- Делаем подиумы для автомобильных динамиков своими руками
- Зачем устанавливать динамики на подиумы
- Каким должен быть подиум
- Внутренний подиум
- Таблица: достоинства и недостатки внутренних подиумов
- Внешний подиум
- Таблица: достоинства и недостатки внешних подиумов
- Как сделать и установить своими руками
- Изготовление и монтаж внутреннего подиума в дверь
- Видео: подиум из стекломата
- Изготовление и установка в стойку внешних подиумов для твиттеров
- Галерея: оклейка подиума искусственной кожей
- Видео: изготовление подиума для твиттера
- Изготовление и установка подиума в потолок
- Видео: установка тыловой акустики под потолок
- Аудиосистема в ВАЗ-1111 «ОКА»
- Взлётная полоса частот
Делаем подиумы для автомобильных динамиков своими руками
Установка автомобильной акустики требует творческого подхода. Качество звучания в значительной мере зависит от того, где и как расположены динамики. Подиумы для них — элементы акустического оформления. Элементы полезные, а в некоторых случаях необходимые. Что важно, сделать такие подиумы можно своими руками.
Зачем устанавливать динамики на подиумы
Первое и очевидное обоснование необходимости использования подиумов — с их помощью можно выдвинуть динамическую головку из штатного посадочного места, если она туда не входит по глубине. Однако это не единственная причина.
Чтобы любой динамик зазвучал, ему необходимо правильно рассчитанное акустическое оформление и жёсткое основание, призванное гасить паразитные вибрации.
В домашних и сценических системах используют тяжёлые, жёсткие корпуса, выполняющие сразу обе функции. Для автомобильных систем подобным образом изготавливают сабвуферы.
Акустическое оформление среднечастотных динамиков и «мидбасов» образуют элементы конструкции автомобиля. В этом случае в роли внутреннего пространства звуковой колонки выступают полости за обшивкой.
Во время работы автомобильная акустика испытывает значительные вибрационные нагрузки. Если их не гасить, они передаются на панели обшивки и другие конструктивные элементы, выполненные, как правило, из довольно тонких материалов. Эти колебания искажают звук.
Задача подиумов — принять вибрации на себя и погасить их. Не допустить распространения паразитных колебаний.
Каким должен быть подиум
Как следует из изложенного выше, подиум для среднечастотника или мидбаса не простой декоративный элемент, а необходимый компонент аудиосистемы, влияющий на качество звучания. Чтобы эффективно выполнять возложенную на него задачу — гашение ненужных вибраций — подиум должен быть тяжёлым. Чем тяжелее, тем лучше.
Чтобы деталь была тяжёлой, её следует изготовить из соответствующего материала. Но на практике чаще всего используют фанеру, так как её несложно обрабатывать в домашних условиях.
Известно ли вам, что первый археологический артефакт из напоминающего современную фанеру материала археологи обнаружили на территории Древнего Египта. Фанерный ларец датируют XV—XVI веком до н. э.
Фанера — относительно лёгкий материал. Для увеличения веса подиумы делают по возможности большими. Конечно, учитывая особенности салона автомобиля.
Определяя размеры, ориентируются не только на качество звука, но и следят, чтобы дополнительный элемент не препятствовал работе основных устройств. Например, установленный в дверь динамик не должен мешать использованию ручек.
Подиум для динамика не следует крепить к обшивке, только к жёстким металлическим элементам. Во-первых, слабое основание не способствует гашению вибраций. Во-вторых, тяжёлый подиум с динамиком оно не выдержит.
Внутренний подиум
Различают внутренние и наружные подиумы. Первые устанавливают, когда хотят сохранить заводской внешний вид без изменения. Например, когда меняют штатный динамик на близкий по диаметру диффузора.
Внутренний подиум целиком скрыт во внутренней полости двери или потолка под обшивкой, которая должна плотно прилегать к динамику. В противном случае возможны искажения, так как динамик будет «играть под обшивку».
