- Хорошее учебное пособие для ремонта динамиков 10 ГДШ
- Улучшение динамиков 10 ГДШ-1-4 (10 ГД-36К) и новая АС закрытого типа
- Содержание / Contents
- ↑ Улучшаем динамики 10 ГДШ-1-4 (10 ГД-36К)
- ↑ Новые корпуса АС в формате «ЗЯ»
- ↑ Итого
- Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
- 🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
- Тема: 10ГДШ-1
- 10ГДШ-1
- Re: 10ГДШ-1
- Re: 10ГДШ-1
- Re: 10ГДШ-1
- Re: 10ГДШ-1
- Re: 10ГДШ-1
Хорошее учебное пособие для ремонта динамиков 10 ГДШ
10 ГДШ-1 — одни из первых динамиков с которыми я познакомился в 1995 году, очень легкие и неприхотливые в ремонте, самые первые были 6 на 9 эллипсы, которые сделал от начала до конца (зазор почистил, собрал на оправке).
Колпачок отклеивается за 10 минут легко и свободно, замечал, что некоторые рупорки помяты после ремонта, их вырывают, не выжидая волшебных 10 минут.
Подвесы меняются тоже легко, провода меняются также, есть свои моменты, на которые я уже не обращаю внимания, делаю автоматом.
Центрирующая шайба после расклейки ровная и чистая, после сборки чистая и без волн, терпение и труд всё перетрут — это я про себя.
Провода ломаются под клеммами, их бывает невидно, проверяется тестером:
Медная шайба впрессована на керн для увеличения индукции:
Однажды очень давно один человек делал акустику из 12-ти 10 ГДШ на один корпус на заказ и заказал перемотать все катушки Пнет-имидом (зеленый провод, держит больше температуру), так там пришлось выковыривать эти медные шайбы, так как не хватало зазора, в 4 слоя мотали). Хороший звук, я бы тоже сделал бы из таких динамиков колонки!
В конце, на лепестки всегда нужно капать клей БФ:
Есть подвесы белые, черные и серые, под свой дизайн. Подвесы, провода, измерение индукции магнитных систем (9000 Гс), аккуратная сборка динамиков — гарантия хорошего настроения!
Источник
Улучшение динамиков 10 ГДШ-1-4 (10 ГД-36К) и новая АС закрытого типа
Было дело, я нашел в гараже старые колонки под названием Маяк 15АС-222, в народе их называли просто «Кубики». Они стояли без дела как минимум 10 лет. Корпус по углам начал пухнуть из-за влаги, а поролоновые подвесы от легкого давления превратились в кашу. По звучанию колонки были не очень, хотя какой то потенциал у них был. Они очень сильно бубнили на низких частотах, иногда входили в резонанс и издавали гул.
Сейчас они мало чем напоминают те «Кубики» которые валялись в гараже как с виду, так и по звучанию.
Содержание / Contents
Параметры улучшенного динамика, к сожалению, не сделал. Возможно, в ближайшее время сниму новые показатели уже в готовой колонке.
↑ Улучшаем динамики 10 ГДШ-1-4 (10 ГД-36К)
Далее нужно сделать обширную ампутацию старого подвеса. Варварским способом выдираем подвес из динамика. Слева можно увидеть, во что он превратился. Если взять ту кучу опилок и сжать в руке, то она склеится в однородную массу.
Новенький красивенький подвес, куплен на радиорынке.
Чтобы его наклеить, я сначала промазал корзину и диффузор клеем «88», затем аккуратно пропитал поролоновый подвес. Клеить было тяжело, после промазки клеем он взялся волной по внутреннему и внешнему краю, в итоге кое-как наклеил. Преображение на лицо.
В продаже ещё были резиновые подвесы, они больше подходят для НЧ динамиков. Ещё можно заказать тканевые подвесы Петра Зодниева.
На очереди магниты. Здесь видно маленький не очень мощный ферритовый магнит. Я не нашёл книг по проектированию динамических головок, но читал в интернете как он устроен и принцип его работы. Современные дорогие динамики делают на неодимовых магнитах, которые при том же объёме почти в 10 раз мощнее.
Насколько я понимаю, размер магнита больше обусловлен его стоимостью в производстве, соответственно если найти такой же по размерам неодимовый магнит, то сила индукции катушки будет намного выше, а соответственно чувствительность динамика увеличится. Высокочастотные колебания динамика станут более «отзывчивыми», и вообще всё это будет только на пользу. Вот только где же найти такой магнит, и сколько он будет стоить?
Выход есть. Это примерно такой-же по размерам магнит, найден на радиорынке.
Клеить нужно в противофазе (чтобы они отталкивались). Я клеил на то, что было, а именно на жидкие гвозди. Сравнения по звучанию до и после привести не могу, ибо я не делал замеры, но то, что сейчас играет, пока я пишу статью — мне нравится. Думаю, хоть какой-то вклад в качество звучания он внёс.
Подвижные провода имеют свойство перегибаться в местах пайки. Это медная оплётка, внутри которой пучок ниток. Они потихоньку начали ломаться со стороны крепления на корзине. Было решено их отодрать и заменить проводом МГТФ.
