Пятая книга Моисеева. Второзаконие, глава 28 Второзаконие, гл 28
Если ты будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь, Бог твой, поставит тебя выше всех народов земли; и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего.
Благословен ты в городе и благословен на поле.
Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих.
Благословенны житницы твои и кладовые твои.
Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем.
Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя.
Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа, Бога твоего, и будешь ходить путями Его; и увидят все народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя. И даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле, которую Господь клялся отцам твоим дать тебе. Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы. Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа, Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять, и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо, ни налево, чтобы пойти вслед иных богов и служить им.
Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя.
Проклят ты будешь в городе и проклят ты будешь на поле.
Прокляты будут житницы твои и кладовые твои.
Проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих.
Проклят ты будешь при входе твоем и проклят при выходе твоем.
Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, — и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня. Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею. Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь. И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом; вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблен.
Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян по всем царствам земли. И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их. Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться; поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца. И ты будешь ощупью ходить в полдень, как слепой ощупью ходит впотьмах, и не будешь иметь успеха в путях твоих, и будут теснить и обижать тебя всякий день, и никто не защитит тебя.
С женою обручишься, и другой будет спать с нею; дом построишь, и не будешь жить в нем; виноградник насадишь, и не будешь пользоваться им. Вола твоего заколют в глазах твоих, и не будешь есть его; осла твоего уведут от тебя и не возвратят тебе; овцы твои отданы будут врагам твоим, и никто не защитит тебя. Сыновья твои и дочери твои будут отданы другому народу; глаза твои будут видеть и всякий день истаевать о них, и не будет силы в руках твоих. Плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, которого ты не знал; и ты будешь только притесняем и мучим во все дни. И сойдешь с ума от того, что будут видеть глаза твои. Поразит тебя Господь злою проказою на коленях и голенях, от которой ты не возможешь исцелиться, от подошвы ноги твоей до самого темени головы твоей.
Отведет Господь тебя и царя твоего, которого ты поставишь над собою, к народу, которого не знал ни ты, ни отцы твои, и там будешь служить иным богам, деревянным и каменным; и будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь.
Семян много вынесешь в поле, а соберешь мало, потому что поест их саранча. Виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить, и не соберешь плодов их, потому что поест их червь. Маслины будут у тебя во всех пределах твоих, но елеем не помажешься, потому что осыплется маслина твоя. Сынов и дочерей родишь, но их не будет у тебя, потому что пойдут в плен. Все дерева твои и плоды земли твоей погубит ржавчина.
Пришелец, который среди тебя, будет возвышаться над тобою выше и выше, а ты опускаться будешь ниже и ниже; он будет давать тебе взаймы, а ты не будешь давать ему взаймы; он будет главою, а ты будешь хвостом.
И придут на тебя все проклятия сии, и будут преследовать тебя и постигнут тебя, доколе не будешь истреблен, за то, что ты не слушал гласа Господа, Бога твоего, и не соблюдал заповедей Его и постановлений Его, которые Он заповедал тебе: они будут знамением и указанием на тебе и на семени твоем вовек. За то, что ты не служил Господу, Богу твоему, с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе, и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя. Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орел налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши; и будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не разорит тебя, так что не оставит тебе ни хлеба, ни вина, ни елея, ни плода волов твоих, ни плода овец твоих, доколе не погубит тебя; и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, доколе во всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих, на которые ты надеешься; и будет теснить тебя во всех жилищах твоих, во всей земле твоей, которую Господь, Бог твой, дал тебе.
И ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих, которых Господь, Бог твой, дал тебе, в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой. Муж, изнеженный и живший между вами в великой роскоши, безжалостным оком будет смотреть на брата своего, на жену недра своего и на остальных детей своих, которые останутся у него, и не даст ни одному из них плоти детей своих, которых он будет есть, потому что у него не останется ничего в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой во всех жилищах твоих. Женщина, жившая у тебя в неге и роскоши, которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности, будет безжалостным оком смотреть на мужа недра своего и на сына своего и на дочь свою и не даст им последа, выходящего из среды ног ее, и детей, которых она родит; потому что она, при недостатке во всем, тайно будет есть их, в осаде и стеснении, в котором стеснит тебя враг твой в жилищах твоих.
Если не будешь стараться исполнять все слова закона сего, написанные в книге сей, и не будешь бояться сего славного и страшного имени Господа, Бога твоего, то Господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными, и болезнями злыми и постоянными; и наведет на тебя все язвы Египетские, которых ты боялся, и они прилипнут к тебе; и всякую болезнь и всякую язву, не написанную в книге закона сего, Господь наведет на тебя, доколе не будешь истреблен; и останется вас немного, тогда как множеством вы подобны были звездам небесным, ибо ты не слушал гласа Господа, Бога твоего. И как радовался Господь, делая вам добро и умножая вас, так будет радоваться Господь, погубляя вас и истребляя вас, и извержены будете из земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею.
