Почему наполеон прятал свою руку

Сразу походил на аристократа: почему на портретах Наполеон прячет одну руку

Многие из самых известных портретов Наполеона Бонапарта изображают императора французов с одной рукой, спрятанной под одеждой. С чем связана такая поза? По этому поводу существует несколько мнений. Писатель Джонни Уилкс, который освещает исторические темы, задался целью выяснить, какое из них соответствует действительности.

Изуродованная рука или больной желудок?

Поза с рукой, спрятанной за полой расстегнутого жилета, действительно характерна для многих портретов Наполеона. В ней он предстает в различных ситуациях – и когда находится в своем кабинете до начала русской военной кампании, полный спокойствия и гордого достоинства, и когда подавлен вследствие понесенного от Москвы поражения.

Существует мнение, которое, впрочем, не подкреплено никакими доказательствами, что на портретах Бонапарт прятал свою руку, потому что она была деформирована вследствие боевого ранения. Есть и другая версия, согласно которой, эта характерная поза связана с болезнью императора. Якобы он постоянно давил на живот, чтобы облегчить хроническую боль. Это предположение опирается на версию о том, что смерть Наполеона в 1821 году произошла от рака желудка.

Символ скромности

По мнению Джонни Уилкса, поза Бонапарта со спрятанной рукой на портретах объясняется совсем не особенностями его внешности или состоянием здоровья. Ее причину следует искать в традициях портретной живописи XVIII-XIX веков. Согласно видению Франсуа Нивелона, отраженному в «Книге благородного поведения», написанной в 1738 году, «рука в жилете» является символом «мужественной смелости, умеренной скромности».

В эссе Арлин Мейер отмечено, что подобная поза на портретах, написанных английскими художниками XVIII века, рассматривалась в качестве символа воспитанности позирующего. Этот взгляд восходит еще ко временам Древней Греции: политик и выдающийся оратор Эсхин, живший в IV в. до н. э., говорил, что выступление с рукой, спрятанной под хитоном, является признаком скромности.

Похвала императора

По всей вероятности, черпая вдохновение в античности, художники стали изображать государственных деятелей и других известных людей со спрятанной под одеждой рукой. В качестве примера можно привести портреты Джорджа Вашингтона и Моцарта.

Что же касается изображения Наполеона Бонапарта на картине 1812 года «Наполеон в своем кабинете», написанной Жаком Луи Давидом, то, по существующим сведениям, император не позировал ему именно в таком положении, какое мы видим на портрете. Но когда он увидел эту работу, воскликнул: «Вы поняли меня, мой дорогой Давид!» И с тех пор эта поза стала ассоциироваться с великим французом.

Источник

Почему император Наполеон прятал руку под одежду, это признак власти или болезни

Рассматривая портреты императора французов Наполеона Бонапарта, можно заметить одну и ту же позу на многих портретах, а именно позу с рукой, наполовину спрятанной в мундире. Невольно возникают вопросы, что было не так с рукой императора, были ли у него кожные заболевания. Поза со спрятанной рукой под одеждой говорит о гордости и властности Бонапарта. Версий предположений для ответов несколько.

Читайте также:  Панно плетеное своими руками

Как изображали художники Наполеона

На многих портретах Наполеон I изображен художниками-портретистами традиционно в гордой позе со спрятанной правой рукой под жилетку. Почему такую позу выбирал император, предположений было несколько. Во-первых, многие считали, что такая поза очень нравилась Бонапарту, и он сам выбирал её для написания картин. Но если, к примеру, рассмотреть портрет, написанный в 1812 году Жаком Луи Давидом «Наполеон в своем кабинете», то для этой картины Наполеон совсем не позировал автору. Художник выбрал позу для императора самостоятельно, рисуя по памяти.

Во-вторых, есть предположение, что император страдал кожными заболеваниями, поэтому скрывал кисть руки под одеждой. Также предполагали о наличии у Наполеона разных болезней – от язвы желудка до рака груди. Было ещё несколько версий о том, что Наполеон прятал надушенный пакетик, который тайно нюхал, а также под жилетом подкручивал часы.

Почему на многих портретах 18 века присутствует поза со спрятанной рукой

В портретах 19 века так часто встречается «ручной» тип портрета, что можно подумать эта поза стала всеобщим клише для позирования. А Наполеон Бонапарт эталоном и образцом для подражания. Некоторых художников даже обвиняли в неумении рисовать руки. Но в реальной жизни, как утверждают историки, поза с рукой, спрятанной в одежде, была обыденной позицией для людей благородного происхождения.

