- [Сделай сам] Напольный вентилятор (2 фото)
- Изготовление опоры для вентилятора
- Изготовление стойки для вентилятора
- Сборка напольного вентилятора
- Апргейд вентилятора
- Подставка для напольного вентилятора своими руками. Не включается напольный вентилятор, что делать
- Устройство вентилятора
- Ремонт мотора
- Проблемы с конденсатором
- Проверка обмотки статора
- Ремонт блока управления
- Замена ротора
- Ремонт диффузора
- Проблемы с лопастями
- Неисправности с фланцем
- Вылет кривошипа
- Поломка переключателя скорости
- Поломки, которые можно устранить самостоятельно в домашних условиях
- Деформация лопастей вентилятора
- Деформация защитного ограждения
- Прекращаются повороты в стороны
- Неисправность выключателя
- Вентилятор вообще не работает
- Поиск и устранение неисправностей при ремонте бытового вентилятора
- Ремонт электродвигателя вентилятора
[Сделай сам] Напольный вентилятор (2 фото)
Жара в этом году бьет все рекорды, вентиляторы в магазинах разошлись как горячие пирожки на ярмарке еще в конце июня. Продавцы поздно смекнули, что вентиляторы — хит сезона, а делать новый заказ китайцам уже поздно, поэтому взвинили цены на складские остатки до небес. Кому как, а меня жаба задушила купить напольный вентилятор за 2700 руб, а то и 4500 руб, когда еще в начале лета этот же вентилятор стоил 320 руб.
Оставался последний выход — расчехлить растущие не из того места руки и сделать напольный вентилятор из подручных средств 🙂
Озарение пришло дома, после посещения… туалета 🙂 При включенном свете в вытяжной вентиляции мерно шуршал лопастями вентилятор. Вытяжной вентилятор был немедленно демонтирован, дабы реинкарнировать его в напольный вентилятор. Первый вариант самодельного напольного вентилятора был собран за 10 минут, благо все необходимое оказалось под рукой.
Список необходимого для изготовления напольного вентилятора:
- Доска 500х100х10 мм
- Одна стойка от напольной вешалки
- Вентилятор для вытяжки
- Провод с вилкой и выключателем
- Крепеж: болты М8х60 с гайками и шайбами, а также скотч
Данный список приведен для моего напольного вентилятора. У вас он может отличаться. Не бойтесь экспериментировать с вариантами.
Изготовление опоры для вентилятора
Для опоры был выбран самый быстрый вариант — одна широкая доска 500х100х10 мм. Чем шире и тяжелее доска тем, устойчивее будет конструкция.
Другой вариант — изготовить крестовую опору из двух брусков 40х40 мм, но это займет значительно больше времени.
Изготовление стойки для вентилятора
Со стойкой мне «повезло» — в углу валялись остатки от китайской напольной вешалки, которая «прожила» меньше месяца, после чего сломалась. Одна из этих стоек была намертво прикручена двумя болтами М8х60 к опоре из доски.
Если дома есть напольная вешалка, то вентилятор можно прикрутить прямо к ней. Надо будет только вещи с вешалки куда-нибудь перевесить на время жары.
Высоту стойки выбирайте так, чтобы потом можно было закрепить вентилятор на высоте примерно 1.5 метра.
Сборка напольного вентилятора
Подключаем провод к вентилятору. Желательно с выключателем, чтобы не было необходимости из розетки вилку вытаскивать. У себя использовал провод от старой настольной лампы.
Остался последний момент — закрепить вентилятор на стойке. Сначала подумал собрать из реек каркас для вентилятора и хомутами прикрепить его к стойке. Но тут на глаза попался Его Величество Скотч… 🙂 Можете поверить, на скотче конструкция будет держаться замечательно, проверено месяцем эксплуатации. Поэтому смело прикручивайте вентилятор к стойке скотчем, стараясь ось вентилятора держать параллельно полу.
Апргейд вентилятора
Первоначально использовал небольшой вытяжной вентилятор диаметром 100 мм. По тех. паспорту он обеспечивает приток воздуха 94 куб.м/час. Естественно захотелось большего. В стоительном магазине купил пару вытяжных вентиляторов 125 мм по 450-600 руб разной производительности. Брал разных производителей и не прогадал, один из них «накрылся» через 4 дня. Там же к ним приобрел пару проводов с вилкой и выключателем по 35 руб.