Провод МГТФ очень хорошо подходит для подобных целей. Он очень устойчив к частым перегибам, а диффузор, как известно, сильно болтается, особенно в поршневом режиме, до 200 Гц.
После припайки проводов их нужно приклеить к диффузору, потому что самым слабым местом, где ломается провод, является место возле пайки, аки место перехода неподвижного участка провода в подвижный. Можно так же провод тупо пришить нитками к диффузору, но это уже дело вкуса.
Опять же клеил на то, что было. Жидкие гвозди.
Далее идёт вещь, которая может вызвать кровотечение в головном мозге. Это моя реализация ПАС (Панель Акустического Сопротивления). Если вы когда-нибудь разбирали наушники, то видели, что на динамиках видели нечто похожее. Были предложения обклеить все синтепоном, который не очень подходит для демпфирования, или ватой, которая расслаивается, опустится кусок на диффузор и будет шуршать.
Данный кусок некого материала был взят из мешка, предназначение которого я не знаю. Очень упругий материал и, возможно, перфорированный. Скорее там не отверстия, а прессованные квадратики. Материал мягкий, нормально пропускает воздух, создавая лёгкое сопротивление. Причиной выбора этого материала ещё и в защите диффузора от пыли или кусков демпфирующего материала изнутри колонки.
Смысл этого ПАС — это снизить колебания воздуха ещё на уровне корзины. Проходя через ткань, воздух будет тереться об его структуру, тем самым теряя свою силу. Материал упруго натянут, так что резонировать и трепаться не будет. Аудиофилы говорят, что такой метод демпфирования динамика положительно сказывается на его добротности и резонансной частоте. Замеры не делал ни до, ни после. Итоговый результат мне нравится, никаких нареканий по звучанию у меня нет.
Вот такие у меня крутые скатерти динамики. Вот то, что я называю модификацией — полезное улучшение чего-либо с сохранением/улучшением свойств и вида.
Следующее видео я снял на радостях того что я услышал от этих «отстойных» динамиков. Если мысленно включить корректор АЧХ в мозге и прислушаться, то можно услышать, как круто работает динамик. Работу усилителя выполняет DVD плеер от Samsung с AUX входом. Ящик с динамиком используется как сабвуфер, в качестве сателлитов — Radiotehnika S-30. Тестовый ящик собран при помощи жидких гвоздей и нереального количества саморезов, а внутри 2 большие распорки для гашения резонансов.
↑ Новые корпуса АС в формате «ЗЯ»
Металлические сеточки со старых колонок так же пошли в ход после того как паразиты дети повредили ВЧ рупор.
↑ Итого
Такого хорошего звука я ещё не слышал. Средина и верхняя средина играет просто очуменно! Высоких частот не много и не мало. Если честно, я удивлён, что широкополосный динамик выдаёт ВЧ такого качества, да и вообще, так чисто играет.
Ну, а низкие частоты — это что-то. Бас такой глубокий, что аж под кожу лезет, а если включить погромче, то грудная клетка начинает резонировать.
Эти колонки звучат лучше, чем мои наушники Audio-Technica ATH-M30. Если позволяет ситуация, то я лучше послушаю колонки, чем наушники.
Всем спасибо за внимание!
Камрад, рассмотри датагорские рекомендации
🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать
Опробовано в лаборатории редакции или читателями.
Источник
Тема: 10ГДШ-1
Опции темы
10ГДШ-1
Такое вот незамысловатая тема. Почему-то старые темы пересекающиеся с этой все закрыты, а вопросы есть.
Все знают про их болячку- естественное разрушение ппу подвесов временем.
В данный момент пару таких сгнивших динамиков можно заполучить практически нахаляву, а халява, как известно,- двигатель всего и вся =)
Копнув тему с переклейкой подвесов, обозначил несколько вариантов замены подвеса:
1. Самодельный из замши/микрофибры и прочих эрзацев. Мне этот вариант совсем непонятен, так что наверно проходим мимо.
2. ППУ подвес, либо оригинал либо неоригинал близкий по свойствам к оригиналу. Т.е. на выходе получим точно такой же динамик и продление его жизни на 7-10 лет
3. Резиновый подвес. С одним крупным «валиком», вероятно — длинноходный. Мне кажется, он превратит исходный динамик в мидбас или НЧ-СЧ, т.е. упадет чувствительность, добротность, резонансная но возрастет линейность для бОльших перемещений подвижной системы.
4. То, что заинтересовало больше всего — жесткий тканевый подвес, по размерам подходит идеально. Что мне даст такой вариант?
Все это планируется с прицелом на широкополосную акустику, в совсем крайнем случае — с ВЧ помошником. Оформление — закрытый ящик или TQWP, пока в раздумьях. По сообщениям в соседних темах, штатный вариант этой головки не очень подходит для TQWP (слишком высока добротность?)
П.4 что-нить изменит в данной оценке ?
