- Как правильно выполнять техобслуживание велосипеда своими руками
- Общие правила по уходу за велосипедом
- Инструменты для ремонта и расходные материалы
- Обслуживание рамы, колес и подвески
- Переборка рулевой колонки, тормозной системы и трансмиссии
- Рулевая колонка
- Тормозная система
- Как сделать ТО велосипеда: пошаговое руководство
- Очистка системы звезд и цепи
- Без снятия
- Демонтаж
- Сушка/смазка
- Переборка и смазка передней и задней втулки
- Переборка и смазка кареточного узла
- Проверка натяжения спиц и исправление восьмерок
- Чистка и настройка тормозов
- Чистка, смазка и переборка рулевой колонки
- Настройка переключателей скоростей
- Проверка состояния шин и их подкачка до рекомендуемого давления
Как правильно выполнять техобслуживание велосипеда своими руками
10 минут Автор: Михаил Скворцов 2372
Простой, на первый взгляд, велосипед скрывает большое количество взаимосвязанных механизмов. Исправность каждого из них гарантирует комфортные и безопасные поездки, а сам двухколесный конь используется как полноценный транспорт.
Для поддержки отличного состояния необходимо периодическое обслуживание велосипеда. Как часто нужно проводить мероприятия по чистке, переборке и ремонту, зависит от многих факторов. В их числе особенности модели, качество комплектующих, продолжительность поездок и стиль катания.
Простой способ устранять неисправности, своевременно менять детали и расходные материалы – обращаться в квалифицированную мастерскую. В некоторых случаях это единственный вариант привести велик в готовое состояние. Однако большинство работ по обслуживанию велосипеда можно выполнять самостоятельно. Потратив время, владелец байка получит бесценный опыт и сэкономит немалую сумму.
Общие правила по уходу за велосипедом
Купленный в магазине новый велосипед начинает потихоньку «привыкать» к своему новому хозяину: притираются подвижные узлы и крепчают неподвижные. Большую роль в качестве работы всех деталей и стыков играет смазка. Со временем она вбирает в себя частички металлической стружки и грязи. Когда вместимость смазывающего состава превышает допустимую, он утрачивает свои свойства и начинает работать во вред механизмам. Как следствие, повышенный износ.
Первое и самое важное правило при уходе за велосипедом – содержать его в чистоте и уделять большое внимание смазке трущихся механизмов. Системный подход к поддержанию велика в рабочем состоянии, это:
- своевременная и тщательная мойка;
- очистка от пыли чувствительных деталей – втулок, кареточного узла, переключателей;
- удаление отработанной смазки и пятен;
- обработка специальными смазывающими составами;
- своевременное удаление очагов коррозии;
- обеспечение геометрической целостности конструкции – тщательное закручивание всех болтовых соединений.
Очень важно правильно хранить велосипед. В несезонное время байк простаивает без дела, и его состояние будет напрямую зависеть от окружающих условий. Не рекомендуется держать на балконе в холодное время года и во влажных помещениях. Вокруг велосипеда должно быть чисто, также неплохо обеспечить ему небольшое пространство. Если оптимальные условия хранения создать не получается, можно разобрать его и поместить в герметичный чехол.
Негативно на состояние рамы, колес и механизмов влияет падение велосипеда. Конечно, при активных катаниях это неизбежно, да и дома он может случайно завалиться на бок или вовсе упасть со стены. Тем не менее, «полеты» лучше свести к минимуму, обращаться с байком аккуратнее и выбирать более безопасные места для езды.
Собственно, все перечисленное – общее обслуживание велосипеда. Это позволяет увеличить срок службы всех деталей и сохранить приличный внешний вид. Но со временем придется углубиться в детали устройства велосипеда и поглубже.
Инструменты для ремонта и расходные материалы
Проводить работы по переборке и ремонту своими руками невозможно без набора инструментов. Условно их можно поделить на обязательные и специальные. Первые так или иначе понадобятся для всех видов ремонтных работ.
Базовые инструменты для обслуживания:
- гаечные ключи разных размеров + подвижный разводной ключ;
- шестигранники (подобрать соответствующие размеры);
- плоская и крестовая (понадобится чаще) отвертки;
- плоскогубцы для «грубых» работ;
- лопатки для разбортировки колеса;
- тонкие спицы;
- хомуты;
- насос;
- шинно-ремонтный комплект.
