Как это работает? | Канатно-подвесная дорога
В 1834 году немецкий инженер Альберт Фогтс изобрел металлический канат — из переплетенных друг с другом стальных проволок. А спустя три десятилетия на севере Швейцарии возле Шаффхаузена появилась первая в мире канатная дорога для перевозки пассажиров. С ее помощью туристы поднимались на смотровую площадку. Как же работает современная подвесная канатная дорога? Об этом в сегодняшнем выпуске!
Канатные дороги бывают двух типов: одноканатными и двухканатными. Характерной особенностью подвесных дорог первого типа является то, что функции несущего и тягового элемента выполняет один стальной канат, замкнутый в кольцо. Сам канат состоит из проволок, свитых в пряди вокруг жесткой сердцевины. Кабинки совершают кольцевое движение, будучи подвешенными к непрерывно движущемуся канату с помощью специальных отцепляющихся зажимов. По прибытии на станцию кабины отсоединяются от каната, переходят на станционный подвесной конвейер и передвигаются по жестким рельсовым путям при помощи ходовых колес. При этом скорость кабины уменьшается до 0,3 м/с. Двери автоматически открываются, и пассажиры выходят из кабины. Затем вагонетка продолжает движение на станционном конвейере на другую сторону станции, пассажиры заходят в кабину, двери автоматически закрываются, кабина разгоняется конвейером до скорости каната, и при сходе с рельсового пути она снова сцепляется с ним зажимным аппаратом. Сам канат приводится в движение фрикционным приводом с канатоведущим шкивом.
Управление дорогой осуществляется централизованно с диспетчерского пульта. Каждая канатная дорога оборудована антиколлизионной системой, которая отслеживает расстояние между кабинами и исключает их столкновение друг с другом. На опорах некоторых канатных дорог также устанавливают ветровую систему, которая при сильном ветре замедляет скорость кабинок и информирует об этом персонал канатной дороги. Для предотвращения соскакивания каната с роликов на каждой опоре есть специальные датчики и ловушки рядом с роликами, которые не дадут тросу упасть.
Источник
Как сделать тележку для перевозки лодочного мотора своими руками: чертежи и размеры
Тащить на себе лодочный мотор весом 20 кг и более — удовольствие не из приятных. Конечно, нужна тележка. Самое простое решение — приобрести ее за 4-12 тыс. рублей (цены 2020 г.) Для многих тележку удобнее изготовить своими руками под конкретный мотор, под условия перевозки и ручной транспортировки.
Идеи тележек для перевозки лодочных моторов
Существует немалое количество конструкций тачек для перевозки лодочных моторов. Необходимый вариант определяется условиями доставки, то есть, на какие расстояния и по какой поверхности требуется везти агрегат вручную, а также габаритами автомобиля или прицепа. При изготовлении тележки своими руками многое зависит от имеющихся материалов и опыта мастера. Размеры коляски также определяются массой и габаритами лодочного агрегата.
Иногда необходимо, чтобы тележка складывалась, или колеса можно было легко снять, как на фото выше. Тогда их фиксируют не гайками, а съемными шплинтами. Конструкция тележки может быть цельной или состоять из собственно тележки и отдельной ручки-транца.
Особенно популярна конструкция с дополнительной парой небольших колес, которые помогают легко загрузить лодочный мотор в автомобиль или прицеп. При этом необходимо обеспечить надежное крепление груза в салоне авто, так как тележка будет кататься на колесах, а также может опрокинуться на бок.
Представленный на фото пример кажется довольно простым. Сборка тележки производится без сварки, с помощью винтов и гаек-барашков. При наличии подходящего материала и станка для гибки труб такое можно сделать самому. Эта тележка имеет специальное место для канистры с топливом. Мотор крепится за пластину из фанеры, которая имитирует транец лодки. Снизу агрегат притягивается тросиком.
