- Чур я машинист! Как я построил железную дорогу на даче
- Как появились первые метры железной дороги
- Как ондатры чуть все не испортили
- Как появился локомотив
- Как работает моя железная дорога
- Про другие паровые проекты
- Оригинальный цветник Паровозик для сада и дачи: фото + идеи по оформлению
- Цветник Паровоз в дизайне сада или дачи
- Как сделать клумбу Паровозик
- Инструменты и материалы
- Как сделать из бревен клумбу Паровозик
- Клумба Паровозик из ящиков своими руками
- Из деревянных
- Из пластмассовых
- Веселая клумба Паровозик из бутылок
- Клумба Паровоз своими руками из бочек
- Фото-галерея цветников Паровозик, сделанных своими руками
- Заключение
Чур я машинист! Как я построил железную дорогу на даче
Я с детства мечтал о своей железной дороге. Игрушечная — гэдээровская — у меня была. Я к ней трепетно относился: что-то постоянно паял и улучшал. Сам сделал стрелки, новые вагоны и вагонетки, даже бронепоезд оборудовал.
Гэдээровский паровоз из детства Павла Чилина
Но я хотел настоящую, хотя бы узкоколейную. Такую, как однажды увидел в Литве, где мы отдыхали с родителями. С крохотным паровозом и вагончиками. Где машинист спрыгивал на ходу, вручную переводил стрелку и снова запрыгивал в локомотив.
Помню, в старших классах на даче как-то шел по лесу за хворостом, а сам думал: как бы я здесь построил железную дорогу? Тут нужно профиль сгладить, здесь — радиус уменьшить, а вот там, где канавка, без моста не обойтись…
Студентом я много путешествовал, объехал полстраны. Везде снимал на пленку разные железнодорожные объекты — станции, депо, водокачки, городки путейцев, локомотивы и вагоны.
Я получил образование инженера-электромеханика, потом десять лет работал в оборонной отрасли — занимался приборостроением. В начале 1990-х переключился на собственный бизнес — конструировал и выпускал электрогитары, электроусилители, а потом органы для концертных залов и музыкальных училищ.
Лишь когда мне было хорошо за сорок, руки добрались до детской мечты.
Как появились первые метры железной дороги
В начале нулевых мы с женой ждали сына. Я купил по дешевке просторный дом с большим участком под Санкт-Петербургом, мы туда переехали жить. На участке был огромный сарай, в котором я оборудовал мастерскую.
Тогда и построил первый участок узкоколейки — всего 10 метров. Делал его без далеко идущих планов. Думал просто толкать по рельсам вагонетку с песком и землей. Это уже потом железная дорога разрослась до нынешних размеров.
Моя железная дорога — это 350 метров путей, 10 стрелок, разворотный треугольник, 3 моста и водопропускная труба
Ширину колеи выбирал такую, чтобы можно было вдвоем сидеть внутри вагона. Деревянные шпалы пилил из бруса, а потом пропитывал их в бочке с отработанным маслом. Рельсы делал из металлических заготовок, гнул их и приваривал к ним специальные подкладки.
Как ондатры чуть все не испортили
Территория участка была заболоченной и неровной. Рядом в поселке шло активное строительство, машины постоянно вывозили оттуда грунт. И я попросил водителей сваливать его ко мне.
В итоге там, где была глина, получился слой плодородной земли на два штыка лопаты. Я посадил туда фруктовые деревья и 145 сосен — они уже под 10 метров высотой, а березы выросли сами.
Однако самодеятельность сыграла плохую шутку: за участком — пруд, и место под корнями деревьев облюбовали ондатры. Они роют длинные и извилистые норы прямо под насыпью. Это опасно: один из мостов однажды завалился, пришлось его восстанавливать. Так что путевыми работами приходится заниматься постоянно.
Как появился локомотив
На одном из форумов любителей железных дорог я познакомился с Сергеем Тереховым, он слесарь в локомотивном депо и большой любитель старины. Сергей предложил мне сделать настоящий паровоз.
