Пневмосистема для трофи-джипа
Подготовка автомобиля для трофи-рейда – задача нетривиальная. Необходимо добиться, чтобы гражданский по рождению автомобиль превратился в болотного монстра, способного проехать там, где проехать вообще нельзя. От подготовки техники зависит 90% процентов успеха в заездах. Причем при конструировании агрегата упор делается прежде всего на надежность, и если можно продублировать какую-либо систему, ее дублируют.
Одним из непременных признаков автомобиля, подготовленного для трофи-рейда, являются колеса низкого давления, которые позволяют ездить при давлении в них 0,3–0,5 атмосферы по мягким грунтам с относительно невысокой скоростью. Для преодоления же участков с твердым покрытием необходимо поднять давление в колесах до привычных 1,8 атм, на что уходят драгоценные минуты зачетного времени. Поэтому джиперы давно вооружились компрессорами. Одними из самых распространенных по праву считаются компрессоры, выпускающиеся под маркой «БЕРКУТ» (Berkut). Большие, мощные, высокопроизводительные аппараты позволяют поднять давление быстро и эффективно, но необходимость разматывать и сматывать их провода и шланги в условиях лимитированного времени вносит дополнительную нервозность и оборачивается риском потерять или испортить оборудование. Поэтому профессионалы производят стационарную установку пневмосистемы на автомобиль. Подобную инсталляцию, но не на джип, а на вполне обычную легковушку мы описывали ранее (http://www.autodela.ru/main/top/diy/pnevmo_Cicada_Berkut). При этом наличие пневмосистемы на борту делает доступными для джипера такие опции, как быстрая подкачка колес, возможность установки пневматически управляемой муфты разблокировки лебедки, и самое интересное – возможность инсталляции пневмоблокировок дифференциалов.
Автор инсталляции двухконтурной пневматической системы Константин Волков и его система.
В нашей статье мы познакомим вас с инсталляцией, произведенной на автомобиль Bertone Freeclimber при подготовке его для трофи-рейда «Ладога 2014». Автор инсталляции К. Волков ведет свой дневник http://www.drive2.ru/r/other/288230376151820570/logbook, в котором можно ознакомиться с работами, произведенными с автомобилем. Мы же остановимся только на создании пневмосистемы.
Одной из главных задач, которые придется решать пневматической системе нашего трофи-джипа, – это работа пневмоклапана блокировки дифференциалов. Для повышения надежности система была спроектирована из двух независимых смежных контуров, которые при необходимости можно объединить. Дополнительно от установленного комплекса запитываются звуковой пневмосигнал и стопор лебедки, а также выведены два гнезда для одновременного подключения шлангов подкачки колес по левому и правому бортам.
Состав пневматической системы
Состав системы: Компрессоры: Berkut PRO-20 для контура блокировок и Berkut PRO-24 для контура остальных пневмопотребителей. Ресивер Berkut AT-08 (2 GA), полный установочный комплект для оснащения ресивера Berkut TG-53, в который входят различные установочные компоненты и фитинги, необходимые для инсталляции пневмосистемы, установочный комплект Berkut TG-56 , рассчитаный на стационарное соединение автомобильного компрессора и ресивера — резервуара и профессиональный комплект для пневмосистемы с расширенными возможностями Berkut TG-59,особенностью которого является наличие распределительной гребенки на шесть портов для многозадачной пневмосистемы.
Ее сердцем являются два профессиональных компрессора Berkut Pro-24 и Berkut Pro-20 . С результатами тестов этих моделей вы можете ознакомиться после основной статьи. Выбор на эти компрессоры пал по нескольким причинам: надежность исполнения, наличие у производителя монтажных комплектов для инсталляции пневмосистем, а также герметичность компрессоров, что немаловажно для трофи-рейдов, где нередки случаи затопления салона автомобиля.
Компрессоры были нагружены на два ресивера. Berkut Pro-24 поддерживал давление в ресивере Berkut АТ-08 емкостью 7,6 литра, а Berkut Pro-20 нагружен был на ресивер 8 литров.
