Планер пионер своими руками

Планер пионер своими руками

Планеров «Пионер» я изготовил в общей сложности около десятка, слегка совершенствуя его конструкцию в последующих экземплярах. Часть из них разбилась, улетев далеко от места запуска и встретив в месте посадки «незапланированное» препятствие. Но легкость и быстрота изготовления модели не давали долго зацикливаться на «досадных огорчениях». А один экземпляр сохранился у меня до сих пор. К достоинствам этой модели следует отнести его простоту конструкции, недифицитность используемых материалов, прекрасные летные качества, легкость «настройки» при первых запусках и довольно большую прочность конструкции (в чем я каждый раз убеждался, наблюдая иногда неудачные посадки).

П ланер «Пионер», внешний вид которого показан на цветной заставке, представляет собой моноплан. Крыло размахом в 1 метр имеет загнутые под углом в 30 градусов законцовки с целью обеспечения поперечной устойчивости в полете. Подъемную силу создает крыло удлиненной формы. Состоит оно из нервюр (сосновая фанера толщиной 1 мм — 28 штук), передней 5х5 мм и задней 8х2 мм кромок, лонжерона 10х5 мм и двух законцовок ( сосновая фанера толщиной 1 мм). Кромки и лонжерон изготовлены из сосновых реек. Пространство между двумя центральными нервюрами заполнено пенопластом. Что позволяет крепить крыло к фюзеляжу резиновым жгутом без повреждения бумажной обшивки. Рейки в местах отгиба законцовок изгибают над огнем, предварительно размочив места сгиба в воде. Лонжерон в местах изгиба (изгибать после треугольного тридцатиградусного надреза до середины планки) укреплен двумя уголками из фанеры толщиной 1 мм (клеить и обмотать нитками в 1 слой). Законцовки укреплены дополнительными пенопластовыми уголками. Углы изгибов задней и передней кромок дополнительно укреплены треугольниками из плотной бумаги (ватман). Собирают крыло на ровной доске подходящего размера, используя её как стапель. На доску укладывают чертеж крыла в масштабе один к одному, по краям очертаний крыла вбивают несколько гвоздиков в доску. Затем устанавливают заднюю и переднюю кромки упирая их в гвозди, далее лонжерон и потом уже нервюры. Для обеспечения одинаковых углов изгибов законцовок крыла используют специальные отрезки досок одинаковых размеров, расположив их вертикально под законцовками на равных расстояниях от изгибов. Все соединения проклеивают синтетическим клеем. Если клей и прольется где-нибудь, то это не создаст особых проблем, так как между элементами крыла и доской находится бумага. Крылу дают высохнуть, обрабатывают шкуркой и обклеивают бумагой «Калька». После того, как высохнет клей, кальку обрызгивают водой (из пульверизатора) и дают хорошо высохнуть на солнце. После этой процедуры бумага хорошо натягивается. Затем покрывают тонкой пленкой ацетонового лака, но даже и без лакового покрытия модель обладает хорошими летными данными.

Рис.1. Чертеж планера «Пионер». Вид сверху.

Рис.2. Планер «Пионер». Вид спереди.

Ф юзеляж планера выполнен из двух сосновых реек сечением 10х5 мм и длиной 700 мм. Рейки скреплены между собой пятью сухариками (проклеить и обмотать поверх нитками в один слой) — кусочки реек сечением 10х5 мм и длиной 10 мм. Носовая часть фюзеляжа выполнена из фанеры толщиной 5 мм. В нижней части имеется крючок под леер. Носовой отсек (балластный отсек) изготовлен из фанерных щечек толщиной 3 мм. Щечки скреплены клеем и четырьмя гвоздиками. У передней кромки крыла (в круглое отверстие через носовую часть и рейки фюзеляжа) установлен штифт из бамбука круглого сечения диаметром 5 мм и длиной 6 мм. Он служит для крепления крыла с помощью резинового жгута. Носовая часть и фюзеляж окрашены нитрокраской.

Рис.3. Планер «Пионер». Вид сбоку.

Рис.4. Носовая часть фюзеляжа. Рис.5. Киль.

Х востовое оперение планера состоит из стабилизатора (стабилизатор не несущий) и киля. Они выполнены из сосновых реек сечением 5х5 мм. Углы и соединения реек укреплены уголками из плотной бумаги (ватман). Оперение обклеено бумагой «Калька» с обеих сторон. Крепится киль к рейкам фюзеляжа клеем (зажать между рейками и посадить на клей). Стабилизатор к фюзеляжу крепится резиновым колечком как показано на рисунке. Вид планера сверху, сбоку, спереди, чертежи киля, нервюры и носовой части фюзеляжа показаны на рисунках №1. 6.

