Пять основных ошибок при самостоятельном строительстве плавдачи
Более 10 лет мы строим суда для жизни на воде. Используя свой опыт и анализируя то, что строят другие, мы подметили ряд основных ошибок при строительстве плавдач, которые приводят к лишним тратам денег или к провалу всего проекта.
Зачастую плавдачи люди строят самостоятельно из-за того, что рынок этого товара, как в нашей стране, так и во всем мире, очень скуден. Выбор невелик. Как правило, он узконаправлен, и служит для решения только одной задачи. Например, для путешествий (в США и Австралия) или для проживания на воде (в Нидерландах и Франции).
Вторая причина, по которой люди становятся на не легкий путь самодельщика – отсутствие достаточного количества средств, для покупки готовой плавдачи.
Как известно, дешевле учится на ошибках других, поэтому просто прочитав эту статью, вы сможете сэкономить свои кровные, которым потом придумаете лучшее предназначение.
ОШИБКА № 1:
К тому же, как правило, ничего не бывает вечного, и все что вы настроили останется вашим наследникам или вы захотите это продать. А вы пробовали продать собственный автомобиль, предварительно выкинув документы ? Весьма не выгодная для вас сделка получится.
Я уже не говорю про то, что если вы собираетесь эксплуатировать ваш плавучий дом на судоходных водоемах. В этом случае показывать документы на него придется часто, даже если он и стоит всегда на одном месте.
Наверное, вы уже поняли, что мы хотим сказать таким длинным вступлением? Да! Мы считаем, что самая большая ошибка – это не уделить должного внимания легализации вашего дома.
В нашей стране, если ваш предполагаемый плавучий дом не длиннее 20-ти метров, то регистрировать его будет региональный отдел ГИМС. И прежде чем закупать доски и гвозди, следует зайти в эту организацию, желательно предварительно нарисовав карандашом на вырванном из тетрадки листке в клеточку набросок вашего будущего дворца.
Гораздо проще менять планировку, высоту борта, центр тяжести и остойчивость, карандашом на листочке, чем потом пилой и зубилом на, с таким трудом построенной, плавдаче. А менять все равно придется, потому что каждый инспектор ГИМС имеет свое собственное представление о правилах безопасного плавания на водах. К тому же, работа этого инспектора и заключается именно в том, чтобы проверить эту самую безопасность Вашего судна, а значит выявить ошибки и недочеты, допущенные вами. А иначе, какая же это «работа».
Поэтому, как бы ни хотелось, но придется идти в ГИМС (причем лучше зимой, когда там нет очередей) или обратиться в нашу компанию. Мы, конечно, не сможем поставить вашу плавдачу на учет и не выдадим судовой билет, но поможем вам пойти наиболее рациональным путем для вашего конкретного случая.
ОШИБКА №2
Выбор материала корпуса – самая важная и непростая задача.
Сколько простоит Ваш дом зависит от того на какой фундамент вы его поставили. Это одинаково важно как для «сухопутных» домов, так и для плавающих.
Надежность подводного корпуса плавдачи основная проблема проектирования. На плаву держится практически все, и люди строят плавучие дома из самых разных материалов, начиная от пустых пластиковых бутылок и заканчивая многотонными бетонными понтонами. Вопрос только в том, на какой срок вы строите свой плавучий дом? Если на одну рыбалку, то может подойдут и бутылки, но если планы многолетние, то требуется более надежные материалы.
Следующая ступень снизу по ненадежности корпуса плавдачи у дерева, фанеры и их производных. Конечно, раньше корабли строили только из дерева и они служили десятилетиями, но у этих строителей не было других вариантов. А у нас есть. И вряд ли можно рассчитывать на длительную, безремонтную эксплуатацию дома на деревянном основании. Хотя есть и исключения.
Другая крайность – бетон. Материал, конечно, крепкий, но передвигать его по воде совсем не просто. А значит проблемы со стоянкой и регистрацией. Да и при регулярном вмораживании бетонного понтона в лед срок его эксплуатации невелик.
Сейчас большая мода на пластики. Понтоны строят из стеклопластика, полиэтилена, полипропилена и других композитных материалов. И если в некоторых случаях при строительстве катеров и яхт это оправдано, то в плавучем доме совсем нет. Стеклопластик хорош для придания корпусу сложных форм и обводов. Плавдому это не обязательно, на глиссирование он никогда не выйдет. Важна только надежность, долговечность и ремонтопригодность. А пластики всем этим не обладают. В отличие от катера или яхты, где его корпус составляет основную часть стоимости судна, у плавдома основные деньги в жилых помещениях, а не в том фундаменте, который «закопан» под воду.
