- Роспись подносов: мастер класс по жостовской росписи металлических изделий с иллюстрациями и видео-материалами, описание нижнетагильской, хохломской и московской видов росписи
- Учимся росписи жостовских подносов в пошаговом мастер-классе
- Видео по теме статьи
- Рисуем цветы в технике жостовской росписи
- Жостовская роспись. Как рисовать для детей поэтапно
Роспись подносов: мастер класс по жостовской росписи металлических изделий с иллюстрациями и видео-материалами, описание нижнетагильской, хохломской и московской видов росписи
Как приятно воскресным утром выпить чашечку чая или кофе прямо в постели! Сервировка такого романтического завтрака немыслима без подноса, ведь именно на него придется поставить посуду. Уже несколько веков назад мастера научились создавать удивительные по красоте жестяные изделия для сервировки. В каждом селе были свои художники и техники росписи, но наибольшую популярность получили, конечно, подносы из Жостово. Наш мастер-класс по пошаговой росписи подносов поможет Вам создать такую красоту!
Учимся росписи жостовских подносов в пошаговом мастер-классе
Село Жостово находится недалеко от Москвы. Именно там мастера начали делать удивительной красоты подносы, украшенные нарисованными цветами. Популярность подносов пришлась на тот период, когда в России стали пить чай (ранее традиционными напитками считались медовухи, сбитни, узвары), и подносы были нужны для сервировки стола. Такой предмет считался изящным подарком и часто преподносился хозяевам дома.
Простые подносы изготавливались из папье-маше но они, конечно, были недолговечны. Очень быстро мастера стали использовать только металлические подносы, делая их самых разных форм: овальные, круглые, многоугольные.
Жостовские подносы отличаются яркими красками и утонченной работой. На протяжении десятилетий мастера разрабатывали особые узоры и техники их нанесения на готовые изделия. Жостовские подносы традиционно расписываются маслянными красками с использованием кисточек из натурального (обычно беличьего ворса). Художники держат будущее изделие на коленях и при необходимости поворачивают его. Пробуем и мы освоить роспись подносов, простой мастер-класс по жостовской технике поможет в этом.
1)Первый этап росписи называется замалевка. Для жостовской техники краски нужно разбавить белилами и немного добавить в смесь льняное масло. Затем широкими мазками нанести на изделие рисунок. Чаще всего в центре изделия размещают самые крупные бутоны, вокруг них – листочки и более мелкие цветы.
2)После нанесения замалевка поднос необходимо оставить для высыхания краски на двенадцать часов.
3)Начинаем делать тенежку так, как показано на фото. Это нанесение более темных оттенков на кончики лепестков и листьев, чтобы создать иллюзию объема
4)Затем белилами высветляем необходимые места – этот этап называется прокладкой. Поднос сразу приобретает нарядный вид.
5)Далее по очереди – нанесение бликов. Этот этап так и называется – бликовка.
6)Наша работа почти закончена. Выполняем чертежку – самой тонкой кистью выписываем мелкие элементы – прожилки на листьях и лепестках, тычинки, прожилки. Можно использовать линейку, чтобы было удобнее делать мазки.
7)Рисунки на жостовском подносе – это всегда единая композиция, а не просто отдельно нарисованные цветы. Чтобы создать эту целостность используется привязка – в промежутках между цветами и листьями изображаются завитки и травинки, узоры и точки. Именно этот этап создает тот узнаваемый «жостовский» рисунок.
8)Теперь осталось украсить бортики подноса. Их можно просто обвести контрастной линией или оформить цветочным орнаментов. Этот этап называется «уборка».
9) Вот мы и закончили нанесение рисунка. Как можно заменить, каждый этап жостовской росписи имеет свое уникальное название, а в целом все шаги с пятого по девятый называются «выправка».
10)Готовый поднос после высыхания необходимо покрыть двумя-тремя слоями лака, давая каждому слою высохнуть по 2 часа. Место для сушки должно находиться в хорошо проветриваемом помещении, при этом необходимо следить, чтобы к готовому подносу не прилипли мелкие соринки или, например, тополиный пух.