Рис.6. Чертеж нервюры.

П еред запуском планера следует заполнить его балластный носовой отсек свинцовой дробью так, чтобы центр тяжести модели располагался на расстоянии 1/3 хорды несущего крыла (33% длины нервюры считая от передней кромки крыла). Под переднюю кромку несущей плоскости следует подложить деревянную пластинку размером 20х10 мм. Толщину её следует подобрать так, чтобы угол установки крыла (угол атаки) по отношению к линии фюзеляжа составил 3,5 градуса. Первые пробные запуски планера нужно производить с руки. Подбирая в небольших пределах величину угла установки крыла и подбирая величину веса балласта (тем самым изменяя место положения центра тяжести — центровку) добиваются плавного полета планера без кабрирования или пикирования. Первый запуск с помощью леера (леер — тонкая веревка, жгут, длиной 50 метров с укрепленным с одной стороны проволочным поводком 10 см длиной и изогнутым в колечко диаметром 4 см на конце, а также с флажком в виде удлиненного треугольника, укрепленного на поводке, другой конец леера закреплен на каркасе «плоской» катушки, выпиленном из фанеры) следует производить при слабом, встречном, ламинарном ветре на площадке, свободной от различных препятствий в радиусе 1,5 км. При отсутствии восходящих потоков планер держится в воздухе несколько минут и, как правило, совершает посадку внутри указанного круга. При наличии восходящих потоков и более сильного ветра этот планер улетал далеко за пределы вышеуказанного круга.

Читайте также:  Покраска дисков колес своими руками

Источник

МОДЕЛИ МЕТАТЕЛЬНЫХ ПЛАНЕРОВ «ПИОНЕР» и «ЮНИОР»

Метательные планеры с увлечением конструируют как начинающие, так и опытные авиамоделисты. Привлекает здесь то, что модели из вполне доступных материалов получаются не хуже, чем собранные из дефицитной бальзы. Следует напомнить, что в соревнованиях с такими моделями главное — это достижение максимальной продолжительности полёта, при этом спортсмены могут запускать метательный планер только броском руки.

Предлагаем вниманию моделистов два несложных метательных планера — «Пионер» и «Юниор», разработанных в кружке экспериментального моделирования города Костромы. Обе модели показали хорошие результаты на соревнованиях — даже при отсутствии значительных восходящих потоков продолжительность их полета составляла не менее 30 секунд.

Подготовительная работа начинается с выполнения чертежей деталей планера в масштабе 1:1, изготовления шаблонов крыла, стабилизатора, киля и носовой части фюзеляжа, а также подбора материалов. Для крыла, стабилизатора и киля лучше всего использовать пенопластовые потолочные плитки толщиной 3,5 мм с габаритами 500×500 мм, которые вполне можно приобрести в магазинах строительных и отделочных материалов.

Для носовой части фюзеляжа потребуется более плотный пенопласт. Хвостовую балку и лонжерон крыла лучше всего выстругать из сосны. Понадобятся также плотная чертёжная бумага (ватман), тонкая писчая бумага, а также клей ПВА и нитрокраски. Создание моделей рекомендуется начинать с изготовления несущих поверхностей, киля и стабилизатора. Детали эти после разметки контура по шаблонам следует вырезать из пенопласта остро заточенным скальпелем.

Как видно из чертежей, у обеих моделей форма крыла в плане — прямоугольная, с постоянным профилем. Для крыла «Пионера» потребуется заготовка толщиной 3,5 мм, а для крыла «Юниора» — толщиной 7 мм (такую заготовку можно получить, склеив две пенопластовые 3,5-мм пластины).

После отверждения клея в крыле прорезается паз под лонжерон, а затем производится профилирование. Профиль крыла — плоско-выпуклый. Первоначально придать ему нужную форму лучше всего с помощью остро заточенного ножа, ну а окончательно довести можно с помощью шкурок различной зернистости, наклеенных на фанерные пластины размерами 200×50 мм, пользуясь при этом шаблоном из тонкой фанеры.

Далее, у крыла следует отрезать концевые части (так называемые «уши») и после подгонки приклеить их на те же места, выдерживая равные углы. При этом рекомендуется пользоваться простейшим шаблоном — деревянным клином, вырезанным в соответствии с размерами отгиба консолей, указанными на чертеже соответствующего планера.

