- Можно ли план эвакуации при пожаре сделать самому?
- Разработка и изготовление плана эвакуации при пожаре
- Нормативное регулирование
- Виды эвакуационных планов
- Кто разрабатывает схему
- Как сделать схему
- Вариант 1. Начертить от руки
- Вариант 2. С помощью компьютерных программ
- Вариант 3. Заказать подрядчику
- Требования к оформлению
- Образец плана эвакуации при пожаре
- Где расположить эвакоплан
- Что будет при нарушении требований к составлению плана эвакуации
Можно ли план эвакуации при пожаре сделать самому?
Это один из самых популярных поисковых запросов, и людей, которые задаются этим вопросом можно понять. Конечно, очень соблазнительно не оставлять кучу денег за план эвакуации, а нарисовать его самому.
И на самом деле мы нисколько не сомневаемся, что это выполнимо. Почему нет? Поэтому ответ на вопрос: можно ли план эвакуации при пожаре сделать самому – безусловно «да», можно. А вот ответ на вопрос будет ли он отвечать своим целям и задачам и (для многих это главное) удовлетворит ли он органы прокуратуры и МЧС – это вопрос более сложный. На него так просто не ответишь.
Можно даже не учитывать теорию движения людских потоков для того, чтобы разработать самостоятельно схему движения людей. Хотя как сформулировали ведущие специалисты по эвакуации пожарной академии в первом учебном пособии, посвященном непосредственно этой теме, именно такая эвакуационная схема, учитывающая последние научные разработки в этой сфере будет крайне полезна, мы опустим это, не будем обращать на это внимание. Нужно быть более реалистичными: ближайшие десять-пятнадцать лет на основе строгих математических расчетов никто не будет вычерчивать на схеме помещения маршруты движения. Но ведь остается еще один важный момент. То, что мы разрабатываем должно соответствовать пожарным нормам. И сегодня нам бы хотелось представить вниманию тех, кому хочется план эвакуации при пожаре сделать самому, информацию о том, как это делать правильно и дать им пищу для размышлений: а нужно ли это брать на себя эту ответственность или правильнее обратиться к специалистам.
В этой и этой статьях мы уже затрагивали вопрос о необходимости проверки двери для эвакуации при пожаре при указании её на схеме. Но мы в основном касались требований нормативных документов, которые в современной системе гибкого нормирования вполне могут быть.
Сегодня мы хотим поговорить о требованиях Федерального закона. Эти требования также базируются на параметрах движения людей. Они достаточно однозначны, но, тем не менее, практика показывает, что схема организующая движение людей при пожаре, призвана служить, в том числе и тестом, проверкой соответствия используемых для того, чтобы уйти от пожара проема требованиям законодательства, не всегда выполняет эту функцию.
Согласно ГОСТ Р 12.2.143-2009 указание эвакуационных выходов обязательно. Это очень глупый пункт, так как по соответствующему определению любая дверь почти из любого помещения эвакуационная для этого помещения, и если мы будем выполнять это требование буквально, то план эвакуации будет выглядеть так:
Это в очередной раз показывает, что бывает, когда за разработку документа, регулирующего пожарную безопасность, берутся сторонние структуры, а не специализированные организации пожарной охраны. В данном пункте, следовало бы указать какие именно дверные проемы необходимо обозначать специальным знаком – например: с этажа в лестничную клетку или непосредственно наружу и т.п.
В данном пункте есть то, что не нужно, но нет того, что нужно. Вернее не то, чтобы совсем нет, сказано об этом нужном слишком «тонко», «завуалировано». На схемах нужно указывать именно дверь для эвакуации, следовательно, каждый выход должен оцениваться как эвакуационный по тем требованиям закона, которые позволяют оценить возможность его использования для безопасного движения людей из здания при пожаре. И если современная система нормирования допускает принимать путем расчета индивидуального пожарного риска, что самый узкий выход вполне себе соответствует законодательству, то некоторые на первый взгляд нормальные себе дверные проемы та же система таковыми никогда не признает, даже если они будут широкими и их геометрия позволит пройти целой роте солдат.