Первый контур системы отличается большей производительностью и отвечает за систему подкачки колес, управляет пневматической муфтой разблокировки лебедки и пневмосигналом. Второй контур управляет только передними и задними пневмоблокировками.
Комплектация компрессора для стационарной установки Berkut PRO-24 , ресивера Berkut AT-08 (2 GA) и установочного комплекта Berkut TG-56.
Для инсталляции пневмосистемы использовались установочные комплекты Berkut TG-56, Berkut TG-53 и Berkut TG-59. Для полной инсталляции понадобились все три набора, поскольку каждый из них имеет свою особенность.
Установочный комплект Berkut TG-56 наиболее универсальный: в него входят не только манометр и необходимая фурнитура для подключения ресивера, но и реле, отслеживающее давление в системе и при необходимости включающее компрессор при его снижении. Этот комплект рассчитан на стационарное соединение автомобильного компрессора и ресивера – резервуара, способного накапливать большое количество сжатого воздуха.
Комплектация компрессора для стационарной установки Berkut PRO-20 , установочного комплекта Berkut TG-59 и Berkut TG-53.
Установочный комплект Berkut TG-59 необходим для создания пневмосистемы с несколькими потребителями, для чего в его набор входит гребенка на шесть портов для разветвления воздушной магистрали. Комплект позволяет автомобилисту-профессионалу организовать многозадачную пневмосистему на базе своей машины.
Дополняет все это установочный комплект для оснащения ресивера Berkut TG-53, в который входят необходимые фитинги.
При этом входящей в комплекты Berkut TG-56 и TG-59 воздушной магистрали высокого давления хватило для полной инсталляции пневмосистемы.
Комплектные манометры обеспечивают независимый контроль давления в каждом пневмоконтуре. Они выполнены по автомобильным стандартам и имеют подсветку шкалы при включенных габаритных огнях.
Установка
Для установки обеих пневмосистем было выбрано место в кузове джипа над правой задней колесной нишей. Для крепления компрессоров и ресиверов были изготовлены кронштейны. Конфигурационно контур дополнительного оборудования и подкачки шин разместился ближе к задней двери, а контур, отвечающий за работу пневмоблокировки дифференциалов, – ближе к передней части салона. Между ними была установлена гребенка, позволяющая замкнуть контуры в случае выхода из строя одного компрессора. При этом мощности каждого из используемых «беркутов» хватало для работы в этом режиме обоих контуров.
Автомобиль вывешен для установки пневмоблокировок дифференциала «СПРУТ».
Одна из особенностей инсталляции – вывод магистралей забора воздуха обоих компрессоров на уровень крыши автомобиля. Управление потребителями осуществляется при помощи пневмоклапанов, сборку из которых расположили под торпедой.
При выборе места инсталляции системы учитывалось удобство ее обслуживания и монтажа.
На передней панели автомобиля собрана панель управления, которая позволяла не выходя из салона переключать потребителей как водителю, так и штурману.
Чтобы быстро подкачать колеса, с правой и левой сторон торпеды были выведены пневморозетки магистралей. Наличие двух розеток позволяло подкачивать колеса автомобиля сразу с двух сторон, используя при этом относительно короткие шланги.
Каждый из компрессоров установили максимально близко к ресиверам, на которые они будут нагружены. Berkut PRO-24 над Berkut AT-08 (2 GA), а Berkut PRO-20 между ресивером Беркут AT-08 (2 GA) и его собственным.
После установки крупных узлов они соединялись друг с другом электрическими и пневматическими магистралями. Все жестко крепилось к кузову хомутами и стяжками.
Для обеспечения пневмоблокировок дифференциала используется отечественная продукция, произведенная в Ульяновске под маркой «СПРУТ». В выключенном (разблокированном) состоянии дифференциала с пневматической блокировкой происходит распределение крутящего момента между правым и левым ведущими колесами и обеспечивается возможность вращения колес с разными частотами. Во включенном (заблокированном) состоянии крутящий момент распределяется между правым и левым ведущими колесами, вращающимися с одинаковой частотой, что обеспечивает повышенную проходимость автомобиля. Блокировка дифференциала приводится в действие сжатым воздухом. Управление блокировкой дифференциала осуществляется посредством включения пневмораспределителя. Рабочее давление пневмоблокировки – 4,5–7 атм при минимальном давлении срабатывания 3 атм. Таким образом, создаваемых контуров с рабочим давлением 5,5 атм должно хватить для срабатывания блокировок.
