- Что делать, если дочка трогает свои органы
- Почему дети трогают свои половые органы
- Чем опасен детский онанизм
- Как нельзя реагировать на детский онанизм
- Что делать, если дочка постоянно трогает себя на людях
- Что делать, если мальчик в 5 лет постоянно трогает свои гениталии?
- Уполномоченный по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
Что делать, если дочка трогает свои органы
Когда дочка трогает свои органы, типичной реакцией родителей может стать испуг, беспокойство или даже гнев. Физический контакт с половыми органами ассоциируется у взрослых со стремлением к сексуальному удовлетворению, поэтому в голове возникают неприятные вопросы: все ли в порядке с моим ребенком, правильно ли я организую воспитание, где она могла этому научиться.
Ответственный родитель должен понимать, что детский физиологический онанизм не имеет никакой связи с сексуальностью. Вся негативная подоплека, присущая этому явлению, создается и обсуждается взрослыми, которые уже не помнят, как изучали свое тело в детстве. Конечно, у любого исследования есть свои границы дозволенного. О том, как их определять, как реагировать на детский онанизм и когда можно начинать беспокоиться, поговорим в этой статье.
Почему дети трогают свои половые органы
Чем младше маленький человек, тем меньше он знает о своем теле. Активные дети пытаются пощупать все: глаза, ушки, ножки. Это нормальная часть развития, так дети приспосабливаются к физическому миру и налаживают контакт со своим телом. Если ребенок 2 года постоянно трогает свои органы, то у него может быть на это несколько причин:
- Простое тактильное ощущение успокаивает малыша.
- Накапливается психомоторное напряжение, которое необходимо высвободить.
- Чувства кажутся новыми и непонятными, ребенок пытается их исследовать.
- Малыша беспокоит зуд в области гениталий. Почесывая или поглаживая промежность, он облегчает неприятные ощущения.
Совершенно по-другому выглядит случай, когда дочка трогает свои органы в 6 лет. В этом возрасте с ребенком уже можно вести полноправный разговор, но девочки нередко отказываются говорить о своих привычках из-за застенчивости и стыдливости.
В 6 лет большинство детей успевает закончить с «исследовательской» фазой и освоить нормы поведения, принятые в обществе. Если этого по каким-то причинам не произошло, не нужно пугаться. Постарайтесь спокойно выяснить причину происходящего, не запугивая и не ругая ребенка.
Чем опасен детский онанизм
Если дочка трогает свои органы в 1 год, никакой опасности нет. Позвольте ребенку играть со своим телом. Сексуальные импульсы в теле еще не появились. Вдоволь наигравшись с непривычными ощущениями, девочка сама заменит их более интересными способами времяпрепровождения, когда подрастет.
Если активный физиологический детский онанизм продолжается после 6-7 лет (или если ребенок трогает себя слишком часто), могут иметь место следующие проблемы:
- Воспалительный процесс в гениталиях. Переохлаждение, заражение, последствия простуды: все это приводит к сухости и воспалению. Без врачебной помощи такие состояния могут тянуться до 6-8 месяцев.
- Инфекция. Профилактические осмотры, подмывания, внимание к личной гигиене помогут избежать этой проблемы.
- Невроз. Большинство детей старше 4 лет стараются трогать себя только тогда, когда их никто не видит. Малыш занимается онанизмом открыто? Скорее всего, для него это стало навязчивой тактильной привычкой, от которой сложно избавиться.
Проблемы, которых больше всего боятся взрослые (чрезмерная сексуальная осведомленность, ранние проявления либидо и т. д.), не имеют связи с детским онанизмом. Контакт ребенка со своим телом не является порочным: это такая же часть жизни маленьких детей, как общение со сверстниками или игра с игрушками.
Как нельзя реагировать на детский онанизм
Если дочка трогает свои органы при вас, не нужно на нее кричать, ругаться, одергивать ее или стыдить. Дети учатся отношению к ситуациям, глядя на взрослых: не подавайте плохой пример и не создавайте невротичную обстановку там, где для нее нет причин.