Конечно, если вы собираетесь перевозить свою плавдачу на прицепе за автомобилем, то можно применить и пластик, но только дом шириной всего 2,5 метра, скорее катер, а мы здесь говорим о домах для жизни и отдыха на воде.
В США серийные плавдачи строят из АМГ. И это, конечно, очень неплохо. Долговечный, легкий, прочный и надежный материал. НО!! Очень дорогой! Да и технология сварки, подготовки швов, раскроя листов, требований к стапелю, скорее подходят для серьезного предприятия, чем для самостоятельной постройки. А выигрываете Вы при применении алюминия только вес, который не самое главное в плавучем доме. Ведь, маленькому мотору, чтобы толкать дом вперед со скорсть 10 км/ч. практически не важно, будет дом весить 5 т. или 7.
Сталь – это материал, из которого сделаны корпуса подавляющего большинства современных судов. Она прочная, недорогая, легко сваривается и обрабатывается. Стальные корпуса не деформируются во льду и способны нести на себе нагрузки в десятки раз превышающие свой собственный вес.
Не подумайте, что мы пытаемся рекламировать сталь. Мы не занимаемся ее продажей, просто мы уже набили «шишки» на собственном лбу, пытаясь строить плавдачи из всех перечисленных материалов. Поверьте, очень недешево потом исправлять свои ошибки. Ведь новый фундамент приходится подводить под готовый дом, причем так, чтобы дом не утонул во время перестановки.
Единственный случай, когда стоит задуматься о применении стали для понтонов – это строительство плавдома для морской воды. Но для этих случаев у нас есть другие наработки.
ОШИБКА №3
Стоимость строительства красивого плавдома и некрасивого практически одинаковая. Даже если то, что Вы нарисовали на тетрадном листочке, вам очень нравится, это совсем не означает, что готовый дом будет смотреться также замечательно. Если ваша профессия не архитектор, и вы не зарабатываете себе на жизнь разработкой проектов домов, то необходимо обратиться к профессионалам, чтобы на воде не появился очередной уродец.
Если нет возможности привлечь архитектора, просто поищите в интернете готовый проект или хотя бы картинку красивого сухопутного дома. Дом своей мечты придумать очень непросто. Из сотен фотографий, Вам понравится одна, две. Вот его то и надо строить.
ОШИБКА №4
Дом на воде, в отличие от «сухопутного», всегда подвержен тряске, как при землетрясении. От этого явления разваливаются большие и прочные дома на земле, но наш дом не должен развалиться. И здесь прослеживаются две основные ошибочные тенденции. Одни берут готовый «сухопутный» проект, не задумываясь о сейсмоустойчивости, и дом постепенно покрывается трещинами. Другие строят сарайчик из досок, который не развалится, но может покоситься.
Плавающие дома имеют свои специфические конструктивные особенности, которые необходимо учитывать при строительстве.
ОШИБКА №5
На роскошных круизных лайнерах или шикарных яхтах размеры кают существенно меньше, чем комнаты в квартирах или особняках. И от этого яхты не становятся менее комфортабельными. Просто ощущение внутреннего пространства на корабле и в здании разное.
Плавдача – это что-то среднее между большой яхтой и коттеджем. Поэтому при проектировании площадей комнат и высоты потолков необходимо учитывать эту специфику. Плавдом, построенный по «сухопутным» ГОСТам, смотрится громоздким и неуклюжим.
Мы будем рады, если наши ошибки позволят кому-нибудь их избежать.
А для тех, кто хочет строить самостоятельно и без ошибок, мы разработали специальную технологию строительства, о которой можно почитать здесь.
Источник
Плавдача-катамаран «Золушка»
Плавдача-катамаран «Золушка», проект которой предлагается вниманию самодеятельных судостроителей, мала по размерам, однако на ней можно будет провести отпуск даже в более комфортабельных условиях, чем на 5-6-метровом катере. Главное ее преимущество — наличие высокой, в рост человека (1,73 м) и светлой каюты (2,0х1,9 м в плане) с полом на уровне «прогулочной палубы» носовой и кормовой «веранд». В то же время «Золушка» обладает всеми достоинствами разборной туристской лодки, рассчитанной на движение с экономичным подвесным мотором малой мощности.