Строили мы его с нуля в моей мастерской: там есть и станки, и сварка. Внешний вид скопировали с немецкой модели паровозов «Оренштейн и Коппель» — они бегали на российских узкоколейках еще в начале прошлого века.
Немецкий паровоз модели «Оренштейн и Коппель»
Что-то точили сами, колеса заказали на стороне. Болты, гайки и другой крепеж взяли готовые. Для котла использовали бесшовную трубу: лишнее отрезали, приварили топку.
Паровоз мы назвали «Саблинец» — в честь старого названия поселка (Саблино). В первое путешествие по моему участку он отправился осенью 2019 года.
Как работает моя железная дорога
Я не собирался превращать железную дорогу в аттракцион. Но всех приезжавших в гости друзей и знакомых катал, они были восхищены. Только представьте: паровоз гудит, над трубой белый дым. Он пролетает по мосту над речкой, делает петлю, заезжает в тупик «Живописный» — там, где фруктовые деревья, останавливается возле бани для заправки водой. А на прямом участке разгоняется до 25 км/ч.
Постепенно о моей железной дороге стали узнавать другие люди. А теперь и администрация поселка просит меня продлить ее. Рядом есть болотистая земля, которая не годится для застройки, а с помощью узкоколейки ее можно благоустроить и превратить в парк. Пока думаю над этим.
Ширина железнодорожной колеи в России и в бывших союзных республиках составляет 1520 мм, европейская колея более узкая — 1435 мм. Ширина узкоколеек в разных странах сильно отличается — от 381 мм (15 дюймов) до 750 мм (такая была в СССР). Самая узкая — всего 260 мм — используется на одной из линий в Великобритании. Ширина колеи дороги Павла Чилина — 300 мм, это минималистский рекорд в России.

Про другие паровые проекты
Кроме паровоза, у меня есть паровой катер. Купил морскую шлюпку с высокими бортами длиной 4 метра, поставил на нее винт, котел и небольшую паровую машину мощностью около 2 лошадиных сил.
Также я построил катер на паровой тяге
Сначала катер мы испытали на пруду, а потом — на реке Тосне. А совсем недавно он открывал в Санкт-Петербурге фестиваль самодельных плавсредств. Паровой катер, которым управлял мой сын, шел во главе «потешной флотилии».
Уже купил 8-метровое судно водоизмещением несколько тонн, начал делать котел и паровую машину. Хочу, чтобы на нем были каюты на 4-5 человек и мы с семьей могли путешествовать по Северо-Двинской водной системе, Ладоге, Онеге или Свири.
А еще мой товарищ Сергей Терехов, большой любитель авиации, предлагает построить самолет на паровой тяге. Может быть, когда-нибудь и этим займемся.
Текст: Сергей Пономарев
Фото и видео из личного архива Павла Чилина
Источник
Оригинальный цветник Паровозик для сада и дачи: фото + идеи по оформлению
Простая в исполнении и интересная внешне клумба Паровозик своими руками легко впишется в любой дачный дизайн. Для ее изготовления не нужны серьезные финансовые вложения, достаточно и подручных материалов. В ход идут старые ящики, обрезки бревен, пластиковая тара, канистры. Для придания декоративности садовой конструкции используют яркие краски. Чтобы украсить дачный удачник клумбой Паровозик, необходимо иметь желание и соблюдать определенную последовательность действий.
Цветник Паровоз в дизайне сада или дачи
Для успешного создания цветника Паровозик своими руками, нужно знать некоторые тонкости. Это касается выбора места, и цветочных культур, красивого оформления. Для большей гармоничности клумбу в саду можно выполнить в контрастном варианте, либо в однотонном. При этом должна соблюдаться общая концепция ландшафтного дизайна.
Цветник Паровозик довольно просто можно сделать из любых подручных средств
Лучше всего, если в приоритете будут многолетние цветы – их хорошо использовать в качестве основы. А вот однолетние растения отлично подойдут для создания фона, который в случае надобности можно на следующий сезон заменить.
Среди наиболее популярных цветов, подходящих для эффектного оформления высокой клумбы Паровозик, выделяют:
- петунию;
- сульфинию;
- ампельную пеларгонию;
- пеларгонию;
- плетущуюся бегонию;
- кампанулу;
- лобелию.
