Положи руку свою под стегно мое

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Быт. 24:2

Свт. Иоанн Златоуст

И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое

См. Толкование на Быт. 24:1

Беседы на книгу Бытия. Беседа 48.

Видишь ли добродетель этого праведника, как он заботился о браке? Не призвал он ни сводниц, как делают теперь, ни свах, ни болтливых старух, но призвал своего слугу, и ему поручил это дело. И то служит величайшим знаком благочестия праотца, что он приготовил такого слугу, которого нашел надежным служителем такого дела. Затем он ищет женщины не богатой, не красивой, но с благородными нравами, и потому послал слугу в столь дальний путь.

Похвала Максиму и о том, каких должно брать жен.

Удивительные и таинственные дела раскры­ваются в ветхом завете: Авраам требует клятвы над стег­ном, и действительно, клятва совершается над стегном, а Творец неба и земли является свидетелем ее. В самом деле, положи, говорит (праотец), руку твою под стегно мое и поклянись мне Богом, сотворившим небо и землю. Здесь возникает вопрос. Если семенем называется Тот, Кто имел процвести от чресл Иакова, согласно словам: не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его (Быт.49:10), то какое же отношение имеет к Спасителю настоящая клятва? Так как Исаак уже был рожден, значит, и семя уже вышло, и когда произносилась клятва, тогда не могло уже быть и речи о семени Авраама. Авраам, действительно, имел в себе спасительное семя, о чем говорит Павел: Аврааму даны были обетования и семени его; приводя эти слова и объясняя их, он говорит в послании к Галатам: не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос (Галат.3:16). Ясно, что семя Авраамово есть Христос по плоти, и поэтому было вполне справедливо клясться семенем. Недоумение только в том, что клятва была произнесена уже тогда, когда спасительный цвет из стегна вышел. Недоумение это разрешается тем, что если однажды эта самая часть тела послужила посредником и если в ней именно обитало некогда божественное семя, то можно было и потом клясться ею как храмом. А кто клянется храмом, тот клянется живущим в нем. Кто подтверждает это слово? Сам Спаси­тель наш говорит фарисеям: горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. И тотчас продолжает: безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Сего ради глаголю вам: и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем (Мф.23:16,17,21). В самом деле, не так ли и царский дворец? После того как он вме­щал в себе царя однажды, дважды или трижды, то хотя бы потом царь и не обитал в нем, однако самое место, раз навсегда остается освященным вследствие того, что некогда пре­бывал там царь; так и тело патриарха вследствие того, что послужило однажды орудием грядущего искупления, стало хра­мом обетованных благодеяний. Значит, клятва не была несправедливой, ее истинность засвидетельствована. Итак, закли­нает (Авраам своего раба) семенем и объясняет при этом, что это за семя: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли. То есть, Спаситель наш есть Бог неба и земли.

Слово на слова Авраама, гласящие: положи руку твою под стегно мое.

Свт. Кесарий Арелатский

И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое

Братья, все, что мы читаем в Ветхом Завете, если это будет восприниматься нами буквально, то душе нашей принесет мало пользы или вовсе не принесет. Какая польза нам, собравшимся в Церкви для благочестивого слушания Слова Божия, от упоминания о том, что Авраам отправил своего раба привести из далекой страны жену его сыну, когда мы видим, что такое часто случается и в нашей земле? Однако, братья, следуя апостолу Павлу, станем верить, что написанное для иудеев происходило с ними, как образы (1 Кор. 10:11), в нас же действительно исполняется. Итак, Авраам говорит своему рабу: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли. Авраам говорит: положи руку твою под стегно мое, как если бы он говорил: «Возложи руку твою на алтарь, или: возложи руку твою на ковчег завета, или: простри руку твою к храму Божию — и клянись мне». Он положил руку под стегно и принес клятву Богом неба и Богом земли. И не ошибался благословенный Авраам, когда повелел это сделать, но, будучи исполнен пророческого духа, он знал, что из его семени родится Христос, Господь неба и земли. Потому, когда раб его коснулся стегна, он не приносил клятву какой-либо частью плоти, но клялся живым и истинным Богом, ибо Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду (Мф. 1:2) — из семени его родился Господь Иисус.

Читайте также:  Пошив сумки с фермуаром своими руками

Проповеди.

Свт. Кирилл Александрийский

И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое

См. Толкование на Быт. 24:1

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое

И сказал Авраам рабу своему. По догадке думают, что это был Элиезер (Быт. 15:2).