Новые вентиляторы были также прикручены скотчем к существовавшей конструкции. Соосность соблюсти уже не удалось, да и не страшно, главное что примерно в одном направлении дуют.
Итого на выходе получился напольный вентилятор со следующими характеристиками:
- регулировка по высоте и горизонтальному направлению,
- потребляемая мощность (мин./макс.) — 14 / 52 Вт
- три режима работы, обеспечивающие приток воздуха (мин./макс.) — 94 / 505 куб.м/час
Теперь хоть в комнате на солнечной стороне можно жить, днем работают все три вентилятора, на ночь остается включенным один маленький. В таком режиме самодельный вентилятор уже проработал весь июль.
Источник
Подставка для напольного вентилятора своими руками. Не включается напольный вентилятор, что делать
Вентилятор, как и любое другое электрическое устройство, имеет свойство иногда ломаться, в нем чаще всего сгорает обмотка статора. Но это совсем не повод отправлять его на пенсию. В рамках данной статьи поговорим о практике ремонта бытовых вентиляторов.
Начинаем процесс разборки со снятия крышки вентилятора, под ней спрятан небольших габаритов однофазный с короткозамкнутым ротор, мощностью 20 Ватт. Напомню о том, что ротор это двигающаяся часть электродвигателя, который вращается за счет . Тем самым приводя в движение лопасти нашего вентилятора.
Статор – это статическая обмотка, которая располагается на стальном сердечнике электродвигателя. Статор осуществляет преобразование переменного тока во вращающееся магнитное поле.
При внешнем осмотре, конечно сложно поломку любого устройства, если нет явных признаков повреждения говорящих сами за себя. В нашем примере надо прозвонить на целостность статорную обмотку и шнур питания. Сделать это проще всего при помощи обычного мультиметра, который должен быть в инструментальном арсенале любого радиолюбителя. О том, как правильно пользоваться мультиметром, можно узнать .
После серии измерений выяснилось, что питающий шнур у нас в полном порядке, а у бытового вентилятора просто сгорела обмотка статора. Для ремонта своими руками, нам потребуется частично разобрать двигатель. Статорную обмотку можно достаточно легко снять с помощью обычной отвертки вбивая ее равномерными ударами, по местам, указанными стрелками на фотографии.
После успешного демонтажа статорной обмотки, можно перейти к математике, а именно, расчета количества витков для обмотки статора двигателя.
Для упращенного расчета можно взять за основу следующий алгоритм:
Напряжение в нормальной сети переменного тока 220 Вольт, мощность двигателя – 20 Ватт, Сечение сердечника 1,2 см 2 , проходящий через катушку ток составит – 0,09 А. (исходя из общеизвестной формулы I=P/U).
Сечение типового провода можно вычислить по следующей формуле :
Если переведем площадь поперечного сечения провода из 0,03 мм 2 в диаметр провода получим в итоге: d = 0,19 мм
Обмоточный провод я позаимствовать из катушки магнитного пускателя диаметром 0,17 мм так как не знаю смогу уложить нужное количество витков на каркас катушки.
В последнем случае: U – сетевое напряжение, S c – сечение сердечника, B c – магнитная проницаемость железа (максимум 14 000 ге).
Как только вычислим количество витков, можно приступать к обмотке. Обмотать вокруг сердечника столько витков вручную сложно, поэтому рекомендую воспользоваться самодельным .
После того как катушка сделана, необходимо пропитать ее специальным лаком для пропитки, иначе изоляция проводов в ней может нарушиться.
После высыхания лака, необходимо установить катушку обратно. Если после сборки и проверки возникли проблемы с направлением вращения лопастей, то нужно только снять ротор и установить его с другого торца сердечник. Как вариант, можно снова вытащить катушку статора, и повернуть ее на 180 градусов и установить обратно.
На рисунке выше красными стрелками помечены коротко замкнутые витки, на них будет концентрироваться вращающие лопасти магнитное поле, которое воздействует на ротор.
Для того что бы найти причину поломки вентилятора, необходимо его, как и в предыдущем примере разобрать. Сделать это довольно просто. Вначале снимаем защитную решетку, затем вытаскиваем лопасти или крыльчатку, которая обычно фиксируется специальной гайкой. Затем необходимо демонтировать другую часть защитной решетки и отвинтить саморезы крышки.