Небольшие размерения и простота обводов гарантируют минимальную трудоемкость постройки; немаловажно, что построить плавдачу-катамаран «Золушка» можно в обычной городской квартире. Корпуса плавдачи разбираются каждый на две части 2-метровой, длины, которые свободно проходят через двери и по лестничной клетке. Размеры «стапельного места», определяемые величиной самой крупной секции — поддона надстройки, составляют 2,0х1,9 м. Вес самой тяжелой секции — 60 кг.
Можно перевозить плавдачу на грузовике, а в полностью разобранном виде — сдавать в багаж для отправки железной дорогой. При выборе места проведения отпуска не следует забывать, что «Золушка» не предназначена для плавания по большим рекам и водохранилищам. Значительная парусность надстройки затрудняет движение в свежий ветер, малый клиренс (0,2 м от моста катамарана до поверхности воды) будет причиной сильных ударов о волны. Идеальным местом для отдыха на «Золушке» являются небольшие речки и закрытые системы озер с многочисленными островами — вроде Вуоксы или Селигера, либо тихие лесные озера.
Основные данные плавдачи «Золушка» | |
---|---|
Длина наибольшая, м | 4,07 |
Ширина наибольшая, м | 2,04 |
Высота габаритная, м | 2,25 |
Осадка, м | 0,27 |
Вес в сборе (без снабжения), кг | 350 |
Полное водоизмещение, кг | 750-800 |
Общий вид плавдачи-катамарана в сборе
1, 2 — носовая и кормовая секции правого корпуса-поплавка катамарана; 3 — поддон: 4 — рубка-надстройка, собираемая из пяти плоскостных секций на поддоне; 5 — кормовой поручень; 6 — секция крыши носовой «веранды»; 7 — носовой поручень; 8 — стойка крыши.
При проектировании плавдачи имелся в виду семейный экипаж из трех человек. Можно, разумеется, плавать на ней и другой компанией, но соответственно потребуется перепланировка каюты.
Сравнительно узкие (0,5 м) поплавки катамарана позволяют развивать скорость 10-12 км/ч с мотором мощностью 5-8 л. с. В большинстве же случаев можно будет обойтись и 2-сильным «Салютом»; скорости 6-7 км/ч обычно оказывается достаточно, чтобы путешествовать по озеру от острова к острову.
Конструкция плавдачи-катамарана «Золушка»
1 — бортовые ветви шпангоутов, 20х50; 2 — днищевые петли шпангоутов 20х60; 3 — бимсы 20х50;
4 — обшивка транцев и переборок, фанера δ=5; 5 — стрингера и карленгс, 20х30; 6 — стрингер 30х30, склеенный из трех реек 10х30; 7 — стрингер 20х30, склеенные из трех реек 10х30;
8 — обшивка поплавков, крыши и секций каюты, фанера δ=5; 9 — рама поддона и бимсы, 20х60;
10 — вертикальные бруски каркаса поддона, 20х50; 11 — брусок 20х30; 12 — настил пола в каюте, фанера δ=8; 13 — бруски поликов 20х60; 14 — обвязка рам секций каюты, 25х45; 15 — брусок 25х25; 16 — стойки секций каюты, 20х45; 17 — брусок обвязки поддона каюты, 25х50;
18 — полики из реек 20х60.
Основу конструкции составляют 4-метровые корпуса-поплавки; при сборке плавдачи-катамарана носовая и кормовая секции каждого из них соединяются болтами М10х55 через металлические планки-накладки. В палубах поплавков прорезаны закрываемые крышками люки, позволяющие использовать внутренние объемы для хранения имущества и припасов (носовые секции), мотора и горючего (кормовые).
Сборка носовой секции левого поплавка плавдачи-катамарана
Пунктиром показаны вспомагательные детали.
Заготовки для деталей набора нарезаются из сосновых реек. Для сборки прямоугольных шпангоутных рамок необходимо предварительно вычертить их в натуральную величину на листе фанеры или картона. Высоты шпангоутов рекомендуется при этом уточнить по проекции «бок», построив скругления килевой линии в оконечностях по дуге радиусом 2045 мм. Рамки собираются на водостойком клее (эпоксидном или ВИАМ Б-3) с запрессовкой шурупами.
Рамки шпангоутов для сборки поплавков
Пунктиром показаны детали, удаляемые после общивки корпусов фанерой.
Обозначения позиций — см. «Конструкция плавдачи-катамарана» выше.
На шп. 3, 4 и 5 (район установки поддона) бортовые ветви делаются такой же длины, как и на остальных рамках; это нужно для удобства крепления рамок к стапелю, свободные концы отпиливаются уже после снятия поплавка со стапеля.