Если используют ящики со средней высотой, а также низкие, то стоит применять:
- бархатцы;
- вербену;
- портулак;
- примулу;
- маргаритки;
- анютины глазки;
- обриетты;
- флоксы шиловидные;
- турецкие гвоздики;
- хризантемы миниатюрных размеров;
- бородатые ирисы.
Красиво и полезно будет облагорожена клумба Паровозик при помощи таких душистых и пряных трав:
Как сделать клумбу Паровозик
Чтобы изготовить своими руками оригинальный цветник Паровозик, нужно провести ряд подготовительных мероприятий. Для работ понадобятся и инструменты, и готовая тара/строительный материал, не требующий особой обработки.
Инструменты и материалы
Сделать Паровозик цветник можно из любых садовых ящиков, деревянных элементов, складских поддонов, пластика. Очень красиво смотрится Паровозик, изготовленный из обрезков бревен, бруса.
В отличие от дерева пластик обладает большим набором положительных свойств:
- не подвержен гниению;
- удобен в применении;
- огромный ассортимент тары (горшки, ведра, бутылки, канистры);
- имеет длительный срок службы;
- не требует наличия опыта в работе с ним.
Из необходимых материалов и инструментов для цветника Паровозик нужно подготовить:
- краску;
- крепежные элементы;
- мягкую проволоку;
- листы фанеры;
- болты;
- острый нож;
- ножницы;
- пилу по дереву;
- шило;
- кисть для окрашивания изделия;
- отвертку;
- пассатижи;
- электролобзик.
В зависимости от варианта клумбы Паровозик, которую планируется сделать своими руками, подбирается нужный инструмент.
Как сделать из бревен клумбу Паровозик
В качестве расходного материала понадобятся фрагменты бревен трех разных диаметров. Большие подойдут для изготовления паровозика, для кабины можно воспользоваться старым табуретом, а для трубы – садовым фонариком, функционирующим от солнечной батареи.
Пошагово процесс изготовления многосоставной конструкции выглядит следующим образом:
- Отпилить из бревна наименьшего диаметра круги для создания колес. Монтировать их удобно при помощи длинных саморезов.
- Сделать из бревна среднего диаметра вагончики. Чтобы организовать место под высадку цветочных культур, в чурке нужно выбрать древесину. Для этих целей подойдет стамеска, дрель, небольшой топорик.
- Прикрепить к вагончикам колеса. Для соединения всех частей конструкции используют куски цепи.
Для оригинальности Паровозика из бревен стоит воспользоваться длинными рейками и короткими перемычками – из них получатся рельсы
Готовую конструкцию определяют на железную дорогу и оформляют декоративными цветами.
Клумба Паровозик из ящиков своими руками
Изготовить клумбу Паровозик из ящиков для сада можно легко и просто, как из деревянных, так и из пластиковых. Такие варианты вполне вмещают в себя большое количество растений, смотрятся оригинально и служат долго.
Из деревянных
Чтобы сделать цветник на даче, нужно придерживаться следующего алгоритма действий:
- Подготовить и покрасить 5 деревянных ящиков в подходящий цвет. Выигрышным вариантом будет белый оттенок, он гармонично сочетается со всеми тонами, и не выделяется на общем фоне декоративных культур.
- Вырезать из листа фанеры 18 кругов одинакового диаметра. Это будут колеса для вагончиков. Подойдут для этих целей и спилы деревьев.
- Перевернуть один ящик верх дном. Импровизированную голову паровозика нужно установить на 4 колеса. Второй ящик необходимо поставить на торец, убрав деревянные планки с боковых частей. Выпилить прямоугольники из той же фанеры, и зафиксировать на боках и верхушке с внутренней стороны. По ширине эти детали должны быть равные длинной стороне. В боковых частях нужно будет выполнить еще окошки, сделав отверстия в них. Смастерить крышу, вырезав ее из листа фанеры. По длине она должна превосходить высоту стенки, к которой будет производен монтаж.
