Почувствуй свое тело своими руками

Научиться слушать свое тело: 9 полезных техник

Чтобы научиться управлять своими эмоциями, необходимо уметь слушать и главное – слышать свое тело.

Если человек постоянно испытывает голод, страдает от бессонницы или, наоборот, спит большую часть свободного времени – это признаки внутреннего дисбаланса. У каждого человека тело работает согласно собственному сценарию. Существует взаимосвязь того, как мы думаем, с поведением тела и возникновением недугов, болезней на почве стрессов, депрессий, обид и страхов.

Бывает, что человек испытывает физические страдания – тошноту, головные боли, боли в спине – без видимых на то причин, отправляется на обследование и получает заключение, что по сути отклонений нет. Психологи, врачи и авторы фитнес-методик предлагают множество различных способов услышать свой организм и взять эмоции под контроль. Мы выбрали 9 простых и действенных техник, которыми вы можете воспользоваться, чтобы стать счастливее и обрести здоровье.

Останавливаем агрессию

Ежедневно мы попадаем в конфликтные и стрессовые ситуации, но жизнь не остановишь только потому, что нас многое раздражает. А вот остановить захватывающие чувства ненависти, злобы или гнева вполне возможно. После чего обсуждать насущные вопросы – на работе, в транспорте, в семье становится проще.

1. Самый верный способ утихомирить разыгравшийся гнев или обиду – наладить дыхание. В стрессовой ситуации человек дышит грудью, группируя силы и напрягая мышцы. Дыхание животом – дыхание спящего младенца, находящегося в полной безопасности. Сделайте глубокий вдох, сначала наполнив воздухом живот, а потом уже грудь. На выдохе – обратный порядок. Через некоторое время вы почувствуете, что расслабились и сможете продолжать действовать спокойно.

2. Важно развить умение быстро переключаться от агрессии к спокойствию. Если вы быстро приходите в ярость, а успокаиваетесь медленно, попробуйте упражнение «Зверь-человек». При шаге вперед кричите, ругайтесь, сжимайте кулаки и челюсти, при шаге назад – расслабляйтесь, уделяя внимание мышцам.

3. В ситуациях, когда действовать необходимо, но невозможно (например, в пробке) сделайте упражнение «Внутренний луч». Представляйте светлый луч, двигающийся от затылка к стопам по всему телу. По мере движения воображайте, как разглаживаются морщины, уходит усталость, появляется улыбка.

Снимаем напряжение дня

Накопившиеся эмоции портят настроение вечера, не дают уснуть, влияют на качество сна и наше утро. Определить причину тревоги не всегда возможно, так же как и устранить ее. Все это остается в нашем теле и, чтобы достичь спокойствия, нужно действовать через него.

1. Погружение в тело. Самый простой способ – лечь и полностью расслабиться, но если ситуация запущенная, это не всегда удастся с первого раза. Релаксация не должна быть навязанной – просто прислушивайтесь к тому, что чувствует тело – где боль, где напряжение, где приятная усталость.

2. Для засевшей внутри тяжести требуется разрядка. Если вы видели как «брыкаются» маленькие дети, лежа на спине, повторить это не составит труда. Эти движения рекомендуют совмещать с выкриками «нет!» и «почему?». Это помогает прожить подавленные чувства.

3. Технику «улыбка Будды» приписывают даосам. Цель – достичь умиротворения и счастья. Улыбка Будды не должна создаваться мышцами лица, она должна появиться изнутри. Закрыв глаза, попытайтесь успокоиться и ощутить, как уголки ваших губ наливаются теплом и расплываются.

Создаем контакт с телом

Чтобы не «заболеть» от тоски, печали или перенапряжения, надо хорошо знать, на что и как реагирует ваш организм. Эту связь тоже можно развить.

1. Напишите «письмо своему телу». Что вы думаете о нем, как к нему относитесь, что планируете изменить. Пересядьте на другое место, прочитайте письмо и напишите ответ. Результаты позволяют открыть очень многое в том, как вы на самом деле к себе относитесь.

Читайте также:  Номерная рамка перевертыш своими руками

2. Неспроста нам хочется кричать, когда мы злимся, и рыдать, если тяжело и грустно. Голосовая терапия предлагает почувствовать тело через извлечение звука. Петь можно не только связками, попробуйте «пускать» голос из груди, живота, бедер, лодыжек. Помогайте себе движением рук. Легендарный Федор Шаляпин признавался, что после сложных выступлений у него болело все тело, включая ступни. При регулярных тренировках голосом можно научиться выгонять боль и снимать стрессовое напряжение.

3. Одно из упражнений танцевальной терапии – танец частей тела. Необходимо по отдельности двигать руками, головой, животом, плечами и ногами. В итоге определите, чем вам было сложнее танцевать. Если это голова, то проблемы связаны со скоростью принятия решений, бедра означают сексуальные зажимы, колени – желание двигаться вперед.

Забота о здоровье включает и профилактику заболеваний, и своевременное обращение к докторам, но как следует изучив свой организм самостоятельно и научившись воздействовать на него, вы сможете предотвратить массу сложностей. И во многих случаях лекарства вам просто не понадобятся.