На распределительной гребенке располагается красный кран объединения обоих контуров пневмосистемы.
Опыт эксплуатации
Вывод фильтров забора воздуха под крышу автомобиля позволил сохранить работоспособность пневмосистем даже при затоплении салона.
Самое главное: на протяжении всей дистанции трофи-рейда «Ладога 2014» пневмосистема отработала на отлично, и объединять контуры из-за выхода из строя одного из них так и не пришлось. Причем компрессорам приходилось работать и под водой при затоплении салона во время преодоления спецучастка. Вывод фильтров забора воздуха под крышу оказался правильным решением.
Клавиши управления всей пневматикой находятся в центре торпеды. Что позволяет управлять ими и водителю и штурману. Компрессор включался клавишей на панели управления: передняя пневмоблокировка, задняя пневмоблокировка. На этой же панели были установлены два манометра, которые передавали показания давления в контуре пневмоблокировок и контуре пневмоподкачки.
Удобно было пользоваться короткими шлангами подкачки при повышении давления с 0,3–0,5 до 1,5 атм, необходимых для быстрого преодоления отрезков пути с твердым покрытием между спецучастками. Наличие двух пневморозеток позволяло производить подкачку как штурману, так и водителю одновременно. Запас воздуха в ресиверах позволял забортировать 32-дюймовое колесо прямо в кузове. В случае разбортирования ведущих колес во время гонки достаточно было вывесить его на домкрате и подать воздух, под действием которого покрышка садится на диск. Когда счет идет на секунды, это очень важно.
Отлично показал себя пневмороспуск лебедки. Водитель подавал давление на пневмоклапан, а штурман в это время свободно разматывал трос. Сброс давления снова подключал лебедку к приводу.
Блок управления лебедкой находится под рукой водителя. Над ним расположена пневморозетка подкачки колес.
Аналогичная пневморозетка есть и у штурмана. Это позволяет накачивать колеса с обоих сторон одновременно, а также пользоваться короткими шлангами.
Таким образом, можно без преувеличения сказать, что созданная двухконтурная пневмосистема на базе оборудования «БЕРКУТ» внесла значительный вклад в удачное выступление экипажа К. Волкова на трофи-рейде «Ладога 2014».
Автор инсталяции рассказывает о своей системе.
Источник
Пневмосистема для авто своими руками
Страница 1 из 29 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 11 | > | Последняя » |
ScharikoFF Привет. В связи с установкой пневмоблокировок требуется постройка пневмосистемы. В пневматике-гидравлике, размерах резьб — полный «0», поэтому прошу советов.
Надо будет качать колеса, включать блокировки, может быть когда-нибудь — дудка от МАЗа.
Первый вопрос по комплектации, собственно, что необходимо и где это взять
1. Ресивер — наверное, камазовские/зиловские магазины? Или можно проще? Поставить хочу под машину сзади
нужно по месту смотреть, обрати внимание на необходимое количество выходов, если готовый покупать то кран для слива конденсата обычно присутствует, можно ещё сколхозить из нескольких пожарных баллонов (разместить будет легче подключать сложнее и дороже),
2. Компрессор — заказан беркут-р20
хороший выбор
3. шланги — найду.
полно в магазинах, однако импортные лучше по качеству, смотри температурный диапазон.
4. пневмореле — в комплекте с блокировками.
5. реле давления 4-6 атмосфер, где взять?
комплект подключения к рессиверу от беркута существует на 8-10 атмосфер и еще кажется на 6-8 ставить 4-6 думаю смысла нету если беркут качает до 10 спокойно, будет больше запас воздуха.
можно еще от газового оборудования подобрать электроклапан, но я не знаю какой
6. Обратный клапан между компрессором-ресивером нужен? Где взять?
