Плетение их трав своими руками

Природные материалы. Плетение из трав.

О травах для плетения.

Исстари на Руси для плетения самых различных вещей применялись растения: рогоз, камыш, ситник, аир. Все эти растения предпочитают селиться в увлажненных местах, по берегам водоемов и в самих водоемах. Часто образуют обширные заросли и распространены на территории нашей страны повсеместно. Возьмем, например, рогоз.

Это многолетние водные или болотные травы высотой до 3. 4 м. В России встречается около 15 видов рогоза, из которых наиболее распространены у нас 2 вида (широколистный и узколистный). У широколистного рогоза синевато-или серовато-зеленые листья (рис. 1), они пошире, чем у узколистного. Растет рогоз по берегам рек и озер, на болотах, горелых торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах, Часто рогоз путают с камышом, у которого нет плотного цилиндрического соцветия коричневого цвета.

Фото 1. Рогоз широколистный.

Заросли камыша (рис. 2) встречаются на мелководье у берегов рек и озер. Соцветие у него зонтиковидное или метельчатое, высота достигает 2,5 м. Камыш менее прочен, чем рогоз, но по декоративным достоинствам не уступает ему.

В сырых местах, на болоте и заливных лугах густыми пучками растет невысокая трава — ситник (рис. 3),

Стебли ситника можно на первый взгляд принять за молодые побеги камыша, однако и даже осенью его стебли едва ли бывают толще цевки гусиного пера.

Ситник — прекрасный материал для тонкого плетения, где используется мягкий круглый стебель, имеющий губчатую внутреннюю структуру (как у камыша).

Заготавливают рогоз (в основном листья), камыш и ситник (стебли) только после того, как они станут гибкими, наберут силу. Это бывает обычно в период цветения растений, ближе к середине лета, а также во второй его половине.

Обычно растения срезают серпом или большим ножом. Летом, особенно в жаркие дни, трава сохнет очень быстро даже в тени под навесом. Достаточно одного-двух дней, чтобы получить подходящий для работы материал.

Заметим, что перед сушкой у рогоза и камыша всегда отрезают комлевые участки стволов, имеющие белый и кремовый цвет. Кстати, раньше их не выбрасывали, а использовали в пищу. В свежем виде они по вкусу и запаху напоминают свежие огурцы. Если же их обвалять в муке и поджарить на растительном масле, то это будет уже настоящий деликатес.

У предназначенных для сушки стеблей камыша и ситника удаляют листья. Листья рогоза облущивают, отделяют друг от друга и обрезают поврежденные насекомыми места. Очищенные травы укладывают тонким слоем в подходящем месте, а чтобы они сохли более равномерно, травы ворошат несколько раз в течение дня.
Высушенные под навесом листья рогоза и стебли камыша сохраняют естественную оливково-зеленую окраску. Трава же, побывавшая на солнце, выгорает и приобретает золотисто-палевый оттенок. Эту разницу в окраске трав мастера используют в декоративных целях при комбинированном плетении. Но поскольку высушенные на солнце травы менее прочны, их применяют очень осторожно и лишь для отделочных работ.

Сушить травы удобнее всего на чердаке. Там же их можно и держать всю зиму. Только перед тем, как развесить траву на хранение, свяжите ее в небольшие пучки-снопики, причем обязательно жгутами-перевяслами, скрученными из той же самой травы. Помните, что в снопике, стянутом тонкой бечевкой, листья и стебли сильно деформируются и часто рвутся в местах стяжки. Травяные жгуты не оставят вмятин на сохраняемом сырье, но и их не затягивайте слишком туго.

Отбеливание, окрашивание, замачивание трав.

В декоративном плетении кроме травы с естественной окраской широко применяется отбеленная и окрашенная трава. Отбеливают травы в водном растворе перекиси водорода. В аптеках обычно имеются в наличии 3%-ный раствор перекиси водорода и 30%-ный — пергидроль. Раствор перекиси водорода уже готов к отбеливанию, а вот пергидроль необходимо растворить в чистой воде в соотношении 1:10 (по объему). Залив раствор в эмалированную посуду, туда затем помещают траву и кипятят на слабом огне не менее часа. Потом травы тщательно промывают в теплой воде, меняя ее несколько раз.