Упражнения от экспертов канала смотрите в нашем видео:

Источник

Почувствовать тело: как я попробовала соматические практики

Соматика — это общий термин для множества разных практик, которые помогают людям почувствовать свое тело, научиться более легким движениям в повседневности, успокоить нервную систему и перестать отделять тело от разума. Редактор «Афиши Daily» Вика Аракелян побывала на такой практике и рассказывает, что из этого вышло.

В прошлом году я писала большой текст о соматических практиках, ни разу не пробуя такие занятия лично. На тот момент меня уже несколько лет ужасно увлекал паблик «Тело как процесс» — там бесконечно постили видео с кровью, текущей по сосудам, клетками под микроскопом и 3D-моделями развития младенцев, а подписчики поэтично восхищались красотой такого контента и находили аналогии с человеческим танцем и движением. Все это казалось мне максимально странным, но жутко любопытным. Как человек, чувствующий бесконечный разрыв между собой и своим телом, я думала, что либо эти ребята совсем отлетели, либо им правда доступно что‑то такое, чего очень не хватает мне.

Там же постоянно мелькали объявления о соматических практиках, занятиях аутентичным движением или идеокинезисом, а на фото и видео со встреч люди ползали по полу, танцевали «от почки» или «от кости», пытались танцем повторить эмбриогенез (стадии внутриутробного развития младенца). И даже после того, как вышел мой текст, я не могла понять: неужели можно по-настоящему «ощутить себя в теле», и что это вообще значит?

Спустя год я наконец оказалась в Москве и договорилась с героиней своего текста Уранетой, что она проведет занятие на пару часов для меня и моего мужа. С собой нужно было иметь только комфортную одежду, скорее свободную, чем спортивную, а за день перед практикой нас попросили подумать о том, что мы хотим испытать и что значит наш запрос «почувствовать свое тело». В короткие промежутки свободного времени, потея, стоя в метро, я старалась сконцентрироваться и подумать: а что это, и в самом деле, значит? Для себя я сформулировала это так: почувствовать свое тело — значит по-настоящему обратить на него свое внимание, перестать отделять его от разума и перестать воспринимать все процессы в нем как что‑то пугающее и непонятное. Имея увесистый анамнез тревожного расстройства и острых приступов ипохондрии, я всегда понимала, что нахожусь слишком далеко от своего тела, и любое покалывание в нем вселяет в меня животный страх.

Мы зашли в квартиру — так как камерная практика в этот раз была только для нас двоих, все происходило в обычном жилом доме. Первые пятнадцать минут мы сидели и обсуждали наши ответы на вопросы, ожидания от практики и отношения со своими телами, а потом Уранета поделилась своим планом занятия, и мы приступили. Первым делом мы вместе делали одну из поз йоги — привычным способом, без особых инструкций. Затем предлагалось пройтись по комнате своей обычной походкой и поделать любые простые движения, которые естественны для нас: потянуться вверх, покрутиться, повертеть шеей. Пока мы ходили, мы оценивали качество своего движения — как мы наступаем, на какой ноге чувствуем больше веса. Это уже гораздо более пристальное внимание к телу, чем то, которое сопровождает нас в обычной жизни. Когда в последний раз вы задумывались о том, как ходите?

Читайте также:  Кухонные шкафчики для дачи своими руками

Следующим этапом занятия было то, чего я боялась после всех предыдущих опытов медитации. Мы должны были ровно стоять с закрытыми глазами десять минут, визуализируя и ощущая свое тело как стекающую каплю воды, наблюдая за ощущениями в теле. Последний раз что‑то подобное я пыталась сделать на медитации в парке Горького четыре года назад — в итоге у меня заболел зуб, возникло раздражение, и я думала только о том, когда же это все закончится и я смогу на всю жизнь оставить попытки познать дзен. Но в этот раз, кажется, получилось. Я замечала, что чем больше я погружаюсь в картинку и стараюсь поверить, что я — это капля, тем меньше мое тело качает из стороны в сторону.

Следом начались упражнения из практики идеокинезиса: Уранета предложила нам лечь и представить, что верхняя часть нашего тела наполнена воздухом, а нижняя — тяжелой водой. Не отвлекаясь от этого образа, нужно было попробовать двигаться так, будто эта самая вода и инициирует движение. «Что?» — подумала я, ощущая еще более громкое «что?!» от мужа, лежащего на соседнем коврике. Но Уранета оказалась права, когда сказала, что наше тело почему‑то понимает этот странный язык: отойдя от шока и легкого кринжа, я вдруг ощутила, что мои ноги в целом прекрасно знают, как бы ими двигала вода. Со стороны эти колебания конечностей наверняка выглядели максимально неловко — но в этом огромная свобода соматических практик. Внутри занятия нет ничего неловкого или неуместного — тело может пожить своей собственной жизнью и поговорить на своем языке.