- Состыковать кабину и «голову» паровозика при помощи саморезов. После этого присоединить к конструкции колеса, а сзади – 3 деревянных ящика, использовав цепочку.
- Сделать паровые трубы, применяя любую подходящую тару типа банки, кастрюли. Облагородить Паровозик цветочными культурами.
Из пластмассовых
Принцип изготовления клумбы Паровоз из пластиковых ящиков такой же, как и у цветника из деревянной тары. Чтобы получилась передняя часть многосоставной конструкции, нужно подготовить и ящик, и бутыль. Окрашивание желательно делать до начала сборки Паровозика.
Роль трубы может выполнить большой аэрозольный баллон. Для его установки потребуется произвести монтаж колпачка к верхней части пластиковой тары. Чтобы зафиксировать бутыль, нужно подкорректировать ящик, убрав переднюю стенку. В качестве колес можно использовать старые диски, крышки подходящего диаметра.
Клумба Паровозик из пластмассовых ящиков имеет длительный срок службы, не гниет, а смотрится привлекательно
Соорудить импровизированную кабину клумбы Паровозик можно путем установки друг на друга два одинаковых ящика. Чтобы исключить их смещение в одну из сторон, следует состыковать их между собой. После этого соединяют все части многосоставной конструкции, колеса устанавливают на вагончики, которые монтируют к локомотиву.
Веселая клумба Паровозик из бутылок
Для получения вместительной клумбы Паровозик из пластиковых бутылок понадобятся емкости с объемом в 10-30 л. Если использовать бутыли по 5 л, то цветник будет иметь миниатюрные размеры. Главное, чтобы «голова» паровозика была больше, чем вагончики. Только так клумба будет иметь шикарный и правдоподобный вид.
Для создания оригинального цветника нужно придерживаться следующей инструкции:
- Вырезать с боковой стороны бутылки прямоугольное окошко, в него будут помещаться цветочные культуры.
- Закрепить 2 поперечные рейки с колесами на другой стороне боковой полки, использовав саморезы.
- Установить друг за другом бутылки-вагончики, соединив между собой пробкой. Для этого нужно в местах соприкосновения горлышка бутылки и днища сначала нанести разметку, а потом при помощи острого ножа сделать окошко. В него вставляют резьбовую часть горлышка, и затягивают пробкой. Аналогичным образом стыкуют все другие пластиковые емкости.
- Готовую конструкцию окрашивают в яркие цвета для большей привлекательности и поднятия настроения. Глазки делаются из пробок, улыбка рисуют краской.
Клумба Паровоз своими руками из бочек
Ненужные большие емкости – отличное решение для создания красивой клумбы. После наполнения грунтом, они будут слишком тяжелыми для переноса в выбранное место. Их лучше сразу определять в саду, выставив друг за другом, как вагоны в паровозе. Необходимости в соединении здесь нет.
Для колес потребуется толстое бревно, их монтируют при помощи длинных шпилек
Для подготовки места под высадку цветов в бочке болгаркой нужно выпилить окошко прямоугольной формы. Во избежание травматизации заусеницы на краях необходимо убрать, зачистить. Трубу изготавливают из отрезка пластиковой, ее монтируют спереди, а сзади состава – из перевернутого вверх дном ведра.
Фото-галерея цветников Паровозик, сделанных своими руками
Фото популярных клумб Паровозик своими руками приведены ниже.
Бревна отлично подходят для создания цветника в эко-стиле
Цветник, оформленный яркими красками, сделанный своими руками, моментально привлекает внимание окружающих
Деревянный паровозик не только смотрится интересно, но и его легко транспортировать на новое место в саду
Смастерить мини-клумбу Паровозик можно из остатков пиломатериалов

Заключение
Клумба Паровозик своими руками может быть изготовлена из имеющихся подручных средств, не вызывает сложностей при оформлении. Ее можно изготовить и из пластиковой тары, и из ящиков, бочек. Красиво обустроенный цветник придаст саду некую изюминку, сделает его интересным и оригинальным. Главное – придерживаться технологии изготовления, иметь желание творить.
Источник