Читайте также:  Как собрать браслет пандора своими руками

Внимание! Все работы с отбеливанием ведут в резиновых перчатках, пользуясь длинными деревянными щипцами.

Хорошо промытые травы сушат под навесом на открытом воздухе, а в зимнее время — в помещении.Для крашения заготовленной травы в те или иные цвета пользуются обычными текстильными красителями, а также чернилами . А чтобы гарантировать равномерное окрашивание, травы предварительно кипятят в легком мыльном растворе примерно в течение получаса. Одного пакета анилиновых красителей хватает на 0,5 кг сухих трав.

Красят так. Травы укладывают в эмалированную посуду и заливают теплой водой. В пол-литровую банку высыпают порошковый краситель и заливают небольшим количеством воды. Тщательно перемешивают раствор деревянной палочкой, после чего доливают в банку теплой воды почти доверху. Еще раз размешивают краситель, выливают его в эмалированную посуду с водой, снова размешивают и ставят на огонь.

Кипятят травы в красительном растворе примерно 15 минут. Чтобы закрепить краситель, на один его пакетик в раствор добавляют поваренную соль (1. 2 столовые ложки) и уксус (5 столовых ложек). Потом окрашенные травы тщательно промывают в чистой воде и сушат.
Перед началом плетения травы (листья, стебли) замачивают, то есть опускают на 10. 15 минут в воду комнатной температуры. Затем, вынув из воды, травы завертывают в мокрую мешковину и дают им так полежать 2. 3 ч. В процессе такой выдержки влага проникает во внутренние волокна трав, не слишком переувлажняя их.

Мой совет — не замачивайте перед плетением листья и стебли слишком долго, так как они из-за этого сильно усыхают, нарушая плотность, а следовательно прочность и красоту плетева. Во время плетения из мешковины обычно вынимают по два-три стебля (листа) и, прижав их влажной тряпкой к краю стола, «выжимают», протягивая через тряпку с некоторым усилием, Кстати, таким способом из увлажненных стеблей и листьев удаляют не только влагу, но и частицы воздуха.

Источник

Изделия из трав.

Когда-то на Руси плетение из камыша, рогоза, тростника и других подобных растительных материалов было процветающим промыслом. Мастера-рогожники в рогожных избах делали и циновки, и кули, и паруса, и сиденья для стульев, и многое, многое другое.
В наше время подобное занятие стало не профессией, а скорее увлекательным занятием, результатом которого являются симпатичные шлепанцы, подставки под посуду, чехлы для цветочных горшков, оплетенные камышом «небьющиеся» бутыли и т.д.

Подставки под горячую посуду.

Подставки под горячую посуду, сплетенные из камыша и рогоза, отличаются прочностью и долголетием. На них можно смело ставить горячую посуду, не опасаясь повредить клеенку или скатерть: листья рогоза и особенно пористый ствол камыша плохо пропускают тепло и являются прекрасными теплоизоляторами. Кроме того, посуда ставится на такую подставку без того раздражающего лязга, который издают металлические подставки. Важно и то, что горячий чайник или кастрюля не соскользнут с подставки, если даже стол по каким-либо причинам вдруг сильно наклонится. Срок службы камышовой и рогозовой подставки, разумеется, при эережном к ней отношении, не менее а десяти-пятнадцати лет.

Начинают изготавливать подставку, используя простое плетение «в клеточку» (рис. 6).

Рис. 6 Плетение подставки под посуду: а— крепление камышины для «веревочки»; б и в — формирование «веревочки»; г — заделка бортов шнуровальным шилом.

Под прямым углом друг к другу переплетают двенадцать камышин. Затем берут новую камышину, огибают ею одну из крайних стоек простого плетева (рис. 6, а) и формируют вокруг последнего «веревочку», поочередно оплетая все 24 свободных конца (стойки), стараясь, чтобы в результате образовался правильный круг (рис. 6, б и в). Чтобы «веревочка» ловилась по кругу, ее стараются как можно туже стягивать на углах плетева. Когда закончите первый виток «веревочки», а он самый трудный, второй ряд плести намного проще.