Упражнение, которое было следующим, по-настоящему что‑то во мне изменило . Во всем процессе помогало то, что Уранета признавала и объясняла, что то, что мы будем делать, — это суперстранно, но так надо. Я легла на спину с закрытыми глазами, мой муж сел у головы и держал меня за плечи, а Уранета взяла мою правую ногу и начала работу с ее костями. Она сосредоточенно смотрела на нее и проговаривала вслух, какие процессы сейчас должны происходить: сначала кость постепенно плавится, стекает сверху вниз и будто оставляет на своем месте полость, ткани вокруг смягчаются, кости больше нет. Слова она сопровождала едва заметным касанием, иногда создавая микроскопическое натяжение, иногда еле уловимо разворачивая ногу. Я чувствовала, как нога становится легче, как кость и правда будто растворяется. Затем Уранета рассказывала, как кость обратно нарастает: от пальцев и вверх врастает и сплавляется с костью таза. И это тоже моему телу было понятно — я чувствовала это возвращение устойчивости. Но самые странные и новые ощущения я испытала тогда, когда мне предложили снова встать, пройтись, как в самом начале, и сравнить качество движения. Я чувствовала, что правая нога будто стала длиннее и из нее пропало всякое усилие при ходьбе ; хотелось скорее лечь и провернуть то же самое с левой, чтобы не чувствовать эту дикую разницу.

Мою вторую кость расплавить пытался муж, и я почувствовала различия: у человека, который не верит, что может заставить тебя перестать чувствовать кость, это и вправду не получается. Кажется, это действительно какой‑то отдельный и вполне осязаемый скилл — расплавить ногу своего мужа у меня тоже не получилось, и разницу в своей походке он оценить не смог. Правда, Уранета сказала, что у него в целом очень сопротивляющаяся сома (тело, совокупность всех клеток организма. — Прим. ред.): если моя нога обмякла в ее руках, до его костей с первого раза достучаться не получилось. Думаю, у нас все впереди, так как практики вполне можно унести с собой — я могу пытаться расплавить ему что‑нибудь хоть каждые выходные.

Читайте также:  Крепеж для канистры экстрим своими руками

В конце мы сделали несколько упражнений из более приземленных соматических методов: техники Ханны или Фельденкрайза больше похожи на зарядку для пенсионеров, чем на духовный опыт, но все еще очень помогают наладить отношения с телом и выправить способы движения. На них, кстати, можно и остановиться тем, кто не готов десять минут в упор смотреть на чужую конечность и пытаться в ней что‑то расплавить. Затем мы снова повторили асану из йоги, которую делали в начале практики, — на этот раз в более устойчивом теле, осознавая его и присутствуя в нем. Уранета пояснила, что это одна из фишек таких практик — помочь телу двигаться более легко и эффективно, не совершая кучи ненужных усилий, которые создают напряжение и выматывают нас. А потом мы просто обсуждали и делились впечатлениями. И правильных ответов не было — можно просто честно говорить, что ты почувствовал (или не почувствовал). Вся наша практика длилась чуть больше двух часов, и я поняла, что это были, кажется, первые два часа моей жизни, которые я жила (почти) полностью телом, а не головой . Вдруг яснее представила себе, как вообще выглядят мои ноги и руки под кожей. Куда что крепится и как движется. Что тело может хотеть чего‑то само, без участия разума. И что иногда ужасно важно эти желания слышать — и просто двигаться.

Что о соматике говорит наука и как обучаются преподаватели?

Важно понимать, что соматические практики условно делятся на оздоровительные и перформативные. К оздоровительным можно отнести соматику Ханны и метод Фельденкрайза — двигательные практики, направленные на исправление осанки, поддержку при хронических болях, улучшение чувства баланса. Со стороны они часто выглядят как очень скучная и медленная гимнастика. Это потому, что каждое микродвижение вроде поворота головы или наклона туловища внутри таких занятий рассматривается особенно пристально и повторяется много раз, чтобы достичь самого эффективного и легкого способа двигаться. К перформативным практикам можно отнести направления, которые зачастую вытекали из танцевальных и театральных классов. Они не столько направлены на оздоровление, сколько на исследование собственных ощущений. Это, например, идеокинезис, основанный на мысленных образах. Во время такой практики видимого движения порой может и не быть: она больше про наблюдение своего тела в пространстве.

В случае с перформативными практиками трудно говорить о четких требованиях к преподавателям метода: занятия часто проходят в формате лабораторий, где все участники вносят свой вклад. А вот у оздоровительных направлений есть свои официальные образовательные программы. Главная международная организация, занимающаяся образованием и популяризацией соматический практик, называется ISMETA. На их сайте можно найти список одобренных центров и частных преподавателей по странам. В основном преподаватели проходят обучение в IBMT (Institute for Integrative Bodywork & Movement Therapy) на трехгодичной программе из пяти модулей. В модули входят, например, изучение паттернов младенческого развития и соматическая психология.

Есть ряд научных исследований, рассматривающих воздействие соматических практик на разные аспекты здоровья. Например, рандомизированное исследование метода Александера (еще одна оздоровительная практика) показало, что после 24 занятий у практикующих с хроническим болями значительно реже возникали болевые ощущения. А метод Фельденкрайза в исследовании 2017 года показал эффективность в улучшении чувства баланса и качества походки у пожилых людей.

Источник

Оцените статью
Своими руками