Как сделать тележку для ПЛМ своими руками
Если не возникает необходимость катать тележку вручную на большие расстояния, можно изготовить для мотора только стойку на колесах. При перемещениях агрегат удерживают за корпус. При погрузке в автомобиль его придется поднимать руками, так что подобная система подойдет для относительно легкого двигателя и спортивного хозяина.
Тележка имеет простейшую конструкцию и сварена из профильной трубы сечением 25х25 мм. Между двумя пластинами из фанеры толщиной 20-25 мм необходимо предусмотреть зазор 6-9 мм под антикавитационную плиту агрегата. Его можно обеспечить за счет вкладышей из фанеры или распорных втулок, установленных на болтах крепления фанеры.
Этапы сборки подобной тележки представлены на иллюстрации. В качестве оси для колес используется шпилька диаметром 12 мм. Колеса надувные, стоят — 500 руб. за каждое.
Основные размеры изделия представлены на чертеже. Более подробно изделие можно рассмотреть с помощью видео.
Тележку с теми же параметрами можно изготовить из профильной трубы сечением 20х40 мм. В следующем примере тачка укомплектована ручкой-транец, что заметно улучшает ее характеристики.
В этой конструкции используются ненадувные колеса, которые крепятся на двух болтах подходящего под ступицы диаметра. В качестве второй пары колес используются опоры с фиксаторами, что помогает закрепить агрегат в автомобиле. На фанерной платформе предусмотрено два болта с проушинами для надежного крепления мотора.
Сама платформа изготовлена из немецкой армированной фанеры. Для удобства перемещения и к основанию тележки, и к ручке-транцу приварены П-образные ручки из толстой проволоки. Торцы профильной трубы закрыты пластиковыми заглушками. Далее следует видео, в котором автор рекламирует свой продукт.
Стойку под мотор и ручку для перемещения можно сварить по-разному. Оцените еще один вариант и выбирайте подходящий.
В данном случае для обеспечения зазора под антикавитационную плиту мотора применяются металлические втулки. Колеса зафиксированы съемными шплинтами. Без них тележку проще транспортировать.
Ось, изготовленная из трубки, также снимается. Для фиксации двигателя используется ремень из синтетики с пластиковыми застежками. Ручка-транец имеет простейшую конструкцию.
Этот чертеж с размерами поможет изготовить самостоятельно подобную тележку. В данном случае опорный элемент крепится на болтах.
Заслуживает отдельного внимания конструкция с рамой из одной центральной трубы. При этом лодочный мотор крепится за толстую пластину, имитирующую транец лодки. В данном случае колеса могут быть расставлены широко, что заметно повышает устойчивость тачки при ручном перемещении груза с высоким центром тяжести. По этой же причине мотор не опрокинется на бок в салоне автомобиля.
Солидно выглядит самодельная конструкция из нержавейки. Разумеется, необходим соответствующий материал и возможность его сварки.
Самый сложный элемент изделия — это ось для основных колес. Она изготовлена из трубки, в которую вставлены два болта, зафиксированные сваркой. Для лучшего представления смотрите следующее видео.
Разумеется, изготовить тележку для перевозки мотора можно и без применения сварки. Рассмотрим конструкцию, собранную из алюминиевого профиля.
Перечислим необходимые материалы:
- алюминиевый профиль сечением 20х40 мм – 4,5 м;
- алюминиевые заклепки 100 шт;
- стальные уголки и пластины для стыковки профиля;
- саморезы с прессшайбой;
- доска толщиной 40 мм;
- колесные опоры 4 шт.
Детали каркаса вырезаются из алюминиевой трубы. Монтаж производится с помощью стальных элементов, соответствующих размеру профиля. Сначала сверлятся отверстия, соответствующие диаметру заклепок, затем устанавливаются последние с помощью заклепочника.
Деталь из дерева, выполняющая роль транца лодки, крепится к боковым направляющим саморезами. Для прочности под доской монтируется поперечина из алюминия, которая крепится уголками снизу.
Разумеется, конструкция получается менее надежной, чем стальная. Маленькие колеса хорошо работают только на твердой основе. Тем не менее, легкая и простая в изготовлении тачка выручит многих. Следующее видео демонстрирует этапы сборки тележки более подробно.
