- Русские народные поделки своими руками — мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов
- Народные промыслы и ремесла
- Куклы-обереги
- Глиняные поделки
- Соломенные шедевры
- Игрушки из дерева
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Декоративно-прикладное искусство
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество — Проектная карта «Народные игрушки» в средней группе
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество — План по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей посредством ознакомления с народными промыслами России»
Русские народные поделки своими руками — мастер-классы по изготовлению деревянных, соломенных и глиняных предметов
Русь всегда славилась мастерами. В каждой деревне были портные, гончары, кузнецы, чеботари, краснодеревщики. Навыки ремесел в семьях передавались поколениями, усовершенствовались и оттачивались. Обязательным пунктом воспитания девочек было рукоделие.
С ранних лет будущим хозяйкам прививались навыки шитья и вязания. Историю, культуру, традиции и обычаи народные мастера олицетворяли в поделках. Рукотворные вещи сохраняют величие и самобытность русского народа, чаяния и мечты.
Народные промыслы и ремесла
Человек с древности стремился к самовыражению и осваивал различные виды творчества. С момента изобретения иглы в 11 веке появилось вышивание. Вышивками украшали одежду и предметы быта. Это древнее искусство популярно по сегодняшний день. Мастерицы создают картины, где все цветовые оттенки создаются не красками, как в живописи, а нитками.
На Руси было популярно народное зодчество. Резьба по дереву венчала наличники изб и заборы. Дома в таком обрамлении напоминали сказочный теремок. Из мягкой и податливой липы умельцы вырезали матрешек, фигурки птиц и сказочных персонажей, мастерили свистульки, дудочки и кухонную утварь.
Популярными были деревянные ложки. До появления алюминиевых столовых приборов изделия из дерева были самыми ходовыми предметами на русской кухне.
Из ивы мастерили корзины и короба, а из лыка плели лапти. Сейчас такая обувь является сувенирным изделием, а в старину они были необходимым предметом «гардероба» каждого крестьянина. А чего только умельцы не сотворяли из бересты!
Из этого природного материала была сделана вся тара под сыпучие продукты: туески, солонки, сахарницы. В берестяных коробах хранили масло, сыры, хлеб, даже молоко и напитки.
Куклы-обереги
Популярными народными поделками на Руси были тряпичные куклы-обереги. Это традиционные славянские поделки, которые обладают определенным символизмом. Каждая куколка имеет свое назначение:
- «На счастье», — это женский талисман
- «Семья», — помощница в создании семьи и хранитель для уже созданной
- «Крупеничка», — символ достатка
- «Желанница», — помощница в осуществлении задуманного
- «Травница», — защищает дом и создает уют.
Известны еще названия куколок «Веснянка», «Утешница», «Пеленашка» и другие. Кукол наряжали, но лицо не изображали. Согласно поверьям, считалось, что безликая неодушевленная кукла недоступна для вселения в нее недобрых сил и злых духов.
Поделку создавали из лоскутков от старой одежды, верили, что ношеные вещи хранят человеческое тепло и сами по себе отгоняют несчастья. Куколки имели простую конструкцию, но в ней обязательно присутствовали очертания женской фигуры и длинная коса.
Тряпичные куклы были аналогом ритуальных фигурок, связанных с достатком, плодородием, миром и ладом в доме, почитанием материнства. Ребенок с ранних лет осознавал значение матери, ее роль дарить жизнь.
Голову игрушки набивали пшеном, соломой, лоскутками. Платье, фартучки и платочки были разными по расцветке. Украшали одежду кружевами, вышивкой. В образе куклы отражался характер, род занятий. Игрушки-обереги приносили в дом удачу, изгоняли болезни, утешали малышей. Сейчас эти милые сувениры погружают в таинственный мир предков, самобытность их культуры.
Глиняные поделки
Гончары в старину были почитаемыми людьми. Они производили хозяйственную утварь, посуду, а из остатков глины мастерили игрушки. Глину добывали вблизи деревни. Пластичная жирная глина без примесей располагается в грунте между слоями чернозема и песка. Ее замачивали в деревянном корыте, разбавляя кипятком, перемешивали и выкладывали на небольшой слой золы.
Вымешивали до однородной консистенции. Из глиняной массы создавали окружающие их образы: домашних животных, барышень крестьянок, птиц и зверей. Медвежата с бочкой меда стали символом добра, птицы приносили в дом счастье, а лошади олицетворяли богатый урожай.
Фигурки обжигали в русской печке, где сухие дрова создавали угли с температурой 600 — 700 градусов.
Утром из остывшей печки доставали изделия и окунали их в раствор извести. После просушки расписывали поделки натуральными средствами, — краской из отвара луковой шелухи, сажей, добытой из трубы, свекольным соком. Опытные мастера чувствовали глину, ее структуру. В каждой вылепленной игрушке чувствовалась рука и душа мастера.
Соломенные шедевры
Солома это стволы злаков. Основой игрушки для крестьянских детей служил пучок соломы, сложенный пополам и перевязанный жгутом. Расходящиеся веером соломинки напоминали сарафан. Такими были первые соломенные творения.
Со временем этот вид творчества усовершенствовался, возникли идеи создания не только человеческих образов, но и всевозможных зверушек, златогривых лошадок, оленей.
Искусное владение плетением и художественный вкус, фантазия и изобретательность талантливых людей привели к созданию чудесных тарелочек, шкатулок, сундучков, обручей, браслетов и множеству других оригинальных сувениров.
Поделки из материала, напоенного солнцем, напитанного матушкой землей и теплом человеческих рук, создают определенный стиль модному интерьеру.