11)Наш поднос готов, можно начинать чаепитие!
Однако не только в Жостово умеют делать расписные подносы. На Урале в Нижнем Тагиле еще в 40-е годы 18-ого века мастера начали делать изящные металлические подносы, расписанные яркими картинками. Нижнетагиская роспись отличается так называемой техникой цыровки. Для нее поверх золотой росписи заливали цветную краску, после чего тонкой иголкой соскребали слои краски, создавая узоры Этот метод ранее активно использовался в иконописи. Конечно, подносы, расписанные золотом и серебром очень ценились и стоили немало.
На нижнетагиских подносах изображали не только цветы, но и жанровые сцены. Местные умельцы с большим мастерством создавали на подносах настоящие картины. Есть виды изделий с изображением былинных героев, сценки из жизни сельских жителей, сказочных персонажей.
Отличительной особенностью является то, что для этого вида росписи используются деревянные изделия. Хохлома представляет собой яркий золотой рисунок (также используется красная и зеленая краска) по черному фону.
Изделия в технике московской росписи начали производить с 1814 года. Пожалуй, они самые яркие и красочные. На подносах могут быть изображены растения, бабочки, сказочные птицы. Используется очень богатая палитра красок с большим количеством оттенков.
Видео по теме статьи
Для больше наглядности предлагаем посмотреть следующие видео, на которых процесс росписи жостовских подносов демонстрируется поэтапно.
Источник
Рисуем цветы в технике жостовской росписи
Это не совсем простая техника и, что бы научиться рисовать в этом стиле, надо долго тренироваться. Но кто знаком с китайской росписью, те смогут без труда повторить. Роспись самого обычного подноса. Я покупаю подносы самые разные (металлические, с рисунком). В начале поднос обезжириваю, покрываю грунтовым слоем, после в 2 слоя черным лаком (матовым) и приступаю к росписи. Краска с баллончиков отлично держится, быстро высыхает, ровно наносится, без резкого запаха.
Для работы понадобится: краска акриловая (я использую только поликолор), эти краски отлично ложатся, хорошо перемешиваются между собой, плотные; кисть, скошенная синтетика; кисть тонкая №0 синтетика. Для палитры я использую металлическую крышку, вниз кладу бумажную салфетку (на салфетку несколько капель воды, чтобы она была влажная) и поверх кальку. На кальку выдавливаю краску. Влажная салфетка нужна для того, чтобы краска не высыхала.
Светлым карандашом намечаю, где будут бутоны цветов.
Начинаю с верхних листьев цветка, после нижние. В один тон.
Закрашиваю (на фото блик от вспышки).
Черной краской оттеняю внутреннюю часть бутона.
Набор краски на кисть основной (цветной) и белой, прорисовываю верхние лепестки. Все рисую скошенной кистью.
Круговыми мазками дополняю верхнюю часть цветка, закрывая бутон.
Прорисовываю мелкие детали.
Прорисовываю нижнюю часть цветка.
Темно-желтой краской оттеняю середину (краску разбавляю с водой).
Делаю закрашенные мазки ярче.
Ставлю точечки в середину (камера чуть подвела).
Второй бутон. Начинаю так же, как и первый, только в белом цвете.
Одну сторону прокрашиваю светло-фиолетовой краской и желтой, затемняю внутреннюю часть бутона.
Набор краски на кисть фиолетовый и белый, прорисовываю верхние лепестки и лепестки по кругу.
Рисую дополнительные лепестки в середине.
В белой розе рисую отвернутые лепестки и прорисовываю тонкой кистью мелкие детали. Желтый цветок по той же схеме.
Начинаю с середины бутона закрытые лепестки.
Дополняю лепестки, закрывая бутон, прорисовываю по кругу все лепестки розы.
Друг на друга, снизу в верх рисую лепесточки.
Прорисовываю закрытые лепестки белой краской.
Черной краской и тонкой кистью обвожу все цветы, дополняя и делая их более живыми.
Розовой краской рисую закрытый бутон, прорисовываю белой краской закрытые лепестки, оттеняю желтой краской часть цветка, которая ближе к нам.
