Первые признаки аутизма
Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ребенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно объяснить индивидуальными особенностями малыша, и можно надеяться, что они постепенно сгладятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребенок, как правило, овладевает простейшими навыками, но даже когда этого не происходит, он все-таки понимает, чего от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит еще сам, то понимает обращенную к нему речь вполне прилично, о чем можно судить по его реакциям.
Попытаемся перечислить странности в развитии и поведении ребенка, вызывающие у родителей опасения:
- ребенок не смотрит в глаза;
- говорит о себе в третьем (он) или во втором (ты) лице;
- все время повторяет слова, фразы;
- ребенок начинал говорить первые слова, но речь пропала;
- не произносит слова, мычит;
- не интересуется игрушками;
- не интересуется ровесниками, не играет с другими детьми;
- ребенок отстранен, игнорирует маму, не реагирует на просьбы, не откликается на свое имя;
- трясет головой, руками, раскачивается;
- ходит на носочках;
- грызет пальцы, руки;
- бьет себя по лицу;
- у ребенка истерики, приступы агрессии;
- боится незнакомых/ чужих;
- пугается звуков, вздрагивает.
Если какие-то из этих черт присущи вашему ребенку, это совсем не обязательно аутизм. Однако озаботиться стоит. Пройдите скрининговый тест на аутизм M-CHAT. Также вы можете посмотреть видеозаписи признаков аутизма в поведении детей — Видео — Признаки аутизма.
Есть такой короткий диагностический тест, состоящий из трех вопросов:
- Смотрит ли ваш ребенок в ту же сторону, что и вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
- Указывает ли ребенок на что-то, чтобы привлечь ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
- Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку туда-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).
Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2–3-летнего ребенка есть основания показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину, не аутизм.
Поведение маленького аутиста
Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.
Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков. Трехлетний ребенок может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.
Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.
Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.
Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.
Нейротипичные (то есть не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием имитируют действия взрослых. Девочка берет расческу и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трехлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет чиркать. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его сначала лишь формально, но постепенно проникаясь эмоциональным содержанием действия. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.
Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.
Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай» (традиционная триада нейротипичного ребенка), а, например, «газонокосилка», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвел особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой (в скобках заметим, что различать живое и неживое аутисты учатся позже нейротипиков). Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная нужные слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращенные к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращенные к нему слова.
Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задает вопросов сам, не может ответить на вопрос, повторяя его за собеседником. «Как тебя зовут?» – «Как тебя зовут?» – «Ты не повторяй, ты отвечай!» — «Ты не повторяй, ты отвечай!» и так далее. Такое явление называется эхолалией. Ребенок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4–5, иногда к 7–8 годам, но может задержаться всерьез и надолго.
Если вас что-то беспокоит в поведении вашего ребенка:
— Обратитесь к участковому педиатру, неврологу;
Источник
Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей
Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.
Особенности детской нервной системы
Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.
В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание, которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.
Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.
Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.
Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.
Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.
Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.
Неврологические проблемы
Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок — неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж, плавание в надувном круге на шею, витамины).
Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.
Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.
Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.
Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны — не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.
Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.
Когда проблема действительно существует?
Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.
Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.
С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.
Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.
К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.
К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.
Советы доктора Комаровского
Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок — личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.
Лучшая профилактика, а заодно и лечение неврологических якобы «проблем», которые существуют только на бумаге врача и в головах у беспокойных мамы и бабушки, — правильный образ жизни ребенка.
Длительные и регулярные прогулки, купание, закаливание, разумное питание (без перекорма), удобный для мамы и ребенка режим дня, который неукоснительно соблюдается, укрепляющий массаж каждый день, помогут справиться и с гиперактивностью, и с дрожащим подбородком, и нарушениями сна у ребенка.
Не допускайте передозировки кальция и витамина D, поскольку такие состояния действительно могут вызывать определенные проблемы с нервной системой. Об этом более детально следует поговорить с лечащим педиатром, который определит необходимые дозировки для вашего конкретного ребенка, учитывая возраст, вес и состояние здоровья малыша.
Источник
Навязчивые движения у детей
В современном мире с его ускоренным ритмом жизни становится больше и больше людей, страдающих различными невротическими расстройствами. Неврозы – это практически бич двадцать первого века, и, к сожалению, с каждым годом они «молодеют». Всё чаще загруженность в школе и на дополнительных занятиях, хроническая усталость, стрессы и многие другие факторы способствуют развитию невротических расстройств у детей и подростков. Одно из таких заболеваний – невроз навязчивых движений.
Навязчивые движения или обсессивно-компульсивное расстройство у детей — что это?
Синдром навязчивых движений входит в целую группу неврозов, объединённых понятием обсессивно-компульсивное расстройство личности.
Обсессивно–компульсивное расстройство – это расстройство психики, характеризующееся одержимостью навязчивыми состояниями (мыслями, фобиями, воспоминаниями, сомнениями, действиями). Больной постоянно находится под гнётом тревожных мыслей и страхов (обсессий). Например, ребёнок панически боится заразиться какой-нибудь страшной смертельной болезнью или ему кажется, что он своими мыслями может причинить кому-то вред, либо он не может спокойно выходить из дома, потому что считает, что тогда обязательно что-нибудь случится. Тревога нарастает, довлеет, и тогда, чтобы как-то разрядиться, больной совершает какие-то действия (компульсии), которые, по его мнению, должны предотвратить то или иное событие: постоянно моет руки; плюёт через левое плечо и стучит по дереву при каждой «дурной мысли»; перед выходом из дома расставляет вещи на столе в определённом порядке. Для навязчивостей характерны их цикличность и непроизвольность (они имеют чуждый больному характер, он не хочет, чтоб они появлялись, борется с ними). Борьба (компульсия) может быть прямой (как в случае с мытьём рук), то есть направленной непосредственно против страха (боюсь заразиться – мою руки, убиваю микробов) и косвенной, не связанной со страхом по своему смыслу (перед выходом из дома досчитать до десяти и провернуться на одной ноге против часовой стрелки). Такие компульсии называются ритуалами.
