- Замена ламп в приборной панели ЗАЗ 1102 на светодиоды.
- Подсветка днища автомобиля своими руками
- Нужна ли подсветка днища авто?
- Разрешено или нет?
- Способы оформления
- Инструменты для монтажа
- Подробная инструкция
- Рекомендации для эксплуатации
- Требования к установке подсветки
- Можно ли узаконить использование подсветки?
- Заключение
Замена ламп в приборной панели ЗАЗ 1102 на светодиоды.
Данная заметка может быть любопытна разве что владельцам автомобилей отечественного автопрома, и скорее только для расширения кругозора, как один из вариантов замены стандартных ламп подсветки приборной панели.
Прочим представителям профильного форума рекомендую дальше не читать, так как к электронике заметка имеет весьма далёкое отношение.
Долго собирался заняться приборной панелью в старом семейном автомобиле, так как уже несколько лет практически не работал спидометр и ещё дольше стоял одометр. В этом году решил начать по мелочам восстанавливать прежнюю работоспособность автомобиля, и потому занялся приборкой.
Выбрать панель было достаточно сложно, хоть в продаже они попадаются часто, и цены демократичные, но существует несколько модификаций панели, разница и взаимозаменяемость которых толком не описаны. Как минимум, существуют такие варианты приборных панелей (не претендую на точность и полноту информации):
1) На 5 контрольных ламп, спидометр до 160км/ч, одометр без счетчика суточного пробега (1102, базовая модель)
2) На 7 контрольных ламп, спидометр до 160км/ч, одометр со счетчиком суточного пробега (110206, «стандарт», так называемый полулюкс).
3) На 7 контрольных ламп, спидометр до 180км/ч, одометр со счетчиком суточного пробега (110206, более поздний «стандарт»).
4) Приборная панель «люкс», без тахометра.
5) Приборная панель «люкс», с тахометром.
Кроме того, приборки выпускали как на заводах в Украине, так и на Рижском заводе автоприборов.
Так как домашняя машина модели 110206 «полулюкс» — была куплена соответствующая приборная панель (2-й пункт), идентичная установленной, приблизительно того же года выпуска (на пластике выдавлен 1993г.в., авто донор — «Дана» 1996г.в.).
Приборка была разобрана, вымыта, вычищена, удалена старая смазка, забита новая силиконовая, сколы подкрашены маркером, лампы заменены на сверхъяркие светодиоды.
Каждый светодиод подключен через диод 1N4148 (защита от переполюсовки и обратного напряжения), и резистор 560 Ом (0,5 Вт). Детали в SMD исполнении. Практика показала ток на каждом светодиоде около 15мА, при 12,6 В питания.
Защита избыточна, но для себя не жалко.
Обоснование подбора резистора:
U питания = 12,5-14,6 В
U светодиода номинал = 3,2 В
I светодиода номинал = 0,02 А
R (токоограничивающий резистор) = 560 Ом
потери на диоде 1N4148 =
I светодиода min = (12,5-0,7-3,2)/560 = 0,015 А
I светодиода max = (14,6-0,7-3,2)/560 = 0,019 А
Рассеиваемая мощность на резисторе:
P min = (12,5-0,7-3,2)*0,015 = 0,129 Вт
P max = (14,6-0,7-3,2)*0,019 = 0,203 Вт
Вот фото работ, без комментариев:
В моем случае назначение контактов в колодках следующее:
Для желающих повторить, хочу заметить, что можно было пойти более простым путём:
1) Купить готовые светодиоды с готовыми посадочными местами в виде стандартного цоколя лампы подсветки:
2) Подключить через 1 выводной резистор 1кОм, и в термоусадку.
Фото работы подсветки и ламп индикации, при подключении от блока питания:
ISO 400, f2.6, 1/8 сек, искусственное освещение (включена подсветка):
ISO 400, f2.6, 1 сек, без освещения (включена подсветка):
ISO 400, f2.6, 1/8 сек, искусственное освещение (работа лампы индикации, без подсветки):
Фотографии работающей подсветки будут после установки в автомобиль. Пока могу сказать, что контрольные лампы подсвечиваются хорошо, а общая подсветка слабовата, но улучшать её не планирую, чтобы не слепила при поездках ночью.
Спасибо за внимание.
Источник
Подсветка днища автомобиля своими руками
Подсветка под автомобилем — оригинальный способ визуально оттюнинговать машину и привлечь к ней внимание. При этом водителю совсем не обязательно «перекраивать» кузов, устанавливая различные аэродинамические детали или окрашивать его в кислотные оттенки. Подсветка является простым и довольно эффективным методом выделиться на фоне серой толпы. Рассмотрим, законно ли вносить подобные коррективы в авто, и как правильно прикрепить светодиодную ленту.