Ещё до рождения Наполеона существовало множество примеров позы «рука в одежде» в написанных портретах XVIII века. В 1738 году Francois Nivelon публикует книгу «A Book Of Genteel Behaviorо», что в переводе означает Книга о благородном поведении. В книге автор описывает позу «рука в жилете» как «мужественную смелость, умеренную скромностью». Некоторые авторы рекомендовали позу скрытая рука, как полезную позу для ораторов и дипломатов.

Почему у древних статуй также спрятана рука

Для некоторых статуй древних римлян и греков также характерна поза со скрытой рукой. Древний македонский оратор Эсхин (390-331 гг. до н. э.), создатель школы риторики считал, что говорить с рукой вне тоги – это признак дурного тона. В XVIII веке возродилась мода на античные времена, появились учебники по ораторскому искусству, в которых были рекомендации к жесту спрятанной руки.

Бытует предположение, что великий французский актер Франсуа Тальма учил Наполеона императорскому поведению и позам. Возможно, великий актер был знаком с работами по ораторскому искусству и обучил императора позе древних греков. И все же, смотря на портреты Наполеона, люди узнают его не столько по внешности, сколько по позе спрятанной руки. Есть в ней гордость, лидерство и власть.

Источник

Почему Наполеон изображен со спрятанной рукой?

Наполеон Бонапарт — один из известнейших людей всех времен. Его многочисленные военные успехи в начале 1800-х годов расширили масштабы и влияние Франции, которая в период правления Наполеона называлась Первой империей. Наполеона помнят и как влиятельного военачальника, и как безжалостного, властолюбивого тирана. Его живописное наследие насчитывает тысячи портретов, батальных сцен и карикатур. И в подавляющем большинстве из них Наполеон прячет руку в пальто. Независимо оттого, чем был занят Наполеон — созерцал трон Карла Великого, отвергал просителей, пересекал Альпы, катался на лодке, бежал из России или просто сидел дома — эта рука всегда была спрятана над животом. Этот жест появлялся и в карикатурах на Наполеона и у актеров, изображающих его на протяжении многих лет. Почему?

Читайте также:  Морские ракушки своими руками мастер класс

Ходили слухи, что скрытая рука Наполеона могла быть деформирована, или же он страдал от хронических болей в желудке. И хотя он действительно умер от рака желудка, настоящая причина никак не связана с болезнями или внешними недостатками, но напрямую связана с публичным имиджем полководца.

Скрывать руку в пальто на портретах начали задолго до того, как Наполеон впервые позировал так в самом начале XIX века: Джордж Вашингтон спрятал руку в 1776 году, а Моцарт — за десять с лишним лет до него, а картина испанского конкистадора Франсиско Писарро ​​датируется 1540 годом.

Франсиско Писарро, испанский конкистадор

«Рука в жилете» или «рука в мундире», а также «скрытая рука» Корнями спрятанная рука уходят в Древнюю Грецию: Эсхин, основатель школы риторики, считал, что выступать с рукой вне хитона — это дурной тон. Арлин Мейер в своем эссе «Re-Dressing Classical Statuary: The Eighteenth-Century ‘Hand-in-Waistcoat’ Portrait» отмечает, что эта поза использовалась в британской портретной живописи XVIII века как символ воспитанности позирующего. В «Книге благородного поведения» Франсуа Нивелона от 1738 года отмечено, что поза «рука в жилете» символизирует «мужественную смелость, умеренную скромностью».

«Рука в жилете» встречалась на портрете мужчин и — реже — женщин, которые хотели придать себе благородства. Спрятанная рука была настоящим спасением для художников-портретистов, ведь изображать руки чрезвычайно сложно. Рука оставалась избитым портретным приемом до тех пор, пока один из самых влиятельных людей в мире не сделал его своей отличительной чертой.

Наполеон был одержим стремлением любой ценой получить власть и выигрывал битву за битвой в войнах, которые на короткое время установили французское господство в Европе. При этом он создавал грандиозный образ, например, организовывал тщательно продуманную церемонию своей коронации в 1804 году. Но за пределами Франции он был популярным объектом для карикатур и неоднократно изображался в виде невысокого импульсивного человека. Вот почему этот знаменитый портрет Наполеона в своем кабинете имеет большое значение.

Портрет был написан в 1812 году выдающимся художником Жаком-Луи Давидом и сильно отличался предыдущих изображений полководца, в том числе кисти самого Давида. Картина представляет собой эффективный пример пропаганды. Небольшие детали на полотне рассказывают историю скромного и трудолюбивого лидера: свечи горят полностью, а часы показывают почти 4:15 утра, полководец стоит у стола, он работал всю ночь, дописывая Кодекс Наполеона, а карта на полу и меч наготове служат напоминанием о его успехах на поле боя. Ярким выразительным акцентом является сдержанная поза с окружающим ее многовековым контекстом.