Таблица: достоинства и недостатки внутренних подиумов
Достоинства | Недостатки |
|
|
Внешний подиум
Наружный или внешний подиум позволяет установить любой динамик больше или меньше штатного. Кроме того, головку можно разместить как параллельно плоскости двери, так и под наклоном, направив в сторону слушателя. Дополнительный плюс внешнего подиума — он плотно прижимает обшивку, уменьшая вибрацию.
Таблица: достоинства и недостатки внешних подиумов
Достоинства | Недостатки |
|
|
Внешний подиум не просто подставка, а единая конструкция. Его составные части необходимо подгонять и крепить плотно, без зазоров и щелей. Это обеспечивает максимальную жёсткость конструкции и предотвращает «уход» звука под обшивку.
Элементы акустического оформления, в том числе подиум, не должны препятствовать свободному движению воздуха через окна корзины динамика. Помехи могут ухудшить воспроизведение низких частот.
Когда динамик сильно утоплен в подиум, диффузор работает через тоннель, что заметно влияет на качество звука при глубине всего 1 см.
Ухудшает качество звука и слишком длинный тоннель со стороны магнита динамика. Лучше избегать подобной конструкции, но если она необходима, проём делают как можно шире.
Особенность внешних подиумов — необходимость декоративной отделки. Если внутренний спрятан под обшивкой, то наружный всегда на глазах. Он не должен портить внешний вид.
Эту проблему обычно решают обтяжкой и оклейкой готового подиума натуральной или искусственной кожей. В некоторых случаях, когда подиум довольно высокий, перед обтяжкой приходится сшивать чехол по форме основания, так как материал допускает натяжение лишь в определённых пределах.
Ещё один способ декоративной отделки — окраска в подходящий цвет после шпаклёвки и тщательной зачистки поверхности.
Твиттеры не развивают большой мощности и в меньшей степени подвержены вибрациям. Поэтому подиумы для них в большей степени декоративные подставки, чем элементы акустического оформления. Их изготавливают в виде накладок на боковые стойки либо встраивают в панели обшивки стоек, ориентируя по субъективным ощущениям слушателей примерно в центр салона.
Подиумы-переходники с круглых посадочных мест на овальные динамики принципиально не отличаются от обычных внешних. Трудность состоит лишь в разработке чертежа и установке головки с соблюдением изложенных выше требований.
Как сделать и установить своими руками
Для самостоятельного изготовления любого подиума понадобятся следующие материалы:
- фанера или другой аналогичный материал для вырезки кольцевых деталей;
- вибропоглощающий листовой материал для обработки элементов автомобильного кузова в местах установки подиумов;
- стекломат (стеклоткань) для изготовления деталей сложной формы;
- эпоксидная смола с отвердителем;
- капрон или другая аналогичная синтетическая ткань для изготовления деталей по «чулочной технологии»;
- искусственная (натуральная) кожа или краска для декоративной отделки внешнего подиума;
- акустическая ткань для отделки решётки динамика;
- эластичный клей;
- шпаклёвка;
- монтажная лента;
- наждачная бумага;
- монтажная пена;
- метизы.
Для работы необходим инструмент:
Изготовление и монтаж внутреннего подиума в дверь
- Снимите обивку (карту) двери. Определите оптимальное место установки подиума.
Видео: подиум из стекломата
Изготовление и установка в стойку внешних подиумов для твиттеров
- Продумайте место установки твиттеров.
- Вырежьте из фанеры кольца по размеру динамиков.
Галерея: оклейка подиума искусственной кожей
Видео: изготовление подиума для твиттера
Изготовление и установка подиума в потолок
Малая высота потолка легкового автомобиля — главная помеха для установки подиумов и динамиков. Обычно их монтируют в двери, полки и стойки. Если места достаточно, подиумы устанавливают в потолок, соблюдая изложенные выше общие рекомендации.
- Снимите обшивку потолка. Определите оптимальное место установки подиумов. Продумайте трассу прокладки акустических проводов для подключения динамиков.
- Определите размеры подиумов, учитывая рекомендации, наличие свободного места и высоту креплений обшивки потолка.