Дополнительный инструментарий необходим для профессионального ремонта механизмов. Например, переборку каретки или системы трансмиссионных звезд не получится осуществить только с помощью отвертки или обычного ключа.
В комплект профессиональных средств по ремонту велосипеда входят:
- съемники шатунной пары и каретки;
- кассетный съемник с хлыстом;
- кривошипный съемник;
- выжимной ключ для цепи;
- ключ для регулировки натяжения спиц;
- ножницы для обрезки тросов;
- ремкомплект для прокачки гидравлических тормозов;
- цепомойка;
- дозиметр масла (для специальных деталей) и мерный стакан.
Инструмент приобретается раз и навсегда, он помогает улучшить техническое состояние отдельно взятого механизма. Расходные материалы играют роль в поддержании механизма в процессе эксплуатации, при этом сами приходят в негодность. В число расходников для велосипеда входят:
- различные виды смазок: водо- и грязеотталкивающие для цепи и звезд, для амортизационной вилки, загущенные составы для подшипников;
- чистящие средства;
- тормозная жидкость (для гидравлики);
- герметики;
- петух;
- тормозные колодки;
- тросики и пружинки.
Своевременное обновление расходных материалов вместе с использованием правильных инструментов гарантирует 100% исправное состояние механизмов.
Обслуживание рамы, колес и подвески
Начинаем техобслуживание отдельных неподвижных частей велосипеда. Рама – основной компонент, без которого велика не существует в принципе. Каркас воспринимает на себя все усилия и от человека, и от всех закрепленных на нем составных частей.
Со временем в трубах и на стыках накапливается усталость, которая вынуждает раму искажать форму. Стоит отметить, что заметно это только после очень долгой эксплуатации велосипеда. Условия, провоцирующие искажение рамы: езда в непредназначенных условиях, частые падения велосипеда, несоответствие грузоподъемности весу велосипедиста.
Рама уязвима и к появлению коррозии. Сколы и порезы на краске вызывают интенсивное окисление металла. Чтобы предотвратить развитие ржавчины, необходимо часто проводить осмотр рамы, устранять очаги коррозии специальными составами и при необходимости загрунтовать и покрасить проблемный участок.
Серьезные повреждения (трещины и разломы) отремонтировать своими руками не получится, здесь стоит обратиться к мастеру.
Колеса склонны к деформациям. Изгибы обода делают движение некомфортным и ухудшают состояние колеса. Своевременно устранить деформацию «восьмерка» или «яйцо» можно с помощью изменения натяжения спиц при помощи спицевого ключа.
Избежать искривления колес можно путем поддержания оптимального давления в шинах. Камеры и покрышки должны быть без порезов и проколов, а ниппель – герметично держать воздух внутри шины. Если прокол застал в пути, нужно воспользоваться ремкомплектом – специальными латками для заклеивания дырок.
Снимать покрышки рекомендуется с помощью мягких лопаток – монтажек. Они позволяют сохранить целостность покрытия обода, камеры и флиппера, а также быстро демонтировать шину.
Требует тщательного ухода и центральная часть колеса – втулка. Особенности обслуживания втулок:
- не мыть под сильным напором воды;
- периодически протирать от пыли и наносить чистую смазку;
- при проворачивании колеса открыть, заменить подшипники и смазать внутренние полости.
Обслуживание передней вилки включает в себя периодическую замену смазки, очистку ног от пыли и налета, своевременную замену уплотнительных деталей. В некоторых случаях, когда мягкость амортизатора не регулируется, требуется замена пружины и (или) демпфера. Поддерживать амортизацию горного велосипеда в рабочем состоянии крайне важно, так как она играет ключевую роль в комфортности передвижения и состоянии рамы.
Некоторые велосипеды, кроме амортизационной вилки, имеют задний гаситель колебаний. Требования по уходу за ним аналогичны, разве что чаще придется протирать пыльники от грязи.
Переборка рулевой колонки, тормозной системы и трансмиссии
Переходим к элементам велосипеда, которые обеспечивают четкость управления, движение и остановку.
Рулевая колонка
На велосипедах представлены два типа колонок – интегрированные с пром-подшипниками и полуинтегрированные с шариками.