Необходимо помнить, что детский онанизм возникает интуитивно. Система «поощрение-наказание» здесь не поможет: обычно ребенок сам не замечает, что лезет руками куда-то не «туда». Допустим, дочка трогает свои органы при посторонних, и тогда ваше беспокойство понятно и оправданно. Но все же не надо пытаться запугать ребенка наказанием: это не только не поможет, но и может спровоцировать расстройства в сексуальной сфере в более зрелом возрасте.
Что делать, если дочка постоянно трогает себя на людях
Дочка трогает свои органы в общественных местах, и вы хотите, чтобы это не повторялось?
Попробуйте следующие меры:
- Отвлекайте. Начинайте играть в игры, рассказывать истории, просить рассказать стишок.
- Меняйте тип воздействия. Посадите дочку на колени, погладьте по голове, поиграйте пальчиками.
- Устраните «провоцирующие» ситуации. Проверьте штанишки и трусики: может, ребенок из них вырос и они начали натирать?
Если ситуация возникает у детей старше 10 лет, спокойно обсудите ее вместе. Встретьте проблему лицом к лицу, и вы заметите, что бояться было нечего.
Источник
Что делать, если мальчик в 5 лет постоянно трогает свои гениталии?
Мальчишки играют не только в машинки и нерфы, они не прочь поиграть и с собственными частями тела. Вместе с урологом Дмитрием Тарусиным и психологом Надей Сыркиной разбираемся, когда это нормально, а когда стоит бить тревогу и бежать к врачу.
Вопрос: Что делать, если мальчик в 5 лет постоянно трогает половые органы, играет с ними, теребит и зажимает? На следующей неделе мы идем к урологу, хочу убедиться, что там всё ок. Думаю, это привычка. Как же с ней быть? По рукам не бью, не стыжу.
Дмитрий Тарусин, уролог :
Причин у такого поведения может быть несколько. Первая — возможно, у мальчика есть какое-либо воспаление, например баланопостит или спайки крайней плоти, которое вызывает раздражение. Лечение состоит в небольшой операции — разделении спаек крайней плоти. Или, соответственно, в лечении воспаления. Так что показать ребенка урологу будет действительно нелишним.
Однако причины могут быть и иными. Нередко так проявляется личное одиночество. Каждый человек компенсирует его по-своему, и один из видов компенсации — ранняя детская мастурбация.
Так ребенок сигнализирует о недостатке тактильного и душевного контакта с родителями
Третья возможная причина — ребенок пытается кому-то подражать. Это может быть старший брат или продвинутые друзья из детского сада — кто-то, кто поделился с ним «полезным опытом». Раздражение гениталий формирует приятное чувство у любого человека любого возраста — и подсмотренная или имплементированная привычка может закрепиться надолго.
И, наконец, четвёртая причина — самая неприятная. Так проявляется расторможенность, например при СДВГ. Основным признаком патологии является повторяемость и демонстративность. Здесь уже нужен не уролог, а сексолог или психиатр.
Бывает, конечно, что такое поведение связано с ранней сексуализацией ребенка или вовлечением его в сексуальную активность, но такие случаи все-таки большая редкость.
Надя Сыркина, психолог:
Исследовать/трогать/теребить свои гениталии — совершенно нормально. Очень поддерживаю вас в том, чтобы не ругать и не стыдить ребенка. Превращая что-либо в запрет, мы лишь усиливаем и фиксируем интерес ребенка, в то время как наше спокойное и ровное отношение, наоборот, может помочь ребенку понять, что всё хорошо.
Причиной детской мастурбации может быть исследовательский интерес к телу или привычка таким образом удовлетворять свои эмоциональные потребности. Важно проговорить с ребенком, что такое занятие — дело интимное и им можно заниматься, только когда никто не видит. Не потому, что это что-то стыдное, а потому, что в обществе так принято. Люди договорились, что будут делать так, и по возможности стараются соблюдать это правило. Это важный посыл — так делать можно, это не плохо, это иногда делают и дети, и взрослые, но делать это можно только в определенных условиях или местах.