После сборки крыла его передняя кромка вплоть до лонжерона обтягивается тонкой писчей бумагой с помощью клея ПВА, разбавленного водой. Профиль киля и стабилизатора — плоский, со скругленной передней и заострённой задней кромками. В задней части каждой детали неглубокими надрезами обозначаются рули направления и высоты — они используются при отладке моделей планеров. При изготовлении фюзеляжа следует использовать мелкопористый пенопласт и сосну.

В носовой части фюзеляжа прорезается отверстие по профилю крыла, с учетом установочного угла в 2°, а также паз — под балансировочный свинцовый груз. Сборка планера производится с помощью клея ПВА. Готовое крыло аккуратно вставляется в отверстие на фюзеляже и фиксируется клеем. Далее, на нижнюю поверхность правого полукрыла, вплотную к фюзеляжу наклеивается треугольная пластина из фанеры толщиной 1,5 мм — опора для указательного пальца спортсмена при запуске модели.

Место стыка крыла и фюзеляжа усиливается полосками из чертежной бумаги. И в завершение сборки окончательно устанавливаются и фиксируются клеем киль и стабилизатор. Отделка моделей заключается в окраске нитроэмалью оклеенных бумагой участков крыла и хвостовой балки. Масса готового к полёту «Пионера» не должна превышать 26 г, «Юниора» — 30 г. Отладку планеров следует начинать с устранения перекосов, после чего можно приступить к балансировке.

Она заключается в том, что с помощью загрузки или облегчения носовой части фюзеляжа планера добиваются того, чтобы его центр тяжести располагался на оси лонжерона крыла. При этом загрузка производится с помощью кусочков свинца, закладываемых в вырезанный в носовой части фюзеляжа паз, а облегчение — высверливанием в фюзеляже отверстий.

После такой предварительной балансировки кусочки свинца расплавляются и отливаются в подходящую по размерам форму; готовый свинцовый брусочек обматывается нитками, промазывается клеем и опять закладывается в паз. Во время пробных запусков необходимо добиться плавного перехода модели от набора высоты к парению в левом вираже. Отклонения от курса корректируются с помощью незначительных отгибов задних кромок крыла, стабилизатора и вертикального оперения.

(Автор: А.ТИХОНОВ, г. Кострома)

Метательные планеры «Пионер» и «Юниор» (номера и названия позиций обеих моделей совпадают): 1 — балансировочный груз (свинец); 2 — носовая часть фюзеляжа (мелкопористый пенопласт); 3 — фюзеляжная балка (сосновая рейка); 4 — киль (пенопластовая облицовочная плитка s 3,5); 5 — крыло (пенопластовая облицовочная плитка s 3,5); 6 — усиление задней кромки крыла (фанера 7 — лонжерон крыла (сосновая рейка); 8 — стабилизатор (пенопластовая облицовочная плитка s3,5)

Читайте также:  Обвязка для скалолазания своими руками

Источник

Планер своими руками: чертежи, схемы, инструкция

В одном из старых номеров журнала «Пионер» дается инструкция, чертежи и схемы, как сделать простую модель планера типа «А-1» своими руками, в домашних условиях.

Модель планера летает без мотора и воздушного винта, плавно снижаясь, планируя, как бы скользя в воздухе. Запускается она обычно с леера. Леер — это толстая нитка длиной в пятьдесят метров с колечком на конце. На модели планера есть крючок, на него-то и надевается это колечко.

Запускать модель надо против ветра. Она, подобно воздушному змею, устремляется вверх и поднимается на высоту около сорока пяти метров. В этот момент запускающий ослабляет леер, кольцо соскальзывает с крючка, и модель летит свободно. Когда ветра нет, запускающему приходится пробежать немного с леером, чтобы модель и в безветрие поднялась примерно на ту же высоту. Если модель попадет в восходящий воздушный поток, она не станет снижаться и даже может начать набирать высоту.

Модели планеров бывают разного размера. В авиамодельном спорте наиболее распространены два типа моделей: «А-2» и «А-1». «А-2»—большая модель, с размахом крыльев около двух метров. Такие модели, если они хорошо отрегулированы, летают по две — три минуты, а иногда могут даже совсем скрыться из виду. Но они сложны, построить их могут только опытные авиамоделисты.

Детям при помощи взрослых можно заняться постройкой не таких больших и более простых моделей — «А-1». Размах крыла этой модели—1 000—1 200 миллиметров, и летает она в среднем от одной до двух минут. К этим моделям предъявляется одно непременное требование: суммарная площадь крыла и стабилизатора ее должна быть не больше 18 квадратных дециметров, а вес в полете — не меньше 220 граммов.