Чертежи и размеры самодельных тележек
Приступая к изготовлению самодельной тележки, следует обязательно подготовить ее чертеж, исходя из размеров конкретного мотора. Простейший эскиз поможет избежать ошибок в процессе работы, переделки конструкции и потери материалов.
Здесь представлены несложные чертежи нескольких простых вариантов тележек для ПЛМ с указанием основных размеров. Они помогут определиться при самостоятельном конструировании изделия.
Тем, кто имеет опыт работы своими руками, порою достаточно отрывочной информации, чтобы найти правильное решение. Все четыре представленных варианта рассчитаны на крепление мотора, как на лодке, за транец.
Из вышеприведенных примеров следует, что каркас конструкции лучше изготовить из профильной трубы 20х40 мм или 25х25 мм, для крепления мотора подойдет доска толщиной 40 мм или фанера толщиной 20 мм, а основные колеса должны иметь диаметр более 200 мм. Если расстояние между основными колесами увеличить до 700 мм, тележка получится очень устойчивой.
Вероятно, крепить к тележке еще и канистру с бензином — неверное решение. Уж лучше сходить лишний раз и принести этот груз отдельно, чем перегружаться. При этом дополнительный крепеж мотора с помощью хомутов или ремней вполне оправдан.
Источник
Подвесная вагонетка своими руками
Довольно таки редкий у нас способ образования отвалов. Нет, для транспортирования горной массы из забоев на промышленную площадку, конечно, используют почти все виды транспорта: конвейеры, трубопроводы, железные дороги, автомобили, скиповые подъемники и т.д. Подвесные канатные дороги не исключение, но в основном они одноканатные с кольцевым движением вагонеток, а тут мы имеем дело с маятниковой, двухканатной однопролетной отвальной грузовой подвесной канатной дорогой. Лично я, таких еще не видела, но все бывает в первый раз.
Рассмотрим все по порядку.
Короткая справка:
Данный девайс был обнаружен на шахте «Заречная» (бывшая Великомостовская № 7).
Это угледобывающее предприятие в с. Силец (Сокальський район, Львовская область, Украина).
Шахта введена в эксплуатацию в 1970 году. В 2001 году была переименована в «Заречную». Интернет говорит, что шахта остановлена в 2012 году. Но угольные склады на ее территории выглядят довольно таки рабочими.
Может остановлена частично, достоверно не известно.
Сама же канатная дорога брошена. И явно не используется в виду отсутствия некоторых ключевых моментов конструкции.
Из чего же собственно она состояла и как работала:
Основными частями канатной подвесной дороги являются: погрузочная станция (загрузочное устройство), мачта, несущий и тяговой канаты, разгрузочное устройство и подвижной состав (вагонетка).
Как уже упоминалось в названии поста, наша канатка попадает под такую классификацию: отвальная, маятниковая, однопутная, однопролетная, двухканатная.
По порядку.
1. Отвальная:
Данная канатная дорога использовалась для образования отвала.
Породный отвал — это техногенный массив, формируемый на специально отведённой площади из горных пород, получаемых в процессе разработки месторождения.
При одной концевой мачте образуются коноидальные отвалы. Наш отвал потом конечно раскатали, уплотнили и упрочнили, для повышения устойчивости, например.
2. Маятниковая:
В маятниковых канатных дорогах по несущему канату передвигается толь¬ко одна вагонетка, которая осуществляет возвратно-поступательное движение между погрузочной станцией и местом отвала. Такие дороги применяются в основном при небольших расстояниях перемещения и малых объемах 190 т/ч обслуживаемых грузопотоков.
Канатные дороги так же бывают с кольцевым движением, при котором вагоны перемещаются по двум параллельным линиям подвесного пути всегда в одном направлении.
3. Однопутная:
Маятниковые канатные дороги подразделяются на одно- и двухпутные;
Однопутная дорога имеет один несущий канат, тут все просто.