В обслуживание рулевой с пром-подшипниками входит только своевременная смазка. С полуинтегрированными колонками все сложнее: со временем нагрузки внутри нее перераспределяются, в результате чего шарики рассыпаются. Как следствие, проворот руля или его затрудненный ход. Ремонт рулевой с насыпными шариками включает в себя их замену и тщательную смазку. Также не лишним будет проверять колонку на наличие грязи. Работы обязательно поводить перед каждым сезоном или по необходимости.
Тормозная система
Поддержка тормозов в рабочем состоянии – залог безопасности. Проверка системы должна проводиться как можно чаще, в среднем – два раза в неделю. Проверяем:
- изношенность колодок;
- состояние тормозной поверхности;
- целостность и натяжение тросиков;
- смазку подвижных узлов калипера и ручки;
- линию на воздух (для тормозов с гидравликой).
Для эффективного торможения важно правильно выставить колодки: зазор должен быть минимальным, но не затормаживать колесо. Разумеется, на самом ободе не должно быть искривлений. Поверхность (обод или диск) необходимо начисто протирать и не допускать замасливания или загрязнения.
От натяжения и общего состояния тросов зависит точность и скорость торможения. Оптимальное натяжение – колодки мгновенно прилегают и отскакивают при нажатии/отпускании ручки. Большое значение имеет хорошее состояние рубашки – без трещин на оболочке и растяжек обмотки.
Для гидравлических тормозов необходимо поддерживать рабочее состояние линии. Причина плохой работы кроется в наличии воздуха или в загрязнении жидкости. Прокачка системы проводится с помощью специального инструмента раз в сезон. Жидкость должна соответствовать предписаниям производителя.
- проверка и замена подшипников в каретке, смазка узла;
- осмотр целостности шатунов;
- чистка и смазка велосипедной цепи;
- проверка и замена звезд на кассете;
- настройка переключателей.
Демонтировать каретку и шатуны можно только при помощи специальных съемников. Особое внимание уделяется состоянию шатунной пары (не должно быть трещин) и состоянию подшипников внутри каретки. Ключевую роль играет обильная смазка специальным составом.
Чистить и смазывать цепь необходимо для снижения износа дорогих компонентов трансмиссии – кассет. Снять цепь можно вручную при наличии замка или с помощью выжимки. Обслуживать трансмиссионный механизм нужно по мере необходимости, однако не лишним будет периодически протирать поверхность звезд и цепи от пыли.
Изношенные звезды на кассетах можно заменять по отдельности. Чтобы освободить ось заднего колеса от системы, понадобится специальный ключ-съемник с цепным хлыстом для удерживания.
Переключение скоростей зависит от состояния переключателей: их настройки и состояния приводного троса. Здесь находится подробная инструкция по настройке переднего и заднего переключателя.
Обслуживание велосипеда – поддержание его в чистоте, смазка механизмов, замена изношенных деталей и расходных материалов – неотъемлемая часть жизни велосипедиста. Своевременное исправление всех недочетов, аккуратное обращение и предусмотрительность позволяет получить от велосипеда максимум и наслаждаться катаниями многие-многие сезоны.
Источник
Как сделать ТО велосипеда: пошаговое руководство
Технический осмотр велосипеда – это один из важнейших этапов обслуживания, который позволяет добиться длительной эксплуатации узлов.
Содержание:
Разделить его можно на несколько основных вариантов работ:
- чистка;
- протяжка;
- осмотр на наличие износа (с заменой деталей);
- смазка.
В периодическом обслуживании нуждаются абсолютно все узлы велосипеда, которые являются подвижными:
- система (цепь, кассеты со звездами);
- втулки колес;
- каретка;
- спицы;
- тормоза;
- рулевая колонка;
- переключатели;
- покрышки.
Рассмотрим особенности ТО для каждого элемента в отдельности.
Очистка системы звезд и цепи
Даже если цепь закрыта кожухом, она является одной из самых уязвимых частей велосипеда. На ней скапливается грязь, влага, абразив с дороги, которые разносятся по звездам.
Связанных проблем масса:
- при движении это вызывает усиленное трение;
- появляется посторонний скрип;
- подвижные элементы стачиваются быстрее;
- появляется биение;
- зубья цепи становятся тоньше;
- увеличивается люфт;
- звенья вытягиваются быстрее.
