Планер бро своими руками

Планер БРО-11.

Планер БРО-11.

Разработчик: Ошкинис
Страна: СССР
Первый полет: 1954 г.

Прототип планера БРО-11 был построен в 1954 году. Конструктор планера Б.И.Ошкинис стремился создать планер массового типа. По мысли автора, такой планер должен был быть дешевым, надежным и простым в изготовлении, чтобы его смогли построить в, любом планерном кружке. На таком планере будущие, планеристы могли бы пройти курс теоретической и наземной подготовки и обучиться пробежкам и подлетам с небольших склонов.

В 1955 году планер БРО-11 принят к серийной постройке и эксплуатировался в кружках и учебных организациях ДОСААФ. Планер применяется для первоначального обучения молодежи в возрасте 15-17 лет. Допустимый вес ученика 40-70 кг. При большем весе пилота центровка планера становится слишком передней и руля высоты «не хватает». В таком случае необходимо в хвостовой части планера укрепить специальный груз весом 3-4 кг для обеспечения нормальной центровки планера. Максимально допустимый вес планериста 85 кг.

По схеме планер представляет собой расчалочный двухподкосный моноплан с высокорасположенным крылом. Особенностями конструкции являются элероны подвесного типа, занимающие почти весь размах крыла и имеющие кинематическую связь с рулем высоты.

Конструкция планера выполнена из дерева, с небольшим количеством металлических узлов и деталей. Деревянные детали, за исключением ясеневой лыжи, изготовлены из авиационной сосны, обшивка и кницы — из авиационной трёхслойной фанеры.

Металлические детали выполнены из углеродистой листовой стали марки 25, круглой стали марки 25 и стальных труб марки 20А. Дуралюмин Д16 применен для шайб, накладок, ленты обтекателя, кабанчиков элерона, рулей и других деталей.

Запуск планера производится 18-мм резиновым амортизаторным шнуром длиною 30 м. На одном конце его прикреплено кольцо для присоединения к запускному крюку планера. На другом конце привязаны два конца веревки по 5 м каждый. За эти концы амортизатор натягивается при запуске планера. Планер может взлетать также при помощи маломощной лебедки. Благодаря малому весу планер может быть использован как тренажер для наземного обучения планеристов.

У планера БРО-11, как и у большинства учебных планеров, фюзеляж отсутствует; вместо него имеется плоская силовая ферма, к которой присоединены крыло, элероны, хвостовое оперение, пол, носовой обтекатель, сиденье, ручка, педали и полоз лыжи.

Крыло собирается из двух частей и крепится к ферме фюзеляжа за корень лонжерона, задний стрингер и к подкосу — за среднюю часть лонжерона.

Элероны подвесного типа, т. е. они не врезаны в крыло, как обычно, а подвешены под крылом. Необычным является большой размах элеронов, занимающих почти весь размах крыла. Каждый элерон подвешен на двух точках. Один шарнир расположен на хвостовой ферме фюзеляжа, другой — на кронштейне нервюры № 10 крыла.

Хвостовое оперение того же типа, как и у планера БРО-9, но меньшего веса. Конструкция узлов значительно упрощена. Горизонтальное оперение состоит из стабилизатора и двух половин руля высоты, вертикальное — из киля, составляющего заднюю часть хвостовой фермы фюзеляжа, и руля направления. Киль связан со стабилизатором двумя подкосами.

Стабилизатор имеет в плане форму треугольника. Каркас его собран из лонжерона, семи нервюр, переднего ребра, четырех бобышек и 32 книц.

За время эксплуатации планера БРО-11 выявилась необходимость изменения некоторых узлов и деталей планера. Часть этих переделок не внесена в чертежи, и они должны быть оговорены особо.

Коробка лыжи усилена:
-сечение рейки, подклеенной к верхней полке, увеличено до 20х30 мм вместо 12х30 мм;
-нижняя полка увеличена по высоте добавлением сверху наклейки размером 10х30х1600 мм; в передней части, на длине 950 мм, она сострагивается на нет;
-боковые накладки из 8-мм фанеры расширены до 100 мм вместо 80 мм;
-ясеневая лыжа в нижней части коробки заменена стальной оковкой.

Усилен передний верхний конец хвостовой фермы. Для этого подклейка сечением 12х30 мм, бобышка под ней и две 2-мм фанерные кницы увеличены.