Нужна ли подсветка днища авто?
Светодиодное днище не несет для водителя какой-либо пользы или практического назначения. Его основная цель — привлечь внимание окружающих, чтобы другие автолюбители восхищались работой мастера. Если посмотреть на данный креатив с другой стороны, то с помощью освещения получится быстрее найти оброненные ключи или кошелек.
К сожалению, сотрудники ГИБДД тоже обращают внимание на оригинальные машины. Нужно понимать, что они обязательно остановят водителя на такой машине и попросят показать документы.
Разрешено или нет?
Многие водители не знают, разрешена ли установка подсветки днища автомобиля законом. Также их интересует, какие штрафы могут быть наложены на владельца. Конечно, многие автолюбители утверждают, что никаких конфликтов с сотрудниками ГИБДД из-за подсветки у них не было. Но иногда подобный тюнинг оценивается как намеренное изменение конструкции авто.
К сожалению, в законе нет определенного пункта, по которому есть требования относительно подсветки. Водитель имеет право вносить коррективы только после разрешения Госинспекции, но только в том случае, если они влияют на функционирование авто.
Считается, что если подсветка установлена по правилам, то никаких санкций к водителю не будет введено. В противном случае, сотрудник ГИБДД может расценить ленту как прибор, который «незаконно» передает световой сигнал. В этой ситуации водителя ждет лишение прав. Дополнительно накладывается штраф 3000 рублей.
Сегодня подсветка для автомобилей создается на основе светодиодных лент. Они не нагреваются, при этом не тускнеют и светят ярко. В продаже имеется лента самых разных цветов и оттенков. При желании автолюбители могут установить RGB-подсветку, чтобы управлять свечением самостоятельно.
Помимо LED-ленты, разрешено использование неоновой подсветки. К сожалению, она не пользуется большой популярностью из-за сложностей монтажа. Ее легко повредить. Чаще всего такой вариант устанавливается на выставочные модели авто, которые не планируют эксплуатировать.
Способы оформления
Автомобилист, устанавливая подсветку, может подобрать один из нескольких вариантов. Перечислим их:
Прямое подключение. Осветительный прибор соединяют с электрической сетью авто.
Мерцание. Для создания мигающего свечения применяют контроллер с определенной функцией.
Дистанционное. Чтобы управлять подсветкой, водитель использует пульт ДУ, либо кнопку на панели приборов.
Автономное функционирование. Работа ламп не зависит от электросети авто.
Автолюбитель может выбрать один вариант, либо сразу несколько. Это зависит от личных предпочтений.
Инструменты для монтажа
Многих автолюбителей интересует, как сделать подсветку днища автомобиля и какие для этого потребуются инструменты. Прежде чем приступить к монтажу, необходимо загнать авто на смотровую яму, чтобы осмотреть днище.
Для начала нужно определиться, в каком месте будет располагаться лента. С помощью рулетки стоит замерить длину области с будущей подсветкой.
Только после этого определяются со списком инструментов. Стандартный перечень того, что потребуется для процедуры:
LED-Лента.
Профиль.
Нейлоновые стяжки.
Саморезы.
Гофротруба и термоусадочная трубка.
Медные провода.
Набор инструментов для работы, включая дрель, паяльник.
Не стоит забывать о безопасности во время работы. Мастер должен надеть защитные очки и использовать только качественные инструменты.
Подробная инструкция
Монтаж подсветки днища автомобиля своими руками стоит начинать с электрических работ. Для начала придется разработать электросхему всех led-отрезков и проверить ее на работоспособность. Выделяют несколько методов подключения: параллельный и последовательный. Последний представляет собой соединение отрезков по очереди, когда к АКБ подсоединяются 2 проводка. Лучше всего такая схема подойдет в случае, когда планируется установить ленту по всему периметру дна. Параллельный метод означает, что провода от участков объединяются в параллель, на батарею выводится один провод.
Далее ленту нарезают на несколько частей, одновременно подготавливая проводки к пайке. Это необходимо для соединения всех отрезков вместе. На стыках ленту припаивают к проводу, не забывая следовать полярности. Только потом полученную схему подсоединяют к источнику питания. Если все прошло идеально, то припаянные области изолируют термоусадочной трубкой.