Синдром навязчивых движений у детей также проявляется в непроизвольных, часто повторяющихся действиях. Это может быть:
- гримасничание;
- причмокивание, покашливание, щёлканье пальцами или суставами;
- накручивание волос на палец;
- подёргивание щекой;
- обгрызание карандашей, ручек, ногтей;
- сосание пальца;
- выдёргивание волос;
- расчёсывание кожи;
- взмахи руками;
- подёргивание плечами и прочее.
Трудно перечислить все возможные двигательные навязчивости, они достаточно вариативны и индивидуальны. Некоторые из них можно перепутать с нервными тиками, но в отличие от тиков, которые вызваны автоматическим сокращением мышц и не поддаются контролю, навязчивые движения возможно (хоть это и не просто) подавить усилием воли.
Кроме того, как говорилось выше, существуют так называемые защитные ритуалы, которые со стороны выглядят как странные привычки. Например, ребёнок обходит все препятствия с определённой стороны, складывает тетради в рюкзак только левой рукой, перед тем, как лечь спать, определённое количество раз прыгает на одной ноге и т.д. Характер таких «обрядов» может быть очень сложным.
Также детям, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, свойственно патологическое стремление к порядку, чистоте (бессмысленное перекладывание предметов с места на место, частое мытьё рук).
Навязчивые движения (действия) вызваны психоэмоциональным дискомфортом, они направлены на то, чтобы утихомирить тревогу.
Причины навязчивых движений
К синдрому навязчивых движений предрасположены застенчивые, боязливые, тревожно-мнительные, чрезмерно впечатлительные, неуверенные в себе дети. Причинами развития невроза могут стать следующие факторы:
- стрессы;
- хроническая усталость;
- психологические травмы (конфликты родителей, неблагополучная семья, потеря близкого человека или домашнего питомца, переезд на новое место жительства, смена детского сада или школы и т.п.);
- появление в семье ещё одного ребёнка;
- диктаторское воспитание или же, наоборот, чрезмерная вседозволенность;
- завышенные требования родителей и невозможность им соответствовать;
- строгое религиозное воспитание;
- наследственность;
- некоторые заболевания (туберкулёз, мононуклеоз, вирусный гепатит, корь)
- органические поражения головного мозга;
- черепно-мозговая травма.
Диагностика синдрома навязчивых движений у детей основана на жалобах родителей и наблюдении за пациентом. Для постановки точного диагноза необходимо пройти неврологическое, психиатрическое обследование, а также психологическое тестирование.
Лечение синдрома навязчивых движений у ребёнка
Если не придавать значения «странным или дурным привычкам» и ничего не предпринимать, качество жизни ребёнка с синдромом навязчивых движений ухудшается. Он может физически навредить себе: расчесать руки в кровь, вырвать клок волос и т.п. Кроме того, рано или поздно может наступить моральное истощение, ведь жить в постоянной тревоге и страхе очень тяжело и для взрослого человека, что уж говорить о неокрепшей детской психике. Такое положение вещей чревато нервными срывами, депрессиями, проблемами с социальной адаптацией, замкнутостью. Часто ребёнок становится заложником собственных ритуалов. Со временем они могут разрастаться, что делает жизнь попросту невыносимой.
Сложность лечения синдрома навязчивых движений у детей заключается в том, что в раннем возрасте они не способны адекватно оценивать своё состояние. То есть взрослый человек с обсессивно-компульсивным расстройством в 80% случаев осознаёт иррациональность своего поведения, бессмысленность и бесполезность своих же ритуалов, понимает, что с ним что-то не так, и рано или поздно сам идёт к специалисту. Ребёнок же не может понять и проанализировать, что с ним происходит.
Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто и непроизвольно совершает какие-либо движения (действия) или имеет странные привычки, необходимо внимательно пронаблюдать за ним, постараться самостоятельно выявить причины подобного поведения. Очень часто причиной синдрома навязчивых движений у детей являются конфликты родителей. Ребёнок, страдающий неврозом, подсознательно пытается привлечь внимание окружающих к имеющейся у него проблеме. Самое главное — определить психотравмирующий фактор и устранить его. Для начала нужно наладить психологический климат в семье, постараться минимизировать конфликтные ситуации и обеспечить ребёнку спокойные, комфортные условия жизни. Очень важно не ругать за навязчивые движения, помнить, что это не баловство, не блажь и не протест. Это расстройство психики, и ребёнку нужна помощь. В тех случаях, когда у родителей не получается своими силами выяснить, чем вызваны навязчивые движения у ребёнка, им следует незамедлительно обратиться к медицинскому или детскому психологу.
Для устранения синдрома навязчивых движений у детей психологи в нашем Центре используют методы игровой, песочной терапии, сказкотерапии, арт-терапии. Кроме того, обязательно проводится консультирование родителей по созданию психологически комфортной для ребенка обстановки в семье и по необходимости коррекция стиля воспитания (если эти факторы легли в основу детского невроза). Такой подход помогает быстро снять повышенную тревожность, нейтрализовать последствия психотравмы (если она была), научить ребенка справляться со стрессом более конструктивным способом, повысить адаптационные ресурсы. При получении своевременной поддержки специалиста синдром навязчивых движений снимается в сжатые сроки и уходит без следа.
Запишитесь на консультацию детского психолога по телефону (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.
Источник