в виде распорок и приплавляют или закрепляют металлическими уголками. Помните, от качества и тщательности сборки каркаса будет зависеть прочность саней. - Следующий этап – изготовление стоек. От их длины будет зависеть высота саней над уровнем снежного наста.
При этом целесообразно учитывать следующие нюансы:
- слишком высокие сани будут часто переворачиваться на поворотах из-за высоко расположенного центра тяжести;
- платформа на низких стойках будет плохо проходить по глубокому снегу, а груз, расположенный на ней – намокать.
Совет!
Оптимальная высота саней составляет от 20 до 30 см.
Именно такой длины должны быть и стойки, соединяющие каркас с полозьями.
- Количество опор зависит от длины саней, но для прочности и надежности их нужно сделать побольше. Желательно, чтобы с каждой стороны было смонтировано 6-8 штук. Их также следует обработать напильником (круглого сечения) для более плотного прилегания к каркасу. В процессе работы постоянно примеряйте деталь к месту ее приваривания.
Нижняя часть стоек может быть разной:
- ровной – если вы планируете использовать плоские широкие полозья (например, из разрезанных полимерных труб большого размера);
- полукруглой – если полозья саней будут круглыми (из обычных пластиковых деталей маленького диаметра).
- По окончании подгонки размеров стойки полозьев прикрепляются к каркасу с помощью паяльника или уголков. Следите, чтобы все они были установлены ровно, без перекосов.
- Теперь пришел черед полозьев. Для этого следует определиться с их формой. Проще всего сделать круглые лыжи из обычных труб. Однако, этот вариант менее комфортен в эксплуатации, так как сани будут часто проваливаться сквозь снежный наст и плохо поворачивать.
Самодельные сани из пластиковых труб с плоскими лыжами более устойчивы и маневренны. При поворотах снегохода на высокой скорости они не будут опрокидываться вбок.
- Чтобы из круглых труб сделать плоские лыжи, их необходимо разрезать вдоль и разогнуть. Для этого используется строительный фен. В крайнем случае, прогреть деталь можно и над открытым огнем, но делать это нужно осторожно, так как пластик может расплавиться.
Прогрев трубу с помощью фена, сверху на нее нужно положить доску с грузом и оставить до полного остывания. Таким же образом делается и загиб впереди. - Чтобы сани могли проходить по глубокому снегу, загиб лыж нужно сделать большим и верхний торец закрепить на каркасе, образовав полукруг.
Сверху на каркас может быть установлено сиденье, короб для перевозки вещей и другие аксессуары по вашему выбору.
Не забудьте приделать дышло, с помощью которого сани будут закрепляться на прицепном устройстве снегохода.
Совет!
Рекомендуется собрать и установить простую электрическую цепь с лампочкой, которая монтируется на приборной панели.
При отрыве саней от прицепного устройства цепь будет размыкаться, о чем просигнализирует зажегшийся свет.
Так, вы не потеряете сани во время езды по лесу.
Вывод
Помимо прицепа для снегохода, аналогичным образом можно изготовить и детские санки. Нужно лишь правильно подобрать размеры. Более подробные сведения приведены в видео в этой статье.
Источник