Это происходит даже несмотря на то, что фактически «незаконные» выходы менее опасны, чем признаваемые законными по причине заведомо недостоверных расчетов индивидуального риска выходы неправильных размеров.
Федеральный закон не содержит требований к геометрии выхода, обозначение которого обязательно должно быть на схеме, зато содержит требования к объемно-планировочным решениям, влияющим на безопасность людей.
Мы проанализировали эти выходы и свели их в таблицу на уровне соответствует или не соответствует планировка Федеральному закону. После каждого такого анализа мы попробовали порассуждать, в чем физический смысл такого требования.
Мы рассмотрели и проанализировали только двери первого этажа. Знаком «+» обозначено соответствие требованиям, знаком «-» не соответствие указанной норме Федерального закона
подпункт а) пункта 1) части 3 статьи 89 ФЗ-123
Отсутствует выход, соответствующий требованиям законодательства из помещения №1.Если проем в наружной стене из помещения первого этажа ведет сразу наружу, то он считается безопасным. Любой другой выход (в лестничную клетку не имеющую дверей в наружных стенах или на лестницу 2-го типа – внутреннюю открытую или наружу, но не непосредственно, а на лестницу 3-го типа (мы встречали первый этаж, расположенные на уровне 2,5 метров от уровня земли, что могло бы привести и к такому проектному решению) – не отвечает требованиям Федерального закона (хотя это тема для отдельной статьи и здесь мы ее подробно рассматривать не будем). Отдельно нужно упомянуть о проходе непосредственно наружу через тамбур. Пункт 6.9* СНиП 21-01-97 предусматривал возможность оборудовать двери тамбуром, в том числе и двойным. Из системы технического регулирования это исключено, что делает возможным для особо въедливых инспекторов или экспертов запретить тамбур перед эвакуационным выходом. Пока мы на практике не встречались с такого рода запрещениями и ориентируемся именно на старый СНиП, но о возможности такого экспертного мнения нужно знать и быть к нему готовыми.
подпункт а) пункта 1), пункт 3) части 3 статьи 89 ФЗ-123
Рассматриваемый норматив обусловлен необходимостью избежать лабиринта из помещений, в которых люди могут заблудиться. Исключение сделано только для помещений с функциональным назначением «коридор» и «вестибюль (фойе)», это будет понятно из анализа следующих нормативов.
подпункт б) пункта 1), пункт 3) части 3 статьи 89 ФЗ-123
Так как к эксплуатации коридоров предъявляются повышенные требования пожарной безопасности (запрещение размещать шкафы и т.п.) то несмотря на то, что планировка абсолютно идентична рассмотренной в предыдущем примере и признанной не соответствующей законодательству, в таком варианте она вполне приемлема. Мы видим, что в данном случае пространство №3 обеспечено безопасным выходом в соседнюю комнату обеспеченную выходом наружу через коридор. Аналогично движение при пожаре через вестибюль (фойе)
подпункт б) пункта 1), пункт 3) части 3 статьи 89 ФЗ-123
Так как к эксплуатации коридоров предъявляются повышенные требования пожарной безопасности (запрещение размещать шкафы и т.п.) то несмотря на то, что планировка абсолютно идентична рассмотренной в предыдущем примере и признанной не соответствующей законодательству, в таком варианте она вполне приемлема. Мы видим, что в данном случае пространство №3 обеспечено безопасным выходом в соседнюю комнату обеспеченную выходом наружу через коридор. Аналогично движение при пожаре через вестибюль (фойе)
подпункт в) пункта 1), пункт 3) части 3 статьи 89 ФЗ-123
Объяснить эту норму тоже не так сложно. Вестибюль, как и коридор – помещение относительно безопасное, поэтому закон допускает и такую эвакуационную схему. И, следующий вариант, тоже допустим. Обратите внимание здесь он – «несоответствующий», а в следующем примере – вполне себе ничего, стоит опять же «обозвать» комнату № 2 «коридором» и волшебным образом из помещения №4 появляется отвечающий закону выход, которого раньше не было.