- Выпилите из фанеры подходящей толщины заготовки, вырежьте в них отверстия под динамики.
- Оклейте потолок вблизи места установки подиумов вибропоглощающим материалом.
Видео: установка тыловой акустики под потолок
Аккуратные подиумы для автомобильных динамиков не только улучшают качество звука в салоне, но и хорошо смотрятся. Самостоятельное изготовление их дело хотя и хлопотное, но вполне посильное аккуратному энтузиасту «с руками». Затраченные усилия стоят полученного результата.
Источник
Аудиосистема в ВАЗ-1111 «ОКА»
Александр Султанбеков, г. Пермь
Взлётная полоса частот
В 2004 г. я окончил автодорожный факультет ПГТУ по специальности «Строительство автомобильных дорог и аэродромов». Про взлётные полосы знаю всё (или, по крайней мере, много). Но, скорее всего, строить их не буду, меня привлекли другие полосы…
- Тип системы: аудио
- Состав: 2-полосный фронт + сабвуфер
- Источник: Clarion DXZ845MC
- Усилители: ArtSound PA75.4, ArtSound PA75.2, Kicker KX2500.1
- Акустика: ArtSound Aura Z6, Eton CX260
- Сабвуфер: Eton Crag 12-1000
Вообще-то в автозвук я пришел через домашнее аудио, и мне казалось, что мобильных компонентов, способных сравниться с домашними, нет и быть не может. Взгляды изменились в конце 90-х и начале нового тысячелетия. В продаже стала появляться техника достойного уровня и для установки в автомобиль. В соответствии с возможностями того времени порадовал себя приобретением 2-канального усилителя «Блаупункт» и хорошей головки Nakamichi. Имея родительскую базу по изготовлении мебели, изобразил хороший корпус для саба и на первых официальных соревнованиях в Перми по автозвуку в 2002 г. (SPL) занял в самом популярном классе «двенашек» 2-е место. Невеликое дело, скажете вы. Но для меня это первое «серебро» привело к крутому виражу в сторону от взлётно-посадочной полосы.
Идея построить автозвуковую систему в «Оке» пришла после финала 2005 г. по версии SPL клуба в Казани. Отвлекаясь, выскажу собственное мнение по поводу этого мероприятия: на мой взгляд — полный бред проводить финал России по SPL сразу в трёх городах в режиме он-лайн. Ведь на результат оказывает существенное влияние атмосферное давление, влажность воздуха и площадка, на которой проходят состязание. Получив доступ к измерительному комплексу TermLab, эту зависимость мы определили однозначно.
Возвращаясь к теме. В 2005 г. победил участник, выступавший на «Оке», и понятно, почему: чем меньше объем кузова, тем меньше мощности потребуется, чтобы сжать воздух в салоне авто. Для того чтобы спор на будущих этапах шёл на равных, была приобретена новая «Ока», исключительно с целью превращения её в «боевую» машину.
Все 100% работ по инсталляции осуществлял сам вместе с отцом, заложившим в нас (нас два брата) уважительное отношение и к музыке, и к технике. Причём не нравоучениями, а собственным примером, у отца в ВАЗ-21120 установлена очень неординарная система, привлекающая всеобщее внимание на автозвуковых соревнованиях.
Для начала изготавливается фанерная диафрагма на всю площадь двери
За основу басовой составляющей системы взял головку Eton Crag 12-1000. Задача была — не выходя за рамки приемлемой цены и не зацикливаясь на монстрах-авторитетах, показать приличный результат. С опытом построения систем экстремального уровня на Kicker SoloX (Андрей Ракин из Лысьвы с 151,1 дБ в классе «Супер Бас-2») я был знаком, но для себя решил положить этот козырь в рукав, до финала.