Положи руку твою под стегно мое. Сей обряд клятвы (Быт. 24:3) Авраамом ли начался — неизвестно, а известно, что Авраамом не кончился. Он употреблен Иаковом (Быт. 47:29). Флавий (Antiq. L. I, с. 16) пишет, что сей был величайший образ клятвы, когда полагали друг друту руки под стегно и призывали Бога во свидетеля обещаний. Должно думать, что взаимное действие обряда употреблялось при взаимных обещаниях, а при односторонних — одностороннее. Знаменования сему обряду приписываются различные, по различию толкователей. Евреи, по свидетельству Иеронима, относят оный к завету с Богом и обрезанию как знамению сего завета. Так и халдейский иерусалимский толковник вместо слов: под стегно мое, поставил в своем преложении: под стегно завета моего; а Ионафан: в усечение обрезания моего. Абенезра думает, что положением рук под стегно изображается покорность. Подобно сему один из новейших (Cleric) догадывается, не взят ли сей обряд с образа раба, поддерживающего стегно господина, когда он садится на верблюда. Но сей обряд не мог бы уже быть взаимным. Еще одному из новейших (Grot.) пришло на мысль, что клянущийся при стегне клянется мечом, при бедре носимым. Учители христианские, как, например, Амвросий (L. I de Abrah с. 9) и Августин (Quaest. 62. m Genes, et de С.. L. XVI, с. 33), которые стараются усматривать Христа и в сени, и в гаданиях Ветхого Завета, утверждают, что положение рук под стегно есть указание на семя обетования. Догадка сия подтверждается как употребительным в еврейском языке выражением потомства чрез исхождение из чресл (Быт. 46:26; Евр. 7:10), так и самою необычайностью обрядового действия. Итак, смысл сего действия может быть представлен в следующих словах: «Я клянусь исполнить обещанное так искренно и непременно, как искренно и непременно желаю я принадлежать к благословенному семени обетования; в случае же нарушения обета подвергаю себя и свое потомство потреблению от сего семени».

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое

См. Толкование на Быт. 24:1

Прп. Исидор Пелусиот

Положи руку твою под стегно мое, и заклену тя Богом небесе и земли, — заключил Авраам повеление свое служителю. Ибо он, как Пророк и прозирающий в будущее, чистотою ума провидел, что от чресл его воплотится Бог небесе и земли, Господь наш и Владыка Христос, и от семени Авраамова приимет (Евр. 2:16).

Творения. Книга I.

Блаж. Августин

И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое

Великое делалось дело, когда искали жену для семени Авраама. Но чтобы знал раб его то, что знал Авраам, поскольку не плотских внуков желал, не помышлял о своем плотском наследстве, сказал Авраам рабу своему, которого посылал: положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба… Чего хочет Бог неба от стегна Авраама? Разумейте таинство: через стегно — род. Ибо что была бы та клятва, когда бы не означала пришествия из рода Авраамова Бога небесного во плоти?

Трактат на Евангелие от Иоанна.

Положение руки под стегно человеческое и принесение клятвы Богом неба что иное указывало, как не то, что в этой плоти, что от стегна его происходит, Богу неба суждено было прийти? Потому хорош тот брак, в котором супруги находятся в тем большей гармонии, потому что они чисты, и верны, и боятся Бога, и в особенности, когда детей, которых они плотским образом желают, они еще и духовно питают.

О благе брака.

Лопухин А.П.

И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: положи руку твою под стегно мое

Читайте также:  Пляжная сумка рюкзак своими руками

«рабу своему, старшему в доме…» Основываясь на предшествующем контексте, мы можем здесь видеть Елиезера (Быт. 15:2).

«положи руку твою под стегно мое…» Это — довольно необычная форма клятвы, которая еще раз встречается в той же книге Бытия Быт. 47:29. Из различных объяснений ее смысла, наиболее удачным должно признать то, которое видит в ней символ клятвы на мече, который, как известно, носят при бедре. Клявшийся таким образом этим самым как бы говорил: если я нарушу клятву, то пусть меня поразит меч (Исх. 32:27; Пс. 44:4 и др).

Источник

Первая книга Моисеева. Бытие, глава 24 Бытие, гл 24

Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама всем.

И сказал Авраам рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было: «Положи руку твою под стегно мое и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмешь сыну моему Исааку жену из дочерей хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою, и возьмешь жену сыну моему Исааку».

Раб сказал ему: «Может быть, не захочет женщина идти со мною в эту землю, должен ли я возвратить сына твоего в землю, из которой ты вышел?» Авраам сказал ему: «Берегись, не возвращай сына моего туда.

Господь, Бог неба, Который взял меня из дома отца моего и из земли рождения моего, Который говорил мне и Который клялся мне, говоря: „Потомству твоему дам эту землю“, – Он пошлет ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему оттуда.

Если же не захочет женщина идти с тобою, ты будешь свободен от этой клятвы моей, только сына моего не возвращай туда».

И положил раб руку свою под стегно Авраама, господина своего, и клялся ему в этом.

И взял раб из верблюдов господина своего десять верблюдов, и пошел. В руках у него были также всякие сокровища господина его. Он встал и пошел в Месопотамию, в город Нахора, и остановил верблюдов вне города, у колодца воды, под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать воду, и сказал: «Господи, Боже господина моего Авраама! Пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом.

Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: „Наклони кувшин твой, я напьюсь“, – и которая скажет мне: „Пей, я и верблюдам твоим дам пить“, – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим».

Еще не перестал он говорить, и вот вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраама, и кувшин ее на плече ее.

Девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх.

И побежал раб навстречу ей и сказал: «Дай мне испить немного воды из кувшина твоего».

Она сказала: «Пей, господин мой». И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его.

И когда напоила его, сказала: «Я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются».