Белой краской рисую каркас бутона, оттеняю фиолетовым, желтым и черным.
Белой краской выделяю дальнюю к нам часть цветка.
Добавляю нижние лепестки.
Добавляю мелкие листики.
Тонкой кистью рисую тычинку и обрисовываю листики.
Добавляю по кругу лепестки разной длинны, затемняю.
Белой краской добавляю листики. Тут мне показалось, что центральная часть цветка широкая и решила ее сделать меньше.
Желтой краской оттеняю цветок, добавляю белые листики.
Мелкие листики по всему цветку, тонкой кистью обрисовываю центр бутона.
После окончания всей росписи, через 1-2 дня, покрываю в 2 слоя лака.
Источник
Жостовская роспись. Как рисовать для детей поэтапно
Автор работы: Шаклеина Ирина Юрьевна, воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 110 Калининградская область город Калининград.
Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ в работе по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жостовской росписью, для родителей.
Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.
Задачи:
— воспитывать любовь и уважение к народным мастерам, гордость за свой народ;
— выделять средства художественной выразительности: элементы узора, колорит, композицию;
— закреплять технические приемы рисования кистью: концом кисти, всей кистью, выполнять двойной мазок при изображении бутонов, цветов и листьев;
Материалы и инструменты:
— альбомные листы, тонированные черной (синей, зеленой) гуашью или тушью, или бумага черного (синего, зеленого) цвета из набора «Цветная бумага», или картон (форма бумаги зависит от того, какой формы будут подносы – круглая, овальная, прямоугольная);
— гуашь;
— кисти для рисования (беличьи или колонковые, № 2, № 4, 5);
— палитра;
— баночка для воды;
— тряпочка для кисточки;
— ватные палочки.
Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами с великолепными цветочными букетами. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность.
Основной мотив росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.
Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.
Начнем с изображения крупных цветов.
На тебя он глядит свысока —
Не найдешь горделивей цветка.
Он в осеннем саду властелин,
Это яркий цветной. (георгин).
Так выглядят настоящие георгины, радующие наши глаза своей красотой в осеннем саду.
Георгины – роскошные растения с длительным сроком цветения.
Голова на ножке,
В голове горошки.
Солнце жжёт макушку,
Сделать хочет погремушку (мак).
Цветущий мак – символ небывалой красоты, неувядаемой молодости и женского очарования.
Теперь будем рисовать мелкие цветы, которые помогают дополнять и обогащать композицию.
Лист — трилистник, словно веер,
Тонкий гибкий стебелёк,
Шапка красная — цветок.
Сладкий в тех цветочках сок.
Шмель летит за ним на… (клевер).
Название — trifolium означает » имеющий три листа «. Трилистник, Клевер, Кашка . Вокруг клевера – трилистника ходит много легенд, конечно, самая известная легенда про четвертый листок. Найти такой четырехлистный клевер считается неимоверной удачей.
Самый известный миф о клевере повествует, что святой Патрик использовал три листа на одном стебле для объяснения концепции святой Троицы — листья изображали Бога-отца, Бога-сына и Бога-Духа святого. Так же считается, что с помощью листка клевера Патрик изгнал всех змей из поселений, где он находился. И действительно, считается, что там, где растет клевер, никогда не ползают змеи. Наверное именно по этой причине клевер , или трилистник, является символом Ирландии.
Цветочек этот голубой
Напоминает нам с тобой
О небе — чистом-чистом,
И солнышке лучистом! (незабудки).
О происхождении незабудок существуют различные легенды, часто весьма похожие друг на друга. Они рассказывают о слезах, пролитых невестами при расставании с любимыми. Слезы эти превращаются в голубые, как их глаза, цветы, и девушки дарят их возлюбленному на память. Одна легенда о незабудке гласит о том, что богиня Флора, раздавая имена разным растениям, обошла вниманием скромный голубой цветок. Уже уходя, она услышала, как этот цветок тихо произнес: «Не забудь обо мне!». Флора разглядела цветок и нарекла его незабудкой, подарив способность навевать людям воспоминания.
Источник