В 1812 году толпы людей собирались посмотреть на картину, которая резко отличалась от других изображений правителя. На самом деле, Наполеон не позировал для этого портрета, но, как сообщается, он сказал, увидев его: «Ты понял меня, мой дорогой Давид». «Рука в жилете» сопровождала Наполеона и впредь, и даже после его смерти в 1821 году.

Установившееся портретное клише было также тенденцией в ранней портретной фотографии с такими известными натурщиками, как Карл Маркс, и даже знаменитым изобретателем фотографии Луи Дагером. Руки прятались и на портретах солдат Гражданской войны в США. Скрытая рука придавала объекту серьезный вид и помогала удерживать фокус во время длинной выдержки на ранних фотоснимках.

Источник

От Сталина до Наполеона: Что означет жесть спрятанной руки?

Зачем был нужен данный жест?

Читайте также:  Одежда для птицы своими руками

На многих портретах и фото великие полководцы, вожди и политические деятели запечатлены в горделивой позе. При этом, одна их кисть всегда находится за отворотом мундира, шинели или пальто. Безусловно, люди делали это не невольно, а умышленно. Об этом говорят их величавые лица и смелое положение тела.

Возникает вполне логичный вопрос: «Зачем они это делали?». Дань моде? Необходимость скрыть какие-либо физические изъяны? Или подтверждение собственного статуса? Попробуем разобраться!

Существует несколько теорий происхождения и популяризации этого жеста:

  1. Этикет Древней Греции — считалось, что оратор не должен открывать глазу слушателей свои свободные руки. Именно поэтому публичные люди на своих выступлениях прятали ладони под одежду. Если человек этого не делал, он оскорблял свою аудиторию. Потом данный жест на время забылся и вернулся только в 18 ст. – благодаря европейской моде на античное искусство;
  2. Принадлежность к высшему сословию – так же, как и оттопыренный мизинец во время трапезы, рука под одеждой показывала, что человек знатный, значимый, популярный, гениальный. Так делали исключительно благородные и образованные люди: светила науки, первооткрыватели, политики, представители «голубых кровей». Причем, мало кто думал об эстетике данной позы. Пришла мода – и тогдашние модники стали повторять друг за другом;
  3. Принадлежность к различного рода тайным организациям – многие приписывают эту позу масонам. Последние, тем самым, показывали свою вовлеченность в «общее дело», а также идентифицировали иерархию. На многих портретах с рукой под одеждой восседает Моцарт – который, как известно, имел отношение к данному союзу.
  1. Библейская причина – упоминание о руке под одеждой можно найти очень просто. Исход 4 глава 6 и 7 стих. Исходя из Писания, Бог дал такой знак Моисею. Более подробное описание и характеристику можно увидеть в тексте.

Угасание и возобновление популярности

Нередко данный жест повторял и Наполеон I, желающий компенсировать свой низкий рост и указать на уровень своего величия. Популярность позы вновь вспыхнула с появлением портретной фотографии.

Произошло это во Франции в 1826-м году. В данном случае жест объясняется очень просто: в ту пору нужно было ждать по 15 минут, прежде, чем фотоаппарат сработает: поэтому держать руку под сюртуком было куда удобнее, чем в воздухе. И куда приличнее, чем в кармане.

От гордости до практической пользы

Что же касается советских вождей (в том числе, Сталина), они просто «перенимали опыт» предыдущих поколений, считали такую позу поистине «царской», преисполненной аристократизма, внутренней силы и величия. А Джугашвили, одна рука которого была короче другой и усыхала, мог извлечь двойную пользу. Ведь в таком случае никто не заметил бы явного изъяна. Последний очень мешал вождю и дискредитировал его. Возможно, именно поэтому Сталин и практиковал такую позу на фото.

Когда жест отошел в прошлое?

В начале 20-го века люди пришли к мысли, что позирование со спрятанной под одежду рукой — это комично и нелепо. Поэтому все меньше «модников» совершали подобный жест на снимках. Однако, и сегодня, в 21-м веке, некоторые прячут руку под одежду на фото – однако это уже больше дань памяти предыдущим поколениям и желание быть оригинальным, чем реальное подтверждение своего статуса.

Спасибо, что ставьте лайки 👍и подписываетесь на канал: ИСТОРИЯ. А ВЫ ЗНАЛИ ? , чтобы не пропускать новые статьи.

Источник

Оцените статью
Своими руками