В двупутном случае, вдоль трассы навешены два несущих каната и две вагонетки по одной на каждом канате. Они соединены с общим тяговым канатом и расположены так, что когда одна вагонетка находится на погрузочной станции, другая находится на разгрузочной.
3. Однопролетная
Ну тут как бы все понятно
4. Двухканатная
Двухканатные подвесные дороги имеют тяговый и несущий канаты. Вагонетки катятся по неподвижному несущему канату, а приводятся в движение тяговым.
На одноканатных дорогах вагонетки соединены с канатом и перемещаются вместе с ним.
Вот чего не стало у нашей канатки так это тягового троса. Два шкива на мачте тоскуют в одиночестве. Вагонетка скатилась в самый низ и уже, наверное, никогда не поднимется.
С классификаций разобрались, теперь больше по принципу работы и устройству.
Погрузочные станции канатных дорог имеют устройства для погрузки вагонеток: затворы, дозаторы, питатели, возможно загрузка осуществлялась вручную, точно сказать не могу.
Несущий канат.
Закрепление в отвальном пролете чаще всего производят с заякориванием каната на одной станции и натяжением контргрузом на другой.
Однако:
а) контргруз, натягивающий только один отвальный пролет, меняет свое положение лишь при значительных изменениях температуры и нагрузки отвального пролета;
б) как показали наблюдения, при разгрузке вагонетки натяжной груз не движется;
в) при заякоренных концах канатов углы их подхода к станции почти постоянны, и это улучшает условия приема вагонеток на станцию.
Поэтому иногда заякаривают оба конца каната.
Решение о способе крепления каната принимается для конкретных условий, в зависимости от длины пролета, интенсивности его загружения и температурных перепадов.
По несущим канатам перемещаются вагонетки, которые при помощи сцепных приборов автоматически при¬крепляются к подвижному тяговому ка¬нату. Этот канат получает движение через привод от двигателя, установленного на одной из конечных станций, а на дру¬гой станции канат огибает шкив грузового натяжного устройства.
Вагонетки типовых подвесных канатных дорог изготовляют с опрокидным кузовом на двух или четырех колесах, каждая пара. В нашем случае имеем вагонетку с донной разгрузкой (дно кузова имеет разгрузочное отверстие, закрываемое секторным затвором) на четырех колесах.
Основными частями вагонетки являются. хо¬довая тележка, подвеска, кузов и зажимной аппарат, который сжимает тяговый канат под действием собственного веса кузова с подвеской или принудительным путём.
Про то, как производилась разгрузка вагонеток можно долго говорить, есть множество способов и запатентованных разгрузочных механизмов. По нынешнему состоянию канатной дороги, сложно судить какой именно метод использовался.
В основном разгрузка вагонеток с навалочным грузом производится автоматически во время движения их по несущему канату — посредством передвижных упоров, о которые ударяется защёлка, удерживающая кузов от опрокидывания или раскрытия.
Но вот упоры бывают разные.
Описываемый упор для разгрузки вагонеток подвесных дорог, отличается от известных тем, что он выполнен подвижным по канату на роликах и соединен с опорой канатной дороги тросом, изменение длины которого определяет положение упора. Такое выполнение упора позволяет изменять места разгрузки вагонеток .
2. двухрамный опрокидыватель
От опрокидывания кузов удерживается рычагом. Ось враще¬ния кузова смещена относительно его средней оси на 20—25 мм, Вследствие чего прн набегании рычага на неподвижный упор, установленный в месте разгрузки, рычаг откидывается и кузов опрокидывается.
3. Еще один интересный механизм разгрузки
Канатные подвесные дороги имеют преимущества по сравнению с наземной рельсовой откаткой — мало зависят от рельефа местности, могут пересекаться с наземными коммуникациями, не требуют затрат труда на поддержание путей и передвижку разгрузочных ферм.
Главный недостаток канатных дорог — большие капитальные затраты на сооружение высоких стальных мачт.
Источник