Игрушки из дерева
Сюжеты из окружающей жизни стали темой создания деревянных поделок. В деревнях дети играли куклами, сделанными с помощью топора. С появлением рубанка и других инструментов по дереву, игрушки стали преображаться и совершенствоваться.
Неваляшки, которые сейчас изготавливаются из пластика, впервые появились в 19 веке. Тогда они были сделаны из дерева. Их расписывали под образы купцов, клоунов, забавных толстушек. Ножом из липы вырезали две половинки, внутри круглой болванки крепили грузик. Склеивали обе части, расписывали, просушивали и покрывали лаком. Эта традиционная русская игрушка для многих поколений детей была первой в жизни игрушкой.
Старинные народные традиции вновь возрождаются. Русское искусство, дремавшее в бабушкиных сундучках, становится популярнее с каждым годом. Оно вызывает восхищение у иностранцев и гордость у потомков. Сейчас в интернете появилось много сайтов, где на мастер-классах подробно показывается и рассказывается, как самому смастерить народную поделку.
Источник
Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
Народные промыслы – это раздел о работе педагогов с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по обучению традициям народного декоративно-прикладного искусства. Здесь размещаются конспекты занятий по художественному творчеству, мастер-классы, материалы для ознакомления детей с народными ремеслами, исследовательские проекты по русской истории.
Декоративно-прикладное искусство
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
Проект «Многообразие народных промыслов». Приобщении детей к истокам русской народной культуры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка — детский сад № 58 «Белочка» Проект «Многообразие народных промыслов» Выполнила: воспитатель Николаева Анастасия Владимировна Мытищи_2020 Название проекта «Многообразие народных промыслов» Тип.
Народная игрушка как средство всестороннего развития детей раннего возраста В настоящее время в нашей стране происходят фундаментальные социальные изменения: людей все больше интересуют национальные особенности своей страны, народа, нации, национальности, культурных корней, древних легенд и верований. Задача современного человека – сохранить и.
Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество — Проектная карта «Народные игрушки» в средней группе
Публикация «Проектная карта «Народные игрушки» в средней. » Тема: «Народные игрушки» Цель: Создание социальной ситуации развития посредством выставки рисунков «Народные игрушки» Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Образовательная деятельность Познавательная деятельность Коммуникативная деятельность Познавательная деятельность.
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Открытое занятие в старшей группе «В гостях у бабушки». Народно-прикладное искусство народов Дагестана Программное содержание. — Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы. — Продолжать приучать детей использовать знакомые стихи, поговорки, считалки и колыбельную песню дагестанского фольклора. -.
Мероприятие «В гостях у алтайских мастеров». Народные промыслы Алтая «В гостях у алтайских мастеров» Цель: • Обобщить знания детей о народных промыслах Алтая; • Систематизировать и закрепить знания о труде мастеров народных промыслов; • Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус детей; •.
Лэпбук «Народные промыслы Урала» Подготовила Воспитатель I кв.категории МДОАУ црр «Детского сада №113 г.Орска»: Литвишко Марина Николаевна Лэпбук «Народные промыслы Урала» Цель: «Формировать представление о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста». В связи с внедрением ФГОС дошкольного.
Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество — План по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей посредством ознакомления с народными промыслами России»
Статья «План по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей. » План работы по теме самообразования на 2021-2022 уч. год «Развитие творческих способностей у детей (4-5 лет) посредством ознакомления с народными промыслами России» Сентябрь Изучение методической литературы и опыта работы коллег по данной теме Разработка плана мероприятий по.
Проект по народно-прикладному творчеству «Народные промыслы России» (старшая группа) Вид проекта: информационно-творческий. Краткосрочный. Цель проекта: формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством. Задачи: Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного.
Конспект ООД с элементами конструктивной деятельности «Нижегородская ярмарка. Виды народных промыслов» Цель: развитие творческих и конструктивных способностей детей через знакомство с народными промыслами родного края. Задачи: — Способствовать ознакомлению детей с основными видами народных промыслов Нижегородского края (Хохломская роспись, Городецкая роспись, Семеновская роспись.
Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ на тему «Народный промысел лозоплетение» в форме игры «Что? Где? Когда?» Конспект занятия в старшей группе «Игра «Что? Где? Когда?». Цель: Дать детям представление о Шиловском промысле «лозоплетение» Задачи: Обучающие: • познакомить детей с промыслом «лозоплетение» • Обогащать речь детей существительными, обозначающие предметы окружения Развивающие.
Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов – декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях русского народа. И не только! Продукция русских народных ремесел – это настоящие произведения искусства, представляющие эстетическую и культурологическую ценность.
Филимоновская игрушка, хохломская роспись, гжель и другие промыслы нравятся детям. Они с удовольствием берутся за роспись, лепку, плетение, вышивку. Творческая работа в традиционных народных техниках учит быть терпеливыми – чтобы создать самостоятельное изделие, нужен кропотливый труд. Знакомство с народными ремеслами дает представление о разных материалах, способах их обработки, художественных приемах украшения предметов быта, интерьера, одежды, игрушек.
Дошкольники чаще познают народное творчество через стилизованные поделки. Однако такая деятельность не уменьшает эстетического воздействия на ребенка. Народные промыслы позволяют ребенку выразить собственное отношение к игрушке, тарелочке, матрешке или другому предмету, которое создается своими руками. Развитие мелкой моторики, цветовосприятия, воображения, навыков работы с инструментами – народные промыслы дают широкий простор для развития и воспитания.
Источник