подпункт д) пункта 1), пункт 3) части 3 статьи 89 ФЗ-123
Измените название – и все станет соответствовать закону. Это так, но только на первый взгляд. Меняется не название, меняется функциональное назначение. И тот кому очень хочется план эвакуации при пожаре сделать самому, должен понимать, что помимо изменения названия, необходимо обеспечить и соответствующую нофому функциональному назначению эксплуатацию, и это тоже часть действий по разработке плана. Коллегам же из надзорных ораганов следует в таком случае проверить, соблюдены ли при изменении функционального назначения соответствующие параметры пожаробезопасной эксплуатации – и отделение коридора противопожарными преградами, если высота здания более 28 метров, и геометрия маршрутов, по которым при пожаре будут двигаться люди, и правила эксплутации, и внесение изменений в декларацию пожарной безопасности. Без этого, простое переименование помещений бессмысленно. Следующий норматив – лестничная клетка
подпункт е) пункта 1), пункт 3) части 3 статьи 89 ФЗ-123
В данном случае помещение № 3 не обеспечено проемом отвечающим требованиям закона также, из за того что ведет через несколько помещений. И простым переименованием помещения №1 в коридор, это нессответствие закону не устранить, так как следующий норматив включает странное понятие «рекреационная площадка». Признаться (и это еще один «привет» тем, кто думает, что возможно план эвакуации при пожаре сделать самому, без помощи специалиста) что даже пожарные инженеры и профессионалы архитекторы не могут понять, что такое эта самая «рекреационная площадка». В пожарной энциклопедии мы разместили соответствующую статью, в дальше приведм пример того, как это выглядет на планировке.
подпункт е) пункта 1), пункт 3) части 3 статьи 89 ФЗ-123
Подытожим: тот кому нужно план эвакуации сделать самостоятельно, должен быть готов провести такого рода анализ. Но, это был описан только анализ соответствия пожарным нормам помещений первого этажа. Без учета категорий этих помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, без анализа геометрии безопасных маршрутов движения людей. Все, о чем написано в этой статье – это только объемно-планировочные решения. Только по одному этажу. Анализ подобных решений из помещений цокольного этажа гораздо сложнее. Речь не идет о каких-либо инженерных расчетах, только банальное сравнение планировки с требованиями всего одной статьи Федерального закона!
Поэтому мы все-таки рекомендуем избавиться от иллюзии о возможности самостоятельной разработки и изготовления плана эвакуации, ведь если план сделан неправильно, то самостоятельная разработка его может закончиться для разработчика ответственностью, в том числе и уголовной, по 219 статье Уголовного Кодекса России.
Источник
Разработка и изготовление плана эвакуации при пожаре
План эвакуации людей при пожаре — это схематичное изображение аварийных выходов и эвакуационных путей из здания в чрезвычайной ситуации.
Нормативное регулирование
Документ, регламентирующий требования к планам эвакуации, — ГОСТ Р 12.2.143–2009. Значки и указатели разрабатываются в соответствии с ГОСТ Р 12.4.026-2001. В п. 2 ст. 84 Федерального закона 123-ФЗ есть требование об идентичности звуковой и другой информации при пожаре эвакуационным схемам.
Виды эвакуационных планов
Госстандарт устанавливает виды эвакуационных чертежей:
- этажные — для целого этажа;
- локальные — для отдельных помещений;
- секционные — разрабатываются, если не хватает места для адекватной схемы: для этажей более 1000 кв. м, при наличии на этаже нескольких отдельных эвакуационных выходов, дверей, турникетов; если пути к выходу слишком длинные;
- сводные или общие — для здания целиком на основе поэтажных и секционных.
ГОСТы не пересматриваются ежегодно: требования к плану эвакуации 2020 такие же, как и в 2019 г.
Кто разрабатывает схему
Ответственный за разработку и размещение — руководитель. Смотрим правила противопожарного режима п. 7: на объектах скопления людей более 50 человек или с количеством рабочих мест больше 10 ответственность за наличие эвакуационных схем возлагается на руководителя.
В письме МЧС России от 11 05 2014 № 19-1-13-969 указано, что разработка и изготовление эвакуационных материалов никаких разрешений не требует. Таким образом, руководитель организации сам решает, кто отвечает за эти документы и кто их изготовит.