В итоге существенно сокращается ресурс механизма и его составляющих.
В обслуживании узел нуждается примерно каждые 100 км, можно проводить чаще, если периодически выезжаете на грунтовку или уважаете бездорожье
Работу нужно проводить в несколько этапов:
Цепь и звезды нужно промыть от грязи и налипшей смазки, удалить абразив из подвижных участков, металлические частицы из зазоров. Комки грязи легко смыть ветошью и водой, звезды прочищаются щеткой, из зазоров трещетки можно выковырнуть запрессованную грязь, например, отверткой. Далее так же понадобится щетка для более детальной очистки. Кассету отмыть проще, достаточно ее просто разобрать.
Мы, в своей мастерской по ремонту велосипедов спб , всегда начинаем именно с промывки, так как это одна и самых важных частей базового тех обслуживания.
Для промывки цепи используется два метода: без снятия и с демонтажом
Без снятия
В первом случае можно использовать специальную машинку, она включает несколько жестких щеток, установленных в пластиковом корпусе. В корпус заливается чистящая жидкость, обычно это едкие растворы, как уайт-спирит или бензин Б-70 (из специализированных средств можно выделить Pedro’s Bye Grease). Затем педалями совершается несколько оборотов, пока жидкость не станет грязной. После этого ее нужно слить и заменить свежей и так до тех пор, пока средство не останется чистым после прокрутки педалей.
Значительно улучшить качества машинки позволяют магниты, они устанавливаются рядом со щетками.
При чистке в такой модифицированной системе магниты удаляют металлическую стружку из мест соединений щечек звеньев с осями
Многие велосипедисты просто продувают звенья, используя аэрозоли, для этих задач подойдет:
- WD-40;
- очиститель карбюратора, как ABRO CARB&CHOKE CLEANER;
- обезжириватель Liqui Moly Schnell Reiniger и схожие вещества;
- моющее для авто Turtle Wax Engine Cleaner и аналоги.
Другой удобный метод – мойка высокого давления, можно использовать собственную или съездить на ближайшую станцию. Вода под давлением вымывает грязь из самых труднодоступных щелей. Однако, в этом случае нужно беречь втулки, для этого на передней кассете цепь должна быть переключена на большую звезду, а сзади на меньшую.
Демонтаж
В этом случае цепь нужно снять и поместить в емкость с растворителем. Демонтаж проводится за счет разъемного звена или выдавливанием оси при помощи специального ручного пресса.
Этапы:
- залить в бутылку растворитель так, чтобы цепь в него погрузилась полностью;
- встряхнуть;
- слить;
- несколько раз повторить процедуру;
- залить воду с моющим средством;
- встряхнуть;
- просушить.
Сушка/смазка
После обработки цепь должна просохнуть, в условиях гаража или квартиры это занимает около 1-1,5 часов.
Можно продуть цепь компрессором, после этого к смазыванию приступить сразу
Следующим этапом звенья смазываются. Правильно выполненное смазывание позволяет исключить необходимость постоянной чистки, в частности, наносить масло нужно исключительно в подвижное место звеньев, где вращается ось.
Переборка и смазка передней и задней втулки
В зависимости от конструкции, выделяют несколько типов втулок:
- со свободным ходом;
- без свободного хода;
- со встроенным тормозом;
- со встроенной динами-машиной;
- планетарные.
В конструкции наиболее распространенных втулок используются два типа подшипников: насыпные или промышленные. У насыпных имеется посадочное место, куда засыпаются шарики, снаружи они прижимаются специальной гайкой, устанавливается пыльник для защиты от дорожной грязи.
Промышленные запрессовываются на посадочное место, используются типовые подшипники
Некоторые эксперты считают, что у насыпных лучше накат, но они нуждаются в регулировке и чаще требуют обслуживания. Промышленные проще поменять и их не нужно настраивать.
Эксперты рекомендуют проводить ТО втулок каждые 5000 км:
- удаляется смазка;
- при необходимости меняются шарики;
- закладывается новая смазка.
Если дорожное покрытие сложное, стиль езды агрессивный или качество втулок низкое, то ТО может потребоваться существенно раньше. Признаком необходимости осмотра является посторонний шум при вращении колеса, его затрудненное вращение, люфты.