И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души; жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей; от трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: «о, если бы пришел вечер!», а вечером скажешь: «о, если бы наступило утро!» И возвратит тебя Господь в Египет на кораблях тем путем, о котором я сказал тебе: «ты более не увидишь его»; и там будете продаваться врагам вашим в рабов и в рабынь, и не будет покупающего.
Источник
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкование на Ис. 2:8
Свт. Василий Великий
и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их
И наполнися земля мерзостей дел рук их. Языческие обычаи, начавшиеся волхвованиями, усилившиеся от сребролюбия и привязанности к коням, довели до идолослужения. Оттого что не хотели просить советов у Бога, а стали внимать волхвованиям, оттого что надеялись на множество коней, которые ложь во спасение (ср.: Пс. 32, 17), а не на Могущего сокрушить брани, естественным образом дошли они до того, что земля их наполнилась мерзостей. Посему всякий поступок, противный здравому разуму,– мерзость пред Богом. Как слабые желудком и склонные к позыву на рвоту не терпят гнусных зрелищ, например, извержения излишеств, зловонных струпов и тому подобного, так и дела нечистоты – мерзость Святому. Поскольку в собственном смысле идолов обычно Писанию называть мерзостью, то и всякие негодные представления, наподобие живописных картин напечатлеваемые в душе, суть мерзости, наполняющие страну, то есть всю область разумной части в душе.
И поклонишася тем, яже сотвориша персты их. О верх безумия – признавать Богом, что сделал сам человек, и не видеть нелепости такого дела! Ежели дивишься веществу, то почему не кланяешься необработанной меди или камню? А если дивишься ему по причине искусства, то кланяйся рукам своим, которые дали веществу образ, или тем орудиям, которыми ты обделывал. Какое же неразумие – и в то продолжение времени, в которое был вырезан или отлит кумир, не взять на размышление того, что делаешь! Ибо сие означают слова: и поклонишася тем, яже сотвориша персты их. После этого человек принужден будет выбрать одно из двух: или не иметь у себя Бога, пока не сделает его сам, или сказать, что прежний состарился, почему и нужен стал другой. Но проклят всяк человек, иже сотворит изваяние или слияние, дело рук художника (ср.: Втор. 27, 15).
Толкование на пророка Исаию.
Свт. Иоанн Златоуст
И наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их
Пророк, как мудрый врач, высказывает причину недуга и источник болезни. Намереваясь обличить их в нечестии, он предварительно показал причины болезни: сребролюбие, высокомерие, незаконные связи, объяснив то от этого они мало-помалу впали в бездну погибели и стали поклоняться идолам. Потом, осмеивая такое их служение, прибавляет: дел рук их. Действительно, что может быть смешнее того, когда человек делает бога? Мерзостию же Писание обыкновенно называет идолов; потому и мерзостью запустения называется истукан, поставленный в храме. «Итак, когда увидите,» говорит Господь, «мерзость запустения,… стоящую на святом месте: читающий да разумеет» (Мф. 24:15).
Желая отклонить их от привязанности к предметам чувственным, Бог запрещал им делать всякое изображение и называл это мерзостью, чтобы далеко отвести их от нечестия. Чувствовать омерзение значит чрезмерно ненавидеть что-нибудь, как нечистое, как проклятое. Таким образом мерзостью в Писании называется достойное ненависти и отвращения. А всякий идол таков.
Толкование на пророка Исаию.
Но какое преступление, скажет кто- нибудь, иметь деньги, приобрести коней, особенно в то время, когда было не много расположения к любомудрию? Что же мы скажем на это? Пророк осуждает не обладание ими, но настроение воли, употреблявшей их не так, как должно. Как тогда, когда он говорит: Горе крепким (Ис 1:24), он не власть осуждает, но худо пользовавшихся властью, так что и здесь он укоряет не за то, что они приобрели богатство, но за то, что собирали его с великим избытком и сверх нужды.
Гомилии на пророка Исаию.