Читайте также:  Комната для подростка своими руками бюджетный вариант

Узлы , служащие для крепления подкосов, заменены новыми, состоящими из двух стальных пластин 1,5-мм толщины. В нижней, расширенной части пластин имеются два отверстия для болта крепления подкоса и для швартовочного болта.

Размах каждого элерона уменьшен с наружных концов примерно на 120 мм.

Верхний наконечник подкоса крыла 62 переделан под карданный сухарь. Пластинка для крепления расчалок в виде отдельной детали надета на стыковой болт с наружной стороны наконечника подкоса.

Необходимо признать, что задача создания простого и дешевого, так называемого «массового», планера для первоначального обучения молодежи до сих пор еще полностью не решена.

Конструкция планера БРО-11 удовлетворяет в достаточной мере многим требованиям, предъявляемым к конструкции планера для первоначального обучения. Планер достаточно безопасен. В случае потери скорости он не падает на нос, а парашютирует, что объясняется особенностью аэродинамической компоновки. Небольшая удельная нагрузка и целиком разрезное крыло позволяют летать на очень малых скоростях. Планер в полете устойчив. Рули достаточно эффективные, но не чуткие.

Малые габариты планера БРО-11 и его малый вес позволили снизить расход строительных материалов в три-пять раз по сравнению с количеством материалов, потребных для постройки планеров типа А-1 или БРО-9. Экономия материалов и небольшая трудоемкость в изготовлении снизили стоимость планера. Он стоит вдвое дешевле, чем планер БРО-9. Снизилась также стоимость упаковки и пересылки планера. В отличие от других планеров готовый планер БРО-11 в разобранном виде может быть отправлен по железной дороге в обычном товарном вагоне.

Здесь уместно вспомнить о втором (ныне забытом) способе выпуска и рассылки серийной планерной продукции, а именно о выпуске планеров в комплекте. Комплект отличается- от готовой машины тем, что наиболее громоздкие части планера (крыло, хвостовая ферма, обтекатель) посылают в несобранном виде. Такой способ, применявшийся ранее на планерном заводе Осоавиахима и широко распространенный за рубежом, позволит снизить стоимость планера, удешевить его пересылку и, самое главное, даст возможность молодежи собрать свой планер «своими руками».

Основным недостатком планера БРО-11 является малая «живучесть». Срок службы его, короток из-за частых поломок конструкции При грубых посадках ученика, совершенно неизбежных для учебной машины, зачастую ломаются лыжа и передние раскосы хвостовой фермы. Причиной этого являются отсутствие амортизации в посадочном устройстве, совершенно необходимой для каждого учебного планера.

При доводке конструкции БРО-11 необходимо обратить внимание также и на следующие претензии планеристов.

Аэродинамическое качество планера весьма низкое, что вытекает из самого назначения планера. Плохая «летучесть» планера вызывает частые нарушения полетной инструкции путем применения недозволенно мощных средств запуска, что является совершенно недопустимым.

Благодаря особенностям схемы управления, как было отмечено, планер поднимается и опускается почти без изменения угла между продольной осью и горизонтом. Положение носового обтекателя по отношению к горизонту остается таким образом неизменным, и ученик лишается обычного ориентира для определения скорости полета. Желательно пересмотреть с методической точки зрения преимущества и недостатки схемы управления.

Планер очень чувствителен в отношении продольной устойчивости к изменению веса пилота.

Модификация: БРО-11
Размах крыла, м: 7,28
Длина, м: 5,17
Высота, м: 1,40
Площадь крыла, м2: 10,50
Масса, кг
-пустого: 58
-нормальная полетная: 118
Крейсерская скорость, км/ч: 40
Макс. аэродинамическое качество: 11
Скорость МАК, км/ч
Минимальное снижение, м/с: 1,00
Посадочная скорость, км/ч: 30
Экипаж, чел: 1.

Планер БРО-11 перед стартом.

БРО-11 на взлёте.

БРО-11. Взлёт на лебёдке.

БРО-11 перед стартом.

Планер БРО-11 заходит на посадку.

БРО-11. Схема 1.

БРО-11. Схема 2.