Рекомендую также изучить типовую принципиальную схему работы напольного вентилятора. Обычно в ней используется асинхронный электродвигатель с 8-ю обмотками (рабочие и пусковые). Для успешного запуска двигателя необходимо создать сдвиг фазы на 90 градусов. Для этого в схеме имеется конденсатор. Работать схема будет после нажатии кнопка включения питания, при этом должна загореться индикаторная лампа и начинают вращаться лопости, скорость вращения двигателя зависит от схемы соединения обмоток, с помощью переключателя.
Сначала требуется проверить исправность сетевого провода. Затем выполнить для запуска мотора. Рекомендуется также посмотреть целостность контактов и проводов. Если во время работы вентилятора слышен гул или шум, тогда нужно смазать его густой смазкой Литолом.
Ремонт электродвигателя начинают со смазки подшипников, обычно после этого вентилятор начинает хорошо работать. Для смазки можно использовать машинное масло.
Достаточно типовой неисправностью является обрыв одной из обмоток статора. Для проверки можно резко крутануть лопасти по направлению вращения часовой стрелки. Если вентилятор заработает значит сгорела одна из обмоток.
Срок службы электродвигателя уменьшается в несколько раз, если не чистить его от пыли, а так же если забывать смазывать подшипники или редуктор.
Как правило, вентиляторы используются продолжительное время без перерывов. Вследствие этого возникают определенные проблемы. Поломки могут быть малыми или большими. В данном случае необходимо знать, как сделать первичный осмотр. После этого можно будет думать о том, как сделать ремонт вентилятора. Однако в первую очередь нужно ознакомиться с устройством обычной напольной модели.
Устройство вентилятора
Непосредственно процесс охлаждения осуществляется благодаря вращению лопастей. Крепятся они на специальном вале. В данном случае он приводится в движение с помощью мотора. Используются электродвигатели различной мощности, однако по конструкции они являются довольно схожими. В свою очередь, блоки управления сильно отличаются.
Для запуска электродвигателей используются статоры. Вал вентилятора располагается на кривошипах. Фланцы у моделей служат опорой для контактных колодок. Дополнительно в некоторых вентиляторах имеется такой элемент, как редуктор. Иногда он устанавливается с прижимной планкой для фиксации.
Ремонт мотора
Мотор в устройстве часто ломается из-за перегревов. Ремонт вентилятора радиатора в данном случае необходимо начинать с первичного осмотра модели. Для этого потребуется отсоединить крышку, которая удерживает колпачок. Далее следует снять защитную решетку. После этого необходимо открутить фланец. В некоторых моделях это делать необязательно.
В данной ситуации многое зависит от конструкции вентилятора. Фиксируется электродвигатель в корпусе чаще всего на четыре болтах. После отсоединения мотора нужно осмотреть его контакты. Если на них видны потемнения, значит, проблема однозначно заключается в нем. Чтобы решить данную задачу, придется приобрести новый электродвигатель и установить его на место.
Проблемы с конденсатором
Конденсаторы в устройствах чаще всего ломаются из-за резких скачков напряжения в сети. Ремонт вентилятора охлаждения в этой ситуации нужно стандартно начинать с откручивания крышки. Мотор устройства придется отсоединять в первую очередь. Находится конденсатор во многих вентиляторах за центральным фланцем. Для того чтобы добраться до него, потребуется раскрутить полностью блок питания.
В некоторых случаях будет мешать еще кривошип. В этой ситуации сначала снимается фланец. Работоспособность конденсатора проверить можно только при помощи тестера. В данном случае оценивается сопротивления на проводниках. Если значение на приборе превышает 50 Ом, значит, конденсатор придется заменить.
Проверка обмотки статора
Проблемы с обмоткой статора считаются очень серьезными. Ремонт вентилятора отопителя в этой ситуации придется начинать с осмотра непосредственно двигателя. При перегорании статора конденсатор также может выйти из строя. Если контакты электродвигателя не перегоревшие, значит, он цел.
Следующим шагом проверяется непосредственно конденсатор при помощи тестера. Когда статор неисправен, во время работы он сильно дымит. Также следует учитывать, что указанный элемент может быстро нагреваться. В любом случае его придется полностью менять. Для этого необходимо приобрести аналогичный товар в магазине.
Ремонт блока управления
Блоки управления в вентиляторах устанавливаются самые различные. Чаще всего в них ломаются червячные передачи. В таком случае ремонт блока вентиляторов следует начинать со снятия контактной колодки. Трогать электромотор при этом нет необходимости. Находится чаще всего под центральным фланцем. В некоторых случаях путь к нему перегораживает подкладка, которую можно снять. Далее, чтобы сделать ремонт блока управления вентилятором, потребуется полностью скрутить вал при помощи отвертки.