Причин проблем может быть несколько:
- неверная затяжка конусов;
- смазка загрязнена абразивом или металлическими частицами от выработанных деталей;
- смазки попросту нет;
- детали сильно изношены и появились большие зазоры;
- у промподшипника разрушился сепаратор или корпус.
Для обслуживания необходимо разобрать втулки:
- колеса снимаются с перьев рамы;
- демонтируется тормозная система;
- раскручиваются гайки;
- удаляются пыльники (для насыпных);
- снимаются прижимные конуса (аккуратнее, шарики могут выпасть) или выпрессовываются старые промподшипники;
- извлекается ось.
С задней втулкой работа идентичная, но кассета или трещотка чуть осложняют доступ. При необходимости их можно снять, воспользовавшись шлицевой головкой.
Все снятые детали очищаются от старой смазки, после чего проводится визуальный осмотр на предмет износа.
Не забывайте посчитать шарики, с обеих сторон втулки их должно быть одинаковое количество. Обычно их 9 и более на каждую сторону
После чистки нужно заложить свежую смазку (промы просто меняются на новые). Нужно добавить небольшое количество, чтобы при сборке шарики залипали в нее и не выпадали в процессе (если не держатся, стоит добавить). Слишком жирным слоем наносить не нужно, так как лишнее будет выдавлено и на него начнет налипать грязь, ускоряя износ.
Для смазки подойдет густое ГСМ:
- Литол-24;
- Цифтим-158 или 201 и аналогичные.
Сборка производится в обратном порядке, после нее нужно настроить конуса (для насыпных). Для этого они затягиваются так, чтобы колесо вращалось затрудненно, затем надо их начать равномерно отпускать, пока вращение не станет свободным. Если появился люфт – конуса слишком расслаблены, их нужно дотянуть.
Переборка и смазка кареточного узла
Каретка испытывает значительные нагрузки при педалировании, расположена в нижней точке рамы, потому уязвима для грязи и ударов.
Частота ТО во многом зависит от типа каретки:
- открытые. Оснащаются чашками, которые вкручиваются по резьбе. Такая конструкция больше подвержена загрязнениям и чаще нуждается в обслуживании. Преимущество в простоте разборки;
- закрытые (капсульные системы и картриджи). За исключением редких моделей вообще не разбираются, но в минимальной степени подвержены загрязнениям.
Первыми признаками необходимого ТО будет посторонний шум, скрип и подкусывания при вращении педалей
Начинаются проскальзывания, езда затрачивает все больше усилий. Если появился скрип или педаль проскальзывает в верхнем положении, возможно клин шатуна слабо затянут. Стук и заедание – сигнал повреждения сепаратора подшипника или шариков.
Для снятия каретки необходим соответствующий инструмент, он может сильно меняться в зависимости от модели и типа узла:
- выжимка шатуна;
- шлицевые ключи;
- съемники;
- рожковые ключи;
- отвертки.
Для снятия нужно перевернуть велосипед, затем открутить педали и снять шатуны. Далее откручивается стопорная шайба, левая и правая чашки (против часовой стрелки и по ее ходу соответственно). Стоит быть внимательным, так как на этом этапе высок риск выпадения шариков. Снимаются каретки влево.
В разобранном состоянии видно износ компонентов
Подшипники при необходимости меняются, все крепежные и посадочные места нужно промыть, подойдет для этого WD-40. Открытые подшипники протираются от старой смазки, устанавливаются (если живые) на место и смазываются свежим ГСМ, для этого подойдет Литол-24 или аналогичные густые смазки.
Сборка проводится в обратном порядке, но перед установкой шатунов необходима регулировка:
- ослабить левую чашку так, чтобы ось беспрепятственно вращалась;
- закрутить до упора стопорную шайбу;
- подтянуть или ослабить чашку, чтобы не было подклиниваний при вращении оси.
Проверка натяжения спиц и исправление восьмерок
Спицы могут иметь различное исполнение от материала и формы до калибра (1,5-2,34 мм). Нагрузки на эти элемент появляются сразу, как только райдер садится на седло, существенно возрастает она при катании по сложным рельефам, прыжкам, резким торможениям.
В результате постепенно происходят их деформации, которые могут привести к дефектам колес:
- «восьмерка» — боковое искривление;
- «эллипс» — радиальное;
- «зонт» — смещение по отношению ко втулке.