Свт. Кирилл Александрийский
Ст. 8-9 И наполнися земля мерзостей дел рук их, и поклонишася тем, яже сотвориша персты их: и преклонися человек, и смирися муж, и не претерплю им
Опять обличает их в духовном любодеянии и в том, что они покланялись многим лжеименным богам, и показывает, что они дошли до высшей степени нечестия, достигли предела всякого зла и обнаружили крайнюю неверность Богу, Который все знает, все сохраняет и всему подает жизнь. Следует сказать, что они некоторым образом оскорбили природу человека, унизивши ее до крайности. Ибо Бог всяческих почтил человека тем, что сотворил его собственными руками; он сотворен не вместе с другими тварями, словом, подобным тому как: да будет твердь, и бысть тако, но взял Господь персть от земли и сотворил человека, по словам премудрого Моисея, и он сотворен был по образу и подобию Божию и поставлен был как бы начальником над всем, сущим на земле, и сверх этого почтен был духом жизни; ибо вдуну в лице его дыхание жизни (Быт. 2:7). Таким образом, человек в чести сый неразуме (Пс. 48:13), по написанному; ибо служил изваяниям и, как говорит пророческое слово: поклонишася тем, яже сотвориша персты их: и преклонися человек и смирися муж. Это было оскорблением и для самого Бога и для природы человека. Ибо хотя они и могли по красоте тварей в известной мере познавать Творца их: невидимая бо Его, от создания мира твореньми помышляема, видима суть, то есть вечная Его сила божество (Рим. 1:20), но они этого не сделали; а оказывая почтение камням и поклоняясь камню, они, несчастные, наносили оскорбление по естеству Господу и Богу и Творцу всяческих, и не разумели, что этим, разумеется, они оскорбляли и свою собственную природу, потому что человек превосходнее деревьев и камней. Поэтому, справедливо негодуя, Творец вселенной говорит: преклонися человек и смирися муж и не потерплю им. Этим Он выражает непреклонный гнев свой, как будто двумя этими действиями он по справедливости подвигнут на гнев против них, т, е. что они, оскорбили божественное величие и весьма обесчестили свою собственную природу. Говорит, что наполнена земля мерзостями их, и тем намекает на то, что число тех, которые виновны в отступничестве, не мало, но очень велико, и что у них не один вид идолопоклонства, но что каждый из них покланялся тому, что ему кажется богом: и множество идолов разных видов наполнило всю их землю. Поэтому устами пророка Иеремии сказано: по числу градов твоих беху бози твои, Иудо, и по числу путей Иерусалимских постависте олтари студныя, олтари на каждение Ваалу. Итак, тяжело и невыносимо для Бога это творение идолов, как чувственных, так и духовных. Ибо сатана страшно и многоразличными способами опустошает души людей, призраками, возбуждаемыми в их уме и сердце, а иногда образами идолов вводя их в грех и располагая их к постыдным и непристойным удовольствиям.
Толкование на пророка Исаию.
Блж. Иероним Стридонский
и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их
Где некогда был храм и религии Божия, там помещена статуя Адриана и идол Юпитера. Многие видят в этом толкование на то свидетельство, которое читаем в Евангелии: егда же узрите мерзость запустения, стояшу на месте святе (Мф. 24:15).
И пред делом рук своих преклонились: и человек, разумное существо, стал поклоняться меди и камню. Есть и такие, которые толкуют это об Иудеях, что все это они делали до плена Вавилонского, и потому были оставлены Богом. Поэтому и стоит в конце отдела: посему не отпускай им. Можем в иносказательном смысле сказать и то, что всякое учение, противное истине, поклоняется делам рук своих.
Толкование на книгу пророка Исайи. Книга первая.
Магн Аврелий Кассиодор
и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их
Суетность есть общее название пороков, но собственно суетным называется то, что явно оказывается чуждым Богу. Ибо как упование на Бога обеспечивает приносящую плоды прочность, так и уклонение от ведущего к Нему пути приводит к тленной суетности… Итак, обвиняются те, которые воспылали отвратительнейшей любовью к идолам; эти слова нужно считать порицанием, как если бы пророк сказал: почему вы любите суетность, из-за которой гибните? Ибо мы должны любить полезное, а не вредное, поскольку то, из-за чего нас поражает наказание вечного осуждения, следует скорее проклинать.
Изъяснение Псалмов.
Ориген
и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их
Может ли человек сделать себе богов (Иер 16:20). Люди не только делают себе богов из статуй, но ты обнаружишь, что они делают себе богов из мысленных образов. Ибо такие люди могут вообразить себе иного бога и творца мира, иного, наряду с тем, о котором написано Духом, домостроительного мира, наряду с истинным миром. Все они сделали себе богов, и они поклоняются делу рук своих (Ис 2:8) . Таковы, я думаю, либо те из греков, которые порождают мнения такой вот философии, либо среди еретиков первые, порождающие это мнение. Они-то и делают себе идолов и мысленные образы для души и, обращаясь к ним, поклоняются делу своих рук, ибо принимают за истину собственные измышления.
Гомилии на Книгу Иеремии.
Лопухин А.П.
и наполнилась земля его идолами: они поклоняются делу рук своих, тому, что сделали персты их
Идолы по евр. clilim, т.е. ничтожество. Слово это, вероятно, представляет собою унизительное название с отношением к названию истинного Бога.
Толковая Библия.
Источник