Модель планера «Пионер»

Детали и материалы-заготовки

Для постройки модели (рис. 1) необходимо заранее подготовить следующие материалы-заготовки:

1. 18 пластинок из фанеры толщиной 1 мм или 1,5 мм или из картона толщиной 2 мм; размер каждой пластинки — 130X10 мм
2. Сосновую рейку сечением 12X3 мм, длиной 1 110 мм.
3. Сосновую рейку сечением 5X4 мм, длиной 1 110 мм мм.
4 а. Сосновую рейку сечением 7X7 мм, длиной 650 мм.
4 б. 4 сосновые рейки сечением 7X3 мм, длиной каждая—250 мм.
5. 2 сосновые рейки сечением 10X2 мм, длиной 130 мм каждая.
6. 2 листа писчей бумаги.
7. 1 лист фанеры толщиной 3 мм или плотного картона толщиной 4 мм размером 340X120 мм.
8. Лист фанеры толщиной 3 мм или плотного картона размером 200X100 мм.
9. 2 сосновые рейки сечением 10ХЗ мм, длиной каждая 700 мм.
10. Сосновую пластинку толщиной 3 мм, размером 25X15 мм.
11. Сосновую рейку сечением 10ХЗ мм, длиной 130 мм.
12. Сосновую рейку сечением 5Х2 мм, длиной 150 мм.
13. Сосновую рейку сечением 5Х2 мм, длиной 120 мм.
14. 5 сосновых реек сечением 3Х2 мм, длиной каждая 90 мм.
15. Сосновую пластинку толщиной 2 мм, размером 100Х25 мм.
16. 2 сосновые рейки сечением 3Х2 мм, длиной каждая 400 мм.
17. Сосновую рейку сечением 3Х2 мм, длиной 85 мм.
18. Сосновый брусочек сечением 5Х3 мм, длиной 120 мм.
19. 2 листа папиросной бумаги 400Х500 мм для обтяжки крыла и оперения.
20. Дубовый или бамбуковый штырек длиной 25 мм, диаметром 4 мм.
21. Резиновую ленту сечением 1Х4 мм, длиной 1 500 мм.
22. 30 гвоздей длиной 8 мм.
23. Нитроклей, его можно заменить казеиновым или столярным.
24. Суровую нитку длиной 50 м для леера с кольцом на конце, сделанным из проволоки толщиной 1 мм.

Перед кольцом к лееру крепится треугольный флажок из материи длиной 300—400 мм и шириной 50 мм.

На всех рисунках и в тексте детали обозначаются одной и той же цифрой. Каждая деталь делается из заготовки. Чтобы узнать размеры заготовки, из которой надо делать деталь, отыщите в списке заготовок цифру, которой обозначена деталь.

Как сделать планер: крыло

По шаблону 1 (рис. 2), вырезанному из картона, надо по возможности точнее острым ножом или лобзиком вырезать из фанеры или из картона 18 нервюр, придающих крылу определенный профиль. Для удобства все 18 заготовок лучше заранее сбить гвоздиками в стопку и выпиливать все нервюры одновременно.

Затем для задней кромки 2 надо заготовленную рейку сострогать рубанком на треугольное сечение и изогнуть ее над огнем спиртовки или керосиновой лампы в двух местах, отступив по 240 мм от каждого конца так, чтобы концы рейки слева и справа были бы подняты на 140 мм от середины. Перед сгибанием места изгибов смочите водой.

После этого в местах расположения нервюр (рис. 3) сделайте ножовкой прорези глубиной 2 мм и шириной 1 мм (рис. 2).

Передняя кромка 3 изготавливается из сосновой рейки; она изгибается точно так же, как и задняя кромка. Затем из реек 4а и 4б собирается основная продольная деталь крыла — лонжерон 4. Рейку 4а надо обрезать (ее длина—-650 мм) и по концам ее приклеить и привязать нитками рейки 4б так, как это показано на рисунке 3. При этом надо следить, чтобы концы этих реек были приподняты на 140 мм над серединой.

Читайте также:  Опель мерива ремонт рулевой рейки своими руками

Теперь надо разметить карандашом на доске по чертежу (рис. 5)

положение нервюр, лонжерона и кромок и укрепить булавками на доске переднюю, заднюю кромки и лонжероны (рис. 6).

Нервюры надеваются поверх лонжерона, концы их вставляются в прорези в задней кромке и носки плотно прижимаются к передней кромке.

Все места соединения деталей крыла надо тщательно смазывать клеем. Задняя и передняя кромки соединяются на клею под прямым углом рейкой 5, концы которой крепятся к задней и передней кромкам посредством бумажных накладок 6. Для жесткости в месте перелома передней кромки крыла надо наклеить бумажные угольники.