Сравнительно легко и без специального оборудования можно выправить только первый дефект. Визуально он выглядит, как болтание колеса в горизонтальной плоскости при движении. Это приводит к тому, что сложно выставить тормоза, колесо ведет себя нестабильно, появляются биения, при сильном искривлении катание становится невозможным.
Регулировка подразумевает натяжение или ослабление спиц, важно учесть, что натяжение правых спиц приводит к смещению обода в ту же сторону и наоборот
Постепенно спицы растягиваются, потому периодически их нужно менять, иначе соединение обода и втулки потеряет жесткость.
Инструмент:
- спицевой ключ. Размер нужно подбирать в соответствии с типоразмером спиц;
- измеритель силы натяжения спиц;
- отвертки;
- ключи.
Параллельно с регулировкой стоит проверить силу натяжения. Для каждой модели и варианта спиц существует определенное значение, на передних колесах оно ниже, чем сзади.
Для работы удобно использовать специальный станок для балансировки, если его нет, достаточно перевернуть велосипед вверх колесами
Проверка натяжения осуществляется путем раскачки обода в стороны, при этом появляется свободный ход, его максимальное значение не должно быть больше 2 мм. Спицы, у которых показатель больше, нужно пометить (изолентой, мелом).
Исправляем «восьмерку»:
- мелом на ободе нужно отметить участок, где проявилось отклонение;
- ослабляется спица, находящаяся ближе всего к центру отмеченного участка;
- спицы в области «восьмерки» ослабляются;
- противоположные подтягиваются;
- от центра к краям дефекта натяжение постепенно ослабляется.
Первая попытка замет много времени, нужно понять принцип и наработать опыт.
Чистка и настройка тормозов
Метод обслуживания зависит от типа тормозной системы, выделяют несколько наиболее распространенных видов:
Первые наиболее просты конструктивно и в обслуживании. Им периодически нужна чистка, в том числе тросов, смазка. Проверять нужно состояние колодок, чтобы трос не подклинивал в канале.
Если при торможении вы не чувствуете эффективного замедления, появляется скрип, то нужно проверить колодки. Если они незначительно износились, то можно провести регулировку.
Регулировка:
- ослабляется болт, удерживающий тормозной трос на одной из лапок;
- он протягивается чуть дальше через болт, старайтесь держать лапки в натяжении, иначе трос может выскользнуть из паза при их разжатии;
- фиксирующий болт затягивается.
Лапки могут быть выставлены неравномерно, в этом случае нужно:
- открутить болт, удерживающий лапки;
- снять их с оси;
- «вибрейки» выставляются в нескольких положениях, на противоположной стороне лапки будет торчать пружинка, ее вставляют в одно из отверстий на раме, их несколько для регулировки интенсивности разжатия;
- оси очищаются сухой ветошью;
- смазываются, подойдет жидкое масло или WD-40;
- обе лапки ставятся на одном уровне;
- крепления затягиваются.
Тросы нужно смазывать, для этого подойдет жидкий аэрозоль, как ВДшка, который сможет проникнуть по всей длине рубашки
Дисковая механика дает лучшее замедление при срабатывании, она достаточно проста в обслуживании и поддается ремонту буквально на коленке в поле. Тормозные линии (рубашки, тросы) обслуживаются идентично предыдущему типу.
Изменено положение колодок, они находятся в корпусе, обычно одна неподвижна, ее и можно выставить при необходимости:
- если вращение колеса затруднено, возможно колодка сильно выдвинута. Болтом снаружи калипера ее немного отворачивают, колодка утапливается;
- если замедление не интенсивное, то винт нужно чуть закрутить, но не слишком много, чтобы он не касался диска при свободном вращении колеса.
Важно соблюдать центровку, диск и паз калипера должны находиться в одной плоскости.
Чистка, смазка и переборка рулевой колонки
Конструктивно рулевая колонка проста, она включает пару подшипников (в верхней им нижней части). Если они разваливаются, то появляется хруст, повороты руля могут стать тяжелее, чем до этого.
Для обслуживания узел необходимо разобрать:
- откручивается верхнее крепление (якорь), которое прижимает вынос к стакану;
- снимается руль;
- снимаются проставочные кольца, пыльники;
- верхний подшипник будет доступен после этого, его нужно снять и промыть в керосине или WD;
- раму поднимаем и получаем доступ ко второму подшипнику снизу, его так же промываем.