Следующим шагом можно будет сразу снять блок. Чтобы осмотреть червячную передачу, придется скрутить заднюю крышку. Далее можно будет увидеть под ней вал контакта. Проверяется он при помощи тестера. Параметр сопротивления не должен превышать 50 Ом. В противном случае блок управления ремонту не подлежит.
Замена ротора
Ротор ломается в вентиляторах довольно редко. Одной из причин этого может быть перегрев электромотора. В такой ситуации ремонт следует начинать с отсоединения крышки. Располагается ротор, как правило, на специальной прокладке. Иногда он может находиться за валом. В любом случае придется снимать электродвигатель при помощи отвертки.
Далее следует осмотреть провод, который идет от ротора. Если пайка в порядке, значит, его следует аккуратно отсоединить. Крепится он обычно на двух винтах. Чтобы заменить ротор, необходимо приобрести аналогичный товар. Прокладку в данном случае можно использовать старую. При закреплении электромотора следует убедиться в том, что он не соприкасается с ротором.
Ремонт диффузора
Диффузор является неотъемлемой частью блока управления. Ломается он обычно из-за того, что скручивается регулятор. В данном случае ремонт вентилятора следует начинать со снятия верней крышки. Электромотор трогать при этом нет необходимости. Однако для удобства центральный фланец легче всего сразу отсоединить. В противном случае блок управления на прежнее место будет проблематично установить. После отсоединения регулятора следует извлечь непосредственно блок управления.
Диффузор на нем располагается с задней стороны. В некоторых случаях он крепится на специальный фиксатор. Для того чтобы его достать, нужно просто поддеть основание элемента ножом или отверткой. После этого его можно осмотреть. Меняют отдельно диффузор очень редко. В магазинах он, как правило, продается вместе с блоком управления.
Проблемы с лопастями
Лопасти у вентилятора изготовлены всегда из пластика. Если посторонний предмет во время работы устройства попадает за сетку, то их можно легко повредить. В данном случае ремонт вентилятора своими руками производится очень просто. Заднюю крышку устройства снимать нет необходимости. В первую очередь следует осмотреть непосредственно зажим защитной сетки. В основном она удерживается пластиковым колпачком. Скрутить ее довольно просто руками. После этого появится возможность снять
Следующим шагом придется отсоединить подкладку, которая удерживает лопасти. Сделать это также можно без использования специального инструмента. При серьезной деформации лопастей их проще заменить. Если говорить о малом трении детали об решетку, то все можно попробовать исправить вручную. В этом плане пластик иногда поддается, и лопасть можно установить на прежнее место без проблем.
Неисправности с фланцем
Фланцы, как правило, в вентиляторах устанавливаются пластиковые. Если устройство падает, то они могут легко поломаться. В данном случае ремонт вентилятора придется начинать с откручивания задней крышки. Если рассматривать простые модели, то фланцы у них, как правило, располагаются возле электромотора. Однако есть модификации, где они находятся у самого вала. В первом случае блок управления снимать нет потребности. Однако придется скрутить в первую очередь кривошип.
Далее снимается После этого потребуется отсоединить переключатель. Фланец крепится в основном на панели при помощи винтов. Если он сильно деформирован, то его проще всего поддеть отверткой. Однако если повреждения несерьезные, то его можно легко скрутить. Если говорить про модели, где фланец установлен возле блока управления, то там следует поступать иначе.
В первую очередь в вентиляторе высвобождается Далее скручивается непосредственно блок управления. Следующим шагом нужно снять прокладку, которая находится рядом с ротором. Крепиться фланец в данном случае должен на двух винтах. Чтобы заменить его, потребуется в сервисном центре заказать аналогичную деталь.
Вылет кривошипа
Вылет кривошипа, как правило, сопровождается проблемами с валом. В этой ситуации ремонт вентилятора нужно начинать со снятия крышки. Далее потребуется заняться статором, который находится рядом с электромотором. Иногда он может фиксироваться на специальной платформе. В любом случае нужно скрутить гайки ключом. Далее будет виднеться в вентиляторе непосредственно вал, под которым располагается кривошип.