Список источников:
А.П.Красильщиков. Планера СССР.
Б.Н.Шереметев. Планеры.
Фотогалерея www.aeroclub.msk.ru

Проект Авиару.рф — некоммерческий. Ему очень важны ваши внимание и поддержка. Вы тоже можете помочь нам

Читайте также:  Поделки бумажные куклы своими руками

Представляем и рекомендуем наших партнёров:

Источник

«СИНИЦА» В ВАШИХ РУКАХ

«Не сули журавля в небе, дай лучше синицу в руки. » Так гласит старая русская пословица. Не знаем, ею ли руководствовался известный литовский конструктор Бронис Ошкинис, создавая свой планер первоначального обучения, которому он дал такое название (по-литовски «Зиле»). На Всесоюзном совещании работников юношеских планерных школ и конструкторского актива, проведенном редакцией журнала «Моделист-конструктор», «Синица» была единогласно признана лучшим на сегодняшний день учебным планером. Эту машину можно увидеть сейчас на многих клубных аэродромах нашей страны. Очень простая по конструкции и надежная в эксплуатации, она завоевала широкие симпатии не только молодого поколения планеристов, делающих первые шаги в небо, но и ветеранов авиационного спорта. «Зиле» выпускается сейчас серийно экспериментальным заводом ДОСААФ Литовской ССР. Однако его могли бы с успехом изготовлять и другие предприятия, располагающие самым скромным оборудованием, например, мебельные и музыкальные фабрики, деревообделочные цехи, а при соответствующем квалифицированном руководстве постройка планеров «Зиле» возможна в авиамодельных лабораториях и школьных производственных мастерских. Словом, «синица» в наших руках. Остается только проявить инициативу.

Идя навстречу многочисленным пожеланиям читателей и запросам различных предприятий, редакция начинает печатать рабочие чертежи и техническое описание этого планера, что должно содействовать дальнейшему развитию юношеских планерных школ и планеризма.

Планер Бро-11-М «Зиле» в полете показан на фото, его схема в трех проекциях — на рисунке 2, а на рис. 3 — детали. Остальное читатели найдут в подписях к чертежам. На рисунке 1 дана препарация планера, которая должна облегчить в дальнейшем чтение чертежей отдельных узлов и деталей и дать представление о технологии сборки.

Многолетняя эксплуатация планеров первоначального обучения, созданных конструктором Б. Ошкинисом, позволила выявить их особенности и недостатки, которые были очень полно учтены при проектировании Бро-11-М «Зиле». 6 технической характеристике этого планера, приведенной ниже для сравнения, отдельно указаны данные предыдущей, широкоизвестной модели этого планера — Бро-11.

Крыло планера Бро-11-М имеет очень простую и типичную для планеров конструкцию, которая может быть взята за основу при самостоятельном проектировании и постройке схожих по назначению летательных аппаратов. Это подтверждается не только работами самого Б. Ошкиниса, создавшего несколько вариантов планера именно с этим крылом, но и многих любителей, строивших различные планеры и мотопланеры. Конечно, в каждом отдельном случае должны быть учтены требования прочности: крыло, о котором идет речь в данной статье, рассчитано только на эксплуатацию в ЮПШ (полеты с помощью лебедки ПЛМ-6) и в случае установки на какой-либо другой летательный аппарат (например, мотопланер) требует соответствующего усиления.

Крыло Бро-11-М состоит из двух симметричных половин (правой и левой), выполненных из дерева и фанеры, которые крепятся к ферме фюзеляжа за корень лонжерона и задний стрингер. Каждое полукрыло фиксируется подкосом, укрепленным верхним концом к средней части лонжерона, а нижним — к ферме фюзеляжа.

Набор каждого полукрыла (см. рис. 2) состоит из коробчатого лонжерона, 17 нервюр, переднего и заднего стрингеров концевой дуги, фанерной обшивки, книц и бобышек. Металлические узлы (рис. 3) устанавливаются на каркас крыла частично до его сборки (на лонжероне и нервюрах), остальные монтируются на собранном каркасе. На рисунке 3 показан задний узел крыла и замок хвостовика расчалок. Оба эти узла ставятся после сборки крыла на заднем стрингере. Задний узел крепится двумя болтами 6X32 с шайбами и гайками М6. Место крепления усиливается фанерными накладками и ясеневой рейкой 8Х34Х104 мм. Замок расчалок укреплен тремя стальными пистонами Ø4-6 мм. Откидной крючок замка (52) вращается на болте М6, опиленном и укрепленном между двумя шайбами 3-5-16 мм. Замок контрится валиком 6X16 мм, в нижний конец которого вставлена булавка.