Величина звукового давления зависит от хода диффузора, его площади и скорости перемещения. На частотах 55 Гц и выше практически невозможно реализовать максимальный ход диффузора, даже увеличивая мощность усилителя за всякие пределы, поэтому нужно снижать рабочую частоту, отбросив влияние резонанса салона, и максимально наращивать мощность, подведенную к головке. А это означает — использовать длинноходовый динамик. Всё выше сказанное имеет отношение конкретно к «Оке» и классу «Бас-1», где саб должен находиться в багажном отсеке, это важно. А уж из области полубреда — подбирать автомобиль, совмещающий в себе все предпосылки для серьезного результата. Почему полубреда? Уже есть и мысли, и движение в эту сторону у зацикленных, но стоит ли приехать куда-то, неся на борту немыслимые затраты, погудеть 5 секунд на определенной частоте, что к музыке никакого отношения ни имеет, и вернуться с 30-рублевым кубком, на котором даже места, которое ты занял и даты не будет (насчет кубка — это из практики и, считайте, камень в огород).
В ней делаются отверстия под мидбасовые динамики
Сабвуфер Crag обладает всеми предпосылками для хорошего результата: высокий и эластичный подвес (гарантирует большой ход при максимально сохраненной площади диффузора), жесткий диффузор, огромный магнит и катушку диаметром 100 мм, которая сможет переварить очень приличную мощность. В результате работы с различными корпусами пришел к выводу, что кузов «Оки» обладает максимальным резонансом в диапазоне 60 — 62 Гц, поэтому корпус саба был настроен на 62 Гц, там где и резонанс салона. Правда, после долгой жизнедеятельности саба он размялся, и окончательно установились 60 Гц, при полоса частот остаётся «взлётной».
На усилителе Kicker KX2500.1 машинка стабильно показывала результат от 146 до 147 дБ. Но это — чистый спорт, а хотелось сделать машину, которая и по качеству звучания не заставит краснеть. Поэтому остальные, не влияющие на эспиэльный результат, компоненты аудиотракта старался взять не из худших и сделать всё как следует, а не на скорую руку. Головное устройство Clarion DXZ845MC располагается на центральной симметричной панели, изготовленной заново из стеклоткани и полиэфирной смолы, симметричная панель — дело очень хлопотное, но чемпионы по SQ доказали: важнейшее для корректного построения звуковой сцены. С головного устройства сигнал поступает на активный кроссовер Oris EC-230, который делит сигнал на мидбасы (подрезаны снизу на 50 Гц и сверху на 2 кГц) и высокочастотники (подрезаны снизу на 2 кГц). Уже отфильтрованный сигнал попадает на усилитель ArtSound PA75.4, обслуживающий четырьмя каналами все мидбасовые головки. Их в каждом канале целых четыре штуки, чтобы уж играло, так играло. Головки — 6-дюймовые ArtSound Aura Z6 попарно запараллелены, так что каждый из четырёх каналов усилителя работает на 2-омную нагрузку. Установлены мидбасы в дверях на кольцах-подиумах.
Отверстия усиливаются кольцами-подиумами
Отфильтрованный сигнал с частотами выше 2 кГц поступает на усилитель ArtSound PA75.2, он обслуживает двумя каналами все четыре высокочастотника Eton CX260, по два твитера с каждого борта. У этих пищалок низкая резонансная частота, что позволило выбрать и частоту раздела полос довольно низкой. В результате ВЧ-звено воспроизводит широкую полосу частот, что потом очень благоприятно сказалось на звуковой сцене. Номинальное сопротивление каждой пищалки 8 Ом, и, попарно запараллеленые, они образуют для каждого канала усилителя 4-омную нагрузку. Пищалки в кольцах из нержавейки установлены в приборной панели. Все фильтры у усилителей отключены. Полнодиапазонный сигнал с выхода сабвуфера головного устройства идет на басовый усилитель, в котором включен фильтр низких частот на 65 Гц и сабсоник на 25 Гц. Секции звуковой катушки сабвуфера (по 2 Ом каждая) включены в параллель, Kicker на такой импеданс работает нормально и отдаёт как раз столько, сколько мне надо. Вся акустика, в т.ч. сабвуфер, включена в фазе относительно друг друга, именно так мне звук понравился больше по всем параметрам. К этому пришел опытным путем, меняя фазировку разных компонентов. Вся проводка и «мелочи» использовалась фирмы Kicker и ArtSound.