Споры вызывает постановление № 1225 от 30.12.2011, в котором говорится о необходимости получения лицензии на изготовление противопожарных систем. Поясняем: в 2014 году отменено обязательное требование производства схем эвакуации в фотолюминесцентном исполнении. МЧС разрешает изготавливать их на бумаге. Если вы решили делать фотолюминесцентный план эвакуации, ГОСТ обязывает вас обратиться к лицензированной организации. Если ваш проект бумажный, вы вправе сделать его сами.
Как сделать схему
Основное требование к схеме — ее понятность. В чрезвычайной ситуации человеку надо сориентироваться и быстро найти путь к ближайшему выходу — вот для чего используются планы эвакуации на этажах. Схема должна быть максимально доходчива.
Вариант 1. Начертить от руки
Проект делается на основании чертежа здания. Графическая часть — схематичное изображение помещений с обозначением выходов: основных, аварийных и запасных.
После того как чертеж готов, точно узнайте эвакуационные пути и обозначьте их прямыми линиями. Пунктиром пометьте запасные пути. Разборчиво укажите расположение окон, огнетушителей, пожарных кранов, противопожарных и электрических щитков. Не обязательно точно придерживаться размеров помещения, масштаба. Ваша задача — сделать чертеж максимально понятным.
В текстовой части расшифруйте знаки, размещенные на чертеже. Коротко распишите инструкцию о действиях в ЧС и укажите номера служб спасения. Если есть возможность, обратитесь к пожарному инспектору за консультацией: что указывается на плане эвакуации этажа и соответствует ли готовый проект ГОСТу.
Нет запрета на изготовление схемы небольшого помещения вручную. Если здание большое, с многими секциями, — разработка и изготовление плана эвакуации людей при пожаре могут быть осуществлены в специальной программе.
Вариант 2. С помощью компьютерных программ
Самостоятельно эвакуационную карту легко изготовить на ПК с помощью Microsoft Word или Paint. Стандартное ПО подойдет, если помещение небольшое и чертежей не слишком много. Эти программы удешевят стоимость изготовления плана эвакуации при пожаре для маленькой организации.
Можно воспользоваться векторным редактором AutoCAD или ПО для создания схем (например Splan). Они содержат набор инструментов для составления чертежей и проектирования. Минус — работа в них потребует специальных знаний.
Оптимальный вариант решения задачи — ПО с одноименным названием «План эвакуации». В нем предусмотрены все требования ГОСТа. Необходимые знаки доступны в пакете, их не надо дополнительно подгружать.
Вариант 3. Заказать подрядчику
Если помещение большое и сложное, а тем более если оно предполагает массовое пребывание людей, найти компанию, которая подготовит такую схему, — наиболее рациональное решение. Стоимость таких работ невысока, но при размещении заказа уточните, что нужно не только напечатать его, но и подготовить макет.
Требования к оформлению
Кроме главного условия — понятности, есть требования к оформлению:
- Размеры. Этажные и секционные схемы — не меньше 600×400 мм, локальные — 400×300 мм.
- Нельзя придумывать значки. ГОСТ Р. 12.4.026-2001 содержит набор пиктограмм, их надо использовать при изготовлении.
- Размер значков, шрифты надписей определены в том же ГОСТе.
- Цветные только пиктограммы. Надписи и другие изображения — в черном цвете.
Образец плана эвакуации при пожаре
Где расположить эвакоплан
В многоэтажных зданиях планы эвакуации необходимо размещать на каждом этаже. Обязательное условие — наличие их в коридорах, ведущих к выходам. Расстояние между ними не должно превышать 60 м. При определении местоположения чертежа учитывайте освещенность и видимость. Схемы не должны дезориентировать человека: выход или лестница указаны справа — там они и должны находиться.
На самом чертеже указываются места размещения эвакопланов.
Что будет при нарушении требований к составлению плана эвакуации
Ответственность за наличие эвакуационных схем возлагается на руководителя. За нарушение грозит штраф:
- на физлицо — от 15 000 до 20 000 руб., за повторное — до 30 000;
- на юрлицо — от 150 000 до 200 000 руб., повторное нарушения — до 400 000 или приостановление деятельности до 3 месяцев.
Источник