И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило, и побежала опять к колодцу почерпнуть воды, и начерпала для всех верблюдов его.

Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его или нет.

Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу весом в полсикля и два браслета на руки ей весом в десять сиклей золота.

и сказал: «Чья ты дочь? Скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?» Она сказала ему: «Я дочь Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору».

И еще сказала ему: «У нас много соломы и корма, и есть место для ночлега».

И преклонился человек тот, и поклонился Господу, и сказал: «Благословен Господь, Бог господина моего Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своею и истиною Своею! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего».

Девица побежала и рассказала об этом в доме матери своей.

У Ревекки был брат по имени Лаван. Лаван выбежал к тому человеку, к источнику.

И когда он увидел серьгу и браслеты на руках у сестры своей и услышал слова Ревекки, сестры своей, которая говорила: «Так говорил со мною этот человек», – то пришел к человеку, и вот, он стоит при верблюдах у источника; и сказал ему: «Войди, благословенный Господом. Зачем ты стоишь вне? Я приготовил дом и место для верблюдов».

Читайте также:  Мраморная говядина своими руками

И вошел человек. Лаван расседлал верблюдов и дал соломы и корму верблюдам и воды умыть ноги ему и людям, которые были с ним; и предложена была ему пища, но он сказал: «Не стану есть, доколе не скажу дела своего». И сказали: «Говори».

Он сказал: «Я раб Авраама.

Господь весьма благословил господина моего, и он сделался великим. Он дал ему овец и волов, серебро и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов.

Сарра, жена господина моего, уже состарившись, родила господину моему сына, которому он отдал все, что у него.

И взял с меня клятву господин мой, сказав: „Не бери жены сыну моему из дочерей хананеев, в земле которых я живу, а пойди в дом отца моего и к родственникам моим и возьмешь жену сыну моему“.

Я сказал господину моему: „Может быть, не пойдет женщина со мною“.

Он сказал мне: „Господь Бог, пред лицом Которого я хожу, пошлет с тобою ангела Своего и благоустроит путь твой, и возьмешь жену сыну моему из родных моих и из дома отца моего; тогда будешь ты свободен от клятвы моей, когда сходишь к родственникам моим; и если они не дадут тебе, то будешь свободен от клятвы моей“.

И пришел я ныне к источнику, и сказал: „Господи, Боже господина моего Авраама! Если Ты благоустроишь путь, который я совершаю, то вот, я стою у источника воды, и девица, которая выйдет почерпать и которой я скажу: «Дай мне испить немного из кувшина твоего», – и которая скажет мне: «И ты пей, и верблюдам твоим я начерпаю», – вот жена, которую Господь назначил сыну господина моего“.

Еще не перестал я говорить в уме моем, и вот вышла Ревекка, и кувшин ее на плече ее, и сошла к источнику, и почерпнула воды. И я сказал ей: „Напои меня“.

Она тотчас спустила кувшин свой и сказала: „Пей, и верблюдов твоих я напою“. И я пил, и верблюдов она напоила.

Я спросил ее и сказал: „Чья ты дочь?“ Она сказала: „Дочь Вафуила, сына Нахора, которого родила ему Милка“. И дал я серьгу ей и браслеты на руки ее.

И преклонился я, и поклонился Господу, и благословил Господа, Бога господина моего Авраама, Который прямым путем привел меня, чтобы взять дочь брата господина моего за сына его.

И ныне скажите мне: намерены ли вы оказать милость и правду господину моему или нет? Скажите мне, и я обращусь направо или налево».

И отвечали Лаван и Вафуил и сказали: «От Господа пришло это дело, мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго; вот Ревекка пред тобою, возьми ее и пойди, пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь».

Когда раб Авраама услышал слова их, то поклонился Господу до земли.

И вынул раб серебряные вещи, и золотые вещи, и одежды и дал Ревекке, также и брату ее, и матери ее дал богатые подарки.

И ели, и пили он и люди, бывшие с ним, и переночевали. Когда же встали поутру, то он сказал: «Отпустите меня к господину моему».

Но брат ее и мать ее сказали: «Пусть побудет с нами девица дней хотя десять, потом пойдешь».

Он сказал им: «Не удерживайте меня, ибо Господь благоустроил путь мой. Отпустите меня, и я пойду к господину моему».

Они сказали: «Призовем девицу и спросим, что она скажет».

И призвали Ревекку, и сказали ей: «Пойдешь ли с этим человеком?» Она сказала: «Пойду».

И отпустили Ревекку, сестру свою, и кормилицу ее, и раба Авраама, и людей его.

И благословили Ревекку, и сказали ей: «Сестра наша! Да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих!» И встала Ревекка и служанки ее, и сели на верблюдов, и поехали за тем человеком. И раб взял Ревекку и пошел.

А Исаак пришел из Беэр-Лахай-Рои, ибо жил он в земле полуденной.

При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды.

Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда.

И сказала рабу: «Кто этот человек, который идет по полю навстречу нам?» Раб сказал: «Это господин мой». И она взяла покрывало и покрылась.

Раб же сказал Исааку все, что сделал.

И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей.

Источник

Оцените статью
Своими руками