Если он деформирован, значит, его нужно в первую очередь снять. Делаются кривошипы в основном из нержавейки. Выпрямить их человек способен самостоятельно. Однако данная деталь по размерам очень мала, и в данной ситуации легче воспользоваться тисками. Если эту проблему не удалось решить самостоятельно, значит, придется обращаться в сервисный центр.
Поломка переключателя скорости
Поломка переключателя скорости часто сопровождается повышенной шумливостью устройства. В этой ситуации ремонт следует начинать с осмотра регулятора. Располагается данный элемент возле блока управления. Для того чтобы до него добраться, нужно просто скрутить заднюю защитную крышку.
После этого появится возможность снять контактную колодку, которая перегораживает блок управления. Прижимную планку в этой ситуации можно не трогать. Однако в зависимости от конструктивных особенностей модели план ремонта может немного меняться. После снятия блока управления осматривается непосредственно регулятор.
Бывает, что проблема заключается в отсоединении проводника. В таком случае задачу можно решить с помощью Однако переключатель скорости также может сгореть, и тогда его придется заменить. Заказать указанный компонент вентилятора можно через сервисный центр. Также всегда есть возможность обратиться за помощью в мастерские.
В жаркую погоду, напольный вентилятор является незаменимым прибором, способным создать прохладу, в отсутствие . В состав любого вентилятора входит большое количество движущихся частей, подверженных износу. Вентилятор и электродвигатель смонтированы на различных концах одного вала. Здесь же находится устройство, обеспечивающее повороты в разные стороны. Периодически, возникают различные неисправности, и тогда необходимо производить ремонт напольных вентиляторов.
Все вентиляторы имеют типовое устройство, поэтому и неисправности у них тоже, в основном, одни и те же.
Поломки, которые можно устранить самостоятельно в домашних условиях
Деформация лопастей вентилятора
Происходит довольно часто, поскольку сам пропеллер изготовлен из пластика. Лопасти могут деформироваться под воздействием высоких температур. В результате деформации, лопасти задевают за защитную сетку, и возникает характерный неприятный шум. Обычно деформация устраняется вручную, в противном случае, лопасти и защита очень быстро придут в полную негодность.
Деформация защитного ограждения
Появляется, как правило, в результате падения напольного вентилятора. Само ограждение изготовлено из сравнительно тонкой металлической проволоки и включает в себя две части — переднюю и заднюю. Переднюю часть очень легко снять, а вот с задней придется немного повозиться. Пропеллер снимается с вала электродвигателя, после чего откручивается большая пластмассовая гайка и затем снимается само ограждение. После выпрямления, защита собирается в обратном порядке.
Прекращаются повороты в стороны
Основной причиной этого может быть отсоединившийся кривошип. Необходимо разобрать корпус прибора и подтянуть винты крепления, если они ослабли или выкрутились. Кроме того, в режиме поворотов могут наступить перебои. Для выяснения причины проверяется зацепление шестеренок редуктора, а также работа переключателя. При необходимости, редуктор смазывается специальной смазкой. В случае сильного износа детали рекомендуется заменить. При отсутствии деталей для замены, вентилятор можно использовать в обычном режиме, без включения поворотов.
Неисправность выключателя
Может вызвать перебои в работе. Чтобы проверить его состояние, нужно извлечь выключатель и определить состояние контактов. При необходимости, контакты зачищаются наждачной бумагой.
Вентилятор вообще не работает
В этом случае следует проверить исправность электродвигателя. Если выяснится, что электродвигатель неисправен, то ремонт напольных вентиляторов, в данном случае, экономически нецелесообразен.
Когда наступает самое жаркое и знойное время года — лето, мы все вспоминаем о спасительном приборе, который пылится у нас на балконе, в кладовке или на веранде, о электрическом вентиляторе. Он, конечно, уступает своему более дорогому собрату — кондиционеру в охлаждении квартиры и самого человека, но лучше синица в руках, чем журавль в небе, да и кондиционеров в каждой комнате не наставишься.
После того, как мы достали вентилятор, протерли его тряпочкой, включили в розетку, он начинает у нас трудиться день и ночь на благо спасения человечества от зноя. Но как и все приборы, а особенно электрические их собратья, вентилятор в один прекрасный день, как обычно, самый жаркий, выходит из строя. Можно, конечно, сразу побежать в магазин и купить новый, но зная качество данного товара китайского производства, бегать придется часто. Есть выход и из этой ситуации — это самостоятельный ремонт данного бытового электроприбора. Ничего страшного в этом нет, была бы голова на плечах, да руки росли из нужного места.