Рамки устанавливаются днищем вверх строго вертикально на простейшем стапеле из двух поставленных на ребро и жестко соединенных между собой досок. Если позволяет место, лучше собрать сразу целый поплавок, а затем распилить его на две части по длине. При раздельной сборке секций необходимо особенно тщательно проконтролировать точность изготовления стыкуемых рамок на шп. 4 и 3.
После установки и выравнивания рамок на них выклеиваются скуловые и днищевой стрингера из 10-миллиметровых реек, изгибаемых по месту. Затем устанавливается остальной продольный набор из прямолинейных брусков 20х30 и простругиваются все поверхности набора, соприкасающиеся с обшивкой.
Отдельные листы 5-миллиметровой водостойкой фанеры предварительно соединяются на клею («на ус»), чтобы получить детали требуемых размеров. Если есть возможность оклеить поплавки стеклотканью, толщину обшивки можно уменьшить до 4 мм. Обшивка крепится к набору на водостойком клее с запрессовкой шурупами 4х20.
Затем секции поплавков снимаются со стапеля, устанавливаются подпалубный набор, рамки люков и настил палубы в районе поддона. Работа над поплавками завершается установкой буртиков с оковками и упорных брусков для поликов.
Надстройка состоит из соединяющего поплавки поддона — настила со стенками высотой 355 мм по периметру и пяти плоскостных секций стен и крыши. Эти секции при сборке дачи соединяются болтами М6х60, поставленными с шагом 200 мм; уплотнением служит шнур из поролона, обычно применяемый при заделке окон на зиму.
Сборка поддона рубки
Сборка самих секций ведется прямо по разметке, сделанной на любом ровном настиле. Бруски прихватываются к коротышам, устанавливаемым по линиям разметки. Все бруски, составляющие набор секций надстройки, нарезаются один на другой или врезаются вполдерева с применением клея. Сборка поддона завершается установкой на верхние кромки его бортиков собранной заранее жесткой монтажной рамы, на которую будут вставать секции вертикальных стенок.
Сборка стенок надстройки начинается с вязки рамок, на которые нарезаются концы вертикальных и горизонтальных реек набора. После зашивки фанерой, по периметру каждой секции ставятся окантовочные бруски (25х25), закрывающие торцы фанеры. Крыша надстройки и жесткий тент носовой «веранды» снаружи обтягиваются плотной тканью на густотертой краске. Кромки ткани закрепляются желобами-водосборниками и прижимными металлическими полосками. Можно, конечно, оклеить крышу тонкой стеклотканью (стеклосеткой) на эпоксидной смоле.
Кроме поддона, поплавки катамарана соединены двумя балками, выклеенными из брусков 30х60. Кормовая балка служит подмоторной доской, поэтому ее надо усилить фанерными накладками с обеих сторон.
Поручень состоит из носовой горизонтальной и кормовой Г-образной частей, которые крепятся винтами М8 к стенкам надстройки, к стойке тента — в носу и металлическому коротышу — в корме. Носовые стойки тента также крепятся при помощи коротышей из угольника и болтов.
Настилы между поплавками на кормовой и носовой «верандах» представляют собой решетчатые полики, опирающиеся на горизонтальные бруски, поставленные на внутренние борта поплавков. Целесообразно эти полики выполнить из отдельных секций длиной около 400 мм.
Двери размером 540х1220 представляют собой щиты с обвязкой из брусков 20х30, обшитой с обеих сторон фанерой. До установки зашивки необходимо поставить бобышки в месте крепления ручки и замка. Торцы по всему периметру двери следует закрыть защитной рейкой 10х30.
Для постройки плавдачи-катамарана «Золушка» потребуются сосновые бруски и рейки длиной 2,2 м (с учетом 10% запаса) в следующем количестве: сечением 10х20 — 28 шт.; 10х45 — 5; 15х50 — 2; 20х20 — 5; 20х25 — 2; 20х30 — 80; 20х40 — 4; 20х45 — 3; 20х50 — 10; 20х60 — 28; 20х75 — 2; 30х60 — 10; 20х80 — 3; 20х90 — 6; 25х25 — 23; 25х45 — 20; 25х55 — 2; 25х60 — 2; 25х105 — 4; 25х110 — 4; 30х40 — 2; 30х30 — 4; 30х80 — 34; 35х50 — 3. В итоге это составит 0,43 м³. Фанеры потребуется: толщиной 5 мм — 15 листов, толщиной 8 мм — 2 листа.