Что касается крепления, то здесь потребуется профиль. Его следует нарезать на отрезки, длина которых должна быть на несколько сантиметров больше участка светодиодной ленты. Запас потребуется для установки креплений провода после запаянных областей, при этом провода должны быть длинными. Дело в том, что соединенные внатяжку провода и лента могут разорваться во время вибраций. Если же длина будет слишком длинной, то произойдет провисание ленты, что повлечет неравномерное свечение днища.
Нейлоновые стяжки помогут лучше закрепить ленту. Их устанавливают в отверстиях профиля в промежутках по 10 сантиметров. Лишние концы обрезают, а готовую часть подсветки крепят к основанию саморезами.
Следующий этап монтажа заключается в соединении отрезков в одну электроцепь. Чтобы электрическая схема была прочной, все провода по отдельности пропускают внутри трубки и закрепляют с помощью стяжек. После этого придется подыскать в салоне авто место для установки кнопки включения. И в последнюю очередь требуется установка предохранителя.
Как только функциональные блоки будут находиться на своих местах, останется подключить их к системе питания. Соединять их с АКБ можно через выходы прикуривателя, либо использовать для этого другие варианты.
В аккумуляторной батарее часто высокое напряжение. Оно негативно влияет на работу светодиодов, перегружая их. Соответственно, время работы ленты сокращается. Избежать этого можно, если использовать схемы стабилизации. Их можно собрать самостоятельно.
Последний этап работы над установкой подсветки — тестирование. Находясь в гараже, водителю нужно несколько раз включить и выключить свет. Если светодиоды слишком яркие, придется заставить себя привыкнуть к этому.
Установка подсветки требует от человека знаний в электротехнической области. Если водитель не уверен, что справится, то ему стоит обратиться за помощью к специалисту.
Рекомендации для эксплуатации
Многие водители, особенно которые не жалуют тюнинг, считают, что наличие подсветки — путь к получению штрафов. На самом деле, автолюбители сами не до конца понимают, разрешена ли подсветка днища в стране или нет? Установить ее действительно можно, но по предписанным правилам. В этом случае никаких претензий к владельцу авто не будет предъявлено.
Если водитель все-таки решил рискнуть и установить тюнинговый свет, то ему нужно изучить нормативно-правовые акты, касающиеся внесения изменений в авто. Иногда сотрудники ГИБДД знают, что подсветка разрешена, но специально вымогают деньги и выписывают штрафы.
Требования к установке подсветки
Выяснив, что подсветку можно сделать с помощью разных видов лент, водитель должен уяснить требования к ее установке. Главное в монтаже LED-освещения — правильно расположить ленту, при этом передний и задний цвет должны быть определенного оттенка. Все эти правила прописаны в государственных стандартах.
Перечислим основные требования к подсветке дна:
Свет, находящийся под днищем, не может освещать участки за его пределами. «Лучи» должны иметь направление вниз, при этом яркость должна быть умеренной. Слишком яркий свет будет отвлекать других водителей от дороги.
Отраженный свет должен соответствовать определенному оттенку. К примеру, спереди разрешено использовать желтый или белый цвет. Нельзя, чтобы сзади были белые лампочки, а спереди красные или синие светодиоды.
Мерцание и работа светодиодной ленты не может совпадать с миганием служб спасения. Нельзя, чтобы цвета подсветки переливались от красного к синему.
Получается, что за верно установленную подсветку штраф не грозит. А вот за нарушение правил или за создание аварийной ситуации наказание строже.
Можно ли узаконить использование подсветки?
Если водитель думает, как сделать подсветку «по закону», то ему нужно понять, что это довольно сложно. Мало кто знает, что неоновая лента не сертифицирована, т.е. ее нельзя устанавливать на любой транспорт. Узаконить неоновое свечение не получится. Именно поэтому ее используют крайне редко.
Светодиодную ленту нельзя отнести к осветительным устройствам. На этом основании никто не может выписать штраф. Несмотря на это, led-ленты тоже не сертифицированы. Если автолюбитель, помимо установки, внесет изменения в конструкцию машины, то его также ожидает штраф (не более 500 руб). Но на практике многие инспекторы совершенно не обращают внимание на тюнинг, особенно, если он соответствует правилам.
Заключение
В заключении можно сделать вывод: установить подсветку на днище авто можно, но делать это нужно по правилам. Самостоятельный монтаж возможен, если человек обладает навыками работы с электроприборами. В противном случае, разработать электроцепь и надежно закрепить ее не получится. Что касается эстетических свойств, то яркая подсветка способна привлечь внимание не только других водителей, но и пешеходов. Чаще всего подобным тюнингом увлекаются молодые люди, недавно купившие свой первый автомобиль.
Источник