Единственный вариант, когда не стоит даже приступать к ремонту своими силами — это когда вентилятор при работе начал искрить и из него пошел дым с запахом сгоревшей изоляции. В большинстве случаев это говорит о том, что произошел перегрев электродвигателя, изоляция обмоточного провода «потекла» и произошло короткое замыкание обмотки. Ремонт в данном случае есть двух вариантов — установка нового двигателя, что сравни покупке нового прибора или перемотка мотора, что также нереально, если, конечно, вы не обладаете хотя бы кратким курсом «Электротехники».
Итак, рассмотрим варианты, когда мы можем своими руками отремонтировать бытовой вентилятор. Стоит отметить, что вентиляторы бывают двух типов — напольные и настольные. Разницы в устройстве у них особой нет, поэтому заострять внимание отдельно на каком-то типе не будем. Мы будет говорить об вентиляторе напольном.
Поломок данного устройства по «разгону» горячего воздуха по квартире может быть две — крыльчатка либо вообще перестала вращаться, либо вращается очень медленно и при этом слышен неестественный гул мотора.
Инструменты, которые могут понадобиться для ремонта:
— отвертки (крестовая и плоская);
— плоскогубцы (пассатижи);
— тряпочка и мягкая щетка;
— машинное масло (машинка швейная);
— контрольная лампа или электротестер;
— паяльник.
Начнем ремонт данного бытового электроприбора с поиска причин поломки в электрике .
Прибор включен в розетку, но не работает и не горит красная лампочка «Сеть». В этом случае первым делом проверяем исправность самой розетки. Это можно сделать либо подключив к ней другой электроприбор, либо подключив вентилятор к другой розетке. Если все в норме, то проверяем шнур (провод). Открываем заднюю крышку прибора, находим первые контакты, к которым подсоединен шнур и с помощью отвертки-индикатора, контрольной лампочки или тестера проверяем наличие напряжения. Если оно отсутствует, то проблема в питающем проводе или вилке.
Если лампочка «Сеть» горит, но вентилятор все равно не работает. Причина может быть в системе кнопок или в регуляторе скорости. Проверяем кнопки, они устроены как обычные выключатели, т.е. когда «выкл.», то нет напряжения на выходе и соответственно «вкл.» — напряжение должно быть. Если одна из кнопок вышла из строя, то соедините электрическую цепь минуя ее.
С регулятором скорости вращения дела обстоят сложнее. Ставим его на максимальную скорость и проверяем напряжение на выходе. Если он испорчен, то также «холостим» электроцепь. Т.е. вентилятор будет работать без него.
Теперь приступаем к механическим неисправностям бытового электроприбора. Это когда электричество в норме, а крыльчатка все равно не хочет вращаться.
Порядок разборки вентилятора:
— отключаем вентилятор от электросети и снимаем защитную сетку;
— откручиваем аккуратно крепежную гайку и снимаем лопасти вентилятора с оси;
— с тыльной стороны прибора откручиваем гайку и снимаем заднюю решетку корпуса;
— выкручиваем все винты в передней части корпуса;
— на задней стенке выкручиваем винт, который, собственно говоря, и крепит кожух;
— теперь мы видим, что вентилятор состоит из 3-х частей: крыльчатки, электродвигателя и редуктора;
— открутите шурупы и отсоедините редуктор от двигателя;
— откручиваем винты, крепящие крышки двигателя;
— аккуратно снимаем крышки вдоль оси, сохраняя целостность прокладок.
Вентилятор разобран, теперь приступаем к ремонту:
— с помощью тряпочки удаляем грязь и мусор из крышек и статора двигателя;
— хорошо протираем места посадки и трения подшипников, удаляем старую смазку (можно использовать бензин или растворитель);
— в крышке подшипника имеется отверстие, в которое необходимо капнуть масло из масленки (если таковой нет, то возьмите медицинский шприц, наберите в него немного масла, наденьте иглу и используйте);
— смазка должна быть только жидкой!;
— тщательно протираем весь редуктор от имеющейся в нем смазки, именно она и является частой причиной заклинивания вентилятора!
Собираем вентилятор в обратной последовательности. Удачи в борьбе с жарой!
Я не буду останавливаться на механических неисправностях таких, как ремонт крыльчатки, корпуса, механизма поворота и т. п. Для устранения этих поломок, просто необходимо изношенную или поломанную деталь восстановить или заменить на новую.