Бортовые сдвижные окна вырезаются из оргстекла толщиной 6 мм и ставятся на пластмассовые мебельные профили-полозки. Изнутри к стеклам крепятся шурупами ручки из брусков твердого дерева 20х25х80. Оконные рамы собираются из брусков 30х40, соединяемых вполдерева. Снаружи к раме крепится наличник из рейки 20х40 со скошенными кромками. Наличник выступает за край рамки в виде фланца. Такая конструкция позволяет изготавливать окна отдельно и монтировать их на уже готовые секции стенок.
Носовые окна подвешиваются на петлях, установленных по верхним кромкам. Рамка изготавливается из брусков 20х30, оргстекло крепится прямо к ней шурупами с уплотнением густотертой краской. В поднятом положении стекло фиксируется крючком, закрепленным к бимсу крыши.
Рекомендуется на все окна изготовить ставни из фанерных щитков, закрепляемых винтами с барашками к рамкам.
Кормовые иллюминаторы — круглые глухие. Их лучше всего устанавливать на автомобильном резиновом уплотнительном профиле; при необходимости по кромке стекла снимается фаска.
Крышки люков на поплавках изготавливаются из 5-миллиметровой фанеры с обвязкой из брусков 30х30. Чтобы фанера не прогибалась, в рамку врезаются поперечные бруски 20х30. Разница в высоте брусков рамки объясняется наличием фанерного комингса, предохраняющего от попадания воды через люк в поплавок. Желательно и здесь торцы фанеры по периметру защитить, врезав ее кромку в брусок (при этом сечение заготовки будет 35х30) или установив защитную рейку, как это предусмотрено конструкцией дверей.
Швартовные утки вырезаются из брусков твердого дерева 30х50х200 и крепятся сквозными болтами.
Под головки болтов и гайки соединений всюду необходимо устанавливать шайбы. Под металлические накладки соединений поддона и поплавков, а также под соединения на концах поперечных балок надо проложить резину толщиной 2-4 мм.
Самый «спартанский» вариант оборудования каюты — это две раскладушки и навесной камбузный столик. На цветном рисунке, помещенном в начале статьи, показан более комфортабельный вариант, рассчитанный на семью из двух взрослых и ребенка. В этом случае устанавливаются два продольных дивана с мягкими подушками. Диван по левому борту трансформируется в «обеденный уголок», состоящий из складного столика и двух мягких сидений, спинками которых служат части средней подушки дивана.
Передняя подушка правого дивана делается с жестким основанием; будучи уложенной на среднюю подушку, она образует сиденье водителя. Перед ним к носовой стенке надстройки крепится штурвал, а к бортовой стенке — пульт дистанционного управления мотором. Над задней секцией правого дивана навешивается камбузный столик с полкой для посуды. Под диванами предусматриваются выдвижные ящики для постелей и хранения продуктов.
Один из вариантов планировки плавдачи
Третье спальное место выполняется в виде подвесной парусиновой койки над левым диваном. Такая же койка, конечно, может быть установлена и симметрично — по правому борту, но в этом случае камбузный столик на ночь придется снимать. Легкие занавески с веселой раскраской придадут помещению домашний уют.
Следует помнить, что «Золушка» является самым настоящим судном и любым плаваниям на ней должна предшествовать регистрация в навигационно-технической инспекции. На борту плавдачи всегда и в полной готовности должны находиться спасательные принадлежности по числу отдыхающих на ней людей.
Особенно хочется предупредить о необходимости соблюдать осторожность с огнем. Для пожаробезопасности в кормовых секциях поплавков необходимо предусмотреть вентиляцию, которая предупреждала бы образование взрывоопасной смеси паров бензина с воздухом. Вентиляционная система состоит из отверстий с козырьками на верхней части внутренних стенок поплавков (по два в каждой секции). К одному из отверстий должен быть подведен, шланг или трубка, почти касающаяся днища поплавка.
В заключение несколько слов об одной особенности катамаранов. Все двухкорпусные суда имеют высокую начальную остойчивость (в полном грузу крен «Золушки» при перемещении всего экипажа на один борт не превысит 5-7°), но склонны к резкому опрокидыванию при достижении критического угла крена. Для «Золушки» это 15-20°. Следите, чтобы ваша плавдача-катамаран не получала большого крена!
В. Б. Осипчук, «КиЯ» №1 (65) 1971 г.
Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:
Источник