Читайте также:  Костюмчик феи своими руками

Когда сделаете три-четыре витка «веревочкой», не возбраняется перейти к простому плетению. Но чтобы ряды такого плетения шли непрерывно по спирали, необходимо иметь нечетное число стоек. В данном случае у подставки 24 стойки, распущенные веером по кругу, поэтому просто отрежьте одну стойку или прибавьте еще одну.

Как поступить, решайте сами: если стойки расположены слишком плотно, то лучше одну стойку удалить, а если свободно — прибавить. Чтобы вставить дополнительную стойку, новую камышину просовывают рядом с какой-либо изначальной стойкой с помощью шила со специальным отверстием на конце (о конструкции шила мы расскажем чуть позже).

Теперь все стойки, в том числе и дополнительную, если она предусмотрена, поочередно проходят «круговой» камышиной, обводя ее последовательно вокруг каждой из стоек и формируя столько рядов, сколько требует размер подставки. В отличие от плетения «веревочкой» здесь камышины не перекручивают, а лишь стараются уложить их достаточно плотными рядами. Но для прочности последний виток опять делают «веревочкой».

Закончив плетение, приступают к заделке бортов. При наиболее простом способе заделки конец каждой стойки просто-напросто втягивают в плетево рядом с соседней стойкой. Шнуровальное шило «от центра» просовывают вдоль одной из стоек (рис. 6, г), вставляют в его отверстие конец соседней стойки и втягивают ее внутрь. Затем шило направляют вдоль следующей стойки и втягивают в плетево конец предыдущей. Таким же способом заделывают и все остальные концы стоек.

Стойки можно просовывать в плетево и не до конца, а оставлять по краям небольшие петли. Причем, петли по желанию делают либо прямоугольные, либо треугольные. Кстати, для декоративного оформления подставки эффективно использовать сразу и ту, и другую петлю. Чтобы получить петлю, стойку разглаживают рукояткой шила так, чтобы она стала плоской, и заостряют ножницами конец. Просунув вдоль стойки шило, в отверстие последнего вставляют острый конец стойки и втягивают ее в плетево, оставляя лишь небольшую петлю, которую расправляют так, чтобы получился треугольник (рис. 7> или прямоугольник.

Рис. 7 Заделка бортов плетева: а — работа шнуровальным шилом; б — треугольная петля.

Овальная подставка для «гусятницы».

Плетут так же, как и круглую. Разница лишь в том, что под прямым углом друг к другу плетут не одинаковое, а разное число стеблей. Например, чтобы сплести подставку, у которой ширина была бы в два раза меньше длины, число камышин, расположенных по вертикали, должно быть в два раза больше, чем по горизонтали. Но вернемся к нашему шилу. Во-первых, вместо него легко использовать шнуровку, с помощью которой раньше шнуровали футбольные и волейбольные мячи. Они еще продаются в спортивных магазинах. Во-вторых, такое шило-шнуровку не так уж сложно сделать своими руками (рис. 8).

Рис. 8 Шнуровальные шила.

В деревянную рукоятку вбивают гвоздь, обрубают шляпку и расплющивают конец. Накалив расплющенный конец докрасна на огне, дают ему медленно остыть и просекают зубильцем щель вдоль осевой линии. Затем просеченное отверстие расширяют и опиливают надфилем. Готовое шило шлифуют мелкозернистой шкуркой. Известна и более простая конструкция шила, которое изготовит из подручных материалов даже тот, кто не имеет навыков работы с металлом. Вязальную спицу накаляют посередине, и когда металл остынет, сгибают ее пополам. Соединенные вместе концы заостряют и вбивают в деревянную рукоятку. С помощью такого шила не только удается продевать новые стойки, но и заделывать борта различных изделий, сплетенных из трав.

Источник

Читайте также:  Поделка очки своими руками

Виды плетения из трав.

Плетение в клеточку.