Можно договориться с ребенком, что он, если хочет себя потрогать, уходит туда, где никого нет
Если это чисто исследовательский интерес, то можно поговорить с ребенком о том, как называются эти части его тела, объяснить, зачем они нужны, как устроены и почему прикосновение к ним вызывает удовольствие. Сейчас на эту тему есть много хороших детских книг.
Если допустить, что трогание себя — это способ помочь себе эмоционально, то стоит отследить, в какие моменты ребенок начинает себя трогать. Когда ему скучно, страшно, тревожно, когда он чувствует себя уставшим или когда пытается заснуть? С чем именно ему помогает справиться мастурбация? Это можно и нужно обсуждать с ребенком — это его способ помощи самому себе, и он совершенно естественен и нормален. Маленькому ребенку сложно заниматься рефлексией — отслеживать свои состояния, соотносить причину и следствие. Поэтому это задача взрослого — понять, что происходит, и поговорить об этом с ребенком.
После того как вы нашли причину, можно искать замену. Ваша задача — понять, какую именно потребность ребенок удовлетворяет таким образом. Если это способ справиться с тревогой, то могут помочь объятия, рисование, переключение на другую деятельность.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Фото: Shutterstock / Sofiia Tiuleneva
Источник
Уполномоченный по правам ребёнка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре
Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней мере, не эстетичными. Зачастую родители подходят к вопросу достаточно жестко: стремятся убрать нежелательные навыки ребенка, применяя насильственные методы воспитания (ругань, запреты, наказания). Это не приводит к желаемому результату, а иногда, наоборот, закрепляет привычку еще больше, потому что эти действия связаны у ребенка чаще всего с преодолением возникшего страха или стресса.
В этом случае гораздо важнее выяснить, почему это действие возникло и закрепилось. Нужно внимательно понаблюдать за ребенком, его окружением и эмоциональным состоянием и постараться определить причины.
Причины возникновения привычек
Большинство негативных привычек детей возникают не сразу, а поэтапно. Сначала они являются нормальным поведением раннего возраста, когда еще не до конца сформированы те или иные структуры нервной системы. Эти действия, по сути, пока не являются привычками в полном смысле слова и могут постепенно пройти сами, если развитие ребенка идет гармонично. Например, сосание пальца или других предметов обусловлено сосательным рефлексом, который в норме формируется еще до рождения и пропадает после четырех лет.
Также существуют объективные факторы окружающей среды. Так, ковыряние в носу может быть вызвано сухостью слизистой оболочки носа из-за постоянной низкой влажности воздуха в помещении.
Еще один фактор – подражание поведению родителей: то, как ведут себя родители, является для детей нормой. Поэтому, хотят этого родители или нет, если у них самих есть какие-либо вредные привычки, ребенок, скорее всего, будет их повторять.
Если какое-то действие начинает ассоциироваться у ребенка с положительным эмоциональным состоянием или уменьшением отрицательных эмоций, то оно начнет повторяться и постепенно станет привычкой. Когда положительные эмоции ассоциируются у ребенка только с этим действием и ничто другое не ослабевает тревожности и не доставляет ему радости, привычка становится невротической. То есть ребенок начинает совершать эти действия подсознательно, автоматически, чтобы испытать положительные эмоции или войти в комфортное состояние.
Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:
Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.
Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.
Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.
Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.
Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.
Пережитое ребенком насилие.
Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно. Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств. Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение. Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.
Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание. Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы. Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.
Что делать родителям
Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его. А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет. Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.
Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него. Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери. Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность
По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений. Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.
Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.
Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри. Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право. Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.
Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности. Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию. Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.
Если долгое время не удается самостоятельно справиться с вредной привычкой ребенка, вы можете прийти на очную консультацию к психологу.
В любом случае следует проявлять особое внимание к состоянию ребенка и его внутреннему миру. Проводите вместе как можно больше времени, чаще проявляйте любовь. Это поможет ребенку легче отпустить ненужное поведение, так как он почувствует, что вы его любите, даже когда не одобряете его поведения. Ваша любовь и безусловное принятие помогут ему справиться с вредной привычкой.
Источник