Силовая проводка включает отдельные провода (и плюсовые, и минусовые) к каждому усилителю, магнитоле и кроссоверу, причем самый крупный кабель — сечением 1/0AWG! Всю аппаратуру питает гелевый АКБ глубокого разряда Optima D34/78, поставленный взамен штатного. Конденсатор ArtSound AXC10VM емкостью 1 Ф обслуживает усилители ArtSound.
Остальная конструкция двери полностью виброизолируется
Система сделана «двухрежимной». Если на носу соревнования по SQ, делается коррекция настроек кроссовера, эквалайзера и прочих элементов системы. В частности (хотя какая тут частность: это самое важное), сабвуфер перемычками включается в 4-омный режим, часть щелевого порта затыкается, тем самым снижается частота настройки и выравнивается АЧХ). А на выступлениях по SPL все мибдасы, пищалки, кросс, конденсатор отключаются, разумеется, саб включается перемычками в 1-омный режим, а басовый усилитель поворачивается на раме, дабы не заслонять порт фазоинвертора.
В результате работ получился громоподобный бас — опора мелодии и не менее громоподобный весь оставшийся звуковой диапазон, нисколько не в ущерб качеству звучания: доказательство тому — 3-е место в ЛАС и 2-е — в IASCA по SQ, а соревноваться пришлось с соперниками, на автомобилях, которых гораздо легче строить звуковую сцену и применявшими компоненты в разы дороже.
Первыми слушателями системы оказались практически все гаишники города, хотя город наш немаленький. Заметную машину норовили остановить блюстители дорожного порядка, где бы ни появился. Потом начинался осмотр, потом — «дай послушать», затем частично лишённый слуха инспектор возвращался к несению службы, а я продолжал движение.
Дверь с установленной акустикой
На всех соревнованиях, в которых принимал участие, машина вызывала ажиотажный интерес, когда система выходила на штатный режим, интерес к другим автомобилям опускался к нулевой отметке.
Взлёт на «Оке» задал новый курс моему движению по жизни, я твёрдо решил: это — моё, и решил открыть в Перми отдел по продаже компонентов автомобильного звука. Так что в этой рубрике мы уже не увидимся, да и на соревнованиях, в которых я намерен продолжать участвовать, мне грозит статус профессионала. Ну, что поделаешь, чем-то приходится жертвовать. Но взлёт получился красивый, видно, полоса была построена правильно…
Панель «Оки» в исходном состоянии
Отрезан козырёк над приборами
Примерка козырька на новое место
Заготовки будущего крепления приборов в центре
Изготовление основы остальной части панели
Готовая симметричная конструкция
Сдвоенные пищалки будут установлены по углам панели
Так отрабатывалась технология перестройки порта частичным перекрытием сечения
Сборка ныне действующего варианта: один щелевой порт с ребром жёсткости в центре
Для снижения вихреобразования в нижней части закреплён «зализ», так это называется в авиации
Для настройки ФИ на более низкую частоту одна часть порта полностью перекрывается
В реальной жизни на верху сабвуфера будут жить усилители
Фальшпанель усилителей обтянута винилом
Готовый басовый агрегат
Активный кроссовер Oris установлен под сиденьем
Папа у меня тоже не прост: это фрагмент его системы
Усилители фронта лежат на фальшпанели, закреплённой на корпусе сабвуфера
После установки в багажник в фальшпанели закрепляется буферная ёмкость
Конденсатор-фарадник подключён к двум усилителям отдельной проводкой
Задуманное про басовый усилитель потребовало сварочных работ
В багажнике установлены трубы-цапфы для разворота усилителя
К корпусу «Кикера» крепятся уголки с приваренными стальными «как бы подшипниками»
В обычном режиме усилитель находится в горизонтальном положении
При перестройке системы в режим SPL он поворачивается, чтобы не создавать помех фазоинвертору
Источник