В принципе, меня не сильно смущает рабочий ход подвижки 1-2 мм, музыку я громко не слушаю =)
Re: 10ГДШ-1
Re: 10ГДШ-1
Такое вот незамысловатая тема. Почему-то старые темы пересекающиеся с этой все закрыты, а вопросы есть.
Все знают про их болячку- естественное разрушение ппу подвесов временем.
В данный момент пару таких сгнивших динамиков можно заполучить практически нахаляву, а халява, как известно,- двигатель всего и вся =)
Копнув тему с переклейкой подвесов, обозначил несколько вариантов замены подвеса:
1. Самодельный из замши/микрофибры и прочих эрзацев. Мне этот вариант совсем непонятен, так что наверно проходим мимо.
2. ППУ подвес, либо оригинал либо неоригинал близкий по свойствам к оригиналу. Т.е. на выходе получим точно такой же динамик и продление его жизни на 7-10 лет
3. Резиновый подвес. С одним крупным «валиком», вероятно — длинноходный. Мне кажется, он превратит исходный динамик в мидбас или НЧ-СЧ, т.е. упадет чувствительность, добротность, резонансная но возрастет линейность для бОльших перемещений подвижной системы.
4. То, что заинтересовало больше всего — жесткий тканевый подвес, по размерам подходит идеально. Что мне даст такой вариант?
Все это планируется с прицелом на широкополосную акустику, в совсем крайнем случае — с ВЧ помошником. Оформление — закрытый ящик или TQWP, пока в раздумьях. По сообщениям в соседних темах, штатный вариант этой головки не очень подходит для TQWP (слишком высока добротность?)
П.4 что-нить изменит в данной оценке ?
В принципе, меня не сильно смущает рабочий ход подвижки 1-2 мм, музыку я громко не слушаю =)
Тканевый подвес ,самый оптимальный выбор.
Re: 10ГДШ-1
Re: 10ГДШ-1
С полгода тому назад озадачивался почти такой же проблемой. Отличие от вашего проекта, заключалось только в желании применить эти динамики с активной фильтрацией для мидбасового диапазона (75-300 Hz, спасибо subsonic за интересную идею). Короче, были выбраны ППУ подвесы и приобретены на saudio.zp.ua за 17 грн шт. По сравнению с оригинальными, они оказались более плотными и жесткими. Не смотря на разваливающееся состояние старых подвесов, динамики были обмеряны и показали следующие параметры: Динамик 1 Fs = 44,2 Hz, Vas = 45,2 л, Qt = 0,67. Динамик 2 Fs = 52,6 Hz, Vas = 37,5 л, Qt = 0,83.
К сожалению, уже после обмера параметров был отклеен ВЧ рупорок (в мидбасовом диапазоне он без надобности), это немного нарушило чистоту эксперимента. После ремонта параметры, естественно, изменились. Динамик 1 Fs = 48,2 Hz, Vas = 41,3 л, Qt = 0,76. Динамик 2 Fs = 57,3 Hz, Vas = 34,5 л, Qt = 0,89. Выводы делайте сами.
Теперь, что касается применения 10 ГДШ-1 в TQWP. Имею небольшой опыт эксплуатации этого акустического оформления, правда на других динамиках. Без обмера параметров Т-С, затевать такой дорогостоящий и габаритный проект несколько опрометчиво. При добротности более 0,5 звук на НЧ будет гудящим и тяжелым. Никаким наполнением это не устранить.
Как вариант, можно попробовать перевести 10 ГДШ-1 на алюминиевую катушку с теми же намоточными данными, что и в оригинале. Это позволит при начальной добротности 0,7 понизить ее где-то в район 0,5. Но это совсем другой объем трудозатрат, который может нивелировать все выгоды от «халявы» )).
Re: 10ГДШ-1
Я вчера- сегодня пообщался с обоими сотрудниками saudio.zp.ua =) (независимо от вашего поста) Был у них в торговой точке, вспомнил, что я с ним(и) пересекался еще в доинтернет эпоху. От работы с клиентом — только положительные эмоции.
Итог — черные тканевые подвесы. да, дороже. Но они гораздо жестче, долговечней и, в теории, дадут более артикулированые СЧ, как раз то что я добиваюсь. Надеюсь, вся эта затея с 10ГДШ-1 не окажется бестолковым пшиком.
Тактильно, ППУ подвес — как сопля, эти хоть изгибающее усилие держат.
Так же приобрел доноров — пару маяк 15АС-223 за
$5 =). оттопырил лицевую панель, увидел алюминиевую а не стальную корзину и понял — надо брать
Порекомендуйте методу измерения TS-параметров.
В этом видео автор довольно обильно промазал диффузор растворителем. Это чревато какими- то негативными последствиями ?
https://youtu.be/5ItFN-4UiEs?t=280
PS китайские НЧ-СЧ с пулей и диффузором, похожим на кевлар, стоят $20. Выглядят жутковато. Автомобильные китайцы с полипропиленовым диффузором и ВЧ-конусом за те же $15-20 так же расстроили. Хз, сложилось мнение, что по прайс/перф эти 10ГДШ-1 лучшие, ну или вторые после 4ГД-35
Источник