Лонжерон крыла (№ 11,1976г.) состоит из двух сплошных сосновых полок сечением 10X20 мм, усиленных подклейками из реек сечением 10X10 мм, трех бобышек, четырнадцати стоек и двух концевых реек. Лонжерон после сборки тщательно выстругивается фуганком и оклеивается с двух сторон фанерой толщиной 1 мм. Направление волокон «рубашки» показано на рисунке. Корневая часть лонжерона в месте установки узла крепления к фюзеляжу усилена фанерными наклейками 1X65X24 мм. Узел состоит из двух пластин Д16Т толщиной 1,5 мм, стянутых пистонами из трубы марки 20А Ø8- 10 мм. В средней части лонжерон усиливается рейками 5X12Х135 мм, наклеенными на обе полки, и фанерными накладками размера 1X135X54 мм. В этом месте, между нервюрами № 9 и № 10, установлен узел крепления подкоса крыла. Узел сваривается из стальной пластины, двух шеек и втулки.

Читайте также:  Песочница как делать своими руками

Стыковой и подкосный узлы крепятся болтами М5Х21 с шайбами и корончатыми гайками. Валик служит для стыковки крыла с фюзеляжем.

Профили крыла и элерона будут показаны в таблице ординат, что облегчает их вычерчивание в натуральную величину. Как крыло, так и элерон имеют положительную закрутку порядка + 2°, которая делается для повышения эффективности крыла на больших углах атаки (срыв потока наступает сначала в средней части крыла). Необходимая закрутка получается путем небольшого изгиба лонжерона в стапеле, перед обшивкой лобовой части крыла фанерой. После обшивки крыло сохраняет нужную закрутку.

Все нервюры имеют одинаковый профиль и хорду, но неодинаковы по конструкции. Так, нервюры № 2-9 и 11-14 -двутаврового сечения, собираются на клею и гвоздях из четырех реек сечением 5X5 мм, двух бобышек и фанерной стенки толщиной 1 мм с отверстиями (для облегчения). Корневая нервюра имеет усиленную конструкцию (коробчатое сечение). Полки склеиваются из реек 5X12 мм. Стойки, прилегающие к отверстиям для лонжерона, имеют сечение 10X12 мм, остальные стойки и раскосы — 5X12 мм. В стенках передней части нервюры вырезаются отверстия для вентиляции. Усиленные нервюры № 10 и 15 сходны по конструкции с нервюрой № 1 и имеют те же сечения реек.

К хвостовику нервюры № 10 подклеена снизу бобышка размером 14X52X185 мм. Хвостовик и бобышка обклеены с двух сторон фанерой 94X210X1,5 мм, поверх которой наклеены две рейки 8X10X185 мм. К бобышке крепится на трех болтах М5 кронштейн для элерона, вырезанный из дюраля Д16Т толщиной 3 мм. В ушке кронштейна вклепана стальная втулка внутренним диаметром 6-8 мм. Хвостовик нервюры № 16 имеет аналогичную конструкцию, только бобышка служит для предохранения конца крыла от ударов о землю.

Элероны — подвесного типа, то есть они не врезаны в крыло, как обычно принято, а подвешены под крылом на двух точках. Один шарнир расположен на ферме фюзеляжа, другой — на кронштейне нервюры № 10. Необычным является большой размах элеронов, почти равный размаху крыла. Этим достигнута их высокая эффективность в сочетании с простотой изготовления и обслуживания.

Каркас элерона состоит из лонжерона, 16 одинаковых нервюр, переднего и заднего стрингеров, обшивок и книц. Расположение нервюр в наборе симметрично нервюрам крыла. Лонжероны состоят из сосновой планки сечением 8X55 мм, с двусторонними усиливающими фанерными наклейками в трех местах. Усиленная нервюра элерона № 1 состоит из сосновой рейки размером 6X55X315, оклеенной 1-мм фанерой: с наружной стороны — по всей длине, с внутренней — на 122 мм, считая от носка нервюры. Усиленная нервюра № 10 собрана из двух полок сечением 5X7 мм, двух книц в носке с бобышкой между ними, фанерной стенки, небольшой кницы на конце, а также бобышки и кницы в средней части нервюры для крепления шарнира элерона. Конструкция нормальных нервюр такая же, как у нервюры № 10, за исключением того, что средняя бобышка с кницей отсутствуют.

Источник

Оцените статью
Своими руками