нужен обязательно, вроде в комплекте подключения он присутствует
7. Пистолет с манометром — купил
зачем? он идет в комплекте с беркутом
8. Штуцер вывести в заправочную горловину — купил.
9. Что забыл? Где взять то что забыл?
да вроде особо ничего не забыл, тройнички переходники и т.п. нужно будет еще покупать
Второй- какой емкости ресивер нужен для 32 колес? Давления — мне 3-х атмосфер хватит заглаза (пока)
8-10 литров хватит за глаза если не собираешься ставить дудку от паровоза
И самое главное — предохранительный клапан нужен? Где взять?
аварийный клапан думаю ни к чему, беркут больше 12 атмосфер никак не накачает.
Ну еще не плохо бы поиском проитись по родственным форумам не раз наталкивался на эту тему с обсасыванием мельчайших деталей вплоть до того где и что можно купить или заказать.
5. реле давления 4-6 атмосфер, где взять?
комплект подключения к рессиверу от беркута существует на 8-10 атмосфер и еще кажется на 6-8 ставить 4-6 думаю смысла нету если беркут качает до 10 спокойно, будет больше запас воздуха.
можно еще от газового оборудования подобрать электроклапан, но я не знаю какой
реле давления 4-6 атм стоит копейки (около 50 рэ) и покупается в запчастях к камазу, делать давление больше того, при котором устойчиво срабатывает блокировка, не имет смысла: сколько не забивай рессивер, его полностью сольёшь в первое же колесо, а вот пусковые токи компрессора растут прямо пропорционально давлению в рессивере. Люди это забывают и жгут провода, предохранители, плавят контакты.
6. Обратный клапан между компрессором-ресивером нужен? Где взять?
нужен обязательно, вроде в комплекте подключения он присутствует
не нужен клапан ни нах, поскольку компрессор беркут сам по себе имеет лепестковый клапан на выпуске и он вполне надёжен. Обратный клапан ИМХО имеет смысл ставить при очень большом желании отдать за него денех между подающей магистралью и рессивером, поскольку именно стабильно давление в рессивере, а не в подающей магистрали нас интересует. Лучше не ставить вообще, поскольку эта деталь сцуко любит замой обмерзать конденсатом и не работать, а деньги отданы.
7. Пистолет с манометром — купил
зачем? он идет в комплекте с беркутом
в комплекте гавно а не пистолет, да и не пистолет вовсе. Пистолет покупать обязательно, но придётся мудрить с токаркой для переходника.
8. Штуцер вывести в заправочную горловину — купил.
надеюсь тот, который глушится при отсутствии в нем папы?
9. Что забыл? Где взять то что забыл?
да вроде особо ничего не забыл, тройнички переходники и т.п. нужно будет еще покупать
обязательно делать подающую магистраль от компрессора до рессивера медью или иной термоустойчивой трубкой. Любой пластик будет дуться давлением, так как температура воздуха с компрессора до ста градусов.
Обязательно с рессивере организовать слив конденсата.
И еще, если ничего аналогичного нет в комплекте блокировок, купите в магазине запчастей для КаМАза пневматический кран тормозов, поскольку надо жекак-то организовать подачу давления и его последующий сброс.
все провода для запитки компрессора — честный 4 квадрата одинарный многожилка, всё управление через силовые реле стартера, запитка напрямую от аккумулятора.
Второй- какой емкости ресивер нужен для 32 колес? Давления — мне 3-х атмосфер хватит заглаза (пока)
8-10 литров хватит за глаза если не собираешься ставить дудку от паровоза
чиста для колёс — никакой, более одного колеса проще и быстрее качать напрямую. А для обеспечения работоспособности блокировки/дудки достаточно 10-15 л.
И самое главное — предохранительный клапан нужен? Где взять?
аварийный клапан думаю ни к чему, беркут больше 12 атмосфер никак не накачает.
аварийный клапан можно и не ставить, хотя при наличии врезать не помешает. Дело не в том, сколько качает компрессор, а в том, что если откажет электрика реле, вполне можно подпалить компрессор, который не сможет переплюнуть то, что уже забил в рессивер.
Источник