В этой статье будут рассмотрены вопросы по ремонту электротехнической части вентилятора, при которых не включается или работает электромотор с гулом, неприятными запахами паленного или заеданиями. Для рассмотрения будет взята более сложная модель напольного исполнения. Встраиваемые вытяжные вентиляторы конструктивно гораздо проще, из-за отсутствия блока переключения скоростей, поэтому их отремонтировать еще легче. Но ремонт, учитывая цену простой модели вытяжного вентилятора без наворотов нецелесообразен.
Для того что бы найти причину неисправности вентилятора, необходимо его будет разобрать. Сделать это будет своими руками довольно просто и быстро.Сперва снимаем защитную решетку, затем лопасти или крыльчатку вентилятора, которая фиксируется гайкой. Далее необходимо снять вторую часть защитной решетки и открутить саморезы крышки.
Поиск и устранение неисправностей при ремонте бытового вентилятора
Перед тем как приступать к ремонту своими руками необходимо изучить принципиальную схему работы устройства.
Как правило, в напольный вентилятор ставится асинхронный электродвигатель, состоящий из восьми обмоток (рабочие и пусковые). Для успешного запуска необходим сдвиг фазы на 90 градусов. Для этих целей устанавливается конденсатор. Работать устройство начинает после нажатии кнопка включения, после чего загорается лампочка индикации и запускается мотор, скорость вращения которого зависит от схемы включения обмоток, за что отвечает переключатель 3 скоростей с механической блокировкой одновременного включения нескольких кнопок, при котором возможно возникновение коротких замыканий.
Перед тем как приступать к проверке электродвигателя:
- Сразу необходимо проверить исправность шнура подключения к электрической розетке. Для этого необходимо сперва разобрать блок переключателей, а затем с соблюдением мер по электробезопасности мультиметром проверить наличие 220 Вольт на контактах лампочки.
- Проверьте исправность конденсатора по этой инструкции.
- Прозвоните на целостность и проверьте надежность всех контактов проводов и соединений в цепи. Инструкция по прозвонке.
- Если при работе вентилятора слышен гул или шум, тогда смажьте Литолом или Солидолом пластмассовые детали внутри редуктора через отверстия, которые в нем специально для этого предусмотрены.
- Проверьте наличие 220 Вольт на выходе с включенной кнопки переключателя.
Ремонт электродвигателя вентилятора
Ремонт электродвигателя своими руками необходимо начинать со смазки подшипников, очень часто после этого вентилятор начинает нормально работать. Вал мотора вращается в пластмассовых втулках. Для смазки подойдет машинное масло- капните пару капель масла навал под наклоном так, что бы оно затекло во внутрь втулки, а затем повращайте вал вперед и назад по оси до тех пор, пока он не начнет легко вращаться.
Вероятность поломки ротора двигателя сравнительно мала и в моей практике ремонта бытовой техники пока не встречалась, потому что в роторе наводится ЭДС (возникает ток) под воздействием обмоток статора.
Часто в электродвигателях бытовых вентиляторов происходит обрыв в одной из обмоток статора. Если хоть одна обмотка будет оборвана, тогда двигатель не будет работать вообще. Для проверки достаточно резко крутануть лопасти по часовой стрелке. Только сразу резко убирайте руку от лопастей, что бы не получить травму. Если после этого заработает напольный вентилятор- значит сгорела одна из обмоток. Учтите, что при обрыве обмотки, подключенной от конденсатора- вентилятор не будет работать в любом случае. Для определения целостности всех обмоток, рекомендую их прозвонить мультиметром по этой инструкции. Учтите, что сопротивление обмотки не должно быть слишком высоким или нулевым.
Очень важно перед отключением проводов с обмоток не перепутать их затем при подключении, поэтому прежде чем снимать провода нанесите на них отличающую маркировку, если они одинакового цвета. Я перед снятием проводов или началом разборки своими руками любых устройств всегда делаю фотографии всех этапов. Если возникнут затем вопросы или сомнения при сборке, тогда фотографии здорово выручают.
Если оборвана или выгорела обмотка статора , учитывая цену напольного или встраиваемого вентилятора, не рекомендую заниматься перемоткой или ремонтом обмотки. В таком случае целесообразнее купить новую модель.
Срок службы электродвигателя вентилятора сокращается в несколько раз , если не очищать его периодически от пыли и грязи, а так же если во время не смазывать подшипники или редуктор.
Источник