Подшипники могут быть изношены, сепаратор поврежден, шарики высыпались. В таких случаях лучше их заменить. Аналогично, если есть следы ржавчины. В крайнем случае все промывается и собирается в обратном порядке до ближайшего ТО, когда будет проведена замена.
Настройка переключателей скоростей
Первые признаки нарушений в работе переключателей скоростей – это перескакивания цепи через звезду. Переключения могут быть «задумчивыми», неточными, все это усложняет работу со скоростями на ходу, отвлекает и бесит.
Многие дешевые переключатели в целом плохо держат настройку, вплоть до того, что дешевый механизм будет нужно калибровать чуть ли не после каждого выезда
Важный элемент заднего переключателя – петух, то есть металлический кронштейн, который защищает раму от повреждений, принимая нагрузку от удара на себя. Разумеется, в таких условиях элемент не редко ломается. Рынок предлагает сотни вариантов петухов, потому подбор может оказаться затруднен, в крайнем случае можно найти услуги фрезерования кронштейна по образцу (для этого лучше не выбрасывать сломавшийся петух).
Для замены петуха нужно открутить винт переключателя на нем и снять его. Затем откручивается болт, фиксирующий кронштейн.
Если он просто погнулся во время катания и заменить нечем, можно попробовать выправить:
- взяться за основание переключателя;
- потянуть его в исходное, без рывков;
- если есть возможность, то снять и погреть;
- после этого удобно использовать тиски.
Так как большинство петухов изготовлены из алюминия или силумина, они очень ломкие
Оба переключателя используют трос, он прокладывается через рубашки. Обслуживание этих элементов идентично тросам и каналам тормозной системы.
Для регулировки заднего переключателя используется алгоритм:
- переместить цепь на малую звезду;
- отпустить трос, открутив фиксирующий винт;
- винт с пометкой Н регулировать отверткой до тех пор, пока малая звезда не будет на одной линии с лапкой переключателя;
- подтянуть трос рукой и зафиксировать винтом, после этого нужно проверить, чтобы переключатель при смещении рычажка манетки на одну передачу переходил ровно на одну звезду. Если этого не происходит — трос лучше еще подтянуть;
- далее смещаем цепь на большую звезду кассеты/трещотки;
- выставляем винтом L лапку на одну линию с большей звездой. Если этого не сделать, то переключатель может попасть в спицы колеса, он будет поврежден и колесо так же пострадает.
Регулировка переднего переключателя схожа:
- выставляем цепь на меньшую звезду и отпускаем трос;
- винтом L выставляем рамку так, чтобы цепь находилась по центру между стенками скобы переключателя. Нужно добиться положения, при котором цепь не будет их касаться;
- подтягиваем трос рукой и фиксируем винтом;
- с помощью заднего переключателя смещаем цепь на малую звезду, а на передних звездах выставляем на середину;
- если в этом положении цепь трет по рамке, натяжение увеличиваем барабаном манетки переднего переключателя. Нужно добиться среднего положения, чтобы не было касаний;
- смещаем цепь на большую звезду, если есть касания рамки, выставляем ее винтом Н.
Проверка состояния шин и их подкачка до рекомендуемого давления
Степень накачки камер зависит от условий и стиля катания:
- если вы предпочитаете горный стиль, часто съезжаете на грунтовки и лесные дорожки, давление нужно сбавить. Это позволит увеличить сцепление с дорогой, так как покрышка будет больше продавливаться и площадь контакта увеличится;
- для дорожного стиля и городской езды нужно накачивать колеса сильнее. Пятно контакта уменьшится, накат станет заметно лучше.
Для измерения давления нужен насос с манометром, он выдает несколько значений:
- бар — атмосфера)/BAR;
- килопаскали/kPa;
- фунт на квадратный дюйм/PSI.
Один бар равен 1 атмосфере, 100 КПаскалей или 14,504 PSI
Обычно при накачке ориентируются на вес райдера:
- при 50-60 кг накачивают 2,4-2,9 атмосфер;
- 60-70 – 2,9-3,2;
- 70-85 – 3,2-3,7;
- 85-100 – 3,7-4;
- 100-120 – 4-4,2.
Источник