После того как клей высох, надо, вынув булавки, снять крыло с доски и острым ножом срезать одну грань передней кромки так, чтобы передняя кромка не выступала за контур профиля. Затем проверить, не перекошено ли крыло. Если есть перекос, его можно устранить, изгибая крыло над электроплиткой.

Далее крыло надо обтянуть папиросной бумагой 19. Прямую центральную часть крыла и концевые части, отогнутые кверху, надо обтягивать отдельно. Причем верх и низ этих частей тоже обтягиваются отдельно: сначала низ, а затем верх (рис. 7).

После обтяжки надо спрыснуть крыло водой из пульверизатора и уложить его на ровную доску, под концы крыла проложить подпорки, к ним прижать крыло какими-нибудь грузами и в таком виде оставить сохнуть (рис. 8).

Фюзеляж и киль

Передняя часть фюзеляжа из фанеры или картона вырезается по рисунку 9. На носок передней части наклеиваются с обеих сторон накладки 8 и схватываются гвоздями. Вверху сделайте пилотскую кабину с летчиком, как показано на рисунке 9.

Поперек плоскости передней части фюзеляжа 7 укрепляется на клею штырек, выстроганный из бамбука. Потом с боков передней части фюзеляжа на клею и на гвоздях крепятся рейки 9 так, как это показано на рисунке 4. Поверх реек 9 также на гвоздях и на клею укрепляется сосновая пластинка 10, вырезанная по рисунку 4. Между рейками 9 на клею надо проложить на расстоянии 100 мм «сухарики» 11, вырезанные из сосновой рейки.

Киль плоский, он собирается на клею из реек и бумажных угольников на плоской доске по размерам, указанным на рисунке 5: передняя кромка 12, задняя кромка 13, верхняя кромка 14 и нижняя кромка 15 из сосновой пластинки.

Бумажные угольники надо наклеивать сначала с одной стороны (рис. 4), когда киль прижат к доске булавками. Затем киль надо снять и приклеить угольники симметрично с другой стороны. Собранный киль устанавливается между рейками фюзеляжа 9 так, как это показано на рисунке 4. Места соединения проклеиваются, и рейки соединяются с килем двумя гвоздиками.

Нижняя часть киля, выступающая под рейками, оклеивается с обеих сторон писчей бумагой, а верхняя часть киля тоже с обеих сторон обтягивается папиросной бумагой.

Стабилизатор

Стабилизатор собирается на ровной доске также, как и киль.

Передняя и задняя кромки 16 и нервюры 17 делаются из сосновых реек. Размеры стабилизатора показаны на рисунке 5. Для крепления к фюзеляжу стабилизатора к нему клеем и нитками крепится сосновый брусочек 18. Стабилизатор обтягивается папиросной бумагой сверху сплошным листом.

Сборка и регулировка модели

Наденьте крыло на фюзеляж и туго прижмите его резиновой лентой 21. Стабилизатор вставляется брусочком 18 между рейками 9 и хвостовой частью фюзеляжа.

Перед стабилизатором и за ним рейки 9 надо туго перевязать резиновой лентой. Поглядите на модель спереди: стабилизатор должен быть параллелен крылу, у крыла и стабилизатора не должно быть перекосов.

Собранную модель планера надо уравновесить и проверить, правильно ли расположен ее центр тяжести. Для этого уравновесьте модель, удерживая крыло на двух пальцах. Пальцы ваши должны находиться примерно на кружочке, которым на рисунке 5 обозначен центр тяжести. Если хвост модели перевешивает, в носок фюзеляжа насыпьте дроби.

Регулировать модель планера надо сначала над травой или над снегом, запуская ее с колена легким толчком, а затем уже переходить на запуск из рук с полного роста. Если модель задирает нос при запуске, следует понемногу прибавлять загрузку в носок фюзеляжа или несколько уменьшить угол установки крыла, слегка подрезав сверху пластинку 10.

Если же модель летит круто носом вниз, надо увеличить угол установки крыла, сделав дополнительную тонкую подкладку на ту же пластинку.

Отрегулировав модель при запуске из рук, можно переходить к запуску с леера. Кольцо леера надевается, как на крючок, на нижний «рог» фюзеляжа.

Запускать модель с леера надо строго против ветра, причем первые запуски надо производить сначала при слабом ветре.

И. Костенко, журнал «Пионер», 1959 год

Метки: планер своими руками, как сделать планер своими руками в домашних условиях, чертежи, модель планера.

Источник

Оцените статью
Своими руками