Плетение «в клеточку» — один из самых распространенных и простых видов плетения. Оно представляет собой обычное переплетение стеблей камыша под прямым углом друг к другу (рис. 4). Плетево, полученное этим способом, не отличается высокой прочностью, поэтому оно годится для тех участков плетеного изделия, которые не испытывают высоких нагрузок, а также при заплетении круглых и овальных донышек плетеных изделий: лотков, хлебниц, корзин, подставок под горячую посуду и т.п.

Рис. 4 Последовательность выполнения плетения в клеточку.

Конечно, переплести под прямым углом друг к другу, скажем, шесть камышинок с шестью такими же камышинками, легко и не имея специальных знаний. Но у мастеров, постоянно работающих с болотными травами, за многие годы выработались рациональные приемы выполнения даже этого, казалось бы, очень простого плетения.
Итак, как ведут плетение «в клеточку» по науке. На стол параллельно друг другу кладут, например, шесть стеблей камыша. (В дальнейшем мы будем при изучении плетения из тех или иных трав оперировать только камышинами. Ведь в принципе плетение из разных трав по технике мало отличается друг от друга.)

Сверху стебли прижимают дощечкой и отгибают вверх три, например, нечетные камышины. Затем между лежащими и приподнятыми камышинами кладут поперечную камышину, нечетные камышины опускают на поперечную, а четные поднимают. Теперь между камышинами кладут вторую поперечную камышину, четные камышины опускают, после чего наступает очередь поднимать нечетные. Плетение в такой последовательности продолжают до тех пор, пока не будут вплетены все шесть поперечных камышин.

Заметим, что по такому принципу работает ткацкий станок, где так же, как четные и нечетные камышины, подымаются и опускаются нити так называемой основы, после того как между ними с помощью челнока продевается очередная нить утка (у нас — поперечная камышина). Поскольку плетение значительно древнее ткачества, то не вызывает сомнения, что этот «ткацкий» принцип был позаимствован ткачами у плетельщиков.

Плетение «веревочкой».

Отличается высокой прочностью, поэтому годится для тех изделий, которые испытывают значительные нагрузки. Известно, что больше всего страдают от механических повреждений ребра и кромки плетеных вещей. Поэтому именно в этих наиболее ответственных местах корзину или сумку обязательно оплетают «веревочкой» в несколько рядов. Часто даже простое плетение чередуют с «веревочкой», чтобы сообщить стенкам изделия повышенную прочность. Так, у тапочек и шлепанцев из камыша «веревочкой» обязательно плетутся подошвы, поскольку именно они испытывают самые большие нагрузки.

Прочность «веревочки» (рис. 5) обусловлена тем, что каждая ее продольная камышина (то есть камышина основы) в процессе плетения туго перекручивается и перехлестывается другим концом этой же камышины. В результате поперечные камышины (уток), называемые здесь стойками, прочно зажимаются в каждом очередном витке, обеспечивая надежное сцепление между всеми элементами плетения. «Веревочка» незаменима также при выполнении ажурного плетения.

Рис. 5 Последовательность выплолнения плетения «веревочка»

Выполняют «веревочку» в следующей последовательности (см. рис. 5).

Камышину (основу) огибают вокруг крайней (верхней) стойки так, чтобы один ее конец (1-я камышина) был примерно на 8. 10 см длиннее другого (2-я камышина). 1 -ю камышину с левой стороны 2-й камышины подсовывают под верхнюю стойку. Затем 2-ю камышину с левой стороны 1-й камышины пропускают под вторую стойку, а 1-ю камышину над третьей стойкой возвращают наружу.

Так продолжают плести до тех пор, пока не закончится более короткий конец основы (2-я камышина). Последний наращивают новой камышиной, пуская их в очередные витки плетения вместе, а после того как новая камышина будет прочно закреплена, конец 2-й камышины обрезают продолжают плетение, как и раньше. Через две-три стойки приходится наращивать и второй конец. Таким образом, благодаря тому, что концы камышин имеют разную длину, наращивать их приходится не одновременно и в результате не снижается прочность плетения.

Источник

Оцените статью
Своими руками